Новости СоюзМаш России

17.04.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

Алексей Синицкий

SaM146 за рубеж, CFM56 в Россию

Ato.ru, 16.04.2014

В середине марта научно-производственное объединение «Сатурн» (НПО «Сатурн», входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации) получило сертификат EASA Part 145 на право технического обслуживания и ремонта (ТОиР) двигателей SaM146, устанавливаемых на самолетах Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100). Производством этих двигателей занимается компания PowerJet — совместное предприятие НПО «Сатурн» и французской аэрокосмической корпорации Snecma.

Kак отметил управляющий директор предприятия Илья Федоров, НПО «Сатурн» — первая и пока единственная российская компания, которая обладает двумя сертификатами Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) — как на серийное производство двигателей, так и на техническое обслуживание. Сертификат одобрения производственной организации (Production Organisation Agreement, POA) ­EASA НПО «Сатурн» получило в апреле 2012 г. «Новый сертификат EASA позволяет значительно расширить географию предоставляемых услуг по техническому обслуживанию двигателей SaM146», — сказал Илья Федоров.

«Сертификация по EASA Part 145 необходима для технического обслуживания двигателей западных операторов; таким образом, она позволит самолету выйти на международный рынок, — сообщил АТО Марк Сорель, глава представительства группы Safran в России (в нее входит Snecma). — Техобслуживание двигателей SaM146 может осуществляться как в цехе Snecma в Сен-Кантене, так и в цехе НПО «Сатурн» в Рыбинске. Оба цеха имеют сертификаты EASA и ФАВТ, что позволяет гибко распределять работы».

По словам Сореля, пока график ремонтных работ по SaM146 неплотный — один двигатель в год. «Техобслуживание двигателя осуществляется «по состоянию», износ двигателя в эксплуатации незначительный, — говорит Марк Сорель. — SaM146 уже продемонстрировал свою надежность с начала ввода в эксплуатацию, так что объем ремонтных работ не должен резко увеличиться. В результате у нас остается больше времени на подготовку — чем мы и занимаемся в настоящий момент. Несмотря на то что съем двигателя происходит редко, мы должны обеспечить качественное обслуживание заказчиков». По словам Сореля, поскольку речь идет о совместной франко-российской программе, большое внимание уделяется организации техобслуживания и логистики, также совершенствуются технологии ремонта деталей и сертификация ремонтных работ.

В феврале 2014 г. НПО «Сатурн» передало производителю SSJ 100, компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) сотый c начала серийного производства двигатель PowerJet — SaM146. В 2013 г. было произведено 45 двигателей, в 2014 г. планируется произвести вдвое больше. Производственные мощности PowerJet позволяют выпускать восемь двигателей в месяц с возможностью увеличения их производства до десяти.

По состоянию на конец февраля 2014 г. суммарная наработка парка таких двигателей превысила 78 тыс. ч и более 51 тыс. циклов. «Несмотря на свою молодость двигатель SaM146 уже соответствует лучшим международным нормам по показателю надежности, который составляет 99,96%, — говорит Марк Сорель. — Максимальная наработка в эксплуатации лидирующего двигателя составляет 3500 ч».

Наряду с ТОиР двигателя SaM146 рассматривается и вопрос по организации в Рыбинске первого в России предприятия по ремонту двигателей CFM56, которые устанавливаются на популярные в России семейства среднемагистральных самолетов Airbus A320 и Boeing 737. На эту тему Объединенная двигателестроительная корпорация продолжает вести переговоры с компанией Snecma. В случае успеха в ремонтное СП также войдет уже существующее на НПО «Сатурн» ремонтное производство для двигателя SaM146. СП может начать работу в начале 2016 г., его проектная мощность составит 100 двигателей в год.

По словам гендиректора ОДК Владислава Масалова, Snecma также обсуждает расширение номенклатуры узлов для двигателя CFM56, производимых в Рыбинске, поскольку на ее собственных заводах идет освоение нового двигателя Leap-X. Уже сейчас российско-французское СП «ВолгАэро» полностью выполняет в Рыбинске производственную программу изготовления барабанов бустера для CFM56, то есть Snecma прекращает выпуск этих узлов на всех остальных предприятиях. НПО «Сатурн» уже подтвердило технологическую возможность выпуска деталей корпуса вентилятора и заднестоечного узла этого двигателя; сейчас идет работа по оптимизации отпускной цены на такие изделия.    

При производстве двигателя для нового пассажирского самолета МС-21 предусмотрена широкая кооперация

ИНТЕРФАКС-АВН, 17.04.2014

При производстве нового авиадвигателя ПД-14, который разрабатывается пермским ОАО "Авиадвигатель" для перспективного самолета МС-21, предусматривается широкая кооперация, включающая ведущие заводы отрасли, сообщил "Интерфаксу-АВН" управляющий директор ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) Сергей Попов.
"В серийном производстве авиадвигателя ПД-14 предусматривается привлечение к кооперационным поставкам практически всех крупных моторостроительных предприятий отрасли, в том числе заводов в Уфе, Рыбинске, Москве", - сообщил С.Попов.
Он отметил, что "подходы к кооперации при организации серийного производства ПД-14 совсем иные, чем были при организации серийно выпускаемых двигателей семейства ПС-90А".
По его словам, "если в производстве ПС-90А практически 80 процентов деталей и узлов изготавливается на ПМЗ, то в производстве ПД-14 уровень кооперации гораздо выше, и доля ПМЗ составляет порядка 47 процентов".
"ПМЗ в производстве ПД-14 берет на себя изготовление части компрессора высокого давления, полностью камеры сгорания, турбин высокого и низкого давления, сборку и испытания ПД-14", - уточнил С.Попов.
Он также сообщил, что "для планируемых объемов выпуска двигателей ПД-14 под сборку и испытания ПД-14 ПМЗ будет вводить новые мощности".

Количество произведенных компанией "Авиадвигатель" ПД-14 до 2032 года может достичь 2,5 тыс. - генконструктор

ИНТЕРФАКС-АВН, 17.04.2014

При производстве авиадвигателей ПД-14, предназначенных для перспективных авиалайнеров МС-21, спрос на них прогнозируется до 2032 года, таких агрегатов может быть сделано от 1076 до 2,5 тысячи, сообщил "Интерфаксу-АВН" управляющий директор, генеральный конструктор пермского ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев.
"Маркетологами спрос на двигатели семейства ПД-14 прогнозируется по трем прогнозным сценариям: оптимистический, пессимистический и средний.
По пессимистическому сценарию мы рассчитываем продать 1 076 таких двигателей в период с 2018-го по 2032 год. А потом в течение еще порядка 25 лет мы планируем зарабатывать на послепродажном обслуживании. По оптимистическому сценарию мы до 2032 года должны продать 2 500 двигателей", - сказал генконструктор агентству в рамках Международного форума двигателестроения, который проходит в Москве.
При этом он отметил, что "сегодня в мире никто не зарабатывает на продаже авиадвигателей".
"Более того, в условиях жесточайшей конкуренции новые двигатели продаются в убыток, и основную прибыль производитель получает на послепродажном обслуживании (ППО)", - отметил А.Иноземцев.
"Мы, - сказал генконструктор, - единственные в стране, кто продает жизненный цикл двигателя ПС-90А - летный час. Мы уже не зарабатываем на продажах авиадвигателей, кроме госзаказа, а получаем прибыль от ППО".
По его мнению, "с производством двигателей семейства ПД-14 по любому сценарию проблем не будет, так как создана очень мощная кооперация, в которой задействованы практически все крупнейшие моторные заводы страны".
"Эти предприятия суммарно в советский период делали по две-три тысячи крупных двигателей в год, поэтому вопрос с производственными мощностями по выпуску ПД-14 не стоит. Но есть сложности с кадрами", - подчеркнул А.Иноземцев.

 

Новости международного авиационного двигателестроения

Гай Норрис, Дерби

Будущие двигатели Rolls-Royce

AVIATION WEEK, 16.04.2014

Hа протяжении более двух десятилетий компания Rolls-Royce занималась производством мощных двигателей для широкофюзеляжных авиалайнеров на основе унифицированной трехвальной схемы. Однако будущее двигателестроения остается за силовыми установками с вентиляторами увеличенного диаметра и меньшими газогенераторами, и компании Rolls-Royce необходимо найти пути объединения ее успешной формулы с новыми технологиями для создания более эффективных моторов.

В настоящее время большая часть усилий Rolls-Royce сосредоточена на разработке двигателей Trent XWB для лайнеров Airbus A350 и новой версии семейства двигателей Trent 1000 TEN, предназначенных для установки на самолеты Boeing 787. Однако компания не останавливается на этом, и в ближайшем будущем, как следует из представленной дорожной карты, Rolls-Royce займется разработкой новых моторов, которые войдут в эксплуатацию с 2020 г.

Амбициозные планы британцев сосредоточены на двухэтапном развитии трехвальной схемы, что позволит Rolls-Royce занять новые позиции в сегменте силовых установок для широкофюзеляжных авиалайнеров. Преимущество новой технологии заключается в возможности ее масштабирования, так что Rolls-Royce может разработать платформу для создания среднеразмерных двигателей с сопутствующим возвращением компании на рынок узкофюзеляжных самолетов. Кроме того, компания намерена обеспечить более широкое применение композиционных материалов в новых областях, таких как лопатки и корпуса вентиляторов. Согласно дорожной карте, на втором этапе Rolls-Royce займется разработкой редукторных турбовентиляторных двигателей. Дальнейшее стратегическое развитие компании будет основываться на технологиях двигателей с открытым ротором.

Как говорит президент подразделения Rolls-Royce Civil Large Engines Эрик Шульц, ввиду тенденции постепенного увеличения степени двухконтурности двигателей в погоне за снижением расхода топлива и уровня шума компания нуждается в инновационных разработках. «Трехвальная технология обезопасила нас на какое-то время в свете увеличения степени двухконтурности в последние годы, но в определенный момент мы достигнем предела своих технологических возможностей. В настоящее время мы удерживаем степень двухконтурности на уровне 11:1, и не нужно быть мудрым ученым, чтобы констатировать тот факт, что со временем мы приблизимся к уровню 15:1. Для достижения очень высокой степени двухконтурности придется увеличивать размер вентилятора и турбины низкого давления, что повлечет за собой проблемы, связанные с утяжелением этих узлов. А значит, нам нужно искать более рациональные решения. Именно поэтому мы направляем усилия на разработку композитных вентиляторов, ведь если мы увеличиваем размер вентилятора, необходимо снижать его массу», — говорит он.

По словам Шульца, технология редукторного привода вентилятора является достаточно привлекательным решением вопроса снижения массы. В свое время Rolls-Royce негативно отнеслась к использованию редукторной технологии компанией Pratt & Whitney (P&W) в рамках проекта по созданию двигателей для узкофюзеляжных самолетов, но теперь британский моторостроитель намерен сам воспользоваться этим новшеством при разработке силовых установок с более высокой тягой.

Первый новый двигатель Rolls-Royce, получивший название Advance, будет подвергнут первоначальным испытаниям в качестве демонстратора технологий в 2015 г. В основе данной силовой установки будет лежать двигатель XWB с измененным газогенератором. Именно конфигурация Advance была заявлена на тендер по выбору силовых установок для авиалайнеров Boeing 777X, победителем которого стала компания General Electric с моторами GE9X. Степень двухконтурности двигателей Advance составляет 11:1, степень повышения давления — 60:1, а расход топлива будет на 20% ниже по сравнению с моторами семейства Trent 700.

Конфигурация Advance также станет базовой для более амбициозного двигателя следующего поколения, получившего название UltraFan и представленного в начале 2012 г. в рамках исследовательской программы Environmentally Responsible Aviation (ERA), выполняемой под руководством Национального аэрокосмического агентства США (NASA) совместно с компанией Lockheed Martin. Предположительно двигатель будет запущен в эксплуатацию в 2025 г., а его расход топлива будет на 25% ниже по сравнению с Trent 700. В силовых установках UltraFan будет использован редукторный привод вентилятора, что позволит увеличить степень двухконтурности двигателя до 15:1, а степень повышения давления возрастет до 70:1.

Как отмечают эксперты, многоэтапное проектирование авиационных моторов становится ведущей тенденцией в мировом двигателестроении. Целью такой стратегии является постоянное увеличение КПД силовых установок — в большей степени за счет увеличение размера вентилятора и степени двухконтурности, а также за счет уменьшения газогенератора и повышения термического КПД.

«У нас достаточно сильные конкуренты на рынке, и мы с уважением относимся к ним; кроме того, мы хотим удержать наши позиции в двигателестроении, — говорит Саймон Карлайл, исполнительный вице-президент Rolls-Royce и руководитель будущих и стратегических программ компании, — Поэтому мы продолжаем инвестировать средства в развитие новых технологий; только за прошлый год мы потратили на этом направлении примерно 1,7 млрд долл. Необходимо и впредь придерживаться такой стратегии, поскольку требования в нашей отрасли становятся более жесткими. Цены на топливо по-прежнему будут высокими, поэтому у нас есть только один путь стратегического развития, по которому мы и должны идти».

Как говорит Алан Ньюби, главный инженер новых проектов подразделения Rolls-Royce Commercial Engines, анонсированные компанией программы являются двумя важными этапами в дальнейшем развитии семейства силовых установок британского моторостроителя. Проект Advance станет воплощением целого ряда новых технологий, и в первую очередь он нацелен на повышение термодинамической эффективности двигателей. Программа UltraFan, которая воплотит в себе все новшества Advance в сочетании с редукторной технологий, будет нацелена на повышение тягового КПД. 

«В целом Advance будет похож на Trent, но они не будут полностью одинаковыми, — говорит Ньюби. — Мы изменили конструкцию газогенератора и схему работы двигателя. Кроме того, при производстве этой силовой установки впервые будут широко применяться композиты».

Что касается изменения конфигурации газогенератора, то впервые в семействе трехвальных двигателей турбина высокого давления будет иметь две ступени вместо одной, как было ранее. В то же время количество ступеней турбины среднего давления будет снижено с двух (как на Trent XWB) до одной.

В отличие от двухвальной схемы, используемой компаниями General Electric и P&W, где вентилятор и компрессор низкого давления приводятся в действие от общей турбины низкого давления, в двигателях с трехвальной схемой турбина низкого давления вращает только вентилятор. Вместо привычного компрессора низкого давления в трехвальных двигателях применяется компрессор среднего давления, приводимый турбиной среднего давления. В предыдущих версиях моторов семейства Trent британские инженеры увеличили производительность двигателя за счет увеличения нагрузки на компрессор и турбину среднего давления. Измененная конфигурация позволила увеличить степень повышения давления в компрессоре высокого давления, снизив нагрузку на каскад турбины среднего давления.

Благодаря измененной конструкции газогенератора инженеры могут опробовать новые варианты отбора мощности от двигателя. «В результате мы получаем более надежную систему охлаждения и облегченный газогенератор», — подчеркивает Ньюби. Иными словами, опоры валов могут быть смещены назад, в более прохладное и благоприятное с технической точки зрения место в отличие от современных силовых установок, где опоры валов располагаются в более горячей части двигателя.

Масштабное использование композиционных материалов обеспечивает самый значительный вклад в снижение общей массы силовой установки. Передовым стал композитный вентилятор, изготовленный из углеродистого титана третьего поколения. В этом году ожидается начало летных испытаний модифицированного двигателя Trent 1000 с вентилятором, изготовленным из углеродистого титана, при этом трехвальные двигатели Rolls-Royce впервые в истории будут проходить испытания с композитными вентиляторами.

Композиционные материалы также будут использоваться при изготовлении корпуса вентилятора, радиального ведущего вала, заднего кожуха и мест крепления дополнительного оборудования. В числе других обновленных компонентов двигателей Advance отмечаются лопатки турбины, изготовленные из алюминида титана, а также улучшенный метод экранирования диска, ограничивающий попадание горячего воздуха во внутренний контур двигателя. 

Среди других особенностей силовых установок выделяются динамические уплотнения, гибридные керамические подшипники, усиленные адаптивные системы, трехмерные аэродинамические лопатки турбины пятого поколения, гидравлические переключатели для эффективного управления воздушным охлаждением. В новых двигателях также будет использоваться камера сгорания следующего поколения, керамические опоры и композиты с керамической матрицей.

По словам Ньюби, как только будет до конца отработана архитектура двигателей Advance, инженеры Rolls-Royce перейдут к следующей фазе — разработке моторов UltraFan, которые станут первыми двигателями британской компании с редукторным приводом вентиляторов и первым существенным изменением трехвальной архитектуры с момента запуска силовых установок RB211 в 1960-х гг. Необходимость использования редукторного привода объясняется увеличением диаметра вентилятора, который повысил бы нагрузку на турбину низкого давления. В то же время каскад высокого давления останется неизменным, так же как и традиционная связь с каскадом среднего давления, тогда как между компрессором среднего давления и вентилятором появится редукторный механизм. Поэтому конструкция обновленного двигателя не будет включать в себя турбину низкого давления.

Для сохранения стабильности вентилятора увеличенного диаметра инженеры Rolls-Royce рассматривают возможность применения сопла с регулируемым сечением, которое могло появиться на двигателях Pratt & Whitney PW1000G. Альтернативным вариантом, который, скорее всего, и будет одобрен инженерами, является система лопаток с переменным шагом, которая обладает необходимой жесткостью и позволит отказаться от системы реверса тяги.

Другие особенности двигателей UltraFan включают в себя блисковые ступени компрессора, а также ступени компрессора на основе композитов с металлической матрицей, дальнейшее применение композитов с керамической матрицей, никелевые сплавы следующего поколения, интегрированные теплообменники для охлаждения воздуха. Также сообщается о создании специальной обтекаемой мотогондолы, отличающейся пониженным аэродинамическим сопротивлением.

 

Новости авиастроения

ОАК поставит ВВС России 31 «летающий танкер»

Lenta.ru, 17.04.2014

Транспортный самолет Ил-76МД-90А в цехе ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске

Объединенная авиастроительная корпорация планирует в четвертом квартале 2014 года подписать контракт на поставку для ВВС России 31 самолета-заправщика на базе военно-транспортного самолета Ил-476 (Ил-76МД-90А; «изделие 476»), сообщает ИТАР-ТАСС. О планируемом контракте на Международном форуме двигателестроения (МФД-2014) объявила заместитель генерального директора компании «ОАК ─ Транспортные самолеты» (ОАК-ТС) Ольга Федонюк.

«В четвертом квартале надеемся подписать с Минобороны контракт на 31 топливозаправщик и, значит, на 62 двигателя ПС-90А-76», ─ сказала Федонюк. Четырехмоторные самолеты Ил-76МД-90А, известные также как «изделие 476», оснащаются двигателями ПС-90А-76 пермского производства; такие же двигатели будут устанавливаться и на машины, созданные на основе этих транспортников, включая заправщик Ил-78МК-90 и перспективный самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100.

На сегодняшний день ВВС России располагают 20 «летающими танкерами», в том числе восемью Ил-78 и 13 Ил-78М, построенными в 1980-х годах. Ресурс Ил-78 с учетом планируемой модернизации позволит эксплуатировать их примерно до середины 2020-х годов, а Ил-78М ─ на 10-15 лет дольше. С учетом поставок новых Ил-78МК-90, общая численность парка летающих танкеров к началу 2020-х годов может превысить 50 машин.

 

Новости международного авиастроения

Индия решила создать собственный пассажирский самолет к 2020 году

Взгляд, 17.04.2014

Индия намерена возобновить программу по разработке собственного пассажирского самолета, которая должна завершиться к 2020 году, сообщили в четверг зарубежные СМИ.

Для реализации проекта создается компания, в которой равные доли будут принадлежать двум авиастроительным корпорациям - Hindustan Aeronautics и National Aerospace Laboratories, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету The Financial Express .

Разработка воздушного судна с турбовинтовым двигателем и вместимостью около 70 мест должна завершиться к 2020 году. Стоимость проекта оценивается в 75 млрд рупий (1,2 млрд долларов). На данный момент также рассматривается возможность привлечения к участию в проекте частных компаний.

«Мы создаем проектную компанию с уставным капиталом в размере 300 млн рупий (5 млн долларов) для разработки первого собственного индийского пассажирского самолета. Совет директоров Hindustan Aeronautics уже одобрил ее создание. До конца месяца должно быть получено одобрение от совета директоров National Aerospace Laboratories», - подчеркнул источник The Financial Express.

По прогнозам американской компании Boeing, Индия в течение следующих 20 лет будет нуждаться в полутора тысячах самолетов вместимостью 70-100 мест на фоне роста спроса на авиаперевозки.

«Мы рассчитываем на то, что Индия увидит первый собственный пассажирский самолет для местных воздушных линий к 2020 году, если правительство одобрит этап исследований и разработки в текущем финансовом году, завершающемся в марте 2015 года», - добавил собеседник издания.

Портфель заказов Embraer увеличился в два раза

Jets, 17.04.2014

Бразильский авиастроитель Embraer в I квартале 2014 г. поставил заказчикам 34 самолета, из которых 14 — коммерческие ВС и 20 — самолеты деловой авиации. Это на пять больше, чем в январе-марте годом ранее, когда заказчики получили 29 машин: 17 коммерческих и 12 бизнес-джетов.

Согласно данным авиастроителя, среди коммерческих самолетов, поставленных заказчикам в I квартале 2014 г., был один E170, восемь Е175 и четыре Е190 и один Е195. Среди самолетов деловой авиации — 17 легкий и три самолета большой вместимости. Общий портфель заказов бразильского авиастроителя на 31 марта 2014 г. насчитывает 464 самолета, что более чем в два раза выше показателя января-марта 2013 г., когда портфель заказов составил 211 ВС. Такой рост объясняется запуском программы производства самолетов семейства E-Jet нового поколения, которое получило название Е2. Об этом впервые было объявлено в июне 2013 г.в рамках авиасалона в Ле-Бурже. Тогда же были получены и первые контракты на новые самолеты — их разместили одна из крупнейших мировых лизинговых компаний International Lease Finance Corporation (ILFC) и американская авиакомпания SkyWest.

Всего в семействе будет три самолета: Е175-E2, рассчитанный на перевозку 80–90 пасс., Е190-Е2 (97–114 пасс.) и Е195-Е2 (118–144 пасс.). Сейчас количество заказов на новые машины достигло 200 ВС, из них 100 — Е175-Е2, 50 — Е190-Е2 и 50 — Е185-Е2. Крупный заказ в начале 2014 г. разместила индийская авиакомпания Air Costa: 25 самолетов Е190-Е2 и 25 — Е195-Е2.

Наибольшим спросом пользуются самолеты Е175. Embraer получил заказы на 180 таких машин. Напомним, что в марте 2014 г. авиастроитель представил первый обновленный самолет такого типа. Модернизированные машины будут выпускаться до тех пор, пока на рынок не поступит первый самолет нового поколения — E175-E2. Кроме того, размещены заказы на 68 машин Е190 и 16 — Е195.

Общий портфель заказов на конец марта 2014 г. оценивался в 19,2 млрд долл. Это на один млрд долл. больше, чем по итогам 2013 г. Годом ранее портфель заказов оценивался в 13,3 млрд долл.

США начали испытания нового радара для самолета Poseidon

Lenta.Ru, 17.04.2014

ВМС США приступили к испытаниям новой подвесной радиолокационной станции AAS для берегового патрульного самолета P-8A Poseidon, сообщает Business Journal. Этот радар расположен под фюзеляжем самолета в специальном прямоугольном контейнере. Новый радар должен позволить патрульному самолету обнаруживать различные подвижные и стационарные наземные и надводные объекты.
Технические подробности о новой системе не уточняются. Известно только, что система AAS создана на базе аналогичной радиолокационной станции, которая в настоящее время используется на патрульных самолетах P-3C Orion. По словам представителя ВМС США Келли Бердика, AAS позволит P-8A осуществлять разведку, наблюдение и рекогносцировку, а также получать важные параметры целей для более точного наведения вооружения.
В конце февраля 2014 года ВМС США подписали с американским авиастроительным концерном Boeing контракт на поставку дополнительной партии из 16 патрульных самолетов Poseidon. В общей сложности американские военные намерены использовать 117 самолетов такого типа. Принятие P-8A на вооружение состоялось в конце ноября 2013 года.

На авиасалонах RIATи Farnboroughсостоится дебют F-35B

Flightglobal, 17.04.2014

После 13 лет с начала масштабного развития проекта самолет LockheedMartin F-35 совершит свой международный дебют на авиасалонах RoyalInternationalAirTattoo и Farnborough в июле этого года, объявили представители МО Великобритании 16 апреля.

В LockheedMartin подтвердили только, что самолет совершит коротких вертикальный взлет и посадку в ходе авиасалонов в Великобритании.

Дебют самолета в Великобритании также призван продемонстрировать глубокие связи программы с поставщиками из этой страны, на долю которых приходится до 15% работ по каждому из F-35, в том числе изготовление хвостовой части самолета компанией BAESystems. Королевские ВВС и ВМС Великобритании планируют эксплуатировать до 138 самолетов этого типа.

В марте с.г. F-35B показывал пилотаж на авиасалоне в Аризоне, США.

 

Особое мнение

Большие госзатраты на авиапром дают недостаточный эффект - эксперт

ИНТЕРФАКС-АВН, 17.04.2014

Значительные финансовые ресурсы, вкладываемые государством в развитие авиационной промышленности и разработку новой авиатехники, не приносят должного результата, заявил на общем собрании некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей" генеральный директор ОАО "Авиапром" Виктор Кузнецов.
"За последние три года объем производства продукции авиационной промышленности обеспечен финансированием в объеме примерно 1,5 трлн рублей, но за те же три года выпущены всего 77 самолетов, 184 вертолета в гражданском секторе и 1720 двигателей", - сказал В.Кузнецов.
Он добавил, что большие инвестиции также направляются на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в научные исследования". "Объем НИОКР и научных работ по гособоронзаказу и гражданским секторам авиапрома составляет 436 млрд рублей, при этом было получено 198 патентов", - уточнил В.Кузнецов.
"При анализе таких цифр понимаешь, что в авиапром инвестируются весьма большие деньги, а результаты работы отрасли неудовлетворительные", - подчеркнул гендиректор компании. 

 

Анна Малютина, Сергей Мельник

П.С. Дорохин: морально мы уже победили и основная победа впереди

Официальный сайт партии КПРФ, 16.04.2014

Уровень военно-технического сотрудничества с Европой составляет только 2,5%, а с Россией более 80%. Запад рассматривает ОПК Украины как прямого конкурента. Европа сдерживает всеми силами чужих производителей, не пуская их на свой рынок оружия - чтобы хоть как-то поддержать своих оружейников. Необходимые украинской оборонной промышленности деньги могут прийти из России. Кроме того, кооперируясь Украина и Россия, могут успешно бороться за рынки третьих стран. Предпосылки для этого есть. Работает ряд направлений сотрудничества Украины и России в ОПК, основанных на современных технологиях.

Это - авиационное моторостроение и совместные проекты в сфере гражданского самолетостроения; гарантийное обслуживание межконтинентальных баллистических ракет (МБР); корабельное газотурбинное моторостроение. Украинский ОПК Юго-Востока страны на 80% связан с Россией, в свою очередь Россия кровно заинтересована в поставках украинской продукции военного и двойного назначения. Так, например, на сосредоточенных в России более чем 80% мощностей ОПК бывшего СССР без кооперации с Украиной можно выпускать только 17% существующей номенклатуры изделий военного назначения. Как показывает практика, поставки украинского предприятия "Мотор-Сич" останутся критически важными для российских производителей вертолетов как минимум до 2017-2018 годов.

В сфере самолетостроения главными совместными российско-украинскими проектами является производство самолетов Ан-140, Ан-148 и АН-158 на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), а также самолета Ан-124. Доля российского технического участия в этих проектах очень велика. В производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на которых изготавливается свыше 60% комплектующих деталей и узлов. Почти 60% комплектующих к Ан-140 также производится на 100 российских предприятиях. Доля российской продукции в финальной стоимости этого самолета составляет до 70%. Однако Украина владеет рядом критических технологий, без которых выпуск этих авиалайнеров невозможен.

Все вышеупомянутые военные и гражданские самолеты выпускаются с двигателями производства "Мотор Сич". Частично агрегаты поставляют с Харьковского машиностроительного завода ФЭД, Киевского серийного завода "Антонова" и днепропетровского завода "Южмаш".

 

Первые лица

Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин посетил комсомольский филиал компании "Сухой"

АХК "Сухой", 17.04.2014

Заместитель председателя правительства РФ, председатель Военно-промышленной комиссии и глава Морской коллегии при Правительстве РФ Дмитрий Рогозин посетил сегодня Комсомольский-на-Амуре филиал компании "Сухой" - авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ). Визит состоялся в рамках деловой поездки в Комсомольск-на-Амуре, где проходила Морская коллегия, на которой обсуждались планы по строительству судов и морской техники для освоения российского шельфа на мощностях Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. Были также рассмотрены результаты работы по созданию единой системы информации об обстановке в Мировом океане и применении ее для морской деятельности.
Почетного гостя во время посещения КнААЗ сопровождал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, президент "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаил Погосян, генеральный директор компании "Сухой" Игорь Озар и директор "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина" Александр Пекарш. Дмитрий Рогозин осмотрел цеха агрегатно-сборочного производства завода, где производится боевая авиационная техника в рамках государственного оборонного заказа. Дмитрий Рогозин и сопровождающие его лица также побывали на летной испытательной станции завода. Финальным пунктом визита стал Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Здесь происходит окончательная сборка самолета SSJ-100. Руководители ОАК и компании "Сухой" преподнесли почетному гостю в подарок модель самолета пятого поколения Т-50. Дмитрий Рогозин оставил приветственную запись в книге почетных гостей предприятия.

Определены члены правления Объединенной ракетно-космической корпорации

ИНТЕРФАКС-АВН, 17.04.2014

Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК) выбрала членов правления, список которых направлен в Росимущество на утверждение.
"На наблюдательном совете корпорации мы обсудили кандидатуры членов правления с заинтересованными ведомствами. Одобрение получено. После директивы Росимущества 25 апреля правление будет утверждено", - сообщил журналистам генеральный директор корпорации Игорь Комаров.
По его словам, замгендиректора по проектам и программам станет Юрий Власов, замгендиректора по экономике и финансам Павел Попов, руководителем центра координации преобразований Григорий Хворостянов, замгендиректора по корпоративному управлению, правовым и имущественным отношениям Максим Петров, замгендиректора по качеству и надежности Владимир Евдокимов, замгендиректора по персоналу и социальной политике Алла Вучкович, замгендиректора по внешним связям Денис Кравченко, замгендиректора по закупкам Александр Зайцев, замгендиректора, руководителем аппарата Владимир Ковалев, директором департамента СМИ и информационной политики Игорь Буренков.
В состав наблюдательного совета ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация" входят первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Иван Харченко, генеральный директор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, заместитель начальника управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Сергей Баринов, заместитель министра обороны Юрий Борисов, заместитель министра финансов Леонид Горнин, заместитель генерального директора Фонда перспективных исследований Виталий Давыдов, первый заместитель руководителя Роскосмоса Александр Иванов, заместитель руководителя Роскосмоса Игорь Комаров, независимый директор Сергей Недорослев, исполнительный вице-президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Александр Туляков.
Как сообщалось, ОАО "ОРКК" была зарегистрирована 5 марта 2014 года. Гендиректором корпорации стал Игорь Комаров.
Создаваемому ОАО "ОРКК" планируется передать активы 10 интегрированных структур, включающих 48 организаций, и 14 самостоятельных предприятий ракетно-космической промышленности, а также девяти федеральных государственных унитарных предприятий (государственных предприятий) после их преобразования в открытые акционерные общества. 100% акций ОАО "ОРКК" находится в федеральной собственности.

 

Отставки и назначения

Airbus Group объявляет о ключевых назначениях в руководстве компаний Airbus Helicopters, Aerolia и Airbus Defence and Space

Airbus Group 16.04.2014

Airbus Group произвела кадровые изменения на трех руководящих позициях в своих подразделениях - Airbus Helicopters, Airbus Defence and Space - и дочернем предприятии Aerolia.

C 5 мая 2014 года Кристиан Корниль (Christian Cornille), в настоящий момент являющийся СЕО компании Aerolia, займет должность исполнительного вице-президента Airbus Helicopters по производству. В новой роли г-н Корниль будет отвечать за важнейший аспект плана по трансформации подразделения Группы - вывод производственной модели Airbus Helicopters на новый уровень. Кристиан Корниль (51 год) войдет в состав Исполнительного комитета и будет подотчетен СЕО Airbus Helicopters Гийому Фори (Guillaume Faury). На протяжении последних пяти лет г-н Корниль возглавлял дочернее предприятие Airbus Group - компанию Aerolia, в течение которых доходы предприятия выросли на 69% с 676 млн евро до 1.140 млрд евро. Поработав в ядерной отрасли и автомобилестроении, в 1988 году г-н Корниль начал свою карьеру в аэрокосмической сфере в компании Eurocopter, где на протяжении 12 лет отвечал за несколько производственных подразделений. Впоследствии он стал работать в Центре компетенций Airbus по разработке авиационных конструкций (Airbus Aerostructures Centre of Excellence), где отвечал за цепочку поставок, и участвовал в программе реструктуризации Power 8 на производственных площадках во Франции и Германии.

На место Кристиана Корниля в компании Aerolia придет Седрик Готье (Cеdric Gautier). Г-н Готье (53 года) в 2011 году был назначен на позицию старшего вице-президента, руководителя программы А400М в Airbus, на которой добился прохождения гражданской и военной сертификации и первых поставок воздушного судна заказчикам в 2013 году. Он также занимает пост СЕО Airbus Military France. До программы А400М г-н Готье возглавлял EADS Sogerma на позициях президента и СЕО, где на протяжении 4 лет претворял в жизнь обширный план реструктуризации, способствовавший оздоровлению предприятия. Богатый опыт г-на Готье в аэрокосмической отрасли позволит Aerolia продолжить реализацию стратегии прибыльного роста и открыть для компании в будущем новые рынки.

Рафаэль Тентор (Rafael Tentor) (57 лет), в настоящее время Глава программы легких и средних ВС, а также программы многоцелевого транспортного самолета-заправщика в Airbus Defence and Spacе, будет руководить программой А400М вместо Седрика Готье. Г-н Тентор обладает не только глубоким пониманием продукта и программы, так как был вовлечен в программу А400М на самых ранних этапах, но и занимает в данный момент должность, которая подразумевает богатый опыт в наращивании серийного производства.

 

 

Аналитика

Андрей Евпланов

Иностранец сядет за штурвал

Российская газета # Экономика, 17.04.2014

 Износ судов и кадровые проблемы снижают конкурентоспособность российских авиаперевозчиков

Российские авиакомпании в целом успешно конкурируют с западными. Доля иностранных авиаперевозчиков в международных перевозках через российские аэропорты существенно ниже 50%. Во многом это обеспечивается широким использованием российскими авиакомпаниями системы чартерных перевозок. Тем не менее в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли западных авиакомпаний в международных перевозках через российские аэропорты.

Активность на российском рынке проявляют иностранные лоукостеры: латвийская AirBaltiс, немецкие Air Berlin и Niki, ирландская Ryanair и другие.

 Конкурентоспособность во многом зависит от технического состояния авиапарка. В своем выступлении на " круглом столе " в Госдуме, посвященном безопасности авиаперевозок, первый заместитель председателя думского Комитета по промышленности Владимир Гутенев отметил, что за последние годы в России наметилась тенденция к потере отечественной гражданской авиацией и авиационной промышленностью передовых позиций. Снижается доля авиаперевозок на отечественных самолетах, происходит деформация рынка авиационных услуг.

 Средний возраст эксплуатирующихся в стране гражданских самолетов составляет 21 год, в то время как аналогичный показатель на внутренних авиалиниях в США - 13 лет. Но переоснащение парка воздушных судов невозможно, потому что у большинства авиакомпаний нет на это средств. При этом Россия имеет один из худших в мире рейтингов по безопасности полетов, с общим уровнем происшествий почти в три раза выше среднего в мире. Одной из причин этого, по мнению экспертов, является то, что при старении отечественного авиа парка рынок заполняется самолетами иностранного производства, причем в целях экономии российские авиакомпании зачастую закупают или берут в лизинг самолеты "в возрасте". Глава Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько подчеркивает важность обновления парка воздушных судов. По его словам, объемы перевозок в этом году вырастут примерно на 15%. Российские авиакомпании перевезут почти 85 млн человек. В 2013 году гражданская авиация пополнилась 688 воздушными судами. Основная группа, куда входят магистральные, региональные самолеты и вертолеты, пополнилась 309 воздушными судами. Из них 106 вертолетов, 71 магистральный самолет и 100 региональных воздушных судов. Из этой группы только 10 самолетов российского производства. В государственном реестре гражданских воздушных судов сегодня зарегистрировано 2953 воздушных судна, в том числе 715 магистральных, из которых 568 иностранного производства (иначе говоря, 80%). Российские воздушные суда, которые есть в реестре, в основном не принадлежат к последним поколениям.

 Российский авиапром пока не может решить эту проблему. Его отставание, по словам исполнительного вице-президента Объединенной авиастроительной корпорации Александра Тулякова, связано с множеством факторов, в том числе с тем, что в 1990-е годы мы упустили момент модернизации предприятий. И сейчас ее приходится проводить усиленными темпами. Задача номер один - наращивание производства гражданских самолетов, в первую очередь "Сухого Суперджета ". Многое делается для того, чтобы удовлетворить пожелания как российских, так и зарубежных заказчиков, а таких у нас немало. В частности, Мексика очень довольна как экономическими, так и техническими показателями этого самолета. Авиастроители имеют систему финансовой поддержки продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Есть ряд постановлений, которые регулируют лизинговые отношения, позволяют получать недорогие кредиты.

 Авиастроители успешно прошли первый этап испытаний судов десятого поколения и каждый год наращивают выпуск "Суперджета ". В прошлом году произведено и поставлено на крыло 12 самолетов, в этом году будет произведено более 20, запущено серийное производство военно-транспортного Ил-476 на Ульяновском авиазаводе.

 Эксперты, участвовавшие в работе " круглого стола ", практически в один голос говорили о том, что без целенаправленной государственной поддержки отечественной гражданской авиации и авиапрома страна может утратить свой потенциал в этой области. Чтобы этого не случилось, эксперты предложили депутатам ускорить рассмотрение законопроекта "О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федерации ", который на днях внесен в Госдуму. В поправке предлагается установить требование о том, что гражданские пассажирские воздушные суда, осуществляющие внутренние воздушные перевозки, допускаются к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности, выданного уполномоченными органами РФ. По мнению авторов законопроекта, такая норма обеспечит возврат полного суверенитета РФ в поддержании летной годности и безопасности полетов как на отечественных судах, так и на судах зарубежного производства.

 Обновить парк воздушных судов, используемых для коммерческих воздушных перевозок, поможет допуск к полетам судам, имеющим срок службы не более пятнадцати лет. Эта норма соответствует уже существующей международной практике.

 Более 40 стран ввели ограничения на ввоз и эксплуатацию самолетов, исходя из их календарного срока службы. Так, в Китае срок службы пассажирских самолетов не должен превышать 10 лет. В Бразилии существует ограничение на эксплуатацию судов старше 10 - 15 лет в зависимости от назначения. Эффект подобных мер не заставляет себя ждать. В Индии, например, за последние 20 лет произошло кардинальное омоложение действующего парка, и сейчас он является одним их самых молодых в мире.

 Еще одна проблема наших авиакомпаний - дефицит кадров. Он весьма велик.

 В отрасли существует нехватка 150 - 200 командиров и более 1000 человек прочего персонала. Происходит вымывание профессионалов из этой сферы, как заметил председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. По его словам, пилотов готовится у нас достаточно много, но при этом в нужном количестве стали готовить совсем недавно. Планы по подготовке с четким пониманием того, сколько нужно тех или иных летных специальностей, тоже не так давно стали оформляться. Более того, было такое время, когда пилоты выпускались без должного объема часов налета.

 Частично эту проблему поможет решить привлечение иностранных пилотов. Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект об их привлечении, но многие эксперты и участники рынка относятся к нему весьма неоднозначно.

 

Судебные разбирательства

Самарский завод "Авиакор" отсудил у авиакомпании "Якутия" 1,7 млн рублей

Коммерсантъ - Самара, 17.04.2014

Арбитражный суд Самарской области постановил взыскать с авиакомпании "Якутия" 1,7 млн рублей в пользу ОАО "Авиакор-авиационный завод". В 2009 году компании заключили договор на техническое обслуживание воздушных судов. По соглашению, самарский завод обслужил самолет Ту‑154 М на 12,5 млн рублей. "Якутия" приняла работу самарских специалистов без замечаний, однако оплатила ее частично. В результате авиационный завод недополучил 1,2 млн рублей, а также проценты за просрочку. Сейчас в парке авиакомпании "Якутия" нет самолетов Ту‑154. Но "Якутия" - единственная, которая эксплуатирует четыре самолета типа Ан‑140, которые производит самарский завод "Авиакор". Первый лайнер якутские авиаторы получили в 2006 году, четвертый - в 2010 году. Кроме "Якутии" самарский авиазавод еще три Ан‑140 поставил Минобороны РФ.

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

Куба готова заказать "Авиастару" ТУ-204СМ

РИА Медиа 73, 16.04.2014

 Делегация представителей кубинской гражданской авиации прибыла в минувший вторник на ЗАО "Авиастар-СП". Цель - переговоры о покупке новых ТУ-204СМ.

"Куба является покупателем наших самолетов Ту-204 и различных его модификаций. Сейчас рассматриваются варианты продажи кубинцам самолетов из существующего парка, которые эксплуатировались авиакомпанией "Владивосток-Авиа", - сообщил заместитель председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров. - Возможно заключение контракта с представителями кубинской делегации на ТУ-204СМ, который готов к серийному производству. Кубинцы - наши давние деловые партнеры, мы работаем с ними в разных направлениях, например, в поддержании летной годности. Очень важно, что в такой далекой стране эксплуатируются наши самолеты. Это свидетельствует о том, у такого сотрудничества есть будущее".

По его словам, предварительные переговоры должны доказать готовность завода к производству таких высококлассных авиалайнеров и их модификаций. "Эффективная эксплуатация в авиакомпании начинается от десяти или более самолетов и представляет собой оправданные затраты. Мы надеемся, что кубинская сторона это тоже понимает", - проинформировал Вильдан Зиннуров.

"Авиастар-СП" не в первый раз сотрудничает с авиаперевозчиками острова Свободы: ульяновский авиагигант ранее поставлял самолеты ТУ-204 старейшей гаванской авиакомпании Cubana de Aviacion.

 

Авиационные происшествия

ATR-72 совершил аварийную посадку в Ханты-Мансийске

Российская газета, 17.04.2014

Пассажирский самолет ATR-72, летевший по маршруту Тюмень - Ханты-Мансийск, совершил аварийную посадку в аэропорту прилета, передает «Интерфакс-Урал». Как сообщил командир экипажа, сработал один из датчиков, в связи с чем возникли трудности в посадке. На борту самолета находились 46 пассажиров и четыре члена экипажа, никто не пострадал.

 

 

Международные новости и сотрудничество

США готовят протест из-за облета американского эсминца российским СУ-24 в черном море

ИТАР-ТАСС, 17.04.2014

США предпримут дипломатический демарш в связи с облетом российским фронтовым бомбардировщиком Су-24 американского военного корабля в Черном море. Об этом сообщила на регулярном брифинге для журналистов заместитель начальника пресс-службы госдепартамента США Мари Харф.
Как она уточнила, данный протест будет заявлен Пентагоном. "Я беседовала со своими коллегами в министерстве обороны США. Последнее, что я слышала от них, так это то, что отвечать будет министерство обороны - естественно, в тесной координации с нами (т.е. внешнеполитическим ведомством). Мы пытаемся определить механизм, чтобы сделать это", - отметила Харф.
По данным американского военного ведомства, Су-24 ВВС России совершил облет эсминца Donald Cook ВМС США 12 апреля на расстоянии около 1 км и на высоте примерно 160 метров над уровнем моря. Donald Cook, оснащенный многоцелевым зенитно-ракетным комплексом Aegis, вошел в Черное море 10 апреля.
Харф также утверждала, что "любая дестабилизация (обстановки), происходящая сейчас на Украине, является прямым следствием действий России". "Я усматриваю иронию в том, что они обеспокоены стабильностью на Украине, когда являются теми, кто пытается дестабилизировать ее крупные районы", - сказала американский дипломат.
При этом Харф обвинила Россию в том, что она использует "искажение действительности" для того, чтобы характеризовать положение на Украине. Между тем, власти США не поступают таким образом, полагает Харф, поскольку опираются на то, что "сами украинцы говорят о происходящем в (их) стране". На просьбу пояснить, считает ли Вашингтон таким "искажением действительности" предупреждения Москвы о том, что Украина фактически стоит на пороге гражданской войны, дипломат ответила утвердительно.
Коснувшись темы запланированных на 17 апреля в Женеве четырехсторонних переговоров, направленных на урегулирование кризиса на Украине, она подтвердила, что у министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри там, по всей видимости, состоится очередная двусторонняя встреча. "Пока он (Керри) будет находиться в Женеве, он также встретится с верховным представителем ЕС (по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон), проведет двустороннюю встречу с (назначенным Верховной радой исполняющим обязанности) министром иностранных дел Украины Андреем Дещицей и, вероятно, двустороннюю встречу с министром иностранных дел Лавровым", - заявила Харф. Тем не менее, добавила она, Керри не собирается вести ни с кем сепаратных переговоров, касающихся Украины, "без присутствия украинцев".
В заключение Харф рассказала, что в рамках пребывания в Женеве у Керри пройдут и консультации со спецпредставителем ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдаром Брахими. В них примет участие новый спецпредставитель США по Сирии Дэвид Рубинштейн, сопровождающий Керри, который отбывает сегодня в Женеву.

Чехия купит 16 многоцелевых вертолетов

Lenta.Ru, 17.04.2014

Министерство обороны Чехии намерено приобрести 16 новых многоцелевых вертолетов. Об этом, как сообщает Defense News, заявил начальник штаба Вооруженных сил Чехии генерал-лейтенант Петр Павел. По его словам, новые вертолеты должны будут заменить устаревшие транспортно-боевые Ми-24 и Ми-35 советского производства, списание которых запланировано на 2016-2018 годы.
Согласно действующему плану, поставка новых вертолетов планируется в 2016-2020 годах. Эти машины должны быть оборудованы для выполнения широкого спектра задач, включая нанесение ударов, транспортировку военнослужащих и грузов, поисково-спасательные операции и медицинскую эвакуацию. Какой именно тип вертолетов планируется приобрести и какая сумма будет потрачена на покупку новых машин, Павел не уточнил.
Военный бюджет Чехии, часть которого может быть израсходована на покупку новых вооружений и военной техники, на 2014 год определен в размере 41,99 миллиарда крон (2,1 миллиарда долларов). В настоящее время чешские военные осуществляют полеты на вертолетах типов Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ми-35 и W-3A. В общей сложности на вооружении страны стоят 52 вертолета.

 

Новости предприятий

Владимир Лузянин вошел в состав наблюдательного совета "Союз авиапроизводителей"

НТА ПРИВОЛЖЬЕ, 16.04.2014

Президент НОАО "Гидромаш", герой Социалистического Труда, лауреат государственной премии СССР, почетный авиастроитель Владимир Лузянин вошел в новый состав Наблюдательно совета Некоммерческого партнерства "Союз авиапроизводителей" (НП "САП").

Об этом сообщает пресс-служба НОАО "Гидромаш".

Согласно информации, такое решение принято в ходе Общего собрания НП "САП", которое состоялось 10 апреля в Москве.

Наблюдательный совет состоит из 21 человека. Среди них президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян, генеральный директор ОАО "Вертолеты России" Александр Михеев, генеральный директор ФГУП "ЦАГИ" Борис Алешин, управляющий директор по авиационным проектам ГК "Ростех" Алексей Федоров и другие руководители предприятий авиационной промышленности.

Некоммерческое партнерство "Союз авиапроизводителей" России объединяет предприятия авиационной промышленности России в форме действительных и ассоциированных членов.

 Предприятия, входящие в состав Союза, производят более 70% общего объема продукции авиастроительной отрасли. На Общих собраниях и заседаниях Наблюдательного совета вырабатывается общая позиция предприятий авиационной промышленности по вопросам кооперации, стандартизации, создания систем управления качеством и другим вопросам.

Одной из задач НП "САП" является развитие системы добровольной сертификации с целью включения предприятий авиационной промышленности России в перечень сертифицированных поставщиков.

 

Разное

Г.Д. Аралов

В Москве начал работу международный форум двигателестроения

Крылья Родины, 16.04.2014

111 предприятий представлены на Международном форуме двигателестроения, начавшем работу 15 апреля во Всероссийском выставочном центре в Москве. Форум организован Ассоциацией "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) и проходит при поддержке министерства промышленности и торговли РФ. В открытии форума приняли участие около трех тысяч делегатов. Выставку и обмен опытом двигателестроители проводят с 1990 года. В нынешнем году работа форума продлится до 18 апреля.

С приветственными словами к участникам форума обратились президент АССАД В.М. Чуйко, член ВПК при Правительстве РФ М.И. Каштанов, генеральной директор ФГУП "ВИАМ" Е.Н.Каблов, главный советник генерального директора ОАО "Ил" Г.В. Новожилов, президент АО "Мотор Сич" В.А. Богуслаев, заместитель департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ А.И. Ляшенко, управляющий директор - генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель" А.А. Иноземцев

Мероприятие является уникальным по своей ориентированности на отдельную подотрасль - авиационное двигателестроение. Более 80-ти процентов продукции компаний-участников производится для авиации гражданского или двойного назначения. Среди экспонатов особый интерес вызывает показанный впервые для широкой публики новый двигатель нового поколения ПД-14, предназначенный для создающегося МС-21 - российского самолета с расширенными эксплуатационными возможностями и качественно новым уровнем экономической эффективности. Рядом с ним расположился двигатель ПС-90А2. Также представлены двигатели SaM 146, АИ-450М, ТВ3-117ВМА-МСБМ1В, Д-436-148ФМ, ТВ7-117СМ и др. Военные двигатели на этот раз не были представлены, - они будут показаны в августе на Международном форуме "Технологии в машиностроении-2014".

Помимо выставки, в рамках форума работает научно-технический конгресс по двигателестроению (НТКД), призванный содействовать обмену информацией о передовых технологиях, новых материалах и разработках. В работе конгресса участвуют научные сотрудники и специалисты предприятий, отраслевых институтов, организаций авиационной промышленности и смежных отраслей. Как в выставке, так и в научно-техническом конгрессе участвуют работающие в кооперации с Россией зарубежные компании, в том числе ряд крупнейших предприятий Украины.

В первый день форума прошло Пленарное заседание НТКД-2014. На открытии заседания со вступительным словом обратился В.М.Чуйко, президент АССАД. В своем обращении он отметил, что по сравнению с 1980-ми гг. наш авиапром выпускает очень мало самолетов и двигателей, по сути находясь в системном кризисе. Для выхода из него свое веское слово должна сказать наука. Вот почему поменялся формат нынешнего мероприятия, а основной стала не экспозиционная, а научно-техническая часть. Далее последовали доклады:

"Реализация Государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" - путь к возвращению в лидеры мирового авиастроения". заместитель директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России А.И. Лященко ,

"Об основных направлениях развития авиадвигателестроительной отрасли". В.Е.Масалов, генеральный директор "ОДК "

"Вопросы научно-технического обеспечения создания отечественных двигателей". В.И.Бабкин, генеральный директор ФГУП "ЦИАМ им. П.И.Баранова"

"Применение новых материалов - основа создания высокоэффективного двигателестроения", Е.Н.Каблов, Действительный член РАН, генеральный директор ФГУП "ВИАМ"

"Создание семейства двигателей для перспективных самолетов ГА". А.А.Иноземцев, генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель"

"Об основных направлениях развития двигателей ГП "Ивченко-Прогресс". О творческом пути генерального конструктора В.А.Лотарева (к 100-летнему юбилею)". И.Ф.Кравченко, генеральный конструктор ГП "Ивченко-Прогресс"

"Современные технологии производства в авиадвигателестроении". В.А.Гейкин, директор НИИД филиал ФГУП "НПЦГ "Салют"

"Этапы совершенствования управления отечественной авиационной промышленностью (к 75-летию образования Наркомата авиационной промышленности)". В.Д.Кузнецов, генеральный директор ОАО "Авиапром".

Все доклады были выслушаны с неослабевающим вниманием.

 

 

Легенды авиации

Самолеты "ИЛ" для покорителей космоса

«ОАО "Ил"», 17.04.2014

В преддверии Всемирного дня авиации и космонавтики представители ОАО "Ил" посетили подмосковный аэродром Чкаловский, где базируются уникальные самолеты Ил-76МДК, позволяющие моделировать в условиях земной гравитации состояние невесомости. Это необходимо для подготовки космонавтов и кандидатов в космонавты, проведения медицинских экспериментов и медико-биологических исследований, для испытания космической техники, приборов и устройств в условиях невесомости. Также эти самолеты позволяют имитировать условия лунной и марсианской гравитации (пониженную весомость). 
По сравнению с базовым Ил-76МД, на самолете Ил-76МДК усилена конструкция фюзеляжа и крыла, модернизированы топливная и гидравлическая системы для обеспечения их бесперебойной работы в условиях невесомости - установлены топливные и масляные гидроаккумуляторы. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким негорючим материалом, на полу закрепляются пенополиуретановые спортивные маты. Сама грузовая кабина оснащена дополнительными плафонами освещения и боковыми поручнями. В передней ее части находятся дополнительные рабочие места для инженеров и врачей, контролирующих работу оборудования и самочувствие кандидатов в космонавты. В кабине экипажа установлен ряд дополнительных элементов: устройства управления топливными и масляными аккумуляторами, индикатор невесомости с глицерином.
Для создания на борту самолета состояния невесомости применяется специальная техника пилотирования - полет по "параболе Кеплера". Сначала самолет разгоняется до максимальной скорости, затем переводится в набор высоты и при достижении угла кабрирования 45-50 градусов движением штурвала за 1-2 секунды создается вертикальная нулевая перегрузка. В этот момент на его борту возникает состояние невесомости, находится в этом состоянии допускается до 25-28 секунд. Самолет за это время переходит на пикирование с углом 45-50 градусов и выводится в горизонтальный полет с вертикальной перегрузкой в 2g. После отработки режима невесомости и выхода в горизонтальный полет требуется 3-5 минут для выполнения разворота и перезарядки топливных и масляных аккумуляторов, хотя согласно документации без этой процедуры можно выполнить 3 "горки". В среднем, Ил-76МДК выполняет за полет продолжительностью 1,5 часа до 10 "парабол", а максимально допустимое в одном полете количество режимов невесомости - до 20. Максимальные перегрузки в полете достигают 2g. Основные навыки работы в невесомости кандидаты в космонавты получают за 10-12 полетов. 
Начиная с подготовки к первым космическим полетам в качестве летающих лабораторий для создания условий невесомости использовались различные типы специально доработанных самолетов ОКБ Туполева на базе Ту-104, ТУ-134, ТУ-154. Однако габариты фюзеляжа всех этих самолетов ограничивали проводимые эксперименты.
В мае 1970 года состоялся визит в сборочный цех со строящимся вторым опытным экземпляром самолета Ил-76 космонавта Г.Т. Берегового, которого очень заинтересовала вместительная грузовая кабина самолета. 
На основе разработанных Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина требований и технического предложения ОКБ Ильюшина 24 июля 1972 года Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам приняла решение о создании самолета-лаборатории Ил-76К.
Вспоминает Г.В. Новожилов:
"Чертежи на эту модификацию были выпущены очень быстро, но, говоря по честному, никто не жаждал делать эту машину в серийном производстве. А космонавты все время напоминали: нам очень нужен такой самолет. Вместе с космонавтом В.А. Шаталовым мы прилетели в Ташкент и там встретились с руководством завода, рабочими и, особенно, с молодежью. Молодежь завода стала шефствовать над постройкой этой машины, и благодаря ее помощи самолет Ил-76К был быстро построен".
Первый полет Ил-76К состоялся 2 августа 1981 года на аэродроме Ташкентского авиационного производственного объединения им. В.П. Чкалова. Во время испытаний экипаж С.Г. Близнюка отработал траектории "горок" с целью создания максимальной по времени "невесомости" на борту самолета. Траектории "парабол" были рассчитаны ведущим инженером ОКБ В.В.Смирновым. Благодаря этому, удалось увеличить продолжительность режима с 15-16 секунд на Ту-104АК до 23-25 секунд на Ил-76К.
Первоначально в хвостовой части самолета был размещен противоштопорный парашют, который должен был предотвратить сваливание в неуправляемый штопор при выполнении "горок". На последующих машинах от него отказались, убедившись в беспочвенности этих опасений, свалить самолет в штопор оказалось практически невозможно.
"Космический" Ил-76 в полетах подвергался значительным перегрузкам, и его ресурс был уменьшен более чем в 10 раз по сравнению с базовым самолетом. В среднем, после 120 "горок" машину надо было списывать, но такова была цена полетов в космос.
Всего было построено 3 самолета Ил-76К, получивших регистрационные номера СССР-86638 (заводской номер 06-08), СССР-86723 (07-10) и СССР-86729 (08-05). Все машины передали в 70 ОИТАПОН (Отдельный испытательно-тренировочный авиационный полк особого назначения) им. В.С.Серегина, входящий в состав Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина и базировавшийся в Чкаловском. 
Самолеты Ил-76К использовались для подготовки космонавтов почти десять лет, до начала 1990-х годов. Самолет СССР-86638 выполнил свой последний полет 14 декабря 1988 года, после чего его передали в Пермское ВАТУ в качестве учебного пособия, где в 2001 году он был утилизирован. Два других Ил-76К в 1994 году получили новые регистрационные номера - RA-76372 и RA-76430, а начиная с 1997 года летали в составе различных зарубежных (в основном, африканских) коммерческих авиакомпаний в качестве обычных транспортных самолетов. Первый из них, предположительно, был утилизирован в 2011-2012 гг. в Фуджейре (Объединенные Арабские Эмираты), второй 30 ноября 2012 года потерпел катастрофу при заходе на посадку на аэродром Браззавиль (республика Конго) в сложных метеоусловиях.
6 августа 1988 года в Ташкенте в небо впервые поднялся самолет Ил-76МДК, созданный на базе Ил-76МД, на замену Ил-76К. Командир экипажа - В.И. Свиридов. К этому времени в 70 ОИТАПОН уже летала летающая лаборатория на базе Ту-154 СССР-85055, а с 1989 года к ней присоединился еще один Ту-154М-ЛК1 СССР-85655. С 1983 года по данной программе эксплуатировались Ту-134ЛК (бортовой номер - 02 красный) и Ту-134-ЛК2 (03 красный). 
Всего самолетов Ил-76МДК было построено три экземпляра: СССР-76766 (61-08), СССР-78770 (66-05), и СССР-78825 (72-08). Первый из них прибыл в Чкаловский 31 августа 1988 года, с 1994 года он привлекался к коммерческим перевозкам, с 1999 снова вернулся к полетам "по космосу". 
Вторая машина, получившая обозначение Ил-76МДК-II прибыла в распоряжение ЦПК в конце декабря 1990 года. 
Третья, тоже Ил-76МДК-II - в начале 1991-го. В 1994-99 гг. самолет летал в качестве обычного транспортного в составе авиакомпании Tubelair (Тунис).
С 2010 года все 3 Ил-76МДК вошли в состав государственной авиации Федерального космического агентства (Роскосмоса), сформированной на базе 70 ОИТАПОН, где получили новые регистрационные номера: RF-75351, RF-75352 и RF-75353. Самолеты эксплуатируются Авиационным управлением Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, который в свою очередь, организационно сегодня также входит в состав Роскосмоса.
ОАО "Ил" поздравляет всех российских космонавтов с праздником и желает победы в международном соревновании по освоению космоса.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь