Новости СоюзМаш России

14.02.2014

Информационный обзор прессы. 14.02.2014

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

17 февраля 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 14 февраля 2014 г., Союзмаш изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

А также по теме:

Трактор.ру:

СоюзМаш России изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

Мангазея:

Союзмаш изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

Портал машиностроения:

СоюзМаш России изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

 

Ростех, 14 февраля 2014 г., Кадры для Ростеха \\ Союз машиностроителей России и СГТУ договорились о сотрудничестве

 

News­Miass.ru, 14 февраля 2014 г., Детский дом получил подарки от шефов

 

Четвертая Власть, 14 февраля 2014 г., СГТУ и Союз машиностроителей России договорились о сотрудничестве

А также по теме:

Взгляд-инфо:

СГТУ и Союз машиностроителей России договорились о сотрудничестве

Общественное мнение (г. Саратов):

СГТУ и Союз машиностроителей России договорились о сотрудничестве

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 14 февраля 2014 г., Контрактников в ВС РФ к 2020 году будет около полумиллиона \\ Ранее, говоря в относительных категориях, министр обороны Сергей Шойгу говорил, что армия к 2020 году будет профессиональной на две трети, а одна треть останется за призывниками.

 

Коммерсантъ, 17 февраля 2014 г., Истребители несирийного применения \\ МиГи, собиравшиеся для Сирии, будут использованы при реализации других контрактов

 

3.     Автомобилестроение.

 

Ведомости, 17 февраля 2014 г., Автомобиль без водителя

 

4. Авиастроение.

 

Сибирские Новости, 17 февраля 2014 г., Самолет Як-130 имеет хорошие перспективы на международном рынке - президент ОАК

 

Aviation Explorer, 17 февраля 2014 г., Авианесущие корабли в делах и планах ОСК \\ В феврале 2014г. руководители Объединенной судостроительной корпорации провели несколько встреч с представителями средств массовой информации, в том числе и на выставке вооружений DefExpo’2014 в Дели. Среди прочих тем обсуждались перспективы строительства авианесущих кораблей.

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

и-Маш. Ресурс Машиностроения, 14 февраля 2014 г., Союзмаш изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

На заседании одной из экспертных групп совета ВПК при Правительстве РФ по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа предложения Союза машиностроителей России и первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева изложил главный специалист информационно-аналитического Департамента Союза Александр Костенко.

В своем докладе представитель Центрального аппарата СоюзМаш России напомнил, что государство на переоснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой выделяет беспрецедентные средства. "Только на 2014 год гособоронзаказ увеличен по сравнению с предыдущим годом на 30%. При этом руководство страны постоянно подчеркивает необходимость разработки новых, высокоэффективных образцов ВВСТ и прорывных технологий, выделяя для этого в 2014 году около 20% объема ГОЗ на проведение НИОКР", - подчеркнул Костенко.

Однако существующие научно-технические, финансовые и организационные подходы не приводят к появлению прорывных решений при создании ВВСТ.  Одной из возможных причин такой ситуации Александр Костенко назвал проблемы ценообразования при проведении оборонных НИОКР. Из-за недостаточных цен на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предприятия, не укладываясь в выделенные средства, вынуждены экономить, в том числе за счет сокращения натурных испытаний. Если в советские годы для отработки, например, изделия ПВО проводилось по 150 пусков, то сейчас в 10 раз меньше.

Ожидалось, что остроту проблемы ценообразования на оборонную продукцию снимет постановление Правительства, определяющее порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Произошло это лишь отчасти. У предприятий остались вопросы и к порядку калькулирования затрат, и к задаваемым величинам дефляторов, и к принятому порядку определения нормативов рентабельности по известной формуле "20+1", а также к видам и типам цен.

Говоря о научных исследованиях и разработках, как об особой сфере государственного регулирования, Костенко уточнил, что их стоимость должна основываться на индивидуальных затратах конкретного предприятия, положенных в основу контракта. Основным типом такого контракта, по мнению представителей машиностроительного сообщества, должен явиться контракт, основанный на принципе "возмещение издержек", а вокруг него должны строиться более сложные по своему механизму государственные экономико-хозяйственные соглашения. "Это могут быть контракты "разделения издержек" или "долевого участия", "издержки производства плюс поощрительное вознаграждение" и другие. Несмотря на сложность управления контрактами на основе подобных соглашений, они позволяют создать гибкий и стимулирующий механизм, учитывающий разделение рисков и ответственности заказчика и исполнителя и в то же время обеспечивающий значительное повышение эффективности  затрат при проведении оборонных НИОКР", - пояснил Александр Костенко.

Члены Союза считают, что при планировании и организации финансирования НИОКР по разработке новых образцов ВВСТ может быть использован контракт по типу "компенсации издержек с поощрительным вознаграждением" за превышение согласованных научно-технических характеристик. "Контракт такого типа будет стимулировать исполнителя на повышение качества работ и превышение требований ТЗ. При этом для количественной оценки дополнительного вознаграждения может быть использован регрессионный метод", - отметил представитель Союза.

Еще одно предложение машиностроительного сообщества касается широкого использования заимствованной интеллектуальной собственности для ускорения, повышения качества и технического уровня выполняемой НИОКР. Для этого необходимо расширить финансовые возможности при ценообразовании за счет включения в стоимость работ, приобретаемых  головными исполнителями ГОЗ, продуктов частной и государственной интеллектуальной собственности, включая лицензии и патенты, техдокументацию, "ноу-хау" и включении их в плановую калькуляцию в качестве единовременных затрат. Компенсация же этих затрат должна производиться заказчиком НИОКР.

Третья инициатива СоюзМаш России связана с возможностью проведения предконтрактных конкурсов на проведение НИОКР с возможностью приобретения для победителя за счет Заказчика результатов интеллектуальной собственности других участников конкурса, использование которой может привести к сокращению сроков и повышению эффективности при выполнении НИОКР.

В завершении своего доклада на заседании экспертной группы совета ВПК при Правительстве РФ по вопросам ценообразования и финансово-кредитной политики при выполнении государственного оборонного заказа представитель Союза машиностроителей России и Первого зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева Александр Костенко подчеркнул, что в области оборонных НИОКР сегодня сложились методы управления, выработанные применительно к материальному производству и, зачастую, игнорирующие особые черты научного производства, принципиальные различия между наукой и другими областями деятельности.

"Наука во всем мире является очень затратной сферой, и общество вынуждено мириться с затратами, которые она требует. Вместе с тем, нет необходимости и в абсолютном противопоставлении науки всем другим видам производственной деятельности, что означало бы отрицание возможности планирования, управления и организации проведения оборонных НИОКР вообще. Наши предложения являются попыткой совершенствования технологии ценообразования оборонных НИОКР, в том числе за счет  дополнительных возможностей использования интеллектуальной собственности для повышения эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области вооружения и военной техники", - резюмировал главный специалист информационно-аналитического Департамента Союза машиностроителей России Александр Костенко.

А также по теме:

Трактор.ру:

СоюзМаш России изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

Мангазея:

Союзмаш изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

Портал машиностроения:

СоюзМаш России изложил свою позицию по вопросу повышения эффективности НИОКР в ОПК

 

Ростех, 14 февраля 2014 г., Кадры для Ростеха \\ Союз машиностроителей России и СГТУ договорились о сотрудничестве

Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» и Саратовский государственный технический университет (СГТУ) подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает организацию совместной учебной, производственной и преддипломной практик студентов, создание исследовательских лабораторий, а также трудоустройство выпускников СГТУ инженерно-технических специальностей на предприятиях, входящих в Союз машиностроителей России: корпорации Ростех,концерна «Радиоэлектронные технологии», Рособоронэкспорт, АВТОВАЗ, КАМАЗ и других.

Со стороны университета соглашение подписал ректор вуза Игорь Плеве, со стороны общественной организации – председатель Саратовского отделения Союза машиностроителей России Виктор Муллин.

«Союз машиностроителей на протяжении последних лет плодотворно сотрудничает с техническим университетом, а подписанное соглашение позволит значительно расширить сферы взаимодействия и вывести на качественно иной уровень систему подготовки инженерно-технических кадров в связи с созданием в вузе Института электронной техники и машиностроения (ИнЭТМ)», – отметил Виктор Муллин.

Союз машиностроителей России – общественная организация федерального масштаба. Создана 28 апреля 2007 года. Председателем Союза машиностроителей России является генеральный директор корпорации Ростех Сергей Викторович Чемезов.

Основная цель деятельности Союза – формирование стратегии развития отрасли, а также участие в формировании механизмов активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран. В образовательной сфере задачами Союза являются:
– содействие повышению квалификации управленческого и инженерно-технического персонала, формированию современной системы обучения и восстановлению преемственности профессиональных кадров машиностроительного комплекса;
– поддержка государственной молодежной политики в области технического образования и подготовки квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров машиностроительной отрасли.

Среди членов Союза машиностроителей – корпорация Ростех, ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии», а также более 60 вузов страны.

 

News­Miass.ru, 14 февраля 2014 г., Детский дом получил подарки от шефов

Бригада АЗ "Урал" на премию за победу в конкурсе профмастерства приобрела подарки для воспитанников подшефного детского дома
Бригада станочников и операторов участка деталей тормоза агрегатного цеха автомобильного завода "Урал" впервые одержала победу в заводском конкурсе профессионального мастерства и приняла решение на все премиальные деньги приобрести подарки для детского дома "Радуга", расположенного на машгородке в Миассе. Сотрудники бригады, возглавляемой мастером Сергеем Зубаревым, приехали к ребятам в гости, вручили бытовую технику и сладкие подарки.

Сергей Зубарев, мастер с 20-летним стажем работы на АЗ "Урал":

"Мы гордимся своей первой победой в конкурсе профмастерства, где соревновались сильнейшие коллективы завода. Свой успех в этом конкурсе коллектив бригады решил разделить с воспитанниками детского дома. Ребята нам очень обрадовались и долго расспрашивали про автомобильный завод, интересовались возможностью поступить к нам на работу после школы. Обязательно организуем для них экскурсию по цехам предприятия".

Автозавод "Урал" (является членом Союза машиностроителей России) на протяжении многих лет содействует развитию социальной сферы и повышению качества жизни жителей региона: оказывает помощь детским домам, уделяет большое внимание сотрудничеству с 13 подшефными средними, специальными и высшими заведениями Миасса, поддерживает талантливые коллективы преподавателей и учащихся, содержит ряд объектов соцсферы.

 

Четвертая Власть, 14 февраля 2014 г., СГТУ и Союз машиностроителей России договорились о сотрудничестве

Сегодня, 14 февраля, состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве между Саратовским государственным техническим университетом им. Гагарина Ю.А. и Саратовским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Со стороны университета соглашение подписал ректор вуза Игорь Плеве, со стороны общественной организации – председатель Виктор Муллин. Документ предусматривает трудоустройство выпускников СГТУ инженерно-технических специальностей на предприятиях, входящих в «Союз машиностроителей России», организацию совместной учебной, производственной и преддипломной практик студентов на производственных площадках, создание исследовательских лабораторий и т.д.

По словам Виктора Муллина, Союз машиностроителей на протяжении последних лет плодотворно сотрудничает с техническим университетом, а подписанное соглашение позволит значительно расширить сферы взаимодействия и вывести на качественно иной уровень систему подготовки инженерно-технических кадров в связи с созданием в вузе Института электронной техники и машиностроения (ИнЭТМ).

Кроме того, Виктор Муллин отметил, что он, как председатель Регионального объединения работодателей «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области», заключил еще одно соглашение с СГТУ имени Гагарина Ю.А., целью которого является эффективное решение комплекса задач по профессиональной ориентации выпускников СГТУ. «Потенциал новой структуры по подготовке высококвалифицированных кадров в сочетании с существующей сетью филиалов кафедр вуза на предприятиях области огромен. Положительно оцениваю перспективы дальнейшего сотрудничества с техническим университетом не только в плане организации совместной учебной, производственной и научно-исследовательской деятельности, но и анализа потребностей промышленных предприятий Саратовской области в инженерно-технических кадрах с последующим их распределением среди организаций нашего региона», - отметил он.

Союз машиностроителей России – общественная организация федерального масштаба, включающая в себя более 60-ти вузов страны. Основной целью деятельности Союза является формирование стратегии развития отрасли, а также участие в формировании механизмов активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран. Среди членов Союза – Госкорпорация «Ростех», ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии» и другие. Под его эгидой проходят крупные международные молодежные форумы – «Инженеры будущего», «Будущее машиностроения России» и другие.

А также по теме:

Взгляд-инфо:

СГТУ и Союз машиностроителей России договорились о сотрудничестве

Общественное мнение (г. Саратов):

СГТУ и Союз машиностроителей России договорились о сотрудничестве

 
 

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 14 февраля 2014 г., Контрактников в ВС РФ к 2020 году будет около полумиллиона \\ Ранее, говоря в относительных категориях, министр обороны Сергей Шойгу говорил, что армия к 2020 году будет профессиональной на две трети, а одна треть останется за призывниками.

Количество контрактников в Вооруженных силах РФ к 2020 году составит почти 500 тысяч человек, сообщил замминистра обороны Николай Панков в пятницу.

"В настоящее время в российской армии 225 тысяч военнослужащих, проходящих военную службу на должностях рядовых и сержантов. К 1 января 2017 года количество контрактников будет составлять 425 тысяч человек, к 2020 году — 499,2 тысячи контрактников", — сказал Панков на пленарном заседании Госдумы.

Ранее, говоря в относительных категориях, министр обороны Сергей Шойгу говорил, что армия к 2020 году будет профессиональной на две трети, а одна треть останется за призывниками.

Увеличивать срок службы по призыву, по словам Шойгу, не планируется.

 

Коммерсантъ, 17 февраля 2014 г., Истребители несирийного применения \\ МиГи, собиравшиеся для Сирии, будут использованы при реализации других контрактов

Как стало известно "Ъ", планеры, созданные в рамках исполнения сирийского контракта по производству истребителей МиГ-29М/М2, могут быть использованы при сборке аналогичных самолетов для ВВС Сербии или истребителей МиГ-29СМТ для ВВС РФ. Причина этого — как финансовые проблемы Дамаска, так и отсутствие у Москвы возможности доставлять сирийцам крупногабаритную военную продукцию без противодействия стран Запада. Однако контракт разорван не будет: Россия рассчитывает поставить истребители в Сирию в 2016-2017 годах.

История с сирийским контрактом на истребители МиГ-29М/М2 началась в 2007 году, когда Москва и Дамаск законтрактовали 12 самолетов. Поставки должны были быть окончены в 2012 году, однако начавшаяся в стране гражданская война и финансовые трудности заказчика привели к заморозке контракта. Ситуация могла измениться в июне 2013 года, тогда чиновники "Рособоронэкспорта" рассказывали "Ъ", что поставка первых шести истребителей должна состояться до конца года. Это, по их версии, стало бы ответом России на непродление Евросоюзом эмбарго на поставки вооружений сирийской оппозиции. Однако приступить к реализации контракта не удалось. В итоге, как сообщал "Ъ", стороны скорректировали график поставок: девять истребителей должны оказаться в рядах ВВС Сирии в 2016-м, а оставшиеся три — в 2017 году (см. "Ъ" от 21 августа 2013 года).

Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник, близкий к системе военно-технического сотрудничества, в ближайшее время окончательно прояснится судьба 12 истребителей МиГ-29М/М2, предназначенных для ВВС Сирии. По его словам, есть несколько вариантов их применения. Первый предполагает, что уже собранные планеры будут использованы для сборки 16 истребителей МиГ-29СМТ, которые до 2016 года будут поставлены в российские ВВС (контракт на них планируется заключить между Минобороны и корпорацией "МиГ" до конца марта). Второй вариант предусматривает использование планеров для поставки шести МиГ-29М/М2 в интересах ВВС Сербии.

Как правило, каждый заказчик предъявляет свои требования к комплектации самолетов и типам вооружений, устанавливаемых на них, однако на стадии создания планера — металлоконструкции — проект в короткий срок может быть переделан под новые требования. "Временные рамки дают нам пространство для маневра, чтобы использовать уже имеющийся задел сирийских "МиГов" при создании самолетов для российской армии или другого инозаказчика",— говорит собеседник "Ъ".

По сведениям "Ъ", в 2013 году рассматривался и вариант с продажей этих МиГов другим странам, но он в итоге был отклонен. На фоне заявлений российских чиновников о решимости исполнить обязательства по ранее заключенным сирийским контрактам ("Мы подписали контракты, и они должны выполняться",— заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров) утечка этой информации могла нанести имиджу РФ на рынке вооружений серьезный ущерб. Вчера собеседник "Ъ", близкий к "Рособоронэкспорту", уточнил, что достигнутые с Дамаском договоренности разрывать по своей инициативе Россия не будет — это приведет к штрафным санкциям и неустойке.

Шансы на выполнение "сирийского" контракта в ближайшее время минимальны, признается собеседник "Ъ". Переправить истребители можно лишь на кораблях или на транспортных самолетах. Оба варианта нельзя назвать надежными, поскольку морское и воздушное пространство отслеживается странами Запада, стремящимся предотвратить появление новой военной техники в сирийской армии. Так, в 2013 году сухогруз "Алаед" вез в Сирию три отремонтированных в России сирийских вертолета Ми-25. После того как британская компания Standard Club лишила судно страховки, без которой оно не имеет права входить в какие-либо порты, "Алаеду" пришлось вернуться с грузом в порт Калининграда. Собеседники "Ъ" утверждают, что вертолеты в конечном итоге заказчику поступили, однако о надежном постоянном канале речь не идет. Но, даже при наличии политического решения, доставить истребители в Дамаск сейчас практически нереально, поэтому и сроки были смещены на 2016-2017 годы.

"Использовать имеющийся задел по МиГ-29 при выполнении других контрактов логично, поскольку поставка этих самолетов в Сирию в ближайшее время маловероятна,— говорит главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.— Постараться реализовать контракт можно только при стабилизации ситуации в стране".


3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 17 февраля 2014 г., Автомобиль без водителя

На состоявшейся в январе 2014 г. крупнейшей международной выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (традиционно проходит в Лас-Вегасе) BMW и Audi впервые провели публичные тест-драйвы автомобилей, управляемых без участия человека. Строго говоря, это еще не полный автопилот: цель таких систем — давать передышку водителям, долго находящимся в пути, и до коммерческого запуска еще далеко. Тем не менее посмотреть уже было на что. А начиналось все еще в 1987 г., когда европейская межправительственная организация Eureka запустила проект Prometheus, целью которого было создание беспилотных машин. Исследователи получили от стран — участниц Eureka 749 млн евро. В 1994 г. увидели свет первые беспилотные автомобили-«близнецы» — VaMP и VITA-2 с компьютерными датчиками зрения, которые распознавали быстро движущиеся препятствия и избегали столкновения с другими автомобилями. VaMP и VITA-2 проехали более 1000 км по многополосной трассе в Париже, скорость движения машин во время этой экспериментальной поездки достигала 130 км/ч. Они свободно двигались без участия водителя в потоке машин, автоматически отслеживали и обгоняли другие транспортные средства, выполняли повороты на сложных участках.

Через год увидел свет еще один автомобиль проекта Prometheus — модернизированный Mercedes-Benz S-класса. Он проделал путь из Мюнхена в Копенгаген и обратно, используя компьютерное зрение и датчики реагирования. Робот двигался со скоростью свыше 175 км/ч и 158 км прошел вообще без вмешательства человека. Но разработки Prometheus так и остались разработками: коммерческое производство таких автомобилей не началось. Зато исследованиями в этой области занялись крупнейшие мировые компании.

Начало эпохи

Всерьез о возможности продажи автомобилей с беспилотным модулем заговорили в 2010 г., когда стало известно, что Google тестирует роботизированную систему управления автомобилями. Она объединяет камеры, сенсоры, радары и лазеры, которые сканируют, что происходит на дороге, и сравнивают полученные данные с заранее отснятой картинкой. Эту систему Google опробовала на автомобилях Toyota Prius, Lexus RX460h и 1 Audi TT, но с коммерциализацией идеи пока не спешит. Выводить продукт на рынок рано: система пока не умеет ездить в трудных метеоусловиях — например, в сильный дождь и по заснеженным трассам, когда «форма окружающего пространства меняется», написал журнал Forbes, проводивший тест «гугломобилей» в прошлом году.

Вслед за Google о разработках роботизированных систем для автомобилей объявили крупнейшие автоконцерны — Volvo, Daimler, Ford, Toyota, Mercedes-Benz, Audi, Nissan и BMW. Представители последних четырех в конце прошлого года пообещали, что массовое производство беспилотных автомобилей начнется в 2020 г.

В основе технологии BMW система GPS — аналог той, что используется на управляемых ракетах. С ее помощью автомобиль маневрирует, регулирует ускорение и торможение. Беспилотный Audi сканирует дорогу посредством лазеров, радаров и камер на его корпусе. CNN отмечает, что первые беспилотные автомобили «были похожи на Франкенштейнов, со всем “железом”, которым они были напичканы», а экспонаты CES уже вполне презентабельны. К примеру, робот-автопилот Audi уже не занимает целый багажник, а монтируется под бардачком.

Куда едет Россия

Есть две концепции беспилотных систем для автомобилей, рассказывает Ольга Ускова, сооснователь и президент Cognitive Technologies. Первая предполагает, что автомобиль взаимодействует с дорожным полотном: считывает информацию с датчиков на дорогах. По такой модели разрабатывалась система для «гугломобилей». Но в России с ее дорогами эта концепция рабочей быть не может, считает Ускова. Вторая предполагает отсутствие умной инфраструктуры: умным должен быть автомобиль.

Cognitive, по словам Усковой, заключила соглашения о создании совместных беспилотных систем с тремя автопроизводителями, два из них — концерны с мировым именем.

Сначала «автопилот» будет лишь дополнением к водителю — например, можно будет передать ему управление на подземной парковке, а полностью автономные автомобили появятся не ранее чем через 10 лет, считает основатель Grishin Robotics и гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин.

Роботы в законе

Пока разработчики оттачивают технологии, перед автоконцернами стоит задача легализовать передвижение беспилотных автомобилей.

В США их вождение пока разрешено лишь в четырех штатах — Неваде, Калифорнии, Мичигане и Флориде. Да и то речь пока лишь о тест-драйвах, а за рулем должен находиться сертифицированный водитель. В прошлом году тестовые заезды были разрешены и в Британии. По словам Анатолия Карачинского, основателя и президента IBS Group (ее «дочки» тоже ведут разработки в области беспилотных автомобилей), вопрос с легализацией подобных транспортных средств наиболее острый.

Еще одна проблема — страховка для беспилотных автомобилей. На недавней автовыставке в Детройте представитель Google Энтони Левандовски заявил, что компания встречалась с одной из крупнейших страховых компаний в Америке и обсуждала возможность введения таких страховок, сообщило издание CNET. Но никаких обещаний страховщики пока не дают. До сих пор большой вопрос, кто должен нести ответственность за ДТП, если авария произошла по вине компьютера, и какая именно это будет ответственность, говорит Карачинский. Поэтому коммерциализация беспилотных автомобилей будет длиться еще много лет, считает он.

 

4. Авиастроение.

 

Сибирские Новости, 17 февраля 2014 г., Самолет Як-130 имеет хорошие перспективы на международном рынке - президент ОАК

Учебно-боевой самолет Як-130 имеет хорошие перспективы на международном рынке, заявил президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян в ходе международного авиационного салона "Сингапур эйршоу-2014". Об этом сообщают федеральные СМИ. Среди основных потенциальных клиентов на поставки Як-130 глава ОАК, в первую очередь, упомянул те страны, которые уже имеют на вооружении российские боевые самолеты. М. Погосян также отметил, что более 40-ка учебно-боевых самолетов уже поставлено российским военно-воздушным силам.
Як-130 - двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения, предназначенный для обучения и боевой подготовки летного состава, а также боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. Самолет производится на Иркутском авиационном заводе.

 

Aviation Explorer, 17 февраля 2014 г., Авианесущие корабли в делах и планах ОСК \\ В феврале 2014г. руководители Объединенной судостроительной корпорации провели несколько встреч с представителями средств массовой информации, в том числе и на выставке вооружений DefExpo’2014 в Дели. Среди прочих тем обсуждались перспективы строительства авианесущих кораблей.

Напомним, что Корпорация образована в соответствии с указом Президента России от 21 марта 2007 года «Об открытом акционерном обществе Объединенная судостроительная корпорация». Целью создания ОСК является сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение и обороноспособности безопасности государства, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для военно-морского флота, а также развитие гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.

Несмотря на форму собственности ОСК фактически находится под полным контролем правительства. Все одиннадцать членов совета директоров так или иначе представляют государство, избираются постановлением Правительства РФ сроком на двенадцать месяцев.

По состоянию на начало 2014 года на ключевых предприятиях корпорации сложилась хорошая финансово-экономическая ситуация. Общими усилиями государства и промышленности удалось «снять» болевые моменты, которые мешали строительству боевых кораблей для военно-морского флота. Сегодня загрузка предприятий корпорации – высокая: основные заводы загружены практически на 100% заданиями по линии военной техники и важных гражданских программ. Доля ГОЗ в ее загрузке доходит до 70%, менее 20% дает военно-техническое сотрудничество, остальное – гражданская продукция.

INS Vikramaditya

Главным событием прошлого года стало завершение исполнения контракта по авианосцу проекта 11430. В конце ноября он своим ходом ушел в Индию. В январе INS Vikramaditya завершил океанский переход с прибытием к месту постоянного базирования – порт Karwar. В настоящий время ведется обучение летного состава истребителей МиГ-29К/КУБ технике выполнения взлетов и посадок с палубы авианосца. Для этого используется специальный аэродромный комплекс в штате Гоа, имитирующий летную палубу авианосца. Он оснащен трамплином для взлета самолетов и тормозными машинами «Светлана-2М».

Полученный от России корабль сравнивают с авианосцем английской постройки INS Viraat (данные последнего приводятся в скобках). Стандартное водоизмещение 34200 тонн (23900), полное 45000 (28700) тонн, - в полтора раза выше. Максимальная длина 283,5 метра (226,5), максимальная ширина 59,6 метров (48,8). Главная энергетическая установка включает восемь (4) паровых котлов и четыре (2) паровые турбины общей мощностью 140 (76) тысяч лошадиных сил, сообщает кораблю скорость 30 узлов (28). Экипаж авианосца, включая воздушное крыло, составляет 1924 человека (1350). INS Vikramaditya может взять на борт до тридцати летательных аппаратов (столько же), однако основной тип в лице МиГ-29К/КУБ с максимальной взлетной массой 24,5 тонн значительно крупнее Sea Harrier (11,9).

Авианосец проекта 11430 представляет переделку крейсера проекта 1143.4 «Адмирал Горшков». Переговоры по передаче крейсера начались еще в прошлом веке. В начале нового стороны вышли на этап контрактации. В то время отечественный ОПК страдал от хронической нехватки средств и заказов. Индийский проект дал Севмашу столь необходимые в тот момент оборотные средства, позволившие предприятию сохранить кадровый потенциал.

Тщательная дефектация взятого из отстоя крейсера показала, что объем необходимых работ значительно превышает ранние оценки. В ходе непростых переговоров занявших целых год российской стороне удалось убедить заказчика пересмотреть цену первоначального контракта, увеличив ее более чем втрое (до 2,33 млрд. долларов). К счастью, последний был составлен так, что давал возможность отстаивать наши позиции в возникшем споре, что и помогло переговорщикам выйти на взаимоприемлемые решения.

Программа также позволила сохранить потенциал Невского ПКБ в части проектирования авианосцев. Под Севмашем и Невским ПКБ выстроилась промышленная кооперация. Россия создала и имеет национальные компетенции по проектированию авианосцев в Санкт-Петербурге и их строительству в Северодвинске. По уровню, системы, установленные на INS Vikramaditya, значительно отличаются от тех, что применяются на единственном авианосце отечественного флота - «Адмирале Кузнецове» проекта 1143.5. Они относятся к более позднему поколению, обладают иным уровнем технического совершенства.

Реализация индийской сделки дала толчок развитию авиационно-технических средств корабля. В конце восьмидесятых – начале девяностых годов отечественные авиаконструкторы создали выдающийся самолет для тяжелых авианосцев – сверхзвуковой перехватчик Су-33. К настоящему времени он устарел, требует ремонта и модернизации. На индийские деньги наши специалисты создали вполне современный МиГ-29К – многоцелевой палубный истребитель для решения задач ПВО, завоевания господства на театре боевых действий и нанесения ударов по морским и наземным целям. Подобные машины сегодня выпускаются только в США и Франции.

Авианосец следующего поколения

В ходе выполнения весьма трудоемкого ремонта «Горшкова» с перестройкой его из крейсера в авианосец, Северодвинск принимал специалистов из других городов. Тогда вахтовый метод помог, а сегодня он уже не работает. Дело в том, что сейчас Россия формирует долгосрочную программу кораблестроения на пятьдесят лет вперед. Чтобы ее выполнить в срок и с высокой эффективностью, ОСК следует грамотно задействовать все доступные средства и ресурсы. Необходимо так выстроить производство и кооперацию, чтобы специалисты работали в комфортных условиях на постоянной основе.

Руководство корпорации уверяет, что в обозримой перспективе численность работников в судпроме «однозначно не будет сокращаться». Сегодня в структурах ОСК занято более 80 тысяч человек. Это на 10-15 тысяч меньше, чем у Объединенной авиастроительной корпорации. Однако анализ динамики изменения численности показывает, что продолжающиеся при нынешнем руководстве ОАК сокращения рабочих мест в авиапроме в течение двух-трех лет приведет к тому, что по трудовым ресурсам ОСК выйдет вперед.

С учетом полученных заказов у ОСК намечается перспективная нехватка рабочих рук, оценочно - десять тысяч человек. Кадровая политика корпорации на ближайшие годы базируется на тезисах: «мы дорожим каждым своим сотрудником» и «работа найдется на всех». Как правило, на отечественных верфях и проектных центрах трудится высококвалифицированный персонал с достаточным практическим опытом. Утверждены и реализуются программы по улучшению жилищных условий работников путем постройки «городков судостроителей» и предоставлению льготных условий по ипотеке. Согласно решениям, утвержденным в прошлом году президентом ОАО «ОСК» Владимиром Шмаковым, комфортное жилье получат десять тысяч семей работников предприятий Северодвинска и Санкт-Петербурга.

Воссозданная в ходе реализации «индийского проекта» промышленная кооперация решила задачи по новой технике для INS Vikramaditya, получив при этом экономическую выгоду по контракту. Создан задел и компетенции, опираясь на которые можно создавать авианосцы нового поколения. Дальнейшее движение по данному направлению будет зависеть от решения Верховного Главнокомандующего.

Бывший президент ОСК Роман Троценко, выступая перед журналистами на Международном военно-морском салоне IMDS-2011, сказал, что разработка документации на авианосец следующего поколение начнется в 2016 году, строительство начнется в 2018-м, передача флоту планируется в 2023-м. Однако сменивший Троценко на посту президента ОСК Андрей Дьячков (сегодня – генеральный директор ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта») и нынешний руководитель ОСК Владимир Шмаков по перспективам авианосцев высказываются осторожнее.

ОСК подготовило и направило в различные инстанции предложения, суть которых сводится к следующему. Проектную работу по авианосцу следующей генерации следует продолжить с целью сохранения накопленного конструкторского и производственного потенциала. Пока «Кузнецов» находится в строю, Россия имеет возможность поддерживать авианосное авиакрыло, соответствующие навыки военнослужащих, специалистов авиапрома и судпрома.

Надеемся, что предложения ОСК будет приняты и государство выделит средства хотя бы на поддержание существующих авиационных комплексов и школы проектирования авианесущих кораблей и летательных аппаратов для них.

«Мистраль»

Пожалуй, самым неоднозначным и самым обсуждаемым проектом современности в области закупки военно-морских вооружений для отечественного флота является закупка во Франции десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль». Контракт между «Рособоронэкспорт» и DCNS на строительство вертолетоносцев был подписан в июне 2011 года.

По сообщениям иностранных источников, в конце декабря 2010 года на уровне Президента России одобрены финансовые условия сделки по приобретению пары ДВКД с опционом еще на два, которые предполагают выделение 720 миллионов евро на первый и 650 миллионов – на второй корпус. По другим данным, в июне 2011 года правительства России и Франции одобрили соглашение общей стоимостью 1,7 миллиарда долларов.

Хотя сделка получила неоднозначную оценку общественности, она утверждена и выполняется. В ноябре первый корабль под названием «Владивосток» будет завершен строительством и отправится в Россию.

Доля отечественных судостроителей в трудоемкости строительства ориентировочно составляет – до 20% по первому корпусу и 40% - по второму. У ОСК был прямой контракт с STX France на постройку кормовой части на Балтийском Заводе.

Благодаря участию в производственной кооперации с STX, российские специалисты получили опыт взаимодействия с французами коллегами. Пожалуй, самым ценным приобретением оказался опыт четкого планирования этапов работ. Стороны присматривались и прилаживались друг к другу несколько месяцев. Особенно это касалось инженерно-конструкторских подразделений – французские проектанты работают по иным стандартам и схемам. Полученный опыт в основном относился к этому направлению.

В части приобретения чего-либо по инженерно-конструкторской и технологической линии польза от сделки оказалась минимальной. Французские чертежи пришлось переделывать в стенах российских ОКБ (в частности, силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей»), поскольку отечественные заводы привыкли к более качественной, лучше выполненной документации.

Качество выполнения работ российскими подрядчиками говорит само за себя. Когда в Сен-Назер стыковали французскую носовую часть корпуса корабля с кормовой российской, зазор составил всего 2мм (по сути - сварной шов). Если бы средства на вертолетоносцы остались в России, местные судостроители спроектировали и построили корабли не хуже французских. Технология крупноблочной сборки, применяемая в Сен-Назер, для нас не нова. Она была освоена отечественными предприятиями довольно давно при строительстве атомоходов.

По приходу в Россию, первый корабль типа «Мистраль» не сразу займет место в боевом строю. На одной из наших верфей он получит вооружение местного производства, которое еще предстоит интегрировать с французскими системами. Приведение корабля к требованиям ВМФ России - достаточно большая работа, ее проведение займет до года. Однако она начнется только по истечению гарантийного срока – чтобы проверить качество работ и если что предъявить поставщику претензии, «Мистраль» должен не стоять на верфи, а ходить по морям.

Второй вертолетоносец с именем «Севастополь» будет готов в ноябре 2015 года. Его кормовая часть уже на 60% готова. В мае ее спустят на воду и через месяц отправят в Сен-Назер для ее стыковки с носовой частью французского происхождения.

В настоящее время решается вопрос, какое будет первое место базирования российских ДВКД. В качестве приемлемого варианта называют Кронштадт. Возможно, там и будет проведена работа по установке на борт и интеграции российских систем с привлечением специалистов Севмаша и других российских заводов. Альтернативу составляет Калининград, но там есть ограничение по ширине каналов, которые ограничивают маневры большого корабля.

Разработка корабля началась в конце восьмидесятых годов. Головной корпус L9013 Mistral строился модулями на верфях DCNS в Бресте и Alstom в Сен-Назере с использованием корпусных конструкций из Польши. Сборка прошла в Бресте начиная в 2004 году, принят в состав ВМС Франции в феврале 2006г. А уже в июле вертолетоносец принял участие в операции по эвакуации французских граждан из Ливана. В 2007 году завершен строительством систершип L9014 Tonnerre – два вертолетоносца обошлись бюджету республики в 680 млн. евро. Третий корпус строила фирма STX, а DCNS занималась интеграцией боевой системы – его стоимость составила 420 млн. евро.

ДВКД «Мистраль» предназначен для перевозок войск и грузов, высадки десанта и может использоваться в качестве штабного. Его конструкция создана с широким использованием стандартов и достижений гражданского судостроения, в частности – судов класса Ro-Ro. Об этом косвенно свидетельствует максимальное значение скорости хода всего лишь 18,8 узла, - на десять узлов меньше, чем у INS Vikramaditya.

Стандартное водоизмещение 16500 тонн, полное 21300 тонн, при заполненном доке – 32300 тонн. Док-камера длиной около 58 метров и шириной 15,4 метра могут располагаться четыре десантных катера. ДВКД французского флота имеют очень скромное вооружение из зенитных ракет ближнего действия Simbad и 12,7-мм пулеметов (зарезервировано место для 30-мм скорострельных пушек). На них установлена боевая информационно-управляющая система SENIT 9, которая основана на предыдущей модели, разработанной для авианосца Charles de Gaulle. Экипаж – 177 человек, не считая авиагруппу.

Полетная палуба длиной почти двести метров и шириной 32 имеет площадь 6400 квадратных метров. На ней имеется шесть вертолетных взлетно-посадочных площадок, с которых могут работать винтокрылые летательные аппараты массой до 33 тонн. Для обеспечения летных операций используется РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250Н и оптическая система посадки. В ангаре площадью 1800 квадратных метров могут располагаться до 16 вертолетов (8 NH90 и 8 Tiger), а также площадка для ремонта и технического обслуживания. Однако вместо европейских вертолетов наши «мистрали» будут использовать отечественные, типа Ка-52 и Ка-29 (27/31). Они тяжелее и крупнее французских, и разместить в ангаре больше десяти не получится.

Корабль способен обеспечить комфортные условия пребывания для 450 десантников, имея при этом на борту до 70 автомобилей (или 40 танков – правда, в условиях наших баз реально погрузить больше тринадцати вряд ли получится).  При необходимости можно довести число «гостей» на борту до девятисот.

Полный список систем на российском "Мистрале" не обнародован. Согласно некоторым источникам, на нем будет установлен французский радар Thales MRR-3D-NG работающий в G-диапазоне волн. Фирма Sagem поставит оптронную поисково-прицельную систему Vampir NG сверхдальнего действия. Она обеспечивает пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от противокорабельных ракет с настильной траекторией полета над водой до атакующих быстроходных кораблей.

Для чего нам нужны «мистрали» и как их будет использовать флот? Споры на эту тему ведутся с момента первого проявления к ним интереса со стороны тогдашнего главкома ВМФ Владимира Высоцкого в 2008 году. Среди предположений высказываются следующие: Вертолетоносцы помогут перевозке грузов и личного состава для воинских частей, размещенных на островах Курильской гряды; Они пригодятся при осуществлении миротворческих операций, а также обозначения присутствия ВМФ в таких районах как Тихий Океан, Черное и Средиземное море; Возможно использовать их в качестве учебных. Высокобортный «Мистраль» с огромными внутренними пространствами представляет собой комфортную площадку для размещения не только морпехов и кадетов, но и гражданских лиц в случае, если потребуется эвакуация из районов боевых действий, природных или техногенных катастроф. У него есть хорошо оборудованные помещения для выполнения штабных и командных функций.

«Зубр»

Помимо Франции, серьезное взаимодействие по линии кораблестроения ведется с Украиной. 

Традиционно, основным поставщиком морских газовых турбин на отечественные боевые корабли выступал Южный Турбинный Завод. После развала СССР, предприятие оказалось на украинской территории. Сегодня оно известно под названием «Зоря – Машпроект» и продолжает выпуск основной продукции. В кооперации с ним, поставляя ряд комплектующих, работает российское НПО «Сатурн». Это предприятие известно как поставщик авиационных двигателей SAM146 для регионального самолета Sukhoi Superjet 100 и семейства Д30К на пассажирские авиалайнеры Ил-62М и Ту-154М, грузовые рамповые Ил-76ТД/МД, а также китайские бомбардировщики H-6K (развитие Ту-16).

За последние десять лет государство отпустило значительные средства на создание в Рыбинске площадки по газотурбинному производству. Завод вышел на определенную мощность по типу и классу морских газовых турбин. В перспективе возможна полная локализация производства на новой площадке. Однако для этого еще нужно предпринять усилия в части качества выпускаемых редукторов. Решение задачи возможно в течение следующих нескольких лет. Однако уже сегодня ОСК рассматривает варианты практического использования рыбинских газовых турбин на серийных кораблях. Техническими вопросами такого применения занимаются ОКБ.

В частности, освоенные в Рыбинске силовые агрегаты серии М70ФРУ мощностью 14000 л.с. (а еще есть М90ФР 27500 л.с.) могут использоваться десантными кораблями на воздушной подушке типа «Зубр». Производство удачной конструкции продолжается. В прошлом году Украина поставила первый «Зубр» из китайского заказа. По информации СМИ, сделка предполагает поставку двух украинских кораблей с последующей локализацией производства.

Какое-то время назад российская сторона пыталась оспорить сделку, заявляя претензии на интеллектуальную собственность. Пока остается неясным, будет ли «Рособоронэкспорт» (занимается маркетингом и продажей российского оружия за рубеж) в официальном порядке выставлять претензии и пытаться в зале суда оспорить украинско-китайские соглашения по «Зубру»? Получится ли у китайцев поставить производство «зубров» на поток? Достаточно ли для этого документации, переданной украинцами? Или же китайским специалистам придется самостоятельно заняться выпуском полного комплекта? На эти вопросы пока ответов нет.

Перспектива

Реализация долгосрочных планов кораблестроения начнется после принятия новой государственной программы вооружений на период 2016-2025 гг. В прошлом году принята Стратегия Развития ОСК. Документ несет гриф секретности, известны лишь некоторые его положения. Финансовая модель развития корпорации строится на предположении, что капитальные затраты на период по 2030 года превысят триллион рублей.

Оценить масштабы предстоящего развития отечественно судпрома можно, сопоставив эту цифру с финансовыми итогами прошлого и планами на нынешний год. Предварительные сводные итоги прошлого говорят о том, что в 2013 году выручка предприятий, входящих в состав ОСК, превысила 200 млрд. рублей. План по выручке 2014 года – более 350 млрд. Увеличение связано с введением в строй особо дорогостоящего оборудования. А также с увеличением производительности труда на 30-40% за счет модернизация производств и увеличения загрузки отдельных предприятий.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь