Новости СоюзМаш России

06.05.2014

Информационный обзор прессы 06.05.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

6 мая 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России. Стр.

 

Регионы России, 6 мая 2014 г., СоюзМаш «двигает время»: вопрос сезонного перевода стрелок часов решится 23 мая

 

Известия, 6 мая 2014 г., Поставщиков разведтехники освободили от контроля ФСТ \\ Федеральная служба по тарифам не будет контролировать разведтехнику

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Поставщиков разведтехники освободили от контроля ФСТ

 

Взгляд.ру, 5 мая 2014 г., Свои надежней \\ Крымские оборонные предприятия могут поменять владельцев

 

НИА – Федерация, 6 мая 2014 г., «АвтоВАЗ» возобновил производство легендарных автомобилей Lada Granta и Lada Kalina

 

Портал машиностроения, 5 мая 2014 г., Ежегодная студенческая Олимпиада в пятый раз объединит молодых инженеров-конструкторов

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Взгляд.Ру, 6 мая, Рособоронэкспорт подготовил для выставки SOFEX-2014 легкую бронетехнику и стрелковое оружие / Специальные технические средства, стрелковое оружие и боеприпасы, а также индивидуальную бронезащиту и легкую бронетехнику представит российская делегация на выставке SOFEX-2014 в Иордании, которая начинается во вторник.

 

NordNews, 5 мая, Росатом отдает контракт на строительство двух серийных атомоходов стоимостью 84 млрд рублей Балтийскому заводу / Это позволит предприятию увеличить выручку в 1,5 раза. Соглашение может быть подписано уже в мае.

 

И-Маш, 5 мая, Россия может полностью строить корабли класса "Мистраль" - Франция не намерена отказываться от заказа / Балтийский завод сможет строить универсальные десантные корабли (УДК) класса Мистраль полностью своими силами.

 

Трактор.Ру, 5 мая 2014 г., «Тракторные заводы» и Военно-промышленная комиссия обсудили алгоритм выполнения гособоронзаказа \\ 28 апреля заместитель председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ Олег БОЧКАРЕВ посетил одно из предприятий ОПК - ОАО «Курганмашзавод» - и встретился с командой машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы».

 

ИТАР-ТАСС, 5 мая, Совладельцы "Калашникова" профинансируют ребрендинг концерна / Деньги из госбюджета привлекать не планируется

 

Коммерсант, 6 мая, Хоть паркетный, но защитник / Прокуроры признали заслуги Анатолия Сердюкова

 

Российская газета, 6 мая, Крым вернулся на орбиту / Глава Роскосмоса оценит космические возможности полуострова

 

3.     Автомобилестроение.

 

ФедералПресс.Приволжье, 5 мая, Президент АвтоВАЗа, подводя первые итоги работы, рассказал о своих ожиданиях и разочарованиях

 

РБК, 5 мая, Иракский Курдистан ждет татарстанских нефтяников и КАМАЗы

 

4. Авиастроение.

 

АвиаПорт, 6 мая, УМПО приступило к производству нового компонента ПД-14

 

Полит.Ру, 5 мая, Первую партию российских Як-130 поставят в Сирию до конца 2014 года

 

Известия, 6 мая, Первый российский «Мистраль» лишился Syracuse / Вместо французской системы спутниковой связи вертолетоносец «Владивосток» получит российскую

   

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Регионы России, 6 мая 2014 г., СоюзМаш «двигает время»: вопрос сезонного перевода стрелок часов решится 23 мая

23 мая станет ясно, по какому времени будет жить страна. В этот день истекает 30-дневный срок, который депутаты Государственной Думы РФ отвели премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву на внесение изменений в Постановление Правительства от 31 августа 2011 года, обеспечивающих возврат к исчислению времени, приближенного к поясным значениям.

Напомним, 23 апреля российские парламентарии единогласно приняли обращение к Главе Кабинета Министров, в котором попросили премьера в 30-дневный срок вернуть россиянам зимнее время, а также обеспечить возврат к исчислению местного времени, приближенному к поясному значению времени в системе всемирного координированного времени. Позднее Дмитрий Медведев согласился, что «время - это такая штука, которая требует доработки и внимательного отношения». «Мы, видимо, будем решение принимать не общее, а в масштабах регионов что-то двигать», - подчеркнул тогда премьер-министр.

Первый вице-президент СоюзМаш России, Первый зампред Думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев отметил, что появление обращения депутатов к Председателю Правительства является согласованным шагом представителей Кабинета министров и ряда авторов существующего законопроекта о возвращении зимнего времени. «Подобная мера представлялась быстрым вариантом решения проблемы, связанной с исчислением времени в стране. Хотя для надежности и гарантированной реализации всех положений закона в интересах избирателей предпочтительнее было бы принять его на законодательном уровне, ведь, что касается содержательной части, никто не вправе заставить Правительство транслировать нормы разработанного законопроекта. Поэтому мы испытываем определенное беспокойство по поводу сохранения идеологии проекта закона о зимнем времени в Постановлении Правительства», - подчеркнул Владимир Гутенев. При этом он выразил надежду, что сроки по изменению соответствующего правительственного документа Кабинетом министров будут соблюдены.

«Если же принципиальность снова подведет Сергея Калашникова, и он не внесет законопроект о зимнем времени на рассмотрение в случае неготовности Правительства решить этот вопрос на своем уровне через 30 дней, это сделаем мы - те, кто возлагал надежду на его твердость и последовательность в отстаивании интересов избирателей», - заявил депутат.

Владимир Гутенев также подчеркнул, что он не ставит личные амбиции авторства во главу этого вопроса. «Для меня было принципиально уйти от текущей ситуации с исчислением времени в стране - я пошел на то, чтобы отозвать свой законопроект и призвать тех депутатов, которые его поддержали, поддержать единый законопроект, который мы сейчас называем «законопроектом зимнего времени», - объяснил парламентарий.

 

Известия, 6 мая 2014 г., Поставщиков разведтехники освободили от контроля ФСТ \\ Федеральная служба по тарифам не будет контролировать разведтехнику

Правила закупки технических средств для органов внешней разведки будут упрощены. Соответствующий законопроект (копия имеется у «Известий») внес в Госдуму председатель комитета ГД по обороне Владимир Комоедов (КПРФ). Из процедуры закупки такой техники у единственного поставщика предлагается исключить этап обязательного согласования цены в Федеральной службе по тарифам (ФСТ) и прохождения независимой экспертизы. Сегодня ФСТ контролирует, чтобы прибыльность поставок разведтехники не превышала 25%.

Как следует из текста законопроекта, изменения будут внесены в ст. 93 и 94 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статья 93, определяющая случаи, в которых закупка производится у единственного поставщика, будет дополнена пунктом 35 — «Заключение контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения разведывательной деятельности». В статью 94 предлагается внести изменение, освобождающее заказчика от обязанности привлекать независимых экспертов для согласования цены.

Владимир Комоедов пояснил «Известиям», что поправки определят новый, более закрытый, порядок приобретения техники для всех силовиков, задействующих в своей работе разведывательную аппаратуру, а не только службы внешней разведки.

— Изменения коснутся всех силовых ведомств, работающих в этом направлении, — сообщил депутат.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, «органы внешней разведки... используют специальные технические средства, которые являются уникальными... и производятся единственным поставщиком». По действующему законодательству, для утверждения цены на такие изделия требуется передавать расширенную информацию об устройствах в Федеральную службу по тарифам. При этом расшифровка материальных расходов и другие сведения позволяют «определить технические характеристики специальной техники». Кроме того, эти данные должны передаваться независимым экспертам.

— Федеральная служба по тарифам осуществляет регистрацию цен на российское вооружение и военную технику, производство которых осуществляется единственным производителем, в соответствии с утвержденными правилами, — сообщили «Известиям» в ФСТ.

По правилам, утвержденным постановлением правительства № 29 от 25 января 2008 года, поставщик согласует с заказчиком и предоставляет в ФСТ сведения об объемах реализации продукции, расшифровку материальных и трудовых расходов. ФСТ с учетом заключения заказчика принимает решение утвердить цену или отказать в регистрации, при этом служба имеет право требовать дополнительные документы, проводить консультации с заказчиком и поставщиком. При этом уровень прибыли при расчете цены не может превышать 25% затрат.

Владимир Комоедов полагает, что эти процедуры необходимо исключить из процесса закупки, в том числе и из-за невозможности определить цену разведывательной техники силами экспертов, далеких от соответствующей специфики. Кроме того, поправки направлены на защиту от шпионажа. «В целях... повышения уровня безопасности разведывательной деятельности предлагается установить возможность закупки... у единственного поставщика, исключив обязательную независимую экспертизу... в силу уникальности изделий и отсутствия вне разведывательных органов лиц, обладающих специальными познаниями в указанной области», — отмечается в пояснительной записке.

Как сообщил источник «Известий» в аппарате военно-промышленной комиссии, закупки техники для разведки проводятся с помощью закрытых конкурсов, которые объявляет заказчик.

— Для спецслужб Рособоронпоставка конкурсы на спецоборудование не проводит. Спецслужбы самостоятельно объявляют закрытые торги и высылают приглашение поставщикам, у которых есть лицензия на производство таких устройств, — рассказал источник.

Зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев поддержал инициативу, Комоедова, отметив, что излишняя открытость процедуры закупок, в том числе и перемещение документации между ведомствами, несет угрозу, когда речь идет о внешней разведке.

— У нас пропали иллюзии по поводу добронамеренности наших партнеров, а также избыточной открытости. Анализируя закупки, можно делать достаточно определенные выводы. Инициативу Комоедова я приветствую, и мне кажется, это не последний из необходимых шагов, — сказал Владимир Гутенев.

Председатель общественного совета при ФСТ Олег Алексеев допускает, что цена на разведывательную технику может согласовываться без участия гражданских структур.

— Такие закупки осуществляются в интересах безопасности, поэтому основным критерием становится качество. Цена — не ключевое условие, наш бюджет и без того достаточно закрыт, мы не знаем расходов по соответствующей статье, как и по многим другим, — сказал Алексеев.

Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки» полагают, что необходимость утверждения цены в рамках действующего закона оставляет возможности для действий иностранных спецслужб.

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Поставщиков разведтехники освободили от контроля ФСТ

 

Взгляд.ру, 5 мая 2014 г., Свои надежней \\ Крымские оборонные предприятия могут поменять владельцев

Россия готовится выкупить крымские заводы, принадлежащие украинским предпринимателям, недружественным Москве. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал высокопоставленный источник в военно-промышленных кругах, принимающий участие в правительственных совещаниях о судьбе крымской оборонной промышленности. Действия текущих владельцев привели эти заводы к краху.

«Отбирать заводы даже у таких людей, как Петр Порошенко, у которого в Севастополе есть ремонтный заводик, не есть красиво. Но с другой стороны, конечно, кто не с нами – тот против нас. Поэтому сейчас мы прорабатываем решения. Основной упор идет на мнение работников этих предприятий. Они лучше знают все взаимоотношения, внутренние ниточки, связи по бизнесу. Мы ждем взвешенной, аргументированной позиции, которую надо будет оценить, рассмотреть, и когда будет принято общее решение, будем уже действовать без оглядки», – пояснил собеседник газеты ВЗГЛЯД.

«Отбирать заводы даже у таких людей, как Петр Порошенко, у которого в Севастополе есть ремонтный заводик, не есть красиво»

Он также напомнил, что «оборонный» вице-премьер Дмитрий Рогозин провел в Крыму ряд встреч с руководителями оборонных предприятий, смысл которых заключался в оценке потенциала как самих руководителей, так и отрасли в целом.

«Мы знакомимся с людьми, смотрим, кто они, как работают, изучаем их принципы, способы работы, мировоззрение. Люди жили в одной стране, по своим правилам, и тут пришла новая власть и сразу начала все менять. Конечно, так нельзя, нужно дать им возможность встать на ноги в новых условиях. Поэтому мы ни в коем случае не ставим сейчас кадровый вопрос. Даже если выяснится, что какие-то руководители не подходят под какие-то наши критерии, мы будем им помогать, где-то даже подстраховать новых товарищей», – пояснил представитель военно-промышленного комплекса.

По его словам, процесс «изучения и знакомства» идет ускоренными темпами и должен быть завершен к началу осени, чтобы крымские предприятия можно было включать в Гособоронзаказ-2015.

Первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев пояснил газете ВЗГЛЯД, что выкуп крымских предприятий решает сразу несколько задач.

«С одной стороны, владельцы предприятий смогут выйти из бизнеса, который им не интересен и достался им с убытком реальной стоимости, с другой – мы таким образом снижаем издержки на содержание и модернизацию Черноморского флота, поскольку улучшается логистика и стоимость судоремонта. И третий момент – на базе существующих предприятий можно сформировать первую очередь из 25 млн новых рабочих мест, о создании которых говорил президент. Причем с высоким уровнем компетенций и высокой зарплатой», – пояснил Гутенев.

По словам Гутенева, российские заводы в других регионах страны от поддержки крымских предприятий не пострадают. «У нас сейчас не хватает производственных мощностей, не хватает квалифицированных специалистов. Так что привлечение новых мощностей, тех компетенций, которые есть в Крыму, – это снижение издержек и повышение эффективности работы судостроительной отрасли», – подчеркнул Гутенев.

Он добавил, что украинскую промышленность «традиционно отличает высокая культура производства и компетенция», которые будут востребованы как у военных заказчиков, так и у промышленных концернов, которые объединяют отраслевые предприятия, таких как Объединенная судостроительная корпорация.

«Понятно, что несмотря на то, что многие из этих предприятий активно продают свою продукцию за рубеж, основным их заказчиком будет российская гражданская и военная промышленность. Поэтому вне российского сегмента они существовать не смогут. И понятно, что они не могут существовать, когда владельцами являются явно недружественные нашей стране люди», – подчеркнул Гутенев.

При этом он отметил, что помимо прямого выкупа получить контроль над предприятиями можно будет путем направленной эмиссии на техническое переоснащение, что снизит долю других владельцев. Этот механизм может пригодиться в случае, если владельцы будут отказываться от продажи.

«Разумеется, проще всего было бы выкупить предприятия у владельцев целиком, поскольку тогда можно будет их задействовать без ограничений во всех госпрограммах, как военных, так и гражданских, не опасаясь, что закрытые технологии утекут в другие страны», – пояснил Гутенев.

Без заказов из Москвы им не выжить

Украинский военный эксперт Вячеслав Целуйко пояснил газете ВЗГЛЯД, что для получения контроля над крымскими оборонными предприятиями у российских властей нет других законных способов, кроме выкупа.

«Оборонные предприятия – это хозяйствующие субъекты, и просто так забрать завод у частного лица невозможно. Поэтому правительство России, скорее всего, будет искать какие-то способы, как убедить владельцев продать эти предприятия. Это могут быть различные методы воздействия, например налогами, или главный санитарный врач России найдет там какую-нибудь болезнь... В таком случае обвинить Россию в чем-то будет практически невозможно», – пояснил Целуйко.

При этом он подчеркнул, что без заказов со стороны Минобороны России и оборонных концернов этим предприятиям не выжить. «Они, конечно, могут вести какую-то конверсионную деятельность или производить гражданскую продукцию, но если завод производит какую-то узкоспециализированную продукцию для оборонки, то, безусловно, у него вариантов нет», – пояснил Целуйко.

Он добавил, что подавляющее большинство крымских предприятий находится в плачевном состоянии, поскольку их владельцы не вкладывались в обновления парка станков и оборудования. При этом там есть ряд уникальных предприятий, аналогов которым в России нет – например, судостроительный завод «Море» в Феодосии, который выпускает десантные корабли на воздушной подушке («Зубр») и катера на подводных крыльях (сторожевые и патрульные катера, пассажирские «Ракеты»).

«Теоретически это дополнительный кластер, который получает российский военно-промышленный комплекс. С другой стороны, мы не знаем, насколько то, что производилось для того же Китая, не было просто достройкой советского задела. То есть, пока непонятно, сможет ли «Море» производить всю продукцию с нуля, остались ли там специалисты, владеющие полным циклом производства», – пояснил эксперт.

Он добавил, что в любом случае в крымские заводы придется вкладывать значительные деньги на модернизацию и обновление мощностей. «И тут уже возникает проблема – эти вложения могут оказаться столь значительными, что дешевле построить новый завод», – отметил собеседник.

Кроме того, пока не ясно, есть ли на этих предприятиях молодые специалисты, или там работают представители еще советской школы, люди предпенсионного и пенсионного возраста. «Я думаю, что судьба каждого завода будет рассматриваться индивидуально. Некоторые будут поддерживать, некоторые закроют. Какие именно, сейчас нельзя сказать. В любом случае закрытие завода – это потеря рабочих мест и рост социальной напряженности», – сказал Целуйко.

Напомним, неделю назад во время рабочего визита по предприятиям Севастополя замминистра промышленности и торговли России Юрий Слюсарь сделал неожиданное признание. Как сообщил портал Forpost, Слюсарь не исключил, что владелец Севастопольского морского завода Петр Порошенко тоже примет участие в крупных оборонных заказах Москвы.

На вопрос журналистов: «Насколько важно присутствие государства в структуре предприятия, которым управляет частное лицо?» – замминистра ответил, что в России нет никакой дискриминации, и правительство не распределяет приоритеты так, чтобы отдавать преимущество холдингу с государственным участием, обижая при этом частных инвесторов.

В середине апреля, в ходе прямой линии, президент Владимир Путин сообщил, что Минобороны разместило крупный заказ на одной из верфей Крыма. Среди предприятий, на которых мог быть размещен такой заказ, украинские СМИ назвали и завод Порошенко. Напомним, Порошенко – фаворит президентской избирательной кампании на Украине, один из самых богатых жителей страны. С начала событий на Майдане он открыто финансировал протесты и выступал при этом с резкими выпадами в адрес Кремля. Воссоединение Крыма и России Порошенко также назвал «аннексией». Поэтому даже уклончивое заявление Слюсаря вызвало сенсацию.

Впрочем, позднее администрация завода, принадлежащего Порошенко, объявила, что не получала никаких заказов от Минобороны России. «Объем заказов обычно формируется и утверждается в конце предыдущего года. Для того, чтобы выполнять любые заказы Министерства обороны РФ, предприятиям необходимо иметь специальные разрешительные документы в рамках оборонного заказа министерства. Следует отметить, что ЧАО «Севморзавод» не имеет разрешительных документов на проведение ремонтных работ Черноморского флота РФ, поэтому не может выполнять заказ на их выполнение от Министерства обороны РФ», – цитирует администрацию предприятия украинский портал LB.ua.

Зато администрация завода дала понять, что щедрый госзаказ, скорее всего, получила другая верфь Севастополя – «13-й завод», который уже принадлежит Минобороны РФ и который уже «занимается исключительно ремонтом, но не судостроительством». «Именно это предприятие и является единственным исполнителем всех заказов на ремонт кораблей и лодок Черноморского флота РФ», – отметили на Севморзаводе.

Раньше мог производить крейсеры...

Как рассказал газете ВЗГЛЯД один из военных инженеров, много лет занимавшийся ремонтом и постройкой военных судов в Севастополе, на полуострове около 23 предприятий, которые занимаются таким ремонтом судов и их строительством. «Все они относятся к ВПК. В частности, наиболее работоспособные: это завод «Море» в Феодосии, который, как известно, делал «Зубры», судостроительный завод «Залив» в Керчи, который делал суда большой тоннажности (например, там делали «Сагайдачного»), и завод «Парус», который занимался созданием элементов автоматики для военных судов и работал исключительно на ВПК», – рассказал собеседник.

«Что же до Севморзавода, который принадлежал или принадлежит Порошенко, то его буквально разбазарили. В последние годы (а особенно месяцы, когда начались беспорядки на Майдане) там очень много демонтировали оборудования под видом реконструкции. Вывезли куда-то, возможно, на материк», – предположил источник газеты ВЗГЛЯД.

Инженер затруднился сказать, на что СМЗ теперь способен и во сколько его можно оценить. «Могу заверить, что еще год назад он бы стоил на порядок выше. На данный момент ремонт малотоннажных суден, может, Севморзавод и сделает, но вряд ли больше и сложнее, – сказал источник. – А ведь до этой «реконструкции» он мог производить даже крейсеры, ремонтировать их... В общем, это был один из самых крупных судоремонтных и судостроительных заводов. Это все строилось годами».

Инженер напомнил, что завод – практически ровесник Севастополя и долго был даже градообразующим предприятием. «Там собрался весь опыт, накопленный за долгие годы, а разбазарили его за последние несколько лет благодаря его владельцу», – посетовал собеседник.

 

НИА – Федерация, 6 мая 2014 г., «АвтоВАЗ» возобновил производство легендарных автомобилей Lada Granta и Lada Kalina

Крупнейший производитель  легковых автомобилей в России и Восточной Европе  «АвтоВАЗ» возобновил сборку отечественных авто  Lada Granta и Lada Kalina. 

По информации «Газеты.ру», выпуск машин  ведется в трехсменном режиме.

Напомним, ранее «АвтоВАЗ» заявил о приостановке сборки  автомобилей Lada Kalina и Lada Granta.  с 17 апреля по 5 мая на производстве был перерыв, во время которого осуществлялся плановый ремонт и модернизация оборудования, связанные с подготовкой к выпуску машин Datsun компании Nissan.

LADA Granta — бюджетный переднеприводный седан, разработанный Волжским автомобильным заводом на базе Lada Kalina.  Премьера автомобиля состоялась в мае  2011 года в рамках Съезда Союза машиностроителей России в Тольятти. Серийное производство стартовало осенью 2011 года.  Зимой этого же  года стартовали продажи  седана. Кроме того, Lada Granta является самым востребованным легковым автомобилем на российском рынке. Начальная стоимость авто составляет 289 тыс. руб. Модель Lada Kalina занимает  пятую  позицию  в топе  самых продаваемых автомобилей в России. Цена базового варианта хэтчбека начинается от 330,5 тыс. руб., универсала — от 337,5 тыс. руб.

Отметим,  ранее «АвтоВАЗ»   заявил о намерениях  модернизировать модель автомобиля  Lada Largus.

В частности, компанией планируется  на базе Lada Largus создать отечественный пикап. Как пояснили порталу  «daily-motor.ru» в  руководстве  автопроизводителя,   в  середине лета текущего года  завод «АвтоВАЗа» в Тольятти получит официальное право от своего партнера альянса Renault-Nissan вносить изменения в конструкцию этой модели.

Также накануне  в СМИ появилась информация, о том, что руководство «АвтоВАЗа» представило информацию о планах компании по расширению своего модельного ряда.

 

Портал машиностроения, 5 мая 2014 г., Ежегодная студенческая Олимпиада в пятый раз объединит молодых инженеров-конструкторов

   
 
 

30 апреля 2014 г. объявлен старт V Студенческой олимпиады CAD-OLYMP'2014. CAD-OLYMP - ежегодный конкурс, проводимый среди молодых инженеров-конструкторов – учащихся учреждений среднего и высшего профессионального образования, владеющих современными системами автоматизированного проектирования (САПР), а также их выпускников до 30 лет.

CAD-OLYMP'2014 - это не только соревнование молодых инженеров – олимпиада CAD-OLYMP'2014, но и образовательная площадка, и место для диалога с потенциальными работодателями, представителями крупных производственных и инжиниринговых компаний, которые будут организованы в рамках проведения форума САПР.

Олимпиада проводится в два этапа:

- заочный (дистанционный) и региональный;

- очный этап.

Заочный (дистанционный) этап - учащиеся учебных заведений России и стран СНГ после регистрации на сайте www.cad-olymp.com получают тематические задания для дистанционного самостоятельного выполнения. Определение финалистов состоится по завершению этапа.

Региональный этап - учащиеся региональных образовательных учреждений, будут пробовать свои силы в проектировании на базе профильных кафедр учебных заведений, которые создали необходимые условия для поведения данного этапа олимпиады. Финалисты станут известны сразу после проведения региональных этапов.

Свобода выбора участия в заочном (дистанционном) или региональном этапе закреплена за каждым из учащихся образовательных учреждений.

В 2014 году в рамках данного проекта впервые организован этап, реализуемый на базе региональных вузов, ведущих подготовку инженерных кадров. Региональные этапы уже запланированы к проведению на базе 13 вузов России, ведущих дисциплины САПР:

- Альметьевского государственного нефтяного института

- Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

- Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова

- Брянского государственного технического университета

- Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В.Верещагина

- Казанского государственного энергетического университета

- Сыктывкарского государственного университета

- Тихоокеанского государственного университета

- Филиала Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в г. Прокопьевск

- Филиала Уфимского государственного авиационного технического университета в г. Стерлитамак

- Филиала Южно-Уральского университета в г. Златоуст

- Юго-Западного государственного университета

- Ярославского государственного технического университета.

Главное условие участия в Олимпиаде – владение одной из САПР-систем: T-Flex, Компас, Autodesk Inventor, Autodesk AutoCad, Solid Edge, разработчиками которых являются ведущие компании в области создания и внедрения программных продуктов для автоматизации инженерной деятельности.

В этом году Олимпиаду поддержал и присоединился в качестве вендора, предоставляющего программное обеспечение для выполнения олимпиадных заданий – компания PTC (программный продукт - Сreo 2.0.) Сроки проведения заочного (дистанционного) и регионального этапов:

- первый тур - с 30 апреля по 01 июля 2014 г.,

- второй тур - с 15 июля по 30 сентября 2014 г.

Финалисты данных этапов примут участие в заключительном очном этапе соревнований, который пройдет в Москве 18-19 ноября 2014 г. в Технополисе Москва в рамках Форума САПР.

Подробная информация и задания заочного дистанционного этапа олимпиады размещены на сайте официальном сайте проекта www.cad-olymp.com

По вопросам участия в Олимпиаде, Вы можете обращаться по телефону (495) 234-53-89.

Организатор проекта: Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

При поддержке: Министерства образования Российской Федерации, Департамента образования города Москвы; Совета ректоров вузов Москвы и Московской области; Союза Машиностроителей России; Университетов Москвы: Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ", Московского государственного технологического университета "Станкин", Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", ведущих компаний разработчиков САПР-систем: Autodesk, Аскон, Топ Системы, РТС, CSoft, Siemens PLM Software.

Информационная поддержка: рекрутинговые компании "SuperJob" и "Career", ведущий российский информационный ресурс по автоматизации инженерной деятельности isicad.ru, инженерный портал "В Масштабе.ру", журналы "САПР и графика" и "Компоненты и технологии", канал научно-популярной тематики "24 ТЕХНО", научно-технический журнал "Современное машиностроение", информационно-инженерный портал "Веб-Механик".

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Взгляд.Ру, 6 мая, Рособоронэкспорт подготовил для выставки SOFEX-2014 легкую бронетехнику и стрелковое оружие / Специальные технические средства, стрелковое оружие и боеприпасы, а также индивидуальную бронезащиту и легкую бронетехнику представит российская делегация на выставке SOFEX-2014 в Иордании, которая начинается во вторник.

«Иордания уделяет особое внимание проблемам безопасности, операциям специальных подразделений, их экипировке и оснащению современными техническими и боевыми средствами. Поэтому SOFEX является не только хорошей площадкой для демонстрации продукции, но и играет важную роль для привлечения внимания мировой общественности к данной проблематике и «сверки часов» в профессиональной среде», - цитирует главу делегации Рособоронэкспорта Валерия Варламова ИТАР-ТАСС.

Собеседник отметил, что компания ожидает повышенный интерес иностранных специалистов к российскому бесшумному и беспламенному оружию, снайперским винтовкам, пистолетам- пулеметам и специальному оружию ближнего боя.

«В их числе 9-мм пистолет-пулемет ПП-2000, 12,7-мм снайперская винтовка ОСВ-96, малогабаритный гранатометный комплекс «Бур», 9-мм пистолет-пулемет ПП-19-01 «Витязь», 18,5-мм карабин специальный 18,5КС-К, полицейский гранатомет ГМ-94», - уточнил он.

По данным официального представителя Рособоронэкспорта, российский экспортер оружия в составе единой российской экспозиции с холдингом «Швабе» (обе компании входят в госкорпорацию «Ростех») представит современные российские образцы вооружения и военной техники, специальные технические средства, экипировку и индивидуальную бронезащиту.

Представитель пресс-службы добавил, что в экспозиции будет представлена расширенная номенклатура боеприпасов для российских средств ближнего боя как летального действия /в том числе термобарических/, так и нелетального: ударно-шоковых, раздражающих, свето- шумовых, травматических.

Рособоронэкспорт также представит различные образцы бронетехники, предназначенные для транспортировки и огневой поддержки полицейских и специальных подразделений. К ним относятся хорошо известные в мире боевые машины пехоты БМП-3М, бронетранспортеры БТР-80А, бронеавтомобили семейства «Тигр» и «Федерал», а также специальная машина пресечения массовых беспорядков «Торнадо», - заявил собеседник.

«Выставка традиционно пользуется интересом многих высокопоставленных представителей силовых ведомств стран Ближнего и Среднего Востока, поэтому вместе со специальной техникой и вооружениями мы готовы рассказать и об основных российских экспортных образцах сухопутной техники, а также вертолетах типа Ми-17 и Ка-226Т, которые могут активно использоваться при проведении операций против экстремистских и террористических группировок», - заключил Варламов.

 

NordNews, 5 мая, Росатом отдает контракт на строительство двух серийных атомоходов стоимостью 84 млрд рублей Балтийскому заводу / Это позволит предприятию увеличить выручку в 1,5 раза. Соглашение может быть подписано уже в мае.

Долгожданный контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60) стоимостью 84,4 млрд рублей получит ООО "Балтийский завод - судостроение" (БЗС, "внучка" Объединенной судостроительной корпорации, управляющая Балтийским заводом). Этот заказ увеличит выручку предприятия в 1,5 раза, ежегодная прибавка составит в среднем 14 млрд рублей в год до 2020 года.

Итоги конкурса будут подведены 7 мая. Как стало известно "ДП", еще в апреле на Балтийском заводе состоялось совещание, на котором заказчик ледоколов глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, топ-менеджеры ОСК и представители Минпромторга РФ договорились о том, что контракт получит БЗС, но только при условии, что заказчик сможет полностью контролировать движение денежных средств по контракту, сообщил источник в Росатоме.

Контракт на строительство серийных ледоколов Росатом выставил на торги в конце 2012 года, и с тех пор подведение итогов неоднократно переносилось. Сперва из-за отсутствия средств у атомной госкорпорации. А после того, как в 2013 году правительство РФ утвердило сумму бюджетных расходов на ледоколы, цена контракта была снижена с 86 млрд рублей до 77 млрд, что не устроило судостроителей.

В ответ Росатом решил поручить строительство подконтрольному ОАО "ОКБМ им. И. И. Африкантова". Как ранее писал "ДП", эта организация подала заявку в Ростехнадзор, чтобы получить необходимую лицензию на строительство первого и второго серийных атомоходов. БЗС обзавелся всеми документами еще в августе 2013 года.

Но в итоге, оценив все риски, Росатом согласился повысить цену до 84 млрд рублей и отдать контракт БЗС в обмен на полный финансовый контроль деятельности подрядчика в рамках этого заказа.

"В контракт уже внесены изменения о том, что мы будем акцептовать любое движение денежных средств, предварительно проверяя правильность трат подрядчика. Также существенно расширены штрафные санкции за неисполнение контракта в срок, что вызвало большие трения со стороны ОСК. Мы усиливаем финансовый контроль, исходя из печального опыта сотрудничества с Балтзаводом по строительству плавучего энергоблока для атомной теплоэлектростанции", - объяснил источник в Росатоме.

По его мнению, вероятность 95%, что БЗС придет на конкурс 7 мая и контракт будет подписан, и только 5%, что откажется от участия из-за несогласия с более жесткими условиями контракта.

В ОСК подтвердили намерение Росатома контролировать финансы и даже готовы согласиться с тем, что без ведома заказчика средства расходоваться не будут. "Сейчас обсуждается вопрос о степени и механизме финансового контроля со стороны Росатома", - сообщил источник в ОСК.

 

И-Маш, 5 мая, Россия может полностью строить корабли класса "Мистраль" - Франция не намерена отказываться от заказа / Балтийский завод сможет строить универсальные десантные корабли (УДК) класса Мистраль полностью своими силами.

Об этом 30 апреля 2014 года заявил вице-президент объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Сергей Форафонов. На церемонии спуска на воду кормовой части второго вертолетоносца класса Мистраль, строящегося для ВМФ России, вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Сергей Форафонов отметил, что Балтийский завод выполнил заказ качественно и в срок. "Я абсолютно уверен, что петербургское предприятие, благодаря сотрудничеству с французскими специалистами, может строить вертолетоносцы класса Мистраль полностью своими силами", - заявил Форафонов.

Как заявлялось ранее, проектная документация на УДК класса Мистраль будет передана России в полном объеме при заказе третьего и четвертого корабля серии, предназначенной для ВМФ РФ. Вопрос по дальнейшему строительству подобных кораблей должен быть решен по итогам эксплуатации "Владивостока" и "Севастополя".

Контракт на строительство двух вертолетоносцев класса "Мистраль" Россия и Франция подписали в июне 2011 года, корабли обошлись российской стороне в 1,2 миллиарда евро. Соглашение включало опцион на строительство еще двух "Мистралей" на российских верфях, однако в декабре 2012 года стало известно, что создание третьего и четвертого вертолетоносцев Россия отложила, пишет Центральный военно-морской портал.

Также дальнейшее сотрудничество России и Франции в сфере строительства универсальных десантных кораблей (УДК) класса Мистраль не ставится под сомнение. Об этом заявил представитель французской верфи STX France.

Директор по производству верфи STX France Жан Ив Жоуэн отметил, что политические разногласия между Россией и Францией не повлияют на дальнейшую совместную работу по строительству Мистралей. "Мы довольны выполненной в Санкт-Петербурге частью работ по "Севастополю" и уверены, что нас ждут новые совместные проекты", - сказал Жан Ив Жоуэн.

Напомним, в марте 2014 года, министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявлял о возможном приостановлении сделки по строительству двух кораблей класса Мистраль. По его словам, Париж может пойти на это в случае дальнейшей эскалации ситуации на Украине. Как заявлял в последствии вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, Франция, прежде чем говорить о возможности разрыва контракта по вертолетоносцам Мистраль, должна посчитать собственные потери

 

Трактор.Ру, 5 мая 2014 г., «Тракторные заводы» и Военно-промышленная комиссия обсудили алгоритм выполнения гособоронзаказа \\ 28 апреля заместитель председателя Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ Олег БОЧКАРЕВ посетил одно из предприятий ОПК - ОАО «Курганмашзавод» - и встретился с командой машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы».

Цель встречи – обсуждение вопросов выполнения государственного оборонного заказа по опытно-конструкторским работам «Курганец-25» и изготовлению опытно-промышленной партии этих изделий, а также образцов военной техники для воздушно-десантных войск БМД-4М и БТР-МДМ. Планируется, что эта военная техника примет участие в юбилейном параде Победы 2015 года.В совещании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, аппарата Правительства Российской Федерации. Для решения наиболее проблемных вопросов к разговору были приглашены генеральные директора и главные конструкторы предприятий-смежников: ОАО «Автодизель», ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО « КБП им. академика А.Г. Шипунова», ОАО «Концерн «Созвездие» и ОАО «НПО «Электромашина» и другие.

Нужно отметить, что практически все предприятия «Тракторных заводов», специализирующиеся на производстве военной техники, в настоящее время задействованы в выполнении государственного оборонного заказа. Курганмашзавод – головное предприятие России по производству, а Специальное конструкторское бюро машиностроения – ведущее КБ страны по разработке легкобронированной гусеничной военной техники. НИИ стали – ведущий в России разработчик и производитель комплексных систем защиты военной техники и вооружения. Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ» – создатель и производитель боевых машин десанта и машин на их базе. Липецкий завод гусеничных тягачей один из основных производителей в нашей стране модернизированных самоходных гусеничных тягачей для зенитно-ракетных комплексов С-300В и С-300ВМ.

Представители Минобороны России, участвовавшие в рабочей встрече, приняли к сведению результаты проведенных исполнителями - ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения» и ОАО «Курганмашзавод» - опытно-конструкторских работ по перспективной средней гусеничной платформе «Курганец-25», утвердили ряд совместных решений по наиболее проблемным направлениям, а также наметили мероприятия по устранению выявленных недостатков.

– На сегодняшний день ВПК демонстрирует режим ручного управления в сфере ОПК. Работать стало лучше и легче, – считает первый вице-президент «Тракторных заводов», председатель совета директоров Курганмашзавода Альберт БАКОВ. - Нынешняя команда руководителей Минобороны России смогла выстроить понятные деловые отношения с предприятиями ОПК. Она требовательна, но она слышит промышленность, вникает в ее проблемы и делает шаги навстречу. Сегодня нам не приходится спорить об условиях подписания контрактов, мы как производители обсуждаем с заказчиком, как их лучше и в срок выполнить.

Заместителю председателя Военно-промышленной комиссии Олегу БОЧКАРЕВУ и участникам совещания принимающая сторона - команда «Тракторных заводов» - продемонстрировали не только производственно-технические возможности своего головного специализированного предприятия Курганмашзавода и натурные образцы новой боевой техники для сухопутных и воздушно-десантных войск, но и всю линейку продукции гражданского назначения машиностроительно-индустриальной группы. Это онежские лесохозяйственные и лесопожарные тракторы, чебоксарские промышленные тракторы и бульдозеры, владимирскую сельскохозяйственную технику, саранскую коммунально-строительную и, конечно, курганскую – гусеничный вездеход ЧЕТРА ТМ140 и линейку инновационных автоприцепов.

В одном из своих недавних интервью председатель ВПК Дмитрий РОГОЗИН заметил: «У нас каждое военное производство тянет на себе и гражданский сегмент. И мы уверены, что за счет оборонки вытянем полностью всю промышленность».

В своем интервью информационному агентству «Росинформбюро» Олег БОЧКАРЕВ обозначил болевые точки, с которыми приходится сталкиваться и решать при выполнении государственного оборонного заказа. В первую очередь, это проблема, связанная с длительным недофинансированием развития российской оборонной промышленности. «Долгий инвестиционный голод «состарил» нашу промышленность и сегодня нам надо догонять поезд, который, к великому сожалению, достаточно далеко уехал от нас за прошедшие 15 лет, - констатирует БОЧКАРЕВ. – Сегодня одна из самых сложных задач – раскрутить маховик промышленного производства, провести его модернизацию, создать новые производства, ввести новые технологии, разработать новые материалы. Сегодня мы вплотную занимаемся этой проблемой, вкладываем значительные средства через ФЦП в наращивание ГОЗа. После стольких лет стагнации необходимо восстановить не только технологическую основу, но главное – человеческий потенциал».

На сегодняшний день в рамках реализации «Программы финансового оздоровления и инновационного развития Концерна «Тракторные заводы» на 2010-2016 гг. машиностроительно-индустриальная группа провела большую работу по модернизации и внедрению передовых технологий на своих производственных площадках. Большое и особое внимание руководством холдинга уделяется предприятиям ОПК. Так, за счет собственных средств были закуплены и введены в действие системы электронного документооборота и автоматизированного проектирования. Это позволило команде конструкторов «Тракторных заводов» уже на этапе технического проекта вести параллельную разработку различных узлов при конструировании нового изделия, активно использовать все возможности 3D моделирования, и тем самым значительно сократить время на ведение конструкторских разработок. Была произведена закупка современного измерительного оборудования для проведения стендовых исследовательских и натурных испытаний гражданской и военной техники, что существенно расширило его технические возможности и обеспечило получение достоверной информации об эксплуатационных параметрах изделий.

По мнению Альберта БАКОВА, команда «Тракторных заводов» готова не только предложить МО свои новые конкурентоспособные разработки, выполненные с использованием самых передовых IT-технологий в области проектирования модульных конструкций, которые объединены гибкой открытой архитектурой с использованием принципа «цифрового борта», но и качественно выполнить их на основе современных технологий и новых материалов на хорошо оснащенных производственных площадках группы.

 

ИТАР-ТАСС, 5 мая, Совладельцы "Калашникова" профинансируют ребрендинг концерна / Деньги из госбюджета привлекать не планируется

Концерн "Калашников" намерен финансировать кампанию по ребрендингу за счет собственных средств и частных инвесторов, в том числе совладельцев концерна Алексея Криворучко и Андрея Бокарева. Об этом говорится в сообщении концерна. Деньги из госбюджета для реализации проекта привлекать не планируется.

Новый бренд планируется представить осенью 2014 года.

"Решение о проведении ребрендинга было принято руководством концерна после анализа информационного поля и мнений международного профессионального сообщества и потребителей о существующем бренде "Калашников". Ряд экспертов, в частности, отмечали его недостаточную серьезность и несовременность", - пояснили в "Калашникове".

Ранее ИТАР-ТАСС сообщал, что концерн "Калашников" разместил заявку на оказание услуг по созданию бренда и разработку сайта за 40 млн рублей.

При этом вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин критически оценил намерение концерна "Калашников" потратить на создание бренда и сайта 40 млн руб.

"40 млн за сайт и "бренд"? По-моему, "Калашников" в таких расходах на раскрутку не нуждается, тем более за госсчет. Завтра дам поручение Федеральной службе по оборонзаказу проверить обоснованность таких трат", - написал он 4 мая в своем блоге в "Твиттере".

Осенью 2013 года руководство "Ростеха" приняло решение передать 49% акций "Калашникова" частным инвесторам - Алексею Криворучко, который занял пост гендиректора "Калашникова", и президенту и совладельцу Трансмашхолдинга Андрею Бокареву. По условиям сделки Криворучко и Бокарев инвестируют 2,6 млрд руб. в развитие концерна. Контрольный пакет акций "Калашникова" после закрытия сделки останется у "Ростеха".

В сообщении концерна также отмечается, что"Калашников" планирует впервые с 2008 года получить операционную прибыль по итогам первого полугодия текущего года.

Чистый убыток "Калашникова" по итогам 2013 года составил 1,7 млрд руб.

"Итоги первого квартала 2014 года показали рекордные результаты производства стрелкового оружия - 31 тыс. штук, что на 230% превышает аналогичные показатели прошлого года. Это позволяет с уверенностью говорить, что по итогам первого полугодия предприятие продемонстрирует, впервые с 2008 года, операционную прибыль", - отмечается в сообщении.

Концерн "Калашников" зарегистрирован в августе 2013 года. Он сформирован на базе двух ижевских оружейных предприятий - НПО "Ижмаш" и ОАО "Ижевский механический завод", входящих в госкорпорацию "Ростех". Планируется, что в будущем в "Калашников" войдут НИТИ "Прогресс", вятско-полянский завод "Молот", КБАЛ имени Кошкина и, возможно, другие предприятия стрелковой и боеприпасной отрасли. Продукция концерна поставляется в 27 стран, включая США, Великобританию, Германию, Норвегию, Италию, Канаду, Казахстан и Таиланд.

 

Коммерсант, 6 мая, Хоть паркетный, но защитник / Прокуроры признали заслуги Анатолия Сердюкова

Как стало известно "Ъ", Главная военная прокуратура (ГВП) согласилась с амнистированием обвиняемого в халатности бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Во всяком случае об этом вчера было сообщено инициатору прокурорской проверки, депутату Госдумы от КПРФ Валерию Рашкину. Самого парламентария выводы надзорщиков не устроили, и он уже обратился с соответствующим ходатайством к президенту России.

Как следует из ответа ГВП на депутатский запрос Валерия Рашкина, правомерность применения амнистии к обвиняемому Сердюкову проверили специалисты профильного научного учреждения. Название института, фамилии и даже специализацию привлеченных к экспертизе ученых прокуратура не указала, сообщив лишь, что комиссия признала освобождение экс-министра обороны от уголовной ответственности справедливым. При этом автору запроса сказали, что так называемое базовое уголовное дело ОАО "Оборонсервис" о масштабных хищениях военного имущества, состоящее, в свою очередь, из нескольких десятков уголовных дел, продолжает расследоваться. В рамках этого расследования, по заверению ГВП, будет обязательно дана юридическая оценка действиям бывшего министра.

По данным "Ъ", речь, в частности, идет об одобренных господином Сердюковым сделках с землей, в том числе о продаже участка береговой линии ковша Галерного фарватера реки Большая Нева в Санкт-Петербурге площадью около 11 тыс. кв. м, приватизация которого в соответствии с Земельным кодексом РФ и ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" категорически запрещена.

Разногласия в вопросе амнистирования господина Сердюкова, напомним, возникли из-за неточности формулировок в самом тексте постановления N3500-6 "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции 20 декабря 2013 года". По замыслу его авторов амнистия распространялась в том числе на неопределенную законом социальную категорию "защитников Отечества", обвиняемых или осужденных за совершение нетяжких преступлений. Вопрос о принадлежности к этой категории экс-министра обороны Сердюкова, не принимавшего участия в боевых действиях и даже не имеющего воинского звания, по сути и ставился прокуратурой перед учеными.

Эксперты, видимо, приняли к сведению, что под формальным руководством Анатолия Сердюкова Минобороны проводило операцию по принуждению к миру Грузии в 2008 году, а сам экс-министр получил за нее орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Такой же логикой руководствовалось и главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР, признавшее господина Сердюкова защитником Отечества и предложившее обвиняемому амнистию еще в феврале этого года. Ранее ГВСУ СКР обвиняло господина Сердюкова в халатности: по версии следствия, экс-министр незаконно использовал силы и средства Минобороны для благоустройства базы отдыха "Житное", принадлежавшей его родственнику Валерию Пузикову.

Депутат Валерий Рашкин с этим подходом категорически не согласен. "Сердюков никогда не был в бою, не командовал войсками на передовой, его жизнь не подвергалась опасности,– сообщил "Ъ" парламентарий.– Даже во время известных событий, происходивших в Южной Осетии и Абхазии, бывший министр не покидал своего кабинета, поэтому считать его защитником Родины нельзя".

Свое мнение господин Рашкин высказал в ходатайстве, которое сразу после получения ответа из ГВП направил президенту России Владимиру Путину. В этом документе парламентарий просит отменить решение бывшего главы государства Дмитрия Медведева, присвоившего Анатолию Сердюкову высокую государственную награду, и таким образом лишить его права на амнистию.

Адвокаты господина Сердюкова, в свою очередь, отметили, что не сомневались как в обоснованности награждения своего клиента, так и в применении к нему амнистии.

 

Российская газета, 6 мая, Крым вернулся на орбиту / Глава Роскосмоса оценит космические возможности полуострова

Руководитель Роскосмоса Олег Остапенко оценит возможности использования космической инфраструктуры Крыма для решения задач отрасли. Как сообщили в Роскосмосе, этому посвящена рабочая поездка главы космического ведомства на полуостров.

Как известно, в Крыму находится созданная в 1960 году станция дальней космической связи, обеспечивавшая связь с советскими межпланетными станциями. Этот комплекс в районе Евпатории располагает 70-метровой антенной П-2500 (РТ-70), а также тремя антеннами АДУ-1000, каждая из которых состоит из восьми 16-метровых "тарелок".

В свое время создателям этой уникальной станции пришлось немало потрудиться, чтоб найти точку, где 250 дней в году сияет солнце. Своим появлением Центр дальней космической связи в Крыму был обязан бурному развитию космонавтики. В конце 50-х вовсю кипела работа по созданию межпланетных станций для исследования Марса и Венеры. Для этого требовались не только космические аппараты, но и надежная система управления и контроля с земли.

В 1959 году Никита Хрущев поставил Главному конструктору Сергею Королеву задачу: "Как бы там ни было, но ты в течение года обязан построить центр космической связи". Три антенны до сих пор называют "королевскими". По оценкам специалистов, радиоастрономическому телескопу РТ-70 нет аналогов в мире и сегодня. Это полноповоротный аппарат, зеркало которого имеет радиус в 70 метров. Благодаря ему космический центр имеет возможность передавать, получать и распознавать даже самые незначительные сигналы из космоса.

В 1960 году объект был сдан, а уже через год сотрудники центра приступили к управлению полетом первой в мире автоматической межпланетной станции "Венера-1". Потом были запуски аппаратов "Венера-2" и "Венера-3".

Близкий соратник Сергея Королева академик РАН Борис Черток рассказывал в интервью корреспонденту "РГ": именно в Крыму, впервые в мире в реальном времени, ученые следили за тем, как советский спускаемый аппарат снижается сквозь атмосферу Венеры. Как растет температура и давление. Как открывается совершенно неведомое. "Рядом сидели президент академии наук Келдыш, главный конструктор аппарата Бабакин, друзья-товарищи, - вспоминал Борис Евсеевич. - Все были заворожены. Никто прежде не знал, что на Венере такие страшные условия. Вот это я запомнил на всю жизнь - чувство величайшего удовлетворения от открытия неведомого ранее человечеству".

Впоследствии был запущен целый ряд космических аппаратов серий "Луна", "Марс". Под Евпаторией был создан и специальный "лунный" полигон, где проводили земные испытания отечественных луноходов.

Мало кто знает, что именно из Евпатории 19 ноября 1962 года было отправлено самое первое в мире межпланетное радиотелеграфное сообщение, состоявшее из трех слов: "Мир", "Ленин", "СССР". В 1999 и 2001 годах по проекту Cosmic Call американской компании "ТМ "Encounter" и Института радиотехники и электроники Российской академии наук, из Евпатории были отправлены новые послания внеземным цивилизациям. А в 2003 году с помощью уникального антенного комплекса РТ-70 было отправлено еще одно сообщение, которое состояло из двух частей: научной и общественной. В первую часть послания были включены специально созданные "Энциклопедия Земных знаний", двуязычный словарь понятий-образов и обращение от группы евпаторийских школьников - победителей юбилейного конкурса на лучшее предложение, посвященное 2500-летию Евпатории. Во второй части "очередного номера космической газеты для инопланетян" собраны индивидуальные письма тысяч землян, в основном детей и подростков, со всех континентов.

Ученые направили послание к скоплениям звезд в Созвездии Большой Медведицы, Рака, Персея и Ориона. По спектральному классу они идентичны Солнцу и, кроме того, у этих звезд обнаружены собственные планетные системы. По словам экспертов, послание будет идти в среднем от 40 до 70 световых лет…

В то же время, говорят аналитики, в последние годы станция дальней космической связи переживала далеко не лучшие времена. Ее мощности использовались на 20-30 процентов.

Руководителя Роскосмоса Олега Остапенко в поездке сопровождает руководитель Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Юрий Лончаков. "Он оценит возможности использования курортов Крыма для реабилитации космонавтов", - сказал представитель Роскосмоса, напомнив, что в советское время космонавты регулярно проходили морскую подготовку в окрестностях Феодосии, а в Евпатории отдыхали после полетов.

 

3. Автомобилестроение.

 

ФедералПресс.Приволжье, 5 мая, Президент АвтоВАЗа, подводя первые итоги работы, рассказал о своих ожиданиях и разочарованиях

Президент АвтоВАЗа Бу Андерсон отметил первые 100 дней на новом руководящем посту большим интервью для корпоративного телеканала ВАЗ-ТВ. «Основное разочарование первого квартала – это финансовая катастрофа», – заявил Андерсон. Помимо самого президента ОАО «АвтоВАЗ», итоги его работы прокомментировали эксперты «ФедералПресс.Приволжье».

Говоря о достижениях, Андерсон отметил улучшение качества продукции АвтоВАЗа и выполнение производственного плана в первом квартале 2014 года – производство 100 тысяч собственных автомобилей и 15 тысяч автомобилей альянса Renault-Nissan. Эти цифры Андерсон охарактеризовал как абсолютный рекорд. Часть интервью, касавшаяся продажи произведенных на АвтоВАЗе автомобилей, была менее оптимистична.

«В условиях падающего рынка мы должны быть более активны, и более активны должны быть наши дилеры. Я возлагаю на них большие надежды, потому что иначе мы будем вынуждены останавливать производство, а это очень болезненно для людей, мы будем терять деньги», – отметил Бу Андерсон.

«Во-первых, основное разочарование первого квартала – это финансовая катастрофа. Мы потеряли 3,12 миллиарда рублей. Маржа от нашей деятельности составила 6,5 %. Потеря на каждого сотрудника составила 50 тысяч рублей, что неприемлемо. Во-вторых, наши продажи были также неудовлетворительными. Наша команда по закупкам приложила все усилия, чтобы получить положительный результат, но мы не смогли выйти на запланированные цифры, и на начало года у нас скопилось достаточное количество авто на площадке. Также эффективность поставщиков и закупок не оправдали наших ожиданий. То есть в целом мы получили положительные операционные результаты, но отрицательный финансовый итог», – пояснил президент АвтоВАЗа.

Бу Андерсон также озвучил планы на второй квартал 2014 года: запуск LADA Granta хэтчбек, намеченный на 14 мая, и продолжение работы над LADA Vesta. Параллельно АвтоВАЗ продолжит разработку X-ray cross. Предприятие продолжит сокращать затраты. Говоря о перспективах АвтоВАЗа, Бу Андерсон назвал себя оптимистом и сравнил возможности тольяттинского автогиганта с Аэрофлотом, услугами эконом-класса которого он пользуется, будучи президентом АвтоВАЗа: «Самолеты в хорошем состоянии, работа персонала на высоте. Мы можем достичь того же – быть ориентированным на клиента, снижать цены. Но и покупатели должны объяснять своим знакомым и домочадцам, почему они приобрели автомобиль «Лада», чтобы люди не думали, что на другую машину у них просто не было денег».

«Очень сложно оценить то, как поведет себя рынок. В начале года мы полагали, что он будет такой же, как в прошлом году, когда мы произвели около 2,6 миллионов автомобилей. Теперь мы думаем, что в этом году произведем около 2,4 миллионов автомобилей. Это снижение на 5 %. В случае пессимистического сценария – это будет 2,2 миллионов автомобилей и снижение на 10 %. Я не могу предсказывать будущее. Я могу сказать, что результаты по первым трем месяцам нас разочаровали. Объемы продаж не выполнены, так же как и объемы экспорта», – подвел итог своей работы в первом квартале 2014 года Бу Андерсон.

«Рынок сложный, продажи падают. Бу Андерсон оказался в очень сложной ситуации, когда показать положительные результаты практически невозможно. Президент АвтоВАЗа активно занимается сокращением затрат по всем направлениям: оптимизация процессов, сокращение персонала. В некоторых случаях идет речь даже о возврате поставщиков некоторых производственных площадок для сокращения затрат. Ожидать каких-то результатов в цифрах пока еще рано. Результат появится не раньше, чем через год. Действия, которые совершает Бу Андерссон, адекватны сложившейся на рынке ситуации», – считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

«В начале этого года Бу Андерсон вступил в должность президента АвтоВАЗа. Стоит отметить, что ему приходится работать в условиях падения продаж и снижения платежеспособного спроса населения, а также растущей конкуренции со стороны иностранных сборочных производств, расположенных в России. Слабые результаты отчетности АвтоВАЗа по РСБУ за 1-й квартал 2014 года подтвердили негативную тенденцию финансовых итогов за 2013 год. Несмотря на увеличение выручки за январь-март 2014 года на 5,9 %, до 45,5 млрд руб., АвтоВАЗ опять получил операционный убыток, который увеличился в 20 раз – до 1,53 млрд руб. При этом чистый убыток компании составил 2,95 млрд руб. и вырос в 9,5 раз в результате высокого уровня расходов на персонал, а также переоценки валютных займов из-за снижения курса рубля на 10 % с начала года. Сам Бу Андерсон отметил, что в бюджете компании на 2014 год заложено получение операционной прибыли на уровне 6-7 млрд рублей, однако, учитывая итоги по РСБУ за 1 квартал 2014 года, можно полагать, что финансовые результаты по итогам года будут еще хуже, чем в 2013 году», – прогнозирует аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов.

Напомним, члены совета директоров 4 ноября удовлетворили заявление президента АвтоВАЗа Игоря Комарова об освобождении его от должности и с 5 ноября утвердили на этом посту Бу Андерсона. Первый в цепочке руководителей АвтоВАЗа иностранец пришел не из альянса Renault-Nissan, а из General Motors, проработав предыдущие четыре года генеральным директором группы ГАЗ.

Известно, что после прихода на АвтоВАЗ Renault-Nissan оставил приоритетным направлением линейку легковых автомобилей. Первой ласточкой проекта Renault-Nissan-АвтоВАЗ параллельно с выпуском привычных отечественных моделей стал универсал «Лада Ларгус» на платформе B0. По сути, эта модель является обновленной копией европейского Dacia Logan MCV. В июне 2012 года на АвтоВАЗе стартовало производство на этой же платформе автомобиля Nissan Almera. Параллельно автозавод убирает с рынка отечественные модели: вслед за «классикой» в 2013 году уходит семейство Samara.

Горьковский автозавод прошел этот путь примерно на год раньше АвтоВАЗа. С 2011 года на ГАЗе под руководством Бу Андерссона шла так называемая отверточная, крупноузловая сборка Skoda Yeti. В декабре 2012 года на ГАЗе стартовал конвейер полного цикла Yeti, который собрали на основе конвейерной линии от недолго прожившей последней газовской «Волги» – Siber. От старой линии почти ничего не осталось, под новый конвейер даже пришлось заново заливать полы, которые могут выдержать более тяжелое оборудование. Не увидев перспектив для Volga Siber, Бу Андерссон сумел от нее отказаться, несмотря на закупленное под эту модель сборочное производство. Вскоре после прихода Бу Андерсона в Группу ГАЗ на автозаводе произошли сокращения. Аналогичным образом развивается ситуация и на АвтоВАЗе: помимо сокращения инженерно-руководящего персонала, новый руководитель ужесточил требования к поставщикам по качеству и цене продукции.

 

РБК, 5 мая, Иракский Курдистан ждет татарстанских нефтяников и КАМАЗы

Президент Татарстана Рустам Минниханов начал заявленный ранее поиск новых рынков для республиканской промышленности с посещения Ирака. 2 и 3 мая он в сопровождении татарстанских нефтяников и машиностроителей посетил с визитом иракскую провинцию Северный Курдистан, где с руководством региона обсудил перспективы сотрудничества. Регион, добывающий 60% иракской нефти, заинтересован в опыте нефтепереработки Татарстана, а также готов закупать КАМАЗы, сказали местные власти. Эксперты полагают, что у Татарстана есть все шансы наладить сотрудничество с иракцами. В стране, где еще нет своей нефтепереработки, приветствуют зарубежных бизнесменов, а улучшить экономическое сотрудничество помогут хорошие политические отношения Ирака с Россией.

Как заявил премьер-министр регионального правительства Курдского автономного района Ирака Нечирван Барзани на встрече с Р. Миннихановым, регион не имеет собственной нефтеперебатывающей промышленности, и «выразил особую заинтересованность в опыте республики в области нефтепереработки», сообщает пресс-служба президента РТ. «Мы заинтересованы и в сотрудничестве с вашими нефтедобывающими и нефтехимическими предприятиями, и в вертолетах, и в грузовиках», - цитирует она Н.Базарни. Для переговоров с иракцами специально приехали и руководители двух главных нефтяных компаний ОАО «Татнефть» и ОАО «ТАИФ» Наиль Маганов и Альберт Шигабутдинов, а также гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Северный Курдистан является автономным районом Ирака, где в основном проживают курды. Он является крупным нефтяным регионом, где добывают 60% иракской нефти. Запасы нефти оцениваются в 45 млрд баррелей. Главное месторождение Курдистана – Киркук, разрабатывается с 1934 года и является одним из крупнейших в мире.

Кроме того, Курдистан заинтересован в поставке КАМАЗов в регион. Ирак ранее получил 3,5 тыс. грузовиков по программе «Нефть в обмен на продовольствие», однако сейчас поставки в страну не ведутся. Н. Базарни высказал Р. Минниханову мнение, что «КАМАЗу» имеет смысл вновь выйти на рынок этой страны, начав бизнес как раз в Курдистане, сообщает пресс-служба главы Татарстана.

В целом премьер Курдистана назвал перспективными направлениями сотрудничества машиностроение, нефтехимию, строительство, а также в культурную и образовательную сферы.

В последнее время Р. Минниханов не раз упоминал, что татарстанская промышленность, особенно нефтехимическая, должна выходить на новые рынки сбыта продукции. Это особенно важно в связи с ухудшением отношений России и Запада, считает президент. «Я считаю, что все это пройдет, но мы с новыми событиями должны быть готовы к вызовам. Надо искать новые рынки: африканские, арабские страны, страны Юго-Восточной Азии», - заявлял он на собрании акционеров ОАО «Нижнекамскнефтехим» 14 апреля.

Это далеко не первая зарубежная поездка главы Татарстана в арабские страны и страны Востока за этот год. Весной он посетил Северную Корею, Китай, Арабские Эмираты.

Руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского Института стратегических исследований Елена Супонина считает, что приход какой-либо татарстанской нефтяной компании в Курдистан для нефтепереработки вполне возможен. «Иракский Курдистан, располагающийся на севере, гораздо более стабилен, чем другие регионы Ирака: по своему личному опыту знаю, что там почти не происходит терактов. Во многом поэтому там больше возможностей для развития бизнеса, в том числе с участием иностранных инвестиций», - рассказала она РБК-Татарстан.

По ее словам, курдские власти ведут грамотную политику, направленную на создание хороших экономических условий для работы иностранных бизнесменов. «Зарубежные нефтяники работают в этой части Ирака на основе соглашений о разделе продукции, в то время как в других районах из-за политики центральных властей действуют только сервисные контракты, что часто отпугивает иностранных инвесторов», - пояснила она. Зарубежные компании в Курдистане в основном нацелены на поиск и дальнейшую разработку новых месторождений. Востоковед напомнила, что из российских компаний в Иракском Курдистане уже активно присутствует "Газпром нефть", а из известных западных фирм - "Шеврон", "Эксон Мобил", "Тоталь". Кроме того, конечно, очень энергично работают в этом регионе турецкие бизнесмены.

Е. Супонина добавила, что властям Татарстана, развивая сотрудничество с Иракским Курдистаном, важно «не рассердить» центральные власти Ирака: «Надо помнить о том, что центральные власти в Багдаде внимательно следят за такими контрактами и очень нервно реагируют».

Эксперт полагает, что соглашение с «КАМАЗом», скорее всего, будет реализовано, поскольку «эти машины хорошо себя зарекомендовали в Ираке и в других странах Ближнего Востока». «Есть все шансы, что можно получить выгоду от такого сотрудничества регионов (между Татарстаном и Курдистаном – РБК-Татарстан)», - подытожила она.

 

4. Авиастроение.

 

АвиаПорт, 6 мая, УМПО приступило к производству нового компонента ПД-14

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) начало освоение новой номенклатуры по проекту создания перспективного двигателя (ПД-14) для гражданского самолета МС-21. Это моноколесо (блиск) ротора компрессора высокого давления (КВД) пятой ступени. УМПО осуществляло сборку ротора КВД с 2010 года, но моноколеса для него прежде поставлял разработчик ПД-14 - ОАО "Авиадвигатель".

В апреле УМПО приступило к изготовлению блиска собственными силами на оборудовании, которое приобретено специально для этих целей. Как и другая техника для работ в рамках проекта ПД-14, оно закуплено за счет средств облигационного целевого займа ОАО ОПК "ОБОРОНПРОМ" в рамках которого 2013 году УМПО получило транш в размере 920 млн рублей.

Планируется, что после освоения технологии изготовления моноколеса пятой ступени, УМПО возьмет на себя также производство аналогичной сборочной единицы первой ступени.

В перспективе серийного выпуска ПД-14 доля участия УМПО в проекте составит 47 %. В настоящее время кроме моноколес УМПО изготавливает для ПД-14 полые широкохордные вентиляторные лопатки, разделительный корпус отливки корпусов на коробку приводных агрегатов и корпуса центрального привода, ротор компрессора высокого давления (КВД), компоненты и заднюю опору турбины низкого давления (ТНД).

 

Полит.Ру, 5 мая, Первую партию российских Як-130 поставят в Сирию до конца 2014 года

Спецэкспортер российских вооружений «Рособоронэкспорт» и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) сформировали график поставок учебно-боевых самолетов Як-130 для вооруженных сил Сирии. Первая партия должна быть передана Дамаску уже до конца этого года, а весь контракт планируется закрыть в 2016 году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к «Рособоронэкспорту».

По его словам, до конца этого года в плане значится поставка девяти самолетов, в 2015 году — двенадцати, а в 2016-м — еще пятнадцати.

Контракт, заключенный в четвертом квартале 2011 года между Россией и Сирией, на данный момент является последним, о новых соглашениях не сообщалось. Изначально предполагалось, что первые самолеты (предположительно, шесть единиц) будут переданы заказчику до конца 2013 года, тем более что соответствующий аванс в размере 100 млн долларов от сирийцев был тогда уже получен. Однако в силу обстоятельств, в том числе политического характера, сроки передачи партии Як-130 были сдвинуты.

Отсрочка в том числе была связана и существующими проблемами с доставкой — издание напоминает, что страны НАТО и США на протяжении последних лет препятствовали получению армией президента Сирии Башара Асада российского оружия.

Тем не менее, Москва рассчитывает приступить к выполнению контрактных обязательств. Но источник издания считает, что сформированный план является очень оптимистичным и не учитывает политических аспектов.

 

Известия, 6 мая, Первый российский «Мистраль» лишился Syracuse / Вместо французской системы спутниковой связи вертолетоносец «Владивосток» получит российскую

«Владивосток» — первый из двух десантных вертолетоносных кораблей-доков «Мистраль», создаваемых во Франции для России, получил отечественную систему спутниковой связи «Центавр». Сведения об этом содержатся в документах по развитию ВМФ (имеются у «Известий»). Источник, близкий к главному штабу ВМФ, подтвердил, что «Владивосток» будет оснащен отечественной связью. Ранее сообщалось, что корабль получит современную французскую систему спутниковой связи Syracuse.

— Стало ясно, что Франция может установить только устаревшую электронику, и было решено использовать отечественное оборудование. Тем более что установка зарубежной техники может привести к утечкам информации, — сказал собеседник.

Источник добавил, что корабль будет достраиваться в Санкт-Петербурге. Однако российские военные специалисты еще до передачи корабля оправятся на верфь во французский Сен-Назер для участия в совещаниях по размещению средств связи, а также для монтажа, запуска и проверки отечественного оборудования связи.

Согласно документам, помимо традиционных для российского ВМФ приемников и передатчиков КВ и УКВ-связи на «Владивостоке» будет установлено изделие Р-794-1, которое входит в состав модернизированной системы спутниковой связи «Центавр». Корабельная станция этой системы обеспечивает передачу данных между кораблями, а также с береговой станцией на скорости 512 кбит/с.

Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров подчеркнул, что электроника боевого корабля неразделима, и это необходимо учитывать еще на этапе проектировки. По его мнению, монтаж отечественной связи на французские кабельные трассы может стать большой проблемой.

— Боевые и информационные системы комплексно закладываются в самом начале строительства, их взаимная увязка должна происходить еще при проектировании. Если кабели от командного пункта проложены под французские технологии, будет крайне сложно состыковать их с нашим оборудованием. В таком случае надо отказываться от всего оборудования и ставить всё свое, — подчеркнул Владимир Захаров.

Эксперт Центра анализа и стратегий Константин Макиенко также полагает, что на определенном этапе испытаний могут возникнуть проблемы с совместимостью с оставшимся французским оборудованием.

— Любое увеличение российского вклада вне всякого сомнения является плюсом. Другое дело, что остается французская система управления разнородными силами флота SIC 21, сопряжение с которой может вызвать проблемы в плане электромагнитных полей, — отметил Константин Макиенко.

Работы по диагностике и наладке систем связи на «Владивостоке» продлятся до 25 ноября 2014 года. Из федерального бюджета на эти цели выделено 145 млн рублей. Работы будут выполнятся в Сен-Назере и Санкт-Петербурге.

— Корабль, который мы продаем России, весьма похож на другие «Мистрали». Изменения сделаны для лучшей совместимости оборудования — электроника адаптирована к российским стандартам. Это позволит российскому флоту работать слаженно, — сообщил «Известиям» представитель компании STX FRANCE, которая осуществляет сборку «Мистралей».

Ранее представители Балтийского завода в Санкт-Петербурге (напомним, он собирает кормовую часть «Мистралей») сообщали «Известиям», что одна из целей международного проекта — освоение зарубежных военных технологий.

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь