Новости СоюзМаш России

28.04.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости международного авиационного двигателестроения

Компания General Electric построит для авиаперевозчика Airasia X двигатели к 25 самолетам

ИТАР-ТАСС, 28.04.2014

Малайзия подписала 28 апреля контракты с рядом американских компаний на сумму, превышающую 1,8 млрд долларов, в рамках визита президента США Барака Обамы в Куала-Лумпур. Об этом сообщила пресс-служба Белого дома.
Как она уточнила, всего заключены три соглашения - с компаниями General Electric, Verdesign и MetLife.
Самый крупный контракт, составляющий более 1,5 млрд долларов, подписан с General Electric. Он предусматривает строительство двигателей для 25 новых самолетов Airbus 330-ой модели для малайзийской авиакомпании AirAsia X. В свою очередь малайзийский консорциум Sime Darby выкупил 30-процентный пакет акций биотехнологической компании Verdesign стоимостью 30 млн долларов. А страховая компания MetLife подписала с пятой по величине банковской группой Малайзии соглашение стоимостью 250 млн долларов на предоставление на местном рынке своих продуктов. Эта договоренность заключена с группой AmBank.

Новости авиастроения

Новый Ил-38Н

bmpd.livejournal.com, 28.04.2014

В Жуковском отмечено появление проходящего испытания неокрашенного модернизированного противолодочного самолета Ил-38Н с установленной новой поисково-прицельной системой "Новелла-П-38". Как можно судить, это первый самолет Ил-38, модернизированный по трехлетнему контракту стоимостью 3,45 млрд рублей, заключенному 25 мая 2012 года Министерством обороны России с ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" на серийную модернизацию в вариант Ил-38Н пяти строевых самолетов Ил-38 Морской авиации ВМФ России.
Работы над первыми двумя самолетами (предположительные заводские номера 081010906 и 081010909, машины с Тихоокеанского флота) по данному контракту осуществлялись ОАО "20-й авиационный ремонтный завод" в Пушкине под Санкт-Петербургом (ремонт) и московским ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева» на базе в Жуковском (установка ППС "Новелла-П-38" производства ОАО "Ленинец"). В 2013 году оба этих самолета по выполнении первого этапа работ были отправлены из Пушкина в Жуковский для установки новой ППС, и, как можно видеть, работы по переоборудованию первой машины завершены.
До настоящего времени силами ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" были модернизированы два самолета Ил-38Н  - прототип (бортовой номер «19 красный», заводской номер 890010907, проходил испытания с 2001 года) и "первый серийный" (бортовой номер "15 желтый", заводской номер 890010407, модернизирован в 2008-2009 годах и использовался в программе Государственных испытаний, а в марте 2012 года был формально передан в состав авиации Северного флота).
В марте 2014 года генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина" Виктор Ливанов заявил, что для Министерства обороны России до 2020 года планируется модернизировать 28 самолетов Ил-38 по варианту Ил-38Н.

Модернизированный для Морской авиации ВМФ России противолодочный самолет Ил-38Н с установленной новой поисково-прицельной системой "Новелла-П-38". Жуковский, апрель 2014 года (с) Алексей (другой) / russianplanes.net 

Максим Пядушкин

 Построен первый самолет SSJ100 для "Ютэйр"

Деловой авиационный портал, 25.04.2014

Сегодня из сборочного цеха "Гражданских самолетов Сухого" в Комсомольске-на-Амуре был выкачен первый самолет Sukhoi Superjet 100 LR (RA-89033), произведенный по заказу авиакомпании "ЮТэйр". Как объяснили ATO.ru в авиакомпании, ее получение запланировано на июнь этого года. До этого момента она должна будет пройти летные испытания, а также покраску и оснащение салона на предприятии "Авиастар-СП" в Ульяновске.

Контракт на поставку шести самолетов SSJ 100LR был подписан между "ЮТэйр", ГСС и лизинговой компанией "ВЭБ-лизинг" на авиасалоне МАКС-2013 в августе прошлого года. Стоимость этого контракта составила 217,2 млн долл. Все самолеты будут выполнены в одноклассной компоновке на 103 пассажирских кресла. Ранее "ВЭБ-лизинг" подписал с ГСС соглашение о намерениях заказать 24 SSJ100 в интересах "ЮТэйр". Однако представитель авиакомпании не уточнил, когда оставшийся опцион может быть переведен в твердый заказ, объяснив, что под каждый закупаемый самолет авиакомпании сначала нужно найти финансирование и определить, где и для чего он будет использоваться.

Все шесть заказанных самолетов будут эксплуатироваться дочерней авиакомпанией "ЮТэйр-Экспресс" на внутренних маршрутах из Уфы. Там же будет открыт центр техобслуживания самолетов этого типа.

"ЮТэйр-Экспресс" станет вторым эксплуатантом варианта SSJ100LR с увеличенной дальностью. В этом году к полетам на таких самолетах приступила авиакомпания "Газпромавиа", которая заказала 10 ВС этого типа.

Авиация: МС-21 набирает обороты

Эксперт, 28.04.2014

Дочерняя структура ОАК корпорация "Иркут " завершает монтаж первых восьми станций линии автоматической сборки самолета МС-21, которые должны быть введены в строй уже в первом полугодии нынешнего года. Еще восемь станций сборочной линии, разработанные немецкой компанией Durr Systems GmbH, планируется запустить в конце 2015 года. По словам замминистра промышленности Юрия Слюсаря, к этому же времени на новой линии в Иркутске будет собран первый самолет МС-21, предназначенный для летных испытаний. "Это будет лайнер МС-21-300 - базовая модель семейства МС-21 размерностью 180 мест, которая поступит в производство в первую очередь", - уточнил замминистра. Сейчас ОАК набрала уже 175 твердых заказов на МС-21, что свидетельствует о весьма благожелательной реакции рынка на новый продукт. Говоря о финансировании этой программы, г-н Слюсарь сообщил, что в 2014 году на ее реализацию в федеральном бюджете предусмотрено порядка 17 млрд рублей. Впрочем, для создания нового лайнера "Иркут" привлекла и кредит Сбербанка. В перспективе иркутская корпорация должна выйти на производство семи самолетов МС-21 ежемесячно.

 

Новости международного авиастроения

Тактический военно-транспортный самолет MC-27J выполнил первый полет

Военно-промышленный курьер, 28.04.2014

Демонстрационный многоцелевой тактический военно-транспортный самолет (ВТС) MC-27J компании "Аления Аэрмакки" (Alenia Aermacchi) выполнил первый полет.
Как сообщили АРМС-ТАСС в компании "Аления Аэрмакки", полет был совершен в летно-испытательной центре компании в Турине. Демонстратор был подготовлен к летным испытаниям в полной конфигурации компанией "Аления Аэрмакки" в сотрудничестве с компанией ATK.
На самолете-демонстраторе в носовой части была установлена платформа L-3 Wescam MX-15Di с оптико-электронной и инфракрасной аппаратурой. Эта платформа оптимизирована для выполнения задач по ведению разведки и наблюдения ISR (Intelligence, Surveillance and Reconnaissance) и поисковой спасательных операций SAR (Search and Rescue). Аппаратные и программные средства линии передачи данных "Линк-16" (Link-16) обеспечат подготовку самолета к установке палетизированной системы для выполнения целевых задач. На самолете будет также установлена усовершенствованная система связи Selex ES с возможностью шифрования передаваемой информации.
Самолет оснащен боковой дверью для размещения 30-мм автоматической авиационной пушки GAU-23. По данным "Аэрмакки", эта пушка будет установлена на самолет в мае. В июне 2014 г. начнется новая серия летных испытаний, включая стрельбу из боковой пушки.
Первый этап наземных и летных испытаний MC-27J был успешно завершен весной 2013 г. компаниями ATK и "Аления Аэрмакки" в США на базе ВВС Эглин. Эти испытания продемонстрировали возможности самолета С-27J для размещения выдвижной и убираемой палеты с 30-мм пушкой GAU-23 для обеспечения ведения стрельбы в боковой полусфере. Была продемонстрирована возможность быстрого реконфигурирования системы из транспортного в боевой вариант.
На международном авиасалоне "Фарнборо-2012" компании ATK и "Аления Аэрмакки" объявили о своем намерении совместно поэтапно разработать и вывести на рынок многоцелевой самолет MC-27J.

 

Сотрудничество

ВИАМ И "Климов": соглашение о сотрудничестве

ВИАМ, 28.04.2014

25 апреля 2014 года Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) посетил исполнительный директор ОАО "Климов" Александр Иванович Ватагин. В рамках визита было подписано Соглашение о научно-техническом сотрудничестве.
Стороны договорились осуществлять взаимодействие по приоритетным текущим и перспективным проектам. В частности, провести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению научно-технического задела для разработки перспективных вертолетных двигателей.
Как заявил Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Николаевич Каблов, "подписание данного соглашения - знаковое событие, которое позволит объединить кадровые, интеллектуальные, материально-технические ресурсы наших предприятий для реализации поставленных задач".
В свою очередь Александр Ватагин отметил, что "сотрудничество ВИАМ и "Климов" является примером эффективной многолетней кооперации, которая помогает решать масштабные задачи отечественного авиапрома". "Я уверен, что наша дальнейшая совместная работа будет успешно развиваться и укрепляться", - добавил он.
В преддверии церемонии подписания соглашения гостю продемонстрировали экспериментально-исследовательскую и производственную базу института. В частности, специалисты ВИАМ ознакомили представителя "Климов" с научно-исследовательскими комплексами химического экспресс-анализа жаропрочных сплавов, аддитивного производства, а также высокотемпературных и усталостных испытаний.
Александр Ватагин также посетил научно-производственные комплексы: термообработки, керамических композитов и антиокислительных покрытий, полимерных композиционных материалов нового поколения, прецензионных препрегов, литья монокристаллических лопаток ГТД, ГТУ и получения порошков и порошковых припоев.
Кроме того, гостю продемонстрировали комплексы изотермической штамповки на воздухе труднодеформируемых жаропрочных сплавов, ионно-плазменных покрытий, а также производства литой прутковой заготовки жаропрочных сплавов.

 

Первые лица

 

Максим Ромашов

Губернатор встретился с гендиректором ОДК

ВОЛГА НЬЮС, 25.04.2014

25 апреля, губернатор Николай Меркушкин провел рабочую встречу с генеральным директором ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) Владиславом Масаловым и исполнительным директором ОАО "Кузнецов" Николаем Якушиным.

В ходе совещания стороны обсудили ближайшие и долгосрочные перспективы развития флагмана отечественного двигателестроения – предприятия "Кузнецов" (входит в ОАО "ОДК"). Среди приоритетных задач, стоящих перед производственным комплексом сегодня, - восстановление двигателя НК-32 второго этапа для стратегического бомбардировщика Ту-160. Модернизация самолета предусмотрена государственной программой вооружений.

Владислав Масалов отметил, что в связи с необходимостью выпуска установочной партии двигателей по проекту в 2016 г. на заводе продолжается интенсивное восстановление основных фондов и объектов инфраструктуры, проводится реконструкция и техперевооружение. По его словам, только в рамках федеральной целевой программы на обновление производства планируется выделение 8 млрд руб., примерно такой же объем средств предполагается вложить в развитие предприятия из собственных средств корпорации. Гендиректор ОДК поблагодарил Николая Меркушкина за активное участие областных властей в жизни "Кузнецова".

Николай Якушин, в свою очередь, подробно рассказал о ходе текущих работ, связанных с реализацией проекта. Так, в ближайший год планируется введение в эксплуатацию новых испытательных стендов для авиационных двигателей, планируется закупка очередной партии нового станочного оборудования. Остается актуальной и позиция по строительству здания конструкторского бюро.

В завершение встречи стороны коснулись сотрудничества самарского завода с американскими компаниями по ракетному направлению (ОАО "Кузнецов" поставляет ракетные двигатели НК-33 в США). Несмотря на непростые внешние условия, сегодня отношения продолжают развиваться стабильно.

Николай Меркушкин сообщил участникам встречи, что региональное правительство заинтересовано в дальнейшем развитии предприятия, привлечении на завод и в КБ молодых специалистов. "С учетом поставленных перед предприятием задач мы приняли решение премировать наиболее отличившихся сотрудников. 196 специалистов получат к майским праздникам единовременную выплату. Среди премированных работников - молодая группа инженеров-конструкторов, технологов, представители остродефицитных рабочих профессий, а также их опытные наставники, без которых реализация перспективных проектов была бы невозможна. Соответствующее постановление уже подписано, и к 1 мая все выплаты будут произведены", - сообщил губернатор.

Глава региона также выразил уверенность, что если обновление предприятия будет продолжено такими же темпами, какие есть сейчас, то через два-три года завод будет отвечать всем самым современным требованиям.

 

Официальная хроника

Часть расходов на авиапром в РФ перешла в статью "закрытых"

РИА "Новости", 28.04.2014

Правительство РФ не собирается сокращать расходы на авиапром, один триллион рублей госсредств будет выделен по другой программе "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" (РПиК) по статье "закрытые расходы", которая связана с военно-промышленными разработками, сообщил РИА Новости представитель Минпромторга.
Таким образом, де-факто сумма расходов на развитие авиапрома осталась прежней, просто все "закрытые расходы" теперь находятся внутри РПиК, как и аналогичные других отраслей. Общая сумма средств на развитие авиации осталась прежней, объяснил он.
В четверг на сайте правительства была опубликована справка по изменениям в госпросграмму "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Согласно ей, объем средств на развитие авиационной промышленности был сокращен в 2,4 раза, до 714,18 миллиарда рублей. По ранней редакции, объем финансирования должен был составить 2,1 триллиона рублей, из них 1,7 триллиона — средства государства.
Авиастроители должны будут занять к 2025 году на мировом рынке следующие ниши — в гражданском и военном секторах: самолётостроение — 3,2% и 10,9%, вертолётостроение — 12% и 16,5%, двигателестроение — 1,4% и 12,9%, авиационное агрегатостроение — 4,4% и 5,4%, авиационное приборостроение — 10,9% и 21%, говорилось в документе.
Всего за время реализации государственной программы планируется построить около 3,45 тысячи самолётов, 6,1 тысячи вертолётов, более 36 тысяч авиационных и иных двигателей, выручка от продажи которых должна составить порядка 14,75 триллиона рублей, отмечалось в документе.

 

Интервью

Илья Вайсберг

Совет ВПК по авиастроению: тактические задачи, стратегические цели

АвиаСоюз , 25.04.2014

В 2013 г. был сформирован и начал свою работу Совет Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по авиастроению. Об итогах работы Совета за 2013 г. и планах на 2014 г. в эксклюзивном интервью журналу "АвиаСоюз" рассказал член Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, председатель Совета ВПК по авиастроению Михаил Каштан.

"АС": Михаил Иванович, в журнале "АвиаСоюз" "№"2 2013 г. Вы рассказывали об основных задачах Совета ВПК по авиастроению. Каковы первые итоги работы Совета?

 М.К.: Напомню, что в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 30 января 2013 г. были сформированы советы ВПК по отраслям оборонно-промышленного комплекса и основным направлениям развития вооружения и военной техники. Положение о Совете Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по авиастроению и состав Совета были утверждены 28 февраля 2013 г.

В 2013 г. основными направлениями работы Совета ВПК по авиастроению были:

рассмотрение предложений по перспективным направлениям развития авиационных комплексов стратегической авиации и авиации Военно-морского флота;

рассмотрение проблемных вопросов планирования и выполнения предприятиями авиационной промышленности заданий государственного оборонного заказа;

анализ эффективности выполнения заданий по техническому перевооружению и модернизации предприятий авиационной промышленности;

подготовка предложений по развитию авиационных средств поражения для боевых вертолетных комплексов армейской авиации.

Два заседания Совета ВПК по авиастроению были проведены непосредственно на предприятиях авиационной промышленности: ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова" (г. Казань) и ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (г. Королев). Практика проведения выездных заседаний Совета позволяет не только повысить эффективность и практическую значимость рассматриваемых вопросов, но и обменяться опытом организации производства авиационной техники и выполнения опытно-конструкторских работ.

По всем вопросам, выносимым на заседание Совета, принимались конкретные решения и рекомендации, выполнение которых как государственными заказчиками, так и предприятиями авиационной промышленности способствовало повышению эффективности работы.

Достаточно сказать, что авиационная промышленность, за исключением некоторых проблемных позиций, успешно выполнила задания государственного оборонного заказа на 2013 г. как по выполнению опытно-конструкторских работ, так и поставкам в войска авиационной техники и вооружения. Всего Военно-воздушным силам России было поставлено более 50 воздушных судов, в том числе современные самолеты Су-30СМ, Як-130, Су-35С, МиГ-29К, и более 100 вертолетов, включая Ми-28Н, Ми-35, Ми-8АМТШ, Ка-52.

Таким образом, результаты работы в 2013 г. Совета ВПК по авиастроению подтвердили целесообразность и своевременность принятия Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации решения о создании советов.

"АС": Какие основные задачи стоят перед Советом ВПК по авиастроению в 2014 г.? Будет ли продолжена практика выездных заседаний Совета?

М.К.: 2014 год является определяющим, я бы сказал этапным, в цикле выполнения Государственной программы вооружения 2011-2020 гг. и планирования Государственной программы вооружения на 2016-2025 гг.

Кроме того, это первый год работы в условиях новой нормативной правовой базы в сфере государственного оборонного заказа, сформированной после принятия новой редакции Федерального закона "О государственном оборонном заказе".

В связи с этим, основными направлениями деятельности Совета ВПК по авиастроению на 2014 г. определены:

формирование предложений по созданию системы взаимодействия государственных заказчиков, государственных корпораций и интегрированных структур, генеральных (главных) конструкторов, специалистов организаций авиационной промышленности в целях обеспечения развития авиационных комплексов на ближайшую и дальнейшую перспективу;

анализ и оценка практических результатов и эффективности мер, направленных на развитие авиастроения в интересах обеспечения обороноспособности страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;

обеспечение реализации комплексного подхода к созданию, производству и сервисному обслуживанию авиационной техники и вооружения.

На заседаниях Совета, проведенных уже в этом году, были детально рассмотрены вопросы реализации пилотных проектов системы управления жизненным циклом перспективного самолета-штурмовика, самолета Су-34 и вертолета Ка-226.80, а также вопросы готовности экспериментально-испытательных баз Минобороны России к проведению государственных испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

Одними из наиболее проблемных вопросов выполнения государственного оборонного заказа остаются вопросы обеспечения производства боевых авиационных комплексов современными и качественными приборами, агрегатами, авионикой и авиационными двигателями. Рассмотрение этих вопросов вынесено на майское заседание Совета ВПК по авиастроению.

Кроме того, на каждом заседании Совета в той или иной степени будут рассматриваться проблемные вопросы выполнения государственного оборонного заказа текущего года.

В целях повышения практической направленности в деятельности Совета на июль запланировано проведение выездного заседания на базе ФГУП "ГосНИИ ГА", а в ноябре - на базе ФГУП "ЦАГИ".

При этом в институте гражданской авиации будут рассмотрены вопросы состояния и развития исследовательской и лабораторной базы в области обеспечения безопасности

 полетов государственной и гражданской авиации.

В ЦАГИ мы планируем рассмотреть вопросы комплексного развития экспериментальной базы научно-исследовательских институтов авиационной промышленности, в первую очередь, конечно, с целью определения потребного объема работ по подготовке экспериментальной базы для выполнения работ по созданию новых образцов боевой авиационной техники.

В целом на 2014 г. предусмотрено проведение 11 заседаний Совета. План напряженный, но уверен, что активная работа Совета ВПК по авиастроению обеспечит успешное выполнение как тактических задач по выполнению государственного оборонного заказа, так и достижение стратегических целей авиационной деятельности в Российской Федерации.

 

Аналитика

Сергей Машкин

Экипаж разбившегося ЯК-42 тренировался только на бумаге

Коммерсантъ, 28.04.2014

Обвиняемым по делу о гибели хоккеистов "Локомотива" является бывший летный директор

Как стало известно "Ъ", ГСУ СКР завершило расследование обстоятельств катастрофы пассажирского Як-42 авиакомпании "Як-сервис", происшедшей 7 сентября 2011 года при взлете в Ярославле. Жертвами трагедии стали 44 человека, в том числе игроки и тренеры местной хоккейной команды "Локомотив". По версии СКР, трагедия произошла из-за безответственного отношения к своим обязанностям летного директора "Як-сервиса" Вадима Тимофеева, ставшего единственным обвиняемым по делу.
Масштабное расследование дела о катастрофе Як-42 завершено, однако до его передачи в суд еще далеко. Объем дела составляет более 50 томов, а ознакомиться с материалами расследования должны десятки потерпевших, среди которых родственники погибших, а также два юридических лица - владелец самолета Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева, предоставивший машину в аренду "Як-сервису", и ХК "Локомотив" (Ярославль). Центру был нанесен ущерб в размере около 16 млн руб.- такова стоимость разбившегося Як-42; потери клуба, перевозившего на борту хоккейную амуницию, оказались примерно вчетверо меньше.
Единственным обвиняемым по делу является бывший летный директор "Як-сервиса" Вадим Тимофеев. Летный директор отвечал в компании за формирование экипажей, их распределение по самолетам и рейсам, а также за обучение и профессиональную подготовку летчиков. Допущенные им нарушения следствие квалифицировало как "нарушение правил движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц" (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
В частности, говорится в деле, одной из форм контроля пилотов, согласно инструкциям, является периодическая проверка бортовых самописцев самолета, на котором летает экипаж. По данным о параметрах полета руководство компании оценивает профессиональные качества экипажа; записи переговоров летчиков также помогают специалистам понять, насколько между ними налажено взаимодействие.
Следствие выяснило, что данные с параметрического самописца Як-42 периодически снимались, однако их анализом в авиакомпании не занимались. Между тем опытные летчики-инструкторы, к которым обратился уже СКР, отметили грубые ошибки пилотирования, допущенные командиром Андреем Соломенцевым и его напарником Игорем Жевеловым в предыдущих полетах. Речевые самописцы Як-42, как установил СКР, вообще ни разу не изымались.
Летный директор Тимофеев, по мнению СКР, не учел того факта, что оба летчика, несмотря на огромный общий стаж работы, пересели с Як-40 на Як-42 недавно и не имели большого опыта его пилотирования. Это обстоятельство отчасти компенсировалось присутствием в составе экипажа опытнейшего бортинженера, однако незадолго до трагедии его заменил совсем юный коллега Сергей Журавлев, с которым летчики успели совершить всего два рейса.
С откровенным пренебрежением, как полагает следствие, относились в "Як-сервисе" и к профессиональной подготовке пилотов. Например, фальшивыми оказались результаты квалификационной проверки командира Соломенцева в 2011 году - подлинными из всех поданных им документов были лишь результаты медосмотра. В документ же, свидетельствовавший о том, что пилота проверял летчик-инструктор, фамилия последнего, как оказалось, была вписана вместо затертой фамилии второго пилота. Следствие также установило, что занятия на курсе повышения квалификации и занятия на тренажерах, в которых по документам участвовал Андрей Соломенцев, проводились в те дни, когда он находился в рейсовых полетах. Кто был автором подделанных документов, следствию установить не удалось, но оно отмечает, что подлог был выгоден только самому пилоту и летному директору компании.
Интересно, что СКР фактически опроверг сделанный ранее вывод технической комиссии по расследованию катастрофы о том, что причиной падения самолета могло стать заболевание второго пилота Игоря Жевелова: предполагалось, что у него мог быть полинейропатический синдром, проявляющийся в "нарушении координации движения ног и контроля их положения в пространстве", в связи с чем пилот употреблял препарат нейродермин. Учитывая, что непосредственной причиной катастрофы техкомиссия признала нажатие одним из пилотов тормозных педалей во время разгона машины по взлетной полосе, ее выводы фактически стали обвинением господину Жевелову. Однако назначенная СКР судебно-медицинская экспертиза установила, что руки и ноги господина Жевелова функционировали нормально. При этом предварительные выводы технических экспертов о наличии заболевания у второго пилота СКР считает обоснованными на том этапе расследования. Специалистов сбила с толку запись в медицинской карте летчика о том, что он пользовался препаратами и мазями, улучшающими чувствительность конечностей. Но, как выяснилось, их прописал пилоту частный врач "для улучшения общего самочувствия и компенсации вредного воздействия окружающей среды".

Ник Маркин

Обосновать, обучить, нанять

АвиаПорт.Ru, 28.04.2014

Росавиация представила свое видение того, как должен реализовываться закон об иностранных пилотах. Список требований к нанимаемым перевозчиками специалистам насчитывает семь пунктов. Кроме исполнения требований, подразумевается, что авиакомпании будут обосновывать необходимость в найме иностранцев. Перевозчики считают, что авиационное ведомство требует слишком многого, но эксперты уверены, что желания Росавиации обоснованы.
Закон "О внесении изменений в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 21 апреля был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. Документ открывает отечественным авиакомпаниям возможность найма пилотов из-за рубежа.
Дискуссионный документ, который встретил существенное противодействие как со стороны думских фракций, так и со стороны профсоюзов, подразумевает, что в течение ближайших пяти лет перевозчики смогут нанимать на работу командиров воздушных судов, не являющихся резидентами России. По мнению законодателей, такая мера позволит справиться с дефицитом командиров воздушных судов, а за период действия закона будет подготовлен собственный летный персонал. В законе указывается, что определять механизмы его выполнения будет правительство.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) уже подготовило свое видение того, как должен исполняться данный закон. Позиция ведомства насчитывает восемь пунктов, семь из которых - требования к нанимаемому летному персоналу. Они включают в себя как вполне закономерные параметры - отсутствие криминального прошлого, алко- и наркозависимостей, проблем с психикой, прохождение врачебно-летной экспертной комиссии, отсутствие авиационных событий по личной вине нанимаемого и 3000 летных часов, как и достаточно спорные пункты. В числе ограничений, которые вызывают вопросы у авиакомпаний - знание российского законодательства, а также письменного и устного русского языка. "Без владения языком претендент на место в кабине экипажа воздушного судна не сможет обеспечить должный уровень безопасности полетов, - объясняется в сообщении Росавиации. - Не менее важным остается вопрос о взаимодействии пилота "без языка" с наземными службами российских аэропортов - авиационной безопасности, инженерно-технической и топливно-заправочной, - а также с авиадиспетчерами на внутренних воздушных линиях, где не требуется ведения фразеологии радиообмена на английском языке". Знание же законов РФ аргументируется тем, что командир воздушного судна является гарантом по соблюдению на борту российского законодательства.
Авиаперевозчики не готовы сказать, что предъявляемые Росавиацией требования профанируют саму идею найма иностранных пилотов, но все же считают, что от части из них стоит отказаться. В авиакомпании "Трансаэро" "АвиаПорту" сообщили, что норма по языку, предложенная ведомством, является явно избыточной. В пресс-службе "Аэрофлота" от комментариев отказались, однако, источник "АвиаПорта" в компании согласился с мнением коллег. "Это странная идея. Международным языком авиасообщения является английский, - отметил собеседник агентства. - Чем обучать всех пилотов русскому языку, не проще ли один раз перевести Воздушный кодекс на английский?"
В Росавиации к своим требованиям относятся трезво: в ведомстве "АвиаПорту" напомнили, что на внутренних линиях есть проблемы со знанием персоналом английского языка. Командир же воздушного судна должен будет коммуницировать с наземными службами, объяснять, что случилось в случае поломки, и так далее. "Задача закона - справиться на короткий период с дефицитом КВС, - напомнил источник в ведомстве. - Но наша задача не упрощать жизнь перевозчикам, а сохранять уровень безопасности полетов. Пусть перевозчики сами решают, что им дешевле: найти подходящий персонал, или обучить КВС при помощи пилотов инструкторов".
Еще одним требованием Росавиации является ходатайство российской авиационной компании о необходимости приема на работу. По факту, перевозчику придется обосновать свою необходимость в иностранцах. Механизм обоснования еще не разработан, но в ведомстве говорят, что нужно будет показать, что на рынке нет подходящих компании пилотов, или персонала, который мог бы переучиться на нужный тип самолета. Перевозчику придется предъявить в ведомство нулевые результаты конкурса на найм российских пилотов. В авиакомпаниях к этому пункту претензий не имеют, считая, что смогут обосновать свою необходимость в персонале.
Тем временем, по данным "АвиаПорта", таким образом российские власти пытаются избежать используемых за рубежом схем по найму летного персонала. Одной из них является работа с рекрутинговыми агентствами, которым и выплачиваются деньги. Через них же платятся зарплаты пилотам, что позволяет избежать налоговых сборов. Кроме того, при такой схеме появляется возможность для вывода из компании денежных средств.
"Требования ведомства в принципе выглядят логичными, хоть в нашей стране важно, как они будут исполняться, а не как они формулируются, - говорит независимый эксперт Андрей Крамаренко. - И уж точно они не являются избыточными, даже в части русского языка". Аналитик предлагает трезво посмотреть на вещи: пилотов будут нанимать не в Германии и Франции, а в странах ближнего зарубежья. Таким образом, соблюсти требование по знанию языка будет намного проще.
В Минтрансе "АвиаПорту" сообщили, что предложения Росавиации пока не поступили в министерство, и будут рассмотрены в установленном законом порядке.

 

Судебные разбирательства

Авиакомпания "Икар" оштрафована за нарушение прав пассажиров

Западно-Сибирская транспортная прокуратура, 28.04.2014

Новосибирской транспортной прокуратурой закончена проверка по факту задержки 13 февраля текущего года в аэропорту Толмачево (Новосибирск) рейса №1977 ООО "Икар" "Толмачево-Хургада-Шарм-эль-Шейх" на 8 часов 33 минуты в связи с неисправностью воздушного судна и его заменой.
Установлено, что авиакомпанией для отправки пассажиров к месту назначения было предоставлено резервное судно А-321, вместимость которого оказалась на 8 человек меньше, чем в запланированном к вылету неисправном Боинге 757-200.
В нарушение требований законодательства о защите прав потребителей, авиакомпанией 8-ми пассажирам указанного рейса было аннулировано бронирование посадочного места на борту А-321, договор воздушной перевозки с ними был расторгнут.
Кроме того, в связи с заменой воздушного судна был изменен маршрут рейса №1977 на отрезке пути Толмачево-Хургада для внеплановой посадки в г.Казани с целью дозаправки, что также повлекло за собой нарушение прав пассажиров.
По результатам проверки Новосибирским транспортным прокурором генеральному директору ООО "Икар" внесено представление.
В отношении авиакомпании возбуждено административное производство по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ (выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг), по результатам рассмотрения которого ООО "Икар" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Кроме того, изъявившим желание пассажирам предоставлена возможность ознакомления с материалами прокурорской проверки для защиты нарушенных прав в суде.

 

Финансовые новости

Реализация непрофильных активов в 2013 году принесла ОАК более полутора миллиардов рублей

АвиаПОРТ, 25.04.2014

 Годовой план по реализации непрофильных активов ОАО "ОАК", включая дочерние зависимые общества (ДЗО), полностью выполнен, что обеспечило поступление в бюджет Корпорации 1,68 млрд. рублей.

Эта сумма на 86,5% больше итогового показателя 2012 года. Кроме того, ежегодные эксплуатационные издержки ДЗО за счет сокращения расходов на содержание активов сокращены на 190-200 млн. рублей.

Реализация непрофильных активов ОАО "ОАК" и ДЗО проходит в соответствии со специальной Программой, рассчитанной на период с 2012 по 2014 год. Документ, предусматривающий корпоративную реструктуризацию и сокращение издержек, был утвержден Советом директоров ОАО "ОАК" 25 апреля 2012 года. Всего запланировано поступление 4,97 млрд. руб. в бюджеты ДЗО и сокращение их ежегодных издержек в пределах 400-600 млн. руб.

"Вертолеты России" выплатили 2-й купон по облигациям 1-2-й серий на общую сумму 617,1 млн руб.

Rusbonds.ru, 28.04.2014

ОАО "Вертолеты России" выплатило 2-й купон по облигациям 1-2-й серий на общую сумму 617,1 млн рублей, говорится в сообщении компании.
Размер выплат по купону каждой серии составил 41,14 рубля на одну бумагу номиналом 1 тыс. рублей, исходя из ставки купона в 8,25% годовых. Общая сумма выплат по дебютным бондам составила 205,7 млн рублей, по облигациям 2-й серии - 411,4 млн рублей.
"Вертолеты России" в апреле 2013 года разместили облигации 1-2-й серий на 15 млрд. руб. по открытой подписке. Ставка 1-го купона установлена по итогам book building в размере 8,25% годовых. Объем 1-й серии составляет 5 млрд рублей, 2-й серии - 10 млрд рублей. По выпускам предусмотрена выплата 10 полугодовых купонов, ставка 2-6 купонов приравнена к ставке 1-го купона. Предусмотрена возможность досрочного погашения облигаций по усмотрению эмитента.
В настоящее время в обращении также находятся биржевые облигации БО-02 на 5 млрд рублей.
"Вертолеты России" объединяют пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, предприятие по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисную компанию, обеспечивающую послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.

Гражданские лайнеры помогли Boeing

jets.ru , 28.04.2014

Выручка компании Boeing за первый квартал выросла на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составили 20,5 млн. долл. Однако чистая прибыль компании сократилась на 13%, до 965 млн долл., говорится в отчете авиастроителя.

Хуже всего дела шли у военного подразделения Boeing Military Aircraft, чья выручка за квартал упала на 13%, до 3,5 млрд долл. Вместе с тем в гражданском сегменте - Boeing Commercial Airplanes ситуация была гораздо лучше. Выручка этого подразделения увеличилась на 19%, до 12,7 млрд долл. за счет роста поставок узкофюзеляжных самолетов Boeing 737 и нового дальнемагистрального Boeing 787. В первом квартале американский производитель передал заказчикам 115 Boeing 737 против 102 самолетов этого типа, поставленных годом ранее. В апреле месячный темп выпуска этой модели вырос до 42 ВС.

Boeing 787 был поставлен в количестве 18 ВС против одного самолета в первом квартале 2013 г. Правда тогда полеты и, соответственно, поставки этих самолетов были приостановлены из-за проблем с литий-ионным батареями. Boeing отметил, что в первом квартале этого года темп производства Boeing 787 достиг десяти самолетов в месяц. Кроме этого компания одобрила эскизный проект самой вместительной модификации 787-10.

Всего в первом квартале компания поставила 161 гражданский самолет, что на 24 ВС больше, чем годом ранее. За этот же период было получено 235 чистых заказов на новые лайнеры. Общий портфель гражданских заказов Boeing на конец квартала составил более 5100 самолетов на общую сумму в 374 млрд долл.

 

Новости предприятий

Сотрудники ОАО "Кузнецов" за работу над двигателями НК-25 и НК-32 получат премию от губернатора

Волга Ньюс, 28.04.2014

Согласно постановлению губернатора Самарской области, 196 сотрудникам ОАО "Кузнецов" назначена премия за участие в проектировании, производстве и испытании двигателей НК-25 и НК-32 для самолетов дальней стратегической авиации.
Средства выделены из областного бюджета в размере 9,01 млн рублей. Каждый сотрудник получит по 45,9 тыс. рублей.

Холдинг "Авиационное оборудование" до 2020 года инвестирует в развитие своих предприятий 31,8 млрд рублей

ОАО "Концерн "Авиационное оборудование",28.04.2014

Входящий в Госкорпорацию Ростех холдинг "Авиационное оборудование" планирует до 2020 года завершить реконструкцию и техническое перевооружение своих предприятий. На эти цели будет направлено 15 млрд рублей государственных инвестиций и около 17 млрд рублей собственных средств. Внедрение новых технологий и расширение производственных мощностей позволит холдингу увеличить выпуск инновационной продукции, существенно улучшив свои финансовые показатели.
"Благодаря предоставленной Министерством промышленности и торговли РФ возможности участия в двух федеральных целевых программах по развитию гражданской авиатехники и оборонпрома, "Авиационное оборудование" получило шанс вывести на международные рынки свою продукцию. Но это потребует от нас масштабной модернизации производства, - отметил генеральный директор "Авиационного оборудования" Максим Кузюк. - Направив на развитие предприятий 31,8 млрд рублей, мы рассчитываем к 2020 году не только увеличить долю инновационной продукции в выручке почти в 8 раз с нынешних 1,8 млрд рублей до 14,3 млрд рублей, но и занять достойное место среди крупнейших авиапроизводителей мирового уровня".
Работы по модернизации производства пройдут на Уфимском агрегатном предприятии "Гидравлика", которое выпускает продукцию авиационного и ракетно-космического назначения. Здесь планируется создать единый испытательный центр для авиационных агрегатов и силовых установок с высоким уровнем автоматизации. Уже в 2014 году предприятие намерено удвоить выпуск вспомогательных силовых установок (ВСУ) для новейших воздушных судов, в частности, для тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и многоцелевого транспортного вертолета Ми-26. 
Научно-производственное предприятие "Респиратор" - разработчик и производитель кислородно-дыхательных систем для военной и гражданской авиации, ВМФ, МЧС и медицины - направит в 2014 году на модернизацию около 100 млн рублей. Благодаря замене оборудования, расходы на его содержание сократятся примерно на 40%, а срок изготовления изделий уменьшится в 2 раза.
На научно-производственном предприятии "Старт" им. А.И Яскина продолжатся работы по наращиванию производственных мощностей, а также техническому перевооружению механообрабатывающего и испытательного производства. Инвестиции в проект превысят 1 млрд рублей до 2018 года, за счет чего мощность сборочного производства предприятия увеличится на 68,5%, а выручка вырастет в 2,5 раза относительно 2013 года.
Также до 2018 года холдинг "Авиационное оборудование" планирует вложить в техническое перевооружение производящего уникальные агрегаты Уфимского агрегатного производственного объединения более 765,5 млн рублей. 
К 2020 году в рамках освоения производственных мощностей Научно-производственного предприятия "Звезда" будет внедрена новая линия оборудования для изготовления унифицированных подвесных агрегатов заправки для самолетов. 
Процессы масштабной модернизации, реализуемые "Авиационным оборудованием", осуществляются в рамках разработанной Минпромторгом РФ стратегии развития авиационной промышленности до 2025 года, призваны повысить эффективность производства и конкурентоспособность продукции входящих в холдинг предприятий. Согласно стратегии развития "Авиационного оборудования" до 2020 года, совокупная выручка холдинга вырастет почти в три раза - с 20 млрд рублей до 65 млрд рублей, а совокупная чистая прибыль - в 9 раз, с 1 млрд рублей до 9 млрд рублей. Значительная часть вырученных средств будет ежегодно направляться на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Общий объем инвестиций в НИОКР к 2020 году превысит 29 млрд рублей, что будет способствовать росту производства инновационной продукции холдинга в среднем на 13,5% в год.

 

Авиационные происшествия

При крушении вертолета в Афганистане погибли 5 британских военнослужащих

РБК, 28.04.2014

При крушении вертолета на юге Афганистана погибли пятеро военнослужащих Великобритании, передает Би-би-си.
Инцидент произошел в округе Тахтапул в 45 км от Кандагара. По предварительным данным, вертолет не был обстрелян, а упал из-за аварии в полете.
"Проводится расследование, и пока мы не известили семьи погибших, было бы неправильным сообщать какие-либо подробности произошедшего", - заявил пресс-секретарь британского министерства обороны.

В аэропорту Херсона заблокировали самолет с кандидатом в президенты Украины Добкиным

Со злоумышленниками провели переговоры, за время которых самолет успел взлететь

 

ИТАР-ТАСС, 28.04.2014

В аэропорту Херсона неизвестные блокировали на взлетно-посадочной полосе самолет, на котором прилетел кандидат в президенты Украины Михаил Добкин. Об этом сообщил в понедельник заместитель директора аэропорта Юрий Сидорюк.

"Около 09:00 (10:00 мск) самолет с кандидатом в президенты Украины Михаилом Добкиным совершил посадку в аэропорту Херсона. В это время несколько десятков активистов прорвались на полосу и заблокировали ее и самолет. Мне пришлось вести переговоры с участниками этой акции. В это время самолет сумел развернуться, пойти на край полосы и взлететь", - привели местные СМИ его слова.

Как сообщается на сайте областной организации Партии регионов, Добкин намерен провести пресс-конференцию "в связи с невозможностью кандидата в президенты Украины проводить полноценную предвыборную кампанию, посещать регионы Украины".

По мнению политика, в конституции Украины должна быть закреплена бюджетная и гуманитарная автономия регионов и внеблоковый статус страны. 

"Это не желание представителей тех регионов, где сосредоточено производство основного валового продукта страны. Это необходимость времени, это реальная возможность сформировать бюджеты не сверху вниз, как было все 23 года нашей независимости, а снизу вверх. Это то, о чем многие говорили, но никто не смог реализовать", - считает Добкин.

Он также уверен, что для того, чтобы иметь возможность спрашивать за проводимую руководителями регионов политику, этих руководителей необходимо избирать на местах. 

БПЛА

В России испытывают разведывательный конвертоплан с беспилотником "ЭРА-50"

Интерфакс, 28.04.2014

Комплекс воздушной разведки и наблюдения с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) конвертопланной схемы создается в России.
"Недавно успешно завершились заводские испытания комплекса с БЛА "Эра-50". Комплекс готов к прохождению совместных испытаний", - сообщил "Интерфаксу-АВН" главный конструктор компании "Новые технологии" Эльдар Разроев.
По его словам, "сейчас идут переговоры с потенциальным заказчиком по проведению совместных с ним испытаний".
"После совместных испытаний на первом этапе планируется доработка комплекса по их результатам и требованиям заказчика", - добавил главный конструктор.
Он не стал уточнять, с какой именно структурой идут переговоры, отметив, что "после выполнения доработок последует этап госиспытаний, но о сроках их начала пока говорить преждевременно".
Аппараты конвертопланной схемы совмещают в себе черты самолета и вертолета. Они могут вертикально взлетать или висеть в заданной точке и быстро переходить к горизонтальному полету. Ранее сообщалось, что интерес к аппаратам данного типа проявляет Минобороны РФ.
По словам Э.Разроева, предприятие разрабатывает два типа конвертопланов - "Эра-50" массой 5 кг и "Эра-100" массой 20 кг.
"В 2014 году планируется придти к мелкосерийному производству комплексов с БЛА "Эра-50" и после полной отработки этого комплекса вернуться к доработке автоматической системы управления беспилотником "Эра-100", - сказал собеседник агентства.
Он напомнил, что конвертоплан "Эра-100" осенью прошлого года демонстрировался на выставке "Комплексная безопасность" в Москве. Конвертоплан оснащен четырьмя электромоторами мощностью по 2700 Вт каждый. Они размещены на концах консолей и приводят в движение четыре двухлопастных воздушных винта. Так как БЛА построен по схеме конвертоплана, все четыре винтомоторные группы выполнены вращающимися на крыле.
Нормальная взлетная масса нового БЛА 18 кг. Максимальная - 24 кг. Масса полезной нагрузки - 2,5 кг. Максимальная скорость - 230 км/ч. Дальность полета - 120 км, время нахождения в воздухе - 1 час. Длина конвертоплана - 1,3 м.

Дмитрий Козлов

Российские автожиры впервые поставлены на экспорт

АвиаПорт, 28.04.2014

Автожиры производства российского ООО "Гироплан Рус" впервые экспортированы в одну из стран Юго-Восточной Азии, сообщил "АвиаПорту" технический руководитель компании Всеволод Краснобородько.
Он отметил, что заказчику отгружена партия из пяти трехместных автожиров собственной разработки и производства. Вторая партия, как ожидается, будет отправлена в мае 2014 года. Количество автожиров во второй партии не раскрывается.
Собеседник дополнил, что заказчики из ряда стран проявляют большой интерес к российским автожирам. В частности, в настоящее время идут переговоры по поставке авиатехники во Францию. В.Краснобородько подчеркнул, что заказчика заинтересовал вариант автожира с легким двигателем мощностью 177 л.с. (его масса 73 кг). В настоящее время первые двигатели уже поступили российскому производителю.
Оценивая потенциал развития сотрудничества с иностранными заказчиками, собеседник напомнил, что партнер в Юго-Восточной Азии намерен развернуть полноцикловое производство автожиров с темпом от 100 до 300 единиц в год.
"Гироплан Рус" в настоящее время выпускает автожиры серии "РУС" в двухместном и трехместном вариантах. Трехместный вариант отличается дополнительным пассажирским местом вместо багажного отделения. Однако для увеличения пассажировместимости с двух до трех человек пришлось расширить носовую часть автожира, так как сзади кабины пространство ограничено конструкцией несущей системы.
Автожиры серии "РУС" постоянно совершенствуются. Одним из направлений является увеличение скорости полета аппарата - на сегодня уже достигнута скорость полета 204 км/ч на двухместном автожире. Кроме того, фирма единственная в России производит роторы несущей системы автожиров для скоростей свыше 300 км/ч с грузоподъемностью до одной тонны. В частности, такие роторы устанавливаются на некоторых американских аппаратах, говорил ранее В.Краснобородько.

 

Международные новости и сотрудничество

Пакистан получил из Иордании 5 истребителей F-16

Синьхуа, 28.04.2014

ВВС Пакистана сегодня получили 5 американских истребителей F-16 из Иордании, сообщило государственное радио.
Выступая на церемонии, главный маршал авиации Тахир Рафик Бутт сообщил, что получение этих истребителей еще больше увеличит эффективность ВВС, сообщило пакистанское радио.
На состоявшейся на авиабазе в городе Саргодха провинции Пенджаб церемонии присутствовали посол Иордании и высокопоставленные офицеры ВВС и армии.

 

Разное

Жанна Киктенко, директор выставки HeliRussia 2014

Вертолеты: рынок, тенденции, Helirussia 2014

[image]Оргкомитет выставки HeliRussia, 28.04.2014

Вертолетный рынок, как в мировом масштабе, так и в масштабе России, продолжает активное развитие. Итоги года традиционно подводятся в мае на HeliRussia, которая в этом году пройдет в седьмой раз. И сейчас мы уже имеем возможность посмотреть динамику произведенных отечественных вертолетов, а также поставок зарубежной техники в Россию с 2009 по 2013 годы. Более подробная информация будет представлена на 6-й международной конференции "Рынок вертолетов: реалии и перспективы", организованной Ассоциацией вертолетной индустрии и агентством "АвиаПорт", которая проводится на HeliRussia в день открытия выставки.
Производство российских вертолетов находится в режиме постоянного роста с 2005 года, а с 2009 года отмечаются качественные изменения в структуре и модельном ряде производимых в стране вертолетов. Производство отечественных вертолетов с 2004 года по настоящее время выросло в 3,5 раза. А с 2009 года увеличилось на 66%. В России нет ни одной отрасли машиностроения с такими высокими показателями развития.
"В 2013 году холдинг продолжил развитие как современная, высокоэффективная и динамичная российская компания, - заявил генеральный директор "Вертолетов России" Александр Михеев. - Мы полностью выполнили государственный оборонный заказ, поставляли военные вертолеты на экспорт и изготовили десятки партий надежных и безопасных коммерческих вертолетов для российских и иностранных заказчиков".
Определены важнейшие аспекты деятельности холдинга в следующем году. В частности, подтверждены направления работы по развитию основных проектов в легком, среднем и тяжелом классах вертолетов. Одним из важнейших приоритетов стало ускорение сроков реализации вертолетных программ, направленных на создание и вывод на глобальный рынок новых многоцелевых вертолетов Ка-62, Ми-38, Ми-171А2. С компанией AgustaWestland подписано соглашение, определяющее направления развития совместной программы создания нового легкого вертолета взлетной массой 2,5 тонны. "Вертолеты России" и Turbomeca подписали соглашение об открытии сервисного центра для поддержки ввода в эксплуатацию вертолетов Ка-226Т и Ка-62, оснащенных французскими двигателями.
На конец 2013 года портфель твердых заказов компании составил 808 вертолетов, при этом его стоимость оценивается в 401,2 млрд руб. План поставок на 2014 год обеспечен твердыми заказами на 100%.
В 2013 году было произведено 303 вертолета, поставлено заказчикам 275 вертолетов. Поставки вертолетов в 2013 году составили 275 вертолетов, уменьшившись на 15 вертолетов, или на 5,2%, по сравнению с 2012 годом. Всего в 2013 году компания поставила 9 типов вертолетов клиентам из 10 стран мира.
Комментируя результаты работы, Генеральный директор ОАО "Вертолеты России" Александр Михеев отметил, что "незначительное снижение объема поставок не связано с сокращением портфеля заказов или снижением темпов производства, а обусловлено изменением графика поставок заказчикам".
Вертолетная техника зарубежного производства продолжает завоевывать российский рынок в сегменте легких и средних вертолетов. Ежегодный опрос дилеров крупнейших мировых вертолетных производителей показывает следующую картину поставок.
В России прошедший год стал рекордным по числу ввезенной иностранной техники. По сравнению с 2012 годом поставки увеличились почти на 50% и составили 145 вертолетов зарубежного производства.
Общее количество вертолетов иностранного производства в вертолетном парке России постоянно растет. По данным реестра в 2009 году было зарегистрировано 246 вертолетов, на начало 2014 года - 584 машины, соответственно, увеличение на 237%.
Абсолютным лидером остаются легкие вертолеты производства Robinson Helicopter Company - 86 вертолетов пополнили вертолетный российский парк, что составило 59% общих поставок вертолетов зарубежного производства. Однако следует заметить, что в 2010-2012 гг. Robinson занимали 63% объема поставок, а в 2009 - почти 65%.
Поставки вертолетов этого производителя, державшиеся последние два года на стабильном уровне, в 2013 году резко возросли - поставлено на 24 вертолета больше, чем в 2011-2012 годах. Такой рост произошел из-за повышенного спроса на R66, производство которых началось в 2010 году. Несмотря на то, что российский сертификат типа на этот вертолет был получен только в середине марта 2013 года, российский парк R66 в 2012 году составлял уже порядка 10 машин. В прошедшем году поставки R66 составили 48 единиц, что в относительных величинах составляет 56% от поставок всех моделей вертолетов Robinson в Россию.
Вместе с тем, значительно ускорился рост парка вертолетов среднего класса основных мировых производителей в России, тенденция активного роста которого наметилась в 2011 году. Поставки вертолетов среднего класса в Россию в 2013 году возросли на 64% относительно прошлого года. По вертолетам легкого класса рост составил 39%.
В этом сегменте по-прежнему лидирует компания Airbus Helicopters (до января 2014 года Eurocopter). По словам коммерческого директора "Еврокоптер Восток" Артема Фетисова, в 2013 году в Россию компанией было поставлено 28 вертолетов (против 19-ти прошлогодних), среди которых модели: AS350, EC145, EC120, EC130. Еще 3 машины этого производителя были поставлены в нашу страну другими компаниями. Таким образом, российский парк вертолетов Airbus Helicopters в 2013 году вырос на 31 машину (против 22-х в 2012 году). Поставки рассматриваемого года превышают прошлогодние на 9 вертолетов. Сейчас в России эксплуатируется более 140 вертолетов Airbus Helicopters.
Американская компания Bell Helicopter, также увеличила поставки в Россию. Александр Евдокимов, президент компании Jet Transfer (официальный представитель Bell Helicopter Textron Inc) сообщил, что в 2013 году в Россию было поставлено 9 вертолетов: 8 Bell 429 и 1 Bell 407. Это на 2 машины больше, чем за предыдущий год.
Итальянская AgustaWestland значительно увеличила поставки своих вертолетов в 2013 году. В ушедшем году было поставлено 19 вертолетов в Россию, среди которых, по словам Альберто Понти, ответственного в AgustaWestland за продажи в России и странах Балтии, 13 - AW139, 2 - AW119, 4 - AW109SP. Он также отметил, что в России сейчас летает 18 вертолетов AW139. Рост поставок относительно прошлого года составил 270%. AW139 теперь производят в России и это дает о себе знать! Абсолютный прирост вертолетов этого производителя за год - 12 вертолетов.
Таким образом, на российском вертолетном рынке отлично уживаются как российские, так и все присутствующие в стране зарубежные производители вертолетов: Eurocopter, Bell, AgustaWestland и, конечно же, Robinson.
По данным ГосНИИ ГА за прошедшие пять лет российский вертолетный парк увеличился на 355 машин, из которых 314 - вертолеты легкого и среднего класса, 287 из них - зарубежного производства.
На сегодня российский парк гражданских вертолетов состоит преимущественно из машин отечественного производства, доля которых в общем количестве зарегистрированных вертолетов составляет 76%. Основу парка составляют, по-прежнему, вертолеты Ми-8 в различных модификациях, их в России 1192 машины.
За рассматриваемый пятилетний период увеличение парка вертолетов легкого и среднего класса составило 166,8%, тогда как увеличение парка тяжелых вертолетов 3,2%. Несмотря на то, что, в структуре парка по-прежнему преобладают машины тяжелого класса, наблюдается явная тенденция к опережающему увеличению количества вертолетов среднего и легкого класса по отношению к тяжелым вертолетам. И это главная тенденция изменения структуры парка российских вертолетов.
В России в структуре вертолетных работ на сегодняшний день, по-прежнему, преобладают работы, выполняемые в интересах нефтегазового комплекса, где востребованы в основном тяжелые вертолеты. Тем не менее, наметилось бурное развитие применения вертолетов в медицинских целях - медицинская эвакуация и оказание срочной медицинской помощи. Только по оценке Всероссийского Центра Медицины Катастроф потребность в вертолетах составляет более 200 машин. И это далеко не единственная структура, выполняющая в России работы по оказанию медицинской помощи с применением вертолетов. В этой сфере наиболее эффективны также вертолеты легкого и среднего класса.
К тому же, вертолеты легкого и среднего класса находят все более широкое применение не только у частных владельцев и у небольших вертолетных операторов, но и в государственных службах - МЧС, МВД, а также в крупных авиакомпаниях, среди которых "Авиакомпания "ЮТэйр" и "Газпромавиа".
Увеличение парка вертолетов, следующее за развитием рынка вертолетных услуг, неизбежно влечет за собой развитие сети вертолетных площадок и инфраструктуры, обеспечивающей вертолетные операции, потребность в оборудовании и сервисных услугах.
Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia позволяет компаниям не только обозначить свое присутствие, но и оценить меняющееся качество российского вертолетного рынка. Все тенденции его развития найдут свое отражение в экспозиции и деловой программе 7-й Международной выставки вертолетной индустрии, где по традиции будут представлены актуальные в настоящее время образцы вертолетной техники, мировые достижения продукции и услуг вертолетной индустрии гражданского и военного назначения во всех ее аспектах: от проектирования и производства до эксплуатации.
Центральное место на выставке займет объединенная экспозиция ГК "Ростехнологии" и входящих в ее состав 27-ми предприятий: холдинга "Вертолеты России" - Титульного спонсора выставки, ОАО "ОПК "Оборонпром", ОАО "ОДК", ОАО "Рособоронэкспорт", ОАО "Авиационное оборудование", ОАО "Концерн Радиоэлектронные технологии", ОАО "Концерн "Авионика", ОАО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро", ОАО "Корпорация "Фазотрон НИИР", ОАО МНПК "Авионика", ОАО "Аэроприбор-Восход", ОАО "ПО "УОМЗ им. Э.С. Яламова", холдинговая компания "РТ-Химкомпозит", Курское ОАО "Прибор" и др.
Холдинг "Вертолеты России" - Титульный спонсор выставки, представляет на HeliRussia 2014 медицинский вариант вертолета "Ансат". Легкий многоцелевой вертолет "Ансат" имеет высокий конструктивный уровень безопасности и существует в вариантах с новейшей электродистанционной системой управления полетом (КСУ-А) и традиционной гидромеханической системой управления (ГМСУ). "Ансат" с ГМСУ имеет сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Этот вертолет отличается самой большой кабиной в классе и широкой сдвижной дверью, что делает использование этого вертолета особенно удобным в качестве медицинского.
Перед входом в павильон будет демонстрироваться новый многоцелевой Ми-38 (третий опытный образец) с российскими двигателями ТВ3-117В и авионикой ЗАО "Транзас Авиация".
Первый полет вертолета Ми-38 состоялся 29 ноября 2013 года на территории Национального центра вертолетостроения, и уже на сегодняшний день Ми-38 держит сразу 5 мировых рекордов в своем классе - подъем на высоту 8,620 метров без груза, подъем на высоту 3 километра за 6 минут, подъем на высоту 6 километров за 10 минут 52 секунды, рекорд высоты полета (7,895 метров) с грузом 1,000 килограмм и рекорд высоты полета (7,020 метров) с грузом 2,000 килограмм.
Главной новинкой, которую представит КРЭТ, станет комплекс бортового оборудования перспективного скоростного вертолета, созданный по принципам интегрированной модульной авионики на базе открытой, адаптивной архитектуры бортовой вычислительной системы, который создан специалистами Ульяновского конструкторского бюро машиностроения.
Государственный рязанский приборостроительный завод (ГРПЗ) представит современную систему интеллектуальной обработки видеоинформации в оптико-электронной обзорной и прицельной системе ударного вертолета Ка-52.
Корпорация "Фазотрон-НИИР" покажет многофункциональный радиолокационный комплекс "Арбалет" (FH-01), применяемый на Ка-52. Саратовское Конструкторское бюро промышленной автоматики (КБПА), специализирующееся на разработке и выпуске систем управления вертолетами, привезет на выставку навигационный пульт-вычислитель, решающий навигационные задачи и обеспечивающий управление вертолетом в автоматическом и ручном режимах.
Отдельное место в экспозиции займет лазерная станция оптико-электронного подавления, входящая в комплекс радиоэлектронной борьбы "Президент-С". Созданная специалистами самарского НИИ "Экран", станция обеспечивает индивидуальную защиту ударного вертолета Ми-28НЭ ("Ночной охотник") от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения.
Генеральный спонсор HeliRussia - компания Airbus Helicopters впервые представит в России новый 7-тонный вертолет ЕС175 с VIP-интерьером, разработанным студией Pegasus Design. Этот вертолет получил сертификат EASA в январе этого года. Российская сертификация и первые поставки этой модели стартовым заказчикам, среди которых российская авиакомпания "ЮТэйр" (контракт на 15 машин), а также NHV и HeliUnion запланированы на вторую половину 2014 года. Модель EC175 имеет лучшие в своем классе показатели дальности полета и грузоподъемности относительно собственной массы, а также самый просторный салон, что в совокупности обеспечивает крайне привлекательную стоимость летного часа.
Экспозиция Bell Helicopter в этом году будет насыщенной и интересной. На стенде можно будет увидеть вертолеты Bell 407JX и Bell 429.
Компании AgustaWestland и HeliVert на совместном стенде покажут произведенную в России AW139.
ЗАО "Русские вертолетные системы" представит на HeliRussia 2014 полную линейку вертолетов, используемых компанией для ВИП перевозок: Bell 429, AW139, AW109. А также презентует проект развития вертолетной инфраструктуры в московском регионе.
Среди летательных аппаратов на выставке можно будет увидеть и автожиры.
MD Helicopters обозначит свое присутствие вертолетом MD 500. Ключевой американский производитель Sikorsky Aircraft также будет участвовать в HeliRussia, однако, несмотря на начавшуюся в России сертификацию вертолета S-92, демонстрация летательного аппарата не ожидается.
Как всегда на выставке будет присутствовать немалое количество вертолетов Robinson, представляемых дилерами этого производителя. Компания Авиамаркет, кроме традиционной линейки Robinson, представит на выставке 500 вертолёт R66, ключи от которого торжественно вручит владельцу сам Курт Робинсон. В данный момент компания ведет переговоры о его возможном участии и проведении пресс-конференции. Кроме этого, в рамках деловой программы пройдет презентация первого в России кругосветного путешествия на вертолётах и будет представлен уникальный фильм по итогам перелёта.
В этом году впервые на Helirussia будет представлен объединенный стенд польских компаний, производящих как гражданскую, так и военную продукцию. В состав польского павильона войдут: Military Aviation Works no 1, Military Aviation And Technical Institute, Industrial And Optical Center Ankol, Poland - Kamatics Representative in Poland and Eastern European countries. WCBKT, FAS, LUBAWA SA. Также на выставке будет и французский объединенный стенд, организуемый ТПП Парижа. Финская компания Polartherm представит тепловую установку HDU-43, разработанную специально для наземного обогрева узкофюзелляжных воздушных судов и вертолетов с учетом потребностей таких клиентов как МЧС, а также для военных операций, где важна безопасность и эффективный обогрев.
ЗАО "Транзас Авиация" продемонстрирует пилотажно-навигационные комплексы, являющиеся основой как для новых типов вертолетов (Ми-38, Ка-62) так и для модернизации самого популярного вертолета Ми-8/Ми-17.
Вертолетные двигатели будут представлены украинскими ГП "Ивченко - Прогресс" и АО "Мотор Сич", французской Turbomeca и российской ОДК в лице ОАО "Климов" и ОАО "СТАР".
Посетители смогут ознакомиться и с другими новинками в навигационном оборудовании, наземном обеспечении, радиолокационном контроле, оборудовании вертолетных площадок…
По традиции, выставочная площадка HeliRussia станет не только местом для демонстрации достижений мировой вертолетной индустрии, но и для обсуждения актуальных отраслевых и межотраслевых проблем. Отметим наиболее интересные, на наш взгляд, мероприятия.
22-23 мая 2014 года пройдет 3-я Международная научно-практическая конференция "Санитарная авиация России и медицинская эвакуация". В 2012-2013 годах конференция стала крупнейшей площадкой в России по обсуждению комплекса вопросов по развитию санитарной авиации, медицинской эвакуации и совершенствованию авиационно-спасательных технологий - формат открытой дискуссии и междисциплинарный подход привлекает профессионалов самых разных специальностей.
Летом прошлого года Президент России дал поручение Правительству Российской Федерации подготовить Комплексную программу внедрения газомоторного топлива на всех видах транспорта, в т.ч. на авиационном. В этой связи, на HeliRussia 2014 пройдет круглый стол "Газомоторное топливо - реальная альтернатива традиционному авиатопливу", задачей которого является обсуждение путей реализации поручения Президента России Владимира Путина по внедрению на вертолетах и воздушных судах газомоторного топлива, включая сжиженный природный газ. На HeliRussia 2014 всем желающим представится прекрасная возможность увидеть, услышать и принять участие в обсуждении перспектив развития одной из прорывных российских инноваций, которая позволит вывести, отечественные вертолеты, а затем и самолеты в разряд уникальных в своем классе летательных аппаратов, имеющих минимальные затраты по статье "авиатопливо".
ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" проведет представительную конференцию "Авиационное бортовое оборудование".
Ассоциация вертолетной индустрии организует на HeliRussia 2014 обсуждение ряда актуальных направлений развития вертолетной отрасли: конференции "Управление безопасностью полетов", "Поставки авиационно-технического имущества. Технологии. Проблемы" и "Модернизация как путь сохранения и развития российских вертолетов на рынке страны", семинар авиационных юристов.
На выставке также пройдут конференции, круглые столы и семинары: "Безопасность полетов вертолетов: опыт и практика" (ЗАО "Транзас"), "Как стать поставщиком на международном рынке: глобальные стандарты систем качества и сертификации" ("Плексус-Евразия"), "Система Пула или как сэкономить на запчастях?" (ЗАО "Авиасистемы"), "Компьютерное моделирование композиционных материалов в вертолетной и авиационной промышленности" (ESIGroup), "Городские вертолетные площадки", "Мотивация и стимулирование изобретательской и инновационной деятельности в ОАО "Вертолеты России".
На выставке пройдут и торжественные мероприятия. Главным событием года для членов вертолетного сообщества является церемония награждения ежегодной премией АВИ, которая пройдет на Гала-вечере Ассоциации Вертолетной Индустрии 23 мая.
Пройдут и традиционные торжественные церемонии награждения победителей конкурса "Вертолеты ХХI века", проводимого ОАО "Вертолеты России" и ОАО "ОПК "Оборонпром" и фотоконкурса "Красота винтокрылых машин", организованного Ассоциацией Вертолетной Индустрии.
Выставка обещает быть насыщенной и разнообразной!

 

 

 

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь