Новости СоюзМаш России

05.03.2014

Информационный обзор прессы. 05.03.2014

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

5 марта 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Авиа­Порт.Ru, 5 марта 2014 г., Молодые специалисты УМПО награждены по итогам XIV Всероссийского конкурса "Инженер года"

 

Трибуна Общественной палаты, 4 марта 2014 г., Правительство поддержит фермеров \\ Минсельхоз России подготовил распоряжения, согласно которым в этом году из федерального бюджета будет выделено 1,4 миллиарда на развитие семейных животноводческих ферм, а также 1,9 миллиарда для поддержки начинающих фермеров.

 

Терра, 4 марта 2014 г., Arianespace хочет заказать 7 самарских ракет «Союз-СТ»

 

Оружие России, 4 марта 2014 г., Конкурс «ТОП 100 лучших инженеров России»

 

News­Miass.ru, 4 марта 2014 г., Зарядились бодростью и энергией
Работники автозавода "Урал" оздоровились и определили победителя "Дня здоровья"

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 5 марта 2014 г., Россия уведомила США о запуске ракеты "Тополь" \\ Испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М "Тополь" провели с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области. Ракета поразила условную цель в Казахстане.

 

Коммерсантъ, 5 марта 2014 г., Минобороны премьер не страшен \\ Долги военных за газ продолжают расти

 

 

3.     Автомобилестроение.

 

Ведомости, 5 марта 2014 г., Распродажа Lada продолжается \\ «АвтоВАЗ» продлил распродажу автомобилей, произведенных в 2013 г. Lada Granta, Kalina и Priora продаются со скидкой в 15 000-50 000 руб.

 

4. Авиастроение.

 

Портал машиностроения, 5 марта 2014 г., С.Дементьев (Авиастар-СП): Главная и самая сложная задача – привлечение персонала

 
 
 

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

 
 

Авиа­Порт.Ru, 5 марта 2014 г., Молодые специалисты УМПО награждены по итогам XIV Всероссийского конкурса "Инженер года"

Специалисты ОАО "УМПО" стали победителями первого тура Всероссийского конкурса "Инженер года-2013", учрежденного Российским Союзом научных и инженерных общественных организаций, Международным Союзом научных и инженерных общественных объединений, Академией инженерных наук имени А.М. Прохорова и Межрегиональным общественным фондом содействия научно-техническому прогрессу. Дипломы молодым инженерам УМПО были вручены в г. Москве на торжественной церемонии награждения 24 февраля.

Ведущий инженер-технолог Александр Петухов, соревновавшийся в версии "Инженерное искусство молодых", представил на конкурс работу "Использование прецедентов для вибродиагностики двигателей АЛ-31Ф при испытаниях в условиях сервисного центра". По итогам первого тура ему присвоено звание победителя.

По версии "Профессиональные инженеры" в первом туре победу одержал заместитель начальника испытательного цеха УМПО Дмитрий Храпутский с работой, посвященной информационно-диагностическому обеспечению двигателей перспективных самолетов фронтовой авиации. Решением жюри ему присвоено звание "Профессиональный инженер России" с вручением нагрудного знака.

Оба молодых инженера неоднократно участвовали в форумах, конференциях и семинарах регионального и всероссийского масштаба. А.В. Петухов в 2012 году удостоен диплома "За лучшую научную работу по направлению "Машиностроительные технологии" V Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов "Будущее машиностроения России", в 2013 году принял участие в XII Международной конференции "Авиация и космонавтика". Д.В. Храпутский - неоднократный участник и призер Международного форума "Инженеры будущего", лауреат премии "Золотая идея", в 2012 г. вошел в состав Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по развитию технологической базы российского машиностроения и станкостроения.

ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" - крупнейший производитель авиационных двигателей в РФ. Выручка от реализации в 2012 году составила 25 425 млн. рублей. Основными видами деятельности являются разработка, производство, сервисное обслуживание и ремонт турбореактивных авиационных двигателей и газоперекачивающих агрегатов, производство и ремонт узлов вертолетной техники. ОАО "УМПО" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - 100% специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами. Объединение является членом Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России", Башкортостанское региональное отделение которой возглавляет управляющий директор ОАО "УМПО" А.В. Артюхов.

ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК "Российские технологии". Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО "Вертолеты России"), двигателестроение (УК "Объединенная двигателестроительная корпорация"), другие активы. По итогам 2012 г. предприятия Корпорации произвели продукции и оказали услуг на сумму свыше 270 млрд. рублей.

 

Трибуна Общественной палаты, 4 марта 2014 г., Правительство поддержит фермеров \\ Минсельхоз России подготовил распоряжения, согласно которым в этом году из федерального бюджета будет выделено 1,4 миллиарда на развитие семейных животноводческих ферм, а также 1,9 миллиарда для поддержки начинающих фермеров.

Распоряжение было опубликовано на сайте кабмина. В нем расписаны субсидии на каждый регион России. Деньги на поддержку семейных животноводческих ферм будут распределены между 64 регионами нашей страны. Начинающим фермерам окажут помощь в 72 регионах, сообщает «Российская газета».

Наибольшую поддержку семейному фермерству окажут для Карачаево-Черкесской Республики (65263 млн.), Республики Саха (Якутия) (49501 млн.), Республики Дагестан (46829 млн.), Республики Башкортостан (44015 млн.) и Пермского Края (43128 млн.).

Правила распределения субсидий утверждены постановлениями правительства России от 28 февраля 2012 года.  Между Минсельхозом и региональными властями были установлены соглашения, в соответствии с которыми и будет осуществляться предоставление субсидий.

Стоит отметить, что 21 февраля 2014 года в Москве прошел XXVсъезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).  На нем обсуждались вопросы современного состояния и проблем развития фермерского уклада, совершенствования аграрной политики, повышения роли государства и фермерских организаций в развитии малых форм хозяйствования на селе, передает ОНФ.

 «Трибуна Общественной Палаты» выяснила у экспертов, насколько развито фермерство в России и поможет ли материальная поддержка для фермеров укреплению сельского хозяйства в России.

Член Комиссии ОП РФ по развитию экономики и  предпринимательства, член Правления общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России» Андрей Зверев:

Я не вижу разницы особой между семейным фермерством и начинающими фермерами. Не совсем понимаю такого разделение. Я, конечно, поддерживаю любые деньги, которые выделяет наше правительство на поддержку сельского хозяйства. Потому что его  действительно надо. Это одна из наших опор наравне с нефтью, газом, металлургией. Сельское хозяйство - это то, что пригодится и всему остальному миру. Но, мне кажется, что все-таки надо как-то не заострять внимание исключительно на фермерстве. Есть фермерское хозяйство, есть еще и какое-нибудь ОАО, агрофирмы. Все это надо поддерживать. Но главное, чтобы  продукции было больше и он была бы дешевле, чтобы они продукцию производили и насыщали ею рынок, чтобы продовольствие было гораздо более «чистым», чем там генно-модифицированные товары, которые завозят к нам. Я думаю, что нам нужны какие-то кардинальные меры придумывать. Возможно, надо ввести "налоговые каникулы". Государству необходимо регулировать цены  на продукцию, предоставить рабочие места людям. Можно предложить такую схему: создать правительству возможность самим регулировать цены на возможность льгот для фермеров или освобождения их от налога. Я думаю, что в краткосрочной перспективе государство тут намного больше выиграет.

Депутат Госдумы, член Союза картофелеводов России Александр Богомаз.

Сегодня фермеров много, они занимают свою определенную нишу. По некоторым направлениям фермеры производят от 20 до 30 процентов сельскохозяйственной продукции. Новых хозяйств образуется много, поскольку есть поддержка, которой раньше не было: более миллиона «подъемных», доступные кредитные средства. И самое главное – у новых, молодых фермеров есть пример старших коллег. Можно не делать тех ошибок, которые допускали российские фермеры-первопроходцы, и пользоваться их огромным положительным опытом.

 

Терра, 4 марта 2014 г., Arianespace хочет заказать 7 самарских ракет «Союз-СТ»

Роскосмос и европейская компания Arianespace подписали предварительное соглашение о поставке дополнительных 7 ракет-носителей «Союз-СТ» для проведения пусков с космодрома Куру в Южной Америке. Как пишет «Интерфакс», переговоры между российской и французской сторонами прошли в конце февраля. Подписание документа запланировано на конец апреля. Напомним, «Союз-СТ» производятся на самарском предприятии «ЦСКБ-Прогресс», входящем в одну из крупнейших общественных организаций страны - Союз машиностроителей России.

 

Оружие России, 4 марта 2014 г., Конкурс «ТОП 100 лучших инженеров России»

Сегодня в России особое внимание уделяется состоянию и задачам развития рынка инжиниринга, потенциалу инжиниринговых центров и компаний, подготовке кадров для организации эффективного инновационного производства и обеспечения качественного роста российского машиностроительного комплекса. 

Актуальной задачей в области компьютерного инжиниринга является формирование профессионального сообщества, которое позволит обеспечить эффективное взаимодействие специалистов в сфере конструирования, инженерной графики и написания управляющих программ для станков с числовым программным управлением, их конкурентоспособность на мировом рынке и трансфер знаний, технологий и компетенций в отрасли и регионы, говорится в пресс-релизе Союза машиностроителей России.

Ульяновское региональное отделение Союза машиностроителей России в 2014 году стало победителем Конкурса грантов некоммерческим неправительственным организациям, проводимого Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи» в соответствии с  Распоряжением Президента РФ от 29.03.2013 № 115-рп «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты и участвующих в развитии институтов гражданского общества».

С целью реализации Президентского гранта в Ульяновской области при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского союза молодёжи, Союза машиностроителей России реализуется проект «Российский инжиниринг», в рамках которого проводится конкурс «ТОП 100 лучших инженеров России» (далее – Конкурс).

Основные цели конкурса:

Выявление лучших специалистов в сфере конструирования, инженерной графики и написания управляющих программ (УП) для станков с числовым программным управлением.

Создание коммуникативной площадки профессионального взаимодействия между специалистами высших и профессиональных технических учебных заведений и предприятий автомобильной, авиационной и оборонной промышленности страны. 

Заочный этап Конкурса проводится в высших учебных заведениях страны, на российских промышленных предприятиях в период с 01 марта по 31 мая 2014 года.  

Финал конкурса состоится 14-15 августа 2014 года в городе Ульяновске в рамках крупнейшего в России делового авиасобытия – Международного авиатранспортного форума «МАТФ-2014», который стал вторым по масштабности мероприятием наряду с традиционным Международным аэрокосмическим салоном «МАКС» в городе Жуковском.  

Конкурс является важным элементом развития, интегрированным в инженерную культуру России, частью системы воспитания специалистов нового поколения. Тысячи студентов, магистров, аспирантов высших учебных заведений, молодых работников промышленных предприятий России смогут проявить мастерство проектирования и моделирования, получить статус лучшего специалиста страны в сфере компьютерного инжиниринга, обратить на себя внимание профессионалов и обменяться опытом.

Ульяновское региональное отделение ООО «Союз машиностроителей России» приглашает машиностроительные предприятия, ВУЗы и ССУЗы принять участие в Конкурсе «ТОП 100 лучших инженеров России», определить лучших представителей на заочном этапе и направить их для участия в финале в город Ульяновск.

 

News­Miass.ru, 4 марта 2014 г., Зарядились бодростью и энергией
Работники автозавода "Урал" оздоровились и определили победителя "Дня здоровья"

Автомобильный завод "Урал" "Группы ГАЗ" провёл одно из самых популярных массовых мероприятий - "День здоровья", посвященный XXII Зимним Олимпийским играм. Победителями общего зачёта стала команда "ЭнСер". Корпоративный спортивный праздник проводится на предприятии более 20 лет. "День здоровья", по традиции, состоялся на территории автозаводского санатория-профилактория. В спортивном мероприятии приняли участие 15 команд. Автозаводчане соревновались в лыжном спринте, "санном баскетболе", стрельбе из пневматического оружия, перетягивании каната. Проводился финал по мини-футболу, конкурс на оформление мангальных зон и представление команды на параде (девиз на олимпийскую тематику). Для детей были организованы весёлые подвижные игры и катание на лошадях.

Победителем в общекомандном зачёте "Дня здоровья" второй год подряд стала команда "ЭнСер". Незыблемы остались результаты этого подразделения и в спортивных дисциплинах: "Энсер" стали победителями в перетягивании каната и в финальном поединке по мини-футболу. Общекомандное "серебро" - у сборной заготовительного производства. Третье место в общем зачёте - у Службы технического директора. Победителю в командном зачёте - команде "Энсер" - вручен большой переходящий кубок, соответствующая грамота, сертификат на приобретение спортивного инвентаря.

В лыжном спринте победителем стала команда управления логистики, в "санном баскетболе" победила объединенная команда Дирекции по финансам и экономике и ООО "Консалтинговый центр" Группы ГАЗ. Самые меткие стрелки работают в дирекции по развитию. В боулинге первое место заняла объединенная команда дирекции по персоналу и военного представительства. Победителям в спортивных дисциплинах вручены малые переходящие кубки, грамоты, сертификаты на приобретение спортинвентаря.

Корпоративный День здоровья автомобильного завода "Урал" проводится на предприятии более 20 лет. Целями проведения спортивного праздника являются пропаганда и организация здорового досуга среди работников предприятия и их семей, организация активного отдыха и полезного досуга сотрудников автозавода "Урал" (входит в состав Челябинского регионального отделения Союза машиностроителей России).

В рамках проведения Дня здоровья также проводился конкурс на лучшее оформление команды на параде (учитывалась красочность, наличие формы, олимпийская тематика) и командной зоны. Здесь безоговорочным лидером стала дирекция по персоналу, представившая целый проект по проведению очередных летних Олимпийских игр на уральской земле. Второе место разделили коллективы автосборочного производства и производства автокомпонентов. Поощрительными призами за оформление отмечены литейное производство и служба технического директора.

"Интересным и правильным мероприятием " назвал "День здоровья" генеральный директор автомобильного завода "Урал" Виктор Кадылкин: "Дружным автозаводским коллективом - вместе с семьями, друзьями, коллегами - мы провели общезаводской спортивный праздник. Корпоративный "День здоровья" заряжает нас бодростью и энергией на предстоящие дни".

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 5 марта 2014 г., Россия уведомила США о запуске ракеты "Тополь" \\ Испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М "Тополь" провели с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области. Ракета поразила условную цель в Казахстане.

Россия уведомила США по имеющимся каналам о запуске межконтинентальной баллистической ракеты, сообщил агентству Франс Пресс источник в Пентагоне.

"Нам сообщили об испытании ранее на этой неделе. Это не является неожиданностью", — сказал источник.

Ранее в министерстве обороны России сообщили, что испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М "Тополь" провели с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области. Ракета поразила условную цель в Казахстане.

Испытательные трассы и полигонный измерительный комплекс полигона "Капустин Яр" позволяют испытывать перспективное боевое оснащение, способное преодолевать систему ПРО, в том числе перспективной конфигурации во всем диапазоне возможных условий его доставки к целям в интересах РВСН и ВМФ.

Что представляет из себя РС-12М "Тополь"

Ракетный комплекс "Тополь" составляет основу группировки Ракетных войск стратегического назначения. При этом он отличается высокой живучестью вследствие своей маневренности, скрытности и малого времени подготовки ракет к пуску. По данным Минобороны РФ, продление сроков эксплуатации группировки ракетных комплексов "Тополь" при минимальных финансовых затратах позволяет осуществить планомерную замену ракет, выводимых из эксплуатации, на ракеты нового поколения без пиковых нагрузок на военный бюджет.

 

Коммерсантъ, 5 марта 2014 г., Минобороны премьер не страшен \\ Долги военных за газ продолжают расти

ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (РЭУ) — поставщика тепла для Минобороны — не напугала критика правительства, обеспокоенного неплатежами "Газпрому". Несмотря на поручение Дмитрия Медведева, задолженность РЭУ за газ перед "Газпром межрегионгазом" с октября 2013 года выросла в 1,5 раза, до 4,7 млрд руб. Осенью "Газпром" и премьер предлагали Минобороны перейти на прямые расчеты за газ, но идея не была поддержана. Поскольку работающего механизма покрытия долгов пока нет, получать платежи удается только через иски о банкротстве, отмечают в "Газпром межрегионгазе".

"Газпром" даже при поддержке премьера Дмитрия Медведева так и не смог найти способ "выбивать" из структур Минобороны платежи за газ. Как сообщили "Ъ" в "Газпром межрегионгазе", долг РЭУ (единого поставщика тепла для Минобороны) на 1 марта достиг 4,7 млрд руб., из них 2,1 млрд руб. приходится на Московскую область. Это на 1,8 млрд руб. больше суммы, названной главой "Газпрома" Алексеем Миллером на совещании у Дмитрия Медведева в октябре 2013 года. Тогда топ-менеджер монополии просил вернуться к старой схеме поставок газа по прямым госконтрактам с Минобороны и ликвидировать РЭУ, премьер дал соответствующее поручение министерству. По словам господина Миллера, при работе без посредника проблемы не существовало. Но, по имеющейся у "Газпром межрегионгаза" информации, Минобороны не поддержало переход на прямые договоры. С министерством удалось лишь договориться о графике погашения задолженности РЭУ, но он не исполняется, говорят в компании. Представитель правительства переадресовала вопросы "Ъ" к Минобороны. Там официально ситуацию не комментируют, но источник, знакомый с ситуацией, говорит, что министерство еще прорабатывает план погашения задолженности РЭУ за газ, сроки не конкретизируются.

РЭУ стало единым поставщиком тепла для Минобороны в апреле 2011 года, при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове компания получила около 10 тыс. км теплосетей и 4,5 тыс. котельных и теплопунктов, обеспечивающих потребности министерства. Сейчас РЭУ в процессе реформирования, говорят в компании, "идет работа по повышению эффективности тепловой генерации, после появится ясность с погашением задолженности по большинству компаний, долг выплачивается по мере возможности". Планируемые сроки выплат в компании не называют, но добавляют, что все средства, которые поступили в 2014 году от Минобороны за тепло, идут на погашение задолженности. По данным НП "Совет производителей энергии", долг Минобороны за тепло на 1 февраля — 3,26 млрд руб.

Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», на совещании у Дмитрия Медведева, 29 октября 2013 годаВ настоящее время отсутствуют юридические механизмы по принуждению теплоснабжающих организаций оплатить задолженность

Отключить теплоснабжение учреждений Минобороны по указу президента N1173 нельзя, и единственным механизмом "выбивания" долгов остается подача исков о банкротстве, говорят в "Газпром межрегионгазе", "как показывает практика, перед рассмотрением дела задолженность начинает сокращаться". В филиале "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" предлагали нестандартную схему: расторгать договоры с РЭУ из-за регулярных нарушений сроков оплаты, после чего у компании не будет законного права поставлять газ. Долг РЭУ перед филиалом — 206 млн руб., текущих платежей нет уже шесть месяцев. При расторжении договора без тепла могут остаться поселки военных, военные училища и здание Главного штаба, снабжаемые РЭУ.

Но руководитель отдела налоговой практики юрфирмы Sameta Андрей Панфилов считает этот путь тупиковым: суд будет смотреть, повлечет ли прекращение газоснабжения нарушение требований указа N1173 либо нет. По его словам, энергетики уже пытались указать в договоре с РЭУ право на одностороннее прекращение подачи электроэнергии, но эти условия были признаны недействительными, в том числе и в Высшем арбитражном суде.

Проблемы с платежами структур Минобороны есть и на энергорынке, где единый поставщик — "Оборонэнергосбыт". Он оплачивает электроэнергию на оптовом рынке (где с 2013 года за долги покупатель может лишиться статуса участника рынка), говорят в НП "Совет рынка", но задолженность сбыта перед сетями за 2013 год выросла в четыре раза (на 1 февраля — 3 млрд руб.). Минэнерго собиралось решить проблему долгов "неотключаемых" потребителей при реформе отрасли, говорилось в документах министерства (есть в распоряжении "Ъ"). Статус "неотключаемого" предлагается подкреплять бюджетной гарантией, по которой поручителем выступает профильный орган власти.


3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 5 марта 2014 г., Распродажа Lada продолжается \\ «АвтоВАЗ» продлил распродажу автомобилей, произведенных в 2013 г. Lada Granta, Kalina и Priora продаются со скидкой в 15 000-50 000 руб.

«АвтоВАЗ» на месяц продлил скидочную кампанию, которая действовала с 18 января по 28 февраля, сообщила вчера компания. Скидки в размере 15 000-50 000 руб. предлагаются на автомобили Lada Granta, Kalina и Priora, выпущенные в 2013 г. Максимальная скидка дается на Kalina предыдущего поколения (ранее она была меньше на 10 000 руб.). Скидка на самую продаваемую модель в России — Lada Granta составляет 15 000-20 000 руб. Рекомендуемая розничная цена на эту модель 2014 года выпуска начинается c 279 000 руб., по данным сайта «АвтоВАЗа». Получается, скидка составляет 5-7% стоимости автомобиля.

Представитель «АвтоВАЗа» вчера на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Как правило, в начале года автоконцерны предлагают скидки на модели предыдущего года выпуска, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Чем они дороже, тем больше вероятность того, что машины будут в продаже вплоть до лета, добавляет директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив. Но к «АвтоВАЗу» это не относится — завод работает в бюджетном сегменте, поэтому продление скидочной кампании говорит о сохраняющемся в марте пониженном спросе на Lada, отмечает он. Коммерческий директор дилерской компании «АвтоГермес» Александр Чулков сообщил, что на складах его компании «много» Granta и Kalina и «нормальные запасы» Priora.

В этом году снижаются продажи всех моделей Lada, кроме Largus. К примеру, продажи Granta в январе 2014 г. сократились на 22% до 8255 шт., по данным АЕБ. В феврале 2014 г. — на 7,6% до 11 280 шт., по данным «АвтоВАЗа». В феврале «АвтоВАЗ» приостанавливал на несколько дней производство Granta, Kalina, Priora, трехдверной Lada 4×4 и увеличил на день рабочую неделю на линии, где выпускается Largus. В марте приостановки не планируются, пояснял представитель завода. Остатки с 2013 г. будут распроданы до конца марта, прогнозирует Чулков. Помимо скидок этому будет способствовать традиционное весеннее оживление спроса, говорит он. Дацкив считает, что распродать остатки в марте у «АвтоВАЗа» не получится, поэтому скидочная кампания скорее всего продлится и в апреле.

 

4. Авиастроение.

 

Портал машиностроения, 5 марта 2014 г., С.Дементьев (Авиастар-СП): Главная и самая сложная задача – привлечение персонала

 
 

Итоги работы отечественной авиационной промышленности в 2013 году вывели отрасль в число лидирующих по темпам развития. Консолидированная выручка ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" за предыдущие 5 лет при среднем 3%-ом годовом росте ВВП росла со среднегодовыми темпами свыше 18%. Выпуск воздушных судов в 2013 году составил в целом 128 штук. При этом ежегодный рост поставок гражданских самолетов за предыдущие пять лет порядка 25%. Выпуск SSJ100 за последний год увеличен в два раза. На фоне планов выпуска в 2014 году порядка 40 Суперджетов успехи отрасли в производстве самолетов военно-транспортной авиации скромнее. Но и здесь ситуация меняется кардинально, уверен генеральный директор одного из ведущих предприятий отрасли ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев.

- За минувший год "Авиастар-СП" не собрал ни одного нового самолета, что дало повод критикам говорить о кризисе отечественного авиастроения. В то же время, в цехах кипит работа, завод набирает новых сотрудников. Что же происходит на самом деле?

- Если говорить о загруженности "Авиастара", то она год от года растет. Напомню, что самолет, ради которого в свое время был построен крупнейший в Европе завод – это Ан-124 "Руслан". Его производство завершилось, но тема была и остается среди приоритетов: мы работаем и в рамках государственного контракта по линии министерства обороны в части восстановления летной годности и модернизации самолетов военно-транспортной авиации, и сотрудничаем с авиакомпаниями, эксплуатирующими "Русланы" в коммерческих целях.

Госзаказ по этой теме в 2013 году выполнили в полном объеме – передали военным три самолета. В планах на 2014 год – завершение госконтракта, в первом полугодии сдадим заказчику один самолет, осенью рассчитываем передать вторую машину, прошедшую модернизацию. Параллельно займемся продлением ресурса парка 224-го летного отряда. Если приплюсовать к этому объему машины коммерческих авиакомпаний, за год через завод должны пройти не менее 13 самолетов.

- Среди специалистов в отрасли дискутируется вопрос возобновления производства Ан-124. "Авиастар" готов к этому проекту?

- Пока перед нами задача по возобновлению серийного производства не поставлена. Но в то же время, если в России будет строиться сверхтяжелый транспортный самолет, будь то глубоко модернизированный Ан-124, или полностью новый тяжеловес, собирать его будут на "Авиастаре". И напомню, что министром обороны Сергеем Шойгу поставлена задача – удвоить количество Ан-124, находящихся в состоянии боеготовности. Так что объемы работ по существующему парку Ан-124 будут только увеличиваться.

Впрочем, в среднесрочной перспективе будущее завода будет определять другой самолет – Ил-76МД-90А. Именно подготовка его производства – наша основная забота. Мы параллельно и строим машины установочной партии, и производим масштабную реконструкцию с целью наращивания производственных мощностей, производительности и сокращения трудоемкости. Для понимания, уже сейчас существенно обновлены заготовительное, механокаркасное производства. Из эксплуатации выведено порядка полутора тысяч единиц старого оборудования, закуплены новые станки. Есть и детальные планы по дальнейшему развитию агрегатного-сборочного производства. Большая часть проектов по техническому перевооружению на 2014 год уже готова к проведению госэкспертизы. Также к середине года планируем передать на экспертизу проектно-сметную документацию по новой сборочной линии Ил-76МД-90А.

- Насколько планируется сократить трудоемкость сборки "Ила"?

- Мы не берем первый летный образец, это отдельная тема. Самолеты установочной партии по трудоемкости находятся на уровне 1,3 млн нормо-часов. До 2020 года завод должен выйти на трудоемкость 340 тыс. нормо-часов.

- Планы по выпуску двух машин в 2014 году сохраняются?

- Да, первая машина будет готова в первом полугодии, вторая – до конца года. Кроме того, сейчас проводятся доработки первого летного образца по итогам летно-конструкторских испытаний и первого этапа государственных испытаний. В этом году он будет передан на второй этап ГСИ.

- Как будут расти темпы выпуска в дальнейшем?

- Мы перешли на трехлетний бюджет, поэтому детальное понимание у нас есть на горизонт до 2016 года. Рост производства на 2014 год относительно 2013-го в денежном выражении запланирован на 53%. Если говорить именно о программе Ил-76МД-90А, то еще в апреле 2013 года мы приняли решение о порционном запуске самолето-комплектов. Сейчас заложено до 10 самолето-комплектов, в 2014 году добавим еще шесть. Если же говорить о сборке, то в 2015 году нам предстоит сдать три самолета, в 2016 году – уже шесть машин. ОАО "ОАК" ставит задачу выхода на производство 18 самолетов в год.

- Ранее сообщалось, что на заводе уже заложен первый топливозаправщик на базе нового "Ила"...

- Действительно, сейчас борт уже в производстве. Правда, программа немного сдвигается по срокам: заказчик – министерство обороны – пожелал, чтобы машина была конвертируемой. Это потребовало проведения дополнительных ОКРов.

- В мае прошлого года на "Авиастаре" прошла конференция поставщиков по программе Ил-76. Тогда, в ходе достаточно жесткой дискуссии, и в последующих переговорах стороны закрепили условия поставок. Подрядчики соблюдают эти договоренности?

- Надо отдать должное, что все наши поставщики согласились с лимитными ценами, предложенными в рамках заключенного государственного контракта. На срок действия госконтракта предусмотрена эскалация цен, и никто из наших партнеров за эти рамки не выбивается.

- А партнеры по кооперации свои обязательства выполняют?

- По Ил-76 у нас успешная кооперация с Воронежем, они нам поставляют пилоны, мотогондолы, а также отдельные узлы. Казань освоила производство хвостового оперения – буквально сейчас наши специалисты находятся на КАПО, проводят приемку первого комплекта оперения.

- Решение о передаче производства крыла в Казань принято?

- Согласно планам, выпуск крыла на КАПО должен быть освоен в 2015 году. Хотя в ОАК рассматривается и возможности участия ы этой программе и наших мощностей.

- Сегодня "на крыле" остается большое количество Ил-76 предыдущих модификаций, которые неизбежно будут требовать и ремонта, и модернизации. "Авиастар-СП" примет участие в этой работе?

- Учитывая, что производство в Ташкенте прекращено, основная нагрузка по поддержанию летной годности существующего парка самолетов будет лежать на "Авиастаре". И мы к этому готовимся. На заводе создана рабочая группа, которая анализирует потребность в запасных частях со стороны авиакомпаний и ремонтных заводов. Уже определен перечень взаимозаменяемой номенклатуры, которую можно использовать и на Ил-76МД-90А. Соответственно, мы формируем и стратегию по разворачиванию производства номенклатуры, которую нельзя заменить выпускаемыми сейчас аналогами.

- Ставится ли вопрос о модернизации существующих Ил-76?

- В настоящее время проводится ОКР по модернизации Ил-76/78 для Министерства обороны. А что касается гражданских машин, то такие переговоры идут. В частности, к нам обратилась авиакомпания Silk Way с предложением ремоторизовать два самолета, заменив используемые сегодня Д-30КП на ПС-90А-76. Не исключено, что этот проект станет первым шагом в модернизации существующего парка. Но я бы не хотел предвосхищать события. Лучше решать задачи поэтапно.

- Еще не так давно – в 2007-2008 годах – завод был на грани выхода на темп выпуска Ту-204 один самолет в месяц. За 2013 год "Авиастар" не построил ни одной "Тушки". Можно ли говорить о том, что программа закрыта?

- О том, что программа закрыта, говорить категорически нельзя. Прежде всего, существующих эксплуатантов никто не бросает, "Туполев" не прекратит следить за летной годностью парка, а мы продолжим изготовление запасных частей. А объем продукции в наше время диктует рынок. Сколько заказов – столько будет и самолетов.

- В свою очередь, программа Sukhoi Superjet-100 набирает обороты. Успевает ли интерьерное производство за сборкой самолетов?

- Задачи по монтажу интерьеров Superjet, которые перед нами ставили в 2013г., мы выполнили. Претензий к качеству товара у руководства ГСС нет. Да и по темпам мы хорошо поработали: если в первый самолет интерьер установили за три недели, сейчас до боевой готовности, до сдачи заказчику, проходит семь дней. И это – не предел. Задача на 2014 год – удвоить объемы по монтажу интерьеров для российских заказчиков. А учитывая хорошее качество работ и высокую производительность, мы рассчитываем получить заказы на установку интерьеров и для иностранных заказчиков. Мощности и обученные люди для этого есть.

- Если оценить вклад всех сегодняшних программ в загрузку завода, какие проекты наиболее весомые?

- Почти 90% трудоемкости приходится на программу Ил-76МД-90А. Остальные 10% - на Ан-124, Ту-204 и SSJ-100.

Но это соотношение вскоре изменится. Во-первых, уже с весны 2014 года мы должны начать поставки на "Иркут" крупногабаритных панелей фюзеляжа по проекту МС-21, а также двери, трубопроводы, оперение вертикальное и горизонтальное, подкилевой отсек. Кроме того, будем участвовать в кооперации по проекту Ил-112В. Сейчас идет работа по подготовке производства.

- "Авиастар" в лучшие годы "тянул" финальную сборку двух типов. Сейчас же речь идет об очень широкой линейке продукции. Насколько реалистичны все эти планы?

- Осилим. Хотя не скрою, нелегко сейчас. Главная и самая сложная задача – привлечение персонала. Ульяновская область, сам город, имеют самый низкий процент безработных, это очень привлекательный регион для инвесторов. Есть реальная конкуренция за трудовые ресурсы. Наш горизонт стратегического планирования – 2025 год. По численности основных рабочих детально просчитаны потребности: уже к 2017 году надо принять дополнительно 3,5 тыс. человек.

Но лучше, когда есть задачи. Хоть и сложно, но их можно решать. Я ульяновец, помню времена, когда завод простаивал без заказов, люди выходили на забастовки, потому что нет работы, нет зарплаты... Сейчас ситуация отличается радикально. Загрузка завода есть. Идет уверенное движение по увеличению заработной платы. К примеру, средняя заработная плата по заводу в декабре 2012 года составила 19 138 рублей, а уже в декабре 2013 года – 22 689. Средняя заработная плата основных производственных рабочих на декабрь 2012г. – 22 945 рублей, а в декабре 2013 г. – 28 124. Далеко не худший показатель. Но мы понимаем, что только лозунгами "Приходите на завод!" и зарплатами людей не привлечь. Чтобы персонал был качественный, его надо обучать. Чтобы удержать людей, нужны социальные программы. И мы над этим работаем.

- Создание ресурсного центра позволило решить кадровую проблему?

- Этот проект мы реализовали еще в 2010 году. Тогда совместно с правительством Ульяновской области, с министерством образования Ульяновской области мы выиграли грант, и рядом с заводом создали ресурсный центр по подготовке рабочих кадров. Но это лишь один из проектов. В 2012 году завод получил образовательную лицензию и запустил программы переподготовки и повышения квалификации собственных кадров. Без этого освоить производство "в цифре" было бы невозможно.

Сейчас совместно с государственным университетом запустили региональную программу по привлечению учащихся. В разных районах Ульяновска, в муниципальных образованиях Ульяновской области стали создавать авиационные кружки на базе ведущих школ для того, чтобы со школьной скамьи прививать ребятам определенные навыки и любовь к авиации. Как результат, ребята пошли в кружки, есть набор и на авиационные специальности. Ульяновской государственный университет уже открыл три новых специальности по авиационному направлению. Я считаю, что это хороший результат.

Что касается учеников, то для них разработана специальная программа адаптации на предприятии. Мы установили стипендию для всех обучающихся. После окончания теоретических занятий и параллельных практических занятий, после присвоения квалификации, гарантируем выпускнику минимальную заработную плату, и в течение первого года поддерживаем его. Если в 2009 году мы приняли 500 учеников, но осталось только 50 человек, то теперь при наборе 300 человек текучесть кадров всего 5%. Это показывает, что мы – на правильном пути.

- "Авиастар" стал первым предприятием отрасли, которому удалось принять на работу соотечественников из-за рубежа. Этот опыт можно повторить? Как вы оцениваете перспективу привлечения кадров из бывших союзных республик?

- Действительно, в прошлом году нам удалось принять на работу восемь специалистов, работавших на ташкентском авиазаводе. Поддержали в ОАК, помог Дмитрий Рогозин, одобрил эту инициативу Президент России. Но, к сожалению, отработанной процедуры по ускоренному предоставлению гражданства в России так и не создано. Поэтому, когда к нам приехало еще шесть человек из Ташкента, быстро решить все вопросы не удалось. Им предоставили разрешение на работу, помогли с жильем, но вида на жительство пока нет.

К слову, Ульяновская область заявилась на участие в федеральной программе по переселению соотечественников. Запросили лимит на 200 специалистов из Узбекистана, Казахстана и Украины. На прошлой неделе провели установочное совещание в областном правительстве, надеюсь, что какие-то предложения по совершенствованию законодательства мы выработаем. Но, так или иначе, мы очень заинтересованы в том, чтобы принимать авиационных специалистов из Ташкента, из Киева. Готовы трудоустроить, предоставить жилье.

- Раз уж речь зашла о жилищной программе, расскажите, как реализуется ваш пилотный проект?

- Эта программа была разработана в 2012 году, и за полтора года порядка 220 работников "Авиастара" уже получили новые квартиры.

Согласно договоренности правительства Ульяновской области, нашего предприятия, застройщика и "Сбербанка", сформирована льготная программа. Если молодой человек делает взнос 20% – он получает ипотечный кредит под 12,5%; если взнос 40% – то ставка снижается до 10,5%. Но если учесть, что квартира стоит 1,6 млн рублей, то найти 640 тыс. на первоначальный взнос вчерашнему выпускнику сложно. Да, предприятие компенсирует часть первоначального взноса, это делается за счет льгот по налогам, предоставленным правительством области. Но это не решает проблему. Рост стоимости жилья, высокий платеж по ипотеке – только повышением заработной платы эти факторы не компенсируешь. Да и получить кредит в банке может только сотрудник, отработавший минимум полгода. А что делать тем, кто только трудоустраивается? Так что наша жилищная программа – объективно самая передовая в стране, но и она нуждается в поддержке государства, в том числе и на федеральном уровне.

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь