Новости СоюзМаш России

30.05.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиастроения

ФСБ покупает самолеты Ан-148, построенные для Мьянмы

alexeyvvo .livejournal.com, 29.05.2014

Воронежскому акционерному самолетостроительному объединению наконец-то удалось найти покупателя на зависшие на предприятии два самолетов Ан-148, изначально строившиеся для ВВС Мьянмы. Контракт на поставку двух воздушных судов был заключен в 2009 году, первый самолет был облетан еще в 2010 году (временная регистрация 61707, серийный номер 41-01), второй (61708, 41-02) потерпел катастрофу 5 марта 2011 года во время испытательного полета.

Соглашение было расторгнуто лишь спустя полгода – в ноябре 2011 года. В связи с этим на ВАСО взамен потерянного борта был достроена машина 61712, с/н 41-09.

Поскольку машины строились с англоязычной кабиной найти покупателя среди отечественных авиакомпаний длительное время не представлялось возможным. Только 19 мая нынешнего года, согласно материалам раскрытия информации, была заключена сделка между ВАСО и ОАК на поставку трех самолетов Ан-148-100ЕА, в числе которых два построенных для Мьянмы и одно воздушное судно новой постройки – машина с серийным номером 43-06. Стоимость соглашения составляет 4.315 млрд. руб. Срок поставки первого Ан-148 определен декабрем этого года, второго – до конца 1 квартала будущего, заключительный будет поставлен до конца 2015 года.

Окончательный получателем воздушных судов будет авиация Федеральной службы безопасности, контракт на три самолета был заключен с ОАК в конце апреля (ранее о нем в ЖЖ). В ходе проведения тендера в документацию были внесены изменения и дополнения, подтверждающие факт переоборудования самолетов с с/н 41-01 и 41-09 для ФСБ. Также было убрано требование о необходимости поставки новых, не подвергавшихся ремонту и восстановлению воздушных судов.

Стоит отметить, что цена договора между ОАК и ВАСО всего на 1% меньше цены госконтракта (4,359 млрд. руб. ) что существенно меньше традиционных «комиссионных» ОАК по подобным схемам закупки – так по прошлогоднему госконтракту на первый Ан-148 для ФСБ разница была в 4%.

"ОАК - центр комплексирования" начал сертификацию своей первой разработки для МС-21

ОАК, 30.05.2014

Заявка на получение Одобрительного письма на Интегрированную вычислительную систему (ИВС) направлена в Авиарегистр МАК. Это первая разработка созданного в 2012 году "ОАК - Центра комплексирования". ИВС войдет в комплекс бортового оборудования самолета МС-21. Одобрение МАК дает право установки оборудования на воздушное судно.
ИВС - это высокоинтегрированный модульный программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий функционирование бортового радиоэлектронного оборудования самолета в части формирования и выдачи навигационной и предупреждающей информации, а также информации по безопасности выполнения полета, управлению радиосредствами, выполнению технического обслуживания и организации обмена данными по бортовой сети передачи данных самолета. Разрабатываемая ИВС будет соответствовать современным и перспективным требованиям, предъявляемым к подобным системам (DO-160G, DO-254, DO-178C и DO-297) и будет построена на принципах открытой архитектуры, что в дальнейшем позволит ООО "ОАК - ЦК" производить модернизацию системы путем замены ее компонентов.
ИВС разрабатывается с привлечением таких лидеров российского и мирового авиаприборостроения, как ОАО "Московский институт электромеханики и автоматики" (ОАО "МИЭА", входящее в ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии"), компании Thales Avionics SAS (Франция) и компании Rockwell Collins, Inc. (США).
Успешная реализация данного проекта позволит ООО "ОАК - ЦК" получить новый и закрепить уже имеющийся опыт, пройти путь от начала разработки системы до ее сертификации в составе самолета и со временем стать основным интегратором сложных авиационных радиоэлектронных систем для всей линейки самолетов, разрабатываемых и производимых Объединенной авиастроительной корпорацией.

 

Новости международного авиастроения

Embraer готовится к сертификации Legacy 500

Jets.ru, 29.05.2014

На летние месяцы 2014 года намечено получение сертификата типа новым бизнес-джетом

бразильского производителя Embraer – Legacy 500. На прошлой неделе была успешно завершена полная программа летных испытаний этого самолета. В общей сложности тестовые образцы Legacy 500 провели в воздухе 1500 часов.

Президент Embraer Executive Jets Марио Тулио Пеллегрини заявил, что в настоящее время ведется оформление последних документов, свидетельствующих о соответствии установленным требованиям надежности всех систем нового самолета, после чего пакет документов будет передан в авиационное ведомство страны. «Мы уверены в успешном прохождении всех необходимых процедур», - сообщил руководитель компании.

Также Марио Тулио Пеллегрини напомнил, что компания продолжает работу над еще одним

проектом: бизнес-джетом меньшего размера Legacy 450: его ввод в эксплуатацию намечен на

середину 2015 года.

 

 

Новости предприятий

НПО «Станкостроение» завершило первую часть проекта по поставке 15 станков «Компании Сухой»

АвиаПорт.Ru ,29.05.2014

ООО НПО «Станкостроение» выполнило первую часть контракта на производство и установку 15 металлообрабатывающих станков «Компании Сухой» на Авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина в г. Комсомольск-на-Амуре. Сумма контракта составила 204 млн. рублей.

Контракт реализован в рамках проекта по реконструкции и техническому перевооружению

агрегатно-сборочного и вспомогательного производства ОАО «Компания Сухой».

Процесс изготовления и поставки станков занял 6 месяцев. В процессе исполнения контракта

«Компания Сухой», оценив потенциал нового оборудования, внесла дополнительные требования к характеристикам оборудования, максимально приблизив их к характеристикам иностранных аналогов производства Японии и Германии.

В настоящий момент НПО «Станкостроение» полностью завершило поставку первой части

оборудования.

 

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

Анатолий Журин

Руслан улетел, но обещал вернуться

Труд, 30.05.2014

Российские авиационные власти встревожены: судьба «Русланов» компании «Волга-Днепр» -

крупнейшего в мире авиаперевозчика сверхтяжелых и крупногабаритных грузов с годовой

выручкой 50 млрд рублей - фактически оказалась в руках ее украинского партнера и

производителя самолетов ГП «Антонов». А отношения с нашими соседями и давними партнерами сегодня безоблачными не назовешь.

Дело в том, что украинцы ежегодно продлевают летную годность «Русланов». Очередной срок этой процедуры на подходе, а ясности пока нет. Экономические санкции США и ЕС в отношении России поставили под вопрос даже многолетние взаимосвязи «Волги-Днепр» с заказчиками из НАТО. Западная пресса уже сообщала о намерении Северо-Атлантического альянса перезаключить контракты по использованию «Русланов» напрямую с украинской корпорацией «Антонов».

Добавим, что нависла и реальная угроза над сохранением многолетних связей наших

авиастроителей с запорожским «МоторСич», на двигателях которого летает практически весь

российский вертолетный флот. И даже надежды на программу восстановления Ан-2 - под

вопросом. Говорят, Саудовская Аравия благосклонно отнеслась и к просьбе «Антонова» о

ремоторизации легендарных кукурузников. А ведь наши авиастроители собирались делать то же самое посредством установки американского двигателя Honeywell.

Сегодня в парке «Антонова» семь авиагрузовиков Ан-124-100 «Руслан», у «Волги-Днепр» -

десять. Правда, в Ульяновске, где базируется «Волга-Днепр», пока особо не нервничают, считая, что НАТО вряд ли найдет альтернативу нашим «Русланам», особенно при вывозе

крупногабаритной техники из Афганистана.

Наши авиационные эксперты, соглашаясь с нарастанием проблем для гражданской авиации

России в связи с санкциями западных стран, тем не менее не считают, что партнеры готовы

сжигать мосты. Заместитель генерального директора ГосНИИ гражданской авиации, летчик-

испытатель, Герой России Рубен Есаян прагматично оценивает ситуацию.

«В среднесрочной перспективе я скорее пессимистически смотрю в наше с Украиной совместное сотрудничество в области авиастроения, - говорит эксперт. - Но не думаю, что именно сейчас наши украинские коллеги возьмутся рубить сук, на котором сидят. Конечно, альтернативы «Руслану» у нас нет, но так же нет и альтернативы нашему многолетнему авиационному сотрудничеству. Разрыв будет означать не просто миллиардные потери производственных предприятий, за всем этим - судьбы сотен тысяч людей, занятых в авиастроительном и перевозочном процессах, на выпуске Ан-148 в Воронеже и в Киеве. Сбрасывать это со счетов - самоубийственно.

Что касается политического обострения, то оно не может длиться вечно. Когда в Киеве раздаются голоса о том, что связи с Россией могут заменить связями с Польшей по выпуску двигателей запорожского «МОТОР СИЧ» или с Саудовской Аравией по Ан-2, это надо, как говориться, делить на десять.

А пока крупнейшего гражданского эксплуатанта серийного транспортника Ан-124 «Руслан»

волнуют проблемы другого порядка. «Волга-Днепр», не так давно входящая в тройку ведущих налогоплательщиков Ульяновской области, из-за падения спроса на свои услуги переходит на сокращенный рабочий график. Сотрудников авиакомпании уже оповестили о трехдневной рабочей неделе с начала лета. По итогам января-февраля компания «Волга-Днепр» перевезла меньше половины грузов, чем годом раньше, и ситуация практически не улучшается. Впрочем, авиаторы верят, что к осени все наладится. «Русланы» вернутся к роли крупнейших авиаперевозчиков - просто потому, что альтернативы им нет.

 

Максим Пядушкин

Первый SSJ 100 покрашен в цвета "ЮТэйр-Экспресс"

ato, 29.05.2014

Как стало известно ATO.ru из источников в авиационной промышленности, сегодня в Ульяновске состоялась выкатка первого самолета Sukhoi Superjet 100LR, окрашенного в цвета авиакомпании "ЮТэйр-Экспресс". Сейчас на эту машину с регистрационным номером RA-89033 еще предстоит установить пассажирский салон, после чего она отправится в Жуковский для приемо-сдаточных испытаний. Как ранее заявляли представители материнской авиакомпании — "ЮТэйр", передача самолета в эксплуатацию планируется на июнь этого года.

Это первый из шести ВС данного типа, заказанных "ЮТэйр" через лизинговую компанию "ВЭБ-лизинг" в августе 2013 г. Все самолеты будут выполнены в одноклассной компоновке на 103 пассажирских кресла. Как ожидается, новые ВС будет эксплуатироваться "ЮТэйр-Экспресс" на внутренних маршрутах их Уфы.

Air Serbia основала чартерную авиакомпанию

 ATO.ru, 29.05.2014

23 мая национальный перевозчик Сербии запустил дочернюю чартерную компанию Aviolet. Местом базирования новой авиакомпании стал первый терминал аэропорта Белграда. Свой первый полет Aviolet совершил 24 мая в аэропорт Анталии в Турции. Все рейсы будут осуществляться на самолетах Boeing 737-300 в компоновке на 144 места, ранее бывшие в эксплуатации основателя — Air Serbia. Сама материнская авиакомпания переходит на узкофюзеляжные машины семейства Airbus A320.

В отпускной сезон, с июня по сентябрь 2014 г., Aviolet будет совершать рейсы из Белграда по популярным курортным направлениям путешествий: на греческие острова Корфу (г. Керкира), Скиатос, Закинф (г. Закинтос), на Крит (г. Ираклион), Родос, Кос, Санторини, а также в г. Ханья на о. Крит, турецкие Анталию, Бодрум, Даламан, испанские Пальма-де-Майорку, Жирону и Альмерию. С июля по сентябрь также будут совершаться полеты на еще один греческий остров — Кефалонья.

Авиакомпания Air Serbia до октября 2013 г. носила название JAT Airlines. Сейчас 49% акций этого сербского перевозчика принадлежит эмиратской авиакомпании Etihad Airways. За I квартал 2014 г. количество перевезенных Air Serbia пассажиров выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 66%, до 365 тыс. чел.

 

 

БПЛА

«Глобал Хоук» достиг рекордного показателя по продолжительности нахождения в воздухе  

ОРУЖИЕ РОССИИ, 29.05.2014

Беспилотный летательный аппарат (БЛА) ВВС США RQ-4 «Глобал Хоук» (Global Hawk) достиг рекордного показателя по продолжительности нахождения в воздухе, проведя в воздухе в течение одной недели 665 часов.

Об этом сообщила компания-разработчик аппарата «Нортроп Грумман» (Northrop Grumman).

 

 

Международные новости и  сотрудничество

МиГ между Россией и Сирией

Независимая газета, 30.05.2014

Дамаск получит истребители в течение 2016-2017 годов в рамках контракта от 2007 года
В Сирию могут улететь 12 российских истребителей МиГ-29М/М2. "Контракт заключен не сегодня. Он заключен гораздо раньше. Выполняем потихоньку. Сделано четыре планера", - цитирует Интерфакс гендиректора Российской самолетостроительной корпорации "МИГ" Сергея Короткова. Отвечая на вопрос о сроках поставки самолетов и их количестве, Коротков подтвердил, что ВВС Сирии получат истребители в течение 2016-2017 годов в рамках контракта, заключенного в 2007 году. По словам руководителя, сроки могут быть подвергнуты корректировке в связи с тем, что в Сирии идет гражданская война. "Тут могут быть какие-то корректировки. Там война… и эта война - наша головная боль на самом деле. Проблемы есть с передачей самолетов", - сказал Коротков.
С опережением на год (в 2015-2016 годах) планируется поставить 16 многофункциональных истребителей МиГ-29СМТ и для ВВС России - по восемь самолетов в год. Сумма контракта превысила 17 млрд руб. Ранее, в 2009-2010 годах, в ВВС уже было поставлено 28 самолетов МиГ-29СМТ. Самолеты хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации.
МиГ-29СМТ представляет собой качественно новую версию легкого фронтового истребителя МиГ-29. Самолет имеет в своем арсенале широкую номенклатуру авиационного вооружения классов "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". В результате модернизации боевая эффективность МиГ-29СМТ по сравнению с базовым МиГ-29 возросла в среднем в три раза, а стоимость эксплуатации снизилась примерно на 40%.

Китай купит у России истребители и противокорабельные ракеты

Lenta.ru, 29.05.2014

Переговоры между Россией и Китаем о поставках новых вооружений и военной техники

практически завершены. Об этом, как сообщает China Times, заявил президент Объединенной

авиастроительной корпорации Михаил Погосян. По его словам, министерство обороны Китая

намерено приобрести крупную партию истребителей Су-35, зенитных ракетных комплексов С-400, а также противокорабельных крылатых ракет, тип которых не уточняется.

По словам Погосяна, переговоры с Китаем проходили с трудом, поскольку потенциальный

покупатель требовал поставки вместе с истребителями Су-35 турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-41Ф1С. Удалось ли сторонам договориться по этому

Турция намерена стать крупным производителем вертолетов

Военный Паритет, 29.05.2014

Турецкая национальная аэрокосмическая компания Tusas (Turkish Aerospace Industries — TAI) завершила предпроектные работы по первому многоцелевому вертолету национальной разработки, сообщает Defense News 28 мая.

5-тонный двухдвигательный легкий вертолет начнет летные испытания в течение пяти лет,

гражданская сертификация должна быть получена за шесть лет, военная версия за 7,5 лет.

Вертолет должен поступить в эксплуатацию к 2023 году, то есть к 100-летию основания Турецкой Республики. Представители компании рассчитывают на большой спрос со стороны иностранных клиентов.

Компания и правительство Турции подписали контракт на разработку песрпективного вертолета в прошлом году, новые машины должны прийти на смену устаревшим американским UH-1, но могут использоваться и в качестве армейских учебно-тренировочных вертолетов. В общей сложности Турция может приобрести более 800 машин, с учетом экспорта это количество может достичь примерно 1200 единиц.

TAI также является основным турецким подрядчиком американской компании Sikorsky по

производству 109 многоцелевых вертолетов Т-70 (турецкий вариант S-70 Black Hawk International) на сумму 3,5 млрд долл США. Турция намерена использовать американские ноу-хау и технологии для разработки собственного вертолета. Контракт с «Сикорским», который победил в конкурентной борьбе итальянско-британскую AgustaWestland, был подписан в марте этого года.

 

 

Политические новости

В Москве состоялись переговоры глав оборонных ведомств России и Венесуэлы

29 мая в Москве состоялись переговоры Министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу с Министром обороны Боливарианской Республики Венесуэла адмирал-аншефом Кармен Тересой Мелендес Ривас.

Сайт Министерства Обороны РФ, 29.05.2014

Переговоры прошли в дружественной обстановке и носили конструктивный характер. Главы

оборонных ведомств двух стран обсудили состояние и перспективы военного и военно-

технического сотрудничества, а также ряд актуальных вопросов обеспечения региональной и

международной безопасности.

Как подчеркнул генерал армии Сергей Шойгу, «отношения между военными ведомствами России и Венесуэлы носят долгосрочный и стратегический характер на всех направлениях, у нас, к счастью, нет проблем, острых вопросов».

«Венесуэла — это один из ключевых партнеров России в Латинской Америке. Объем

сотрудничества по самым разным направлениям впечатляет. Мы должны его и дальше развивать и расширять. А областей приложения сил у нас немало: здесь и увеличение количества визитов на самых разных уровнях, учений, совместных образовательных программ, интересных, перспективных проектов в военно-технической сфере», — обозначил горизонты взаимодействия глава российского военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу.

Министр обороны Боливарианской Республики Венесуэла Кармен Терес Мелендес Ривас в свою очередь заявила: «Мы также хотели бы упрочить наши связи во многих областях». Она сообщила, что президент Венесуэлы Николас Мадуро поручил ей особое внимание в ходе переговоров в Москве уделить дальнейшему развитию военно–технического сотрудничества.

«Необходимо продолжить работу, начатую команданте Уго Чавесом, — подчеркнула Кармен

Тереса Мелендес Ривас. — Он считал Россию другом Венесуэлы. Мы будем следовать его

заветам».

Банки по назначению

Ведомости, 30.05.2014

Максим Товкайло, Маргарита Папченкова, Ольга Петрова, Татьяна Воронова

Госкомпании будут резко ограничены в выборе банков, с которыми они могут работать. Как стало известно «Ведомостям», такие предложения готовят Минфин и ЦБ Президент Владимир Путин поручил Министерству финансов и Центральному банку подготовить предложения об усилении контроля за финансами стратегических компаний, рассказали

«Ведомостям» три федеральных чиновника. С учетом международной ситуации президент

действительно дал несколько поручений по защите финансовой системы и интересов

госкомпаний, заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, но подробности обсуждать не стал.

Представители Минфина и ЦБ от комментариев отказались.

Обсуждаются две меры, рассказывают собеседники «Ведомостей». Первая и главная —

планируется принять закрытый перечень банков, с которыми смогут работать госкомпании:

открывать счета, проводить финансовые операции, размещать депозиты.

Вторая мера — обязать крупные госкомпании и госкорпорации создать до конца года

казначейскую службу (см. врез). Минфин и ЦБ должны представить предложения, как воплотить эти две меры.

Возможность для стратегических предприятий работать только с определенными банками может привести к переделу банковского рынка, говорят два федеральных чиновника. Чиновник, участвующий в обсуждении мер, объясняет, что предполагается разработать закон, в котором будут критерии стратегических предприятий, а также список операций, которые подлежат регулированию. Обязательство держать деньги только в определенных банках коснется госкомпаний из списка 91-р (утвержденный правительством в 2003 г. список госкомпаний, управление которыми оно осуществляет напрямую), а также госкорпораций, продолжает он, т. е. речь идет примерно о 70 крупнейших государственных компаниях и холдингах: «Газпроме», «Роснефти», «Транснефти», РЖД, «Аэрофлоте», «Русгидро», «Ростехе», «Росатоме» и проч. Насколько широк должен быть список банков и каковы критерии отбора, собеседники «Ведомостей» предсказать не берутся: обсуждение продолжается. По мнению одного из чиновников, перечень должен быть достаточно широк.

По словам другого чиновника, работающие в России «дочки» иностранных банков также могут попасть в список, если будут соответствовать критериям отбора, но иностранных банков в списке не будет.

13 крупнейших госкомпаний держат в российских банках 1,8 трлн руб., это 14% от суммы всех компаний на банковских счетах, подсчитал Олег Солнцев из ЦМАКПа.

«Роснефтегаз» сообщал, что на 31 декабря 2013 г. держал на депозитах 198.5 млрд руб.

Почти все крупные госкомпании имеют расчетные счета в Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке или

Альфа-банке. У «Газпрома» есть счета в иностранных Swedbank и BNP Paribas Fortis, а у

Объединенной авиастроительной корпорации был счет в лишившемся лицензии Межпромбанке, следует из отчетности компаний.

Представители «Газпрома» и «Транснефти» сообщили, что их компании работают только с

крупнейшими банками с высокими кредитными рейтингами. Для «Транснефти» ограничение

количества банков, с которыми позволено работать, проблем не создаст, говорит ее представитель.

В РЖД от комментариев отказались. Цель меры c ограничением числа банков — защитить крупные госкомпании от финансовых потерь в случае экономических санкций и продолжающегося отзыва лицензий, объясняет федеральный чиновник: «Почти всякий раз, как ЦБ отзывает лицензию, выясняется, что в проблемном банке зависли чьи-то деньги. Самый вопиющий пример — с Фондом ЖКХ». В январе Фонд ЖКХ сообщил, что держал 1.5 млрд руб. на депозите в лишившемся лицензии Инвестбанке. Есть два проблемных случая, продолжает федеральный чиновник. Первый — если госкомпания хочет проводить простейшие финансовые операции за рубежом, например операции по экспортным контрактам или выпуск депозитарных расписок либо деривативов. Второй — госкомпания может вести с крупной зарубежной компанией какой-то проект и создать для этого специальную компанию, SPV, счета которой скорее всего будут в иностранных банках.

«Оба случая нужно исключить из законопроекта, это будет непросто, но нужно такие ситуации указать», — считает собеседник «Ведомостей».

Другой федеральный чиновник полагает, что предложенное ограничение в сотрудничестве с

банками позволит государству проследить за теми субсидиями, которые госкомпании получают из бюджета на выполнение конкретных целей. Как только эти деньги ушли и стали средствами госкомпаний, они перестали быть бюджетными, а значит, дальше уже непонятно, пошли они на ту цель, на которую предназначались, или нет. «Нет идентификационного кода, чтобы проследить до конца эффективность использования средств», — объясняет собеседник «Ведомостей». А если все движения средств компаний будут проходить по счетам в определенных банках, то это, безусловно, поможет усилить контроль, заключает крупный чиновник.

С крупными госкомпаниями частные банки работали все меньше в последние пять лет — это

особенно усугубилось во время последней чистки рынка, говорит казначей крупного частного

банка. Пока нет четких критериев отбора банков для работы с госкомпаниями и госкорпорациями, судить о том, как это скажется на банковском рынке, сложно, продолжает он, но будет лучше, если этот список будет открытым и в него будут включены крупные частные банки. Случаи, когда крупные госструктуры теряли деньги из-за краха банков в 2013 г., уверяет казначей крупного частного банка, чаще объяснялись качеством управления самой компании, которая не оценивала рисков и размещала деньги в средних банках со слабой рисковой политикой.

Деньги госкомпаний и так сильно сконцентрированы в госбанках, поскольку именно госбанки

предоставляют дешевые кредиты и, соответственно, просят компании размещать средства у них, замечает руководитель российской «дочки» иностранного банка, серьезный передел возможен на уровне банков из числа 30 крупнейших.

 

  Герман Петелин, Александр Раскин  

Один день войны на юго-востоке Украины стоит $3 млн

Киевские власти уже потратили на военную операцию почти половину годового бюджета Донецка

 

Известия, 30.05.2014

Один день военной операции украинских силовиков на юго-востоке страны стоит около $3 млн. В общей сложности, по оценкам экспертов, на подавление ополченцев Киев уже потратил более $147 млн (1,7 млрд гривен) — это почти половина годового бюджета Донецка (на 2014-й год было заложено 4 млрд гривен). 

Военные аналитики утверждают, что если украинские силовики продолжат применять тяжелое вооружение, то общая стоимость войны с учетом разрушений зданий и инфраструктуры увеличится в десятки раз.

Так называемая антитеррористическая операция была объявлена киевскими властями 15 апреля 2014 года. Согласно данным экспертов, в военных действиях против ополченцев Донецкой и Луганской областей задействованы 95-я, 79-я и 25-я аэромобильные бригады, 24-я, 51-я, 30-я отдельные мотострелковые бригады, а также подразделения национальной гвардии (бывшие внутренние войска МВД Украины. — «Известия»). Кроме того, вместе с вооруженными силами в подавлении ополченцев принимают участие бойцы так называемых добровольческих спецбатальонов: «Донбасс», «Днепр-1», «Днепр-2», «Азов», которые спонсируют украинские олигархи.

$22 млн на питание и содержание

По оценкам российского МИДа, общая численность группировки украинских войск, сосредоточенной на юго-востоке страны, составляла на конец апреля 11 тыс. человек. На вооружении у нее имелось 160 танков, более 230 бронетранспортеров, не менее 150 артиллерийских систем, а также авиация. 

Однако, как считают эксперты, количество бойцов, задействованных в антитеррористической операции (АТО), может быть гораздо больше. Например, министр обороны самопровозглашенной ДНР Игорь Стрелков заявлял, что в АТО задействовано около 20 тыс. человек, из них только около Славянска — 5 тыс. человек. Украинский военный эксперт Вячеслав Целуйко считает, что количество военнослужащих, задействованных в операциях, может превышать и эту цифру.  

— Дело в том, что нет четких границ территории, где объявлена антитеррористическая операция, — поясняет «Известиям» Целуйко. — Ведь попутно с боевыми действиями идет укрепление позиций на российско-украинской границе. Туда тоже стягиваются войска. И общая численность группировки может превышать 25 тыс. человек. 

По словам источника «Известий» в Минобороны РФ, суточные украинского рядового, участвующего в АТО, составляют 30 гривен, или $2,5, офицера — 100, или $8,3 (здесь и далее все расчеты идут из курса $1 равен 12 гривнам). Выходит, что только само пребывание украинских силовиков в зоне боевых действий обходится Киеву, как минимум, в 600 тыс. гривен, или $50 тыс. в день. То есть за 45 дней АТО офицерам и рядовым украинской армии, 20 тыс. которых находится на юго-востоке, должны выплатить $2,25 млн командировочных. 

При этом в эти суммы не заложено питание (стоимость суточного пайка составляет около 50 гривен, или $4,1) и ежемесячное денежное довольствие военнослужащих. В среднем украинские военные — контрактники и офицеры — получают около 2,4 тыс. гривен, или $200 в месяц. Получается, что на питание военнослужащих, участвующих в АТО, должно быть выделено $3,6 млн, а на зарплаты — $6 млн. 

Итого: только содержание военнослужащих в зоне конфликта уже обошлось руководству незалежной в $11,9 млн. 

Между тем еще в самом начале военной операции выяснилось, что в регулярной украинской армии не хватает денег даже на закупку бронежилетов. В итоге на майдане был объявлен сбор средств для вооруженных сил. По телевидению еще в разгар событий в Крыму уже гоняли ролики с призывами помочь украинской армии. Судя по ним, не хватало на самолеты, бронетехнику и даже на форму. Реклама сработала: по данным правительства Украины, в общей сложности сограждане перечислили на армейские нужды 122 млн гривен, или $10,1 млн. 

— Посчитать, как расходовались эти средства, сколько из них пошло на питание, а сколько на необходимое оборудование, просто невозможно, — говорит Целуйко.

Частные войска олигархов живут в шоколаде

Руководитель лаборатории «Военной экономики» Института экономики переходного периода Виталий Цымбал напоминает, что помимо регулярных войск в конфликте участвуют так называемые частные армии миллиардеров майдана — Коломойского и Ахметова и представители частных военных компаний из Европы и Америки.

— В отличие от военнослужащих регулярных войск «солдаты удачи» не только больше зарабатывают, но и лучше экипированы, — уточняет эксперт. — Можно сказать, что они вообще живут в шоколаде.

Главный спонсор так называемых добровольческих полков — владелец банка «Приват», губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. При его непосредственном участии в регионе были созданы два батальона: «Днепр-1» и«Днепр-2», а также два батальона территориальной обороны. Общая численность этих вооруженных формирований составляет около 3 тыс. человек. 

Формально эти батальоны подчиняются МВД Украины и воюют совместно с частями нацгвардии, костяк которой на сегодняшний день составляют бойцы «Правого сектора». 

— Однако на самом деле эти подразделения полностью автономны, — рассказывают «Известиям» представители Донецкой Народной Республики (ДНР). — Их бойцы не щадят никого и чинят настоящие зверства. Это бойцы Коломойского сжигают административные здания вместе с протестующими в городах Донецкой области. Также они, угрожая расстрелами, заставляют идти в атаки необстрелянных военнослужащих украинской армии, которые отказываются воевать со своим народом. 

За свою грязную работу «частники» получают приличные по украинским меркам зарплаты — около 500 гривен в день, или $40 в день. Для примера: квалифицированный врач на Украине зарабатывает в день около 100 гривен, или $8,3. 

Сам Коломойский признавался в интервью СМИ, что только на зарплаты «своим» бойцам выделяет в месяц более $10 млн. Таким образом, за полтора месяца олигарх уже потратил $15 млн — украинский Forbes оценивает состояние Коломойского в $3,6 млрд.

Помимо местных «солдат удачи», по данным ДНР, в АТО участвуют 250 иностранных наемников.  

— У нас есть данные, что Карачун (гора рядом со Славянском. — «Известия») охраняет польская частная военная компания, — уже не раз заявлял руководитель ополчения Игорь Стрелков. 

Кроме поляков, по данным ДНР, против юго-востока воюют частные военные компании (ЧВК) из США. Но у них уже совсем другие гонорары. 

По словам Виталия Цымбала, наемники всегда получают больше, чем солдаты регулярной армии.

— Например, бойцы французского легиона получают денежное довольствие в полтора раза больше, чем солдаты регулярной армии Франции, а жалованье сотрудника ЧВК, работающего в Ираке, на 30% больше, чем оклад американского солдата, находящегося в этой стране, — поясняет Цымбал.

По его словам, официальных нормативов оплаты труда «солдата удачи» не существует. Как правило, зарплата зависит от уровня жизни того региона, в котором они выполняют свои операции. По данным экспертов, зарплата иностранного наемника на юго-востоке Украины начинается от $10 тыс.

Ополченцы, как уверяют в ДНР, денег не получают. И, по словам министра обороны ДНР Игоря Стрелкова, это очень серьезная проблема, потому что, несмотря на то что ополченцев местные жители кормят, поят, одевают и обеспечивают оружием и боеприпасами, их семьи дома сидят без денег.

В Луганской Народной Республике (ЛНР) ее глава Валерий Болотов издал на этой неделе приказ, по которому руководители предприятий обязаны сохранять рабочие места для ополченцев, на которых они трудились до начала боевых действий, и выплачивать им полностью зарплату. Невыполнение приказа будет рассматриваться как саботаж и измена Родине. Средняя зарплата в Луганской области по данным на осень 2013 года составляла 3 345 гривен, или $278. По данным украинских силовиков, на стороне ополчения сражаются 3–5 тыс. человек, такие же цифры озвучивают и руководители ДНР и ЛНР. 

Советское наследие

Однако содержание бойцов составляет лишь малую часть военных расходов. Основные траты приходятся на вооружение и боеприпасы. По словам руководителя Центра стратегических и оборонных технологий Руслана Пухова, обе стороны конфликта на юго-востоке Украины используют в основном оружие, произведенное в конце 1980-х. 

— Есть две методики расчета. Первая — по остаточной стоимости боеприпасов от первоначальной закупочной цены, при этом Украина не платила за эту технику ни копейки, потому что она досталась ей бесплатно в наследство от СССР, — поясняет Пухов. 

Вторая, по словам эксперта, наоборот, учитывает цену боеприпаса на сегодняшний день. 

— Ведь любой затраченный снаряд должен быть заменен либо на такой же новый, либо на более современный, а значит, и более дорогой аналог, — говорит Пухов. 

Например, стоимость вертолетов Ми-8, которые используют ВВС Украины, может составлять от $200 тыс. до $5 млн в зависимости от износа. Ополчению удалось сбить четыре таких машины. И если исходить из второй методики подсчета (то есть сбитые надо будет заменить на новые), то стоимость потерь  таких машин будет составлять до $20 млн. 

Кроме того, ополченцы также смогли сбить три штурмовых вертолета Ми-24. Стоимость современных модификаций таких машин варьируется от $20 млн до $22 млн. 

Украинский военный аналитик Вячеслав Поцелуйко утверждает, что в ВВС Украины на каждый участвующий в АТО вертолет есть несколько резервных машин. 

Один час полета «вертушки» стоит в среднем $800. В общей сложности, по данным ДНР, в АТО принимают участие 20 вертолетов. Они уже сожгли горючего как минимум на $360 тыс. Кроме того, 26 мая во время боестолкновений в Донецке Украина подняла в воздух штурмовую авиацию. Один час полета штурмовика (в небе над столицей Донбасса барражировали три машины) составляет $5 тыс. Очевидцы утверждают, что летали истребители около часа, расстреливая НУРСами (неуправляемыми ракетными снарядами. — «Известия») ополченцев в аэропорту Донецка. 

Также за время боевых действий и подготовки к ним украинская армия потеряла более 30 единиц бронетехники — от бронетранспортеров до танков Т-64 (бои под Славянском, в Волновахском районе, Рубежном и др.) Стоимость модернизированной «шестьдесят четверки» составляет $1,5 млн, стоимость БМП и БТР — от $800 тыс. до $1,5 млн. Общие расходы на топливо для бронетехники и машин за время АТО, по мнению экспертов, сопоставимы с расходами на горючее для вертолетов и превышают $350 тыс.

Исходя из сегодняшних цен на мировом рынке оружия, стоимость одного артиллерийского снаряда составляет около $150, тысяча автоматных патронов — $30, гранаты — $8, снарядов для миномета — от $10. Для обстрела позиций и блокпостов ополченцев украинская армия использует минометы, артиллерию и автоматическое стрелковое оружие. 

— Под Славянском, где располагаются наши позиции, обстрелы начинаются в 8 вечера и продолжаются до рассвета, — рассказывает один из ополченцев ДНР. — По нам беспрерывно лупят по 5–6 часов. Причем в таком режиме мы живем почти месяц.

В среднем, по словам бойца, за час украинцы выпускают порядка 25 мин и 10–15 снарядов из пушек Д-30. Таким образом получается, что только на одном участке под Славянском ночной артобстрел обходится украинским военным в $10–15 тыс.  

Сами ополченцы воюют в основном трофейным оружием, захваченным из арсеналов СБУ и МВД Украины, а также в ходе боев. На вооружении у них устаревшие модели АК-47 и АКМ-74, самозарядные карабины Симонова, пулеметы Калашникова. Также ополченцам удалось захватить несколько БМП разных модификаций. 

Гордость же ополченцев — добытая в бою самоходная артиллерийская установка «Нонна-С», которая стреляет снарядами и минами. Максимальная дальность стрельбы у нее — 8 км. И это — самое мощное орудие. Ополченец Бабай из Краснодарского края, ставший героем YouTube, в своих обращениях к президенту Путину просил прислать ему «пару пушечек, чтобы сжигать врагов на расстоянии». По словам экспертов, оценить затраты ополченцев на вооружение довольно сложно, поскольку они воюют тем, что добудут в бою. 

Если посчитать все затраты на содержание бойцов украинской армии и нацгвардии, а также материально-техническое обслуживание техники и ее потери, то получается, что 45 дней АТО обошлись Украине в 1,7 млрд гривен, или в $147 млн. При этом в подсчете не учитывались расходы на медикаменты для лечения раненых, страховые выплаты погибшим, а также стоимость зданий, которые были разрушены в ходе карательной операции. 

По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, если противостояние на юго-востоке Украины продолжится, то страна будет терять ежемесячно десятки миллиардов долларов.  

— Недельный простой одного металлургического завода в Донецкой области будет обходиться в десятки миллионов долларов, а если армия начнет серьезные боевые действия с применением тяжелой артиллерии и авиации, то ущерб, нанесенный инфраструктуре региона, пойдет на сотни миллиардов долларов, — считает Абзалов. 

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь