Новости СоюзМаш России

04.03.2014

Информационный обзор прессы. 04.03.2014

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

4 марта 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России. Стр.

 

Известия, 4 марта 2014 г., Госзакупки защитят от шпионов \\ Объявления о приобретении комплектующих для военной техники могут исчезнуть с сайта госзакупок

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Госзакупки защитят от шпионов

 

Портал машиностроения, 3 марта 2014 г., Робофест: здесь собирают будущее

   
 

ИА Беломорканал, 3 марта 2014 г., Поморский сенатор Добрынин хочет сэкономить для целлюлозных предприятий деньги на очистке сточных вод \\ Сенатор от Архангельской области Константин Добрынин предлагается внести изменения в статьи Водного кодекса, которые устанавливают нормативы допустимого уровня загрязнения в сбрасываемой в водоемы воде. Сегодня они рассчитываются из предельно жестких требований, но не учитывают действительное качество воды в тех водных объектах, откуда идет забор воды, говорится в тексте законопроекта. По мнению сенатора, из-за этих требований предприятий несут значительные убытки. Напомним, Добрынин в свое время был членом совета директоров Котласского ЦБК и сотрудником ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз». Его интерес в этом деле очевиден.

 

Ростех, 3 марта 2014 г., Разработки «Швабе» помогут развитию медицинской отрасли \\ Россия увеличит производство медоборудования в два раза

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 4 марта 2014 г., Пентагон приостанавливает сотрудничество с российскими военными \\ В Киеве 22 февраля произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Рада отстранила от власти президента Виктора Януковича, изменила конституцию, возложила исполнение обязанностей главы государства на спикера Александра Турчинова и назначила президентские выборы на 25 мая.

 

3.     Автомобилестроение.

 

Коммерсантъ в Нижнем Новгороде, 4 марта 2014 г., Приехали к сокращениям \\ Из-за падения спроса нижегородский автопром готовится оптимизировать кадры

 

Федерал­Пресс, 4 марта 2014 г., Весной в Ижевске начнут собирать хэтчбек Lada Granta

 

4. Авиастроение.

 

Военно-промышленный курьер, 3 марта 2014 г., Полетит еще не скоро \\ У перспективного стратегического бомбардировщика будет весьма трудная судьба

 

ИТАР-ТАСС, 3 марта 2014 г., СМИ: Целесообразность закупок ВВС России трех модификаций Су-27 сомнительна \\ Западные эксперты считают, что производство одного самолета было бы более целесообразным

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

 
 

Известия, 4 марта 2014 г., Госзакупки защитят от шпионов \\ Объявления о приобретении комплектующих для военной техники могут исчезнуть с сайта госзакупок

С официального сайта госзакупок может исчезнуть информация о приобретении комплектующих для оружия, военной и специальной техники. Сенаторы Совета Федерации внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, запрещающий публикацию объявлений о подобных конкурсах. По мнению авторов поправок, это оградит промышленность от раскрытия данных о военной технике, которые относятся к гостайне.

Члены комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Юрий Воробьев, Виктор Озеров, Евгений Серебренников и Анатолий Бондарук подготовили поправки в законы «О контрактной системе в сфере закупок...» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Предлагается добавить в список ситуаций, когда информация о конкурсе не публикуется, закупки комплектующих «для создания опытных образцов, производства, модернизации, ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники».

Сегодня закрытые конкурсы (без публикации объявления на zakupki.gov.ru) проводятся, если сведения о товарах или нуждах, для которых из приобретают, составляют гостайну (в списке есть еще несколько пунктов — транспортировка драгоценностей и музейных коллекций и т.п.).

Данные о комплектующих и оборудовании, входящих в состав вооружения, по российским законам не относятся к гостайне, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Но открытое размещение в конкурсной документации такой информации «позволяет с высокой степенью вероятности установить структуру, общий объем производства и тактико-технические характеристики продукции в рамках государственного оборонного заказа».

Действительно, на официальном сайте госзакупок «Известия» обнаружили, например, документацию на техническое перевооружение Воткинского завода, выпускающего ракеты «Булава». В ноябре прошлого года в техническом задании были указаны площадь цехов, количество рабочих мест, наименования некоторого оборудования.

В комитете СФ по обороне и безопасности пояснили, что инициатива должна обезопасить отечественный военно-промышленный комплекс от шпионажа со стороны зарубежных спецслужб.

— В США с 2007 года функционирует целое структурное подразделение, которое занимается анализом наших закупок. По количеству и составу оборудования, указанного в документах, легко просчитываются тактико-технические характеристики, объем этих систем и в том числе заводы-изготовители, — сообщил собеседник «Известий».

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок...» вступил в силу 1 января 2014 года. Он предусматривает различные способы проведения закрытых торгов — при этом организатор направляет приглашения ограниченному кругу поставщиков, соответствующих требованиям конкурса.

— Для первого чтения документ вполне сбалансирован. Ко второму чтению можно будет уточнить нюансы, — считает первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. Он добавил, что предлагаемые меры не должны нарушить честную конкуренцию между поставщиками.

Представитель судоремонтного завода «Нерпа» (обслуживает атомные подводные лодки) сообщил, что при размещении заказа на поставку оборудования, необходимого для деятельности предприятия, в документации указываются все параметры.

— На каждый заказ формируется техзадание, где указываются точные характеристики, — отметил собеседник.

Гендиректор холдинга «Росэлектроника» (входит в госкорпорацию «Ростех») Андрей Зверев полагает, что новый порядок поможет бороться с фирмами-«призраками» и поставками некачественного оборудования.

— Это позволит не допускать к участию недобросовестных поставщиков и проводить конкурс между реальными производителями, — сказал он.

Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов убежден, что снижение общественного контроля за государственными аукционами и конкурсами увеличит возможности для реализации коррупционных схем.

— Чем больше закрыт процесс закупок, тем больше возможностей для коррупции, — это очевидно. Сейчас хотя бы иногда возникают ситуации, когда какой-нибудь сайт рассказывает о сомнительных заказах. Это не устраняет коррупцию, но заставляет чиновников сдерживаться, — отметил Коновалов.

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Госзакупки защитят от шпионов

 

Портал машиностроения, 3 марта 2014 г., Робофест: здесь собирают будущее

   
 

В Москве завершает свою работу VI Всероссийский молодежный роботехнический фестиваль. В соревнованиях принимают участие более 2000 школьников и студентов. Участники прибыли на "РобоФест-2014" из 47 регионов России и 4 стран мира. Победители нынешних соревнований, которые впервые проводятся в 22 дисциплинах, будут представлять Россию на международных роботехнических соревнованиях.

От имени Первого вице-президента СоюзМаш России, Первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева участников фестиваля поприветствовал секретарь Клуба молодых руководителей ОАО "Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро", председатель Комиссии по молодёжной политике Союза машиностроителей России Олег Стогов. Он подчеркнул, что сегодня молодежь – наиболее активная и мобильная часть общества, готовая в любой момент собрать свои силы, знания и энергию для научно-технического прорыва.

"Одна из важнейших наших задач – оказать специалистам будущего поддержку и создать условия для дальнейшего развития их потенциала", - отмечается в приветствии Гутенева.

"Союз машиностроителей России поддерживает инициативы по организации мероприятий, направленных на выявление и продвижение талантливой молодежи, вовлечение её в инновационную деятельность. Убежден, что Фестиваль робототехники, уже не первый год собирающий большое количество одаренных молодых людей, вновь откроет новые таланты, предоставит возможность представителям молодого поколения заявить о своем уровне мастерства, о своих достижениях, многократно усилит желание связать свое будущее с инженерно-техническими профессиями", - говорится в приветственном адресе Первого зампреда Думского Комитета по промышленности.

Напомним, фестиваль "РобоФест-2014" направлен на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, стимулирование интереса детей к сфере инноваций и высоких технологий.

 

ИА Беломорканал, 3 марта 2014 г., Поморский сенатор Добрынин хочет сэкономить для целлюлозных предприятий деньги на очистке сточных вод \\ Сенатор от Архангельской области Константин Добрынин предлагается внести изменения в статьи Водного кодекса, которые устанавливают нормативы допустимого уровня загрязнения в сбрасываемой в водоемы воде. Сегодня они рассчитываются из предельно жестких требований, но не учитывают действительное качество воды в тех водных объектах, откуда идет забор воды, говорится в тексте законопроекта. По мнению сенатора, из-за этих требований предприятий несут значительные убытки. Напомним, Добрынин в свое время был членом совета директоров Котласского ЦБК и сотрудником ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз». Его интерес в этом деле очевиден.

Как пишут «Известия», по словам автора законопроекта - сенатора Константина Добрынина, абсурд заключается в том, что предприятия перед сбросом воды практически повсеместно должны очищать ее до уровня качества, превышающего показатели для питьевой воды, и делать ее чище, чем получили «на входе». По сути, получается, что предприятия за свой счет должны очищать водоемы, резюмирует сенатор.

«В результате стоимость достижения таким образом установленного норматива, например в четыре раза превысила стоимость модернизации основного производства одного из целлюлозно-бумажных предприятий. Данная проблема напрямую влияет на экономику реального производства и инвестиционную привлекательность российской экономики и отрицательно сказывается на конкурентоспособности отечественного бизнеса», — сказано в тексте законопроекта.

Для того чтобы убрать противоречия, Добрынин предлагает при составлении нормативов не только устанавливать уровень предельно допустимой концентрации веществ, но и учитывать фактическое качество воды.

Другой законопроект, вносящий изменения в ст. 60 Водного кодекса, призван убрать еще одну правовую коллизию. Он запрещает сброс сточных и дренажных вод с превышением норм загрязнения. Однако ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» такой сброс в виде исключения допускает — если для конкретного промышленного предприятия будут установлены определенные лимиты на выбросы.

«Эти противоречия создают серьезные проблемы для предприятий при получении разрешительных документов в органах природоохраны и способствуют возникновению коррупционную проявлений», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Первый зампредседателя комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев считает, что изъятие санитарных правил и норм из законодательства приведет к ухудшению экологической ситуации.

— У нас существуют требования, санитарные правила и нормы, которые промышленные предприятия должны выполнять. Нельзя взять и без учета особенностей разных территорий и предприятий изымать подобные нормы — это просто нанесет вред экологии. При этом в периоды без проверок наши предприятия в нарушение закона и так позволяют себе сбрасывать воду сомнительного качества, — заметил Гутенев. — Предложение сенатора можно внедрять точечно, доверяя региональной власти, если там действительно сложились такие условия, что предприятие получает воду низкого качества и просто не может очистить его до необходимых норм. Чтобы решать эти проблемы, нужно внедрять новые технологии по очистке, которые успешно используются в Европе.

 

Ростех, 3 марта 2014 г., Разработки «Швабе» помогут развитию медицинской отрасли \\ Россия увеличит производство медоборудования в два раза

На Уральском оптико-механическом заводе, входящем в оптический холдинг Ростеха «Швабе», прошло заседание представителей медицинской отрасли, на котором обсуждались актуальные вопросы отрасли и, в частности, увеличение производства лекарств и медизделий.

К 2020 году в России планируется более чем в два раза увеличить общий объем производства лекарств и медицинских изделий, в первую очередь, за счет внедрения разработок уральских ученых и кооперации исследований с ведущими российскими центрами и зарубежными компаниями.

На сегодняшний день на Урале производится около 8% лекарств и 15% медицинских изделий от общего объема аналогичной продукции, производимой в стране.

Участие в мероприятие приняли местные производители медицинского оборудования, фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, представители учреждений отраслевой науки и образования, лечебно-профилактических учреждений, а также федеральных и региональных органов власти.

В ходе заседания было отмечено, что модернизация медицинского сектора предполагает активное участие областного правительства в поддержке фармпроизводителей, в частности, речь идет об осуществление приоритетных закупок лекарственных средств и медицинских изделий у региональных производителей, освобождение от НДС ввозимых комплектующих для производства жизненно необходимых медицинских изделий и так далее.

Для участников мероприятия была организована тематическая выставка, на которой была представлена продукция ведущих региональных производителей медицинского оборудования, фармпрепаратов и изделий медицинского назначения.

«УРАЛЬСКИЙ ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД» ИМЕНИ ЯЛАМОВА» (УОМЗ) – лидер отрасли оптического приборостроения, разрабатывает и производит оптико-электронные системы военного и гражданского назначения. Основано в 1837 году. Предприятие является разработчиком и производителем оптико-локационных станций и оптико-электронных систем для боевых самолетов, вертолетов, военно-морского флота и сухопутной бронетанковой техники. Завод является крупным производителем медицинского оборудования, светотехники, геодезических приборов. УОМЗ – одно из ключевых предприятий холдинга «Швабе» (ранее - НПК «Оптические системы и технологии»), который входит в Ростех. Основное производство расположено в Екатеринбурге. Продукция предприятия поставляется в 78 стран мира. Уральский оптико-механический входит в Союз машиностроителей России.

ХОЛДИНГ «ШВАБЕ» объединяет основные отечественные предприятия оптико-электронной отрасли. В его состав входят 19 организаций, в том числе научно-производственные и производственные объединения, конструкторские бюро, государственные оптические институты и предприятия. Разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы военного и гражданского назначения, оптические материалы, медицинскую технику, энергосберегающую светотехнику. Холдинг создан в 2008 году, входит в корпорацию «Ростех». До ноября 2012 года назывался НПК «Оптические системы и технологии». Генеральный директор – Сергей Валерьевич Максин. Продукция предприятий холдинга поставляется в 83 страны мира.

 

 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 4 марта 2014 г., Пентагон приостанавливает сотрудничество с российскими военными \\ В Киеве 22 февраля произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Рада отстранила от власти президента Виктора Януковича, изменила конституцию, возложила исполнение обязанностей главы государства на спикера Александра Турчинова и назначила президентские выборы на 25 мая.

Министерство обороны США в связи с событиями на Украине приостанавливает сотрудничество с российскими военными, сообщил журналистам пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби.

"Хотя министерство обороны ценит сотрудничество с российскими военными, которое мы в последние годы развивали для повышения прозрачности, взаимопонимания и снижения риска конфликтов, в свете последних событий на Украине мы приостанавливаем военное сотрудничество между США и Россией. Это включает учения, двусторонние переговоры, визиты в порты, планирование конференций", — сказал представитель Пентагона.

Американские военные в Европе и в Средиземном море остаются в местах своей дислокации, сообщил Кирби.

"Некоторые СМИ спекулируют по поводу возможного направления кораблей в регион. В дислокации наших войск в Европе и Средиземноморье изменений не было. Наши ВМС продолжают повседневные, ранее запланированные операции и учения с союзниками и партнерами в регионе", — сказал он.

В Киеве 22 февраля произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Рада отстранила от власти президента Виктора Януковича, изменила конституцию, возложила исполнение обязанностей главы государства на спикера Александра Турчинова и назначила президентские выборы на 25 мая. Янукович заявил в Ростове-на-Дону, что вынужден был покинуть Украину под угрозой физической расправы и остается законно избранным главой государства.

Совфед РФ в субботу единогласно проголосовал за то, чтобы дать президенту РФ Владимиру Путину согласие на использование российских ВС на Украине до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране. В ночь на вторник постпред РФ при ООН Виталий Чуркин сообщил, что Путин получил от Януковича письменную просьбу использовать российские вооруженные силы для защиты населения Украины и продемонстрировал фотокопию оригинала обращения.

Москва считает, что легитимность решений Верховной рады Украины вызывает сомнения. РФ отмечает, что ее действия на Украине полностью адекватны и легитимны.


3. Автомобилестроение.

 

Коммерсантъ в Нижнем Новгороде, 4 марта 2014 г., Приехали к сокращениям \\ Из-за падения спроса нижегородский автопром готовится оптимизировать кадры

Снижение спроса на продукцию автомобильной промышленности уже отразилось на нижегородских автопредприятиях. Павловский автобусный завод (входит в дивизион «Автобусы» Группы ГАЗ) в феврале сократил 180 сотрудников, а чтобы избежать увольнения еще 400 человек, перешел на сокращенное рабочее время. Для сохранения в штате более 500 сотрудников на две недели ушел в неоплачиваемый корпоративный отпуск Заволжский моторный завод концерна Sollers. Эксперты прогнозируют, что при существующих темпах снижения объемов производства таких мер будет недостаточно, а поддержать заводы смогут госпрограммы.

О проблемах нижегородского автопрома вчера на заседании областного правительства рассказал министр промышленности и инноваций Нижегородской области Владимир Нефедов. По данным министерства, оптимизацию производства уже начали ОАО «Павловский автобусный завод» (ПАЗ) и ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ, производит двигатели для Ульяновского автозавода и ПАЗа).

Павловский автобусный завод на минувшей неделе сократил 180 сотрудников, под угрозой сокращения находятся еще около 400 человек. Сейчас завод работает в режиме сокращенной рабочей недели. В марте и апреле мощности будут загружены имеющимися заказами, однако в мае сотрудники предприятия будут вынуждены уйти в корпоративный отпуск.

В пресс-службе Группы ГАЗ пояснили, что режим работы Павловского автобусного завода в 2014 году будет зависеть от ситуации на российском рынке коммерческого транспорта. «В целом по стране автобусный рынок в 2013 году сократился более чем на 20%, в связи с усилением негативных явлений в экономике падение рынка коммерческого транспорта продолжается в январе и феврале текущего года. Усилия компании нацелены на то, чтобы максимально сгладить негативное влияние рыночных тенденций на социальную ситуацию. Чтобы обеспечить занятость персонала и сохранить рабочие места, на предприятии ведется гибкое планирование производства, которое позволяет выпускать продукцию в строгом соответствии с рыночным спросом, внедрена программа сокращения затрат, ведется работа над снижением себестоимости продукции», — сообщили в Группе ГАЗ, добавив, что основную часть высвобождающихся с ПАЗа сотрудников составляют те, кто работал на срочных трудовых договорах, но масштабных сокращений не планируется.

Заволжский моторный завод пока никого не сократил, но работает в режиме неполного рабочего времени с 24 февраля до 24 июля. «С учетом имеющейся загрузки для оптимизации работы предприятию, по расчетам, следовало бы сократить численность сотрудников на 506 человек. Но чтобы не допустить массовых увольнений и сохранить персонал, было принято решение работать в режиме сокращенного рабочего времени. Поэтому угрозы увольнения на данный момент нет», — пояснили „Ъ“ на ЗМЗ. В частности, работники завода находились в неоплачиваемом административном отпуске с 24 по 28 февраля. Всего на ЗМЗ и дочерних предприятиях, расположенных на промплощадке завода, работают порядка 5,6 тыс. человек.

Напряженную ситуацию объясняют продолжающимся третий год падением автомобильных продаж в России. «Основным потребителем нашей продукции является УАЗ: на его долю приходится 78% выпускаемых двигателей, которые мы производим в рамках технологической кооперации. И наш график связан с его графиком. УАЗ находится в административном отпуске с 24 февраля до 7 марта, но мы начали работать раньше на неделю, так как поставляем продукцию также ПАЗу и столичным дилерам», — пояснили на ЗМЗ. Приостановку в работе Ульяновского завода в Sollers объясняют снижением спроса и объемов производства. Как пояснили „Ъ“ в пресс-службе концерна, в 2013 году завод произвел 62,5 тыс. автомобилей, или на 8% меньше, чем в 2012 году. В январе завод также планово не работал: на площадке монтировалась новая линия окраски, а в феврале завод работал в две смены все время, кроме последней недели.

Прогнозы автопроизводителей на 2014 год неутешительны. «Весь рынок снижает объемы, спрос падает, и мы в 2014 году также прогнозируем отрицательную динамику к 2013 году. Но окончательных прогнозов пока нет», — говорят на ЗМЗ. В правительстве области судьбой градообразующих предприятий обеспокоены, и в марте планируется провести совещание по ситуации на ОАО ПАЗ. «Мы будем пристально наблюдать за работой завода и оказывать ему помощь в обеспечении заказами — как по линии гособоронзаказа, так и в рамках кооперации с другими предприятиями», — цитирует господина Нефедова «НИА-Нижний Новгород». Кроме того, по информации министра, в 2013 году снизилась загрузка по судостроительной отрасли, также возникли проблемы у медико-инструментальной промышленности. Более того, в прошлом году в регионе наблюдалось снижение консолидированного баланса прибыльности предприятий.

По мнению аналитиков, с учетом низких январских показателей годовые прогнозы по коммерческому транспорту могут оказаться ниже первоначальных. «Изначально предполагалось, что продажи коммерческого транспорта в 2014 году сохранятся на уровне 2013 года, но в январе производство просело, по разным оценкам, на 50% к январю 2013 года. Январь не является показательным месяцем, но если тенденция сохранится и производители так и не увидят спроса, то до конца года можно ожидать падения производства коммерческого сегмента на 10% по оптимистичному сценарию», — полагает аналитик БКС Игорь Краевский. К примеру, по данным Russian Automotive Market Research, продажи легких коммерческих автомобилей производства Горьковского автозавода по итогам 2013 года сократились на 8,7% к 2012 году (до 82395 единиц), а по итогам января 2014 года снизились уже на 21% к январю 2013 года до 3260 штук.

Удастся ли в таких условиях сохранить коллективы, пока неясно, отмечает эксперт: не исключено, что при продолжении падения производства заводам придется сократить часть персонала. «АвтоВАЗ, например, в текущем году сократил 7% сотрудников: 5 тыс. рабочих и 1,5 тыс. административного персонала, ввел сокращенное рабочее время КаМАЗ. Избежать массовых сокращений может помочь государство, запустив программу по субсидированию процентных ставок и программу утилизации старых автомобилей. Это позволит поддержать спрос на продукцию автопрома», — полагает господин Краевский.

 

Федерал­Пресс, 4 марта 2014 г., Весной в Ижевске начнут собирать хэтчбек Lada Granta

Весной этого года на автозаводе ООО «ОАГ» в Ижевске стартует производство хэтчбека семейства Lada Granta, об этом сообщается на сайте «АвтоВАЗа».

Хэтчбек Lada Granta призван заменить на рынке хэтчбеки семейства Lada Samara, производство которых завершено в 2013 году. Новый автомобиль получит отличные от седана передний и задний бамперы.

Кроме того, в автомобиле номерной знак и его подсветка перенесены на пятую дверь, а посередине бампера расположен светодиодный противотуманный фонарь. В топ-версиях Granta будет комплектоваться светодиодными «поворотниками».

 

4. Авиастроение.

 

Военно-промышленный курьер, 3 марта 2014 г., Полетит еще не скоро \\ У перспективного стратегического бомбардировщика будет весьма трудная судьба

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), призванный заменить дальний Ту-22М3 и стратегические Ту-160 и Ту-95МС, стал жертвой ведомственных амбиций и закулисной борьбы. Не успев совершить свой первый полет, он поменял «родителей», перейдя от КБ «Туполев» к департаменту Объединенной авиастроительной корпорации.

Первым о планах создания новейшего бомбардировщика сообщил в 2008-м генерал-полковник Александр Зелин, тогда главнокомандующий Военно-воздушными силами России. Правда, он не уточнил, какое конструкторское бюро возглавит проект. В следующем году руководство КБ Туполева на авиасалоне «МАКС» заявило о заключении контракта с Минобороны на научно-исследовательскую работу по проекту, получившему название ПАК ДА. В начале прошлого года стало известно, что новый самолет будет дозвуковым «летающим крылом», примерно как американский бомбардировщик В-2 «Спирит».

Безотцовщина

В феврале нынешнего года директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский рассказал, что военное ведомство наконец подписало контракт с КБ Туполева на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации. По словам директора, финансирование проекта было начато еще в 2013-м и бомбардировщик включен в Госпрограмму вооружения на 2016–2025 годы. Но в самом конструкторском бюро газете «Военно-промышленный курьер» пояснили, что деньги поступили только в конце прошлого года. Из-за задержек финансирования разработчики не смогли весной 2013-го заказать научно-производственному предприятию «Звезда» проектирование катапультных кресел, средств спасения и снаряжения для экипажа. Сотрудникам бюро не совсем понятна ситуация с самим «Туполевым», так как, по некоторым данным, КБ подлежит скорому переформированию: ближе к лету оно покинет Москву и переедет в Татарстан. Там на базе Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова сейчас разворачивается основа нового объединенного конструкторского бюро – инженерно-технологический центр, куда вольется туполевское КБ. В связи с административными перетрясками судьба стратегического бомбардировщика, на который ВВС возлагают большие надежды, теперь теряется в тумане.

Много споров у специалистов вызвало решение создавать не сверхзвуковую, а дозвуковую машину по схеме «летающее крыло». Проектировщики объясняли это такими соображениями. Поскольку ПАК ДА должен заменить не только стратегические Ту-160 и Ту-95, но и дальние Ту-22М3, то есть практически всю ударную воздушную мощь России, новому комплексу требуется хотя бы минимально соответствовать летным характеристикам, в том числе и Ту-22.

«У дозвукового самолета легче обеспечить большую дальность полета и время патрулирования. Не секрет, что Ту-95 держится в воздухе гораздо дольше, чем сверхзвуковой Ту-160. Парк самолетов-заправщиков ВВС недостаточно большой, а заморских баз у России нет. Поэтому во главу угла выходит не скорость, а дальность полета и масса перевозимых авиационных средств поражения», – сказал газете «Военно-промышленный курьер» независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров.

Он отметил, что сейчас дальность полета крылатых ракет авиационного базирования доходит до трех – пяти тысяч километров и у стратегических бомбардировщиков больше нет необходимости прорывать эшелонированное ПВО противника, чтобы поразить цели. В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили.

«Работы по проекту начались еще в 1995 году, когда ВВС заказали ряд научно-исследовательских работ военному институту, ЦАГИ и КБ Туполева. Со стороны КБ ВВС были предложены три варианта машины, включая один, разработанный создателем Ту-160 Валентином Близнюком. Он предложил многорежимный самолет относительно малой массы, но при сохранении стратегической дальности полета. Однако ЦАГИ поддержал дозвуковой вариант, поскольку по расчетам этого института такой вариант представлялся наиболее оптимальным», – рассказал еженедельнику «ВПК» инженер-авиастроитель, участник работ.

По его словам, в 2003 году КБ Туполева завершило выполнение научно-исследовательской работы и было готово выйти на защиту аванпроекта, но из-за прекращения финансирования со стороны Минобороны разработка ПАК ДА прервалась. Ее продолжили только в 2008 году после возобновления финансирования и проведения соответствующего конкурса, который выиграло КБ Туполева.

«В итоге защита состоялась в 2012-м, а еще через год был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ. Но почему-то не с КБ Туполева, получившим положительное заключение по аванпроекту, а с ОАК», – сообщил «Военно-промышленному курьеру» инженер-авиастроитель. Сейчас КБ, только начавшее готовить эскизный проект ПАК ДА, оказалось фактически отодвинутым от работ.

«В конце прошлого года на перспективный авиационный комплекс выделили порядка девяти миллиардов рублей, но до КБ дошел только один миллиард. Остальные деньги остались в ОАК. В январе нынешнего на совещании руководство ОАК объявило о создании в структуре корпорации нового департамента во главе с первым заместителем гендиректора «Туполева» Сергеем Богатиковым, который и будет вести все работы. Руководство ОАК решило привлечь к проектированию ПАК ДА специалистов-авиастроителей из корпорации «Иркут». «Туполев» будет выполнять только вспомогательные работы, передав всю документацию в новый департамент», – поделился с «ВПК» на условиях анонимности представитель КБ, знакомый с ситуацией.

Также собеседник издания пояснил, что вся кооперация по новой машине будет организована только в рамках предприятий, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, с минимальным привлечением сторонних соисполнителей.

«Конечно, решение забрать разработку ПАК ДА у «Туполева» и отдать кооперативу ОАК – «Иркут» беспрецедентно для авиастроительной отрасли. Но руководство ОАК понять можно. Сейчас «иркутяне» ведут работы по самолету Як-242 (он же МС-21), который должен летать на «черном» крыле», – проинформировал «ВПК» высокопоставленный представитель авиационной отрасли. «Черное» – это принятое у авиастроителей сленговое название крыла, построенного из композитных углепластиковых элементов, для получения которых могут быть использованы специальные волокна из каменноугольных песков.

«Полностью композитных крыльев пока ни у нас, ни у иностранных авиастроителей нет. В местах максимальной нагруженности все равно используются дюралевые конструкции», – заметил собеседник газеты. По его словам, первый Як-242 все же будет с крылом из обычных сплавов. С композитным перспективный пассажирский авиалайнер, по планам авиастроителей, поднимется в воздух не раньше 2018 года.

«В выбранной конструкции ПАК ДА необходимо применить «черное» крыло. Поэтому «Иркуту» будет легко одновременно вести работы по двум машинам, проводя необходимые исследования и нарабатывая опыт», – добавил он. С этим решением не согласны в Конструкторском бюро Туполева. С 50-х годов фирма была ведущим разработчиком и создателем тяжелых и стратегических бомбардировщиков. Монополию «Туполева» смогли ненадолго подвинуть только самолеты 3М Владимира Мясищева, и даже знаменитый сверхзвуковой Т-4 «Сухого» так и не стал серийной машиной.

«В КБ сложился уникальный коллектив «прочнистов», «аэродинамиков» и других специалистов, имеющих опыт проектирования тяжелых бомбардировщиков. Ничего подобного в других КБ нет. Научить специалистов создавать авиационный комплекс за пару лет не получится. Если КБ Туполева понадобится не менее 8–10 лет, то другим КБ – вдвое больше, если вообще получится», – высказал свое мнение инженер-авиастроитель.

По словам собеседника, десятилетний провал в финансировании работ может негативно сказаться на состоянии дальней авиации. Важно успеть восполнить парк до списания стремительно стареющих машин. Поэтому сейчас нужна не технически прорывная машина, а простой и легкий в производстве летательный аппарат.

«В отличие от композитных материалов алюминиевые сплавы хорошо отработаны и изучены. К примеру, в сотовых панелях зачастую образуется конденсат, который при замерзании приводит к разрушению конструкции. Поэтому для дешевого и легкого в производстве бомбардировщика выбор материалов с сохранением преимущественного использования в конструкции алюминиевых сплавов, очевидно, будет более оправданным», – отметил высокопоставленный источник в авиационной отрасли.

Отцы-командиры

Но на этом беды конструкторского бюро не заканчиваются. По словам нескольких собеседников, знакомых с ситуацией, 26 марта должно пройти собрание акционеров ОАО «Туполев», где будет принято решение о слиянии с Казанским авиационным производственным объединением имени С. П. Горбунова в единую научно-техническую структуру. Предполагается, что создаваемый с прошлого года в КАПО инженерно-технологический центр станет сердцем новой организации, а специалисты КБ, покинув комплекс зданий, находящихся на московской набережной имени академика Туполева, переедут в Казань.

 

«Даже если мы останемся на месте, с нами будут заключать новые трудовые договоры. Многие мои коллеги да и, признаться, я сам опасаемся, что останемся без работы», – говорит «Военно-промышленному курьеру» сотрудник КБ.

Пока руководство компании не огласило официальных планов по реорганизации «Туполева». Авиационные эксперты считают объединение «Туполева» и КАПО правильным и своевременным шагом.

«По линейке Ту-204 и Ту-214 «Туполев» так и не создал серийный самолет, нравящийся авиакомпаниям. Последний проект, который мог быть реализован c «нуля», – Ту-334, но и он так и не был выведен в «серию», – рассказал «ВПК» независимый авиационный эксперт Сергей Стариков.

По его словам, авиакомпания «Ред Вингс», став первым заказчиком восьми Ту-214, часто сталкивалась с проблемами в их эксплуатации.

«У «Ред Вингс» при вводе в эксплуатацию лайнеров данного типа возникало множество претензий к качеству самолетов. К сожалению, они решались с трудом. Казанский завод не имел права вносить изменения в конструкторскую документацию. Приходилось все доработки согласовывать с «Туполевым», после чего передавать в КАПО. Малейший вопрос превращался в длительный процесс согласования, а каждый день простойки самолетов приносил авиакомпании убытки», – пояснил Стариков.

По мнению эксперта, такая ситуация сложилась из-за разрыва связей между конструкторским бюро и заводом.

«К примеру, компании «Гражданские самолеты Сухого» и «Суперджет» с такими проблемами не сталкиваются, так как оперативно исправляют выявленные авиакомпаниями и пользователями недостатки», – подытожил Стариков.

За последние пять лет это уже не первое слияние авиапредприятий и конструкторских бюро в единый авиационно-технический комплекс. В 2010 году ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» было объединено с ОАО «Таганрогская авиация» (бывший Таганрогский авиационный завод им. Г. М. Димитрова). Процессу помогло то, что оба предприятия находятся в одном городе.

«Советский опыт авиастроения показывает, что одно конструкторское бюро может работать с несколькими авиазаводами. И на заводе могут одновременно строиться самолеты разных фирм. В той же Казани в 60–80-е годы в одном цехе строились сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М всех модификаций, а рядом собирались пассажирские дальнемагистральные Ил-62. «Ильюшин» работал и с казанским авиазаводом, и с ташкентским, где собирали транспортные Ил-76», – напомнили газете «Военно-промышленный курьер» на одном из предприятий.

Можно долго спорить, кто виноват в ситуации, сложившейся с разработкой перспективного авиационного комплекса дальней авиации. У Объединенной авиастроительной корпорации есть свои доводы и резоны, и они кажутся на первый взгляд обоснованными и логичными. С другой стороны, уникальное конструкторское бюро – единственный разработчик стратегических и дальних бомбардировщиков – осталось без своего «ребенка» и фактически выдавлено из проекта. Ждет «Туполева» и болезненная процедура объединения. Даже при самом мягком варианте развития событий новый научно-технический комплекс, объединивший Конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова, не сразу сможет включиться в работу. Остается только надеяться, что ведомственные игры и борьба за финансирование не сорвут важнейшую для безопасности России программу ПАК ДА.

 

ИТАР-ТАСС, 3 марта 2014 г., СМИ: Целесообразность закупок ВВС России трех модификаций Су-27 сомнительна \\ Западные эксперты считают, что производство одного самолета было бы более целесообразным

Целесообразность закупок ВВС России трех модификаций истребителя Су-27 является сомнительной. К такому выводу пришли западные эксперты интернет-портала "Уор из боринг" (War Is Boring).

На данный момент Россия осуществляет производство и закупки трех самолетов, представляющих собой глубокую модернизацию многоцелевого тяжелого истребителя Су-27 (Flanker по классификации НАТО). Они были разработаны ОКБ Сухого и производятся на двух разных предприятиях - Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнААЗ) и на Иркутском авиационном заводе корпорации "Иркут".

По мнению западных специалистов, это решение является достаточно странным и может привести к существенным финансовым расходам. В настоящее время ВВС США стремятся получить единый истребитель в рамках концепции JSF (Joint Strike Fighter) - F-35 "Лайтнинг-2" (Lightning II). Представители этого вида войск заявили о необходимости приобретения 1763 новых самолетов для замещения большей части истребителей, находящихся на данный момент в строю, и увеличения боевого потенциала ВВС.

Россия, напротив, в настоящее время приобретает три вида современных истребителей - Су-30М2, Су-30СМ и Су-35; объемы закупок каждого из самолетов составляют десятки единиц. Российское министерство обороны не объясняет принципы закупок истребительной авиации, однако специалисты полагают, что это связано со стремлением поддержать функционирование двух предприятий на фоне сокращающихся объемов экспорта боевых самолетов. Эта стратегия, как считают зарубежные эксперты, положительно отразится на улучшении боевых качеств российских ВВС, которые в значительной мере состоят из самолетов, поставленных в войска в 1980-1990-х гг. В то время как новейший истребитель 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА) стал широко известен как в России, так и за рубежом, ввод в состав ВВС самолетов Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 привлек меньшее внимание.

Первым ВВС России получили истребитель Су-30М2. Его фотографии на авиабазе Крымск, расположенной в южной части Краснодарского края, были опубликованы в декабре 2011 г. В ноябре 2013 г. на авиабазу Домна были переброшены три самолета Су-30СМ. К концу прошлого года на эту авиабазу было поставлено в общей сложности 10 самолетов. Передача еще 10 машин ожидается в этом году, в результате чего полностью завершится формирование авиационного полка. В феврале 2014 г. первые истребители Су-35С были переданы 23-му истребительному авиационному полку, базирующемуся на авиабазе Дземги в Хабаровском крае.

По мнению специалистов, истребитель Су-30М2, первым вступившим в строй ВВС России, является наименее совершенным из всех трех самолетов. Он является развитием модели Су-30МКК, разработанной КнААЗ для КНР. Су-30МКК, в свою очередь, считается модернизацией Су-30 и уступает истребителю Су-30МК, производящемуся корпорацией "Иркут". Су-30МКК оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе и российской авионикой, позволяющей выполнять широкий спектр боевых задач. Однако он уступает Су-30МК, так как не оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО) и авиадвигателями с отклоняемым вектором тяги.

Некоторое время спустя КнААЗ получил контракт на поставку КНР самолета Су-30МК2, который может применять противокорабельное вооружение. Этот истребитель затем был продан Вьетнаму, Индонезии, Венесуэле и Уганде. Основной внешней отличительной чертой экспортных самолетов Су-30МКК/ МК2 и Су-30М2 для ВВС России, являются два хвостовых киля с плоской верхней кромкой.

Первый заказ на производство истребителей Су-30М2 для российских ВВС был получен летом 2009 г. Эти самолеты имеют много общего с одноместным истребителем с улучшенной авионикой Су-27СМ3, который также производит КнААЗ, и с самолетами Су-27 первого поколения. Министерство обороны заказало четыре истребителя Су-30М2 и 12 - Су-27М3. Специалисты предполагают, что двухместные самолеты будут поддерживать одноместные в ходе выполнения учебно-боевых задач и, возможно, в качестве всепогодных истребителей.

На данный момент общий объем заказов на истребители Су-30М2 составляет около 20 машин. На момент декабря 2013 г. было поставлено четыре самолета.

Су-30СМ, внешне достаточно сильно напоминающий Су-30М2, производится конкурентом КнААЗ, корпорацией "Иркут". Обе компании входят в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК), которая объединяет всех государственных и коммерческихроссийские авиапроизводителей. Специалисты считают Су-30СМ версией Су-30МК, поставки которого осуществлялись в Китай, Малайзию и Алжир, адаптированной для ВВС России. По сравнению с Су-30МКК производства КнААЗ, Су-30МК имеет более высокие аэродинамические показатели. Есть возможность его оснащения как российской, так и западной авионикой - покупатель может выбирать соответствующие компоненты производства России, Украины, Франции, Индии и Израиля.

Некоторые компоненты Су-30МК установлены в Су-30СМ. В их число входит двухместная кабина самолета, переднее горизонтальное оперение, двигатели с отклоняемым вектором тяги, электродистанционная система управления полетом (ЭДСУ). В отличие от самолетов производства КнААЗ, истребители корпорации "Иркут" оснащены укороченным вертикальным хвостовым оперением.

В марте 2012 г. министерство обороны России неожиданно разместило заказ на Су-30СМ. В декабре того же года он был удвоен и составил 60 самолетов, которые, как планируется, будут поставлены к концу 2015 г. На момент декабря 2013 г. ВВС России было передано только 16 Су-30СМ.

В феврале 2014 г., согласно информации ряда СМИ, министерство обороны намерено подписать дополнительные контракты на поставку еще 50 Су-30СМ общей стоимостью более 2 млрд дол. Предполагается, что часть этих самолетов или вся новая партия может быть передана ВМС России; в данном случае ожидается, что поставки начнутся до конца 2015 г.

Одним из основных отличий Су-30СМ от экспортного Су-30МКИ для Индии является применение российской авионики вместо аналогов производства Израиля и Индии. Вместе с тем, была сохранена большая часть французского оборудования, в том числе нашлемный дисплей и система навигации.

В то время как на Су-30М2 установлена БРЛС Н001В, являющаяся модернизацией БРЛС, установленной на Су-27, в состав авионики Су-30СМ включена более мощная БРЛС Н011М "Барс-Р" с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР). Су-30СМ от Су-30МК отличает наличие более мощных катапультируемых кресел, приспособленных под более тяжелых российских летчиков.

Специалисты считают, что Су-30СМ сможет применять новую ракету класса "воздух - воздух" средней дальности РВВ-СД и новую ракету такого же класса малой дальности РВВ-МД. Ожидается, что на Су-30СМ ВВС России будет применяться другое усовершенствованное ракетное вооружение класса "воздух - воздух".

Су-35С отличается от двух вышеупомянутых истребителей в первую очередь тем, что является одноместным. Сама концепция этого самолета появилась еще в 1980-е гг., однако непосредственная разработка началась в начале 2000-х гг. Су-35С, работы над которым осуществлял КнААЗ, получил новый планер, усовершенствованную авионику и авиадвигатели. На этот истребитель установлены двигатели АЛ-41Ф с отклоняемым вектором тяги, новая оптоэлектроника, улучшенная ЭДСУ. ПГО было демонтировано в связи с тем, что упомянутые выше нововведения позволили обеспечить Су-35С отличный, по мнению специалистов, уровень маневренности.

В то время как Россия готовится увеличить масштабы применения БРЛС с АФАР, как считают эксперты, после окончательного завершения разработки Т-50, Су-35С оснащается БРЛС с пассивной ФАР Н135 "Ирбис", улучшенной версией БРЛС "Барс".

Предполагалось, что Су-35С, так же, как Су-30М2 и Су-30СМ, будет производиться в экспортной версии под обозначением Су-35БМ. В ряде СМИ публиковалась информация о предполагаемой сделке с КНР, которая в настоящее время не подтверждена. В 2009 г. министерство обороны заказало истребители Су-35, 22 из которых были переданы ВВС в феврале 2014 г. 12 этих самолетов размещено на авиабазе Дземги в составе боевого подразделения. Окончательная поставка 48 Су-35С по контракту завершится, как ожидается, в 2015 г. По мнению специалистов, высока вероятность подписания еще одного контракта на 48 машин.

Благодаря своим усовершенствованным возможностям, именно Су-35С, как считают эксперты, останется основным истребителем ВВС до массового поступления малозаметного Т-50 в строй. Способный, согласно информации некоторых СМИ, нести ракету класса "воздух - воздух" большой дальности РВВ- БД, этот истребитель сможет выступить заменой устаревающих перехватчиков МиГ-31 российских ВВС.

Вопрос о целесообразности закупок трех самолетов семейства Су-27 является, по мнению специалистов, достаточно актуальным. Эксперты считают, что производство одного самолета было бы более целесообразным, однако тот факт, что соперничающие предприятия являются ответственными за производство авиатехники, усложняет сложившуюся ситуацию.

В тот период, когда самолеты семейства Су-30 имели существенный успех на международном рынке, состязание двух производителей не являлось значимой проблемой. Су-30М2, возможности которого являются наименьшими из всей тройки самолетов, имеет, по мнению специалисты, незначительный модернизационный потенциал. Ранее в прессе фигурировала информация, согласно которой Су-30М2 были закуплены для ВВС России после провала сделки с Китаем.

Су-35С отличает более мощный авиадвигатель, усовершенствованная авионика и вооружение, обновленная БРЛС. В то же время, производство Су-30СМ более отлажено, стоимость этого самолета является более низкой, а наличие двух членов экипажа позволяет выполнять более сложные боевые задачи и более эффективно осуществлять подготовку летчиков.

В настоящее время экспортные перспективы самолетов являются достаточно туманными. Зарубежные страны с наибольшим количеством самолетов семейства Су-30 - Индия и Китай - активно строят самолеты по лицензии. Малайзия предпочла не приобретать дополнительное количество Су-30МКМ, а решила брать истребители в аренду. Предполагается, что Индонезия может приобрести самолеты семейства Су-30 на замену устаревшим F-5, однако, даже в случае подписания контракта, число импортируемых истребителей будет относительно небольшим.

По мнению специалистов, решение Москвы о закупках трех типов самолетов продиктовано необходимостью поддержки производства как КнААЗ, так и корпорации "Иркут". В то же время применение в ВВС всех трех самолетов позволит их сделать более привлекательными для иностранных клиентов. В частности, экспортные перспективы Су-35 на протяжении длительного времени считались весьма туманными.

В настоящее время ВВС России остро нуждаются в новых истребителях. Т-50 будет введен строй только через несколько лет. В то время как самолет получил положительные оценки крупнейших СМИ, технической информации о ходе испытаний пяти опытных образцов на данный момент, по мнению специалистов, немного. В отличие от американского F-35, испытания Т-50 не проходят публично. В одном из опубликованных документов значится информация, согласно которой в проект Т-50 могут быть внесены значительные изменения, но степень их вероятности не уточняется.

Сроки программы Т-50 постоянно отодвигаются. Первоначально предполагалось передать окончательную версию опытного образца в летный центр в Ахтубинске для испытаний в 2014 г. Специалисты считают, что это произойдет не раньше второй половины 2016 г. Это нарушает планы об объявлении первоначальной боевой готовности и начале серийного производства самолета в конце 2016 г. Эксперты считают, что в самом лучшем случае, вероятность которого не очень высока, 60 Т-50 будут поставлены в 2016-2020 гг. Как следствие, ВВС России сильно нуждаются в обновлении авиационного парка.

Значительная часть истребителей в составе российских ВВС стремительно устаревает. Развал Советского Союза и последовавший за ним экономический кризис существенно сократил производство военной авиации. Только на протяжении последних нескольких лет Москва смогла наладить производство истребителей. Несмотря на то, что упомянутые выше самолеты обладают существенно более высокими характеристиками по сравнению с их предшественниками, закупка нескольких десятков Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 не смогут кардинально улучшить сложившуюся ситуацию.

МиГ-29, более легкий по сравнению с истребителями семейства Су-27, используется в меньших масштабах. Относительно недавно Алжир отказался от приобретения авиационного полка подержанных истребителей МиГ-29СМТ. Тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31 до сих пор находятся в строю, однако только небольшое их количество было модернизировано до уровня МиГ-31БМ. Специалисты считают, что не все эти самолеты получили усовершенствованное вооружение.

В свете сворачивания проекта модернизации МиГ-29 и неопределенности относительно преемника МиГ-31, эксперты считают, что именно самолеты производства компании "Сухой" будут защищать российское небо на протяжении длительного периода.

В настоящее время перспективы заключения контрактов на поставки Су-30М2, Су-30СМ и Су-35 для российских ВВС остаются туманными. Однако специалисты сходятся во мнении, что будущее истребительной авиации России во многом зависит от развития программы по созданию малозаметного истребителя 5-го поколения Т-50.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь