Новости ООО «Союз машиностроителей России»

01.07.2014

Рустэм Хамитов выступил на открытии молодежного форума «Инженеры будущего 2014»

30 июня Рустэм Хамитов побывал на открытии IV Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2014», который проходит в Караидельском районе. Форум действует в форме летнего образовательного лагеря для молодых конструкторов и технологов. Его программа направлена на включение начинающих специалистов в процессы решения практических инженерно-управленческих задач.

В работе форума принимают участие более 1,2 тысячи человек из 50 регионов России. Глава республики выступил на его открытии, осмотрел выставку инженерных достижений и встретился в формате дискуссионной площадки с молодыми инженерами и конструкторами.

 

Стенограмма приветственного слова Рустэма Хамитова:

Добрый день, дорогие друзья!

Я вас приветствую на славной земле Республики Башкортостан. Хочу сказать, что мы вас очень ждали, мы готовились к этому форуму – замечательному и, надеюсь, интересному и важному в вашей жизни.

Я сам инженер. Закончил Бауманское училище и приехал в гости к своим коллегам. Понимаю, что профессия инженера одна из самых главных на земле. Инженер сделал все: и колесо, и ракету, и множество механизмов, приборов, оборудования, которое окружает нас. Без инженера – никуда. Поэтому я вас всех, уважаемые мои коллеги и друзья, поздравляю с тем, что мы – инженеры.

(Аплодисменты)

Я понимаю, что у нас очень много проблем. Я понимаю, что за последние 20 лет в стране звание инженера было девальвировано. Из-за этого у нас случаются и проблемы, из-за этого у нас не удаются старты ракет, неважно работают по некоторым направлениям машины, оборудование. Но все это исправимо.

Глядя на вас я понимаю, что у нас прекрасное будущее. Глядя на вас я знаю, что мы преодолеем те проблемы, которые сегодня перед нами, к сожалению, есть. Я знаю, что у нас впереди новые открытия, новые изобретения, новые внедрения, что огромное количество молодежи, огромное количество ребят стремятся стать инженерами, хотят получить хорошее образование, хотят работать на современных заводах, оборудованных самой современной, самой надежной техникой.

Так что будут у нас безошибочно стартовать ракеты, будут летать самолеты, будут работать станки, будут изобретения, будут патенты – все у нас будет. Но для этого надо нам всем хорошо поработать. И сегодняшний форум, безусловно, даст вам новые знания, понимание того, как организовать свою деятельность. Вы познакомитесь друг с другом, вы увезете массу позитивных впечатлений, в том числе и от нашей природы, от наших людей.

Завтра дождя не будет. Мы уже «заказали» хорошую погоду, а послезавтра начнется жара – 28-30 градусов. Я надеюсь, вы отдохнете, позагораете, покупаетесь, будете собирать ягоды. И в перерывах между этими приятными занятиями будете обсуждать множество инженерных проблем.

Дорогие друзья!

Я вас всех уважаю! Вы – еще раз говорю – мои коллеги! Я понимаю, что звание инженера ко многому обязывает. Звание инженера звучит гордо! Вперед, мои дорогие друзья!

Стенограмма начала встречи Рустэма Хамитова с участниками форума:

Добрый день, дорогие друзья!

К сожалению, места мало – кому-то придется и постоять во время нашей встречи. В знак солидарности я тоже буду говорить стоя.

(Аплодисменты)

Во-первых, еще раз всем большое спасибо за то, что меня пригласили на этот форум. Действительно, для меня это и важно и волнительно в какой-то мере. Я вспоминаю свою молодость, начало творческой деятельности, инженерной деятельности. Примерно в вашем возрасте осознал, что такое инженерный труд, что такое работа инженера. Я окончил Московское высшее техническое училище имени Баумана, факультет энергомашиностроения, специальность у меня по диплому “инженер-механик”. Я специалист в области двигателей летательных аппаратов. На самом деле моя узкая специальность – это ракетные двигатели, а более широкая специализация – это двигатели всех направлений, в том числе и газотурбинные двигатели, прежде всего использующиеся в авиационной технике. Как инженер я понимаю, что движет двигателями внутреннего сгорания, как работают турбомеханизмы, насосы, компрессоры и так далее.

Я распределился на Уфимское моторостроительное производственное объединение. Страшно сказать, это было в 1977 году. Я поработал пару лет на УМПО – работал мастером механосборочного цеха. Мы собирали автоматику для ракетных двигателей, стабилизаторы соотношения компонентов, редукторы разные. И все это шло на сборку. Ракетные двигатели использовались в военном предназначении.

После этого я перешел на работу в Уфимский авиационный институт, где трудился около десяти лет, на кафедре «Теория авиационных двигателей». На самом деле мы занимались моделированием высотных условий работы ракетных двигателей. Вы понимаете, что ракета или третья ступень, которая должна лететь на высоте 50-70 километров, должна испытываться здесь, на земле. Надо было создавать условия вокруг этого двигателя, вокруг сопла двигателя адекватные тому, что происходит на высоте 50-70 километров. То есть создавать разрежение и испытывать все параметры: тяга, время работы и так далее. И вот этой работой я занимался.

Потом поработал в части наземного использования авиационных двигателей. Из авиационных двигателей мы делали компрессорные установки, газонагнетательные агрегаты, поршневые компрессоры. Это из двигателя АШ-62. Кто знает авиацию, наверное, видел наши знаменитые самолеты Ан-2. Они летают как раз на двигателях АШ-62.

После этого началась политическая карьера. Оказывается, инженеры могут преуспеть и в политических делах. Я участвовал в выборах в Верховный Совет Республики Башкортостан. Победил и после этого уже работал совсем в другом направлении. Не в таком интересном, как инженерная деятельность, но в довольно ответственном и сложном направлении. Все это пошло неплохо и в конечном итоге я стал руководителем Республики Башкортостан. Республики очень мощной, сильной, промышленно развитой, в которой машиностроительный комплекс занимает значимое место. В которой машиностроение на сегодняшний день представлено очень широко и диверсифицировано по всем направлениям инженерной деятельности. Это машиностроение, сопровождающее нефтедобычу, нефтепереработку, нефтехимию, химию. Машиностроение авиационное – очень мощное, очень сильное. Машиностроение, связанное с сельскохозяйственной техникой и так далее, и так далее. То есть практически по всем отраслям народного хозяйства наша машиностроительная отрасль имеет значительные успехи.

Безусловно, я – как инженер, как специалист, как знающий, что такое и сопромат и другие наши замечательные специальности – стараюсь способствовать тому, чтобы инженерное дело в Республике Башкортостан развивалось. Я активно лоббирую инженерные проекты у нас в Уфе, в Республике Башкортостан. Я хочу, чтобы мощь набрали такие предприятия – а они, кстати, таковыми уже являются – как УМПО, которое десять лет назад было совсем слабеньким и еле-еле выживало. Хочется восстановить агрегатные наши производства, где выпускают и собирают очень нужные для авиации системы зажигания, бортовые системы, в том числе электронные и так далее. Кроме того, нам нужно машиностроение – в еще большей степени развитое – по направлениям нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии и химии. Нам нужна лесная промышленность, нужны машины, которые перерабатывают лес. Всего очень много. Не хочу задерживать ваше внимание на этом. Единственно могу сказать, что инженеры – это фундамент нашего общества.

Есть специальности очень нужные, важные, без которых не обойтись в жизни, но инженерный труд – это фундаментально. На инженера замкнуто, вообще говоря, развитие общества. Без инженера не может работать ни медицина, ни двигателестроение, ни электроника. Ничего не может работать, если нет толкового, нормального, думающего специалиста, владеющего инженерными навыками.

Так что, наше инженерное сообщество большое. Нас, наверное, в Российской Федерации миллионы человек. Не у всех судьба складывается гладко, не у всех все получается. Вообще подорвало нашу инженерную бурную растущую деятельность перестройка конца 1980-х, начала 1990-х годов. Когда огромное количество специалистов было «выброшено за борт жизни» и люди просто-напросто выживали. У меня самого был такой момент в жизни, когда я думал инженерным делом заниматься или уйти в бизнес. Возобладал здравый смысл – я остался на инженерной работе. Хотя встречал своих однокашников в тяжелых жизненных условиях.

Как-то возвращался из командировки. Это было в середине 1990-х годов. «Проголосовал», взял такси в аэропорту и смотрю на водителя. А он моего возраста, лицо знакомое. Начал расспрашивать – кто ты, откуда? Оказывается, тоже выпускник нашего Бауманского училища. Закончил наш факультет, но группа была другая. Нас человек 500 училось на факультете. Он работал на одном из ракетных заводов, остался без предмета деятельности, вынужден был «рулить», вынужден был «шабашить». Таким образом зарабатывал себе на жизнь. Слава Богу, эти времена прошли. Хотя, конечно, есть люди, которые продолжают заниматься несвойственной им деятельностью.

Сегодня наша задача стоит абсолютно просто – каждый инженер должен найти свое место в жизни. Каждый инженер должен быть полезным и работать там, где он знает что делать, как делать. Он знает как рассчитать конструкции, он знает как нарисовать чертеж. Он знает как проектировать ту или иную установку. Он знает много. И наша задача – властных структур – создать условия для людей, чтобы они могли работать по специальности.

У вас впереди, я надеюсь, не будет этих сложных дней и сложных моментов. Хотя инженерная деятельность требует постоянного напряжения, постоянного труда, работы очень сложной, ответственной. Я сегодня говорил на открытии, что порой неудачные пуски сопровождают, допустим, работу нашего космического агентства, или у нас не так много пока передовых позиций, по которым мы являемся лидерами в мире. Мне, как «авиационщику», как ракетчику, это очень обидно было видеть. Потому что я знаю, как достигалась надежность в ракетостроении. Я понимал, что ослабла технологическая дисциплина, ослаб контроль. Я понимал, что многие вопросы пущены на самотек. Я понимаю, что много недостатков в проектной деятельности и так далее, и так далее. Но это все исправимо. Это все мы будем исправлять совместно с вами.

Я еще раз хочу поздравить вас с началом форума, пожелать вам всего самого доброго. Знайте, что мы – старшее поколение, зрелое поколение – крайне заинтересованы в вашем успехе. Для нас это, вообще говоря, вопрос выживания страны. Вы будете успешны – у страны все будет хорошо. Будут проблемы у вас – значит, точно такие же проблемы существуют и в управлении страной. Мы хотим, чтобы наша инженерная мысль, наше инженерное сообщество было конкурентоспособно. Чтобы мы не завидовали – пусть даже по-хорошему – появлению новых сверхсуперсовременных изделий, машин, механизмов. Надо, чтобы все это создавалось у нас здесь.

Я понимаю, что в основе всего лежит экономика. Я понимаю, что экономика должна «генерить» значительный поток финансовых ресурсов, на основе которого, мы уже можем, сконцентрировав свои знания, получать новые продукты. Понятно, что экономика сегодня в стагнации. Даже Республика Башкортостан довольно успешный регион Российской Федерации. Тем не менее, мы идем с показателями 101-102 процента по индексу промышленного производства к цифрам 2013 года. Это плохо, это совсем неважно. Нам надо думать, как выбираться из этой стагфляционной ситуации. Потому что, несмотря на отсутствие роста, цены растут. Люди начинают жить хуже, чувствуют себя неуверенно, отсутствует определенная перспектива, предприятия работают не на полную мощность. И эту ситуацию надо исправлять.

Много рецептов. Есть либеральные варианты, когда говорят: «Хватит государству вмешиваться в то, что происходит на предприятиях! Все должно быть подчинено внутренним законам рыночной экономики. Она сама все расставит на места!».

Другие государственники утверждают, что нужно все подчинить планированию, стратегированию, вариантам такой мягкой плановой экономики. И тогда мы сможем выйти на какие-то новые рубежи. Я думаю, что истина, конечно же, где-то посередине: нужна и динамика рыночной экономики, нужна, в то же время, плановость и стратегия, которая была присуща плановой экономике или экономике, которая была во времена Советского Союза. Вы там не работали, не знаете что это такое. Старшее поколение знает, безусловно.

Тем не менее, выход нужно искать. И выход, прежде всего в подъеме промышленного производства. Ни в каких других направлениях мы не сможем развить свою страну. Только инженерное дело, только промышленность, только промышленное производство могут нам дать основу основ – экономический базис. Будет экономика – забудутся обиды, «сотрутся» недопонимания, исчезнут конфликты. Поэтому экономика, через рост промышленного производства очень для нас важна.

Я знаю, что здесь много гостей из-за пределов нашей республики. Я вижу флаги Казахстана, Белоруси, возможно, есть отдельные представители европейских стран, Дальнего Востока. Я их приветствую. Но хочу сказать, что задача российских инженеров – вернуть утраченные позиции. Пусть на меня не обижаются наши гости, но сверхзадача наших российских инженеров – это стать самыми лучшими. Не только на территории, обозначенной как Россия и сопредельные с нами страны, но и мире.

У нас для этого есть все возможности. Мы много умеем, много знаем, у нас есть хорошие школы. Пусть они немного «потрепанные», не очень хорошо чувствующие себя, но, тем не менее, у нас есть базовые знания. Нам нужна только организованность, инициативные люди и экономическая подпитка. Сегодня мы будем общаться. Вы будете задавать вопросы. Я хочу вам сказать – нам надо становиться лучшими. У нас нет другого выбора. Мы были лучшими, работали абсолютно по всем направлениям.

Сейчас говорят, что грядут санкции, что нас лишат той или иной технологии. Эти санкции могут выступать как некий стимул для собственного развития, развития своей промышленности и создания новых технологий, которые позволят нам не так уж сильно страдать от того, что кто-то что-то нам недодаст. Понятно, мир глобален, нельзя прерывать отношения между странами. Абсолютно ясно, что нам невозможно одним работать по всем направлениям, но нам нужно сосредоточить усилия там, где мы сильны.

Мы сильны в вопросах машиностроительной практики, авиации, ракетостроения, станкостроения. Если кто скажет что это не так – мы знаем это так. Станкостроительная промышленность – основа всех основ. Мы сильны и по другим направлениям. Нам надо это понять и осознать. Выбрать пять-шесть, может десяток главных направлений и по ним развиваться и не бояться конкуренции.

Архив

2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь