Новости СоюзМаш России

11.07.2012

ТВМ 2012: СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ВСЕХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Источник информации: Портал машиностроения

Развитие системы сертификации профессиональных квалификаций обсудили 29 июня на форуме Технологии в машиностроении 2012 в рамках "круглого стола". 

Организаторами "круглого стола" выступили: Союз машиностроителей России при участии Рособрнадзора, Министерства образования и науки РФ, ФИРО, НАРК РСПП, Роснано, ОАК, МАДИ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, РГУ нефти и газа им. Губкина. 

Модератором "круглого стола" стал Сергей Коршунов, проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана, заместитель председателя Совета УМО Вузов.

По словам Виктории Бредихиной, директора по персоналу ОАО "АЗ "УАЗ", необходимость сертификации квалификации продиктована ситуацией на рынке труда и наличием на нем различных категорий населения:
- выпускники учебных заведений;
- стремящиеся к повышению квалификаций и освоению дополнительных квалификаций; 
- учившиеся давно или долго не работавшие;
- обучавшиеся по профессии, но не работавшие по ней;
- не имеющие официально признаваемого диплома, или освоившие компетенции самостоятельно.

Сертификация выступает подтверждением соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, через комплексную и объективную оценку квалификаций. 



О становлении системы сертификации квалификаций в машиностроении рассказала на "круглом столе" Ольга Ополонская, руководитель проектов ОООР "Союз машиностроителей России".

Средний возраст инженерно-технических кадров зашкаливает за 50 лет, и эти люди зачастую работают с уже устаревшими технологиями. По оценкам экспертов лишь в 40% выпускников работодатели могут быть уверены. При этом дефицит квалифицированных кадров в машиностроении составляет 40-60%. И рассчитывать на инновационное развитие при таком кадровом голоде достаточно сложно. Задача повышения качества инженерного образования становится важной для государства и бизнеса. "На наш взгляд качество образования должно оцениваться по простому принципу: специалист по уровню своей квалификации должен быть востребован в реальном секторе экономики, причем в России, а не за рубежом", – отметила О. Ополонская.

Современная система подготовки кадров функционирует в условиях рассогласованности рынка труда и рынка образовательных услуг. Работодатели высказывают пожелания по присутствию практической составляющей в обучении и привитию управленческих, маркетинговых, правовых навыков. Добровольная сертификация нужна для соответствия требований работодателей и является признаком рыночных отношений. Первый опыт по сертификации инженерных кадров был реализован ОАК несколько лет назад. 

Одной из проблем машиностроении является также отсутствие профессиональных стандартов, хотя существуют образовательные стандарты, что является неправильным с точки зрения последовательности разработки стандартов. Большинство предприятий по результатам анкетирования не проводит сертификацию квалификаций. Но порядка 60-65% опрошенных хотят внедрить подобную систему на предприятии. 

"Наша цель – создать универсальную систему, которой могли бы пользоваться все предприятия машиностроительного комплекса", – сказала О. Ополонская. 

Дмитрий Гужеля, заместитель директора департамента федеральных целевых программ Министерства образования и науки РФ, рассказал о мероприятиях в области решения задач по модернизации профессионального образования. 

Он отметил неоднозначность ситуации по созданию центров сертификации профессиональных квалификаций. Большинство центров сертификации профессиональных квалификаций в прошлом году были созданы в рамках ФЦП по развитию образования на базе крупных образовательных учреждений. С учетом того, что основная задача центров – это независимая оценка со стороны работодателей навыков и компетенций, которые получают выпускники образовательных учреждений, часть таких центров логично было бы создать на базе крупных предприятий. 

Сейчас в министерстве департамент профессионального образования разделен на два отдельных департамента: департамент высшего профессионального образования и департамент подготовки рабочих кадров. И здесь нужна поддержка 
в решении задач со стороны предприятий отрасли.

Д. Гужеля рассказал об идеальной модели, выстроившейся из опыта создания ресурсных центров: каким образом должна строиться схема взаимодействия заинтересованных сторон. Необходимо участие работодателей в разработке профессиональных стандартов и образовательных программ, в материально-техническом оснащение учреждений, в стимулировании преподавателей (стажировки). Со стороны системы образовательных учреждений необходим менеджмент. Нельзя обойтись и без административной поддержки со стороны органов управления образования и других региональных и федеральных структур.

При создании ресурсных центров в различных регионах возникает проблема провисания одной из трех сторон. В ряде регионов отмечается заинтересованность работодателей и образовательных учреждений, но нет административной поддержки. В других отсутствуют заинтересованные работодатели. В третьих провисает участие образовательных учреждений. 

Но есть и регионы, в которых "все сложилось".

В Нижегородской области активную роль сыграла корпорация "Русские машины". Был сделан сильный упор на подготовку рабочих кадров для компании и создана целая сеть координационных советов при образовательных учреждениях (около 10). На базе таких советов принимаются конкретные решения по подготовке тех или иных кадров. Плюсы подобной модели в том, что работодатель конкретно знает: с каким учреждением он работает, сколько денег и куда ему вкладывать, какие кадры он получит. Минусом является недостаточно стратегический (отраслевой и региональный) охват. 

Еще одна успешная модель была реализована в Новосибирской области. Все учреждения начального и среднего профессионального образования из подчинения регионального министерства образования отдали в подчинение министерства труда и занятости, которое получило возможность влиять на кадровый резерв. Д. Гужеля выделил сильную административную поддержку губернатора и вице-губернатора проекта в регионе. Была создана сеть отраслевых советов, возглавляемых отраслевым министрами. В советы входят и представители министерства труда и занятости, и представители работодателей и образовательных учреждений. Сыграл роль и больший административный ресурс у отраслевых министров, благодаря которому было заключено много договоров между работодателями и образовательными учреждениями. 

Днем ранее (28 июня) Д. Рогозин в выступлении на конференции по модернизации оборонно-промышленного комплекса заявил: "Предприятие должно вкладываться в кадры, "покупать" эти кадры в вузах. А образовательные учреждения должны получать поддержку будущих заказчиков, будущих экспортеров интеллекта из высших учебных заведений. Может в этом и есть смысл идеи министра образования Д. Ливанова, который сказал о том, что предприятия и интегрированные структуры должны выступать в качестве платежеспособной системы, оплачивающей образование тех специалистов, которые будут нужны для дальнейшего развития производства". 

В выступлениях, вопросах и репликах участников "круглого стола" отразилась важность и актуальность обсуждаемой темы для представителей образовательных учреждений и работодателей. 

Ирина Волошина, исполнительный директор Национального агентства развития квалификаций, отметила: "Сейчас есть готовность и интерес самой общественности к этой проблеме. Сложилось понимание того, что система профессионального образования нуждается в независимой оценке. Одним из основных механизмов такой оценки может и должна выступать сертификация профессиональных квалификаций".

Материал подготовила Елена Абашева (Портал машиностроения)

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Апрель Март Февраль