Новости СоюзМаш России

03.04.2014

Информационный обзор прессы 03.04.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

3 апреля 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Известия, 3 апреля 2014 года, Депутаты ГД предлагают «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов \\ Российские парламентарии подготовили соответствующее обращение в Торгово-промышленную палату.

Также по теме:

REGNUM

Госдума предлагает «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов

 

АМИТЕЛ

Депутаты ГД предлагают «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов

 

Псковская Лента Новостей

Депутаты Госдумы предлагают «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов

 

Ведомости, 3 апреля 2014 года, Госдума плохо переносит время

Также по теме:

Ведомости

Госдума затягивает решение вопроса о зимнем времени

 

 

Солидарность, 2 апреля 2014 года, Минтруд хочет сподвигнуть россиян к мобильности \\ Сможет ли министерство сделать нас легче на подъем?

 

Urbc.Ru, 3 апреля 2014 года, ОАО «КБТМ» подало заявку на участие в конкурсе «Лучшее предприятие по работе в системе социального партнерства»

 

Трибуна Общественной палаты, 2 апреля 2014 года, Работать будут лучше!\\ Министерство образования и науки договорилось с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении кредита в размере 10 млрд рублей на реализацию совместного проекта подготовки рабочих кадров для социально-экономического развития регионов. Эксперты заявили «Трибуне ОП», что необходимо развивать рабочие кадры, так как эта проблема сегодня очень актуальна.

Терра, 2 апреля 2014 года, «ТЕРРА» поздравляет Владимира Аветисяна с днем рождения!

 

Накануне.Ru

КБТМ впервые участвует в конкурсе социального партнерства

 

Урал­Полит.Ru

КБТМ впервые участвует в конкурсе социального партнерства

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Российская газета - Средняя Волга, 3 апреля 2014 года, Первая РЛС нового поколения «видит» всю Европу \\ Арсенал войск воздушно-космической обороны России пополнился новым средством наблюдения, позволяющим взять под надежный контроль наши западные рубежи. В декабре первая в стране радиолокационная станция (РЛС) нового поколения "Контейнер" заступила на опытно-боевое дежурство в окрестностях мордовского города Ковылкино. Отсюда современная система загоризонтного обнаружения высокой точности просматривает практически всю Европу. "РГ" побывала на секретном объекте.

 

3.Автомобилестроение.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 2 апреля 2014 года, «Группа ГАЗ» представляет на выставке в Казахстане автомобили «Урал» для нефтегазового комплекса.

Правительство Челябинской области, 2 апреля 2014 года, Автозавод «Урал» посетила делегация правительства Анголы \\ Автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» (Миасс, Челябинская область) с деловым визитом посетила делегация правительства Республики Ангола. Во встрече принял участие министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Алексей Бобраков, сообщили в пресс-службе ведомства.

Ведомости, 3 апреля 2014 года, Мотор с акцентом.

 

 

4. Авиастроение.

 

 
 
 

Expert.ru, 3 апреля 2014 года, Технопаркам подрезают крылья \\ Объединенная авиастроительная корпорация – первая крупнейшая компания с госучастием, готовая отдать производство деталей и комплектующих малому и среднему бизнесу, для чего создает четыре масштабных технопарка. Но реализация этих планов может затормозиться, если Минэкономразвития откажется субсидировать необходимую для частных предприятий инфраструктуру.

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Известия, 3 апреля 2014 года, Депутаты ГД предлагают «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов \\ Российские парламентарии подготовили соответствующее обращение в Торгово-промышленную палату.

В Госдуме предлагают крупнейшим национальным газовым и нефтяным концернам и частным компаниям отказаться от использования американской валюты — парламентарии подготовили письмо, которое отправляют в Торгово-промышленную палату, «Газпром», «Роснефть», коммерческим компаниям, а также нефтетрейдерам, с просьбой фиксировать все контракты в рублях либо иной выгодной для двусторонних отношений валюте. Об этом «Известиям» рассказал борец с долларами США, депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев.

— С Китаем, например, у нас существует договоренность о проведении операций в рублях и юанях. Доллар — это зло, это грязная зеленая бумажка, на которой кровь сотен тысяч мирных граждан в Японии, Сербии, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии, Корее и Вьетнаме, — говорит он. — Наши национальные гиганты не понесут убытки, если будут контрактовать поставки в рублях или альтернативных валютах. Россия только выиграет. С Западом нужно действовать парадоксально. Будем продавать рубли потребителям газа и нефти для покупки нашего же сырья, затем рубли менять на золото. Не хотят — пусть не берут и замерзнут. Пока они развернутся за 3–4 года, мы накопим огромные запасы золота. Российские компании наконец-то станут национально ориентированными и перестанут кредитовать экономику США, явно враждебную к России.

Сейчас все операции и контракты крупные национальные концерны и частные компании фиксируют в долларах. Например, во II квартале «Газпром» будет продавать российский газ для Украины по $385,5 за 1 тыс. куб. м.

В свою очередь, первый зампред комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев («Единая Россия») не поддержал предложение коллеги по депутатскому корпусу, заявив, что такие предложения должен выдвигать президент.

— Компании будут нести серьезные риски. Это относится к большой политике, полумеры тут не пройдут. Существует мощный потенциальный асимметричный ответ по поводу изменения расчетов за целевые ресурсы и переводы в другие валюты, но старт подобных действенных и рискованных мер формируется не на уровне депутатского корпуса. Это серьезное решение президента. Нельзя без просчитанных, продуманных и акцептованных со стороны руководства страны прогнозов заниматься такой самодеятельностью, — говорит он.

Эксперты убеждены, что если национальные концерны-гиганты откажутся от проведения операций в американской валюте, то это существенно скажется на их доходах.

Председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Яков Миркин пояснил, что на сегодняшний день реализовать предложение депутатов невозможно, потому что система ценообразования расчетов за нефть и газ в мире основана на долларе США как основной мировой резервной валюте, а центр ценообразования находится в Нью-Йорке и Лондоне.

— Нельзя плыть против течения. Так устроена эта конструкция. Все попытки проводить расчеты в других валютах — это пока не общемировая практика. Может, через 10–15 лет все изменится, но не сегодня. Пока предложенные идеи экономически неправильны и могут привести к дополнительным издержкам. Можно, конечно, придумать конструкцию, чтобы паровоз полетел, но это нецелесообразно и неэффективно, и будет делаться с большими потерями, — уверен Миркин.

Директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов считает, что если отказываться от доллара, то в пользу швейцарского франка или норвежской кроны.

— Тот же «Газпром» может потерять при операциях в другой валюте, кроме доллара, причем достаточно существенно. Рубль — изначально валюта падающая. С 2009 года не было ни одного года, чтобы рубль не падал. И до этого он демонстрировал затяжные периоды падения. Валюта США же имеет статус валюты-убежища, и она достаточно стабильна. Если фиксировать расчеты в другой валюте, кроме доллара, то разумно фиксировать в норвежской кроне или швейцарском франке.

В «Роснефти» заявили, что связаны контрактными обязательствами.

— Наша компания имеет длительные контракты, заключенные в определенной валюте, и мы будем работать в валюте данного контракта, пока такая возможность есть, — выразил официальную позицию компании отвечающий за пиар вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Михаил Дегтярев заверил «Известия», что соответствующие письма будут отправлены в компании до конца этой недели, а нашумевший законопроект о запрете доллара, который уже вносился им в Госдуму, а затем был отозван на доработку, уже почти доработан и в него добавлен запрет и на евро.

Также по теме:

REGNUM

Госдума предлагает «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов

 

АМИТЕЛ

Депутаты ГД предлагают «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов

 

Псковская Лента Новостей

Депутаты Госдумы предлагают «Газпрому» и «Роснефти» отказаться от долларов

 

Ведомости, 3 апреля 2014 года, Госдума плохо переносит время

Комитет Госдумы по охране здоровья вчера одобрил законопроект своего председателя, депутата ЛДПР Сергея Калашникова об установлении в России постоянного зимнего времени. Проект депутата от ОНФ Владимира Гутенева о возврате к сезонному переводу стрелок рекомендован к отклонению.

Срок вынесения проектов на Совет Госдумы(он формирует повестку пленарных заседаний палаты) не определен: фракция единороссов настаивает на отсрочке в две недели — до получения отзыва правительства, сказал на заседании первый зампредседателя комитета Николай Герасименко. Правительство проводило мониторинг последствий отмены зимнего времени(Минпромторг объявил такой конкурс весной 2013 г., был готов потратить 14 млн руб.), отзыв будет основан на его результатах, пояснил депутат. Калашников опасается, что рассмотрение сильно затянется: правительственный мониторинг должен был завершиться в феврале, у чиновников было достаточно времени для подготовки документа. Он объявил перерыв в заседании комитета до завтра — тогда вопрос отсрочки будет рассмотрен снова.

Государственно-правовое управление(ГПУ) президента концептуально одобрило проект Калашникова, но предложило учесть позицию правительства, следовало из слов Герасименко, зачитавшего часть документа(«Ведомостям» его предоставить отказались). По закону об исчислении времени установление времени в часовых зонах — полномочие правительства, но проект Калашникова предполагает лишить кабинет этих полномочий. На проект Гутенева отзыва ГПУ не поступило, сказал Калашников, есть лишь отрицательный отзыв правительства.

В Минпромторге на запрос«Ведомостей» о подготовке отзыва правительства на проект Калашникова вчера не ответили, но год назад Минпромторг опубликовал заключение: летнее время оптимально для россиян. Против возврата зимнего времени ранее не раз высказывался премьер Дмитрий Медведев. Вчера его пресс-секретарь Наталья Тимакова заявила, что«позиция правительства по вопросу о возврате зимнего времени не изменилась, кабинет министров не намерен к нему возвращаться»(цитата по«Интерфаксу»). Гутенев надеется, что закон будет принят, несмотря на сопротивление правительства: оно игнорирует не только позицию депутатов, но и обращения избирателей — за изменение ситуации, по его подсчетам, 90% из них.

Также по теме:

Ведомости

Госдума затягивает решение вопроса о зимнем времени

 

 

Солидарность, 2 апреля 2014 года, Минтруд хочет сподвигнуть россиян к мобильности \\ Сможет ли министерство сделать нас легче на подъем?

Российские власти обещают в ближайшие четыре года увеличить мобильность российских работников. Недавно общественности был представлен предварительный вариант Плана мероприятий по повышению мобильности россиян на 2014 - 2018 годы. И это хорошо, потому что уже на этой стадии к документу возникают вопросы.

С начала этого года Министерство труда в очередной раз озаботилось вопросами стимулирования внутренней трудовой миграции. Еще зимой был анонсирован, а теперь и выставлен для общественного обсуждения план мероприятий по повышению мобильности граждан РФ.

Среди прописанных в плане предложений можно, в частности, отметить идею выдавать “трудовым” переселенцам в другие регионы специальные “сертификаты участника региональной программы повышения трудовой мобильности граждан”. Эти сертификаты будут давать право на господдержку при трудоустройстве на новом месте. Речь идет и о разработке так называемых “трудовых карт”, которые бы позволили определять потребность того или иного региона в рабочей силе. (Впервые о трудовых картах, впрочем, власти заговорили несколько ранее, правда, в контексте привлечения иностранной рабочей силы.) Еще один пункт - создание общенациональной базы вакансий на сайте-портале “Работа в России”, появившемся еще в бытность главой Минздравсоцразвития Голиковой.

Кроме того, планируется ряд действий для того, чтобы упростить “внутренним мигрантам” наем жилья на новом месте. Застройщикам, которые возводят предназначенное для сдачи в наем жилье, предлагают налоговые льготы и прочие преференции; сам же срок найма по договору обещают увеличить вдвое - с пяти до десяти лет. Интерес вызывает также пункт о пересмотре - читай, либерализации - правил использования материнского капитала. Итого - без малого полсотни пунктов к реализации.

Чего нет в документе, так это конкретики, что признают даже вполне лояльно настроенные к идее разработки такой программы представители профильного сообщества.

- В законопроекте нет реперных точек с конкретными цифрами и целевыми показателями, которые надо достигнуть к конкретному сроку. Когда нет таких четких индикаторов, не появятся и ответственные, - заявил первый зампред думского комитета по промышленности Владимир Гутенев на видеомосте по проблемам трудовой мобильности, организованном 20 марта “Парламентской газетой”.

- Безусловно, такая программа нужна, другой вопрос - насколько она реалистична, - говорит и Михаил Тарасенко, член комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов. - Постановку вопросов мобильности рабочей силы надо начинать с вопроса цены труда и общегосударственного подхода в этом направлении. Да, регионы разные - есть развивающиеся, есть депрессивные, однако базовые стандарты для токаря, учителя или доярки должны быть одинаковы.

Политика государства относительно развития трудовой мобильности должна быть “разумной”, считает Гутенев: нельзя допускать “интеллектуального пылесоса” - оттока специалистов в крупные города, с “оголением регионов”. Здесь, к слову, сложно не вспомнить исследование, проведенное не так давно Российским союзом инженеров. Согласно этой работе, разрыв между доходами населения крупных городов может быть восьмикратным, а между инвестициями - и вовсе достигать 47 раз.

- Однозначно, уровень трудовой мобильности в России недостаточен - из-за инфраструктурной неготовности принимать население, из-за дороговизны переездов и перелетов, - говорит Гутенев. - С одной стороны, это проблемы государственные, геополитического свойства: необходимо прекратить отток специалистов и населения с Урала и Дальнего Востока. А с другой стороны, надо учитывать дефицит профессионалов. Когда ОПК в Екатеринбурге получает крупный заказ, вздрагивают директора других предприятий: это означает, что по их предприятиям пойдут “ходоки” вербовать профессионалов.

Надо отметить, что параллельно с разработкой мер по увеличению мобильности наших сограждан Минтруд продолжает “развинчивать гайки” в отношении трудовых мигрантов уже вполне зарубежных. В частности, один из последних законов упрощает для работодателя подачу заявки на привлечение иностранцев: теперь это можно сделать в течение всего предшествовавшего сроку заявки года, тогда как ранее заявку на следующий год необходимо было подавать до 1 мая.

ОПРОС

Готовы ли россияне сниматься с насиженных мест? “Солидарность” решила провести блиц-опрос профработников в регионах и на предприятиях, где недавно прошли или проходят массовые сокращения. Все эти события должны быть знакомы читателю по публикациям в “Солидарности”.

БЦБК, кризис на котором длится уже не первый год и многократно описывался в “Солидарности”, остановлен. В настоящее время идут процедуры, связанные с сокращением персонала.

Александр Нестеренко, председатель профкома Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (город Байкальск Иркутской области):

- Переезжать наши люди не готовы и не хотят, даром что здесь трудоустраиваться просто некуда. У нас “на месте” есть всего 139 вакансий, а до 1 июня сократят 1350 рабочих мест.

Многие пробовали ездить работать вахтово и столкнулись с обманом, так что теперь у людей никому веры нет. Нам предлагают также переобучаться, но с этим тоже все очень непросто. Есть вариант с переквалификацией на строительные специальности - но если человек переучится, получит свой второй или третий разряд, как ему быть дальше? У нас была собственная строительная организация, которая затем перешла “в город”. Через полгода после этого людям попросту перестали выплачивать зарплату.

Сейчас у нас своего рода затишье. Пока что выплачиваются положенные по коллективному договору компенсации, это продлится примерно до сентября. Есть возможность, что часть людей может остаться на своих местах: речь идет о нашей ТЭЦ, которая выставлена на торги. Если ее никто не приобретет, она будет передана муниципалитету. На это, конечно, тоже надеются. Остальные заняли выжидательную позицию. Люди довольно пассивны.

* * *

В 2013 году БАЗ попал в список предприятий, предназначенных собственником - холдингом Олега Дерипаски “Русал” - к ликвидации. Под сокращение на предприятии подпали работники электролизного производства.

Николай Прокофьев, председатель профкома Богословского алюминиевого завода (город Краснотурьинск Свердловской области):

- Из наших сокращенных работников, насколько я знаю, уехали только двое - в Иркутск. Еще часть ушла на пенсию, а часть числится в службе занятости. Сейчас, в отличие от советского времени, при переезде людям квартиры никто не предоставит - так что этот вопрос в данном случае самый основной.

Тем более что сейчас Краснотурьинск все же включили в список моногородов и пообещали создать у нас индустриальный парк. Если это будет сделано, в городе появится 1,5 - 2 тысячи рабочих мест.

* * *

На НАЗе, тоже оказавшемся в 2013 году в “списке Дерипаски”, прошли масштабные сокращения штата.

Михаил Шестоперов, председатель профкома Надвоицкого алюминиевого завода (Республика Карелия):

- Пока настроений переезжать нет. Да, у людей есть варианты в Питере или Петрозаводске, но, даже при нормальной зарплате, никто туда особенно не торопится. Не возникало вопросов и о переезде на сибирские заводы.

Относительно переподготовки - с сентября в городе Сегежа может открыться группа по обучению строителей с перспективами трудоустройства на строительство Кемской ГЭС. Люди приходили в комиссию и интересовались, но это было всего два человека.

Впрочем, если совсем не будет других выходов, люди все же могут и начать уезжать. Так-то у нас, кроме учреждений УФСИНа, работать толком негде.

* * *

В Архангельской области в кризисе или на грани закрытия в последнее время оказался ряд лесопромышленных и целлюлозно-бумажных предприятий.

Алексей Костин, председатель Архангельской областной организации профсоюза работников лесных отраслей РФ:

- За 2013 год только на тех предприятиях отрасли, где были первичные профорганизации - а это, естественно, не все предприятия области, - отмечено полное выбытие около 3 тысяч человек. Это за год. В связи с этим я ожидал, во-первых, данных о всплеске безработицы от центра занятости, а во-вторых, увеличения оттока людей из области. Однако статистика моих мыслей не подтвердила - потому как цифры по оттоку населения год от года остаются сопоставимыми, а резкого роста уровня безработицы, согласно статистическим данным, не произошло. Такое ощущение, что люди трудоустроились здесь же, в области.

Надо учитывать и особенность менталитета северного человека. Если он живет здесь во втором или третьем поколении, ему будет очень непросто стронуться с места. И пойти на это смогут немногие.

 

Urbc.Ru, 3 апреля 2014 года, ОАО «КБТМ» подало заявку на участие в конкурсе «Лучшее предприятие по работе в системе социального партнерства»

ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» (КБТМ, входит в состав ОАО «НПК «Уралвагонзавод») принимает участие в юбилейном X отраслевом конкурсе «Лучшее предприятие (организация) по работе в системе социального партнерства», посвященном 80-летию всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности «ОБОРОНПРОФ».

Как сообщает пресс-служба корпорации, организаторами мероприятия выступили департамент промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга РФ, общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз машиностроителей России», центральный комитет Всероссийского профсоюза работников оборонной промышленности.

Конкурс проводится с целью совершенствования форм социального партнерства организаций профсоюза, работодателей, федеральных и местных органов государственного управления по регулированию социально-трудовых отношений, а также повышения эффективности коллективных договоров (соглашений).

«КБТМ отвечает всем требованиям конкурса. На предприятии соблюдаются процедурные вопросы, обеспечивающие регулирование социально-трудовых отношений, ведутся коллективные переговоры и заключаются проекты коллективного договора, организован контроль за выполнением коллективного договора в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Кроме того, отражаются в обязательствах колдоговора положения федерального отраслевого соглашения по оплате, условиям и охране труда, дополнительных социальных льгот и гарантий, оздоровлению и отдыху работников, а также выполняются взаимные обязательства работодателя и работников по коллективному договору, работает комиссия по трудовым спорам», — сообщает пресс-служба корпорации.

 

Трибуна Общественной палаты, 2 апреля 2014 года, Работать будут лучше!\\ Министерство образования и науки договорилось с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении кредита в размере 10 млрд рублей на реализацию совместного проекта подготовки рабочих кадров для социально-экономического развития регионов. Эксперты заявили «Трибуне ОП», что необходимо развивать рабочие кадры, так как эта проблема сегодня очень актуальна.

МБРР является кредитным учреждением Всемирного банка. Проект будет осуществляться в рамках предложенной стратегии инновационного развития страны до 2020 года и стратегии развития системы подготовки рабочих кадров, а также формирования прикладных квалификаций в России. Об этом сообщили сегодня «Известия».

Полученные денежные средства намерены будут потратить на разработку новых образовательных программ обучения в ПТУ и колледжах. Разработчики проекта намерены внедрять и развивать практику создания кафедр и стажировочных площадок на базе предприятий или организаций. Следующей целью станет повышение квалификации преподавателей. По мнению разработчиков, такие подходы должны привести к привлечению работодателей непосредственно в программу обучения ПТУ и колледжей.

Часть денег намерены потратить на подготовку и участия студентов в различных региональных, межрегиональных, национальных и международных олимпиадах и конкурсах рабочих профессий.

Директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Наталья Золотарева рассказала «Известиям» о стратегии.

«Взаимодействие России со Всемирным банком выстраивается в рамках специального документа — совместной Стратегии партнерства, которая разрабатывается Российской Федерацией и Всемирным банком, определяя основные направление и проекты для сотрудничества, в том числе и программу заимствований. Одна из четырех ведущих тем текущей Стратегии на 2012–2106 годы особое внимание уделяет развитию человеческого потенциала в России», - сообщила Золотарева.

Эксперты отмечают, что в настоящее время уровень учреждений среднего профессионального образования в России достаточно низких. По мнению научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, это связано с советскими годами.

«Среднее профессиональное образование в ужасном состоянии, но это не связано с преподавателями. Эта система в значительной степени досталась нам от советского прошлого. Там сохранились старые преподаватели и технологии преподавания. Уровень компетентности наших молодых людей отражает уровень качества работы в СССР», - рассказал «Известиям» Фрумин.

По словам ректора МГТУ имени Баумана Анатолия Александрова, средние профессиональные учреждения необходимо объединить с вузами, чтобы по окончании обучения человек мог либо продолжить свое обучение, либо сразу идти на производство.

Стоит отметить, что за последние 10 лет МБРР уже оказывал финансовую помощь на материально-техническую поддержку системе образования РФ. Например, в 2002-2006 годах банк принимал участие в проекте «реформы системы образования», направленном на развитие нормативного бюджетного финансирования, реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, мониторинг качества образования, а также на подготовку и переподготовку административного персонала в образовательной системе.

«Трибуна Общественной Палаты» обсудила с экспертами вопросы, связанные с подготовкой рабочих кадров в ПТУ, университетах, а также вузах России.

Андрей Зверев, член Общественной палаты РФ, член Правления общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России»:

– Я пока что с этой программой не знаком и не знаю, на что пойдут эти деньги. Но дело в том, что я работаю в промышленности и пока что не слышал обращения министерства образования к нам на тему, что нам нужно, какие рабочие кадры нам необходимы? На что именно будут тратиться эти деньги? На подготовку каких кадров? Хотелось бы вот в связи с этой новостью получить от Минобрнауки какие-то обращения. Может быть, необходимо как-то привлечь к этому проекту Союз машиностроителей. Мы ведь хорошо знаем, какие кадры нам нужны. Министерство образование же больше специализируется на построении каких-то образовательных программ, а мы знаем, что нам надо. И, наверное, с нами стоило бы посоветоваться перед тем, как начать тратить эти деньги. Поэтому лично у меня большая просьба к министерству согласовать этот вопрос с промышленностью. Иначе опять эти деньги будут потрачены не понятно на что.

Азамат Тлисов, член Общественной палаты РФ, заместитель директора Экономического института ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия»:

– Те деньги, которые направляются на подготовку и переподготовку специалистов, будут очень полезными. Мы все прекрасно знаем, что рынок корпоративного обучения, на который ежегодно крупные компании тратят значительные ресурсы, является тоже рынком образовательных услуг. Если банк готов вкладываться в развитие человеческого капитала, о чем мы все сегодня говорим, то это прекрасно. Уровень образования конкретного гражданина – это, на мой взгляд, требование времени. И руководство страны, и Министерство образования говорят о том, что время, когда человек однажды закончил вуз, училище будет специалистом на всю жизнь осталось далеком прошлом. Сейчас необходима система непрерывного обучения или повышения квалификации. Она в значительной степени отражает развитие экономики и конкурентоспособность отдельного предприятия, а также страны в целом. Вот привлечение подобных ресурсов в систему образования для повышения рабочих кадров – это большой прогресс. Это деньги, которые не просто вкладываются в людей, а это инвестиции, которые обеспечивают дальнейший экономический рост. Понятно что, они будут выделяться на определенных условиях, но то, что они попадут в систему образования – это позитивное явление для нашей страны.

Игорь Шпектор, член Общественной палаты РФ, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России:

– Я думаю, что Министерство образования в свое время разрушило систему подготовки кадров, давая рекомендации всем регионам о том, чтобы закрывали ПТУ и другие профессиональные училища из-за нехватки денег. В результате мы пришли к тому, что нет рабочих специалистов, которые были бы хорошо обучены. Мы сегодня пожинаем плоды той бесхозяйственности, которая произошла. Я считаю, что необходимо, конечно, с этой проблемой что-то делать. У нас сегодня куча необученных гастарбайтеров по регионам. Эта трагедия встречается везде, где я бываю в регионах. Нет сварщиков, каменщиков, поколения слесарей. Поэтому нужно реализовывать этот проект, обучать будущих рабочих.

Терра, 2 апреля 2014 года, «ТЕРРА» поздравляет Владимира Аветисяна с днем рождения!

Сегодня свой день рождения отмечает один из самых успешных региональных топ-менеджеров России Владимир Аветисян. Заместитель председателя правления «РОСНАНО», советник генерального директора госкорпорации «Ростех», член Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России, председатель правления управляющей компании холдинга «Волгопромгаз» Владимир Аветисян родился 2 апреля 1958 года в Новокуйбышевске. Свою трудовую карьеру начал сразу после окончания Куйбышевского строительного института простым прорабом, а уже в 26 лет получил должность руководителя строительного управления РАО «Газпром». В 36 лет Владимир Аветисян создал и возглавил АДС «Волгопромгаз», которая со временем трансформировалась в один из крупнейших холдингов Самарской области. Сегодня «Волгопромгаз» объединяет около 100 предприятий, где трудятся почти 20 тысяч человек.

В губернии и за ее пределами Владимир Аветисян известен своими благотворительными проектами. При его поддержке строятся храмы и монастыри, проводятся концерты и спектакли. Активную деятельность Владимира Аветисяна как мецената отмечали первый президент России Борис Ельцин и Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй. В 2013 году глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Романова вручила Владимиру Аветисяну медаль «Юбилей всенародного подвига» за усилия в области меценатства. Владимир Аветисян также награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетным знаком губернатора Самарской области «За труд во благо земли Самарской», грамотами главы городского округа Самара и Благодарностью городского округа Самара. В копилке его наград - ордена Русской православной церкви, почетный знак и медаль Союза машиностроителей России. Владимиру Аветисяну присвоены звания «Заслуженный энергетик СНГ», «Почетный работник топливно-энергетического комплекса», «Почетный работник химической промышленности», он удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники.

Добавим, Владимира Аветисяна знают не только как мецената, но и как лидера популярной рок-группы D’Black Blues Orchestra.  

Телерадиокомпания «ТЕРРА» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Владимира Аветисяна.        

Уважаемый Владимир Евгеньевич, оставайтесь такой же незаурядной, яркой и многогранной личностью! Желаем Вам новых побед и свершений! Крепкого здоровья, благополучия и успеха Вам и Вашим близким!

Накануне.Ru

КБТМ впервые участвует в конкурсе социального партнерства

 

Урал­Полит.Ru

КБТМ впервые участвует в конкурсе социального партнерства

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Российская газета - Средняя Волга, 3 апреля 2014 года, Первая РЛС нового поколения «видит» всю Европу \\ Арсенал войск воздушно-космической обороны России пополнился новым средством наблюдения, позволяющим взять под надежный контроль наши западные рубежи. В декабре первая в стране радиолокационная станция (РЛС) нового поколения "Контейнер" заступила на опытно-боевое дежурство в окрестностях мордовского города Ковылкино. Отсюда современная система загоризонтного обнаружения высокой точности просматривает практически всю Европу. "РГ" побывала на секретном объекте.

Заглянуть за горизонт

На пропускной кордон воинской части, где базируется 590-й отдельный радиотехнический узел, мы прибыли в составе первой группы журналистов, получивших разрешение минобороны посетить уникальную станцию. Посреди заснеженного поля - командный пункт, ангары, служебные постройки и ровный полуторакилометровый "частокол" антенн высотой с десятиэтажный дом.

- Всего здесь 144 мачты, - рассказывает командир части полковник Андрей Ростовцев. - Первая станция системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении вероятного противника пока функционирует в опытном режиме. Она была введена в строй в конце прошлого года - второго декабря, а девятого декабря последовал доклад об этом министру обороны Сергею Шойгу. Система позволяет отслеживать и распознавать объекты боевой и гражданской авиации на расстоянии 3000 километров и на высоте 100 километров, а также обнаруживать пуски крылатых ракет. Мы видим Европу вплоть до Франции, Италии и Великобритании. В перспективе - к 2017 году - будем смотреть еще и на Азию: всегда интересно узнать, что там, за горизонтом...

Сейчас под началом Ростовцева служит 115 человек. Новое подразделение войск ВКО под Ковылкином, что в сотне километров от столицы Мордовии, было сформировано в мае прошлого года. Вскоре сюда прибыли 80 молодых лейтенантов - вчерашних выпускников Военно-космической академии имени Можайского. Один из них, Станислав Ноговицын, в день нашего визита нес вахту в составе дежурно-боевого расчета в святая святых командного пункта - серверной.

- Слежу за технической составляющей - приемом и передачей данных, заношу сведения в журнал, - по-военному четко отвечает юноша, внимательно глядя на монитор.

На большом экране перед ним - карта Европы с проекциями самолетов. Правда, позднее снимки, сделанные здесь, нам пришлось уничтожить - по требованию бдительной военной цензуры.

- Теперь уж точно никакой Руст не пролетит? - шутят журналисты.

- Он и тогда не пролетел незамеченным - его все время "вели", - поправляет начальник командного пункта Левон Далакян.

Догнали конкурентов

Станция в Мордовии - принимающая: передатчик находится в 300 километрах отсюда - у города Городец Нижегородской области. Новая РЛС работает благодаря излучению электромагнитной энергии: станция светит вверх, сигнал отражается от ионосферы, как от зеркала, давая возможность увидеть все, что происходит за горизонтом. Запуск объекта стал важным этапом в решении поставленной президентом РФ задачи по созданию к 2020 году сплошного радиолокационного поля страны.

- Прежде мы имели такое прикрытие, а впоследствии, по мере технической деградации, вновь встал вопрос о защите своих рубежей, - комментирует главный конструктор "Контейнера" Валентин Стрелкин. - Когда-то мы опережали Запад в этом отношении: в 80-х советская станция "Дуга", базировавшаяся под Чернобылем, была уникальной по дальности в мире - диапазон покрытия составлял 10 000 километров. Однако в следующее десятилетие мы здорово отстали, и затем приходилось уже догонять конкурентов. Сегодня нам удалось это сделать: "Контейнер" как минимум не хуже самых современных западных аналогов.

При этом обходится российская РЛС почти вдвое дешевле - итоговая стоимость проекта составила около десяти миллиардов рублей. Для того чтобы обезопасить воздушные просторы России со всех сторон, в ближайшие годы потребуется ввести в строй не менее четырех подобных объектов.

- От экспансионистких задач мы отказались, сосредоточившись на ближних рубежах. При этом важно отселектировать полученную информацию (все, что мирное, - пусть летает) и научиться безошибочно распознавать малоразмерные цели - такие, как крылатые ракеты. О том, какое это грозное оружие, мир узнал на примере Югославии и Ливии. Запад не спит - и нам не дает, - вздыхает Валентин Стрелкин. - По каким параметрам для размещения первой системы нового поколения была выбрана Мордовия? Определяющую роль здесь сыграло удобное географическое расположение: если посмотреть по картам, то радиус покрытия РЛС захватывает не только Европу, но и Персидский залив, Израиль, Ирак…

Спецзаказ для оборонки

По словам Стрелкина, свою лепту в создание "Контейнера" внесли и мордовские предприятия - так, часть оборудования изготовил саранский телевизионный завод, который на этот год получил очередной заказ от "оборонки" на миллиард рублей. На научно-производственный комплекс "НИИ дальней радиосвязи" работает и Мордовский госуниверситет им. Огарева, а также ряд нижегородских структур. И хотя близлежащий городок Ковылкино, по российским меркам, маленький, - всего-то 20 с небольшим тысяч населения - но местные власти заверяют, что на условия службы военным здесь сетовать не придется.

- Для Ковылкина воинская часть, по сути, является одним из градообразующих предприятий - там трудится вольнонаемными около 700 местных жителей. В этом году у нас начнется строительство военного городка - уже выделены участки для возведения двух многоэтажек по 60 квартир. Имеется хорошая социальная инфраструктура: современная поликлиника, дом культуры, физкультурно-оздоровительный комплекс, пять школ, строится новый детский садик на 250 мест, - рассказал глава Ковылкинского района Виктор Ташкин. - Детей военных в садики будем принимать без очереди, благо демография у нас сейчас на подъеме. Кстати, здесь мы тоже рассчитываем на военных: в городском загсе уже планируются две свадьбы - местные девушки выходят замуж за офицеров части. Как говорится, процесс пошел


3. Автомобилестроение.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 2 апреля 2014 года, «Группа ГАЗ» представляет на выставке в Казахстане автомобили «Урал» для нефтегазового комплекса.

Технику для нефтегазового комплекса представляет автомобильный завод "Урал" "Группы ГАЗ" на 13-ой Северо-Каспийской региональной выставке "Атырау Нефть и Газ. Atyrau Oil & Gas".      

Вниманию гостей выставки представлен "Урал-44202-3511-80" (на первой фотографии) повышенной грузоподъемности и специальный вахтовый автобус "Берлога" (на второй фотографии) на шасси "Урал-43206-4151". Автомобили укомплектованы двигателями, соответствующими четвертому экологическому стандарту. Выставка проходит в казахском Атырау с 1 по 3 апреля.      

Представленный на выставке тягач "Урал-44202-3511-80" (колесная формула 6х6) из нового семейства модернизированных полноприводных автомобилей, разработанных на базе "Урал-4320", предназначен для буксировки полуприцепов по всем видам дорог. Тягач, оснащенный седельно-сцепным устройством, может транспортировать длинномерные грузы и различные виды полуприцепов по всем видам дорог и местности. Постоянный полный привод позволяет седельным тягачам марки "Урал" преодолевать труднопроходимые участки дорог. В автомобиле установлены модернизированные ведущие мосты, пневматический привод тормозной системы, модернизированная раздаточная коробка, двигатель нового поколения ЯМЗ-536 мощностью 285 л.с. коробки передач ZF и Fast Gear. Модернизация агрегатной базы обеспечивает улучшенные тягово-динамические свойства автомобилей и позволяет эффективно использовать их как в условиях бездорожья, так и на дорогах общего пользования.        

Еще один автомобиль для нефтегазового комплекса – специальный вахтовый автобус на шасси "Урал-43206-4151" (колесная формула 4х4), созданный из сэндвич-панелей серии "Берлога". Автобус предназначен для перевозки вахтовых бригад по дорогам общей сети и бездорожью. Фургон специального транспортного средства рассчитан на 20 посадочных мест и два места в кабине водителя. Сэндвич-панельный фургон с утеплением из специального материала (толщина утеплительного слоя 60 мм) оснащен автономным отопителем, размещенным за кабиной инструментальным ящиком, переговорным устройством, автономным предпусковым подогревателем двигателя. Фургон типа "Берлога" укомплектован двухкамерным стеклопакетом. По желанию заказчика возможно переоборудование в фургон с жилым отсеком и хозяйственным блоком, также возможна установка крано-манипуляторных устройств.    

Автомобили "Урал" максимально приспособлены для работы в сложных условиях, включая горные перевалы, пески, распространенные в Казахстане. Сотрудничество с республикой Казахстан является перспективным направлением развития для завода "Урал" (является членом Союза Машиностроителей России): реализация техники в данный регион составляет порядка 60% общего объема продаж в страны СНГ.

 

Правительство Челябинской области, 2 апреля 2014 года, Автозавод «Урал» посетила делегация правительства Анголы \\ Автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» (Миасс, Челябинская область) с деловым визитом посетила делегация правительства Республики Ангола. Во встрече принял участие министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Алексей Бобраков, сообщили в пресс-службе ведомства.

Гости побывали на производственных площадках автозавода «Урал», ознакомились с продукцией предприятия, оценили ходовые качества автомобилей на испытательном полигоне.

«Сегодня коллектив автозавода «Урал» во главе с генеральным директором Виктором Кадылкиным работают над стабильным функционированием и перспективным развитием предприятия, – отметил Алексей Бобраков. – Эта работа направлена на то, чтобы автозавод «Урал» продолжал оставаться одним из ведущих автопредприятий на мировом рынке. Визиты зарубежных делегаций, безусловно, свидетельствуют об интересе иностранных государств к технике, которую здесь производят».

Сотрудничество автомобильного завода «Урал» и Республики Ангола началось почти 40 лет назад. В Анголу поставлялись полноприводные автомобили различных модификаций.

Как сообщили в пресс-службе АЗ «Урал», особое внимание представители Республики Ангола обратили на седельный тягач «Урал-44202-3511-80» из нового семейства модернизированных полноприводных автомобилей.

«На протяжении многих лет Республика Ангола поддерживает деловые отношения с Российской Федерацией, – сказал министр национальной обороны Республики Ангола, генерал-полковник Кандидо Перейра душ Сантуш Ван-Дунен. – Техника производства автозавода «Урал» хорошо известна у нас в стране. Мы являемся свидетелями того, что автозавод «Урал» способен развиваться, внедрять современные технологии и быть конкурентоспособным. Мы посетили линии сборки, увидели автомобили в действии и подтверждаем, что продукция автозавода «Урал» соответствует требованиям, которые предъявляются к технике такого уровня».

«Наши машины хорошо известны своей проходимостью и функциональностью. Но мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно работаем над развитием производимой линейки автомобилей, над совершенствованием техники в соответствии с самыми актуальными требованиями потребителей. В наших планах – дальнейшее расширение присутствия на внешних рынках, экспорт новых видов продукции», – отметил генеральный директор автозавода «Урал» «Группы ГАЗ» Виктор Кадылкин.

Ведомости, 3 апреля 2014 года, Мотор с акцентом.

Серийное производство дизельных и газовых двигателей, которые разработает«Камаз»совместно с Liebherr-International AG, начнется в конце 2016 г., сообщили обе компании. Контракт подписан 25 марта. Это будут моторы мощностью 450-700 л. с., удовлетворяющие стандартам«Евро-5» и с возможностью доведения до требований«Евро-6», говорится в сообщении. Производство разместится в Набережных Челнах, где базируется«Камаз». Liebherr«выступит в роли технического консультанта при проектировании, планировании и запуске производства на новом предприятии», а также будет поставлять для новых моторов часть компонентов, включая блок управления. В основном новые моторы будут состоять из российских компонентов, сказал представитель«Камаза», но планируемый уровень локализации не раскрыл.

Инвестиции и их источники тоже неизвестны. Представитель«Камаза» лишь пояснил, что проект реализуется за счет инвестпрограммы завода(65 млрд руб. до 2020 г.). По его словам, новыми двигателями прежде всего будут комплектоваться грузовики нового модельного ряда«Камаза»(массовый переход запланирован на 2016 г.) мощностью свыше 450 л. с. Сейчас машин, имеющих подобные моторы, более половины текущего производства«Камаза», добавляет он. В 2013 г. завод выпустил 42 858 грузовиков, по данным«АСМ-холдинга».

У«Камаза» помимо собственного моторного завода(см. врез) есть двигателестроительное СП с американской Cummins Inc. Оно выпускает около 10 000 моторов в год. Новое производство не создаст ему конкуренции, говорит представитель автозавода: СП производит для«Камаза» моторы мощностью меньше 400 л. с. Новые двигатели заменят текущее поколение камазовских силовых агрегатов.

По мнению аналитика«ВТБ капитала» Владимира Беспалова, инвестиции в проект могут превысить 100 млн евро. Деньги у завода есть, замечает он: чистый операционный денежный поток группы в 2013 г. оценочно составил 9,7 млрд руб.(«Камаз» еще не отчитывался по МСФО по итогам года). Но скорее всего«Камаз» будет использовать привлеченные средства, считает аналитик. Государство субсидирует часть процентов по инвесткредитам, напоминает он. У компании хороший кредитный рейтинг и низкая долговая нагрузка, добавляет Беспалов: по итогам первого полугодия 2013 г. чистый долг«Камаза»(13,6 млрд руб.) к EBITDA составлял 1,3, по итогам 2013 г. — 1 при прогнозном чистом долге 8,2 млрд руб.

Иностранного партнера для разработки двигателей привлекала и группа ГАЗ — для организации выпуска моторов семейства ЯМЗ-530, соответствующих«Евро-4» и выше. Партнером выступила австрийская AVL List. В создание нового производства мощностью 40 000 моторов в год инвестировано около 5 млрд руб. Серийный выпуск начался в конце 2012 г., в прошлом году было произведено 18 000 шт., говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. По ее словам, половина двигателей семейства ЯМЗ-530 приходится на внешних потребителей, включая МАЗ.

«Камаз» тоже мог бы часть новых моторов поставлять другим автозаводам — МАЗу или предприятиям группы ГАЗ, считает Беспалов.«Это не исключено, но сейчас таких планов нет», — уточнил представитель«Камаза». Группе ГАЗ это не интересно, сказала Матвеева. По ее словам, мощность выпускаемых сейчас двигателей серии ЯМЗ-530 — 210-215 л. с., но компания разрабатывает модификацию 350 л. с., выпуск которой начнется в 2015 г. К тому же группа собирается на треть удешевить себестоимость производства ЯМЗ-530, а мощность линии при достаточном спросе увеличить вдвое, добавляет она.

 

4. Авиастроение.

Expert.ru, 3 апреля 2014 года, Технопаркам подрезают крылья \\ Объединенная авиастроительная корпорация – первая крупнейшая компания с госучастием, готовая отдать производство деталей и комплектующих малому и среднему бизнесу, для чего создает четыре масштабных технопарка. Но реализация этих планов может затормозиться, если Минэкономразвития откажется субсидировать необходимую для частных предприятий инфраструктуру.

Рабочая группа по государственно-частному партнерству в сфере военно-промышленного комплекса совета Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ рассмотрела более 50 пилотных проектов, из которых четыре находятся в высокой степени готовности. Это четыре масштабных технопарка ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в Воронеже, Казани, Ульяновске и Нижнем Новгороде. ОАО «ОАК2 – первая госкорпорация, которая, согласно указу президента и в рамках разработанной Минпромторгом программы решила провести масштабную реорганизацию предприятий с целью перехода на новую индустриальную модель. Одним из результатов программы будет выведение на аутсорсинг производств низких переделов, которыми может заняться малый и средний бизнес, и он уже проявляет к этому интерес. Но, как стало известно «Эксперт Online», проекты могут не реализоваться из-за пробуксовки Минэкономразвития (МЭР), которое в этом году по непонятной причине решило вычеркнуть из списка на предоставление субсидий центры сертификации и центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию. Это то, без чего малому и среднему бизнесу нечего делать рядом с крупными компаниями, особенно военно-промышленного комплекса.

Частный бизнес – в ВПК

Как ни парадоксально звучит, но государство уже несколько лет безуспешно пытается заставить крупные госкомпании делиться частью производства с малым и средним бизнесом. Пока известны лишь единичные примеры «Ростеха», отдавшего частникам производство несложных деталей.

Между тем, два года назад была поставлена еще более амбициозная задача – допустить малый и средний бизнес в военно-промышленный комплекс. Согласно указу президента от 7 мая 2012 года №603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», правительство с прошлого года занялось упрощением процедуры создания новой продукции военного назначения. В том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). В прошлом году для этого был создан Совет Военно-промышленной комиссии при правительстве по развитию государственно-частного партнёрства (СВПКГЧП). Предполагается, что за счет привлечения частных инвестиций государству придется меньше тратить денег на производство вооружений или инфраструктуры для армии, конкуренция позволит также повысить качество выпускаемой продукции.

Появились уже и успешные примеры. В прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев посетил московское предприятие «Промтехнология», создающее винтовку ORSIS марки Т-500 – одно из высокоточных в мире стрелковых оружий. Сейчас она проходит испытания, после чего будет принято решение о заказе винтовки для нужд Минобороны в рамках ГЧП.

Тогда премьер-министр отметил, что в России сфера ВПК до последнего времени считалась закрытой и малопривлекательной для частного бизнеса, но при этом он выразил надежду, что ситуация будет меняться:

«Для этого нужно пройти определённый путь и государству, и, соответственно, тем производствам, которые создавались частными предпринимателями», – добавил Дмитрий Медведев.

И вот этот процесс начался. СВПК ГЧП совместно с Центром поддержки ГЧП разработали модели, по которым частные предприятия могут вступить в партнерство с государством для работы на оборонку.

«Помимо этого мы сейчас готовим дополнения в Концепцию развития ГЧП в военно-промышленном комплексе для того, чтобы в контрактах жизненного цикла мог участвовать малый и средний бизнес, - пояснил «Эксперт Online» Максим Ткаченко, директор департамента исследований и организационно-аналитической деятельности Центра развития ГЧП при правительстве РФ. – Вообще, большой вопрос, что считать государственно-частным партнерством. Мы предлагаем два основных критерия: долгосрочные вложения частного инвестора и долгосрочный контракт со стороны государства. Обоюдные риски и составляют основу ГЧП. Пока же создание винтовки «Промтехнологией» с натяжкой можно отнести к ГЧП, здесь пока нет участия государства, оно только предполагается».

Одним словом, создание нормативной базы для допуска МСП в военно-промышленный комплекс или вообще к проектам ГЧП – дело долгое.

Миллиарды рублей на аутсорсинг

Тем временем ОАК – первая крупная корпорация с госучастием, которая решила пойти другим путем. Этот путь, собственно, предусмотрен отраслевой программой «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Речь идет о реструктуризации предприятий ОАК и создании на высвободившихся площадях технопарков. Развивать их предполагается в том числе за счет субсидий, выделяемых МЭР регионам на поддержку малого и среднего бизнеса.

Основная суть реструктуризации в том, что производство продукции низких переделов выводится на аутсорсинг и передается малому и среднему бизнесу. По схеме, к 2025 году в корпорации останется только конечная сборка самолетов и ключевые компетенции (запатентованные технологии производства и проектирования). Не ключевые компетенции будут отданы в технопарки, на базе которых планируется создать Национальный авиастроительный кластер в Европейской части России. Это технопарки Казанского авиационного производственного объединения, Воронежского авиастроительного общества, технопарк «Сокол» Нижегородской области, «Авиастар» в Ульяновской и Промтехнопарк «АСЗ парк» в Хабаровском крае. Четыре первых – уже в высокой степени готовности. Под них будет выделено до трети, а то и более, площади действующих в этих регионах предприятий корпорации. Предприятия малого и среднего бизнеса смогут производить здесь детали и сборочные единицы механообрабатывающих производств, композитные материалы, делать литье, выпускать резино-технические изделия, шарико-винтовые пары и прочее. Кроме того, в технопарках будут производить те комплектующие, которые сейчас предприятия корпорации покупают за рубежом.

Справка:

Предприятия малого и среднего бизнеса в случае создания технопарков смогут участвовать в производстве деталей и комплектующих:

В Ульяновске - транспортных самолетов Ил-76МД-90А, Ан-124-100, пассажирских семейства Ту-204, Sukhoi Superjet 100 (материалы для монтажа интерьера), компонентов для перспективного гражданского самолета МС-21.

В Комсомольск-на-Амуре - истребителей семейства Су, а также региональных самолетов SSJ-100, в том числе экспортных моделей.

В Казани – гражданских самолетов Ту-214 и его модификаций, самолетов стратегической авиации Ту-22М3 и Ту-160.

В Воронеже – самолетов ИЛ-96, Ан-148, легких военно-транспортных самолетов.

В Нижнем Новгороде – истребителя семейства МиГ и самолетов легкой авиации.

 

«Это дает корпорации существенное сокращение издержек, накладных расходов за счет сдачи в аренду резидентам технопарков и индустриальных парков избыточных площадей и оборудования, - рассказал «Эксперт Online» Олег Севрюков, директор департамента по реструктуризации ОАК. - В советское время численность среднего завода, например, в европейской части России была 25-30 тысяч человек, сейчас 5-7 тысяч, а производственная инфраструктура осталась прежней. Поэтому мы имеем большие резервы площадей. Кроме того, за счет развития конкуренции среди резидентов технопарков мы получим удешевление стоимости деталей и сборочных единиц низких переделов, в том числе за счет льготных режимов налогообложения. К тому же малый бизнес более эффективно использует рабочую силу».

По предварительным оценкам, к 2025 году на аутсорсинг может быть передано изготовление продукции на сумму до 100 млрд рублей. Увеличение производительности труда в технопарках в рамках новой индустриальной модели планируется на 300-500% по сравнению с действующими предприятиями ОАК. Кроме того, корпорация может сэкономить до 20-30% на инвестициях в развитие мощностей за счет привлечения частного капитала в низкие производственные переделы. Наконец, переход от нормативного ценообразования на детали и сборочные единицы к рыночному обеспечит стимулы для повышения внутренней эффективности собственного производства.

«У нас уже готов проект, подготовлены площадки под технопарк, определено оборудование, которое будет сюда передано, - рассказал «Эксперт Online» Александр Лисицин, руководитель проекта технопарка Воронежского авиастроительного общества (ОАО «ВАСО»). – Пройдены основные этапы согласований, остается дело за государством».

Нет сертификатов – нет доступа

Основная проблема в том, что предприятия малого и среднего бизнеса не могут войти в высокотехнологичные отрасли, особенно сопряженные с оборонным заказом, поскольку не имеют необходимых сертификатов, лицензий, программного обеспечения и оборудования.

«Существуют очень жесткие требования по лицензированию и сертификации, которым должны соответствовать наши предприятия и наши поставщики, неважно крупный это бизнес или малый, - говорит Олег Севрюков. – Для любого крупного предприятия, даже имеющего опыт и ответственные за это структуры, поддержание стандартов системы менеджмента качества, ежегодное подтверждение выполнения требований сертифицирующих органов, а также военной приемки, является сложной задачей. Для малого и среднего бизнеса выполнение таких требований по производству авиационной техники, зачастую является непосильной ношей».

Поэтому ключевым звеном в технопарках должны стать так называемые центры коллективного пользования. Первым делом это инжиниринговые центры, которые помогут спроектировать деталь на современном программном обеспечении, центры прототипирования, которые изготовят единичные модели продукции, в том числе на 3D принтерах. Это и центры сертификации и контроля качества производимой частными предприятиями продукции. Наконец, это испытательные центры, имеющие необходимые стенды и прочее дорогостоящее оборудование.

«Сейчас продукция ОАК соответствует единым стандартам качества, предприятия имеют единые сертификаты и лицензии на производство продукции, - говорит Александр Лисицин. – Но малые частные предприятия не могут позволить себе заплатить за сертификацию тому центру, с которым работаем мы. Поэтому необходимо, чтобы при технопарке был свой сертификационный центр, финансируемый государством, который будет работать с частными предприятиями. Он же и позволит обеспечивать контроль качества выпускаемой продукции для оборонзаказа».

Для ясности резюмируем: предприятия ОАК выделяют площади и инфраструктуру под технопарки и передают им часть оборудования, приглашая работать на нем те частные компании, которые изъявят желание производить детали и конструкции для самолетов. Но эти предприятия не смогут самостоятельно спроектировать деталь по электронным чертежам, прототипировать ее, не смогут сами провести испытания. Поэтому сертификация и лицензирование – большая проблема для вхождения в этот бизнес.

«Вообще в России развелось тысячи сертификационных центров, но компетентных из них – единицы, - пояснил «Эксперт Online» Алексей Шалин, президент научно-технического фонда «КОНСТАНД», председатель комитета по совершенствованию системы технического регулирования «Деловой России». – Я очень сомневаюсь, что надо создавать новые».

«В том-то и дело, что в России единицы компетентных лабораторий, они удалены от производства и не нацелены на задачи малого и среднего бизнеса, - оппонирует Александр Лисицин. – На все предприятия их не хватит, да и территориально им лучше находиться близко к производству, чтобы избежать лишних затрат».

Один технопарк необходимо оборудовать как минимум центрами инжиниринга, прототипирования, сертификации и, что очень важно, центром коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию. Общая цена вопроса – несколько сотен млн рублей. Только центр коллективного доступа стоит около 200-300 млн рублей. Речь идет о дорогих станках, без которых невозможно создать сложные узлы и детали. Без такой инфраструктуры частные предприятия смогут разве что вытачивать болванки. При этом госкомпания, сколь бы она ни была заинтересована в скорейшей реструктуризации, не может сама организовать такие центры коллективного пользования.

«Существуют законодательные ограничения на инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса со стороны ОАО «ОАК», даже если это вложения в инфраструктуру, которая остается на балансе наших предприятий, - говорит Олег Севрюков. - Государственные инвестиции в форме федеральных целевых программ планируются только на основные авиационные программы в привязке к конкретным предприятиям ОАО «ОАК». И по закону мы не можем расходовать эти средства на иные цели даже в том случае, если это инвестиции в поставщиков основного производства, в том числе малые и средние предприятия. Это нецелевое использование средств и уголовно наказуемое деяние».

Кроме того, корпорация испытывает дефицит финансовых ресурсов, поскольку из года в год увеличивает объемы производства на 15-20%. Это требует больших затрат на инвестпрограммы и закупку комплектующих, которые составляют до 70 % в себестоимости продукции.

«К тому же, если речь идет об инвестициях в развитие инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, то это задача государства, - считает Олег Севрюков. - Роль государства при создании технопарков – обеспечение их инфраструктурой, роль крупного бизнеса, таких корпораций как ОАК - формирование спроса на инновационную продукцию малых и средних предприятий. А дело частных инвесторов вложить деньги в производство качественной продукции».

Теоретически государство при этом выигрывает многократно – развивает малый и средний бизнес, увеличивает налоговые поступления, снижает вливания в предприятия ОПК по линии федеральных целевых программ – за счет замещения государственных инвестиций частными. Наконец, получает снижение социальной напряженности и многое другое.

Необходимые МЭРы

В настоящее ситуация находится на пике развития – уже верстается ежегодный приказ Минэкономразвития о проведении конкурса по отбору субъектов федерации, которые смогут получить субсидии на поддержку малого и среднего бизнеса. В этом году сумма предполагается беспрецедентная – 21 млрд рублей.

Но почему-то именно в этом году Минэкономразвития вовсе решило отказаться от субсидирования технопарков, в том числе центров сертификации, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию. Именно сейчас, когда впервые сыскалась крупная компания с госучастием, затеявшая масштабную реструктуризацию, которая помогла бы развиваться и встать на ноги многострадальному малому и среднему бизнесу.

Справка:

В прошлом году субсидии регионам на поддержку малого и среднего бизнеса кроме прочего предназначались на создание центров: коммерциализации, инноваций, кластерного развития, транспортно-логистических, инжиниринговых, прототипирования, промышленного дизайна, субконтракции, коллективного доступа, сертификации, коллективного доступа к выосокотехнологичному оборудованию, учебных.

 

Председатель Открытого правительства Михаил Абызов и Минпромторг, руководство Ассоциации технопарков в сфере высоких технологий направили в Минэкономразвития письма – кто с просьбами, кто с требованием не перекраивать список субсидируемых центров. Абызову от заместителя министра экономического развития Евгения Елина поступил ответ о том, что ведомство за три года выделило субсидии на создание четырех технопарков, 17 центров кластерного развития, 21 инжиниринговый центр, 6 центров прототипирования и 4 – коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию. И в завершении сказано, что в этом году МЭР продолжит поддерживать предприятия малого и среднего бизнеса, в том числе «создание технопарков, инжиниринговых центров, центров кластерного развития и центров прототипирования». В этом списке кроме многих прочих не оказалось сертификационных центров и центров коллективного доступа. Как раз того, без чего малым и средним предприятиям в принципе закрыт доступ в оборонно-промышленный комплекс, равно как и во многие другие высокотехнологичные отрасли.

«Если на создание центров сертификации и коллективного доступа не будут выделяться государственные субсидии, мы можем загубить пилотные проекты, которые находятся в высокой степени готовности, - сообщил «Эксперт Online» Андрей Шпиленко, член СВПКГЧП, руководитель НП "Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий". – Что такое технопарк? Это пол и стены. Без станков, высокоточного оборудования, закупаемого на государственные субсидии, они не имеют смысла. А без центров сертификации, для которых тоже необходимо дорогое оборудование, доступ частного бизнеса к военно-промышленному комплексу вовсе будет закрыт. Предприятия уже в очереди стоят со своими технологиями, кадрами, даже образцами продукции, но ни одно из них не сможет наладить мелкосерийное производство без центров коллективного доступа к высокоточному оборудованию, а тем более без центров сертификации», - говорит Андрей Шпиленко.

К слову сказать, руководители регионов, на территориях которых предполагается создание новых технопарков, тоже на низком старте, они готовы подавать заявки на получение субсидий для создания необходимых центров коллективного пользования. Из каких соображений МЭР именно в этом году решило секвестировать список объектов субсидирования, непонятно. Но ясно одно: если сейчас «подрезать крылья» ОАК, а вместе с ним десяткам, а то и сотням частным предприятиям, то потом уже никакую госкорпорацию не заставить вывести на аутсорсинг производство. А значит, на развитии высокотехнологичного малого и среднего бизнеса можно будет ставить крест.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь