Новости СоюзМаш России

28.02.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

Эльвира Латыпова

Правительство Башкирии и ОАО «УМПО» готовят инвестиционное соглашение

БАШИНФОРМ, 27.02.2014

Между Правительством Башкортостана и ОАО «УМПО» будет подписано инвестиционное соглашение, касающееся производства двигателя 117С для самолетов марки «Сухой». Об этом на заседании коллегии Министерства промышленности и инновационной политики РБ в четверг, 27 февраля, сообщил глава ведомства Алексей Карпухин.

— В настоящее время готовится к подписанию инвестиционное соглашение об условиях реализации приоритетного инвестиционного проекта между Правительством республики и ОАО «УМПО», — сказал Алексей Карпухин. — Это создание и освоение производства двигателя 117С, предназначенного для использования на самолетах марки «Сухой».

По словам министра, ОАО «УМПО» реализует четыре инвестпроекта. Они направлены на освоение новых технологий для производства перспективных газотурбинных двигателей пятого поколения и создание наукоемкой испытательной базы. В конечном итоге эти проекты позволят УМПО стать «основным исполнителем по программе модернизации парка боевой авиации Российской Федерации», отметил Алексей Карпухин.

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» — крупнейший в России производитель авиационных двигателей. Занимается разработкой, производством, сервисным обслуживанием и ремонтом турбореактивных авиадвигателей и газоперекачивающих агрегатов, производством и ремонтом узлов вертолетной техники. Входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию — 100-процентную дочернюю компанию ОАО ОПК «Оборонпром» по управлению двигателестроительными активами.

 

Новости авиастроения

Государство может профинансировать 20-30% стоимости Ту-204 СМ его покупателям

Прайм, 28.02.2014

Бюджет РФ в качестве субсидий может возместить потенциальным заказчикам Ту-204 СМ 20-30% стоимости этого самолета, сообщил "Прайму" замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь.

По его словам, себестоимость производства машины сначала будет слишком высока. Без субсидий самолет не будет привлекательным для заказчика. "Если на покупку самолета будут найдены покупатели (ими могут стать силовые ведомства в рамках консолидированного госзаказа, авиакомпания Red Wings и Иран), они получат субсидии. Размеры выплат и их статус обсуждаются", - отметил он.

"Собственно, для Ирана проект Ту-204 СМ и создавался. Интеллектуальные права на двигатель Ту-204 СМ (ПС-90А2), частично принадлежавшие американской Pratt & Whitney выкуплены", - объясняет замминистра.

Контракт "Объединённой авиастроительной корпорации" с Ираном на эти самолеты несколько лет назад был фактически заблокирован госдепом США. Страна ввела запрет на поставку всего американского в Иран. Ранее источник "Прайма", близкий к КБ "Туполев" сообщал, что финансирование проекта ТУ-204 СМ прекращено. По данным замминистра, НИОКР данного самолета, действительно, окончены. В таком виде самолет может уже производиться.

Ту-204СМ – глубоко модернизированный вариант Ту-204 "классики", использующий два новых двигателя с повышенными показателями ресурса и надежности. Самолет также оснащен новой вспомогательной силовой установкой ТА-18-200М, цифровой системой кондиционирования воздуха, системой регулирования давления. В сравнении с базовым самолетом на 10-12% улучшена топливная экономичность и эксплуатационная технологичность новой модели. Ту-204СМ сможет находиться в воздухе около девяти часов.

О том, что Россия обратилась к Ирану с предложением изучить возможность приобретения Ту-204 СМ, в воскресенье сообщило иранское агентство Fars News. Цена в предложении составляет 35 миллионов долларов, что дешевле относительно западных Boeing и Airbus.

В 2014 году ВАСО планирует заработать 14 млрд рублей

Коммерсантъ, 27.02.2014

Вчера президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаил Погосян представил воронежскому губернатору Алексею Гордееву нового генерального директора ОАО «ВАСО» Сергея Юрасова, который официально приступил к своим обязанностям. По словам господина Погосяна, объем производства в ВАСО за 2013 год впервые за несколько лет превысил 10 млрд руб. — рост более чем на 15% к показателю 2012 года. Выручка завода в ближайшие три года должна расти в среднем на 16% в год, рост объема производства к 2016 году запланирован более чем на 75%, «чтобы предприятие вышло на прибыль». «В 2014 году мы должны выйти на выручку в 14 млрд руб. Это требует оптимизации структуры управления. Объемы производства связаны как с выпуском серийной продукции, где ВАСО является финальным заводом по производству самолетов Ан-148 и Ил-96, так и с широким участием в кооперации по другим программам — в частности, по производству агрегатов для Sukhoi Superjet 100, Ил-76 и Ан-148 для наших украинских коллег. Кадровые перестановки связаны в первую очередь с оптимизацией производственных процессов», — пояснил президент ОАК. Он подчеркнул, что при увеличении объемов руководству авиазавода предстоит обеспечить рост производительности труда и повышение рентабельности продукции. Но при этом планируется на 1 тыс. человек увеличить число рабочих. Отметим, что сейчас средняя зарплата на предприятии составляет 23 тыс. руб. (к 2015 году она должна превысить 30 тыс.), на заводе трудятся 5,9 тыс. человек.

По данным ОАК, портфель заказов ВАСО на 2014 год включает: четыре Ан-148 по контракту с Минобороны РФ, два Ан-148 — для ФСБ РФ и один Ил 96-400 для того же ведомства. Также ВАСО вместе с региональными властями реализует проект по созданию на заводских площадях технопарка, включающего инжиниринговый центр. В ОАК рассчитывают, что экономия средств авиазавода только благодаря передаче площадей резидентам технопарка, снижению накладных расходов и затрат на материалы и производство к 2016 году превысит 640 млн руб.

Отвечая на вопрос „Ъ“ о возможных трудностях ВАСО в связи со сложившейся ситуацией на Украине, Сергей Юрасов пояснил, что «сотрудничество воронежских авиастроителей с украинскими началось не вчера и пережило достаточно много политических перемен». «Перемены проходят, а остается повседневная работа в совместных проектах. В должности гендиректора ВАСО я буду содействовать реализации и развитию наших общих программ по самолетостроению, в первую очередь по Ан-148», — рассказал господин Юрасов. Напомним, Сергей Юрасов с 2012 года работал в должности вице-президента ОАК, до этого его трудовая деятельность была связана с автомобилестроением: в мае 2006 года он стал членом совета директоров ОАО «УАЗ», а в 2010 году занял пост гендиректора предприятия. Бывший руководитель ВАСО Виталий Зубарев перешел на должность советника президента ОАК по координации программ, первого заместителя гендиректора ООО «ОАК-Антонов». Господину Зубареву предстоит курировать работу по программам кооперации между предприятиями России и Украины.

Концерн "Радиоэлектронные технологии" испытает авионику для лайнера МС-21  

ИНТЕРФАКС-АВН, 28.02.2014

Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) победил в конкурсе Минпромторга на проведение испытаний опытных образцов и подготовку к международной сертификации интегрированного комплекса бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО-ИМА), сообщает пресс-служба КРЭТ.
"Общая стоимость работ составляет 3,2 млрд руб. Концерн инвестирует в проект ИКБО-ИМА и собственные средства в размере более чем 600 млн руб.", - говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН" в пятницу.
"Предприятия КРЭТ уже на протяжении трех лет ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по созданию комплекса бортового оборудования на основе интегрированной модульной авионики. За это время было разработано новое поколение отечественной авионики, которое позволяет повысить безопасность полетов, обеспечивает соответствие международным требованиям по аэронавигации и расширяет возможности эксплуатации самолетов и вертолетов российского производства", - сказал замгендиректора КРЭТ по стратегическому развитию Андрей Тюлин, слова которого приводятся в сообщении.
В нем отмечается, что в рамках госконтракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предполагается проведение межведомственных и квалификационных испытаний комплекса унифицированных базовых элементов авиационного бортового оборудования. Важным элементом работы является подготовка необходимых документов для получения одобрения EASA на функции/компоненты базового интегрированного комплекса.
"ИКБО-ИМА станет базой для создания комплекса бортового оборудования перспективного российского среднемагистрального авиалайнера МС-21, говорится в сообщении.
"Сейчас на предприятиях концерна идет разработка и производство опытных образцов бортового радиоэлектронного оборудования для МС-21. Доля изделий КРЭТ в комплексе бортового радиоэлектронного оборудования МС-21 составляет 50%", - сказал А.Тюлин.
В рамках создания комплекса БРЭО для МС-21 концерн отвечает за систему управления общесамолетным оборудованием, информационно-вычислительный комплекс общей системы управления, систему измерения воздушных данных и систему госопознавания, средства аварийной связи, а также информационно-управляющее поле, в том числе различные пульты управления, пульты-трекболы и многофункциональные индикаторы.
В дальнейшем возможна адаптация ИКБО-ИМА для различных типов и моделей отечественных самолетов, в том числе Бе-200, Ил-96-300, а также нового поколения SSJ. Кроме того, идет работа по созданию аналогичных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования для вертолетной техники.
В свою очередь директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский, которого цитирует пресс-служба КРЭТ, отметил, что "ключевое значение этой работы - создать и укрепить задел для производства российского бортового авиационного оборудования".
"Это еще один шаг к тому, чтобы при производстве воздушных судов формировать больше добавленной стоимости в России, а не за рубежом. Мы рассчитываем, что в перспективе бортовое оборудование, агрегаты и системы наших самолетов и вертолетов будут отечественными, притом выдержав конкуренцию с зарубежными аналогами. На следующем этапе нашим производителям предстоит приложить усилия для сертификации этого оборудования и на международном уровне", - А.Богинский.
Стратегия КРЭТ предусматривает дальнейшее движение к модели комплексного поставщика. Уже сегодня концерн готов оказывать авиапроизводителям услуги по комплексированию борта и поддержанию его в рабочем состоянии на протяжении всего жизненного цикла воздушного судна.
В частности, специалисты концерна разработали и сертифицировали комплекс бортового радиоэлектронного оборудования для Ту-204СМ, более чем на 85% состоящий из отечественных узлов и компонентов. 
В 2013 году на авиакосмическом салоне МАКС-2013 КРЭТ заключил соглашение с "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК), предусматривающий ответственность концерна за весь жизненный цикл поставляемого ОАК оборудования начиная от разработки эскизного макета до послепродажного и сервисного обслуживания готовых изделий. Соглашение о сервисном и постгарантийном обслуживании уже поставленной техники было заключено с компанией "Вертолеты России". Достигнута договоренность о разработке комплексных решений для новых образцов отечественной вертолетной техники.

КАПО выпустило первый комплект хвостового оперения для ИЛ-476

Бизнес Online, 27.02.2014

ОАО "КАПО им. Горбунова" выпустило первый комплект хвостового оперения для нового транспортного самолета Ил-76МД-90А (Ил-476). Об этом отраслевому порталу "АвиаПорт" сообщил генеральный директор ульяновского ЗАО "Авиастар-СП" Сергей Дементьев.

"Казань освоила производство хвостового оперения - буквально сейчас наши специалисты находятся на КАПО, проводят приемку первого комплекта оперения", - рассказал Дементьев. Также, по его словам, в 2015 году КАПО должно освоить выпуск крыла для этого самолета.

Ил-476 - глубокая модернизация самолета Ил-76. Машина будет выпускаться на "Авиастар-СП". 5 октября 2012 года между "Авиастаром" и министерством обороны РФ подписан контракт на 39 единиц до 2020 года с поставкой двух первых бортов в 2014-м.

Алексей Криворучек

Российская авионика получит международные сертификаты // Самолеты с отечественной бортовой электроникой можно будет продавать в другие страны

Известия, 28.02.2014

К 2015 году российская бортовая электроника для самолетов может впервые выйти на международный рынок. Минпромторг подвел итоги конкурса на проведение испытаний бортового оборудования для получения международного сертификата EASA. Единственным участником конкурса стал концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, стопроцентная "дочка" госкорпорации "Ростех"). На все испытания потребуется 3,2 млрд рублей, из которых 625 млн концерн вложит из собственных средств.
- Мы рассчитываем, что в перспективе бортовое оборудование, агрегаты и системы наших самолетов и вертолетов будут отечественными. И что они выдержат конкуренцию с зарубежными аналогами, - рассказал "Известиям" директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Андрей Богинский. - Это еще один шаг к тому, чтобы при производстве воздушных судов формировать больше добавленной стоимости в России.
Начальник отдела создания и производства гражданской авиационной техники Минпромторга Михаил Богатырев сообщил "Известиям", что в планах ведомства - не только импортозамещение, но и экспорт авиационной электроники.
Представитель КРЭТа пояснил, что концерн уже готовит заявку для получения сертификата в Межгосударственном авиационном комитете.
Речь идет прежде всего об электронике для будущего российского ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Разработчик - корпорация "Иркут" - планирует, что первые его экземпляры появятся на рынке в 2016 году, а серийное производство начнется в 2020-м. Из 332 контрактов на поставку этих самолетов более 50 заключены с зарубежными авиакомпаниями. Стоимость одного борта составит около $78 млн.
- Сейчас более половины авионики МС-21 - нашего производства, - рассказал замгендиректора КРЭТа по стратегическому планированию Андрей Тюлин. - Исключение составляют, например, комплексы навигации и связи. Некоторые системы делают зарубежные компании - Rockwell Collins, Honeywell.
По информации источника в отрасли, другой российский перспективный пассажирский самолет - Superjet 100 - полностью лишен российской электроники, всё производство бортового оборудования размещено во Франции. Предполагается, что к началу 2020-х годов две трети из 830 запланированных Superjet будут проданы на зарубежных рынках, стоимость одного самолета составит около $35 млн.
Разработчики электроники для МС-21 надеются в будущем использовать ее элементы и в других моделях самолетов - например на военном транспортнике Бе-200.
- Платформа состоит из набора стандартных модулей, которые меняются и модернизируются в процессе жизненного цикла самолета, - пояснил начальник отделения Государственного НИИ авиационных систем Геннадий Чуянов.
Однако главный редактор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев отмечает, что без доработок перенести электронику с гражданского самолета на военно-транспортный не получится. Различаются требования к функциональности, работоспособности в случае боевых повреждений.
- Военным потребуется другое "железо", без использования иностранных элементов, а также программное обеспечение со специфичными функциями, - сказал Олег Пантелеев. - Для всех самолетов военно-транспортной авиации сейчас разрабатывают унифицированный комплекс "Купол-3".
В любом случае окончательный выбор электроники для военной авиации - за Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией, отмечает эксперт.

Контракты на ремонт авиатехники

Блог Центра АСТ 27.02.14

В августе прошлого года в прессе появилась информация о заключении трехлетнего контракта между ОАК и Минобороны на сервисное обслуживание и ремонт авиатехники. К настоящему времени на официальном сайте размещения заказов, сайтах раскрытии информации эмитентами и отчетности предприятий появилась некоторая информация по данной тематике.

Фактически 27 августа было подписано два контракта: первый на выполнение работ по сервисному обслуживанию самолетов фронтовой авиации, авиации ВМФ, авиации ПВО и учебно-тренировочных самолетов (Р/4/1/6-13-ДОГОЗ ), второй – на аналогичные работы на самолетах дальней, военно-транспортной и специальной авиации (Р/4/2/21-13-ДОГОЗ).

В рамках первого госконтракта 4 октября было подписано несколько соисполнительских контрактов:

1) С ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева» (755-538-10/13 ) – по самолетам Л-39 (в том числе увеличение ресурса и срока службы самолетов, авторский и технический надзор, разработка бюллетеней, выполнение доработк – 44.7 млн. руб. в 2013 г. ).

2) с ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация (761-538-10/13) – по авиационным двигателям, в том числе

- по двигателям самолетов типа МиГ-29, Су-24, Су-27, Су-30, Су-34 (сервисное обслуживание авиационных двигателей типа АЛ-21Ф-3Т, АЛ-31Ф, РД-33, АИ-222-25, Р-15Б-300), ВСУ для Ил-96 (ВСУ-10-02) - стоимостью 4 274 млн. руб. с ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»;

- по двигателям самолетов типа Ил-76, Ил-76 «65С» (прим. – Ил-82), Ил-78, Ил-62, Ту-154, А-50 (сервисное обслуживание авиационных двигателей типа Д-30КУ-2, Д-30КП-2, Д-30КУ-154) - стоимостью 2 577 млн. руб. с ОАО «НПО «Сатурн»;

- по авиационным двигателям типа АЛ-21Ф-3Т (сервисное обслуживание) стоимостью 460,3 млн. руб. с ОАО «712 АРЗ»;

- по двигателям самолетов типа МиГ-31, Ту-134 (капитальный ремонт двигателей Д-30 3 серии, капитальный ремонт с переоборудованием авиадвигателей Д-30 серии 2 в Д-30 серии 3, сервисное обслуживание авиационных двигателей Д-30Ф6 и Д-30) – стоимостью 790 млн. руб. с ОАО «Пермский моторный завод»;

- по двигателям самолетов типа МиГ-29 (капитальный ремонт и сервисное обслуживание авиационных двигателей РД-33) - стоимостью 733 млн. руб. с ОАО «ММП им. В. В. Чернышева»;

- по двигателям самолетов типа Су-27, Су-30, Су-34, Су-25 (сервисное обслуживание авиационных двигателей типа АЛ-31Ф, Р95Ш, Р-195, АЛ-31ФП серии 01, АЛ-41Ф-1С, выносных коробок агрегатов ВКА-99, ВКА-99МК, ВКА-117С) – стоимостью 2,123 мрд. руб. с ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение».

Во исполнение второго госконтракта также 4 октября было заключено несколько контрактов с исполнителями:

1) с ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева» (754-538-10/13 ) - по самолетам Ил-22 (выполнение 72 и 36-месячных регламентных работ на трех самолетах – 12.5 млн. руб. в 2013 г. ; продление срока службы на 2 года и межремонтного сроков службы на 1 год одному самолету – 108 тыс. руб. в 2013 г. ), Л-410 (в том числе увеличение ресурса и срока службы самолетов, авторский и технический надзор, разработка бюллетеней – 5.8 млн. руб. в 2013 г. )

2) с ОАО «Туполев» (756-538-10/13) на сумму 1 615,7 млрд. руб. на срок до 31.12.2015 г. – вероятно по самолетам Ту-22М3/МР, Ту-95МС, Ту-134, Ту-142, Ту-154, Ту-160, в том числе работы на 360 АРЗ составят 1 млн. руб. Кроме того 5 февраля заключено дополнительное соглашение на сумму 584 млн. руб. на выполнение первого ремонта самолетов к договору от 17 мая прошлого года между ОАО «Туполев» и ОАО «360 АРЗ».

3) с ОАО «ТАНТК им. Бериева» (758-538-10/13) - в части самолетов типа А-50 на сумму 2.06 млрд. руб.

Информация взята в планах закупок и закупочной документации ЭМЗ и ОДК, сообщениях и ежеквартальных отчетах ОАО «Туполев» и «ТАНТК».

 

Новости международного авиастроения

Пентагон заключил контракт с Boeing на строительство 16 самолетов морской разведки

ИТАР-ТАСС, 28.02.2014

Контракт на строительство 16 новых самолетов морской разведки Р-8А для ВМС США стоимостью в 2,1 млрд долларов заключил с корпорацией Boeing Пентагон. Об этом сообщили журналистам представители министерства обороны США.
Договор должен быть выполнен к 2017 году, рассказали в Пентагоне. Сборка самолетов Р-8А в основном будет производиться на предприятии компании Boeing в Сиэтле (штат Вашингтон).
Морской разведчик Р-8А "Посейдон" производится на базе самолета Boeing 737-ой модели. Эти машины должны заменить устаревающие самолеты морской разведки Р-3 "Орион", которые в настоящее время стоят на вооружении американских ВМС.
В общей сложности военно-морские силы США планируют приобрести 117 самолетов Р-8А.

 

Первые лица

Евгения Геранина   

Украинские компании продолжают поставки комплектующих на Улан-Удэнский авиазавод

ТРК Ариг Ус, 28.02.2014

Владимир Путин получил Правительству страны продолжить торгово-экономическое сотрудничество с Украиной. Предприятиям также рекомендовано не прекращать отношения с ближайшими партнёрами.

На заводе подтвердили, сегодня заключены и выполняются договоры на поставку комплектующих с двенадцатью украинскими компаниями, расположенными как в западной, так и в восточной части страны.
Сергей Соломин, и.о. управляющего директора ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»: Пока вся эта ситуация представляется вполне работоспособной и не критической. На сегодня у нас часть комплектации либо лежит на складе, либо мы получаем подтверждение со стороны руководителей ключевых предприятий, например, руководителя «Мотор Сич» господина Богуслаева о том, что сегодня все его предприятие работает в нормальном ритме. Банки, с которыми мы работаем вместе с Богуслаевым, это, в первую очередь, дочерние структуры «Внешэкономбанка» на Украине, подтверждают готовность проводить, получать деньги. Кроме Украины Улан-Удэнский авиазавод получает комплектующие из Европы, Великобритании и США, а готовые вертолёты разлетаются по всему миру, в том числе и в страны НАТО.

10-летие Минтранса России
Официальное поздравление Министра транспорта РФ М. Соколова с 10-летием Минтранса России.

Уважаемые коллеги!

 Десять лет назад в результате административной реформы впервые в новейшей российской истории было образовано ведомство, отвечающее за все виды транспорта - Министерство транспорта и связи Российской Федерации. Функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности были разделены. В структуре Минтранса появились подведомственные федеральные Агентства – Росавиация, Росавтодор, Росморречфлот, Росжелдор, оказывающие государственные услуги и управляющие государственным имуществом во вверенных им отраслях, а также федеральная Служба - Ространснадзор, осуществляющая контрольные и надзорные функции. 

 Спустя два месяца связисты отделились от Министерства. Таким образом, 20 мая 2004 года в России был воссоздан единый федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.

 Время показало правильность принятых решений. Новая структура управления отраслью открыла новые возможности для сбалансированного и динамичного развития всех видов транспорта на основе комплексного развития инфраструктуры, дальнейшего совершенствования системы управления, развития отраслевого образования и науки. Устойчивое развитие  транспортного комплекса в полной мере обеспечивает гарантированное Конституцией право граждан на свободное передвижение, единство экономического пространства, свободу перемещения товаров.

 Сегодня транспортный комплекс России вновь в авангарде времени. Современная нормативно-правовая база, созданная в последние годы, способствует внедрению новых форм хозяйствования, дальнейшему развитию механизмов государственно-частного партнерства. На протяжении последних лет мы наблюдаем устойчивый рост объемов перевозок во всех отраслях транспорта. Активно обновляется подвижной состав, российские транспортные компании все чаще занимают лидирующие позиции на мировом рынке транспортных услуг. Транспорт стал более комфортным и доступным для населения, а значит, качество жизни людей повысилось. 

 За эти 10 лет, работая в тесной связке, транспортники воплотили  в жизнь не один масштабный проект, - проложены тысячи километров дорог и путей, воздвигнуты десятки мостов, созданы необходимые мощности для перевалки в портах, совершенствуется единая глубоководная система на внутренних водных путях, развивается сеть аэропортов. Но жизнь не стоит на месте и ставит перед нами все новые, более масштабные, а значит, и более интересные задачи. Уверен, что транспортники не подведут, и благодаря их самоотверженному труду, высокой квалификации, профессионализму и ответственному отношению к делу транспортная система нашей страны успешно обеспечит стабильное функционирование и поступательное развитие российской экономики.

 Коллеги, сердечно поздравляю вас с нашим общим юбилеем! Я глубоко признателен всем за сотрудничество и дружескую поддержку, которые сопутствовали нашей совместной работе на протяжении всех десяти лет. Убежден, что и в дальнейшем дружной команде транспортников удастся сохранить набранный темп и успешно трудиться на благо общего дела. Примите самые искренние пожелания крепкого здоровья, удачи и дальнейших успехов!

 Максим Соколов

 

Официальная хроника

На развитие системы воздушно-космической обороны до 2020 года выделено 2 трлн рублей - замминистра обороны РФ  

ИНТЕРФАКС-АВН, 28.02.2014

Вопросы развития вооружения и военной техники Войск воздушно-космической обороны (ВКО) обсудили участники совещания, которое провел в ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, сообщает управление пресс-службы и информации Минобороны РФ.
"Одной из важнейших составляющих системы вооружения Вооруженных сил являются вооружение и военная техника Войск ВКО. Общий объем выделяемых ассигнований на закупку и развитие указанных средств (в рамках Госпрограммы вооружений-2020, - "ИФ-АВН") составляет около 2 трлн руб. При этом осуществляется ежегодное повышение загрузки предприятий ОПК заказами на создание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники", - сказал на совещании Ю.Борисов, слова которого приводятся в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН" в пятницу.
Ю.Борисов отметил, что в ходе реализации действующей государственной программы вооружения получен ряд положительных результатов. Завершена разработка и осуществляется закупка нового вооружения, в том числе радиолокационных станций, зенитных ракетных систем и космических аппаратов различного назначения. "Также развернуты работы по ряду перспективных образцов вооружения, разработка которых позволит обеспечить паритет с ведущими зарубежными странами в указанных классах вооружения на обозримую перспективу", - говорится в сообщении.
"Предлагаемые новые аспекты военно-технической политики направлены на обеспечение развития системы вооружения Российской Федерации в период до 2025 года, основной целью которой, несмотря на непростые экономические условия, является обеспечение Войск ВКО высокоэффективными унифицированными комплексами и системами вооружения, способными вести борьбу со всеми существующими и перспективными средствами воздушно-космического нападения", - заключил замминистра обороны.
"При этом надо понимать, что кризисные явления в мировой экономике негативным образом отражаются на экономическом положении государства, что характеризуется замедлением темпов роста ВВП, сложностью формирования бюджета страны. В связи с этим особенно остро встает вопрос скорейшего решения ряда общесистемных проблем, таких как снижение типажа вооружения, военной и специальной техники и формирование опережающего научно-технического задела, успешное решение которых позволит оптимизировать расходы на развитие и содержание системы вооружения", - пояснил замминистра.
Ю.Борисов подчеркнул, что "текущая ситуация требует формирования новых приоритетов военно-технической политики, к основным из которых можно отнести достижение рациональной номенклатуры вооружения и военной техники; реализацию полного инновационного цикла по созданию перспективных образцов вооружения; переход на технологии открытой архитектуры; магистрально-модульные принципы построения, а также унификацию образцов вооружения, военной и специальной техники по составляющим узлам и агрегатам, по используемым средствам обслуживания и обучения".

П.С. Дорохин: Прямая и явная угроза. Или что значит для ОПК России захват фашиствующими силами смежных предприятий оборонки Юго-Востока Украины

Изменения политической ситуации на Украине, прорыв к власти по указке Запада экстремистски настроенных националистов, расистов и радикалов вызывает крайнее беспокойство не только у общественности России, но и у представителей промышленности, особенно оборонной в нашей стране. И вот почему! Приведем только факты.

КПРФ, 27.02.2014
Оборонно-промышленный комплекс – одна из немногих отраслей экономики Украины, в которой еще сохранились высокотехнологичные производства за счет постоянных заказов от предприятий российской оборонки.

В тоже время производственная база ОПК страны фактически не обновлялась за все время независимости и изношена в среднем на 80%, то есть на сегодня вопрос инвестирования отрасли – более чем актуален. И это возможно только за счет продолжения сотрудничества с Россией и ее предприятиями заказчиками, инвестирования российской стороной.

Уровень военно-технического сотрудничествас Европой составляет только 2,5%, а с Россией более 80%. Запад рассматривает ОПК Украины как прямого конкурента. Европа сдерживает всеми силами чужих производителей, не пуская их на свой рынок оружия – чтобы хоть как-то поддержать своих оружейников.

Киевский завод Арсенал пытался выйти на Запад с предложениями о продаже ракетных головок самонаведения. Им сказали: спасибо, у нас есть свое. Наиболее мощной попыткой выйти на европейский рынок вооружения за все эти годы было лоббирование в ЕС интересов АНТК им. Антонова с проектом военно-транспортного самолета Ан-70. Самолет действительно уникальный, но чем это закончилось, общеизвестно – европейцы, прежде всего французы, выкачав из украинских конструкторов под обещания этот самолет закупать всю техническую документацию, вдруг потом от него отказались и создали свой А-400М. При этом, что европейский вариант подозрительно схож с украинским даже внешне. Не меньшее фиаско потерпели и другие проекты – например, схема модернизации танка Т-72МП, разработанная совместно украинцами, французами и чехами. Показателен пример с Чехией имевшей до вступления в НАТО и ЕС неплохой ВПК. Заводы разрушены, утеряны кадры – инженерные кадры, научные кадры и кадры высококвалифицированных рабочих. В случае разрыва с ОПК России Украинскую сторону ждет тоже самое.

Необходимые украинской оборонной промышленности деньги могут прийти из России. Кроме того, кооперируясь Украина и Россия, могут успешно бороться за рынки третьих стран. Предпосылки для этого есть. Работает ряд направлений сотрудничества Украины и России в ОПК, основанных на современных технологиях. Это - авиационное моторостроение и совместные проекты в сфере гражданского самолетостроения; гарантийное обслуживание межконтинентальных баллистических ракет (МБР); корабельноегазотурбинное моторостроение.

Украинский ОПК Юго-Востока страны на 80% связан с Россией, в свою очередь Россия кровно заинтересована в поставках украинской продукции военного и двойного назначения. Так, например, на сосредоточенных в России более чем 80% мощностей ОПК бывшего СССР без кооперации с Украиной можно выпускать только 17% существующей номенклатуры изделий военного назначения. Как показывает практика, поставки украинского предприятия «Мотор-Сич» останутся критически важными для российских производителей вертолетов как минимум до 2017-2018 годов. В сфере самолетостроения главными совместными российско-украинскими проектами является производство самолётов Ан-140, Ан-148 и АН-158 на Воронежском акционерном самолётостроительном обществе (ВАСО), а также самолета Ан-124. Доля российского технического участия в этих проектах очень велика. В производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на которых изготавливается свыше 60% комплектующих деталей и узлов. Почти 60% комплектующих к Ан-140 также производится на 100 российских предприятиях. Доля российской продукции в финальной стоимости этого самолета составляет до 70%. Однако Украина владеет рядом критических технологий, без которых выпуск этих авиалайнеров невозможен. Все вышеупомянутые военные и гражданские самолёты выпускаются с двигателями производства «Мотор Сич». Частично агрегаты поставляют с Харьковского машиностроительного завода ФЭД, Киевского серийного завода «Антонова» и днепропетровского завода «Южмаш».

Следующей отраслью, в которой взаимозависимость российского и украинского ОПК носит критический характер, является обслуживание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) старых поколений. На вооружении ракетных войск стратегического назначения (РВСН) России находится около 520 МБР. Из них только порядка 40 (ракеты «Тополь-М») построены полностью самостоятельно в рамках российской ракетостроительной кооперации. В производстве остальных так или иначе участвовали украинские предприятия. Более того, в составе РВСН РФ около 100 тяжелых ракет РС-20, которые полностью разрабатывались и производились на украинских предприятиях. Специалисты днепропетровских КБ «Южное» и завода «Южмаш» до сих пор осуществляют гарантийный авторский надзор, анализ технического состояния российских ракет и участвуют в работах по продлению их сроков службы. Это позволяет спасти «Южмаш» от полного развала, если вначале 90-х на заводе работало более 40 тыс. чел. то сейчас вчетверо меньше. Разворот Украины в сторону Европы приведет к отказу России от сотрудничества с «Южмашем» и дополнительных непредвиденных расходов для нашей оборонки.

Украина также является партнером России в международном проекте «Морской старт». КБ «Южное» разработало первую и вторую ступени используемой в проекте ракеты «Зенит-3SL». Изготавливаются эти ступени на ГП «Южный машиностроительный завод» (Украина). Космическая головная часть (разгонный блок «Фрегат-СБ», головной обтекатель и переходной отсек) разработана и изготовлена НПО им. С.А. Лавочкина (Россия). В рамках развития проекта была разработана ракета-носитель «Зенит-3SLБФ» для осуществления стартов с наземных космодромов. На украинских предприятиях производятся также элементы систем управления для ракет-носителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО «Киевский радиозавод») и Международной космической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО «Киевприбор»); для космических аппаратов разного класса (ПО «Монолит», АО «Хартрон», г. Харьков, ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод»).

Еще одной областью, для которой характерна высокая взаимозависимость российских и украинских предприятий, является производство силовых газотурбинных установок. На территории Украины расположено государственное предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбиностроения (НПКГ) Зоря-Машпроект» (г. Николаев), которое является крупнейшим в СНГ разработчиком и изготовителем газотурбинных двигателей для ВМФ, торговых и пассажирских судов, а также газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Это предприятие выпускает газотурбинные двигатели мощностью от 2,5 до 25 МВт и в кооперации с НПО «Сатурн» (Россия) – 110 МВт.

Для ВМФ России до 2020 года планируется строительство 31 корабля с газотурбинными установками. В настоящее время в постройке находятся два фрегата и четыре корвета. Все эти корабли оснащены или могут быть оснащены газотурбинными силовыми установками. Кроме того, НПКГ «Зоря»-«Машпроект» является поставщиком силовых установок для российских корветов, патрульных и ракетных катеров для ВМФ России.

Итак, степень зависимости украинского ОПК от поставок комплектующих и агрегатов российским предприятиям является критической. В первую очередь это касается электроники и электротехнических комплектующих, без которых выпуск вооружений невозможен. Разрыв кооперационных связей с российскими предприятиями будет иметь для украинского ОПК катастрофические последствия, а для России этоколоссальные расходы, которые в среднесрочной перспективе не смогут быть компенсированы.

Итак, мы видим, что российский ОПК также имеет достаточно высокий уровень зависимости от поставок узлов, агрегатов и комплектующих с украинских предприятий. И критическим он является в сферах авиационного моторостроения, производства военно-транспортных самолетов среднего класса, а также поддержания боеготовности РВСН до разработки российским ОПК тяжелой жидкостной МБР нового поколения. Для того, чтобы наладить в России производство всех приборов и комплектующих, которые сегодня производятся на Украине для нужд РВСН, потребуются более 20 миллиардов долларов.

России и Украине жизненно важно сохранять взаимовыгодные тесные кооперационные связи в ОПК, включая создание межгосударственных консорциумов в этой в сфере. Многая номенклатура не нужна украинской армии (океанские корабли, баллистические ракеты, другая высокотехнологическая продукция), даже военно-транспортные самолёты, которые способна производить украинская промышленность, украинской армии не нужны. Практически, это только российский рынок. Переориентироваться на американский или европейский рынки Украина не может, у НАТО совсем другие стандарты, это означает уничтожение предприятий ОПК Украины в случае победы на Украине прозападныхфашистских сил.

Разрушение кооперации Украины и России в сфере ОПК будет иметь катастрофические последствия для безопасности обоих государств.

И Россия не может и не должна остаться в стороне. 

(Подготовлено по материалам Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по законодательному обеспечению модернизации промышленности и развитию элементной базы, производству стратегических и композитных материалов и содействию ВТС и материалам КПУ).

На Коллегии Рособоронпоставки подведены итоги работы в 2013 году и поставлены задачи на 2014 год

ЦАМТО, 27.02.2014

В Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств 26 февраля состоялось заседание Коллегии. Главная тема заседания – «О результатах работы Рособоронпоставки в 2013 году и задачах на 2014 год».

Как сообщила пресс-служба агентства, в работе Коллегии участвовали руководитель Рособоронпоставки Надежда Синикова, заместители руководителя Рособоронпоставки Сергей Аникин, Михаил Иванов, Дарья Морозова, и. о. заместителя руководителя агентства Ольга Князева, руководители структурных подразделений и ведущие специалисты ведомства.

В заседании Коллегии приняли участие приглашенные гости: заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, начальник управления надзора (за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями) генерал-майор юстиции Александр Никитин, заместитель директора ФСИН Александр Сапожников, заместитель директора Федеральной службы по оборонному заказу Федор Дедус, представители Управления президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, Министерства обороны РФ, МВД России, МЧС России, ФСКН России и другие.

Открывая работу Коллегии, руководитель Рособоронпоставки Надежда Синикова кратко подвела итоги минувшего года, обозначила тематику предстоящего заседания, а также призвала всех участников к продуктивной работе и конструктивному диалогу.

По словам Н. Синиковой, на заседании Коллегии должны быть четко обозначены направления развития агентства, обсуждены проблемные вопросы в работе ведомства и пути их решения.

С основным докладом о результатах работы Рособоронпоставки и задачах на 2014 год выступила и. о. заместителя руководителя агентства Ольга Князева. В докладе были обозначены главные цели деятельности агентства: оптимизация процесса размещения ГОЗ, обеспечение результативности и эффективности бюджетных средств и обеспечение прозрачности деятельности Рособоронпоставки. В своем докладе и. о. заместителя руководителя агентства на примерах и цифрах рассказала обо всех аспектах работы ведомства.

По словам О. Князевой, главная задача агентства – результативно выполнять свою основную задачу – участие в процессе укрепления и роста обороноспособности страны путем повышения эффективности и качества организации процесса размещения государственного оборонного заказа, создания системы контроля и прозрачности проведения процедур.

О. Князева затронула и болевые точки деятельности агентства. В частности, в докладе предметно были разобраны все причины несостоявшихся процедур размещения заказа.

С докладами перед участниками Коллегии выступили начальник правового управления агентства Алексей Черных, заместитель руководителя Рособоронпоставки Сергей Аникин, советник руководителя Рособоронпоставки Аркадий Саитов.

Начальник правового управления А. Черных рассказал о результатах претензионной и судебной работы в минувшем году и задачах по предупреждению споров в текущем году, привел в докладе конкретные примеры и статистические данные об организации правовой работы в агентстве. При этом докладчик обратил внимание участников Коллегии на необходимость установления разграничения ответственности всех участников размещения заказов при рассмотрении жалоб, а также методической поддержки контролирующих и регулирующих органов по спорным вопросам законодательства.

Это предложение начальника правового управления получило поддержку начальника управления надзора (за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями) генерал-майора юстиции Александра Никитина.

По словам А. Никитина, необходимо наращивать работу в этом направлении, а также совместно с Рособоронзаказом, Минэкономразвития и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выработать единую позицию по разграничению ответственности, по вопросам неурегулированным нормативными правовыми актами.

Заместитель руководителя Рособоронпоставки С. Аникин в своем докладе рассказал об основных направлениях обеспечения деятельности агентства в 2013 году и задачах на 2014 год.

О направлениях и перспективах электронных форм взаимодействия при размещении Гособоронзаказа рассказал участникам Коллегии советник руководителя Рособоронпоставки А. Саитов. Он подробно остановился на теме электронного взаимодействия, которая была затронута и другими выступающими.

Советник руководителя в доказательство необходимости развития этого вопроса привел примеры очевидного преимущества перехода на электронный документооборот. По словам А. Саитова, сегодня проведена большая работа по развитию двусторонних взаимоотношений с заказчиками ГОЗ и прежде всего с Минобороны России.

После выступления сотрудников Рособоронпоставки Н. Синикова предложила высказаться присутствующим гостям.

Заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов поблагодарил коллектив агентства за большую работу по размещению заказов Министерства обороны РФ. При этом он заметил, что сегодня и Рособоронпоставка, и Минобороны придает большое значение развитию уже налаженного взаимодействия, которое работает на конечный результат.

По словам Ю. Борисова, агентство завершило этап становления, и приведенная статистика подтверждает этот факт. Особый акцент заместитель министра обороны РФ сделал на экономии государственного бюджета в 5.36 млрд руб, которую достигла Рособоронпоставка в минувшем году.

Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации Олег Бочкарев отметил, что в Рособоронпоставке за последние годы накоплена интересная информация: о компаниях, которые демпингуют на рынке, предоставляют фиктивные банковские гарантии, не выполняют условия контрактов.

О. Бочкарев выразил удовлетворение результатами работы Рособоронпоставки, отметив необходимость создания в агентстве базы полезной для работы информации.

Подвела итоги заседания Коллегии руководитель Рособоронпоставки Н. Синикова, которая поблагодарила коллектив агентства за работу и отметила важность дальнейшего развития деятельности ведомства.

Заседание Коллегии завершилось церемонией награждения сотрудников Рособоронпоставки. Награды вручила руководитель Рособоронпоставки Н. Синикова.

Холдинг "Ростеха" намерен к 2020г. увеличить чистую прибыль в 9 раз - до 9,3 млрд руб.

РИА РосБизнесКонсалтинг, 27.02.2014

Холдинг "Авиационное оборудование" (входит в ГК "Ростех") к 2020г. намерен увеличить чистую прибыль в девять раз - до 9,3 млрд руб., выручку - в три раза - до 65 млрд руб. Об этом говорится в сообщении компании. При этом совокупная чистая прибыль холдинга по итогам 2013г. составила 1 млрд руб., совокупная выручка - 20 млрд руб.

Такие прогнозы в холдинге связывают с планами выхода на международный рынок производства и ремонта авиационных систем. Так, к 2017г. компания планирует начать поставки элементов авиационных систем для Boeing. Среди приоритетов - послепродажное обслуживание иностранных воздушных судов и создание систем и агрегатов для них.

Кроме того, в развитие холдинга до 2020г. предполагается инвестировать около 70 млрд руб. При этом 7% от выручки ежегодно будет выделяться на проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Общий объем инвестиций в НИОКР оценивается порядка 29 млрд руб.

Холдинг "Авиационное оборудование" (входит в ГК "Ростех") включает в себя 35 предприятий, расположенных по всей стране - в Москве, Московской области, Уфе, Самаре, Ульяновске, Омске, Архангельской области и других регионах России. Ключевыми партнерами и клиентами холдинга являются Объединенная авиастроительная корпорация, "Вертолеты России", Объединенная двигателестроительная корпорация, "Российские железные дороги", АВТОВАЗ, Газпром, а также авиакомпании "Аэрофлот", "Сибирь", "ЮТэйр", ГТК "Россия" и др.

ГК "Ростех" (ранее "Ростехнологии") - российская корпорация, созданная в 2007г. для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят 663 организации, из которых в настоящее время сформировано восемь холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе, пять - в гражданских отраслях промышленности.

Отставки и назначения

Экс-глава "Вертолетов России" Петров покинул совет директоров компании

ПРАЙМ, 28.02.2014           

Бывший генеральный директор ОАО "Вертолеты России" (входит в "Ростех") Дмитрий Петров покинул совет директоров компании, следует из сообщения компании.
Дмитрий Петров, руководивший компанией с 2010 года, сложил свои полномочия 27 сентября 2013 года. Тогда сообщалось, что, оставаясь членом совета директоров холдинга "Вертолеты России", он продолжит курировать вопросы, связанные с развитием российского вертолетостроения.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий членов совета директоров "Вертолетов России" и избрании нового состава был рассмотрен на внеочередном собрании 27 февраля. Новым членом совета директоров, состоящего из девяти человек, стал заместитель гендиректора "Ростеха" Сергей Скворцов. Остальные были вновь переизбраны.

Судебные разбирательства

Дарья Бородина

В отношении экс-гендиректора «Воронежавиа» возбуждено уголовное дело

Коммерсантъ, 28.02.2014

Следственное управление Следственного комитета России (СКР) по Воронежской области возбудило уголовное дело в отношении экс-гендиректора ОАО «Авиакомпания “Воронежавиа”» (контролирует основной имущественный комплекс воронежского аэропорта) Дениса Фурманова, следует из сообщения СКР. Уголовное дело возбуждено по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента в крупном размере), предполагающей до двух лет лишения свободы. По версии следствия, Денис Фурманов с ноября 2011 года по ноябрь 2012-го не выплатил 7,7 млн руб. налогов на доходы физлиц. Напомним, Денис Фурманов возглавлял «Воронежавиа» с января 2012 года до января 2013 года, когда на внеочередном собрании акционеров был избран новый гендиректор – сотрудник авиакомпании «Полет» Андрей Шигунов. Тогда решение о смене гендиректора «Воронежавиа» связывали с проблемами с выплатой заработной платы. В начале 2012 года Воронежская транспортная прокуратура выявила задолженность по зарплате за декабрь 2011 и январь 2012 года общей суммой более 70 млн руб. в ОАО «Авиакомпания „Воронежавиа”» и ЗАО «Авиакомпания „Полет”». В отношении компаний и их руководителей было возбуждено четыре дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде), одно — по ст. 13.19 КоАП РФ (нарушение порядка представления статистической информации). По версии надзорного ведомства, основанием для образования задолженности послужила неэффективная работа руководства предприятий по аккумулированию средств на оплату труда работников. Напомним, сейчас функции руководства «Воронежавиа» исполняет ООО «Стройкласс», по данным «СПАРК-Интерфакс», зарегистрированное по тому же адресу, что и ЗАО «Финансовая компания „Аксиома”» (основной акционер «Воронежавиа»).

 

Новости предприятий

ВАСО освобождается от уплаты налога на имущество в 2014 году  

ИНТЕРФАКС-АВН, 28.02.2014

Депутаты Воронежской областной думы освободили ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО) от уплаты налога на имущество в текущем году.
Как сообщил корреспондент "Интерфакса", присутствовавший на заседании облдумы в четверг, депутаты приняли ряд изменений в закон о налоге на имущество организаций, освободив от его уплаты предприятия авиастроения. Льготы распространяются на имущество, используемое для производства вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов. Изменения приняты для поддержки развития авиастроительной отросли и стимулирования ее модернизации.
Налоговая льгота устанавливается сроком на один год начиная с 1 января 2014 года.
ВАСО основано в 1932 году, в настоящее время входит в "Объединенную авиастроительную корпорацию" (ОАК). Выпускает широкофюзеляжные лайнеры Ил-96-300, Ил-96-400, ближнемагистральные самолеты Ан-148. В рамках кооперации ВАСО изготавливает узлы и агрегаты для самолетов Sukhoi SuperJet 100, Ан-148, Ил-76МД-90А, а также для лайнеров европейского концерна Airbus.
В июне 2013 года ОАК, ВАСО, Воронежский государственный университет (ВГУ) и некоммерческое партнерство "Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий" подписали соглашение о развитии авиационного кластера в Воронежской области. Технопарк будет располагаться на территории ВАСО. В качестве якорных резидентов технопарка выступят ОАК, ВАСО, ВГУ, "Объединенная двигателестроительная корпорация".
Потенциальными базовыми резидентами являются ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", ОАО "НПК "Иркут", ОАО "НИАТ", ООО "ОАК-Антонов", МГУ имени Ломоносова, ВГТУ, ОАО "Авиадвигатель".

Авиационные происшествия

Екатерина Еременко

Взорвался без регламента // МАК назвал причины крушения Ми-8 в Иркутской области

Коммерсантъ - Иркутск, 28.02.2014

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета назвала причину крушения вертолета Ми-8 на севере Иркутской области, в результате которого погибли девять человек. Трагедия произошла 6 мая 2013 года - судно, груженное взрывчаткой для устранения ледовых заторов, взорвалось в воздухе со спасателями на борту. По заключению МАК, причиной авиакатастрофы стало отсутствие четких правил и регламентов по работе со взрывчатыми веществами.
Вертолет Ми-8, на борту которого находилась взрывчатка для устранения ледовых заторов в Катангском и Киренском районах Иркутской области, пропал 6 мая 2013 года. Позже его обломки были обнаружены на льдине в нескольких километрах от деревни Преображенка. Для ликвидации затора на реке около именно этого населенного пункта и летело воздушное судно. На борту вертолета находились девять человек, в том числе врио начальника ГУ МЧС по Иркутской области Станислав Омельянчик. Все они погибли. Очевидцы трагедии утверждали, что вертолет взорвался в воздухе.
В числе версий авиакатастрофы Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте называло нарушение условий транспортировки взрывчатых веществ. К этой же версии склонялись и в авиакомпании "Ангара", которой принадлежал вертолет. Выпущенный в 1986 году Ми-8 не выработал даже трети своего ресурса, и в 2009 году прошел капитальный ремонт.
Свое расследование завершила комиссия МАК и обнародовала причину крушения вертолета. В отчете комитета говорится, что отклонений в работе авиационной техники, а также нарушений пилотирования со стороны экипажа не обнаружено. "На высоте 140 м над рельефом местности и при скорости 210 км/ч произошел взрыв вертолета в воздухе, который видели местные жители и члены экипажа другого вертолета, находившегося в этот момент на земле", - воссоздали картину произошедшего специалисты МАК. Они выяснили, что на борту воздушного судна было 600 кг аммонита и как минимум один "боевик" - готовый к применению заряд, в который вставлен капсюль-детонатор.
В отчете содержится вывод, что действующим российским законодательством такой вид авиационных работ, как ликвидация ледяных заторов с использованием взрывчатки, не регламентирован. В такой ситуации авиакомпании должны либо отказываться от их выполнения, либо, учитывая, что их проведение связано со спасением жизни людей, руководствоваться рядом противоречащих друг другу инструкций, часть которых составлена еще во времена СССР. Специалисты комиссии по расследованию установили, что авиакомпания, вертолет и экипаж имели допуски для перевозки опасных грузов. При этом аммонит и капсюль-детонатор, которые и находились в момент трагедии на борту вертолета, являются запрещенными к перевозке. Однако в случае чрезвычайной ситуации, а такой режим был объявлен в районе в связи с паводком, необходимо получить освобождение от запрета. Как выяснилось, авиакомпанией оно не запрашивалось, более того в региональном управлении Росавиации о порядке получения подобного освобождения ничего не известно. По утверждению специалистов МАК, именно в этом документе содержатся инструкции для выполнения работ с минимальным уровнем риска. Так, "боевикам" предписывается хранение в запретной зоне, куда не могут входить посторонние лица. В салоне же было двое пассажиров, не имевших допуска к работе со взрывчаткой. Наиболее вероятным вариантом развития событий на борту комиссия по расследованию называет механическое воздействие на детонатор, что привело к его срабатыванию с последующей детонацией взрывчатки. То есть кто-то из пассажиров мог случайно задеть "боевик" или упасть на него, проходя мимо. Причиной авиакатастрофы, делают вывод специалисты МАК, явилось отсутствие четких правил, регламентирующих порядок подготовки и выполнения таких работ, а также обеспечения безопасности при перевозке взрывчатых веществ.
В Восточно-Сибирском следственном управлении на транспорте, возбудившем еще в мае уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), сообщили, что получили заключение комиссии Межгосударственного авиакомитета. Теперь следствию предстоит с учетом полученного документа назначить судебные технические экспертизы для определения причин и обстоятельств крушения вертолета.

Игорь Ъ-Лесовских

Авиамеханическая катастрофа

Крушение ATR-72 под Тюменью вменили младшему персоналу "ЮТэйр-Техник"

Коммерсантъ, 28.02.2014

Уральское следственное управление на транспорте Следственного комитета России (СКР) предъявило обвинение двум сотрудникам наземной службы ООО "ЮТэйр-Техник" (структурное подразделение авиакомпании UTair), которые должны были контролировать предполетное состояние самолета ATR-72, разбившегося 2 апреля 2012 года около тюменского аэропорта. Как считают следователи, авиатехник и начальник смены не удостоверились в необходимости проведения противообледенительной обработки самолета. Ранее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) установил, что именно отложение льда на крыльях самолета привело к авиакатастрофе. В UTair отмечают, что с 2012 года отказались от сотрудничества с "ЮТэйр-Техник".

О предъявлении обвинения по факту нарушения правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) сотрудникам ООО "ЮТэйр-Техник" сообщила старший помощник руководителя Уральского следственного управления на транспорте СКР Наталья Гунькина. "Обвинения предъявлены начальнику смены и авиамеханику компании. Следствием собраны достаточные доказательства, подтверждающие их вину",— пояснила она, отказавшись разглашать имена обвиняемых. По сведениям "Ъ", их пока не допрашивали в качестве обвиняемых, поэтому их позиция по делу неизвестна.

Напомним, катастрофа произошла 2 апреля 2012 года. Утром самолет ATR-72-201 авиакомпании UTair должен был отправиться из Тюмени в Сургут. Командир воздушного судна Сергей Анцин бегло осуществил предполетный осмотр и не стал запрашивать у наземных служб проведения противооблединительной обработки, несмотря на то что самолет провел на стоянке ночь, а в тот день наблюдалась нулевая температура.

Согласно реконструированным специалистами МАКа событиям, самолет в штатном режиме оторвался от полосы. На высоте около 200 м началась уборка закрылков, и после их полной уборки воздушное судно начало сильно трясти. Затем возник правый крен, который экипажу удалось парировать рулем направления, но сразу появились левый крен и пикирование, и через три секунды самолет столкнулся с землей на расстоянии около 1,5 км от торца взлетно-посадочной полосы. При падении ATR-72 развалился на части. Спасти удалось лишь десять пассажиров, которые получили тяжелые травмы, 29 пассажиров и четыре члена экипажа погибли.

Как считают следователи СКР, кроме командира судна за подготовкой самолета к вылету должен следить и наземный персонал. По сведениям "Ъ", следователям удалось выяснить, что авиамеханик поддержал решение командира воздушного судна, что обработка крыльев не требуется. При этом он не имел авиационного образования и работал в "ЮТэйр-Техник" чуть больше полутора лет. К наземному обслуживанию самолетов он был допущен после прохождения краткого обучения (16 часов), в ходе которого вопросам противообледенительной защиты воздушных судов было уделено только 30 минут. Кроме того, по версии следствия, находившийся рядом с самолетом (на соседней стоянке) начальник смены, под контролем которого работал авиамеханик, получив информацию о том, что противообледенительная обработка самолета не проводилась, не стал вмешиваться в ситуацию.

Вчера в авиакомпании UTair отметили, что сотрудничают со следствием, подчеркнув, что вину сотрудников "ЮТэйр-Техник" позже определит суд. "Стоит отметить, что данная компания еще с мая 2012 года не обслуживает воздушные суда ни нашей компании, ни каких-либо других",— пояснили в пресс-службе компании.

 

ВВС

Геннадий Старых

Министр обороны принял партию новых самолетов Су-35

Газета 28.02.2014

Военные и журналисты оценили достоинства сверхманевренного истребителя во время передачи 12 новых машин ВВС

Осталось только вооружить, и можно заступать на боевое дежурство.

Партия из 12 новых самолетов Су-35С поступила на вооружение ВВС и ПВО России. Торжественная церемония передачи истребителей прошла в Комсомольске-на-Амуре на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в присутствии министра обороны РФ Сергея Шойгу, президента ОАО «ОАК» Михаила Погосяна и генерального директора ОАО «Компания «Сухой» Игоря Озара.

Поместить все 12 самолетов в одном цеху не удалось – место нашлось только для пяти. Остальные расположились на прилегающей территории и на аэродроме. Перед началом церемонии делегация Министерства обороны ознакомилась с процессом сборки Су-35С, на каждый из которых уходит около 5 месяцев.

«Сначала на проектной стадии разрабатываются чертежи. Затем у нас же на предприятии штампозаготовительные и механообрабатывающие цеха из дюраля, титана и различных сплавов готовят детали. Дальше в цехах агрегатной сборки изготавливают основные части самолета – головную, хвостовую, центроплан и крыло. Все они сходятся в одном месте, где происходит стыковка и монтаж блоков, систем, трубопроводов. Затем самолеты передаются на летно-испытательную станцию и только после отправляются на покраску», – так процесс создания самолетов вкратце описал начальник агрегатно-сборочного цеха КнААЗ Игорь Лещев.

Пока министр обороны Сергей Шойгу осматривал производственные мощности, в цеху, где стояли готовые к передаче самолеты, готовились к официальной части церемонии. Военные и рабочие охотно позировали фотографам. Представители СМИ скрупулезно изучали выставленные на показ «сушки». Самым популярным у журналистов стал самолет с красным бортовым номером 4. Благодаря возведенным возле него лесам все желающие смогли подняться и заглянуть в кабину, а открытый фонарь позволил в мельчайших подробностях рассмотреть приборную панель и кресло летчика.

«Реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++ разрабатывался ОАО «Компания «Сухой», входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию, на основании тактико-технического задания ВВС. Летно-тактические характеристики Су-35 приближены к истребителям пятого поколения – при создании использованы стелс-технологии и специальные радиопоглощающие покрытия. Максимальная скорость – 1400 км/ч, дальность полета 3600 км. Цели в режиме «воздух–воздух» истребитель способен обнаруживать за 400 км. Бортовая радиолокационная станция позволяет одновременно сопровождать до 30 и выполнить обстрел до 8 воздушных целей» – так описан Су-35С в официальном сообщении Объединенной авиастроительной корпорации.

Томительное ожидание сменилось энергичной торжественной частью. Министр обороны в сопровождении президента ОАО «ОАК» Михаила Погосяна, замминистра по вооружениям Юрия Борисова, главкома ВВС Виктора Бондарева, губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта и других официальных лиц прошел на специально возведенную трибуну.

«Су-35С по ТТХ превосходят иностранные самолеты аналогичного класса. Они способны выполнять широкий спектр боевых задач и могут эксплуатироваться в сложнейших климатических условиях. Переданные на вооружение Су-35С относятся к поколению 4++ и являются платформой для создания авиационных комплексов пятого поколения», – заявил в своей речи министр обороны, также поблагодарив всех участников разработки и создания самолета.

Впрочем, не имелось в виду, что ПАК ФА – это модернизация Су-35. Два самолета принципиально отличаются друг от друга даже по внешнему виду, что заметно и неспециалисту. Речь скорее о том, что «35-е» смогут использоваться в качестве своеобразной «летающей лаборатории». На них до сих пор тестируются некоторые технологии и материалы, предназначенные для истребителя пятого поколения (ПАК ФА), который проходит государственные испытания. В частности, элементы авионики.

В своей речи президент ОАК Михаил Погосян отметил: «Мы в этом году увеличим объем производства самолетов. Кроме этого, перед нами совместно с руководством ВВС, с летчиками 23-го истребительного авиационного полка стоит задача успешного освоения новой техники, которая по своим возможностям обеспечит высокий уровень боеготовности наших Военно-воздушных сил».

Во время торжественной церемонии были вручены почетные знаки, грамоты и благодарности Министерства обороны, Объединенной авиастроительной корпорации и губернатора Хабаровского края.

По окончании официальной части прошел церковный обряд освящения новых машин, или, как назвали их священнослужители, – «воздушных кораблей». Делегация именитых гостей поднялась к кабине одного из только что окропленных истребителей. Президент ОАО «ОАК» Михаил Погосян рассказал об особенностях конструкции Су-35С Сергею Шойгу. Министр обороны заинтересовался подробностями – деталями систем авионики, ему даже пришлось «вооружиться» очками. Такой диалог «фронта и тыла» мог служить достойной иллюстрацией успешного сотрудничества авиастроителей и вооруженных сил.

Авиационный завод имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, отмечающий в этом году 80-летие, за свою историю выпускал огромное количество различных военных самолетов от Ил-4 и Ли-2 до нескольких модификаций МиГов. С 1956 года завод начал тесное сотрудничество с ОКБ Сухого. Именно здесь с 1976 года создавали истребитель 4-го поколения Су-27, ставший базовым для целого семейства лучших мировых истребителей (Су-27СК, Су-27СКМ, Су-33, Су-30МК, Су-30МК2). Су-35 продолжает славную традицию. Всего к 2015 году в ВВС должно поступить около 50 сверхманевренных истребителей Су-35С, ресурс которых около 30 лет. Таким образом, новые самолеты вместе с готовящимся встать в строй Т-50 будут поддерживать боеспособность армии в ближайшие десятилетия.

Возможность оценить сверхманевренность «сушек» выдалась сразу по завершении официальной церемонии. Новый самолет поднялся в небо, исполнив несколько пилотажных фигур и оглушив журналистов ревом моторов.

 

Международные новости и сотрудничество

Глеб Костарев

Россия потеряла Индию // Нью-Дели наращивает закупки американского вооружения

РБК daily, 28.02.2014

В следующем году Россия уступит место ведущего поставщика вооружения для Индии своему главному конкуренту - США, свидетельствует отчет IHS. Сумма контрактов США в Индии на 2015 год оценивается в 3.2 млрд. долл., России - в 2.9 млрд. долл. Однако аналитики считают, что Москва еще способна вернуть себе лидерство в борьбе за этот рынок.

В 2013 году Индия стала крупнейшим импортером оружия в мире (5,9 млрд. долл. ). При этом за последние годы импорт вооружений из США увеличился в несколько раз. Если в 2009 году этот показатель составлял 237 млн. долл., то уже в прошлом году он достиг отметки в 1.9 млрд. долл. В 2014 году США гарантировали себе индийские заказы на 2.2 млрд. долл., а в 2015 году - на 3.2 млрд. долл. Сотрудничество же России и Индии будет развиваться не такими высокими темпами. В прошлом году Россия экспортировала в эту страну вооружения на 2.1 млрд. долл., в то время как в этом и следующем годах этот показатель составит 2.9 млрд. долл., по предварительным прогнозам.

Увеличение закупок американского вооружения индийцами связано с технологическим отставанием России от США, считают некоторые аналитики. «Российская оборонная промышленность постепенно восстанавливается на руинах советской промышленности. Однако индустрия до сих пор страдает от устаревшего оборудования, неэффективной организации и повсеместной коррупции, что ограничивает возможность России на уровне конкурировать в технологиях с Западом», - цитирует Reuters аналитика SIPRI Сэма Перло-Фримена. Кроме этого на развитие сотрудничества Индии с США влияет и ряд других факторов. «В России до сих пор не понимают, что Индия - высокоразвитая страна, а не банановая республика, которая купит все подряд, и нередко халатно подходят к отношениям с ней в сфере вооружения. Индия часто недовольна качеством российского оружия», - пояснил РБК daily директор Института военного и политического анализа Александр Храмчихин. Так, во время ходовых испытаний в 2012 году у авианосца «Викрамадитья» (модернизированный «Адмирал Горшков") вышла из строя силовая установка. В целом Индия проводит диверсификацию импортеров вооружения, чтобы не зависеть полностью от одного источника. Имеется и геополитический фактор: Россия навязывает Индии сотрудничество с Китаем, что для Дели невыгодно. В этом отношении США - более удобный партнер, уверен Александр Храмчихин.

«Индии необходимо вооружение, чтобы обезопасить себя от угрозы со стороны Пакистана и Китая. Кроме этого есть и ряд внутренних конфликтов, которые правительство разрешает вооруженным путем», - пояснил РБК daily аналитик SIPRI Питер Веземан.

Лидерство США, однако, может оказаться недолгим. «Россия уже десятилетиями остается лидером по поставкам вооружения в Индию. Почти нет сомнений в том, что в ближайшем будущем ситуация не изменится. Однако в некоторые годы Индия может подписывать контракты с другими странами, стоимость которых превысит российские заказы», - сказал Веземан. В качестве примера он привел Францию. Если Индия подпишет с ней контракт на поставку истребителей Rafale, то Франция станет крупнейшим поставщиком в этом году.

По мнению аналитика IHS Бена Мура, значительный объем закупок вооружений в США связан с текущими потребностями Индии. Сейчас стране требуются транспортные самолеты, которые не являются сильной стороной России. Так, Индия заказала шесть американских транспортных самолетов C-130J на 1 млрд. долл. в конце прошлого года, еще ожидается подписание контракта на поставку военно-транспортных вертолетов CH-47F «Чинук». Бен Мур также считает, что за счет масштабных расходов на вооружение и его разработку Россия в долгосрочной перспективе сможет обойти США и увеличить свою долю рынка в том числе за счет продажи подлодок класса «Кило». «Главная опасность для России заключается в том, что она традиционно полагается на военную технику, в то время как в будущем число заказов на ее поставку будет снижаться. Этот рынок сокращается, поскольку импортеры военной техники все чаще предпочитают, чтобы она собиралась у них в стране», - отметил Бен Мур.

ВВС Турции неизменны в своих планах приобрести истребители F-35

Военный Паритет, 28.02.2014

Турция может заключить контракт с американской компанией Lockheed Martin на поставку истребителей F-35 в 2015 году, заявил 27 февраля секретарь оборонной промышленности Турции Мурад Баяр (Murad Bayar), сообщает todayszaman.com.

Скорей всего, поставки самолетов начнутся в 2017-2018 годах. Турция намерена приобрести 100 истребителей этого типа на сумму 16 млрд долл США. Ожидается, что поставки завершатся в течение 10 лет.

Байяр также сообщил, что Турция продолжает переговоры с китайской компанией CPMIEC по заключению контракта на приобретение ЗРК FD-2000. Против сделки активно выступают США, которые обвиняют китайскую компанию в незаконной продаже оружия Ирану, Сирии и Северной Корее.

Секретарь также заявил, что Турция потребует от компании Airbus компенсацию за задержку поставок военно-транспортных самолетов А400М.

Касаясь разработки танка Altay Байяр отметил, что Япония не разрешает экспорт двигателя танка третьим странам. Вероятно, эта причина заблокировало подписание контракта. «Мы договорились с японскими властями, чтобы снять этот вопрос с повестки дня наших двусторонних отношений», заявил Байяр.

Израиль заказал модернизацию транспортников Hercules

Lenta.Ru, 28.02.2014

ВВС Израиля заключили с израильской компанией Elbit Systems контракт на модернизацию военно-транспортных самолетов C-130H Hercules, сообщает Jane's. Сумма сделки составила 15 миллионов долларов. Планируемая модернизация транспортников коснется преимущественно кабины пилотов самолетов. Работы планируется завершить в течение ближайших двух лет.

В рамках контракта Elbit Systems сделает полностью «стеклянные» кабины пилотов C-130H, а также установит на самолеты усовершенствованные радиолокационные станции и коллиматорные индикаторы. Благодаря такой модернизации израильские Hercules будет приведены в соответствие с последним стандартом организации воздушного движения CNS/ATM и смогут выполнять полеты в едином воздушном пространстве наравне с гражданскими самолетами.

Сколько именно транспортников должны пройти модернизацию, не уточняется. В настоящее время на вооружении страны стоят 12 военно-транспортных самолетов C-130E/H. Кроме того, ВВС Израиля должны получить девять новых транспортников C-130J Super Hercules. Один такой самолет был передан заказчику в июне 2013 года, а в 2014 году должен быть принят на вооружение.

Заключен контракт на поставку Польше 8 самолетов М-346 Master

Военный Паритет, 27.02.2014

Сегодня компания Alenia Aermacchi объявила о заключении контракта стоимостью 280 млн евро поставку ВВС Польши восьми учебно-тренировочных самолетов М-346 Master, сообщает air-cosmos. com. Сделка также включает предоставление логистической поддержки, создание учебной базы, подготовку технического персонала и инструкторов.

Как было объявлено в конце прошлого года, М-346 был выбран Польшей в конкурсе с Hawk AJT компании BAE Systems и Т-50 Lockheed Martin/KAI.

В польских ВВС самолеты М-346 заменят PZL TS11 Iskra, которые не подходят для подготовки будущих пилотов F-16C/D, приобретенных Польшей в последние годы. В настоящее время обучение ведется в США.

На сегодняшний день заказаны 56 самолетов М-346: шесть Италией, 12 Сингапуром, 30 Израилем и 8 Польшей.

 

Разное

Выставка «О нем поют самолеты в небе…» откроется в Доме-музее А. Ф. Можайского

Экспозиция посвящена 120-летию со дня рождения выдающегося советского авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Вологда, 28.02.2014

Вологжане смогут увидеть личные вещи авиаконструктора, фотографии, не входящие в постоянную экспозицию музея, модели его самолетов, в том числе еще ни разу не экспонировавшиеся. Все представленные предметы из фондов Вологодского музея-заповедника. Выставка будет работать с 4 марта по 1 июня.

 

Политические новости

 

Светлана Субботина  

Ростехнадзор обяжут отвечать за контрафакт в военной продукции

В Госдуме подготовили законопроект о специальной маркировке на жизненно важные детали в изделиях

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Известия, 28.02.2014

Депутат Госдумы Владимир Гутенев («Единая Россия») подготовил и вносит законопроект «Об обороте отдельных видов критических изделий и материалов», который сможет поставить заслон перед контрафактными и устаревшими деталями военной и гражданской продукции, применяемой на транспорте, промышленности и в энергетике.

В законодательстве РФ до настоящего момента не определены механизмы осуществления такого контроля.

Законопроект определяет сферу его применения, дает определение основным понятиям (например, что такое критическое изделие и чем отличается фальсифицированное от контрафактного). За нарушение закона предлагается установить административную, а в некоторых случаях уголовную ответственность.

Как говорится в пояснительной записке, законопроект необходим для снижения риска техногенных катастроф. По мнению парламентария, Ростехнадзор мог бы стать органом, который сформирует систему контроля за оборотом критически важных изделий, выработает единые правила. 

Документ обязует каждое ведомство, госкорпорацию и компанию с госучастием составить свой список критических деталей, на которые будет наноситься несмываемая маркировка. Она может быть нанесена различными способами: радиочастотные метки, лазерное штрихкодирование, микрочипы. Головное ведомство создаст федеральный список таких деталей.

— Очень важно, чтобы метка сохранялась на всем этапе жизни продукции. Независимо от того, в каких условиях она эксплуатируется, и главное — чтобы этот код мог быть считан машиной, — заявил Гутенев.

По словам автора законопроекта, это делается для того, чтобы в любой момент можно было отследить, на каком предприятии деталь была изготовлена, какой у нее срок службы.

Как пояснил Гутенев, Россия в этом вопросе отстала от США на двадцать с лишним лет, где действует такой контроль и маркировка нанесена на более чем 100 млн различных деталей.

— Мы, конечно, запоздали, но зато теперь можем воспользоваться чужими решениями. Те же США прошли долгий путь проб и ошибок, использовали огромное число способов нанесения маркировки. А мы можем сразу взять лучшие технологии, это обойдется значительно дешевле, — уверен он.

В документе указано, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. По мнению члена Общественной палаты Иосифа Дискина, эти затраты могут быть оправданы. 

— Технически реализовать введение маркировки не очень сложно. И это будет дешевле, чем платить за последствия техногенных катастроф, — уверен Дискин.

Как пример он вспоминает бракованные пиропатроны баллистической ракеты «Булава», из-за которых она не была запущена в 2009 году с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской».

— Инновационная маркировка уже опробована в «Росатоме», РЖД и в оборонных отраслях, — говорит Дискин.

В Минпромторге «Известиям» не удалось получить оперативный комментарий, а в Ростехнадзоре ответили, что, если законопроект будет принят и правительство поручит ведомству внедрять маркировку, они готовы этим заняться. 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь