Новости СоюзМаш России

06.05.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

УМПО приступило к производству нового компонента ПД-14

УМПО, 06.05.2014

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) начало освоение новой номенклатуры по проекту создания перспективного двигателя (ПД-14) для гражданского самолета МС-21. Это моноколесо (блиск) ротора компрессора высокого давления (КВД) пятой ступени. УМПО осуществляло сборку ротора КВД с 2010 года, но моноколеса для него прежде поставлял разработчик ПД-14 - ОАО "Авиадвигатель".
В апреле УМПО приступило к изготовлению блиска собственными силами на оборудовании, которое приобретено специально для этих целей. Как и другая техника для работ в рамках проекта ПД-14, оно закуплено за счет средств облигационного целевого займа ОАО ОПК "ОБОРОНПРОМ" в рамках которого 2013 году УМПО получило транш в размере 920 млн рублей.
Планируется, что после освоения технологии изготовления моноколеса пятой ступени, УМПО возьмет на себя также производство аналогичной сборочной единицы первой ступени.
В перспективе серийного выпуска ПД-14 доля участия УМПО в проекте составит 47 %. В настоящее время кроме моноколес УМПО изготавливает для ПД-14 полые широкохордные вентиляторные лопатки, разделительный корпус отливки корпусов на коробку приводных агрегатов и корпуса центрального привода, ротор компрессора высокого давления (КВД), компоненты и заднюю опору турбины низкого давления (ТНД). 

 

Пентагон: Запрет на российские ракетные двигатели не отразится на запусках военных спутников США

AEX.RU, 06.05.2014

Программа запуска военных спутников США в ближайшей перспективе не пострадает из-за введения временного запрета на использование российских ракетных двигателей РД-180 на американских носителях "Атлас-5". Об этом заявил официальный представитель Пентагона контр-адмирал Джон Кирби, комментируя решение американского суда по федеральным искам, сообщает ИТАР-ТАСС

 Напомним, компания SpaceX добилась запрета на использование российских ракетных двигателей. В среду 30 апреля этот суд обязал корпорацию United Launch Alliance (ULA), работающую по заказам министерства обороны США, отказаться от дальнейших закупок российских двигателей РД-180 производства компании "Энергомаш". Судья Сюзан Брэйден вынесла такое решение в связи с санкциями США против России, в том числе ограничениями на сотрудничество в области высоких технологий.

 "Мы будем выполнять решение суда, - сказал Кирби. - На ближайшее время у нас есть достаточный запас (двигателей РД-180), и поэтому на национальной программе запусков (спутников) это практически никак не отразится". Говорить более подробно об этой проблеме представитель Пентагона отказался, отметив, что она по-прежнему является предметом судебного разбирательства.

 В отдаленной перспективе программа ракетных пусков минобороны США, а также взаимовыгодное сотрудничество между United Launch Alliance и российским "Энергомашем" могут пострадать в результате американских санкций против РФ, введенных из-за ситуации вокруг Украины. Однако истинной причиной рассмотрения этого дела в американском суде стала вовсе не политика, а конкурентная борьба в самих Соединенных Штатах. Калифорнийская компания Space X решила использовать выгодную для себя политическую конъюнктуру, чтобы разрушить монополию на запуски военных спутников, которой сейчас владеет ULA и для этого подала иск против корпорации, созданной гигантами авиакосмической индустрии Boeing и Locheed Martin, а также федерального правительства в лице Военно-воздушных сил США.

 В настоящее время эксклюзивный многолетний контракт с ВВС на запуск разведывательных спутников на сумму в миллиарды долларов подписан с ULA, использующей на одной из своих ракет - "Атлас-5" - российские РД-180. Их экспортирует в США из подмосковных Химок российско-американское предприятие "РД-Амрос". По действующему соглашению, оно должно в течение ближайших пяти лет поставить 36 двигателей в количестве от четырех до шести единиц в год. Желая получить свой кусок пирога в виде правительственных заказов и пытаясь подорвать бизнес своих конкурентов, Space X, имеющая собственную ракету Falcon 9, подала судебный иск, утверждая, что использование на носителях "Атлас-5" двигателей РД-180 "является нарушением санкций правительства США в отношении России". Глава компании Элон Маск не скрывает намерения бороться за заказы ВВС любыми методами. "Я не говорю о том, что нам должны попросту подарить эти запуски, - заявлял он ранее на пресс-конференции в Вашингтоне. - Если мы попытаемся, но проиграем борьбу, пусть будет так. Но сейчас мы даже не можем попытаться, и это неправильно".

 В результате суд удовлетворил требование Space X, запретив совместному предприятию Boeing и Locheed Martin закупать двигатели у российского производителя. На уже подписанные контракты запрет на распространяется. В постановлении суда также отмечается, что оно является временным и действует "до тех пор, пока ответчик в лице ВВС США или соответчик в лице ULA не предоставят решения министерства финансов, министерства торговли и госдепартамента США, указывающие на то, что такие закупки (двигателей) не противоречат указу президента" о санкциях в отношении России.

 Ответчики - в первую очередь ULA - с таким вердиктом не согласны. "Компания всерьез обеспокоена решением суда и будет работать с министерством юстиции, чтобы оспорить запрет в кратчайшие сроки. Space X предприняла попытку прервать контракт на запуски, которые связаны с интересами национальной безопасности США, - говорится в официальном заявлении United Launch Alliance. 

 Примечательно, что вокруг РД-180 в США продолжается еще один коммерческий спор. В настоящее время этот двигатель в соответствии с эксклюзивным соглашением между "РД-Амрос" и ULA может быть использован только на ракетах "Атлас-5" производства  Locheed Martin. Однако компания Orbital Sciences хотела бы поставить его на свой носитель "Антарес" и также пытается добиться отмены монополии ULA. Ранее Orbital Sciences подавала соответствующий иск в Федеральную торговую комиссию США, но недавно отозвала его, заявив, что намерена решить этот вопрос путем переговоров.

 

Технологии

Рост применения композитных материалов в авиастроении может увеличить расходы на ТОИР

FL Technics, 06.05.2014

Под влиянием высоких цен на топливо производители стремятся максимально уменьшать вес воздушных судов, широко применяя легкие композитные материалы. С появлением новейших типов ВС, как Boeing 787, Boeing 737 MAX, Airbus A350, Airbus A320neo, в которых до 50% структурного веса приходится на композитные материалы, представители ТОиР сегмента начитают уделять все больше внимания обслуживанию таких компонентов. Естественно, этот процесс требует инвестиций в новое оборудование и техническую подготовку. Однако отдает ли индустрия отчет в том, что действительно подразумевают приближающиеся перемены?
До настоящего момента основной объем работ по обслуживанию композитных компонентов приходился на такие "металлические" воздушные суда, как Airbus A320, A330 и Boeing 737NG. Однако за последние годы применение композитных материалов распространилось с второстепенных агрегатов на критически важные структурные элементы ВС, как планер и крыло. Применение композитных материалов в авиапромышленности на данный момент практически в 10 раз выше, чем 25 лет назад. Тем не менее, качество выполняемого ремонта, как и раньше, все еще зависит от квалификации каждого отдельного специалиста.
"Авиационная индустрия добилась заметных успехов в части контроля качества технического обслуживания. Однако несмотря на все достижения, обслуживание компонентов, изготовленных из различных композитных материалов, все еще в значительной степени зависит от умений и добросовестности техника, выполняющего конкретную задачу, - комментирует Кястутис Волунгявичюс, глава FL Technics Training. - Несмотря на то, что производители разработали новые методологии инспекций и ремонтных работ, их применение на практике все еще ограничивается всего несколькими компаниями и еще меньшим количеством специалистов. Решение проблемы с нехваткой квалифицированного персонала может стать более серьезным вызовом, чем ожидалось".
По данным производителей, стоимость ежегодных структурных ремонтов крупных воздушных судов нынешнего поколения будет примерно на 75% ниже, благодаря применению композитных материалов и новых технологий. Вместе с тем ожидается, что в течение следующих 10 лет количество человеко-часов, которые будут затрачены на техобслуживание и структурные ремонты, будет увеличиваться за счет растущего объема работ по обслуживанию таких судов, как Boeing 737, Airbus A320, Boeing 777, Airbus A330/340.
Учитывая вышесказанное, инвестиции в подготовку персонала к выполнению работ, которые пока что применяются редко, могут казаться неоправданными, особенно учитывая тот факт, что такая подготовка может занимать до 3 недель. Консалтинговая компания TeamSAI сообщает, что на данный момент только 3-5% техников обладают необходимой подготовкой и сертификатами для проведения сложных работ по техобслуживанию и ремонту композитных компонентов. Ирония заключается в том, что то, что привело к сокращению операционных затрат авиакомпаний, благодаря снижению расхода топлива, может поднять цены на техническое обслуживание. 
"Ремонт сложных монолитных композитных структур может стоить в несколько раз дороже, чем ремонт более старых композитных компонентов или распространенных металлических структур. Такая значительная разница в цене отчасти объясняется тем, что такие работы требуют применения дорогостоящего оборудования, которое может быть не по карману для многих провайдеров ТОиР услуг. Более того, с ростом количества специалистов, прошедших необходимую подготовку, а также с увеличением сложности работ по обслуживанию новых композитных структур, вполне вероятно, что представители профсоюзов будут требовать создания новой более высокооплачиваемой категории, или же увеличившийся спрос на определенные виды работ вызовет соответствующее повышение заработных плат. В любом случае стоит признать, что композитные материалы уже сейчас занимают важное место в авиационной индустрии. Вопрос заключается в том, будут ли провайдеры ТОиР услуг действительно готовы к их обслуживанию", - считает Кястутис Волунгявичюс.
Учебный центр FL Technics Training предоставляет услуги по обучению технического авиационного персонала. Компания имеет сертификат EASA Part-147 и предлагает программы обучения по базовому техническому обслуживанию, по типу воздушного судна и специализированные курсы для авиационных механиков, техников, менеджеров и административного персонала. 

 

Особое мнение

Глава Airbus Group не одобрил действия российских властей

AVIATION WEEK, 05.05.2014

Генеральный директор Airbus Group Том Эндерс, выступая на международном форуме Атлантического совета, который проходил в Вашингтоне (США) 30 апреля 2014 г., ясно дал понять, что не одобряет поведение некоторых западных компаний в отношении России и считает незаконным присоединение Крыма к России, как и российское вмешательство в восточные регионы Украины. Назвав себя немного старомодным, Эндерс отметил, что сохранение международного права, мира и безопасности "должно преобладать над бизнесом и корпоративными прибылями". Такие настроения резко контрастирует с теми, которые продемонстрировал, например, глава Siemens Джо Кайзер. Он встречался с президентом России Владимиром Путиным в конце марта 2014 г. в Москве и, по словам Эндерса, акцентировал внимание на прочных отношениях немецкой компании с Россией и даже позировал перед камерами вместе с российским лидером.

Эндерс также был раздражен заявлением, которое сделал выступавший ранее на этом же форуме бывший заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Николас Бернс. Эндерс даже изменил свою речь. Бернс отметил, что многие немецкие бизнесмены едут в Москву, чтобы пожать руку Путину. «Да, я насчитал двоих или троих своих коллег, кто сделал так, поэтому не должно складываться впечатление, что толпы немецких бизнесменов едут в Москву, чтобы спасти свой бизнес и обнять российского президента. Я хочу отметить это, потому что чувствую провокацию», — сказал Том Эндерс.

В своем обращении, в большей степени ориентированном на военную и оборонную темы, Эндерс также говорил о распространении недовольства Германии в отношении Агентства национальной безопасности США (АНБ), которое прослушивало телефонные разговоры канцлера Германии Ангелы Меркель. Эндерс не уверен, что стоит устраивать скандал вокруг этого, но признал существование довольно большой проблемы для Европы. "Но, тем не менее, сейчас пришло время для расширения, а не уменьшения трансатлантического сотрудничества", — добавил он.

 

Сотрудничество

Заместитель руководителя Росавиации Александр Ведерников провел совещание по выработке мер обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения в весенне-летний период

Росавиация, 05.05.2014

В работе совещания по подведению итогов работы в осенне-зимний период 2013-2014гг. и выработке мер обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения в весенне-летний период 2014 года, прошедшего в г. Санкт-Петербурге под председательством заместителя руководителя Росавиации Александра Ведерникова, приняли участие руководящий состав УВД и ЭРТОС Росавиации, территориальных органов предприятий и организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", его филиалов и учебных заведений гражданской авиации специализации УВД и ЭРТОС.
На совещании обсуждены актуальные вопросы аэронавигационного обслуживания, организации использования воздушного пространства Российской Федерации, радиотехнического обеспечения полетов, вопросы профессиональной подготовки персонала, необходимость профилактических мероприятий по поддержанию и повышению уровня безопасности полетов воздушных судов при обслуживании воздушного движения. Приняты рекомендации и намечены приоритетные направления деятельности в области аэронавигационного обслуживания.

Президент РТ встретится с гендиректором компании RED Aircraft GmBH, занимающейся разработкой высокотехнологичных авиадвигателей

Бизнес-Online, 06.05.2014

Сегодня в кабмине РТ президент Татарстана Рустам Минниханов встретится с генеральным директором RED aircraft GmbH Владимиром Райхлиным, сообщается на сайте правительства РТ.
Научно-производственный центр RED Aircraftбыл основан в Германии в 1995 году Райхлиным. Компания специализируется на разработке высокотехнологичных авиадвигателей и предоставляет полный спектр услуг - от проектирования до испытания и производства.

 

Отставки и назначения

Бывший руководитель SuperJet International возглавил Piaggio Aero

ATO.ru, 05.05.2014

Бывший генеральный директор российско-итальянского СП SuperJet International (SJI) Карло Лольи был назначен исполнительным директором Piaggio Aero — компании, специализирующейся на проектировании, конструировании и обслуживании деловых самолетов и авиадвигателей.

По словам нового президента Piaggio Aero Альберто Галасси, Карло Лольи, ранее занимавший пост директора по реструктуризации в этой компании — идеальный кандидат для назначения на место исполнительного директора Piaggio Aero. Он отвечал за антикризисный менеджмент в компании, чтобы привести самолеты Piaggio Aero в соответствие с новыми требованиями рынка деловой авиации. Этот опыт, по мнению Альберто Галасси, будет хорошим фундаментом для реализации принятой стратегии по диверсификации продуктовой линейки компании для успешного вхождения на рынок военной авиации с проектами многоцелевого патрульного самолета и беспилотника P.1HH HammerHead. Стоит отметить, что до работы в SJI Карло Логли занимал должность руководителя департамента специальных летательных аппаратов и БЛА в Alenia Aermacchi.

Альберто Галасси сменил на посту президента Piaggio Aero Пьеро Феррари, сына Энцо Феррари — основателя автомобилестроительной компании Ferrari, который стоял у истоков Piaggio Aero. Сейчас Пьеро Феррари остается держателем 1,95% акций компании. Другим акционером Piaggo Aero является инвестиционная компания Mubadala с головным офисом в Абу-Даби. После приобретения пакета акций третьего совладельца -- компании Tata Limited, европейской дочки индийского промышленного холдинга Tata -- Mubadala принадлежит 98,05% акций Piaggio Aero.

Piaggio Aero специализируется на проектировании, строительстве и ТОиР деловых турбовинтовых самолетов и военных самолетов-разведчиков. Кроме того, она производит компоненты авиационных двигателей и занимается их обслуживанием. Главный офис компании находится в Генуе, Италия. Флагманский проект компании — двухдвигательный турбовинтовой самолет P.180 Avanti II — один из самых быстрых турбовинтовых деловых самолетов, способный развить скорость до 745 км/ч. Сегодня компания работает над двумя новыми проектами в области разведки: БЛА P.1HH HammerHead и многоцелевым патрульным самолетом MPA.

 

Интервью

Начальник департамента безопасности ОАО «Рособоронэкспорт» Валерий Варламов: «Выставка сил специального назначения «СОФЕКС» является значимой трибуной для выработки оптимальных вариантов реагирования на современные вызовы»

Интерфакс-АВН, 06.05.2014

В столице Иордании Аммане открылась крупная региональная выставка сил специального назначения SOFEX-2014. О перспективах российско-иорданского военно-технического сотрудничества и ключевых проектах в этой области "Интерфаксу-АВН" рассказал начальник департамента безопасности ОАО "Рособоронэкспорт", глава делегации предприятия на выставке в Иордании Валерий ВАРЛАМОВ.
      
      - Валерий Иванович, Йемен - традиционный покупатель нашего оружия. Какие контракты с этой страной "Рособоронэкспорт" выполняет?
      - В Йемене после известных событий продолжается чрезвычайно сложный процесс становления новых форм государственности. По этому вопросу интенсивно ведутся контакты между основными политическими силами страны. В этих условиях плановая работа в области военно-технического сотрудничества не представляется возможной. Вместе с тем, "Рособоронэкспорт" готов при поступлении соответствующих обращений йеменской стороны приступить к обсуждению возможных проектов.

      - Выставка SOFEX - достаточно специфичная, с упором на технику и вооружение для подразделений спецназа. Какова доля спецвооружений в общем объеме экспортных поставок "Рособоронэкспорта" в 2013 году? Какие здесь тенденции?
      - На фоне многомиллиардных показателей экспорта основных видов вооружений доля специальных технических средств традиционно невелика. Это объясняется спецификой их применения. Тем не менее, этим средствам придается чрезвычайно большое значение. Ведь они создаются специально под конкретные задачи, стоящие перед силами специального назначения. Обладая особыми тактико-техническими характеристиками, специальное оружие позволяет добиться максимальной эффективности работы этих структур. Вместе с тем велика ответственность всех заинтересованных сторон в том, чтобы эти средства не попали в руки экстремистских группировок и террористических формирований.
      "Рособоронэкспорт" испытывает особое уважение к иорданской стороне за то внимание, которое уделяется королевством проблемам безопасности, операциям специальных подразделений, их экипировке и оснащению современными техническими и боевыми средствами. В этом разрезе выставка сил специального назначения "СОФЕКС" является значимой трибуной для привлечения внимания мировой общественности к этим темам, а также для "сверки часов" в вопросах взаимодействия и выработки оптимальных вариантов реагирования на современные вызовы.

      - Какие первые итоги работы построенного в Иордании завода по производству гранатометов РПГ-32 "Хашим"? Вышел ли он на максимальную мощность?
      - Гранатомет получил новое официальное название - "Нашшаб", в переводе на русский - "Лучник". Что касается итогов работы, то надо отметить, что с момента подписания в 2006 году контракта с Центром конструирования и развития имени короля Абдаллы II о проведении опытно-конструкторских работ по созданию ручного гранатометного комплекса РПГ-32 иорданская и российская стороны проделали огромный путь. Так, в ноябре 2009 года стороны заключили межправительственное соглашение о сотрудничестве в производстве продукции военного назначения. В соответствии с указанным соглашением в Иордании было организовано сборочное производство выстрелов РПГ-32 в интересах национальных вооруженных сил Иордании и других государств - по согласованию сторон.
      Торжественное открытие завода состоялось в мае 2013 года при участии короля Иордании Абдаллы II и генерального директора госкорпорации Ростех Сергея Чемезова. После этого началось серийное производство. Программа рассчитана на сборку 60 тыс. выстрелов в год в течение 10 лет. Однако полагаем, что на данном этапе завод будет в первую очередь ориентирован на удовлетворение потребностей королевских иорданских вооруженных сил и уже потом гранатометы будут продвигаться на внешний рынок. Впрочем, это уже вопрос к иорданской стороне.

      - Реализованы ли планы по разработке более легкого по сравнению с "Нашшабом" гранатомета?
      - Мы не располагаем информацией о подобных планах и не проводим никаких соответствующих работ.

      - Как реализуется проект по сборке в Иордании российских специальных бронированных машин "Тигр"? Появились ли покупатели на "Тигры" в третьих странах?
      - Ход работ по этому проекту находится вне нашей компетенции. Он осуществляется по линии Военно-промышленной компании во взаимодействии с Центром конструирования и развития имени короля Абдаллы II. Что касается бронеавтомобилей семейства "Тигр", выпускаемых в России и поставляемых по линии "Рособоронэкспорта", то у данных машин уже нашлись покупатели. Например, они успешно эксплуатируются в различных силовых структурах Армении, Гвинеи, Казахстана, Китая, Конго, Монголии, Уругвая. Мы считаем, что это далеко не предел -экспортные перспективы у "Тигров" очень хорошие.

      - Какие отзывы от иорданцев на ранее поставленные королевству военно-транспортные самолеты Ил-76?
      - Компания Jordan International Air Cargo продолжает эксплуатировать два военно-транспортных самолета Ил-76МФ, поставленные в Иорданию в 2011 году.
      В апреле этого года по результатам очередного заседания смешанной иорданско-российской комиссии по военно-техническому сотрудничеству достигнута договоренность о том, что Авиационный комплекс имени С.В.Илюшина и компания Jordan International Air Cargo проведут консультации по вопросам обеспечения самолетов Ил-76МФ необходимым оборудованием для выполнения регламентных работ.

      - Иордания начинает строить первую АЭС, для защиты которой будет необходима объектовая ПВО. Что предлагает в этой связи "Рособоронэкспорт" Хашимитскому Королевству?
      - В 2013 году Россия выиграла тендер на сооружение в Иордании атомной электростанции, ведется работа по заключению соответствующего межправительственного соглашения.
      Характер создаваемого объекта, его стратегическое значение для экономики королевства, а также расположение Иордании в центре региона, внутриполитическая обстановка в большинстве стран которого в течение значительного периода времени характеризуется стабильно высокой степенью напряженности, объективно ставят вопрос организации его комплексной безопасности, в том числе противовоздушной обороны.
      Пока конкретных переговоров по данной тематике с Иорданией не проводилось, однако "Рособоронэкспорт", обладая достаточным опытом в организации объектовой ПВО и охраны специальных объектов, готов предложить комплексный подход и все необходимые средства, имеющие оптимальное соотношение по критерию "эффективность-стоимость".

      - Откликнулась ли Иордания на представленные ранее "Рособоронэкспортом" предложения по модернизации войсковой ПВО, если да, то в какой мере?
      - Тематика модернизации средств войсковой ПВО является одним из приоритетных направлений нашего сотрудничества с Иорданией. Поставки боевых средств и РЛС для войсковой ПВО осуществлялись еще во времена СССР. Благодаря высокому модернизационному потенциалу этих образцов, Россия может провести необходимые работы для того, чтобы данные образцы отвечали современным требованиям. Прежде всего, это касается модернизации зенитных ракетных комплексов "Стрела-10" и ЗСУ "Шилка".
      Действительно, "Рособоронэкспорт" передал ряд технико-коммерческих предложений. Они находятся на рассмотрении иорданской стороны.

      - Материализовался ли ранее проявленный интерес иорданцев к ТОС-1 "Буратино"?
      - В связи с полученным обращением специалисты "Рособоронэкспорта" подготовили и вручили соответствующее коммерческое предложение в 2011 году. По имеющейся информации, иорданская сторона сняла его с рассмотрения в связи с изменившимися приоритетами.

      - Появились ли в регионе покупатели на впервые представлявшийся в Аммане два года назад бесшумный миномет 2Б25?
      - Маркетинговая работа по продвижению данного миномета на мировой рынок вооружений только началась. В частности, иорданская сторона проявила заинтересованность в углубленном ознакомлении с бесшумным минометом 2Б25, поэтому мы ожидаем поступления от наших партнеров соответствующего обращения.

      - Создана ли мароккано-российская смешанная комиссия по ВТС, если да, какие первые результаты ее работы?
      - Протоколом первого заседания межправительственной комиссии предусмотрено проведение в Рабате мультимедийных презентаций широкого спектра вооружения и военной техники для всех видов вооруженных сил. Марокканская делегация также приняла активное участие в Международном военно-морском салоне МВМС-2013 в Санкт-Петербурге в июле 2013 года.
      Мы ожидаем, что второе заседание комиссии, которое планируется провести в Москве осенью этого года, позволит согласовать последующие шаги по выработке перспективных программ сотрудничества.

      - Ближайший сосед Иордании - Израиль. Продолжит ли Россия практику "точечных" закупок отдельных образцов израильских вооружений? Какие перспективы российско-израильского взаимодействия по линии ВТС на рынках третьих стран?
      - Сотрудничество "Рособоронэкспорта" с Израилем по линии ВТС, действительно, носит "точечный характер" и обусловлено желанием некоторых наших партнеров включить в состав предлагаемой им продукции российского производства элементы, производимые израильскими компаниями. Это устоявшееся и взаимовыгодная работа, но какие-то прогнозы относительно дальнейших объемов сотрудничества делать невозможно - все будет зависеть от потребностей того или иного заказчика российской продукции военного назначения.
      Что касается перспектив импорта вооружений и военной техники в интересах российских Вооруженных сил, то это вопрос к министерству обороны. Если будет соответствующие поручения, то мы, безусловно, все выполним четко и профессионально, с учетом нашего огромного опыта взаимодействия с иностранными партнерами.

 

Аналитика

Александр Орлов, Ольга Адамчук

Крым без большой России

Крупные российские банки и авиаперевозчики не спешат выходить на крымский рынок

Газета.Ru, 06.05.2014

Российские компании, выходящие на рынок Крыма, опасаются международных санкций. Наиболее чувствительны к подобного рода мерам крупные российские банки и авиаперевозчики. Однако выход найден: в Крым могут прийти не самые крупные российские компании, имеющие лишь незначительное международное присутствие.

Руководство "Газпрома" отмечает, что не принимало никаких решений об инвестициях в Крым. Об этом рассказал первый заместитель начальника финансово-экономического департамента компании Александр Иванников. "На сегодняшний момент никакого решения - ни в проектах, ни в деньгах - по поводу инвестирования в Крым нет. Если что-то изменится, вы об этом узнаете", - пояснил Иванников.
В конце марта премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минэнерго и Минэкономразвития с участием "Газпрома" обеспечить корректировку инвестпрограммы на 2014 год с учетом необходимости обеспечения крымчан газом, а также увеличения добычи газа в регионе в 1,5-2 раза по сравнению с текущим объемом добычи. Срок исполнения поручения - понедельник, 5 мая.
Банки
Гипотетическая возможность попасть под действие санкций пугает банки значительно больше, чем любые другие российские компании. Особенную обеспокоенность кредитных организаций это вызывает после того, как в списке SDN (Specially Designated Nationals - список лиц и компаний, попадающих под экономические санкции США, подготовленный управлением по контролю за иностранными активами Казначейства США) оказался банк "Россия", подконтрольный Юрию Ковальчуку.
В теории санкции должны приводить к финансовой изоляции банка: его деньги, хранящиеся на корсчетах иностранных банков, могут быть заморожены, проведение операций - затруднено, некоторые переводы и вовсе заблокированы (как это однажды уже случилось с денежным переводом в пользу страховой компании СОГАЗ, входящей в группу банка "Россия").
На практике самые неприятные последствия - это репутационные риски и ограничение возможности использовать пластиковые карты, напоминает один из банкиров.
Однако клиенты финансовых учреждений чувствительны к таким переменам. Отток вкладов из банка "Россия" за март, согласно информации, опубликованной на сайте Центрального банка, превысил 10% (более 34 млрд руб). Под санкции могут попасть не только банки, которые принадлежат друзьям Путина, но и те, которые работают в Крыму, считают эксперты.
Все это заставляет банки осторожничать и не торопить события, чтобы не попасть под санкции. Об отсутствии намерений выходить в Крым в качестве российского кредитного учреждения заявляли Сбербанк (однако там будет присутствовать его украинская "дочка") и ВТБ, не планируют работать в Крыму другие крупнейшие банки - как зарубежные, так и частные. В частности, Альфа-банк сейчас продолжает распродажу своих крымских отделений, указывает один из топ-менеджеров компании. От лишних отделений избавляются и государственные банки. На днях Центробанк опубликовал список кредитных организаций, открывших отделения в Крыму. Согласно данным ЦБ, Российский национальный коммерческий банк имеет в регионе 116 отделений (в Симферополе, Бахчисарае, Керчи, Севастополе, Евпатории и т.д.), Крайинвестбанк - три (в Симферополе и Севастополе), Генбанк - четыре (в Симферополе, Ялте и Севастополе), Джаст банк - один (в Симферополе).
Санкций не боятся банки, у которых есть сильные покровители, указывает один из сотрудников рейтингового агентства: по его словам, именно этот фактор мог способствовать открытию отделений Генбанка в Крыму.
Государственные банки не желают рисковать, а более крупные частные предпочитают не торопиться, считают аналитики. "Мы для себя решили, что Крым - это интересный рынок, но вопрос открытия там отделений (и расширения сети отделений вообще) отложили на конец года. Сейчас нас больше волнуют те процессы, которые происходят в российской экономике", - говорит старший вице-президент Промсвязьбанка Константин Басманов. "Думаю, общая нестабильность политической ситуации и непонимание того, что может произойти, останавливают банки", - делится своими соображениями директор департамента розничных продаж Юникредит банка Иван Матвеев.
Однако помимо политических причин присутствуют и экономические, указывает он: из-за нестабильности люди могут потерять работу, задержки в выплате зарплат повлияют на способность обслуживать долг. Впрочем, политические причины все-таки перевешивают. В конфиденциальном документе Евросоюза, оказавшемся в распоряжении Reuters, уже содержится предложение запретить европейским физическим и юридическим лицам проводить транзакции с банками, расположенными в Крыму. По данным агентства, решение о введении новых санкций должно быть принято на следующей встрече министров иностранных дел ЕС 12 мая.
Авиаторы
Еще одной возможной мишенью могут стать российские авиакомпании, ведущие свою деятельность в Крыму. По крайней мере, такой вариант развития событий сейчас прорабатывается в Минтрансе, отмечает источник, близкий к российскому ведомству.
Сейчас в министерстве рассматривают несколько вариантов развития событий для авиаперевозчиков, выполняющих полеты в Крым.
Первый возможный вариант - давление на российских авиаперевозчиков со стороны европейских и американских лизинговых компаний, которые могут увеличить процент по лизингу для авиакомпаний, летающих в Крым, или вовсе отказать им в этой услуге. В этом случае пострадают в первую очередь крупные авиакомпании, авиапарк которых состоит преимущественно из американских Boeing и европейских Airbus. Однако как отметил источник, близкий к Росавиации, такой сценарий маловероятен, так как большинство лизинговых контрактов имеют неизменяемые условия.
Второй вариант - отказ американских и европейских страховщиков страховать самолеты российских авиаперевозчиков, выполняющих полеты в Крым. Впрочем, как отметили в одной из российских авиакомпаний, большинство самолетов основных российских авиаторов застрахованы в России, а в случае отказа европейцами или американцами страховать полеты в Крым авиаперевозчики могут без проблем перестраховаться у российских компаний.
Третий вариант - ввод санкций против российских авиаперевозчиков со стороны Международной организации гражданской авиации (ИКАО), однако этот процесс будет очень долгим и потребует одобрения всего мирового сообщества.
В случае если крупные российские авиакомпании все же будут вынуждены прекратить полеты в Крым, их могут заменить мелкие авиаперевозчики, такие как "Грозный авиа" и Red Wings.
Обе компании выигрывают за счет того, что мало летают за рубеж, а их флот состоит только из отечественных самолетов. Это значит, что в случае введения новых санкций со стороны Запада компании смогут беспрепятственно продолжить летать на полуостров.
В конце апреля авиакомпания "Грозный авиа" уже подписала договор о базировании в аэропорту Крыма, откуда она с 14 апреля стала выполнять свои первые регулярные рейсы.
"Грозный авиа" получила назначение на маршрут Симферополь - Ростов-на-Дону - Симферополь с частотой выполнения рейсов три раза в неделю до 31 октября 2014 года. Маршрут вошел в программу субсидирования авиаперевозок между Республикой Крым и регионами России, благодаря чему стоимость билета в один конец составит 3,4 тыс. руб.
По словам коммерческого директора "Грозный авиа" Сергея Петрова, в ближайшее время компания планирует открыть рейсы из Симферополя в Белгород, Курск, Воронеж, Казань, Волгоград, Киров и Грозный.
Red Wings пока только рассматривает возможность полетов на полуостров. Однако в Минтрансе уже заявили, что в случае положительного решения авиаперевозчик может получить государственные субсидии в размере 3 млрд руб. для организации полетов между российскими городами и Крымом.
"Компания Red Wings высказала готовность весь свой флот - а это восемь самолетов Ту-204, еще четыре таких самолета у компании есть в резерве - перебазировать в Симферополь и, соответственно, переориентировать на полеты в города России из Симферополя", - заявил глава профильного министерства Максим Соколов.
Пока Red Wings базируется в московском аэропорту Домодедово и выполняет регулярные и чартерные рейсы по 20 направлениям. Сейчас в международный аэропорт Симферополя летают большинство крупных российских авиакомпаний: "Аэрофлот", "Трансаэро", S7, VIM Airlines, "Россия" (Rossiya Airlines), Ural Airlines ("Уральские авиалинии"), а также "Глобус" (Globus). Второй международный аэропорт - Бельбек, расположенный под Севастополем, - до сих пор остается закрытым для гражданской авиации.

Мария Абакумова

Взлетная полоса: как превратить аэропорт в настоящий ХАБ

Forbes, 06.05.2014

Чтобы оживить авиационную инфраструктуру, можно отдать аэропорт в частную собственность, помириться с соседями и даже использовать энергию сепаратизма
Около 65 млн пассажиров в год обслуживает московский авиационный узел, крупнейший в России. Времена, когда аэропорт Шереметьево-2 называли главным препятствием на пути иностранных инвестиций в Россию, давно прошли, сейчас других препятствий хватает. И Шереметьево, и Домодедово, и Внуково серьезно реконструировали, к каждому теперь ходит аэроэкспресс, и, если навести порядок с таксистами, наши аэропорты внешне мало чем будут отличаться от западных и восточных.
Однако в более развитых странах авиационные хабы выходят на новые витки развития. Теперь аэропорт не просто место, где человек может пересесть из самолета в машину или на поезд и поехать по своим делам в город.
Города строятся вокруг самих аэропортов, и цена такой недвижимости растет.
Конечно, трудно ожидать масштабных инвестиций в девелоперские проекты вокруг аэропортов, когда государство больше 10 лет решает, где же все-таки построить новую взлетно-посадочную полосу, а собственники крупнейшего аэропорта отказываются открыто признавать себя таковыми, опасаясь рейдерского захвата их бизнеса. В мире тем временем появилось уже несколько способов развивать аэропорты и территории вокруг них.

Брисбен, Австралия: Отдать их в частную собственность
Аэропорты в Австралии всегда тщательно опекались федеральными властями. В 1950-е годы больше 170 австралийских аэропортов в разных регионах находились в прямом подчинении правительства, и региональным властям приходилось учитывать их наличие как специальных транспортных объектов. Такая "вещь в себе" мешала градостроительному проектированию, развитию территорий, и постепенно аэропорты стали передаваться в ведение местных и региональных властей. К 1988 году федеральных аэропортов осталось чуть больше двадцати. Местные власти могли быть более гибкими, лучше прислушивались к мнениям местных жителей и были более заинтересованы в развитии аэропортов.
Следующим шагом стала приватизация. В 1996 году страна приняла так называемый "Акт об аэропортах" и за 1997-2003 годы выручила на передаче аэропортов в частные руки 8,5 млрд австралийских долларов (около $6 млрд, продавались права аренды земли и имущества на 99 лет). Первым стал аэропорт Брисбен, его купил за $1,1 млрд консорциум инвесторов во главе с голландской Shiphol Group, которая управляет аэропортом Амстердама.
Вместе с терминалами и взлетно-посадочной полосой голландцам достался гигантский кусок свободной земли площадью 2700 га всего в 8 км от центрального делового района Брисбена.
Голландцы тут же принялись из городского аэропорта строить "аэропорт-город" с разными видами коммерческой недвижимости, развитой инфраструктурой и растущим пассажиропотоком.
В 2003 году правительство Австралии сделало щедрый жест, согласившись выделить $1,1 млрд из бюджета на строительство новой взлетно-посадочной полосы. Этот проект сделал бы аэропорт Брисбена сопоставимым по емкости с аэропортами Гонконга или Сингапура. Местные политики критиковали проект за то, что он слишком оптимистичен и не учитывает спад в авиационной отрасли из-за роста цен на нефть. Экологи опасались за судьбу редких птиц. Но законы Австралии позволяют федеральным властям и оператору аэропорта утверждать такие проекты. Строительство остановил кризис 2008 года.
Тем не менее Brisbane Airport Corporation, управляющая портом, продолжала строительство на своей территории и заселяла арендаторами торговые и офисные центры и склады. Уже построено 33 объекта общей площадью больше 210 000 кв. м. На территории аэропорта работают 420 компаний со штатом 19 000 человек (население Брисбена 2,2 млн). Пассажиропоток вырос с 13 млн человек в 2000 году до 21 млн.
Brisbane Airport Corporation планирует вложить в освоение гигантского участка земли $2 млрд. В 2012 году она, проведя работы по сохранению мест обитания птиц, вернулась к проекту строительства новой ВПП длиной 3,3 км с 12 км рулежных дорожек. Предположительно, на пике строительства будет создано еще 7800 рабочих мест, проект должен завершиться к 2020 году. Финансировать его будет сама частная Brisbane Airport Corporation.
Барселона, Испания
Аэропорт Эль-Прат в Барселоне, не самый крупный в Испании, принял в прошлом году 35 млн пассажиров (для сравнения: московский Домодедово - 30,7 млн). Несмотря на кризисы в авиаперевозках и в целом в экономике, за последние 20 лет он уже дважды расширялся (первый раз при подготовке к Олимпийским играм 1992 года). Терминалы и диспетчерские башни спроектировал архитектор Рикардо Бофилл. Несмотря на открытие линии скоростных поездов Барселона - Мадрид, которая увела пассажиров с некогда самого популярного маршрута, аэропорт Барселоны, не имеющий серьезных конкурентов в радиусе 600 км, продолжает с каждым годом наращивать пассажиропоток. То есть в целом аэропорт чувствует себя неплохо. Однако на всемирной выставке MIPIM в Каннах управляющий директор компании CIMALSA, принадлежащей правительству Каталонии, представил проект дальнейшего расширения аэропорта и превращения его в межконтинентальный хаб.
Для чего? Всеми аэропортами Испании оперирует государственная компания Grupo Aena, в том числе и аэропортом Барселоны. Однако правительство автономной Каталонии развивает окружающие этот аэропорт земли, строит бизнес-парки на сотнях тысяч квадратных метров и в ходе реализации так называемого "Плана Барселоны" расширяет аэропорт. Каталония считает его важным звеном в своей транспортной цепочке (в Барселоне есть один из крупнейших контейнерных и круизных портов Европы и развитые железные дороги), а туризм - одна из основ каталонской экономики.
Каталонцы, которые часто поднимают вопрос об отделении от Испании, обвиняют Grupo Aena в том, что она тратит средства прибыльного аэропорта Барселоны на то, чтобы поддерживать другие предприятия Испании. Президент Каталонии Артур Мас не раз говорил о том, что к управлению аэропортом нужно допустить частные компании. Пока же на MIPIM искать инвесторов под проект превращения аэропорта Барселоны в межконтинентальный хаб ездят чиновники каталонского правительства.
Нельзя сказать, что их усилия пропадали даром. В 2013 году аэропорт Барселоны должен был запустить 37 новых маршрутов - больше, чем любой другой аэропорт мира.
В феврале 2014 года Барселона первой из испанских аэропортов приняла А380, совершавший ежедневный рейс из Арабских Эмиратов. На очереди "Трансаэро", которая тоже собирается запустить в Барселону ежедневные рейсы из Москвы. А Norwegian Air Shuttle, имеющая базирование в Барселоне, обещает к 2016 году запустить отсюда рейсы Boeing 787 в Нью-Йорк и Бангкок.
Тайбэй, Тайвань: Помириться с соседями
От Тайваньского международного аэропорта Таоюань (бывший Аэропорт имени Чан Кайши) всего три часа лету до таких крупных городов, как Гонконг, Шанхай, Токио, Сеул и Сингапур. В прошлом году через тайваньский аэропорт прошло около 30 млн пассажиров. Однако власти Тайваня собираются к 2030 году довести эту цифру до 60 млн в год, сделать из аэропорта международный хаб, расширив его территорию на 1000 га и застроив ее научными центрами, офисами, зоной торговли и развлечений. Запланированный объем инвестиций в развитие аэропорта и инфраструктуру составляет $16 млрд. Предполагается, что в зоне нового хаба смогут работать 300 000 человек (сейчас там занято около 37 000 человек).
Откуда такой оптимизм?
Министерство транспорта Тайваня опирается на прогнозы компании Boeing, которые говорят, что к 2028 году на Азию будет приходиться 41% всего рынка авиационных перевозок (сейчас около 30%). Перелеты между Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона будут расти на 5,4% в год. Географическое положение Тайваня позволяет ему рассчитывать на растущий поток пассажиров из материкового Китая. Пекин при этом по-прежнему не признает независимость Тайваня. Как насчет политических рисков? "Они есть, - говорит заместитель министра транспорта Тайваня доктор Чен-жин Чен. - Но недавно мы провели первую за 60 лет встречу с китайцами на правительственном уровне!"

 

Судебные разбирательства

Авиакомпания "Татарстан" подала иск о собственном банкротстве

РАПСИ, 06.05.2014

Авиакомпания "Татарстан" подала заявление о собственном банкротстве в арбитражный суд республики Татарстан, сообщили во вторник РАПСИ в суде. Дата рассмотрения заявления не определена.

Пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании "Татарстан", летевший из Москвы, 17 ноября 2013 года разбился при посадке в аэропорту Казани. Авиакатастрофа унесла жизни шести членов экипажа и 44 пассажиров. При крушении самолета погибли, в частности, сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов.
По итогам проведенной проверки Росавиация выявила в авиакомпании целый ряд нарушений и с 31 декабря 2013 года аннулировала ее сертификат эксплуатанта. В настоящее время парк самолетов АК "Татарстан" передан другому татарстанскому перевозчику - авиакомпании "Ак Барс Аэро".
В апреле международный аэропорт "Казань" подал в Арбитражный суд республики Татарстан иск о взыскании с авиакомпании "Татарстан" около 140 миллионов рублей долга. Аэропорт просил взыскать с авиакомпании 128,7 миллиона рублей долга и 10,7 миллиона рублей процентов. Ранее апелляционный суд подтвердил решение от 30 декабря 2013 года о взыскании с авиакомпании "Татарстан" в пользу аэропорта "Казань" более 108 миллионов рублей за неоплаченные услуги по обеспечению бортовым питанием.

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

Донецкий аэропорт отменил все рейсы по распоряжению Госавиаслужбы

Интерфакс-Украина, 06.05.2014

Международный аэропорт "Донецк" по распоряжению Государственной авиационной службы Украины временно приостановил прием и выпуск воздушных судов из аэропорта, сообщила пресс-служба предприятия.
Согласно данным онлайн-табло аэропорта, все рейсы на прилет и вылет на 6 мая отменены.
Как уточнили агентству "Интерфакс-Украина" в национальной авиасправке, отмена рейсов пока действует только на 6 мая.
Как сообщалось, со ссылкой на главу Госавиаслужбы Дениса Антонюка, ограничения на полеты между Российской Федерацией и Донецком и Харьковом введены до стабилизации ситуации в указанных городах.

 

Авиационные происшествия

В Мельбурне самолет "Вьетнамских авиалиний" прервал взлет из-за отказа двигателя

РБК 06.05.2014

Мельбурн 07:29:30 В Мельбурне самолет авиакомпании "Вьетнамские авиалинии" прервал взлет из-за отказа двигателя, передает ABC News.

По свидетельству одного из пассажиров, A330, направлявшийся во Вьетнам, готовясь взлететь, внезапно остановился. Причиной стал отказ второго двигателя. Воспламенения не произошло, однако было зафиксировано отпадение нескольких фрагментов самолета от удара о полосу.

Работа мельбурнского аэропорта была нарушена в течение 40 минут, восемь рейсов были перенаправлены в Аделаиду, еще несколько задержаны.

Бюро транспортной безопасности Австралии приступило к расследовании инцидента.

 Александр Ярошенко

Самолет вернулся в Благовещенск из-за неисправности 

Российская газета, 06.05.2014 Самолет "Боинг-767-200", следовавший из Благовещенска в Москву, через 40 минут после взлета вынужден был вернуться в аэропорт.

- Сработал датчик неисправности масляного фильтра левого двигателя. Командир принял решение вернуться в аэропорт Благовещенска. Сейчас специалисты авиакомпании выясняют, что именно произошло на борту воздушного судна, - рассказал "РГ" Юрий Крысько, представитель авиакомпании "Трансаэро".

Он уточнил, что посадка прошла в штатном режиме.

Этим рейсом в столицу направлялись 158 пассажиров, почти половина из них изъявили желание разместиться в гостинице. Представители авиакомпании пообещали обеспечить людей трехразовым питанием.

Вылететь в Москву пассажиры смогут только завтра, когда за ними прибудет резервный борт.

 

В США одномоторный самолет рухнул на жилой дом в городе Нортгленн

Пилоту удалось спастись

ИТАР-ТАСС, 06.05.2014

Одномоторный самолет рухнул на частный дом в американском штате Колорадо. Как сообщил телеканал NBC News, пилот покинул кабину до крушения и приземлился с парашютом неподалеку.

После падения самолета дом загорелся, однако, по счастливому совпадению, в нем на тот момент никого не было.

Телеканал приводит заявление Федерального авиационного управления (ФАУ) США, согласно которому, самолет совершал облет населенного пункта Нортгленн с рекламным плакатом. Причиной крушения называются неполадки, однако чем они были вызваны, не уточняется.

 

В колумбийских Андах разбился самолет Piper PA-31 с двумя канадцами на борту
AEX.RU, 06.05.2014

В Андах на северо-востоке Колумбии потерпел катастрофу легкомоторный пассажирский самолет с двумя гражданами Канады, сообщает ИТАР-ТАСС.

 Как рассказал телеканал CTV, пилот и пассажир судна погибли. Самолет Piper PA-31 был приписан к аэропорту города Реджайна (канадская провинция Саскачеван). Предположительно, причиной авиакатастрофы стала плохая видимость. В настоящее время выясняется маршрут движения самолета. Имена погибших не уточняются.

 

Международные новости и сотрудничество

Первая партия вертолетов "Ночной охотник" будет поставлена в Ирак до конца года - ФСВТС России

ИНТЕРФАКС-АВН, 06.05.2014

ВВС Ирака получат российские боевые вертолеты Ми-28НЭ "Ночной охотник" до конца текущего года, заявил "Интерфаксу-АВН" во вторник заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Константин Бирюлин.
"Россия успешно выполняет контракт по поставке в Ирак вертолетов Ми-35 и Ми-28НЭ. Партия Ми-35 уже поставлена, иракцы довольны ими. Что касается Ми-28НЭ, то первая партия этих вертолетов будет поставлена Ираку до конца текущего года", - сказал К.Бирюлин, который возглавляет российскую делегацию на открывшейся в Иордании оружейной выставке "СОФЕКС-2014".
Он отметил, что Ирак стал первым зарубежным покупателем новых российских вертолетов Ми-28НЭ.
"У нас нет пока проблем с выполнением контракта на поставку вертолетов в Ирак. Ростов-на Дону (завод "Роствертол", входит в холдинг "Вертолеты России", - "ИФ-АВН") делает все по плану, по графику", - сказал К.Бирюлин. 
По неофициальным данным, всего в Ирак планируется поставить свыше 40 вертолетов, в том числе более 30 единиц Ми-28НЭ. Первая партия вертолетов Ми-35 из четырех машин поставлена в Ирак в октябре прошлого года.

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь