Новости СоюзМаш России

06.06.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

Авиакомпания "ЮТэйр-Экспресс" договорилась о техподдержке двигателей своих SSJ 100

ATO.ru, 06.06.2014

Авиакомпания "ЮТэйр-Экспресс" (входит в группу "ЮТэйр") и производитель двигателей PowerJet (совместное предприятие НПО "Сатурн" и французской аэрокосмической корпорации Snecma) подписали соглашение о технической поддержке двигателей SaM146, которыми оснащаются самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Сообщение об этом размещено на официальной странице компании PowerJet в микроблоге Twitter.

Напомним, что в этом году “ЮТэйр-Экспресс" приступает к эксплуатации самолетов SSJ 100. Всего она получит шесть ВС этого типа. Они берутся в лизинг через компанию "ВЭБ-лизинг" и являются частью предварительного заказа материнской "ЮТэйр" на 24 SSJ 100, размещенного в 2010 г. Первое воздушное судно авиаперевозчик должен получить в июне этого года. Машиныбудут базироваться в аэропорту Уфы и выполнять полеты на внутренних маршрутах. Для обеспечения технической поддержки воздушных судов в аэропорту был открыт сервисный центр. ТОиР самолетов SSJ 100 авиакомпании "ЮТэйр-Экспресс" будет осуществляться на производственных мощностях предприятия "ЮТэйр-Уфа", которое также входит в группу "ЮТэйр".Соглашение о создании базы технического обслуживаниясамолетов SSJ 100 было подписано компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и авиаперевозчиком "ЮТэйр" при поддержке правительства Башкирии в декабре 2013 г. Как ранее сообщила группа "ЮТэйр", сейчас этот технический центр практически готов к приему первых воздушных судов.

 

 

Новости международного авиационного двигателестроения

Артур Нургалеев

Поставлен первый двигатель PurePower для самолета MRJ

 

ATO, 06.06.2014

Американская компания Pratt & Whitney осуществила поставку первого редукторного двигателя PurePower PW1200G для нового регионального самолета MRJ90, который разрабатывает японская корпорация Mitsubishi Aircraft. Первый полет MRJ запланирован на 2015 г. В начале мая этого года состоялась выкатка первого прототипа, предназначенного для наземных испытаний.

Семейство реактивных самолетов MRJ рассчитано на перевозку от 70 до 90 пасс. на расстояние до 3300 км. В рамках семейства разрабатывается две модификации. Первой будет MRJ90, рассчитанная на 88–92 пасс., следом MRJ70, которая будет вмещать 76–78 пасс.

Пока что начало поставок запланировано на II квартал 2017 г. Первым эксплуатантом должна стать японская авиакомпания All Nippon Airways, которая заказала 15 самолетов MRJ90. Общий портфель твердых и предварительных заказов на это семейство достигает 325 ВС.

Двигатели семейства PurePower до настоящего время отработали более 9 тыс. ч в процессе испытаний. Кроме MRJ различные модификации этих двигателей появятся на целом ряде обновленных и новых самолетов: Airbus A320NEO, Embraer E-Jet E2, Bombardier CSeries и российском MC-21.

Стоит отметить, что в конце мая именно из-за неполадок в двигателях PW1500G компания Bombardier была вынуждена приостановить испытания прототипа самолета CS100. В настоящее время специалисты компании P&W пытаются определить причину неисправности и методы ее устранения.

 

Новости авиастроения

Рогозин: Россия и Китай создадут новый дальнемагистральный самолет

По словам вице-премьера, Россия заинтересована в том, чтобы совместно с Китаем производить всю линейку пассажирских самолетов. Вторым важным проектом с Китаем РИАНовости, 06.06.2014

Рогозин назвал создание современного вертолета грузоподъемностью до 15 тонн.

Россия достигла договоренностей с Китаем по совместному созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, а также современного вертолета грузоподъемностью до 15 тонн, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в пятницу на форуме "Технопром".

"Достигнуты договоренности по созданию дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета с КНР. Китайский рынок огромный, 1,3 миллиарда населения, страна большая по территории, а собственного авиастроения нет", — сказал вице-премьер, добавив, что проектирование нового самолета начнется в ближайшее время.

По его словам, Россия заинтересована в том, чтобы производить всю линейку пассажирских самолетов.

Замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь в свою очередь сообщил, что объем вложений в создание дальнемагистрального самолета оценивается в 7-8 миллиардов долларов. При этом технологиями и инвестициями в проекте будут участвовать обе страны.

Вторым важным проектом с Китаем Рогозин назвал создание вертолета в рамках глубокой модернизации российского вертолета Ми-26. Он будет облегчен, но при этом не потеряет возможностей в грузоподъемности — до 15 тонн, отметил вице-премьер.

 

"МиГ" работает над концепцией легкого истребителя 5-го поколения

Военно-промышленный курьер, 06.06.2014

РСК "МиГ" не исключает возможности создания истребителя пятого поколения легкого класса.
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" рассматривает возможность строительства истребителя 5-го поколения. В качестве базовой платформы для реализации этой программы может быть выбран истребитель МиГ-35, на который будут интегрироваться перспективные технологии, сообщает еженедельник "Флайт".
Как заявил генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Коротков, специалисты корпорации уже работают над концепцией нового истребителя.
"Я знаю, что это одна из идей, одно из направлений, над которым работает конструкторское бюро, - сказал он. - Очень надеюсь, что скоро мы будем более серьезно развивать это направление".
Коротков не детализировал, как далеко продвинулась корпорация в своих исследованиях, но считает "весьма вероятным" появление нового боевого самолета. "Самое главное, чтобы на разработку был выдан заказ", - сказал он.
Коротков отвергает предложение о том, что работа над истребителем пятого поколения вызовет конфликт между РСК МиГ и компанией Сухой, которая в настоящее время ведет разработку собственной версии самолета пятого поколения ПАК ФА.
"Это два совершенно разных самолета, которые будут решать разные задачи", - заявил он.
Максимальная взлетная масса МиГ-35 почти на 5 т меньше ПАК ФА, и как предполагает Коротков, он будет более эффективен в решении большинства предполагаемых задач.
"Мы считаем, что МиГ-35 - это та платформа, которая может в перспективе стать основой истребителя пятого поколения", - сказал он.
В настоящее время РСК "МиГ" ожидает контракт Министерства обороны России на поставку МиГ-35. По словам Короткова, вся соответствующая документация по неназываемому количеству самолетов представлена Минобороны, и он надеется, что контракт будет заключен "в текущем году".
Возможны также экспортные заказы на данный истребитель - в СМИ, в частности, муссируется информация о намерении Египта приобрести 24 такие машины, оснащенные двигателями РД- 33МК разработки ОАО "Климов". Коротков, однако, отказывается комментировать эти предположения.
В апреле РСК "МиГ" получила контракт Минобороны РФ на поставку ВВС России дополнительно 16 истребителей МиГ-29СМТ.

 

Новости международного авиастроения

МАК сертифицирует новую авионику для вертолетов Robinson

ATO.ru, 06.06.2014

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) работает над сертификацией новой авионики для всего модельного ряда легких вертолетов американской компании Robinson Helicopter Company (RHC). Как сообщил вчера один из российских дилеров этого бренда — компания "Аэросоюз", поступление в продажу вертолетов Robinson с новыми приборными панелями и авионикой Garmin и Aspen пока задерживается на неопределенный срок, т.к. до завершения сертификации RHC не может выдавать экспортные сертификаты летной годности на такие машины.

Об обновлении бортового оборудования своих вертолетов RHC сообщил в начале этого года. На вертолетах R22, R44 и R66 были установлены новых приборные панели с сенсорными навигационными экранами Garmin GTN 600/700, радио и аудио оборудование Garmin (радиооборудование GTR 225B COM в стандартной комплектации заменит Bendix/King KY 196A/197A, а аудиоаппаратура GMA 350H будет использована вместо установленных на прошлых моделях EM AA12S) и дисплеи производства компании Aspen. Кроме того, вертолеты R66 и R44 получили новые приемопередатчики Garmin GDL 88.

По информации RHC, новое оборудование прошло необходимые тестовые испытания и было одобрены Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA).

 

Официальная хроника

Россия рассчитывает, что вопрос о размещении станций ГЛОНАСС в США будет решен к 1 сентября - Рогозин

ИНТЕРФАКС-АВН, 06.06.2014

Россия считает необходимым продолжить консультации с США относительно размещения на их территории станций ГЛОНАСС, заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин в Новосибирске в пятницу.
"Несмотря на некоторые сложности, которые у нас возникли с США, мы считаем необходимым продолжать взаимодействие, сотрудничество. Такого рода взаимодействие необходимо формировать на основе паритета и пропорциональности", - сказал Д.Рогозин.
Он отметил, что с 90-х годов на территории РФ работают 11 станций GPS. "Наверное, мы вправе были ожидать свободного размещения аналогичных станций ГЛОНАСС. Явно политизирован данный вопрос. Тут пошли разговоры о том, что эти станции будут играть роль разведчиков, шпионов", - сказал вице-премьер.
Д.Рогозин сообщил, что с 1 июня текущего года станции GPS были подвергнуты "определенному воздействию с тем, чтобы их нельзя было использовать в военных целях". "Для военных пользователей она теперь не имеет никакого смысла", - подчеркнул он.
При этом, по его словам, на гражданских пользователях это никак не сказалось. "Мы отводим три месяца на консультации с нашими американскими партнерами. Я надеюсь, что нас услышат не только в соответствующих навигационных ведомствах США, но и в Вашингтоне. Либо мы найдем полное взаимопонимание, либо с этими станциями (GPS, - "ИФ") надо будет что-то делать дальше, не буду говорить что", - заявил вице-премьер.

 

Представитель ГК "Ростех" посетил ОАО "Авиадвигатель"

ОАО "Авиадвигатель", 06.06.2014

Первый заместитель гендиректора ГК "Ростехнологии" Владимир Артяков посетил ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "Пермский моторный завод". Визит состоялся в соответствии с договоренностями, достигнутыми губернатором Пермского края Виктором Басаргиным с Президентом РФ Владимиром Путиным. Целью визита стала совместная проработка задач развития предприятий пермской кооперации газотурбостроения.
В поездке Владимира Артякова сопровождали: генеральный директор ОАО "ОПК "Оборонпром" Дмитрий Леликов, генеральный директор ОАО "ОДК" Владислав Масалов, руководитель дивизиона "Энергетические промышленные программы" ОАО "ОДК" Сергей Михайлов и др. Ин-тересы Пермского края представляли: губернатор Виктор Басаргин, Председатель Правительства Геннадий Тушнолобов, министр промышленности, предпринимательства и торговли Алексей Чи-бисов и др. Пермскую газотурбинную кооперацию представляли руководители предприятий: Алек-сандр Иноземцев (ОАО "Авиадвигатель"), Сергей Попов (ОАО "Пермский моторный завод"), Ми-хаил Соколовский "), Владимир Шатров (ОАО "НПО "Искра"), Виктор Пыхтеев (ЗАО "Искра-Авигаз").
На "Авиадвигателе" делегация во главе с В. Артяковым осмотрела роботизированный участок изготовления образцов, участок изготовления деталей сложных форм; присутствовала при сборке двигателя ПД-14 №100-04; осмотрела газогенератор №100ГГ-04 на испытательном стенде, выставку деталей и узлов двигателя ПД-14, а также посетила стенд испытаний полноразмерных двигателей, где проходит испытания двигатель №100-03.
Затем на площадке "Пермского моторного завода" Виктор Басаргин и Владимир Артяков провели совещание о развитии кооперации предприятий Пермского края и ГК "Ростехнологии". В ходе совещания В. Басаргин отметил, что для края чрезвычайно важна деятельность предприятий пермского двигателестроения как центра кооперации газотурбостроения. Руководство региона приветствует динамику развития КБ "Авиадвигатель", серийного завода и хотело бы с максимальной отдачей использовать компетенции по выпуску высокотехнологичной продукции, которыми обладают предприятия Прикамья.
На совещании руководители ОДК озвучили перспективы развития двигателестроительных предприятий. Планируется, что к 2017 году объем выпуска авиационных двигателей возрастет в три раза, а производство газотурбинных установок увеличится вдвое.
В ходе совещания была достигнута договоренность о совместной разработке регламента размещения заказов на предприятиях ОДК. В. Артяков отметил, что это своего рода "дорожная карта" реализации возможностей кооперации. Процессы формирования заказов должны быть прозрачными и максимально открытыми, учитывать экономические показатели, технологии, надежность производимой продукции. "Это побудит предприятия снижать свои издержки и давать более привлекательные цены на свою продукцию. Так мы замотивируем и себя, и наших смежников, которые будут работать в кооперации с ОДК".
В заключении В. Артяков сказал: "Пермский двигателестроительный "куст" очень важен не только для ГК "Ростех", но и для всей страны, поскольку здесь заложены очень глубокие компетенции в области двигателестроения. Не только авиационного, но и промышленного назначения. Понимая обеспокоенность руководства края, мы будем пересматривать возможности реализации наших проектов в вашем регионе, по-новому смотреть на возможности каждого предприятия кооперации. Мы будем работать комплексно, щепетильно и очень внимательно".

  Алексей Криворучек  

Рособоронзаказ просит дополнительные полномочия

Ведомство, которое министр обороны предлагал закрыть, считает, что ему не хватает инструментов для деятельности

Известия, 06.06.2014

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) может получить право требовать взыскания ущерба у недобросовестных исполнителей гособоронзаказа. Соответствующие поправки в закон «О государственном оборонном заказе» разработало само это ведомство.

Как отмечают представители Рособоронзаказа в документации к поправкам, сегодня у него нет эффективного механизма заставить исполнителей возместить ущерб государству. Поэтому за первые девять месяцев 2013 года только в капитальном строительстве федеральная служба выдала предписаний об устранении нарушений на сумму больше 5 млрд рублей. Но из них исполнено — на сумму около 350 млн.

Принятие законопроекта даст Рособоронзаказу право «требовать возмещение причиненного выявленными нарушениями ущерба». Кроме того, ведомство просит себе право выносить представления об устранении нарушений. Сегодня Рособоронзаказ выносит предписания. В документации к законопроекту отмечается, что их «правовая природа... не дает возможности реализовывать превентивные меры», чтобы предупредить нарушения в будущем.
В Рособоронзаказе отказались комментировать инициативу, но отметили, что другие ведомства уже поддержали его идею.

— Другие органы исполнительной власти нас поняли и всячески поддерживают в моментах, отраженных в законопроекте, — сказал представитель службы.

Источник «Известий» в аппарате военно-промышленной комиссии при правительстве, знакомый с инициативой Рособоронзаказа, подтвердил: сейчас у ведомства недостаточно полномочий.

— Рособоронзаказ проверил, выявил ущерб, направил предприятию акт, который там прочитали и забыли. Чтобы нельзя было забыть, хотят ввести обязательные представления и прописать возможность истребования ущерба, — пояснил собеседник.

Адвокат коллегии «Князев и партнеры» Алексей Сердюк считает, что для эффективности работы федеральной службы надо ввести еще и ответственность военных заказчиков за нерассмотрение предложений Рособоронзаказа.

В Минобороны не дали оперативного комментария — как принятие законопроекта повлияет на эффективность Рособоронзаказа. По информации СМИ, министр обороны Сергей Шойгу предлагал вовсе закрыть эту службу, передав ее полномочия другим ведомствам.

По данным источника «Известий» в военно-промышленной комиссии, впервые возможность расформирования службы начала обсуждаться еще прошлой осенью.

— Был даже разработан проект указа об упразднении, но на какой-то стадии его остановили, — сообщил собеседник. По его мнению, Рособоронзаказ — удобный инструмент контроля для курирующего оборонку вице-премьера Дмитрия Рогозина.

Несколько дней назад — 2 июня — правительство России приняло постановление, увеличившее полномочия Рособоронзаказа. Документ определяет понятие «грубого нарушения условий государственного контракта по государственному оборонному заказу». За такое нарушение (к этой категории отнесли, например, срывы, повлекшие ущерб на сумму более 5% контракта, но не менее 5 млн рублей) руководителя предприятия смогут дисквалифицировать на срок до 3 лет.



Интервью

Владимир Гундаров

Гиперзвук – это мечта, как первый полет человека в космос

"Бал" в Астане и другие новинки тактического ракетного вооружения

Независимая газета, 06.06.2014

Стенд ведущего в России объединения по разработке и производству высокоточного оружия широкого назначения ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в центре большой экспозиции третьего павильона вызвал большой интерес специалистов и гостей III международной выставки вооружения и военно-технического имущества «KADEX-2014» в столице Казахстана Астане.

Всего на стенде была представлена информация о 13 образцах тактического ракетного вооружения в экспортном варианте. Конечно, это далеко не полная номенклатура продукции КТРВ, но для специалистов и знатоков оружия, безусловно, стало подарком судьбы узнать о нем чуть-чуть больше. В последние годы корпорация поднялась на новый уровень развития, войдя в сотню мировых лидеров среди оборонных предприятий.

Подробнее о разрабатываемом корпорацией оружии и его производстве рассказал на выставке корреспонденту «НВО» Владимиру ГУНДАРОВУ генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис ОБНОСОВ.

Есть повод гордиться

– Борис Викторович, что сегодня представляет собой ваша корпорация?

– КТРВ – это 25 научно-производственных объединений, предприятий и проектно-конструкторских бюро. В корпорации трудится около 42 тыс. человек.

Основные направления деятельности Корпорации связаны с разработкой и созданием систем вооружения различных видов и типов – комплексов стратегического и тактического авиационного высокоточного оружия класса «воздух–поверхность», «воздух–воздух» и унифицированных систем морского вооружения, ракетно-космической техники и гиперзвуковых летательных аппаратов. Предприятиями Корпорации также выпускаются новые образцы радиоэлектронного оборудования, продукция на основе технологий двойного назначения в сферах аэрокосмических и информационных технологий.

Авиационными средствами поражения разработки и производства КТРВ оснащены практически все российские боевые самолеты и вертолеты. Производимая продукция создается по заказу Министерства обороны РФ, а также поставляется на экспорт по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами.

Корпорация обладает правом осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность по сервисному обслуживанию и ремонту ранее поставленных экспортных изделий, выпускаемых ее предприятиями.

– Какое вооружение КТРВ представила на выставке «KADEX-2014»?

– В выставке приняли участие четыре из пяти предприятий-финалистов нашей Корпорации: головное общество – корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «ГосМКБ «Вымпел», ОАО ГосМКБ «Радуга» и ОАО ГНПП «Регион» (ОАО «ВПК «НПО машиностроения» в выставке не участвует). Кроме предприятий-финалистов на выставку привезли свои экспонаты и другие предприятия корпорации. Это ОАО «МКБ «Искра», которое производит РДТТ для управляемых ракет (УР) и космической техники, ОАО «УПКБ «Деталь» – ведущее предприятие России по созданию авиационных высотомеров и другой продукции, ОАО «Салют», приоритетным направлением деятельности которого является изготовление деталей и сборочных единиц для предприятий-финалистов ОАО «КТРВ».

Головное предприятие на выставке представлено достаточно широко. Это прежде всего тактические противокорабельные ракеты (ПКР) Х-35Э и Х-35УЭ, новые авиационные высокоскоростные УР – ПКР Х-31АД и противорадиолокационная Х-31ПД, а также модульный ряд УР семейства Х-38МЭ.

Кроме того, мы демонстрируем ракетные комплексы для моряков – уже хорошо известный корабельный «Уран-Э» и привлекающий к себе особый интерес в приморских странах береговой ракетный комплекс «Бал-Э». Оба комплекса оснащены противокорабельными ракетами Х-35Э (3М-24Э – морской вариант). Таким образом, ракета Х-35Э (в перспективе и Х-35УЭ) может использоваться на различных носителях – корабельных, береговых и авиационных.

ГосМКБ «Вымпел» – ведущий российский поставщик УР класса «воздух–воздух» привез свои последние разработки: РВВ-МД, РВВ-СД, РВВ-БД. ГосМКБ «Радуга» демонстрирует авиационные ракеты повышенной дальности класса «воздух–поверхность» Х-59МК и Х-59М2Э, а также противорадиолокационную УР Х-58УШКЭ. Продукция ГНПП «Регион» представлена целым рядом корректируемых авиабомб с различными вариантами боевых частей и систем наведения.

– Сухие цифры отчетов чаще всего кажутся скучными, но без них не обойтись, когда речь идет о производстве. Прошлый год в целом был успешным для российской оборонки. А с какими итогами его закончила ваша корпорация?

– Для нас очень важным был 2013 год, потому что мы полноценно работали в расширенном составе – я имею в виду холдинг «НПО машиностроения», который вошел к нам по указу президента России № 1143 от 27 октября 2012 года. Итоги для нас были достаточно позитивными: объем выручки превысил 78 млрд рублей. Из них около 50 млрд – это выручка, которую получил КТРВ в старом составе, и 28 млрд  получены в результате присоединения ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Чистая прибыль составила почти 4,4 млрд рублей.

Значительная часть этой суммы будет использована на модернизацию производственных фондов, а также на проведение НИОКР в целях создания новых образцов высокоэффективных управляемых ракет и комплексов воздушного, наземного и морского базирования.

Был важным 2013 год и с точки зрения того, что мы закончили испытания многих изделий и поставили их на серийное производство. Это потребовало, конечно, огромного напряжения сил практически каждого сотрудника корпорации, потому что одно дело – поставить одно изделие на серийное производство, и другое – поставить на серийное производство сразу несколько изделий, причем в существенно возросшем количестве. Не секрет, что у нас в предыдущие десятилетия были совершенно другие темпы производства и постановки на вооружение изделий и выдачи заказов со стороны нашей родной российской армии.

Сейчас гособоронзаказ значительно вырос в количественном отношении и предусматривает обновление всего ряда вооружений. В соответствии с Государственной программой вооружений на 2011–2020 годы (ГПВ-2020) работаем над созданием нового поколения управляемых авиационных средств поражения (АСП), а также систем морского вооружения и комплексов корабельного – «Яхонт», «Москит», «Уран» и берегового базирования – «Бастион» и «Бал».

В рамках реализации ГПВ-2020 у нас каждый год будет происходить удвоение объемов производства. Например, в текущем году мы должны на 90% в сравнении с 2013 годом увеличить выпуск изделий. Поэтому сейчас у нас и суббота, и воскресенье – рабочие дни. Начинаем по мере возможности переходить на двух- и трехсменный график работы. Современное оборудование, станки с ЧПУ, если они оправдывают себя, должны быть полностью загружены, а не стоять как выставочные экспонаты. Станки с ЧПУ должны работать в две-три смены, только тогда они эффективны, в противном случае идет увеличение накладных расходов.

Мы вступаем в сложный напряженный этап работы. Сравним: за предыдущие два десятилетия были запущены в серию лишь четыре ракеты, при этом и объем серий был на порядок меньше. В основном для обеспечения экспорта, доля которого тогда (на начало века) составляла 90%. Сейчас ситуация принципиально иная – возрастает не только объем запускаемых в производство изделий, но и их технологическая сложность. Новые изделия создаются с учетом современных научно-технических достижений мирового ракетостроения.

– Заместитель министра промышленности и торговли Юрий Слюсарь в рамках конференции «Российская микроэлектроника: перспективы развития», проходившей в апреле, представил стратегию развития радиоэлектронной промышленности РФ до 2030 года. Документ предусматривает, в частности, постепенное снижение доли государственных инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) с 50% до 15% и переход доминирующей роли финансирования к предприятиям. Если это коснется и ракетостроительных предприятий, какие последствия можно ожидать?

– Любые сокращения инвестиций в НИОКРы и ОКРы окажут негативное влияние на обороноспособность. Если сейчас мы идем в паритете с западными компаниями, то сокращение финансирования может привести к отставанию. У нас нет возможности самостоятельно вкладывать большие средства, потому что рентабельность сегодняшнего госзаказа не превышает 5%. Хорошей считается рентабельность в 15%, она позволяет предприятию развиваться. Но такая рентабельность достигается только по экспортным контрактам. По внутренним же контрактам мы просто выходим в ноль. С некоторыми партнерами по кооперации приходится просто «биться не на жизнь, а на смерть» для того, чтобы уложиться в ту цену, которая сегодня определена в программе вооружений.

На получаемые 5% нам надо еще и зарплату увеличивать – от выполнения этой задачи из социальной программы нас никто не освобождал, и проводить ремонт на предприятиях, закупать оборудование. Уже сейчас все ОКРы для нас убыточны, нам приходится их «дофинансировать» за свой счет.

Здесь требуется внести уточнение, что речь идет не об объеме инвестиций, а лишь о сокращении доли государственного финансирования – это объективный процесс, так как объем продукции растет.

Ракетное дефиле

– За последние три года в КТРВ закончены испытания девяти изделий. Только в прошлом году – четырех. Что это за изделия?

– Часть из них вы можете увидеть на выставке. В частности, это авиационная тактическая противокорабельная ракета Х-35УЭ, она «цифровая», дальность пуска в два раза больше, чем у ее предшественницы. Другое изделие – авиационная высокоскоростная ракета класса «воздух–РЛС» Х-31ПД. Она предназначена для поражения РЛС зенитно-ракетных комплексов. Следующее изделие – ракета класса «воздух–воздух» большой дальности РВВ-БД, предназначенная для поражения воздушных целей – истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет – в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях РЭП, на фоне земной и водной поверхности, в том числе с многоканальным обстрелом по принципу «пустил–забыл». Вообще это уникальное изделие. В экспортном варианте имеет дальность пуска 200 км. Позволяет вести очень эффективные воздушные бои вне зон поражения оружием противника.

Помимо этого представлен и целый ряд морского оружия. Если я все буду перечислять – утомлю читателя.

– В ближайшие четыре года предстоит завершить испытания еще по 12 изделиям?

– Я не сторонник опережать события. Но такая задача действительно перед корпорацией стоит. По мере участия в международных выставках вооружений мы будем выставлять свои новые разработки. Вы же видите, какое большое внимание руководство страны уделяет созданию высокоточного оружия. И сочинские совещания – это серьезная проверка того или иного директора или конструктора.

Справка «НВО». 29 ноября 2013 года президент РФ Владимир Путин обсудил проблемы с разработчиками высокоточного оружия дальнего действия. Президент отметил, что, «по сути, высокоточное оружие сегодня становится альтернативой ядерному оружию и по ряду параметров в эффективности ему не уступает». Генеральный директор ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов доложил президенту, что по сравнению с прошлым годом объемы производства такого оружия возросли в два раза, а в 2014 году увеличатся на 90%. Он также сообщил, что в рамках Федеральной программы развития ОПК страны до 2020 года на переоборудование и переоснащение Корпорация получила 64 млрд рублей. Борис Обносов поблагодарил Владимира Путина за указ о расширении Корпорации: «Я должен сказать спасибо, Владимир Владимирович, потому что в результате последнего указа мы присоединили очень мощные предприятия, такие как «Стрела» (Оренбург). Это позволит нам обеспечить выполнение значительно возросшего гособоронзаказа».

– Какое оружие нового поколения разрабатываете для Министерства обороны России?

– Если за прошедшие два десятка лет выпуск предприятиями Корпорации новых образцов исчислялся единицами, то в настоящее время мы готовим к запуску в серийное производство почти два десятка новых наименований авиационного и морского вооружения. На авиасалонах в Жуковском Корпорация продемонстрировала широкую линейку новейших разработок авиационного оружия, предназначенного для оснащения российских истребителей 5-го и 4++ поколений.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) создаваемых авиационных средств поражения (АСП) соответствуют требованиям Министерства обороны и современным мировым тенденциям развития ВТО. В общем виде эти требования направлены на обеспечение эффективного применения по всем типам целей, включая малоразмерные и подвижные, в любых условиях, в том числе при активном огневом и радиоэлектронном противодействии противника.

К числу основных требований относится обеспечение применения (пуска) из-за пределов досягаемости ПВО противника, а также реализация принципа «пустил–забыл». Особенностью современных АСП является требование по их размещению во внутренних отсеках истребителя. Это влияет не только на габариты оружия, но и сопряжено с необходимостью обеспечения целеуказания на траектории после пуска (а не на подвеске, как это делалось ранее).

Мы создаем все вооружение ПАК ФА. Одна из этих разработок представлена на выставке «KADEX-2014». Это противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ. Внутрифюзеляжное размещение АСП существенно улучшает аэродинамические характеристики и снижает заметность самолета. Это требование усложняет ракетчикам жизнь. Тем не менее мы идем на это ради общей цели – совершенствования авиационного комплекса. И с этой целью мы тесно сотрудничаем с Объединенной авиастроительной корпорацией. Каждую неделю у нас проходят совместные совещания.

В настоящий момент мы перешли к практической отработке ряда изделий. Все протоколы информационного взаимодействия согласованы. Как только будет готов самолет, перейдем к натурным испытаниям.

Мы продолжаем работать над всем спектром ракет нового поколения класса «воздух–воздух» малой, средней и большой дальности. Они уже реализуются в опытных образцах, имеют существенно улучшенные характеристики по дальности, помехозащищенности, перегрузкам.

Что касается морской тематики, то в настоящее время мы располагаем большими наработками по подводному оружию. Находимся на завершающей стадии изготовления ряда изделий, которые начнут поступать на вооружение ВМФ со следующего года. Но для этого опять же требуются удача и напряжение сил. Кроме того, есть серьезные наработки по гиперзвуковым технологиям. Не буду называть конкретные машины.

Возвращение к серийному производству

– Как решаются проблемы организации серийного производства?

– Подготовка серийного производства требует новой оснастки, новых методов, освоения новых программ, а также увеличения числа квалифицированных специалистов. На ряде предприятий ведем интенсивный набор кадров, что само по себе является чрезвычайно сложной задачей, потому что настоящих профессионалов в стране все меньше и меньше.

В наиболее дефицитные профессии попали технологи. Подготовка производства целиком завязана на них и, конечно, на конструкторах. Высококвалифицированные рабочие, технологи и конструкторы в огромном дефиците не только в нашей корпорации, но, я так думаю, и во всем машиностроении. Хотелось бы ускорить темпы подготовки кадров.

Но мы понимаем, что, несмотря на помощь государства, этот вопрос в 1–2 года не решить. Проблема носит системный характер и образовалась начиная еще с 90-х годов. Теперь она имеет не искусственные, а естественные ограничения: пропасть нельзя перепрыгнуть ни в один, ни в два прыжка. Выход один – нужно строить мост, то есть систему подготовки и закрепления кадров.

Вхождение ОАО «ВПК «НПО машиностроения» в Корпорацию было очень важно для нас прежде всего с точки зрения консолидации конструкторских и производственных кадров.

На многих наших предприятиях в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы» идет планомерное техническое перевооружение, в ряде случаев одновременно ведется и капитальное строительство. В основном это связано с приобретением новых высокопроизводительных станков, без которых невозможно даже представить себе изготовление ряда изделий, потому что конструкционно они настолько сложнее предыдущих поколений, что сделать их на старом оборудовании просто не представляется возможным. Соответственно на каждом предприятии Корпорации мы проводим реконструкцию в зависимости от потребности.

Большой объем работы связан с подготовкой всей документации к серийному изготовлению. Для этого необходимо подготовить огромное количество специализированной оснастки, отработать технологические процессы, необходимые для серийного изготовления изделий. Пока мы с этим успешно справляемся.

Инженерно-конструкторские и производственно-технологические мощности компании проходят глубокую модернизацию. Только по Федеральной целевой программе развития ОПК на период до 2020 года в Корпорации реализуется 104 проекта по внедрению современных технологий. При этом речь идет не о замене одних станков другими, а о переходе на новый технологический уровень, соответствующий наиболее развитым мировым державам.

Продолжается совершенствование оборудования наземных испытаний. В прошедшем году завершена комплектация нового Лабораторно-конструкторского корпуса (ЛКК). Он оснащен современными лабораториями, стендами и комплексами полунатурного моделирования, способными обеспечить наземную отработку перспективных изделий с различными типами систем наведения в широком диапазоне частотных характеристик головок самонаведения и с учетом условий активного радиоэлектронного противодействия противника и сложной помеховой обстановки.

Проводимая модернизация технологий проектирования, производства и испытаний позволит предприятиям Корпорации выполнить задачи Государственной программы вооружений 2020 года с необходимым качеством и обеспечить поставку вооружений, удовлетворяющих требования Министерства обороны России.

Кроме того, у нас прагматичный подход – в первую очередь размещать заказы на своих предприятиях. Но если рядом сосед из другой корпорации или холдинга делает эту работу более эффективно по срокам и стоимости, то мы предпочитаем заказ разместить у него.

Догнать и перегнать Америку

– Намного ли мы отстаем от американцев в создании оружия с гиперзвуковой скоростью?

– Не могу сказать, что мы сильно отстаем от американцев, мы идем с ними в паритете. На сегодняшний момент разработана комплексная целевая программа, она включает очень широкую кооперацию. Сроки создания такого оружия зависят от потребности в нем и состояния экономики. Потребность в нем есть.

Вообще гиперзвук – это такая тема, разговор на которую легко начать и сложно закончить. Есть гиперзвук малый, есть большой, а есть очень большой. Гиперзвуковая скорость начинается после 4,5 Маха. Сегодня речь идет о доступных 6–7 Махах. Следующий этап 10–12. А потом дойдет и до 14.

Многие недопонимают особенности гиперзвукового полета. При полете по баллистической траектории можно уже и сейчас достичь скорости, соответствующей М=9 и выше. Но потом при подходе к цели скорость падает до менее 3 Махов. Я считаю, надо решить главную задачу – управляемого продолжительного устойчивого полета в атмосфере. Для этого требуется напряжение научной мысли во всех направлениях – от создания принципиально новых материалов, аэродинамики, бортовой радиоэлектроники до новых расчетных программ с учетом воздействия на аппарат плазмы, образующейся на поверхности корпуса.

Топливо может быть самое разнообразное: от керосина до водорода, но водородное топливо – это уже следующий этап. Ключевым элементом является новый двигатель. Создать однотипный двигатель для полета в диапазоне скоростей от 0 до 6 Махов практически невозможно. Потребуется ускоритель и двигатели – на первом этапе полета с дозвуковым горением топлива, на следующем – со сверхзвуковым. Один из них эффективно работает до 6 Махов, а второй – только после 6. Поэтому речь должна идти о комбинированной силовой установке, при этом ее размер не должен превышать размер ракеты, а то не останется места для полезной нагрузки.

Считаю, что это та идея, которой сейчас очень не хватает стране. Ее можно сравнить с идеей полета человека в космос, объединившей работу десятков институтов. Если мы разработку аппарата с гиперзвуковой скоростью включим в число приоритетных государственных задач, она сможет по своей значимости занять в истории место наравне с созданием первого искусственного спутника Земли. Гиперзвук станет локомотивом развития науки, техники и всей экономики страны. Кто упустит этот поезд, тот потом его не догонит.

– В каких тактико-технических характеристиках ракетного вооружения мы уступаем, а в каких опережаем западных конструкторов и производителей?

– По большому счету в ракетах класса «воздух–поверхность», «воздух–корабль» в многоцелевых ракетах, я считаю, что мы идем в паритете с нашими западными конкурентами или партнерами, как иногда их можно называть – с тем же Израилем или США. Есть, на мой взгляд, небольшое отставание в ракетах класса «воздух–воздух» малой дальности. На ракетах этого класса западного производства уже давно стоят матричные головки самонаведения, а мы пока осваиваем многоэлементные. Но на новом поколении ракет мы этот gap (разрыв – англ.) перекроем и должны догнать своих конкурентов.

Экономические санкции не мешают

– Если уж заговорили о ГСН, скажите, как отразится на производстве ракетного оружия разрыв российско-украинских экономических связей, в частности с киевским заводом «Арсенал», который поставлял головки самонаведения для одного из типов ракет?

– Конечно, это не самое лучшее для нас решение, принятое Киевом, хотя я бы не относил «Арсенал» к надежным партнерам. Мы уже давно нацелились на освоение новых типов ГСН с использованием производственных возможностей одного из азовских заводов. Он сейчас успешно решает ряд задач по оснащению оборудованием наших ракет малой и средней дальности, а также торпед. А вот такие предприятия, как запорожский «Мотор Сич», конечно, вызывает у меня большое уважение. Введенные в отношении него санкции на поставку продукции в Россию не могут не огорчать. «Мотор Сич» всегда четко и в срок поставлял двигатели для одного из типов противокорабельных ракет, создавая здоровую конкурентную среду, в том числе и для рыбинского «Сатурна», который порой неудержим в своих ценовых запросах.

– Смогут ли санкции Запада оказать негативное влияние на внешнеэкономическую (экспортную) деятельность КТРВ?

– Вряд ли они смогут как-либо повлиять на экспорт, потому что у нас традиционные партнеры. Я сомневаюсь, чтобы Индия, Китай или Алжир под влиянием Вашингтона отказались закупать нашу продукцию. Это касается и стран СНГ, которые все больше и больше проявляют интерес к нашей продукции. С точки зрения продвижения нашей готовой продукции санкции Запада никак не отразятся на нашей экспортной деятельности.

– И последний вопрос: что вы ждете от «KADEX-2014»?

– Мы впервые приехали на эту выставку. Выбирали между Фарнборо и Астаной, выбрали Астану. Считаю, что для нас выставка в Казахстане намного интересней и полезней для продвижения нашей продукции, в то время как авиасалоны в Ле Бурже и Фарнборо превращаются в туристическую Мекку. На выставке в Астане находятся люди, которым, на мой взгляд, наша продукция крайне интересна. Здесь присутствуют все страны СНГ. Поэтому мною была выбрана Астана. Не скрою, хотелось посмотреть и на молодую столицу Казахстана. Честь и хвала руководству страны, которая смогла за такой короткий срок построить город-красавец.

У нас идут интенсивные переговоры. Состоялась презентация берегового ракетного комплекса «Бал-Э» с противокорабельными ракетами Х-35Э. С оптимизмом смотрим на результаты этой выставочной площадки.    

Р.Гусаров,В.Карнозов

Вертолеты России: «В тренде развития»
HeliRussia - традиционная выставочная площадка, причем не только российских вертолетчиков. Ее организатором выступает Министерство промышленности и торговли РФ. На мероприятии 2014 года, кроме холдинга «Вертолеты России», выставлялся ряд европейских компаний, включая Airbus Helicopters, AgustaWestland, а также американских, например, Bell Helicopter. В рамках выставки с журналистами встретился генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев.

В отличие от многих других авиационных выставок, HeliRussia проводится не раз в два года, а ежегодно. Высокая интенсивность в первую очередь связана с бурным развитием вертолетных программ ведущих мировых производителей. «У нас достаточно плотная программа встреч, как с нашими традиционными покупателями, так и операторами коммерческих, гражданских вертолетов. Работа на выставке включает различного рода консультации, переговоры с целью продвижения наших интересов в международной кооперации», - сказал Михеев. 

В ходе выставки руководство Вертолетов России встречалось с представителями Turbomeca, AgustaWestland и компаний из Австрии, которые участвуют в производственной кооперации с российскими партнерами.

«В этом году наша основная задача – актуализация новых проектов, основы которых были заложены в последние несколько лет», - продолжал Александр Михеев. Много внимания руководство холдинга уделяет проведению сертификационных испытаний и запуску в серийное производство новой авиатехники, включая Ми-38, Ми-17А2, Ка-226, «Ансат». «Наша задача - максимально оперативно отработать программу испытаний, получить сертификат АР МАК и организовать запуск этих моделей в серийное производство», - подчеркнул генеральный директор «Вертолетов России».

Важный момент работы - проведение маркетинговых исследований и переговоров с потенциальными покупателями и заказчиками. В этом направлении Михеев особо выделил Ми-38 – высокоперспективную машину в «классе между Ми-8/17 и Ми-26», отметив, что со стороны потребителей к ней «уже проявлен интерес». Этот вертолет может использоваться при реализации проектов развития территорий, выполняя перевозки пассажиров и грузов. В контексте Ми-38 руководитель холдинга «Вертолеты России» отметил, что начались достаточно интенсивные программы освоения Арктики с применением авиации в северных широтах. «И в этом плане мы рассматриваем возможности наших вертолетов Ми-17, Ми-26, Ми-38».

В нынешних условиях отечественному авиапрому приходится работать в динамичных условиях рынка, конкурируя и взаимодействуя с иностранными производителями. «Никто на месте не стоит: развиваются технологии, научно-технические заделы. Сегодня мы широко смотрим на развитие холдинга как инновационной структуры, это одна из наших приоритетных задач», - подчеркнул Михеев.

Отвечая на вопрос о развитии совместной программы с китайской корпорацией Avicopter по проекту Advanced Heavy Helicopter (перспективный тяжелый вертолет), глава российского вертолетостроительного холдинга отметил, что ее целью является обеспечение выполнения различных миссий на территории КНР. Будущий вертолет будет китайским продуктом. Данный проект хорошо вписывается в общую линию КНР на развитие широкого международного сотрудничества. Ее приоритет - сотрудничество с глобальными производителями.

Сегодня китайская продукция представлена практически во всех сегментах вертолетов. По каким-то проектам китайцы работают в рамках совместных предприятий (например, c Airbus Helicopters и AgustaWestland), по другим – развивают национальные программы развития вертолетной техники, как гражданской, так и военной. В общую тенденцию хорошо вписывается и проект Advanced Heavy Helicopter.

«Консультации между холдингом Вертолеты России и Avicopter идут с 2008 года. За последние несколько месяцев мы существенно продвинулись в определении облика перспективного вертолета. Определены основные параметры проекта. Но эта работа пока еще не завершена», - сказал Михеев.

Во время визита президента России Владимира Путина в КНР, партнеры провели очередной раунд консультаций. Они прошли в рамках встречи двух вице-премьеров - сопредседателей комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству между двумя странами (Рогозин и Ван Ян). Стороны обменялись мнениями по состоянию проекта, было высказано обоюдное удовлетворение ходом работ. «Надеюсь, что в этом году мы определим технический облик вертолета и в дальнейшем обсудим статус этого проекта», - продолжил Александр Михеев.

Вместе с тем, еще предстоит решить некоторые вопросы организационного взаимодействия. Будет ли создано совместное предприятие, или реализация проекта ограничится только китайским рынком? Возможно появится российский вариант вертолета с иным обликом, который будет предложен на отечественном рынке. Обсуждение темы завершилось резюме: «Это многообещающий проект, который в принципе дает развитие и программу работ для конструкторского бюро имени М.Л. Миля. Это будет продукт с использованием технологий Ми-26, но не Ми-26. Речь идет об абсолютно новой машине другого класса и взлетного веса, которая будет создана с использованием нашего научно-технического задела».

Угроза экономических санкций со стороны правительств США и Европейского Союза пока не создала предпосылок к срыву действующих контрактов в области вертолетостроения. «Это относится как к гособоронзаказу, так и к коммерческим проектам, а также контрактам, подписанным Рособоронэкспортом. Мы в круглосуточном режиме ведем мониторинг ситуации в рамках действующих обязательств по международной кооперации, в том числе с Украиной. Наши европейские партнеры по всем ранее подписанным контрактам вовремя исполняют принятые на себя обязательства. Это касается и поставки двигателей фирмой Turbomeca, и различных комплектующих. «Мотор Сич» также выполняет свои обязательства по поставке двигателей для гражданских вертолетов», - утверждает Михеев.

Вместе с тем, разработана программа импортозамещения. Ее реализация находится на контроле у руководства страны. «Активно работаем, отрабатываем с Минпромторгом возможные пути задействования российских ОКБ и промышленных предприятий с тем, чтобы в дальнейшем исключить риски. Организационно, работа по линии импортозамещения в холдинге ведется специальной группой. Она создана, за реализацию решений отвечают конкретные лица», - сказал выступающий.

В частности, по теме двигателей для летательных аппаратов по линии министерства обороны большая работа предстоит «Заводу имени В.Я. Климова» и другим отечественным предприятиям. «Пока мы двигатели получаем своевременно», - отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России».

«Вертолеты России» провели консультации с предприятиями, включенными в состав ГК «Ростехнологии» такими как КРЭТ, Радиоэлектроника, Авиационное оборудование. «Надеемся, что в короткие сроки при поддержке правительства мы сможем создать эффективную систему импортозамещения. Но нам еще предстоит проделать большой объем работ по этой непростой теме. Требуют внимания узлы, агрегаты, различные компоненты и материалы, которые влияют на производство конечных изделий», - подчеркнул Михеев. Причем это относится не только к вертолетостроению, но и ко всем другим «чувствительным» промышленным платформам.

Комментируя хорошие экономические показатели деятельности холдинга, его руководитель сказал: «Мы находимся в тренде развития. Это касается вопросов эффективного управления холдингом, финансовых показателей, роста объемов производства вертолетной техники и его эффективности, повышения уровня заработной платы и производительности труда».

Далее Михеев напомнил несколько фактов и цифр, которые проходили ранее в открытой отчетности. У Вертолетов России – значительный объем заказов и достаточно большой объем валютной выручки. По итогам прошлого года он составил 410 млрд. рублей, с ростом 10% Рентабельность по EBITDA находится на уровне 19%, что соответствует мировым стандартам. «Мы полностью используем создавшуюся ситуацию, чтобы максимально оперативно провести модернизацию производства, освоить передовые технологии и производственные процессы, вложиться в развитие предприятий, инфраструктурной базы, аэродромной сети, летно-испытательных станций».

Сегодня в развитии холдинга наступил новый этап. «В ходе предыдущих этапов мы консолидировали отрасль, а сегодня занимаемся управлением бизнес-процессами, формированием продуктов, которые бы позволяли эффективно управлять всей вертолетной отраслью. Эта наша задача на ближайшие два-три года».

Реализации планов развития Вертолетов России способствуют большие коммерческие и государственные заказы, а также полученные по линии военно-технического сотрудничества. Местной промышленности оказывается поддержка государства в виде различных ФЦП, в том числе по развитию оборонных предприятий и гражданской авиации. Применяются смешанные схемы финансирования, с привлечением средств госбюджета так и внебюджетных, а также собственных средств холдинга, различные формы заимствований. «Тренд задан, точка невозврата пройдена. Горизонт планирования – пять-семь лет», - добавил Михеев.

Сегодня вертолетный рынок демонстрирует рост. Но у него обязательно будет точка насыщения. Вот что по этому поводу думает генеральный директор Вертолетов России: «Мы прогнозируем некий спад, безусловно. Просчитываем, анализируем. Перед нами стоит задача, как этот предстоящий спад парировать вовремя. Может, не в полном объеме, но, тем не менее, парировать. Будет развиваться сервисная составляющая. С насыщением платформами, надо будет дальше рынок поддерживать, чтобы вся система функционировала столь же эффективно, как сегодня работает наша производственная площадка. Вот одна из первостепенных задач».

Говоря о перспективных продуктах, что скоро поступят в коммерческую эксплуатацию, Александр Михеев особо остановился на Ка-62. Он напомнил, что по этой машине у Вертолетов России уже есть подписанные контракты, в том числе с «Атлас Такси Аэро» из Бразилии. Изготовлены три прототипа для проведения сертификационных испытаний, все необходимые для них иностранные комплектующие поставлены и находятся на заводе-изготовителе.

Первый полет опытного образца Ка-62 ожидается в этом году. В настоящее время идет подготовка к статическим и летным испытаниям. «Может, мы немного отстаем от графика… Но лучше отложить полет на пару месяцев, чем сразу нарваться на негативные результаты», - считает Михеев.

Требуется грамотно построить стратегию реализации вывода Ка-62 на рынок. По мнению руководителя холдинга «Вертолеты России», прежде всего надо продвигать продукцию на российский рынок, и только во вторую очередь – за его пределами. Период начальной эксплуатации лучше пройти с местными операторами, от них получить статистику эксплуатационной технологичности с тем, чтобы в последующем достойно обеспечить программу послепродажного обслуживания. «Ка-62 – уникальная машина по своим характеристикам. В вертолет заложено много новых технологических решений, таких как широкое использование композиционных материалов, противоударная топливная система. Редуктор изготовлен на основе технологии австрийской компании по документации конструкторского бюро Камова», - сказал Михеев.

Внимательного подхода требует тема легких вертолетов. Сегодня отечественные модели здесь представлены слабо, а иностранные конкуренты сильны. «Нам не так-то легко начинать [собственные] программы по легким вертолетам потому, что конструкторские бюро Миля и Камова сейчас сильно загружены. Нам надо зарубежных конкурентов превратить в партнеров», - считает Михеев. Примером может служить взаимодействие с AgustaWestland по СП Helivert, что занимается сборкой AW139.

Общий подход Холдинга сформулирован следующим образом: «Нам надо удержать свою [традиционную] нишу. В денежном выражении, сегодня мы держим 14% мирового рынка. Перед нами стоит задача за следующих 2-3 года подтянуться до 18-20%, развивать свои платформы и продукты, которые сегодня в тренде. По легким вертолетам мы делаем ставку на союз с глобальными производителями, которые уже представлены в данной нише».

Международное сотрудничество активно развивается, в частности в направлении вертолетных двигателей. Например, двигатели французской компании Turbomecaуже выбраны для вертолетов Ка-226Т и Ка-62. Следующим шагом может стать взаимодействие по перспективному скоростному вертолету. Он находится на стадии НИР – эскизный проект. «Мы обсуждаем различные направления, звучат предложения наших партеров по этой программе, а также по увеличению их присутствия на наших уже летающих платформах», - добавил Михеев.

 

Аналитика

Вадим Коваль

Гособоронзаказ: на пути к самодостаточности

Независимая газета, 06.06.2014

Импортозамещение должно стать стратегической линией развития ОПК России

Нынешняя ситуация на Украине наглядно продемонстрировала актуальность озвученного президентом России Владимиром Путиным на состоявшемся в Сочи 14 мая совещании по гособоронзаказу тезиса о необходимости импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), «чтобы мы ни от кого не зависели ни по одному из направлений переоснащения армии и флота на новую систему вооружений».

О том, насколько эта проблема существенна для выполнения гособоронзаказа в целом, рассказал на днях заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов.

Отметив, что объем государственного заказа текущего года в 1,25 раза больше, чем в 2013 году, замглавы российского военного ведомства сообщил, что процент законтрактованных обязательств текущего года уже составляет более 86%.

В то же время нельзя не учитывать, что с середины марта Украина фактически ввела эмбарго на поставку в Россию продукции военного назначения. В том числе и той, которая уже была оплачена или проавансирована до 80%.

Оставим в стороне вопросы, куда в итоге денет эту специфическую продукцию Украина и отдают ли ее нынешние власти себе отчет в том, что, лишая свои оборонные предприятия их главного заказчика, они сознательно усугубляют экономическую ситуацию в стране.

Насколько при этом критичным окажется разрыв кооперации предприятий российского ОПК с их украинскими партнерами для реализации гособоронзаказа в целом?

Признав «цену вопроса», что речь идет о десятках миллиардов рублей, Юрий Борисов тем не менее дал понять, что в поставках современных образцов вооружения и военной техники, особенно находящихся на завершающей стадии опытно-конструкторских работ, украинские предприятия не участвуют.

Но при этом, к примеру, становится весьма туманной перспектива строительства Россией шести фрегатов проекта 11356, газотурбинные двигатели для которых производят в Николаеве. А замораживание поставок в Россию вертолетных двигателей и комплектующих к ним, производимых на запорожском предприятии «Мотор Сич», могут в разы сократить возможности отечественных предприятий по выпуску вертолетов. Нынешние же возможности Санкт-Петербургского ОАО «Климов» по производству вертолетных двигателей не позволят в кратчайшие сроки выйти на требуемые объемы.

Конечно, надо будет что-то решать и с проведением работ по дальнейшему продлению сроков эксплуатации самого мощного в мире ракетного комплекса стратегического назначения «Воевода», на которые непосредственно «завязано» днепропетровское КБ «Южмаш». Ведь идущий на смену российско-украинской «Воеводе» российский «Сармат» ожидается только к 2018–2020 годам.

В любом случае наметившийся сейчас разрыв существующих российско-украинских технологических цепочек не будет для обеих сторон безболезненным.

Впрочем, как говорится, нет худа без добра. И сегодня у российского военного ведомства, по сути, не остается иного выбора, как инициировать и активно участвовать в создании соответствующих производств на отечественных предприятиях ОПК.

Причем, основываясь на опыте формирования российской кооперации при создании стратегического ракетного комплекса «Тополь-М», такая задача выглядит реализуемой. Хотя, безусловно, на ее решение потребуются и дополнительные средства, и время.

Но зато десятки миллиардов рублей, которые до недавнего времени российская сторона вынуждена была направлять украинским поставщикам, в итоге останутся в российской экономике. А самодостаточность российского ОПК, пополнившегося потенциалом оборонных предприятий Крыма и Севастополя, сможет гарантировать и поставку в вооруженные силы в заданные сроки и в нужных объемах всего спектра требуемых образцов вооружений и военной техники, независимо ни от каких внешних факторов. Расширится и перечень контрактов полного жизненного цикла, ставку на которые делает нынешнее руководство Минобороны России.

За качеством этой продукции будут пристально следить 25 тыс. сотрудников военных представительств, которые снова вернулись в цеха оборонных предприятий.     

 Полина Зверева

Инцидент CSeries – повод для уступок?

Прерванная программа испытаний нового самолета bombardier вновь заставила говорить о переносе программы и новых трениях с покупателями

Ato, 06.06.2014

Остановка программы испытаний самолета CSeries канадской компании Bombardier, вызванная неполадками двигателя во время наземных испытаний самолета, может привести к дальнейшему переносу сроков всей программы, а это крайне невыгодно производителю.

Инцидент возник из-за неполадок в двигателе G1500 производства Pratt & Whitney. Согласно сообщению издания Air Transport World (ATW), сейчас двигатель передан производителю для выяснения причин произошедшего. Президент Bombardier Aerospace Ги Аши в интервью ATW заявил, что несмотря на инцидент, компания планирует уложиться в рамки того графика, который был объявлен ранее. Согласно расчетам производителя, эксплуатация самолета должна начаться во второй половине 2015 г.

Задержки программ при разработке новых ВС в последнее десятилетие перестала быть уникальным случаем – сроки сдвигались при проектировании таких воздушных судов как Boeing 787, Airbus A380, А350.

Самолет CS100 совершил свой первый полет 16 сентября 2013 г.

Хотя изначально предполагалось, что CS100 полетит в конце 2012 г., однако потом дата была перенесена на конец июня — начало июля 2013 г., потом еще на месяц. Однако в конце июля Bombardier в очередной раз объявил о переносе первого полета CS100.

Для Bombardier новые изменения в планах могут оказаться более критичными, чем для других производителей. Представители рынков авиационной промышленности и авиационных перевозок не раз отмечали, что динамика продаж нового ВС канадской компании очень низкая. На сегодняшний день у Bombardier 203 твердых заказов от 18 покупателей, а также соглашения о намерениях на приобретение еще 447 самолетов. Производитель рассчитывает довести количество твердых заказов до 300, а количество заказчиков — до 20, к моменту начала эксплуатации самолета. Для сравнения, к моменту первого полета Boeing 787 количество твердых заказов на это ВС достигло 832, а у А350 — 616

Впрочем, сравнивать CSeries с этими самолетами не совсем корректно, поскольку самолет Bombardier позиционируется в другой нише. По данным издания Aviation Week, опубликованным в прошлом году к выставке в Ле-Бурже, самолеты CSeries по количеству заказов на момент первого полета ВС находились на третьем месте в рейтинге. Однако даже несмотря на это на рынке было стойкое мнение о недостаточном количестве твердых заказов.

Новый инцидент хотя пока не привел к очередному пересмотру сроков, но он уже может негативно повлиять на планы потенциальных заказчиков, а также дать повод компаниям, которые уже разместили твердые заказы, потребовать пересмотра финансовой стороны соглашений. Инцидент с двигателем может стать очередным поводом для требования новых скидок.

В России первым заказчиком самолетов стала лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) в феврале 2013 г. ИФК подписала твердый контракт на покупку 32 машин модификации CS300 с опционом еще на 10 таких ВС.

Первым российским эксплуатантом самолетов канадского производства в 2015 г. может стать авиакомпания "ВИМ-авиа". Авиаперевозчик в рамках авиасалона МАКС-2013 подписал с ИФК соглашение о намерениях приобрести пять CS300. Однако твердых заказов у лизингодателя на поставку ВС пока нет.

 

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

 

В столице Мордовии представили проект региональной авиакомпании Saransk Air
AEX.RU, 06.06.2014

В столице Мордовии прошла презентация инновационного проекта по запуску и развитию региональной авиакомпании Saransk Air.  Презентацию провел генеральный директор ООО «Авиа Солюшенс Груп – Аэропортс Менеджмент» Томас Вайшвила, сообщает пресс-служба Правительства Республики Мордовия.

 «Как известно, эта литовская компания победила в конкурсе, объявленном АНО «Дирекция города-организатора Саранска по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года» и теперь именно ей предстоит работать над планом развития саранского аэропортового комплекса. Один из важнейших этапов предстоящей работы – создание на базе Саранского аэропорта межрегиональной авиакомпании. Она должна стать мощным стимулом экономического развития Мордовии, способствовать созданию новых направлений в экономике, в частности, туризма, увеличить приток инвестиций, увеличить региональный ВВП, создать новые рабочие места», - отметили в пресс-службе.

 По утверждению Томаса Вайшвилы, пассажиропоток компании в 2017 году дойдет до 1,5 миллиона человек,  а эффект ее деятельности для регионального ВВП в 2017 году составит 14 миллиардов рублей. «Предполагается, что в Саранске также создадут учебный авиационный центр, на это литовские инвесторы предполагают направить порядка 200 миллионов рублей. Обучение пилотов будет «заточено» под знаменитые американские самолеты Cessna», - отметил Председатель Правительства РМ Владимир Сушков. "На сегодняшний день центров, где учат летать на этих самолетах, в мире только два: в США и Сингапуре. Центр предназначен для подготовки пилотов не только саранской авиакомпании, но и для авиакомпаний всей России", - добавил он. Стоит напомнить, что  Cessna - это лёгкий одномоторный турбовинтовой самолёт, который используется на авиалиниях малой протяженности. 12-местный Cessna Grand Caravan, который составит основу будущих авиакомпании и учебного центра – наиболее популярный и эффективный региональный самолет в России, надежный и дешевый в эксплуатации.

 В 2015 году компания Saransk Air будет располагать 30 самолетами. В 2016 году - шестьюдесятью. В 2017 году, количество самолетов достигнет 100. «Вообще, Саранску предстоит стать межрегиональным авиационным хабом, то есть — узловым аэропортом, достаточно крупным пересадочным и перегрузочным транспортным узлом с необходимым набором сервисов. Все возможности для этого имеются и, прежде всего – выгодное географическое положение города. Создание хаба принесет массу приятных новшеств. Чтобы слетать из Саранска, к примеру, в Пермь, не потребуется проделывать долгий путь через Москву. Маршрут значительно упрощается: Саранск-Пермь. Это касается также  Нижнего Новгорода, Самары, Уфы, Казани, Кирова и ряда других крупных городов. Значительно экономится время, сокращается расстояние. Да и билеты будут стоить дешевле, чем сейчас. Планируется, что рейсы в Москву саранские самолеты будут выполнять каждые 2 часа», - отметили в пресс-службе республиканского Правительства.

 

Авиационные происшествия

В Китае во время тренировочного полета потерпел крушение военный самолет

ИТАР-ТАСС, 06.06.2014

Самолет ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) потерпел крушение в восточно-китайской провинции Чжэцзян во время тренировочного полета. Об этом сообщило агентство Синьхуа.
Согласно поступившей информации, самолет Восточного флота ВМС НОАК разбился в горном районе неподалеку от города Иу. В настоящее время ведутся его поиски. О количестве человек на борту не сообщается.
В результате падения самолета на земле никто не пострадал.

 

Самолет авиакомпании "Саравиа" не мог вылететь из "Домодедово" более девяти часов
AEX.RU, 05.06.2014

Вчера из столичного аэропорта "Домодедово" более девяти часов не могло вылететь воздушное судно "Саратовских авиалиний". Об этом сообщает Взгляд Инфо.

 Как рассказали в справочной столичного аэропорта, это произошло по техническим причинам. Самолет Як-42, рейс 6В-757, вылетел в Саратов в 20.53 (должен был отправиться в 11.35). Время задержки составило 9 часов 18 минут, добавили в "Домодедово".

 Из Саратова почти на два часа был задержан рейс 6В-776. Он должен был вылететь в столицу в 16.15, а фактически отправился в Москву в 17.59 (время задержки составило 1 час 44 минуты).

 Напомним, 28 мая из-за неисправности двух воздушных судов Embraer ОАО "Саравиа" более сотни граждан не смогли своевременно вылететь в Саратов. Некоторые пассажиры ожидали "запасного" рейса около суток. Среди пассажиров, ставших "пленниками" столичного аэропорта, оказались: депутат Госдумы Антон Ищенко, генеральный директор ОАО "Саратовэнерго" Алексей Щербаков, директор саратовского цирка Иван Кузьмин, член-корреспондент РАН Дмитрий Трубецков и другие.

 

 

Международные новости и  сотрудничество

Канадская Bombardier ответила в Казани на вопросы о самолетах и о международной обстановке

[image]Бизнес-Online, 06.06.2014

Канадская авиастроительная компания Bombardier Aerospace и ее российский авторизованный сервисный центр ООО "Тулпар Техник" провели 3 - 5 июня в Казани конференцию, посвященную ключевым вопросам эксплуатации воздушных судов типа Bombardier CRJ100/200.
Как рассказал газете "БИЗНЕС Online" директор департамента поддержания летной годности иностранных воздушных судов "Тулпар Техник" Олег Богомолов, этот тип самолетов широко эксплуатируется в России и СНГ. И по прогнозам специалистов, парк CRJ100/200 будет расти в связи с постепенным выводом из эксплуатации самолетов данной вместимости отечественного производства и обнулением таможенных пошлин на ввоз воздушных судов вместимостью до 50 мест.
На форум приехали 70 представителей от 15 компаний-эксплуатантов CRJ100/200, а также ремонтных предприятий. Bombardier Aerospace представляли 11 специалистов. По словам Богомолова, среди прочего обсуждался и вопрос дальнейшего сотрудничества с Bombardier Aerospace с учетом складывающейся международной обстановки. "Несмотря на сложную политическую ситуацию, сотрудничество с Канадой не прекращается, - рассказал он, - более того, оно будет расширяться. Самолеты должны летать".
Богомолов подчеркнул, что эта ежегодная конференция впервые проводилась не в Европе, а в России. "Bombardier не исключает, что форум и далее будет проводиться на базе "Тулпар Техник", - сообщил директор департамента компании.
По итогам форума будет выпущен отчет, который разошлют всем российским и зарубежным эксплуатантам CRJ100/200.

 

 

 

 

 

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь