Новости СоюзМаш России

21.02.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

НПО "Сатурн" отгрузило в Комсомольск-на-Амуре сотый серийный двигатель SaM146 для Sukhoi Superjet 100  

ИНТЕРФАКС-АВН, 21.02.2014

"НПО "Сатурн" отгрузило Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению (КнААПО) для "Гражданских самолетов Сухого" сотый с начала серийного производства двигатель SaM146 для самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100).
"Отгрузка сотого серийного двигателя SaM146 - событие уникальное, прежде всего потому, что раньше подобного продукта в России не было. SaM146 - единственный отечественный двигатель, сертифицированный по требованиям Европейского агентства авиационной безопасности, и то, что за три года мы фактически втрое увеличили объем выпуска этих двигателей - это большой успех, по темпам роста мы находимся в рамках наилучших индустриальных стандартов", - приводятся в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН" в четверг, слова директора программы SaM146 ОАО "НПО "Сатурн" Михаила Берденникова.
Заместитель управляющего директора по преобразованиям и международной кооперации ОАО "НПО "Сатурн" Кристель Гайе, в свою очередь, сказал: "Мы присутствуем при особенном событии. Это результат совместной работы представителей различных служб "Сатурна" и "Снекмы". 
"Нам невероятно повезло: мы действуем на рынке, который находится на подъеме. Этот рынок растет темпами 4-5% в год, и такой темп предвидится в ближайшее 20 лет, а на 10-летнюю перспективу рынок двигателестроения оценивается в $800 млрд. И SaM146 является продуктом, который открыл для "Сатурна" возможности проникновения на этот перспективный рынок", - добавил он.
В сообщении пресс-службы отмечается, что первые "64 силовые установки в настоящий момент уже переданы иностранным и российским заказчикам в составе самолетов".
В соответствии с потребностями производителя самолетов SSJ100, проводятся мероприятия по наращиванию объемов производства двигателей SaM146, которые уже в 2015 году должны позволить предприятию достичь темпов производства более 100 двигателей в год, говорится в сообщении.
По состоянию на 20 февраля суммарная наработка парка двигателей SaM146 составила свыше 78 тысяч часов и более 51 тысячи циклов. "Основные показатели надежности работы двигателей находятся на уровне международных стандартов и мировой практики эксплуатации современных авиационных двигателей, в частности, показатель надежности вылета по расписанию по двигателю составляет 99,94%", - отмечается в сообщении.
Самолет SSJ100 эксплуатируется авиакомпаниями четырех стран мира, маршрутная сеть насчитывает порядка 70 аэропортов в 23 государствах.

 

Новости международного двигателестроения

Новый производственный рекорд CFM International

АТО.ру, 20.02.2014

Компания CFM International, совместное предприятие Snecma (входит в группу Safran) и General Electric, в 2013 г. поставила заказчикам 1502 двигателя CFM56. Это новый производственный рекорд компании и на 96 двигателей больше, чем годом ранее. Заказы на CFM56 в прошлом году достигли 1330 двигателей, на LEAP (также производятся на предприятиях CFM International) — 1393 двигателя. Согласно сообщению группы Safran, общий портфель заказов на продукцию производства CFM International по итогам года приблизился к 10800 двигателям, из которых более 5 тыс. двигатели CFM56 и более 5700 — LEAP. Полученные в 2013 г. заказы оцениваются в 20,8 млрд евро. Таким образом, общий портфель заказов компании на конец 2013 г. достиг 56,2 млрд евро, что на 7,7 млрд больше, чем в 2012 г. Двигателями производства CFM International оснащены самолеты Boeing 737 и около половины всего находящегося в эксплуатации парка самолетов семейства Airbus A320.

Как отметил глава Safran Жан-Поль Эртеман, выручка авиационного подразделения группы в 2013 г. составила 4,12 млрд евро (+11,6% к уровню прошлого года); доходы достигли 380 млн (+32,9%). Общая выручка группы Safran по итогам года возросла на 8% и составила 14,788 млрд евро, операционные доходы увеличились на 24%, до 1,79 млрд евро. Это практически соответствует ожиданиям аналитиков, которые прогнозировали прибыль по итогам прошедшего года на уровне 1,76 млрд, а выручку — 14,79 млрд.

По данным Safran, росту показателей способствовало то, что в 2013 г. возрос спрос на послепродажное обслуживание двигателей, в том числе на поставку запчастей, а также на ремонт и капитальный ремонт.

Новости авиастроения

Интеграция конструкторских бюро и авиационных заводов одна из приоритетных задач ОАК - Погосян  

ИНТЕРФАКС-АВН, 21.02.2014

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует интегрировать КБ и авиационные заводы, сообщил в интервью изданию European Defence & Security Review (EDR) президент ОАК Михаил Погосян. 
"Нашей главной задачей является интеграция КБ и авиазаводов. Мы планируем интегрировать КБ Микояна с авиазаводом "Сокол" в Нижнем Новгороде, КБ Туполева с Казанским авиазаводом", - сказал М.Погосян.
По его словам, планируется также объединить в одну группу более 80 компаний, выпускающих авионику и электронные комплектующие для авиации. 
"Мы понимаем, что этот процесс будет длительным и сложным", - отметил М.Погосян. 
Он напомнил, что до 2010 года 90% выпускаемой продукции ОАК приходилось на боевую авиатехнику. В настоящее время достигнут паритет с гражданскими самолетами. "У нас есть заказы на 700 гражданских самолетов, включая 150 "Суперджетов 100", 39 тяжелых транспортных Ил-76МД и небольшое количество широкофюзеляжных Ил-96", - сказал М.Погосян. 

Контракты на Ан-148, Ту-204-300 и Ту-214

http://bmpd.livejournal.com, 21.02.2014

Согласно опубликованному плану-графику закупок ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" на текущий год во втором квартале корпорация планирует разместить заказы на строительство нескольких воздушных судов у единственных поставщиков (то есть у своих дочерних компаний):
1) на пять Ан-148 с поставкой до конца 2014 года двумя отдельными контрактами на два и три самолета соответственно;
2) на один Ту-204-300 со сдачей до конца 2015 года;
3) на два Ту-214 в срок до декабря 2016 года.
Вероятно, данные воздушные суда будут строиться в рамках консолидированного госзаказа, контракты с госзаказчиками будут подписываться не напрямую с производителями, а с ОАКом, которая. в свою, очередь и будет заключать с авиастроительными предприятиями договора, указанные в плане-графике. Позволю себе предположить, что два Ан-148 в версии СУС будут строиться по заказу Управления делами президента, о чем есть упоминания в документации ВАСО, три - для ФСБ. Планы поставки еще одного Ту-204-300 в дополнение к двум ранее переданным упоминалось год назад в Федеральной адресной инвестиционной программе, хотя в ныне действующей редакции. Программы данных об этом в ней нет.

"Суперджет" в ближайшее время может получить американский сертификат летной годности 

ИНТЕРФАКС-АВН, 21.02.2014

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) рассчитывает получить американский сертификат летной годности на новый региональный самолет "Сухой Суперджет 100" в ближайшее время, заявил в интервью изданию European Defence & Security Review (EDR) президент ОАК Михаил Погосян.
"Программа авиалайнера "Сухой Суперджет 100" является ключевой для ОАК и иностранных партнеров корпорации", - сказал М.Погосян. 
По его словам, "к настоящему времени свыше 25 самолетов уже переданы заказчикам". Они совершили более 23 тысяч полетов общей продолжительностью более 35 тысяч летных часов, добавил глава ОАК.
"Пять самолетов SSJ100 были переданы мексиканской авиакомпании Interjet, ставшей первым западным заказчиком нового авиалайнера. Авиакомпания заказала 20 самолетов с опционом еще на 10 машин. Для нас это - первый шаг на рынки стран Северной и Латинской Америки. Все самолеты хорошо показали себя в эксплуатации. Они перевозят пассажиров семь дней в неделю. Авиакомпания и пассажиры довольны. В ближайшее время мы рассчитываем получить сертификат летной годности "Суперджета" от американского федерального управления авиации (Federal Aviation Administration). Ряд американских авиакомпаний уже проявили интерес к нашему самолету", - сказал М.Погосян. 
Он также сообщил о том, что ОАК наряду с продвижением на рынок "Суперджета" ведет разработку нового среднемагистального самолета МС-21. 
По словам М.Погосяна, наземные испытания МС-21 начнутся в 2015 году. 
"Мы извлекли уроки из сотрудничества с зарубежными партнерами по проекту SSJ100. Нами создан новый центр интеграции для гражданских самолетов, включая МС-21. Не все российские поставщики комплектующих смогли обеспечить поставки продукции, отвечающей международным стандартам, особенно в авионике. Но мы решили с самого начала, что наши гражданские самолеты будут иметь кабины с индикацией на английском языке", - сказал М.Погосян.

Истребитель 5-го поколения Т-50 перелетел в испытательный центр ВВС России - холдинг "Сухой"  

ИНТЕРФАКС-АВН, 21.02.2014

Летный опытный образец истребителя 5-го поколения Т-50-2 (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) в пятницу перелетел в Ахтубинск для участия в программе государственных совместных испытаниях, сообщает пресс-служба холдинга "Сухой".
       "Пилотировал самолет лётчик-испытатель 1-го класса Сергей Чернышев", - говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН".
       В нем отмечается, что в Жуковском продолжаются летные испытания четырех Т-50. В наземных экспериментальных работах задействованы еще две машины - одна представляет собой комплексный наземный стенд, другая проходит статические испытания.
       По программе испытаний ПАК ФА проводилась оценка аэродинамических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, динамической прочности, проверка функционирования комплекса бортового оборудования и систем самолета. Полным ходом велись испытания оптико-локационной системы и локатора с активной фазированной антенной решеткой в составе самолета.
       "Получены положительные результаты. Отработан режим дозаправки в воздухе. Выполняется отработка режимов сверхманевренности. Проводится отработка систем самолета на стендах и наземные экспериментальные работы", - говорится в сообщении.
       Первый полет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. По сравнению с истребителями предыдущих поколений ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях.
       Прогресс в программе по разработке и производству истребителя пятого поколения аэрокосмический журнал "Взлет" включил в число наиболее важных событий 2013 года для российского авиастроения.

Алексей Криворучек    

Государство может лишиться контроля над вертолетной электроникой // Бывшего директора и совладельца саратовского ОАО КБПА могут обанкротить как индивидуального предпринимателя

Известия, 21.02.2014

Государство может утратить контроль над саратовским ОАО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» (КБПА) — ведущим российским производителем электроники для вертолетов. В декабре к двум акционерам этой компании были предъявлены иски о взыскании долгов на общую сумму 220 млн рублей. По мнению представителей МВД, истец и ответчики могут действовать согласованно, чтобы у госкомпании «Ростех» не было контроля над предприятием.

До апреля 2013 года контролируемым государством компаниям («Ростеху» и его «дочке» концерну «Радиоэлектронные технологии») принадлежало 50,15% голосующих акций ОАО «КБПА». Вторым крупным акционером предприятия был его гендиректор — Владимир Чернышкин владел 47,42% голосующих акций. В апреле привилегированные акций ОАО были превращены в голосующие — и доля госкомпаний сократилась до 37,68%. 

В июле 2013 года по иску МВД Саратовской области Кировский райсуд Саратова наложил арест на пакет акций, принадлежащий Владимиру Чернышкину и его жене Галине Чернышкиной, — как отмечается в документах суда (есть у «Известий»), часть акций мужа перешла к жене.

Адвокат Чернышкина Вера Гусева сообщила «Известиям», что на консолидированный пакет акций супругов по-прежнему наложен арест.

Но в декабре 2013 года бывший гендиректор Саратовского авиационного завода Олег Фомин предъявил супругам иски о взыскании долгов на общую сумму 220 млн рублей. 19 февраля состоялось первое заседание по этим искам во Фрунзенском райсуде Саратова.

— По оперативной информации 29 ноября Чернышкин получил статус индивидуального предпринимателя. Мы предполагаем, что данный иск может привести к выводу акций из-под ареста через процедуру банкротства, когда наложенные аресты снимаются, — рассказал «Известиям» источник в Главном управлении МВД России по Приволжскому федеральному округу. В МВД подозревают, что Чернышкин и Фомин действуют согласованно.

—220 млн Чернышкин вряд ли найдет, и единственный актив, чтобы покрыть долг, — это акции его и жены, — добавил источник.

Представитель Фомина Юрий Иваненко не исключил возможности списания в счет долга акций КБПА, как и любого другого имущества Чернышкина.

— Если решение суда будет положительным, взыскание будет происходить в обычном порядке. За счет имущества, что есть в наличии: квартира, автомобили, акции — но сначала должна произойти оценка этого имущества, — отметил Иваненко.

В концерне «Радиоэлектронные технологии» «Известиям» сообщили, что Фомин входил в избранный в апреле совет директоров ОАО «КБПА» как кандидат от Чернышкина. Представители концерна утверждают, что к Чернышкину как руководителю предприятия подано шесть исков.

— Судебные решения принимаются в нашу пользу. Мы рассчитываем, что судебные и правоохранительные органы со вниманием отнесутся к сложившейся ситуации, — пояснил представитель концерна.

Генеральный конструктор вертолетного завода «Камов» Сергей Михеев отметил важность КБПА для российской промышленности.

— КБПА — серьезное предприятие, обладающее уникальными технологиями. Все автопилоты когда-то начинали делать там, для всех вертолетов. Корабельный вертолет, например, пилотирует один летчик, полет длится четыре часа. Летчика надо разгрузить, и для этого предусматривается девять программ автопилота, — рассказал эксперт. — Если что-то случится с КБПА, это может нанести серьезный урон автоматическому управлению летательными аппаратами. А сегодня, когда наметилась тенденция к роботизации, созданию беспилотных аппаратов, эта тема становится особенно актуальной. Роботизация признана основным направлением развития военной техники.

Источник в отрасли оценил активы ОАО «КБПА» в 280–300 млн рублей.

 

Новости международного авиастроения

Елена Аттикова

"Добролет" вместит больше пассажиров из-за изменения таможенного режима

RBC Daily, 21.02.2014
В ближайшие недели в России заработает режим беспошлинного ввоза самолетов на 110-300 кресел. Это значит, что в новых восьми Boeing 737-800, закупаемых "Добролетом", будет по 189 пассажирских кресел, а не 170, как планировалось ранее. Для низкотарифного перевозчика это дополнительная многомиллионная прибыль и возможность скинуть цену на билеты.
На днях Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) опубликует решение о вводе режима "временного ввоза в Россию с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов до 1 января 2017 года пассажирских самолетов, рассчитанных на 110-300 мест". Документ вступит в силу в течение десяти дней после публикации, его подписали три вице-премьера стран - участниц Таможенного союза - Игорь Шувалов (Россия), Сергей Румас (Белоруссия) и Бакытжан Сагинтаев (Казахстан).
Пошлина на ввоз самолета составляет 20% от его цены, говорит главный редактор отраслевого журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. А с учетом НДС покупателю приходится доплачивать 41,6% стоимости самолета, поэтому авиакомпании раньше предпочитали покупать более дешевые машины на вторичном рынке, добавил эксперт. В 2010 году от ввозных пошлин были освобождены самолеты вместимостью 111-160 кресел и свыше 219 кресел, в 2011 году льготы расширили до 170 мест. Временный режим беспошлинного ввоза действовал до 31 декабря 2013 года.
"Аэрофлот" не был уверен, что беспошлинный режим распространят на самолеты вместимостью более 170 кресел, говорит его представитель. Поэтому для своей низкотарифной "дочки" "Добролет" компания заказала самолеты Boeing 737-800 вместимостью 170 мест с возможностью перекомпоновки до 189 мест (максимальный уровень). Решение сократить стандартную компоновку на 19 кресел принято из-за того, что самолет такой вместимости мог не облагаться пошлиной при оформлении процедуры временного ввоза, говорит аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. "Добролет" из-за этих 19 мест мог терять до нескольких десятков миллионов долларов в год, добавила Юрова.
Теперь "Аэрофлот" увеличит вместимость самолетов для лоукостера до максимальных 189 мест, рассказал представитель компании. По его словам, первый самолет "Добролет" получит 25 апреля 2014 года. Эта машина уже перекомпонована до максимального уровня. Всего в этом году в парк поступит восемь самолетов Boeing 738-800. То есть со вступлением беспошлинного режима "Добролет" сможет получить в общей сложности на 152 посадочных места больше, чем рассчитывал ранее.
Одно воздушное судно Boeing 737-800 в базовой комплектации стоит 90,5 млн долл., рассказал представитель производителя. Он также сообщил, что "Аэрофлоту", "безусловно, придется доплачивать за установку дополнительных мест", но не уточнил сколько именно.
Предельный срок освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении таких самолетов составляет пять лет со дня оформления временного ввоза и продлится до конца 2021 года, пояснил РБК daily представитель ЕЭК. После этого покупатель должен будет оплатить пошлины или вывезти самолет за пределы страны, добавил он. В "Аэрофлоте" сказали, что "продать самолеты к этому времени не составит труда".

 

Первые лица

Виктор Дятликович 

Чрезвычайная оборона

«Русский репортер» №7 (335), 20.02.2014

Шойгу вернул многих уволенных генералов, приостановил реформу военного образования, повернул вспять процесс сокращения числа военных городков и баз ВВС

Считается, что нынешнее 23 февраля Российская армия отметит в приподнятом настроении. Считается, что причиной тому — Сергей Шойгу, которому за год с небольшим на посту министра обороны удалось удивительно эффективно разобраться с непростым наследством предыдущих лет. Корреспондент «РР» понаблюдал за Сергеем Шойгу во время его рабочих поездок, и попробовал разобраться, чего же больше в его очередном карьерном успехе — реальных дел или тонкой и умелой работы с общественным мнением

Сергей Шойгу никогда глубоко не изучал психологию, но, безусловно, блестяще пользуется этой наукой. В первый же свой рабочий день в Министерстве обороны он надел военную форму с генеральскими погонами. Такую возможность ему дал Владимир Путин, который сразу за назначением министром подписал указ о возвращении его на действительную военную службу в чине генерала.

Шойгу понимал, что делает. Если армия и ждала какого-то сигнала от нового руководства, то именно такого. Добро должно быть с кулаками, а министр обороны с погонами — это максима, от которой она, наверное, не откажется никогда. Что говорить, на фотографию «женского батальона» — четырех европейских министров обороны, — которая кочует по российскому интернету, с легкой иронией реагирует даже либеральная общественность.

Конечно, Российская армия не развалилась бы в одночасье, если бы новый министр еще пару дней походил в гражданской одежде. Но Шойгу понимал: есть вещи, которые нужно делать вне зависимости от того, имеют ли они какое-то практическое значение для обороноспособности страны. Из этого разряда, например, решение возобновить участие в параде Победы на Красной площади воспитанников суворовских и нахимовских училищ. Или возвращение в состав военно-морского флота крейсера «Аврора». И бог с ним, что к берегам Невы уже давно прикован новодел, а остов настоящей «Авроры» двадцать с лишним лет ржавеет у поселка Ручьи на Финском заливе, — армии нужен был символ, который она и получила.

Шойгу вернул многих уволенных генералов, приостановил реформу военного образования, повернул вспять процесс сокращения числа военных городков и баз ВВС

Фото: Оксана Юшко для «РР»

Мало кто обратил внимание на две цифры, озвученные Сергеем Шойгу накануне годовщины его пребывания на посту министра обороны, а они весьма характерны: в 2012 году военные подали против министерства 112 тыс. судебных исков, а в 2013-м, уже при Шойгу, — лишь 8 тысяч. То есть в 15 раз меньше. Но министр все равно попенял им за сутяжничество: «Произошла задержка в несколько дней выплаты определенного типа денежного довольствия или не выдали отдельный элемент вещевого довольствия, и военнослужащий идет в суд». Но статистика характерная. Судебные иски по мельчайшему поводу — показатель недоверия офицерского корпуса к своему руководству, а пятнадцатикратное их сокращение — свидетельство того, что накал недовольства Шойгу удалось быстро сбить.

Впрочем, не стоит искать причины его успеха только в популистских решениях, играющих на тонких струнах офицерских душ. Шойгу умело соединил в своей работе две вещи: во-первых, сразу определил те группы влияния в армии, на которые он может опереться, и заключил с ними пусть виртуальный, но взаимовыгодный договор о сотрудничестве, а во-вторых, поменял стиль управления армией. Присмотримся к каждому пункту повнимательнее.

Ставка на генералитет и ОПК

Если Сердюков сознательно подчеркивал, что он человек гражданский, «государев муж», которому интересы бюджета важнее интересов и традиций армейской корпорации, то Шойгу сразу решил вернуть генералитет в союзники. По сути, он заключил с ним негласный пакт: я возвращаю вам часть властных полномочий, но и спрашивать буду строго. Он вернул в армию многих генералов, уволенных за время сердюковских чисток, приостановил реформы военного образования и военной медицины, повернул вспять процесс сокращения числа военных городков и баз ВВС.

А что еще важнее, начал возвращать под контроль военных и «генералов» ОПК серьезные финансовые потоки. Так, оскандалившийся концерн «Оборонсервис», созданный в 2008 году «для освобождения военнослужащих от несвойственных им хозяйственных функций», лишился в конце прошлого года трех своих подразделений: ОАО «Авиаремонт», «Ремвооружение» и «Спецремонт». Они вернулись в структуру крупных промышленных холдингов. И это не шарашкины конторы, а 40 ремонтных предприятий с годовым бюджетом в 200 млрд рублей — четвертая часть всего гособоронзаказа.

На посту министра обороны ему не пришлось менять модель поведения, которой он придерживался на протяжении двух десятков лет, будучи главой МЧС

Фото: Оксана Юшко для «РР»

Еще один подарок отечественному ОПК — постепенный отказ от закупок иностранного оружия, например итальянских бронеавтомобилей Iveco-LMV65. «Что касается зарубежной техники, мне никого не хочется обижать, но нужно поддерживать нашу промышленность… Если потребуется покупать за рубежом, то будем покупать, но в том случае, если иссякнут все силы и надежды на нашу промышленность», — расставил приоритеты Шойгу.

Его аппаратного влияния хватило, чтобы сохранить в неприкосновенности в бюджете на 2014–2016 годы все огромные расходы на госпрограмму вооружений до 2020 года, когда расходные статьи бюджета урезались.

В результате он получил в союзники и генералитет, и «генералов» ОПК. Причем такая щедрость дала Шойгу возможность требовать с новых союзников по полной программе — право, которым он не стесняется пользоваться. Приехал, скажем, на Дальний Восток. Приех ал не с пустыми руками — накануне визита Минобороны перезаключило контракты с Амурским судостроительным заводом, увеличив до 30 млрд рублей цену, которую готово заплатить за строительство двух корветов и ремонт дизельной подлодки «Варшавянка». Но «в комплекте» с новыми контрактами руководство завода получило от министра разнос за срыв сроков строительства и ремонта: «Мы вам своевременно, в соответствии с заключенными контрактами, выделили большие деньги, а вы их неэффективно осваиваете. Тот темп и порядок организации работ, которые существуют у вас на предприятии, не удовлетворяют Министерство обороны».

А днем раньше министр пенял дальневосточным строителям: во Франции, мол, опережающими темпами строят купленные нами «Мистрали», а инфраструктура для их базирования (новый причал, склады вооружений и т. п.) не готова.

Так что генералитет и ОПК получили не только деньги, но и новую степень ответственности, если не сказать головную боль: если в конфликте с Сердюковым они могли рассчитывать на то, что и общественное мнение, и даже руководство страны встанет на их сторону, то конфликтовать с Шойгу себе дороже.

«Налетанность» и «наплаванность»

Сам Сергей Шойгу во время таких визитов чувствует себя совершенно органично. Ему не нужно менять модель поведения, которой он придерживался на протяжении двух десятков лет во главе Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Кажется, что он даже рад был «сбежать» из полугодовой ссылки в Московскую область, где рамки кабинетной работы не давали простора его динамичной натуре. Ведь его любимый стиль управления — быть везде, делать много, говорить мало. А если и говорить, то только по достойному поводу и так, чтобы запомнили. «Если кто-то думает, что у нас нет керосина, хочу всех успокоить: топлива у нас хватает. Мы довольно серьезно увеличили налетанность наших экипажей и наплаванность наших моряков», — заявил недавно Шойгу, комментируя боеспособность армии. Вот так: сказал всего две фразы, а успел и словарь русского языка пополнить, и общество успокоить.

Сердюков, конечно, тоже частенько наведывался в части и гарнизоны, но почему-то его визиты всегда сопровождались шлейфом негатива и скандалов. А Шойгу хоть и строго спрашивает, но и про пряники не забывает. Например, буквально через месяц после своего назначения прилетел в Воронеж, а вслед за ним на аэродроме приземлился новенький бомбардировщик Су-34, и министр пообещал ВВС еще 32 таких же «подарка».

Шойгу тонко чувствует, на чем сделать акцент в тот или иной момент. Стала актуальной тема «тихой» борьбы за контроль над Арктикой, и вот уже военные по приказу нового министра возрождают к жизни аэродром «Темп» на острове Котельный и планируют сделать то же самое с аэродромом на Земле Франца-Иосифа — лишний повод говорить о том, что российская армия «вернула себе контроль над Арктикой».

Даже возросший интерес к спорту накануне Олимпиады Шойгу смог использовать для улучшения имиджа армии: именно он придумал «танковый биатлон», который, с одной стороны, становится постоянной «забавой» для армий десятка стран, а с другой — позволяет министру понятным народу способом демонстрировать, как в войсках улучшают боевую подготовку.

Закончился ли «ресурс исправлений»

Впрочем, некоторые военные эксперты уверяют, что в ближайшее время Шойгу может столкнуться с серьезной проблемой. Они считают, что за год с небольшим новый министр исчерпал ресурс исправления ошибок предшественника, который позволял ему повышать свой рейтинг без принятия собственных стратегических решений. За здравицами в адрес министра все отчетливее слышны разговоры о нерешенных проблемах: в армии постоянный недокомплект крепких профессионалов-контрактников, среди офицеров не сокращаются очереди на жилье, не утихают скандалы с обеспечением армии новой формой и современным оружием.

Но в любом случае, на новый этап карьеры Шойгу выходит с хорошей стартовой позиции: его рейтинг как министра обороны уже перевалил за 50%, что на порядок больше пятипроцентного рейтинга Сердюкова.

 

Аналитика

Елизавета Кузнецова

Авиаторам прибавили емкости//Они получат новые льготы на ввоз самолетов

Коммерсантъ, 21.02.2014

Российские авиакомпании получили право на беспошлинный ввоз самолетов самой распространенной и экономически выгодной кресельной емкости - 170-219 кресел. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) согласовала расширенный список воздушных судов, на который распространится новое решение. Заключить договор по новой процедуре компании смогут до 1 января 2017 года, а пользоваться этими самолетами на льготных условиях - до 2021 года. Крупнейшие российские перевозчики считают, что решение позволит заметно снизить цены на билеты и даст толчок развитию низкобюджетных авиакомпаний.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) согласовала решение о продлении временного беспошлинного ввоза пассажирских самолетов до 1 января 2017 года. Об этом "Интерфакс" сообщил со ссылкой на представителя комиссии. Под действие льготного режима впервые попадут самолеты вместимостью 170-219 кресел, такие как Boeing 737 и Airbus A320 различных модификаций. Представитель ЕЭК уточнил "Ъ", что решение будет опубликовано в ближайшее время. В целом предприниматели Таможенного союза смогут заключать договоры на самолеты вместимостью 110-300 мест в рамках льготного режима до 1 января 2017 года. Предельный срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов составляет пять лет со дня помещения самолета под процедуру. До сих пор сегмент самолетов на 170-219 кресел под условия льготного режима не попадал - именно к нему относятся российские Ту-204 и Ту-214. Но их производство фактически прекращено, на смену должен прийти МС-21. Его сертификация ожидается в 2016 году, а первые поставки - уже в 2017 году. В Объединенной авиастроительной корпорации вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, создают ли новые льготы угрозу для ее продукции. В ЕЭК говорят, что они позволят авиакомпаниям сэкономить 17-19% от стоимости иностранных самолетов.

Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, сообщил, что на предложении расширить список ввозимых самолетов на льготных условиях настаивала Россия. Как рассказал "Ъ" чиновник Минпромторга, в ходе рабочих совещаний наибольшую активность проявлял "Аэрофлот", идею поддержало Минэкономики. Чиновник говорит, что "мотивы крупнейших перевозчиков понятны", но для российского авиапрома это "неоптимальное решение".

Авиаторы бурно радуются новым льготам. В "Аэрофлоте" говорят, что ввоз самолетов на 170-219 мест "положительно скажется на стоимости билетов в целом в отрасли". При этом решение "крайне" важно для подконтрольного "Аэрофлоту" нового низкобюджетного перевозчика "Добролета", поскольку "стандартная модель" работы лоукост-компании подразумевает эксплуатацию самолетов емкостью 189 кресел. В "ЮТэйр" поддерживают конкурента, подчеркивая, что, чем больше вместимость самолета, тем эффективнее экономика рейса, поэтому "в отдельных случаях по отдельным направлениям" замена самолета на более вместительный может снизить цену билета на 40%.

По мнению главного редактора "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкого, решение о льготах - действительно важный шаг в поддержке развития низкобюджетных перевозок в России. Самолеты в плотных компоновках - ключевая вещь для лоукоста, подтверждает эксперт. По его мнению, в перспективе пошлины на самолеты любых типов и вместимости нужно просто полностью отменять. Снижая конкуренцию, они сдерживают эффективное развитие гражданского авиапрома, поясняет эксперт, и качественно ухудшают парк российской авиации, поскольку из-за пошлин компаниям приходится брать более дешевые самолеты.

Дмитрий Олишевский

Поставленный на крыло //  2020 году Вооруженные силы России должны полностью обновить вооружение и военную технику

Парламентская газета, 21.02.2014

Дюжину новеиших многофункциональных истребителей Су-35С получили ВВС России в канун Дня защитника Отечества. Принимал их у заводчан в Комсомольске-на-Амуре глава Минобороны Сергей Шойгу. Повышенное внимание высшего руководства военного ведомства не случайно: расходы государства на новые образцы техники в последние годы выросли в разы, но вопросы к качеству продукции предприятий ОПК все еще остаются. Как делают современные российские самолеты, увидел обозреватель "Парламентской газеты".

Дзёмги: три в одном

 Город авиастроителей гражданские рейсы зимой не принимает, и единственный путь из Хабаровска в Комсомольск-на-Амуре почти 400 километров автотранспортом. Дорога напоминает стиральную доску. Трассу изрядно разбило во время прошлогоднего разлива Амура, и сейчас асфальт местами, как застывшие гребни волн. Нас везут в Дземги - это сразу три места в одном: неофициальное название района в городе, где расположены авиазавод, аэродром, где базируются "Сухие", и гостиница, где мы будем жить. Слово "дземги" ("деревянный дом") произошло от нанайского названия стойбища, которое находилось на берегу Амура. Вблизи него в 1932 году было начато строительство авиационного завода, который позже стал носить имя Юрия Гагарина.

 Нанайцы отсюда ушли, уступив место молодым авиа- и кораблестроителям. До сих пор неофициальное название Комсомольска-на-Амуре - город Юности.

 Комси-комса

 Некоторые жители в неофициальном общении называют город менее романтично и уважительно - Комса. Были такие "романтики", которые постарались поскорее уехать отсюда: климат, мол, больно суров, самолеты над головой летают, да и вообще перспектив в маленьком городе нет. "То ли дело в столицах, - рассуждает на одном из городских интернет-форумов пользователь Sergey_23, - работу в Москве или Хабаровске всегда найдешь, есть куда сходить культурно отдохнуть, не то что у нас в Комсе".

 Те, кто покинул город, в красках расписывают прелести жизни в больших городах или средней полосе страны, опуская почему-то такие важные детали, как трудоустройство, стоимость жизни, жилья и прочие неизбежные проблемы внутренних мигрантов. Однако переезжать из региона стремятся далеко не все.

 ...В агрегатно-сборочном цехе авиазавода шумно. Больше четырехсот человек собирают узлы будущих истребителей - корпуса двигателей, центроплан и хвосты самолетов. Слесарю-клепальщику Евгению Ряполову 20 лет. На завод он пришел недавно после краткосрочных курсов.

 Если что не ладится, всегда можно рассчитывать на помощь отца и одновременно официального мастера-наставника Алексея Ряполова, он всегда рядом. "После службы в армии я поступил заочно учиться на инженера, - рассказывает Евгений. Рассчитываю проработать на заводе, как и отец, не меньше 20 лет!.." В механическом цехе за станками с ЧПУ сплошь девушки.

 Юля Карагуля пришла на завод четыре месяца назад. "А что, дорасту и до начальника цеха", улыбаясь, делится она своими планами. Пока что ей доверяют обрабатывать маленькие детали, которые через некоторое время станут частью боевого самолета.

 Никто из рабочих авиапредприятия уезжать из города не собирается. Средняя зарплата на заводе 38 тысяч рублей, к концу года обещают увеличить до 48 тысяч, но уже сейчас рабочий с опытом и стажем может заработать в месяц до ста тысяч. Неплохо, учитывая, что среднего размера двухкомнатная квартира стоит в Комсомольске чуть больше миллиона рублей.

 Уже сейчас в городе, где проживает чуть более 250 тысяч человек, дефицит квалифицированных рабочих рук. Избавляться от него собираются, кинув клич по всей стране. Такая рекламная кампания уже идет в ста городах. До конца года здесь собираются трудоустроить до полутора тысяч специалистов.

 Мы за ценой не постоим?

 Едва торжественная часть передачи самолетов завершилась, пилоты 23-го истребительного полка взмыли в небо и показали гостям, на что способен Су-35С.

 Это первый отечествен4 ный серийный самолет с изменяемым вектором тяги двигателя. Благодаря конструктивным особенностям он способен совершать маневры, недоступные обычным реактивным самолетам.

 "Поступивший на вооружение ВВС истребитель относится к поколению "4+ + " и является платформой для создания авиационного комплекса 5-го поколения, - сказал Сергей Шойгу. - Уже сейчас на нем отрабатываются новые конструкционные материалы и технологии будущего".

 В нынешнем году авиапредприятие должно произвести 58 самолетов (с учетом уже переданных в войска 12 машин). В 2015-2016 годах будет выпущено по 51 самолету. По словам главы Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна, гособоронзаказ сейчас является основой работы предприятий. "В прошлом году заключены контракты на 80 миллиардов рублей на три года, чтобы производить все самолеты - как военные, так и гражданские, включая, в частности, Ил-112", - доложил он министру обороны.

 А ведь еще три года назад у Минобороны были серьезные претензии к промышленности по качеству вооружений и военной техники. Ныне ситуация меняется. Качество поставляемой в войска продукции за это время стабилизировалось, наметились явные тенденции к его улучшению. Так, начальник Управления военных представительств Минобороны Олег Степанов накануне заявил, что если в 2011-2012 годах на десять гарантийных изделий приходилась одна рекламация, то в 2013 году - одна на 14 гарантийных изделий.

 Впрочем, положительная динамика есть не везде. В тот же день удалось побывать еще на одном крупнейшем предприятии города - Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Министр обороны жестко раскритиковал его руководителей: "Мы вам своевременно выделили большие деньги, а вы их неэффективно осваиваете. Тот темп и порядок организации работ, которые у вас существуют на предприятии, нас не удовлетворяют. Работы надо организовывать в две-три смены, а не так, как сегодня!" АСЗ - предприятие, недавно пережившее банкротство, все еще не возвращенное в собственность государства, строит для Тихоокеанского флота два корвета проекта 20380 ("Совершенный" и "Громкий") и ремонтирует одну дизель-электрическую подводную лодку. И сроки их сдачи неоправданно затянуты...

 На недавней коллегии Минобороны было заявлено о том, что в 2014 году спланированы поставки в войска более 220 самолетов и вертолетов, 8 боевых кораблей и многоцелевых подводных лодок, 14 зенитных ракетных систем и комплексов, 50 радиолокационных станций ПВО и более 200 боевых бронированных машин. Деньги на эти цели государством выделены немалые, и спрашивать с производителей за качество и сроки тоже будут очень серьезно. По словам Сергея Шойгу, "речь идет о перевооружении, на которое страна напряглась, собрала те самые 20 триллионов рублей и представила возможность получить к 2020 году фактически новую армию".

Мнения

Игорь Зотов член Комитета Государственной Думы по обороне:

 - В 2013 году вступил в силу закон о гособоронзаказе. Документ улучшает работу как оборонного сектора, так и военного ведомства. С назначением на должность министра обороны Сергея Шойгу в армии и на флоте повысилась боеспособность, вместе с этим растет и обороноспособность нашей страны. Промышленность получает заказы и создает вооружение нового поколения.

 Изменяется отношение к армии, которое после многих лет негатива и грязи возвращается в позитивное русло. Молодым ребятам не надо бояться служить. Нам сейчас очень нужны умные призывники, которые будут осваивать новейшую и сложнейшую технику. В Вооруженных силах создаются научные роты, которые смогут помочь полностью раскрыться и реализовать себя нашей, без преувеличения, талантливой молодежи.

 Андрей Красов член Комитета Государственной Думы по обороне:

Пока мы не выполним программу перевооружения, рассчитанную до 2020 года, говорить о повышении обороноспособности страны несколько преждевременно. Так случилось, что экономическая обстановка в стране в начале 90-х не позволяла нам обратить на этот вопрос серьезного внимания. Средств, которые выделялись на Вооруженные силы, едва хватало на денежное содержание солдат и офицеров. На проведение учений и закупку нового вооружения бюджет отводил мизер. Постепенно ситуация менялась. Теперь наша страна может себе позволить большие траты на переоснащение и перевооружение наших Вооруженных сил.

 Но мы понимаем, что многое в этом процессе зависит от предприятий военно-промышленного комплекса. Требования, которые военные выдвигают к современным образцам вооружения, очень высоки. Нам не нужны новая дубина или копье, пусть даже они будут с оптическим прицелом.

 Оборонка должна обеспечить солдата самым современным оружием, которое не устареет завтра, послезавтра и даже через 50 лет. К сожалению, пока не все предприятия ВПК готовы предложить конкурентоспособные образцы вооружения и военной техники. У нас хороший задел в области строительства авиационной техники и подводного флота, но провал в элементной базе и аппаратуре связи. В этом направлении предстоит сделать еще очень много.

ЦАМТО прогнозирует снижение доли "МИГ" в мировом экспорте истребителей

РИА Новости, 21.02.2014

По данным ЦАМТО, доля РСК "МиГ" в 2010 - 2013 годах в количественном объеме составила 9,1% - для иностранных заказчиков было построено 43 истребителя общей стоимостью 1,694 миллиарда долларов. В стоимостном отношении доля в мировом экспорте составила в прошедшие годы 5,67%.

Доля Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" в мировом экспорте истребителей в ближайшие четыре года может снизиться с 9 до 7%, сообщил РИА Новости в четверг директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.

По данным ЦАМТО, доля РСК "МиГ" в 2010 - 2013 годах в количественном объеме составила 9,1% - для иностранных заказчиков было построено 43 истребителя общей стоимостью 1,694 миллиарда долларов. В стоимостном отношении доля в мировом экспорте составила в прошедшие годы 5,67%.

"Согласно имеющимся на текущий момент данным, доля корпорации "МиГ" в количественном объеме мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в предстоящий четырехлетний период (2014-2017 годы) составит 6,83%, в стоимостном отношении - 3,32%", - сказал Коротченко на основании прогноза, сделанного экспертами ЦАМТО на предстоящий период.

Собеседник агентства отметил, что на данный момент невозможно провести точный расчет поставок по контрактам с Сербией и Сирией: "С учетом этого, в 2014-2017 годах для инозаказчиков прогнозируется поставка 36 новых истребителей "МиГ" на сумму 1,731 миллиарда долларов. В подсчет входит поставка МиГ-29М/М2 Сирии", - сказал он, пояснив, что поставки могут не состояться, если ситуация в Сирии разрешится наихудшим образом.

 

Судебные разбирательства

Росприроднадзор прервал полет "Сокола"

ОАО "Нижегородский авиационный завод "Сокол" (38% акций предприятия принадлежит ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация") совершил ряд крупных нарушений, несущих экологический вред.

NEWS-NN.COM, 21.02.2014

На прошлой неделе Росприродназор по итогам плановой проверки авиационного завода, выявил несколько нарушений природоохранного законодательства. Согласно представленным ведомством данным, предприятие превысило нормативные показатели сбрасываемых сточных вод в р. Варю, а также работает без разрешения на выбросы в атмосферный воздух, на которые также не утверждены предельные нормативы.

Кроме того, завод не располагает согласованным проектом лимитов на размещение отходов.

Надзорным ведомством было составлено девять протоколов об административных правонарушениях, пять из которых оформлено на юридическое лицо.

 

Авиационные происшествия

Маргарита Кислова

Ливийский самолет потерпел крушение в Тунисе, погибли 11 человек

РИАНовости, 21.02.2014

Катастрофа произошла ночью в районе Громбалия в провинции Набель. Военно-транспортный самолет АН-26 потерпел крушение недалеко от города.

Ливийский военно-транспортный самолет АН-26, направлявшийся в аэропорт в пригороде Туниса, потерпел крушение недалеко от города, сообщает спутниковый телеканал Sky News Arabia.

По предварительной информации, погибли 11 человек. Катастрофа произошла ночью в районе Громбалия в провинции Набель.

Другие подробности пока неизвестны.


ВВС

Поставки истребителей пятого поколения ВВС России начнутся в 2016 году - президент ОАК  

ИНТЕРФАКС-АВН, 21.02.2014

Первый серийный истребитель пятого поколения, известный еще как перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) будет поставлен ВВС России в 2016 году, сообщил в интервью изданию European Defence & Security Review (EDR) президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян.
"На сегодняшний день изготовлено пять прототипов истребителя пятого поколения. Их испытания в ВВС России начнутся в текущем году", - сказал М.Погосян.
Отвечая на вопрос, насколько успешно реализуется проект по созданию на базе ПАК ФА российско-индийского истребителя FGFA, М.Погосян отметил, что в отношениях с Индией достигнут новый уровень открытости в передаче технологий. 
"У нас нет недопонимания по данной программе с индийской стороной. Все еще остающиеся вопросы вскоре будут решены. Существуют ряд сложных задач, которые необходимо решить по программе, и в этих целях нами создана специальная площадка для обсуждения. У нас достигнут хороший уровень взаимопонимания с ВВС Индии и нашим индийским партнером - компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL), а также с иностранными поставщиками, задействованными в реализации программы FGFA", - сказал М.Погосян.
Он также сообщил, что совместно с HAL разрабатывается многоцелевой двухдвигательный транспортный самолет - MTA. "В настоящее время активная совместная работа ведется по созданию предварительного проекта самолета. Обсуждается начало полномасштабного проектирования. Первый полет MTA запланирован на 2016 год", - сказал М.Погосян.

В соединении армейской авиации ВВС и ПВО Западного военного округа завершился прием 12 вертолетов Ка-52

Министерство обороны, 21.02.2014

Инженерно-технический состав соединения армейской авиации ВВС и противовоздушной обороны (ПВО) Западного военного округа (ЗВО) завершил прием 12 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор».
В течение двух месяцев новые боевые машины были доставлены самолетами военно-транспортной авиации Ил-76 и Ан-22 на военный аэродром в Псковской области. 
Первое звено вертолетов Ка-52 соединения уже приступило к плановым учебно-тренировочным полетам. Остальные девять в настоящее время завершают этап проведения комплексной проверки всех систем и механизмов на аэродроме.
На сегодняшний день в состав соединения армейской авиации ЗВО, дислоцированной на военном аэродроме в Псковской области, уже вошли более 45 современных вертолетов: Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-8МТВ-5, Ми-26Т и Ми-35.

Германия отказалась от 37 истребителей Typhoon

Lenta.Ru, 21.02.2014

Министерство обороны Германии отказалось от покупки последней партии из 37 истребителей Typhoon транша 3B, сообщает Reuters. Об отмене покупки самолетов заместитель министра обороны Германии Штефан Беемельманс уведомил парламентский комитет по безопасности. Причиной отказа от самолетов стало сокращение оборонных расходов страны.
Изначально министерство обороны Германии планировало принять на вооружение 180 истребителей Typhoon. К настоящему времени страна получила 107 боевых самолетов такого типа и ожидает поставки еще 36 единиц. Контракт на поставку заключительной партии из 37 самолетов пока не был подписан, хотя переговоры о возможном его заключении проводились с консорциумом Eurofighter.
О намерении отказаться от покупки истребителей Typhoon транша 3B министерство обороны Германии объявило еще в октябре 2011 года. Инициатором сокращения объемов закупки боевых самолетов стал министр обороны Германии Томас де Мезьер, который объявил о намерении экономить на военных расходах по меньшей мере два миллиарда евро в год в течение ближайших нескольких лет.

 

Новости предприятий

Ростех акционировал «Универсал»

АвиаПорт.Ru, 20.02.2014
Московский конструкторско-производственный комплекс "Универсал" завершил процедуру смены формы собственности. Новоиспеченное акционерное общество перейдет под контроль холдинга "Авиационное оборудование".
Федеральное государственное унитарное предприятие "Московский конструкторско-производственный комплекс "Универсал", входящий в холдинг "Авиационное оборудование" Госкорпорации Ростех, завершило процедуру преобразования в открытое акционерное общество, сообщили "АвиаПорту" в холдинге.
Акции "Универсала" были выпущены Центробанком РФ 14 февраля 2014 года. Уставный капитал общества состоит из 643 тыс. 541 именной бездокументарной акции номинальной стоимостью в 1 тыс. рублей каждая. Все эти акции были переданы госкорпорации Ростех, которая, в свою очередь, в полном объеме передаст их холдингу в ближайшее время.
Ранее "Авиационное оборудование" управляло "Универсалом" на основе приказа госкорпорации о назначении холдинга управляющей компанией. Такая форма взаимодействия не позволяла холдингу эффективно решать проблемы предприятия и полноценно интегрировать его в структуру холдинга.
Акционирование же, "позволит холдингу создать высокоэффективный дивизион по разработке и производству средств наземного обслуживания воздушных судов, а также дополнить компетенции холдинга в разработке парашютно-десантной техники", - отмечают в холдинге. Отвечая на вопрос "АвиаПорта" о преимуществах новой формы собственности, в "Авиационном оборудовании" сообщили, что таким образом усилится контроль, а также появится возможность эффективно управлять активами предприятия, в том числе за счет появления совета директоров и собрания акционеров.
"Новый статус "МКПК "Универсал" в качестве открытого акционерного общества обеспечит стабильность работы предприятия, позволит сохранить его потенциал, а также придаст новый стимул развитию, включая кооперацию с зарубежными партнерами - привела пресс-служба заявление генерального директора ОАО "Авиационное оборудование" Максима Кузюка. - Кроме того, это позволит холдингу создать полноценный дивизион средств наземного обслуживания ВС на базе "Универсала" в более сжатые сроки".
Кроме того, акционирование поможет решить ряд финансовых проблем предприятия, среди которых нехватка собственных оборотных средств и зависимость от внешних кредиторов. В "Авиационном оборудовании" не акцентируют внимание на разработанных мерах финансового оздоровления предприятия. Вопрос "АвиаПорта" о том, будет ли часть акций "Универсала" продана стороннему покупателю, и какой объем средств возможно выручить таким образом, остался без ответа с формулировкой "это конфиденциальная информация".
Напомним, "Универсал" должен стать головным предприятием дивизиона "Средства наземного обслуживания" в рамках холдинга. По парашютно-десантной технике дивизион будет работать в основном в рамках госзаказа, но в числе гражданских разработок останутся гидравлические, электро- и пневмооборудование и антиобледенительные установки для авиации. Выручка дивизиона по планам холдинга в 2015 году должна двукратно превысить уровень 2013 года.

 

Международные новости и сотрудничество

Россия и Индия обсудили ход реализации совместных авиационных проектов

Релиз ОАК, 20.02.2014

Вчера в столице Индии Нью-Дели завершилось заседание Подгруппы по авиастроению Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ИРПА).

С российской стороны работой ИРПА руководил Президент ОАО «ОАК» Михаил Погосян, с индийской – Председатель правления Корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited) доктор Р.К. Тьяги.

В рабочих встречах ИРПА также приняли участие представители Министерства обороны и штаба ВВС Индии, ФСВТС России, «Рособоронэкспорта», российских авиастроительных, двигателестроительных и авиаприборостроительных предприятий.

«ИРПА – один из важнейших элементов реализации проектов военно-технического сотрудничества России и Индии. Работа здесь позволяет сконцентрироваться на выработке конкретных решений в сфере внедрения передовых технологий и новейших форм организации производственной кооперации, - заявил по итогам работы Президент ОАО «ОАК» Михаил Погосян. - С коллегами из Корпорации «ХАЛ» и ВВС Индии мы определили главное направление усилий – повышение исправности парка самолетов российской разработки. С этой целью детально проанализировали все технические и организационные факторы, влияющие на эксплуатационные характеристики самолетов, разработали план совместных действий».

Также во время заседаний ИРПА было обсуждено текущее состояние проектов:

·                лицензионного производства,

·                ремонта и модернизации Су-30МКИ;

·                модернизации самолетов МиГ-29 ВВС Индии;

·                поставок и технического сопровождения самолетов морского базирования ВМС Индии МиГ-29К/КУБ;

·                разработки и организации производства авиационного двигателя АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета ВВС Индии IJT;

·                разработки и совместного производства истребителя пятого поколения (FGFA) и многоцелевого военно-транспортного самолета (МТА).

В рамках работы ИРПА Стороны посетили предприятия корпорации HAL по сборке самолетов Су-30МКИ и цеха авиаремонтной базы ВВС Индии в городе Насик (штат Махараштра).

Результаты переговоров со Штабом ВВС и руководством авиационных инженерно-технических служб придали дополнительный положительный импульс реализации проектов двухстороннего сотрудничества.

По мнению Сопредседателя Подгруппы с Индийской стороны г-на Р.К. Тьяги, встречи М.А. Погосяна с индийскими и российскими специалистами непосредственно в цехах Корпорации «ХАЛ» позволили на месте решить ряд важных производственных вопросов.

Руководитель российской делегации также встретился с семьями российских специалистов, оказывающих содействие индийцам в освоении технологий производства и ремонта самолетов российской разработки.

Наиболее важные решения итогового Протокола ИРПА и будут представлены Сопредседателям Российско-Индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству - Министрам обороны России и Индии.

Российская компания готова возобновлить производство чешских планеров Blanik  

ИНТЕРФАКС-АВН, 20.02.2014

Холдинг Engineering планирует возобновить серийное производство чешских планеров Blanik, сообщил "Интерфаксу-АВН" специалист по продажам компании Игорь Кауров
"Планируется возобновить серийное производство известных планеров Blanik Пока не решен вопрос о том, где будет возобновлено их производство: в России или в Чехии". "Решение о выборе промышленной площадки для производства, скорее всего, будет принято в первом полугодии текущего года", - сказал И.Кауров.
Он отметил, что в компании готовится техдокументация для возобновления производства и получения сертификата летной годности.
И.Кауров добавил, что также ведутся переговоры о возможности возобновления производства четырехместного самолета PZL-104M Wilga 2000.
"Нам сделали предложение, и мы его рассматриваем. Рано говорить и о площадке производства, все вопросы находятся, можно сказать, на начальной стадии рассмотрения", - сказал собеседник.

 

Разное

Алексей Криворучек

Истребители поучаствуют в автогонках

Известия, 21.02.2014

На выставке "Оборонэкспо-2014" пройдут соревнования самолетов с машинами

В программу международной выставки вооружений и военной техники "Оборонэкспо-2014" (состоится в августе в подмосковном Жуковском) включено автоавиашоу "Форсаж". Военные летчики за штурвалами российских истребителей будут соревноваться в скорости с автогонщиками. Об этом "Известиям" сообщил Михаил Агафонов, представитель одного из организаторов выставки - компании "Авиасалон". Подобные заезды проводились на Западе, в России они проходят впервые. Эксперты неоднозначно оценили идею таких гонок.

 - Идея родилась у одной из компаний, они обратились к нам. В России таких гонок не было, - сказал Михаил Агафонов.

На Западе подобные соревнования проводились. Например, в 2012 году датский журнал Bilmagasinet организовал заезд истребителя F-16 против суперкара Lamborghini Aventador, в 2007 году телеканал BBC устроил "дуэль" Bugatti Veyron и истребителя EuroFighter.

 - Безусловно, мы знали о подобных гонках за рубежом, - говорит один из инициаторов "Форсажа", гендиректор компании C.A.T. (занимается организацией фестивалей) Андрей Матвеев.

 - Но там такие соревнования обычно связаны с телевизионными проектами.

По его словам, идея родилась 3-4 года назад и соглашению с "Авиасалоном" предшествовали долгие согласования. Гонка будет проводиться на взлетной полосе испытательного аэродрома Раменское в дни массового посещения "Оборонэкспо" - с пятницы по воскресенье. По итогам командных зачетов - 15-20 заездов различных самолетов против машин (с участием авто не только спортивных, но и массовых марок) - будет определена команда-победитель.

В презентации выставки утверждается, что в заездах примут участие "лучшие российские военные летчики", а также "звезды автоспорта".

 Но точного состава участников пока нет, по планам организаторов все детали прояснятся лишь к началу лета.

 - Пока неизвестно, кто сядет за руль, безусловно, это будут профессиональные гонщики, но пока это находится на стадии обсуждения, - подчеркнул Матвеев.

Как следует из презентационных материалов (имеются у "Известий"), в заездах примут участие истребители МиГ-29, Су-27 и Т-50. Однако насчет последнего у организаторов есть сомнения: самолет еще не стоит на вооружении, получить его для шоу будет непросто. Остальные истребители можно позаимствовать в ЛИИ имени Громова в том же Жуковском.

Предоставить самолеты для заездов должна Объединенная авиастроительная корпорация. Оперативного комментария о возможном участии истребителя Т-50 в корпорации "Известиям" дать не смогли.

Экс-начальник вооружения Минобороны генерал-полковник Анатолий Ситнов не одобрил идею подобного шоу. Он отметил, что показ передовых военных разработок оставляет возможность для шпионажа со стороны иностранных государств.

 - Если вся жизнь превратилась в шоу, то можно и армию превратить в шоу. Есть затравка со стороны Запада, на которую наши клюют и раскрывают секреты, - заявил "Известиям" Ситнов.

Герой Российской Федерации, заслуженный летчик испытатель СССР Анатолий Квочур также не оценил идею применения боевой техники для развлечения публики.

 - Я считаю, все это не вовремя затеяли - это пир во время чумы, - отметил Анатолий Квочур.

Руководитель программы поддержки молодых пилотов "Наша Формула" Петр Алешин считает, что "Форсаж" стоит воспринимать скорее как шоу, нежели как настоящее спортивное событие.

 - Организатор наверняка ставит цель - привлечь публику. Но всерьез говорить о соревнованиях не стоит, самолет и машину нельзя сравнивать, - полагает Алешин.

 

Политические новости

 Екатерина Кравченко

 

$2,25 трлн от реформ // Отток капитала с рынков развивающихся стран и ослабление их валют продолжится, ждет МВФ. Оборону они должны выстраивать сами, не надеясь на мировые ЦБ

Ведомости, 21.02.2014

Развивающимся рынкам грозят серьезные финансовые проблемы, пишет МВФ в докладе к заседанию финансовой G20 в Сиднее 22-23 февраля. Главные риски связаны с оттоком капитала, повышением процентных ставок и резким ослаблением валют: эти процессы продолжатся.

Отток средств с развивающихся рынков поставил новый рекорд в начале февраля — $6,4 млрд (данные EPFR Global). Индекс MSCI для них снизился на 4.35% с начала года, для их валют — на 1.02%, в частности курс рубля к доллару — на 8% (данные Bloomberg). Главная угроза для глобальной экономики исходит от развивающихся рынков, признало в февральском опросе Bank of America Merrill Lynch 77% респондентов, под управлением которых находится $591 млрд, .

Третья программа ФРС по выкупу гособлигаций на $85 млрд (QE3) проводилась с сентября 2012 г., в январе и феврале 2014 г. она была сокращена — оба раза на $10 млрд. Политика дешевых денег способствовала росту развивающихся рынков и стоимости их активов, сворачивание программы может оказаться опасным для этих экономик, предупреждают аналитики Citi. Стратегия ФРС заставила инвесторов переоценить активы развивающихся рынков, отмечают аналитики Bank of America Merrill Lynch, эра притока денег и дешевых кредитов окончена.

МВФ советует развитым странам не торопиться со сворачиванием стимулирующих мер, а центробанкам ведущих экономик — кооперироваться: это позволит избежать чрезмерной волатильности.

Главная проблема развивающихся экономик — хрупкость рынков, согласился министр финансов Великобритании Джордж Осборн, неустойчивость подпитывалась дешевыми деньгами развитых стран: «Нужно приводить свои хозяйства в сбалансированное состояние». Развивающимся странам он советует ужесточать монетарную политику и проводить агрессивные структурные реформы. Именно внутренняя политика определит перспективы экономики той или иной страны вне зависимости от силы внешних шоков, уверены эксперты МВФ.

МВФ рекомендует развивающимся странам делать главный упор на гибкость обменного курса, а в случае роста инфляции — на повышение процентных ставок. В российском ЦБ считают, что из-за политики ФРС доходность российских облигаций федерального займа (ОФЗ) может вырасти на 1.2-1.7 п. п. Выстраивать искусственные барьеры на пути капитала бессмысленно, надо позволить курсу найти новое рыночное равновесие, отмечает Николаос Панигирзоглу из JPMorgan.

Среди главных реформ МВФ называет меры по повышению конкурентоспособности и либерализации рынка труда и активные инвестиции в инфраструктуру. Активные структурные реформы развитых и развивающихся стран могут добавить $2.25 трлн в глобальный ВВП до 2018 г., оценили эксперты фонда.

МВФ также предлагает странам поработать над снижением дисбалансов в мировой экономике: Китаю, Японии и Южной Корее — повысить открытость на рынке услуг, Германии — увеличить инвестиции.

МВФ прогнозирует рост мировой экономики в этом году на 3,7%, развивающихся рынков — на 5,1%, развитых — на 2,2%. Темпы роста развитых стран и всей мировой экономики в последние месяцы ускорились, но восстановление остается слабым, риски его замедления сохраняются, предупреждает фонд.

Янукович инициирует досрочные выборы главы украинского государства  

ИНТЕРФАКС-АВН, 21.02.2014

Президент Украины Виктор Янукович заявил, что для урегулирования ситуации в стране он инициирует возвращение к Конституции 2004 года, а также объявляет о досрочных президентских выборах.
"Я объявляю о шагах, которые нужно сделать, чтобы восстановить спокойствие и избежать следующих жертв противостояния. Заявляю о том, что я инициирую досрочные президентские выборы. Я инициирую также возвращение к Конституции 2004 года с перераспределением полномочий в сторону парламентской республики", - говорится в заявлении В.Януковича, обнародованном на сайте главы государства в пятницу.
Также В.Янукович призывает к началу процедуры формирования правительства национального доверия.
Президент отметил, что пошел на данные шаги, поскольку "в эти трагические дни, когда Украина понесла такие тяжелые потери, когда погибли люди по обе стороны баррикад" считает своим долгом "перед светлой памятью погибших заявить: ничего нет важнее человеческой жизни".
"И нет таких шагов, которые бы мы все вместе не должны были сделать, чтобы восстановить мир в Украине", - подчеркнул В.Янукович.

Петр Нетреба, Елена Киселева

Экспорт в одну руку // Правительство собирается объединить ЭКСАР и Росэксимбанк

Коммерсантъ, 21.02.2014

Правительство предлагает объединить Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанк, входящие в группу Внешэкономбанка (ВЭБ), в единую структуру, которая займется поддержкой несырьевого экспорта. Одновременно при набсовете ВЭБа может быть создан спецкомитет под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, который будет готовить рекомендации по всем вопросам поддержки экспортеров. Эксперты полагают, что административное решение обеспечивает не столько рост экспорта, сколько снимает часть проблем капитализации группы ВЭБа.

По доле несырьевого экспорта в ВВП Россия находится на последнем месте среди двадцатки развивающихся стран, объяснил правительству необходимость структурных изменений действующей системы поддержки экспорта глава Минэкономики Алексей Улюкаев: в РФ она составляет — 10-12%, в остальных странах БРИКС — в 1,5-2 раза выше. Чтобы изменить ситуацию, надо создать «единый институт, который сочетал бы и страховое, и кредитное плечо» такой поддержки, как это практикуется в развитых странах, отметил он. Объединять господин Улюкаев предложил структуры, входящие в группу ВЭБа, — ЭКСАР и Росэксимбанк. Создание института позволило бы к 2018 году выйти на рост объемов кредитования в $18 млрд, что уже сопоставимо с объемами в других странах. Но для этого потребуется увеличение капитала группы на 3-3.5 млрд руб.

Глава ВЭБа Владимир Дмитриев вчера отказался признавать данный вариант окончательным решением — по его словам, это «сценарий», который «тоже рассматривается». Решение будет приниматься, «чтобы не было конфликта интересов», пояснил он. Это касается и вопросов докапитализации новой структуры, источников которой только два: «собственно прибыль Внешэкономбанка и бюджетные средства».

Источник «Ъ», близкий к ВЭБу, рассказал, что «наиболее вероятное решение — консолидация двух структур на базе ЭКСАРа путем передачи в капитал агентства акций Росэксимбанка». По мнению собеседника «Ъ», это позволит ВЭБу переложить решение проблемы докапитализации дочернего банка на плечи ЭКСАРа. Прошлой осенью выяснилось, что Росэксимбанк нуждается в докапитализации на 8.7 млрд руб. (см. «Ъ» от 12 сентября 2013 года). В отличие от ВЭБа, которому самому требуется докапитализация на 400 млрд руб. до 2016 года, ЭКСАР имеет возможность поддержать дочерний банк: в прошлом году правительство предоставило агентству госгарантию на $10 млрд до конца 2032 года.

По словам источника «Ъ» в Белом доме, одним объединением двух предприятий ВЭБа дело поддержки несырьевого экспорта не ограничится. Обсуждается возможность создания отдельного органа при наблюдательном совете ВЭБа — комитета по экспорту и внешнеэкономической деятельности (ВЭД). «Он будет готовить рекомендации совету по всем вопросам, касающимся поддержки российских экспортеров», — отметил собеседник «Ъ», уточнив, что сейчас это входит в компетенцию рабочей группы ВЭБа. Другой источник «Ъ», знакомый с документом, говорит, что к компетенции комитета предлагается отнести широкий круг вопросов — от создания структур для поддержки экспорта до установления страновых лимитов и формирования советов директоров дочерних компаний ВЭБа. Без одобрения комитета ВЭБ и его «дочки» также не смогут финансировать экспортные проекты российских компаний и вообще участвовать в зарубежных проектах, в том числе путем приобретения долей в капитале. Часть перечисленных полномочий не входит в компетенцию набсовета, отметил собеседник «Ъ». Так, рекомендации по формированию советов директоров «дочек» ВЭБа выносит собрание их акционеров (дольщиков), а вопросы их участия в экспортных контрактах относятся к компетенции правлений и советов директоров.

«Фактически создается двухступенчатая процедура подготовки материалов к набсовету: комитет и рабочая группа становятся дублирующими органами. Все это выглядит странно, особенно с учетом персонального состава комитета (пятеро из девяти его предполагаемых членов входят в набсовет ВЭБа)», — отметил собеседник «Ъ». Возглавить комитет должен первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Сейчас обсуждается возможность разграничения компетенций создаваемого экспортного комитета и рабочей группы», — говорит собеседник «Ъ».

«Упор на финансовые инструменты, которые сейчас есть» раскритиковал директор по инновационному развитию ОАО «Роснано» Юрий Удальцов, выступавший от имени экспертного совета при правительстве. Альтернативное предложение — либерализация валютного контроля в части обязательной репатриации экспортной выручки. По его словам, механизмы, предлагаемые ЭКСАРом, сейчас работают плохо, но инструменты факторинга и дебиторской задолженности покупателя можно использовать для финансирования, что сейчас запрещено.

В Белом доме окончательное решение будет выбрано в ближайшее время. Пока премьер-министр Дмитрий Медведев обратил внимание, что все участники заседания говорили в основном о неработающих институтах.

 

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь