Новости СоюзМаш России

12.02.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости двигателестроения


РТ-Химкомпозит продолжает сотрудничество с французами. Компания Aircelle высоко оценила производство деталей мотогандол для SAM-146

Оружие России, 11.02.2014

Представители французской компании Aircelle посетили один из заводов холдинга "РТ-Химкомпозит", с целью ознакомления с производством деталей из композиционных материалов.

Они обсудили сотрудничество по созданию мотогондол для двигателя SAM-146, устанавливаемого на семейство самолетов Sukhoi Superjet100, сообщила пресс-служба Ростеха.

Французские коллеги из компании Aircelle посетили обнинское предприятие "Технология", входящее в холдинг "РТ-Химкомпозит". Им продемонстрировали процесс организации серийного производства деталей из композиционных материалов в рамках реализации программы по выпуску мотогондолы для отечественного двигателя SAM-146.

Особенно гости предприятия отметили процесс изготовления панелей шумоглушения для двигателя SAM-146. На них произвели большое впечатление технические возможности обнинского предприятия, полностью соответствующие жестким требованиям международных стандартов. Представители Aircelle отметили высокий технический уровень разработок, оснащенности, культуру производства и профессионализм сотрудников.

Авиационный двигатель SAM-146

SAM-146 - интегрированная силовая установка, включающая в себя двигатель и мотогондолу с устройством реверсирования тяги. Силовая установка SAM-146 предназначена для нового поколения регионально-магистральных самолетов вместимостью 60-120 пассажиров.

Первым применением SAM-146 является семейство самолетов Superjet100. Силовая установка создается на предприятии НПО Сатурн, входящим в холдинг Ростеха ОДК, совместно с компанией Snecma (Франция) на принципах стратегического партнерства. Snecma, вместе с Aircelle, входят в корпорацию Safran.

Семейство самолетов Sukhoi Superjet100

SAM-146 обладает всеми необходимыми преимуществами для выхода на мировой рынок в условиях жесткой конкуренции, когда заказчик ориентируется на низкую стоимость эксплуатации и высокую надежность вылета по расписанию.

По мнению руководства "РТ-Химкомпозита", благодаря широкому внедрению информационных технологий в производство и успешному освоению технологий бережливого производства, холдинг демонстрирует высокую степень готовности к работе с иностранными заказчиками.

Представители Aircelle заверили в своей готовности оказывать всяческое содействие в процессе выхода продукции холдинга на международный рынок и проведению аккредитации в международной системе Nadcap, дающее ощутимое конкурентное преимущество.Фото пресс-службы МО РФ.

 

Новости авиастроения

ОАК выходит на производство порядка 50 самолетов в год - Погосян  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) за трехлетний период с 2014 по 2016 год должна произвести в общей сложности 158 военных и гражданских самолетов, доложил в среду министру обороны РФ генералу армии Сергею Шойгу президент ОАК Михаил Погосян.
"Хотел бы доложить, что по плану этого года мы должны произвести 58 самолетов с учетом тех 12 машин (Су-35С), которые мы сегодня передаем ВВС. В следующем году будет выпущен 51 самолет и в 2016 году - 51 самолет", - сказал М.Погосян в цехе сборки самолетов Су-35С, Су-30М2 и Су-27СМ3 Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А.Гагарина компании "Сухой".
"В целом ежегодное производство составит примерно 50 машин", - сообщил М.Погосян. 
Коснувшись гражданского самолетостроения, президент ОАК информировал министра обороны о том, что в текущем году предприятия отрасли должны произвести более 40 агрегатов для самолетов "Сухой Суперджет 100" и в следующем году - более 30.
Гособоронзаказ сейчас является основой работы предприятий ОАК, отметил М.Погосян. Он сообщил, что в 2013 году гособоронзаказ составил 45 млрд рублей, а в этом году превысит 50 млрд рублей
"В прошлом году заключены контракты на 80 млрд рублей на три года, чтобы производить все самолеты - как военные, так и гражданские, включая, в частности, Ил-112", - доложил глава ОАК министру обороны.
По его словам, ОАК также принимает меры по развитию интеллектуального потенциала как в центре, так и в регионах, хотя основное проектирование ведется в Москве. Кроме того, прилагаются усилия для реконструкции производственной базы и создания новых мощностей, связанных с гальваническим покрытием. 

Портфель заказов на новый среднемагистральный самолет МС-21 составляет 175 самолетов - президент корпорации "Иркут"  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Программа создания нового среднемагистрального самолета МС-21 реализуется в соответствии с графиком, увеличивается портфель заказов на эту машину, заявил президент корпорации "Иркут" Олег Демченко.
"На сегодня портфель заказов на МС-21 составляет 175 самолетов", - сказал он журналистам на международной авиационной выставке "Сингапур Аэрошоу - 2014".
Он сообщил, что на прошлой неделе в корпорации "Иркут" работала представительная комиссия Минпромторга России, которая проанализировала ход работ по программе МС-21. "Мы отчитались о том, что уже сделано. Пока все идет по графику", - сказал О.Демченко.
По его словам, в соответствии с графиком идут работы и по созданию двигателя ПД-14 для МС-21, который разрабатывает Объединенная двигателестроительная корпорация.
О.Демченко напомнил, что самолет МС-21 будет оснащаться двумя типами двигателей - зарубежными фирмы Пратт Уитни и российскими ПД-14.
Отвечая на вопрос, какова будет доля в МС-21 зарубежного оборудования и комплектующих, О.Демченко сказал, что российского в самолете будет 51%, а у машины с двигателем ПД-14 - 75%.
По словам О.Демченко, делать самолет на 100% российским нет смысла, по такому пути сегодня не идет никто. "Не строят американцы все у себя, не строит "Эрбас" все у себя. Есть вещи, где мы на уровне. Там надо брать свое. Если мы отстаем, там надо подтягиваться", - сказал О.Демченко.
Он отметил, что на рынке гражданской авиационной техники нам предстоит еще себя зарекомендовать. "На военном рынке - мы одна из ведущих стран мира. На гражданском нам надо себя зарекомендовать. Есть у нас "Суперджет", сейчас мы делаем МС-21. Эти самолеты завязаны между собой. Я тысячу раз говорил: без "Суперджета" не будет МС-21. Успех "Суперджета" - это успех МС-21. Поэтому мы вместе должны работать", - сказал О.Демченко.
Ранее сообщалось, что заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь в ходе совещания в Иркутске по вопросу подготовки к серийному выпуску пассажирских самолетов МС-21 в феврал отметил важность проекта МС-21 для российского авиапрома. "МС-21 - ключевой, базовый проект госпрограммы развития авиации", - сказал он.
Ю.Слюсарь заявил, что с технологической точки зрения проект реализуется достаточно успешно.
Говоря о финансировании проекта, замминистра сообщил, что в 2014 году на эту программу в федеральном бюджете предусмотрено порядка 17 млрд рублей.

Новый президентский "ИЛ" с пермскими ПС-90А передан заказчику

ОАО "Авиадвигатель, 12.02.2014

30 января 2014 года новый Ил-96-300ПУ "Специального летного отряда "Россия" совершил перелет из Воронежа (ВАСО) на место постоянного базирования в московском аэропорту Внуково.
Самолет Ил-96-300ПУ с бортовым номером RA-96021 - четвертый "летающий пункт управления", построенный Воронежским авиазаводом для "Специального летного отряда "Россия" Управления делами Президента РФ. Все лайнеры данного типа оснащены двигателями ПС-90А разработки пермского конструкторского бюро "Авиадвигатель".
Первый Ил-96-300ПУ (RA-96012) был создан для Президента России Бориса Ельцина и введен в эксплуатацию в 1995 году, второй (RA-96016) поднялся в воздух в апреле 2003 года, третий (RA-96020) - в августе 2012 года. 
Правительственный летный отряд на протяжении всей истории своего существования эксплуатирует воздушные суда, оснащенные пермскими двигателями: межконтинентальный самолет Ил-62М, самый надежный в истории отечественной авиации ближнемагистральный авиалайнер Ту-134, самый популярный в конце 80-х годов ХХ века самолет Ту-154М, современные средне- и дальнемагистральные лайнерыТу-204/214, Ил-96.
На сегодняшний день ФГБУ "СЛО "Россия" является лидером по числу находящихся в эксплуатации самолетов с пермскими двигателями. В парке авиаотряда находится 20 самолетов, оснащенных ПС-90А, из них восемь авиалайнеров типа Ил-96-300, десять Ту-214 и два Ту-204-300А. Игорь Яременко, заместитель управляющего делами Президента РФ, отмечает, что двигатели разработки пермского КБ обладают высоким уровнем топливной эффективности и полностью устраивают специальный летный отряд как эксплуатанта. 
По словам генерального директора "СЛО "Россия" Владимира Федорушкина, летный отряд и в дальнейшем будет приобретать самолеты с пермскими двигателями. На данный момент на основании Распоряжения Президента РФ между Управлением делами Президента России и "Объединенной авиастроительной корпорацией" заключен контракт на поставку до 2015 года еще одного Ил-96-300ПУ. 
На начало января 2014 года, суммарная наработка двигателей семейства ПС-90А в "СЛО "Россия" составила порядка 130 000 часов. По итогам 2012 года президентский авиаотряд был признан лучшим эксплуатантом ПС-90А по ряду показателей, в том числе: отсутствию выключений двигателей в полете, инцидентов или съемов, вызванных отказами двигателей по вине эксплуатирующей организации; оснащенности авиакомпании диагностическим оборудованием в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации; оперативностью принятия мер по результатам диагностики. 

Белорусский завод готовится модернизировать самолеты МиГ-29 и Су-27  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

 558-й авиационный ремонтный завод (АРЗ, Барановичи, Белоруссия) намерен возобновить модернизацию строевых истребителей МиГ-29 и Су-27 национальных Военно-воздушных сил, сообщил "Интерфаксу-АВН" замдиректора предприятия по развитию Павел Пинигин.
"Завод готов к возобновлению модернизации МиГ-29 и Су-27 ВВС республики", - сказал П.Пинигин.
При этом он уточнил, что решение о продолжении модернизации истребителей Су-27 принято, "но на завод пока заказ не поступал".
Замдиректора также сообщил, что ранее АРЗ "выполнил модернизацию нескольких истребителей Су-27 в интересах Казахстана". "Эта модернизация началась в 2012 году и была завершена в конце 2013 года в соответствии с контрактом", - сказал собеседник агентства.
"В производственных планах завода предусмотрена возможность возобновления модернизации истребителей в интересах Республики Беларусь, производство для этого готово", - отметил П.Пинигин.
Ранее на 558-м АРЗ были модернизированы четыре МиГ-29 и десять Су-27.
Модернизация МиГ-29 и Су-27 производится в процессе капитального ремонта. В частности, дорабатывается бортовой локатор - ставится "обводной канал", что позволяет истребителю работать не только по воздуху, но и обнаруживать и уничтожать наземные цели. Кроме того, производятся доработки системы управления оружием (СУО) и минимально производится доработка кабины пилота с установкой одного многофункционального индикатора, на который выводится навигационная информация и данные СУО. 

Вертолет Ка-62 будет запущен в серию к началу 2016 года - холдинг "Вертолеты России"  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Серийное производство вертолетов Ка-62 по планам стартует к началу 2016 года, сообщил представитель холдинга "Вертолеты России" Николай Титов.
"К концу 2014 года вертолет должен в первый раз взлететь, и с этого момента начнутся сертификационные летные испытания. Которые должны закончиться до конца 2015 года. К началу 2016 года мы должны выйти на серийное производство этих вертолетов", - сказал Н.Титов "Интерфаксу-АВН" после презентации характеристик вертолета Ка-62 на международном авиасалоне "Сингапур Аэрошоу-2014" в среду.
По его словам, по итогам презентации интерес к вертолету проявили представители Сингапура, Малайзии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. 
Н.Титов отметил, что сейчас в гражданском секторе Азиатско-Тихоокеанского региона работают около 200 вертолетов российского производства и наблюдается явный дисбаланс в сторону военной продукции холдинга.
"Мы хотим устранить этот дисбаланс, в частности, сейчас работаем по региону Юго-Восточной Азии. Для продвижения также необходимо развитие сервиса для этих вертолетов. Мы рассматриваем ряд стран, таких как Сингапур, Малайзия, Индонезия, в отношении размещения сервисных центров под этот новый продукт", - заявил Н.Титов.
Холдинг "Вертолеты России" (дочерняя компания ОПК "Оборонпром") демонстрирует на выставке в Сингапуре модельный ряд вертолетов различного назначения. В среду состоялась специализированная конференция "Вертолет Ка-62 для Азиатско-Тихоокеанского региона", где эксперты холдинга рассказали о новом многоцелевом гражданском вертолете Ка-62, который занимает одно из ключевых мест в российской экспозиции.
По данным пресс-службы холдинга, Ка-62 создается в рамках широкой международной кооперации. К проекту привлечены компании из Германии, Франции, Австрии и других стран. Ожидается, что Ка-62 будет востребован на всех традиционных для "Вертолетов России" региональных рынках. Уже есть заказ на поставку вертолетов Ка-62 бразильской компании Atlas Taxi Aereo и колумбийской Vertical de Aviacion.

 

Новости международного авиастроения

Американцы приступили к испытаниям вертолета Super Stallion

Lenta.Ru, 12.02.2014

Компания Sikorsky приступила к наземным испытаниям нового тяжелого транспортного вертолета CH-53K Super Stallion, разработка которого ведется в интересах Морской пехоты США. Согласно сообщению американской компании, испытания начались 24 января 2014 года. В них принимает участие вертолет, с которого демонтированы лопасти несущего и хвостового винтов; при этом собственные двигатели CH-53K запущены.
Испытания вертолета проводятся на летном центре Sikorsky в Уэст-Палм-Бич во Флориде. К машине массой 19,9 тонны подсоединены 1300 датчиков, которые измеряют устойчивость конструкции к вибрациям при различных режимах работы двигателей. По данным Sikorsky, различные наземные испытания CH-53K будут проводится летчиками-испытателями компании и Морской пехоты США на протяжении ближайших двух лет.
При этом компания в настоящее время занимается подготовкой четырех летных образцов Super Stallion к первому полету, который намечен на конец 2014 года. Летные испытания перспективного вертолета, являющегося глубокой модернизацией CH-53 Sea Stallion, будут проводиться на протяжении трех лет, после чего первые машины типа CH-53K будут переданы военным для оценочных испытаний.
Максимальная взлетная масса CH-53K составит 39,9 тонны. На внешней подвеске вертолет сможет перевозить грузы массой до 12,2 тонны на расстояние до 200 километров. Разработка Super Stallion ведется с 2006 года, а первый полет вертолета изначально планировался на 2011 год. В общей сложности стоимость программы разработки вертолета и производства таких машин оценивается в 23 миллиарда долларов. Морская пехота США намерена купить 200 CH-53K.
Super Stallion, оснащенный тремя турбовальными двигателями GE38-1B, сможет выполнять полеты на скорости в 315 километров в час, а дальность его полета составит 841 километр. Экипаж вертолета будет включать пять человек: два пилота, а также стрелки левого и правого бортов и хвостового отделения. Транспортный вертолет сможет перевозить до 55 бойцов.

AW189 получил сертификат EASA

BizavNews.RU, 12.02.2014

AgustaWestland сообщает о получении европейского сертификата типа (EASA -  European Aviation Safety Agency) на свой новый восьмитонный вертолет AW189. Первоначально EASA планировала выдать документ производителю еще летом 2013 года, но из-за многих нареканий по программе летных испытаний, в заявленные сроки сертификат типа получить не удалось.
В настоящее время четыре прототипа и два серийных вертолета налетали в общей сложности  2100 часов. Первая поставка  двух AW189 офшорному оператору Bristow Group ожидается в ближайшие дни. Сейчас на заводе производителя в Верджате (Vergiate) находятся еще две полностью готовых машины.
Вертолет AW189 с взлетным весом 8 тонн был разработан на основе среднего двухдвигательного военно-транспортного вертолета AW149, однако представляет собой абсолютно новую модель, которая должна стать дополнением к 12-местному AW139. Программа стартовала в начале 2011 г., а анонсирован вертолет был на Paris Air Show летом 2011 г. Первый полет опытная машина совершила 21 декабря 2011 года.
По заверениям производителя, AW189 обладает уникальной способностью совершать 50-минутный полет с "сухим" главным редуктором, что превышает текущие стандарты сертификации и предлагает дополнительную безопасность и надежность в оффшорных перевозках.
Салон вертолета имеет в стандартной комплектации 16 пассажирских мест, однако есть варианты размещения как 18, так и 12 кресел.  К настоящему моменту производитель собрал более 70 заказов на AW189.
Для частных клиентов британское дизайн-бюро Andrew Winch Designs (AWD), специализирующееся на разработке интерьеров яхт, бизнес-лайнеров и домов, разработало VIP-интерьер. Новый включает в себя шесть полноценных VVIP-мест, комфорт которых усиливается встроенной системой шумоподавления, позволяющей разговаривать без напряжения. Также в интерьере предусмотрены два кресла, которые могут вращаться на 360 градусов, а в одном из вариантов дизайна - стеклянная перегородка между кабиной пилотов и салоном. А такие атрибуты как сенсорные экраны с отображением всей информации о полете, развлекательные системы уже являются необходимым элементом, без которых невозможно представить VIP-интерьер самолета или вертолет.

Официальная хроника

Виталий Агеев  

Росавиация обязала пилотов тренировать заход на второй круг

После ноябрьской авиакатастрофы в Казани ведомство дало авиакомпаниям ряд рекомендаций, обязательных к исполнению

Росавиация рекомендовала тренировать российских пилотов, работающих на Boeing 737, чаще и дольше, а также обязала дополнительно проверить самолеты этой модели. Об этом говорится в письме ведомства, разосланном авиакомпаниям.

В письме за подписью главы Росавиации Александра Нерадько (копия есть в распоряжении «Известий») приводится комплекс мер, которые предложено осуществить авиаперевозчикам. В первую очередь документ предписывает провести специальные разборы с командно-летным, инструкторским, инспекторским составом и членами летных экипажей, на которых должны быть рассмотрены все обстоятельства авиационной катастрофы в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года.

Среди прочих рекомендаций — корректировка программы тренажерной подготовки. Теперь пилоты будут чаще и дольше тренироваться выводить самолет из сложного пространственного положения, а также из предсрывных режимов и режимов сваливания (начальные стадии пикирования). Кроме того, увеличено количество тренировок по выполнению маневра ухода на второй круг, в том числе с моделированием ситуации отказа одного из двигателей.

Также авиакомпаниям рекомендовано провести проверку парка воздушных судов типа Boeing 737 на предмет соблюдения установленных американским производителем условий эксплуатации и обслуживания.

Boeing 737 — самый распространенный в России авиалайнер иностранного производства. Опрошенные авиакомпании заявили «Известиям», что внесли изменения в свои учебные программы и летные регламенты. Летный директор «Московии» Игорь Ковалев в беседе с «Известиями» сказал, что в его авиакомпании раньше требования тренажерной подготовки ограничивалось 12 часами в год, но теперь за основу взяли 16 часов в год.

Наибольшее количество Boeing 737 среди всех российских перевозчиков — у «Трансаэро» (45 штук). В компании сообщили, что тщательно проверили техническое состояние всех своих Boeing 737-300, Boeing 737-400, Boeing 737-500 и выполнили все указания регулятора, касающиеся тренировок персонала.

Бывший летный директор авиакомпании «Татарстан» Сергей Гардиенко полагает, что экипаж разбившегося Boeing не имел достаточных навыков, которые отрабатываются на тренажерных комплексах. Как следует из письма Росавиации авиакомпаниям, командир воздушного судна Рустем Салихов свою последнюю подготовку проходил на тренажере 4 июля 2013 года, а второй пилот Виктор Гуцул — 26 октября. 

Напомним, что 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани при выполнении рейса ТАК363 из Москвы (Домодедово). Boeing 737 с бортовым номером VQ-BBN авиакомпании «Татарстан», пикируя, рухнул в районе аэродрома. Погибли 50 человек, в числе которых были глава УФСБ по Татарстану генерал-лейтенант Александр Антонов и сын главы республики Ирек Минниханов. Ранее комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) рекомендовала Росавиации рассмотреть целесообразность проведения дополнительных тренировок с летным персоналом.

— В очередной раз очевидным стало то, что экипаж не имел слетанности, то есть он должен был тренироваться совместно. Слетанность в прежние времена являлась обязательным условием наземной и тренажерной подготовки экипажей, — говорит заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — МАК этого не видит и оценку этому факту не дает, да и не даст.

Между тем комиссия МАКа, расследующая авиакатастрофу в аэропорту Казани, свои окончательные выводы еще не представила. Представители Росавиации не ответили на запрос «Известий».

 

Первые лица

Медведев подписал распоряжение, которое поможет решить проблемы разработки и производства ракетного вооружения

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о развитии открытого акционерного общества "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" (КТРВ).
"Реализация распоряжения позволит сконцентрировать финансовые средства и оптимизировать управление ими при решении проблем ресурсного обеспечения разработок и производства ракетного вооружения", - говорится в сообщении на сайте правительства.
Документ разработан Минпромторгом России в целях реализации указа президента РФ от 30 сентября 2013 года №751 "Вопросы открытого акционерного общества "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
Указом предусмотрено внесение на основании решений правительства РФ в уставный капитал этого акционерного общества акций дополнительных выпусков его дочерних обществ, поступивших в федеральную собственность, в порядке оплаты государством размещаемых корпорацией дополнительных акций в связи с увеличением её уставного капитала.
Текст распоряжения правительства размещен в среду на официальном интернет портале правовой информации. Согласно ему в уставный капитал ОАО "КТРВ" вносится (в качестве вклада РФ в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала) находящиеся в федеральной собственности 6,06% минус одна акция ОАО "ГМКБ "Радуга" имени А.Я.Березняка (Дубна, Московская область); 1,52% минус одна акция ОАО "ГНИИ машиностроения имени В.В.Бахирева (Дзержинск, Нижегородская область); 2,91% минус одна акция ОАО "НПО машиностроения (Реутов, Московская область).
 Кроме того, решено внести в качестве вклада РФ в уставный капитал ОАО "КТРВ" в порядке оплаты размещаемых им дополнительных акций находящиеся в федеральной собственности 5,97% акций ОАО "ПО "Стрела" (Оренбург); 16,441% акций ОАО "НПО электромеханики" (Миасс, Челябинская область); 6,6% акций ОАО "Пермский завод "Машиностроитель"; 25% акций ОАО "Авангард" (Сафоново, Смоленская область); 14,1% акций ОАО "Уральский НИИ композиционных материалов" (Пермь). Указанные акции вносятся "для последующего их внесения в уставный капитал ОАО "Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения" в порядке оплаты размещаемых этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала".
 Кроме того, правительство распорядилось дополнить перечень ОАО, находящиеся в федеральной собственности акции которых планируются к приватизации в 2014-2016 годах, а также раздел прогнозного плана приватизации федерального имущества на эти же годы соответствующими новыми позициями в отношении указанных ОАО.
Росимуществу совместно с Минпромторгом поручено в 9-месячный срок обеспечить реализацию данного распоряжения.

 

Аналитика

Топ-50 стран по количеству зарегистрированных бизнес-джетов

JETS.ru, 12.02.2014

Крупнейший британский интернет-портал, посвященный вопросам мировой бизнес-авиации, Corporate Jet Investor опубликовал список стран, в государственных реестрах которых зарегистрировано наибольшее на сегодняшний день количество частных самолетов.
В представленный список вошли реестры 50 стран и отдельных территориальных образований, имеющих собственные авиационные реестры, отдельные от реестров стран, которым официально принадлежат данные территории.
Как и ожидалось, недосягаемым лидером по количеству зарегистрированных частных воздушных судов оказались Соединенные Штаты Америки, где в частной и корпоративной собственности находится более 12 000 самолетов. Это составляет 67 % от общего числа всех бизнес-джетов, зарегистрированных в мире, и 63 % всего мирового флота частных воздушных судов.
Интерес представляет шестая позиция списка: остров Мэн, расположенный у берегов Великобритании и принадлежащий этому государству. В мае 2007 года на этой территории был открыт собственный, отдельный авиационный реестр, вскоре завоевавший популярность у авиавладельцев разных стран как место, где процедура регистрации самолетов проходит наиболее быстро и по упрощенной системе. К настоящему времени в реестр острова Мэн вписано 264 самолета, принадлежащих гражданам самых разных стран мира, преимущественно из Европы и Ближнего Востока.
Реестр же самой Великобритании с 241 зарегистрированным самолетом находится лишь на 8 месте списка.
Довольно неожиданными оказались высокие места в представленном списке, занятые странами Латинской Америки. Только в первой десятке оказалось сразу три страны этого региона: Бразилия и Мексика на 2 и 3 местах, и Венесуэла на 10-м. Активное развитие частного авиатранспорта в Бразилии представляется закономерным: это территориально огромная страна с активно развивающейся промышленностью, а значит, представителям крупных предприятий и компаний необходимы небольшие самолеты для установления деловых контактов между объектами в различных городах и населенных пунктах. В то время как большое количество самолетов в Мексике и Венесуэле объясняется, вероятнее всего, низким уровнем требований к возрасту и техническому состоянию самолетов, регистрируемых в этих странах.
Официальная информация по данному вопросу практически недоступна, но по имеющимся у Corporate Jet Investor данным, значительную часть зарегистрированных в этих странах самолетов представляют старые и очень старые воздушные суда, при этом неизвестно, какова среди них доля действительно эксплуатируемых самолетов.
Высокая позиция в списке Австрии - под номером 7 - отчасти обусловлена тем, что именно здесь предпочитают регистрировать свои самолеты многие российские авиавладельцы. Поскольку в России импортная пошлина на ввозимые воздушные суда и налоги, уплачиваемые при регистрации самолета, очень высоки, Австрия (так же как и остров Мэн, и некоторые другие островные территории) становится весьма привлекательной в качестве места авиарегистрации для российских граждан и компаний.
В количество бизнес-джетов, зарегистрированных в Китае - 203 единицы - не вошли те самолеты, что зарегистрированы на территории Макао, Тайваня и Гонконга, имеющих собственные, независимые авиареестры. Если же к китайским судам добавить самолеты этих трех территорий, то Китай переместился бы в этом списке с 9 на 7 место.

 

Судебные разбирательства

Суд запретил "Полету" эксплуатировать самолеты, принадлежащие структурам Лебедева

Интерфакс, 11.02.2014

Арбитражный суд Москвы запретил ЗАО "Авиационная компания "Полет" эксплуатацию двух самолетов Ан-124 "Руслан", принадлежащих структурам предпринимателя Александра Лебедева.
Как следует из материалов судебного дела, ходатайство о принятии соответствующих обеспечительных мер по искам структур Лебедева - ООО "Технолизингстэйт" (ТЛС) и ООО "Аэротранслизинг" (АТЛ) - поступило на рассмотрение 6 февраля. На следующий день суд удовлетворил оба ходатайства и запретил "Полету" использовать эти самолеты.
Воздушные судна перевозчик получил от компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) по схеме обратного финансирования. В то же время в рамках договоренностей по выходу Национального резервного банка (принадлежит Лебедеву) из числа акционеров ИФК эти два самолета Ан-124 были проданы ТЛС и АТЛ.
Ранее представитель "Технолизингстэйта" и "Аэротранслизинга" сообщал, что с момента передачи на их баланс самолетов авиакомпания "Полет" не заплатила ни единого транша за лизинг воздушных судов. По данным этих структур, общая задолженность авиаперевозчика перед лизинговой компанией составляет около $9 млн.
Во вторник Лебедев сообщил "Интерфаксу", что, несмотря на определение суда, оба самолета продолжают эксплуатироваться. Один из них некоторое время назад вылетел из аэропорта "Шереметьево" в Германию, место нахождения второго судна пока неизвестно.

 

Финансовые новости

Авиаремонтный завод Ейска возьмет 100 млн рублей в кредит у банка "Центр-Ианвест"

Интерфакс, 11.02.2014

ОАО КБ "Центр-Инвест" выдаст кредит ОАО "570 авиационный ремонтный завод" (г. Ейск) в размере 100 млн руб. на пополнение оборотных средств. Это следует из итогового протокола соответствующей закупки, которую ранее размещал завод.
Средства привлекаются сроком на 1 год. Рекомендуемая процентная ставка не указана. ОАО "570 авиационный ремонтный завод" ("570 АРЗ) специализируется на ремонте авиационных воздушно-реактивных двигателей для самолетов МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-22, Су-27, Ил-76, Л-39. Завод входит в структуру ОАО "Авиаремонт", дочернюю компанию "Оборонсервиса".
Согласно плану реконструкции "570 АРЗ" на 2012-2020гг., в 2014г. на заводе планируется осуществить техническое перевооружение производства по ремонту авиатехники и расширить пропускную способность предприятия по ремонту двигателей.

Новости авиакомпаний и аэропортов

Минтранс прогнозирует повышение цен у региональных авиаперевозчиков

Русская служба новостей, 12.02.2014

Об этом «Русской службе новостей» рассказал заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. 
При переходе к соблюдению Монреальской конвенции, скорее всего, повысятся цены региональных авиаперевозчиков. 
Крупные авиакомпании уже сейчас соблюдают правила Монреальской конвенции и имеют достаточно хорошие условия по страхованию. 
«Объёмы авиаперевозок в России в прошлом году составили 14,5%. Это самый высокий показатель в мире. В то время как в Китае он составляет 9%. Это ещё вызвано тем, что мы очень быстро и активно растём», – сообщил В. Окулов. 

Qatar Airways - первый заказчик самого экологичного самолета в мире A350

Turizm.ru, 12.02.2014

Qatar Airways встретил Airbus A350 XWB, который совершил свою самую первую посадку в наисовременнейшем международном аэропорту Хамад (HIA) в Катаре.
Как первый заказчик данной модели из семейства дальнемагистральных двухмоторных широкофюзеляжных реактивных авиалайнеров Qatar Airways организовал специальное мероприятие в честь премьерной посадки самолета, чтобы отметить долгожданное прибытие А350 в состав своей флотилии.
Накануне глава Qatar Airways Акбар Аль Бакер посетил концерн Airbus во Франции в городе Тулуза, где официально поблагодарил персонал за их усилия в работе по выполнению амбициозного заказа на 80 новейших самолетов для авиакомпании.

Etihad Airways становится лидером авиационного рынка по версии Air Transport World

АК "Etihad Airways, 12.02.2014

Etihad Airways, национальный авиаперевозчик ОАЭ, становится обладателем еще одной престижной награды - "Лидер авиационного рынка", организованной журналом AirTransport World. В 40-й ежегодной церемонии награждения AirlineIndustry Achievement Awards в Сингапуре принимал участие президент и исполнительный директор Etihad Airways Джеймс Хоган.
Главный редактор журнала Карен Уолкер вручила награду господину Хогану на торжественном ужине в отеле PanPacificSingapore.
Джеймс Хоган сказал: "AirTransport World Awards -это уникальная награда, настоящий знак отличия. В каждой категории соревнуются лучшие из лучших, а жюрисостоит из опытных профессионалов отрасли. Я очень горд тем, что именно наша компания была признана лидером рынка, и мне приятно принять эту награду и выразить благодарность от лица 17 600 сотрудников Etihad Airways по всему миру".
EtihadAirways удостоилась премии "Лидер авиационного рынка" за успехи в ведении в 2013 году коммерческойприбыльной хозяйственной деятельности и реализацию инновационной стратегии, переписавшей правила организации бизнеса в области авиаперевозок.
Программа Airline Industry Achievement Awards была созданав 1974 году в США. Присуждаемые ею награды отмечают наиболее заметные достижения участников авиационной отрасли и считаются одними из наиболее значимых и престижных.

 

Авиационные происшествия

В аэропорту Самары самолет совершил вынужденную посадку из-за метеоусловий

Российская газета, 12.02.2014

В самарском аэропорту Курумоч совершил вынужденную посадку самолет, выполнявший рейс по маршруту Хургада—Волгоград, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя пресс-службы аэропорта. «Самолет авиакомпании "Северный ветер" благополучно совершил сегодня в 5:47 мск посадку в самарском аэропорту из-за плохих метеоусловий в Волгограде. Пассажиры рейса прошли таможню, им было предоставлено питание, сейчас они ожидают возможности вылета в Волгоград», — сказал собеседник агентства.

 

ВВС

ВВС России пополнились 12 новейшими истребителями Су-35С

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Боевой состав Военно-воздушных сил России пополнился 12 новейшими многофункциональными истребителями Су-35С поколения "4++".
Самолеты поступили на вооружение 23-его истребительного авиационного полка (аэродром Дземги, Хабаровский край) третьего командования ВВС и ПВО России.
Торжественная церемония передачи 12 истребителей Су-35С прошла в среду в Комсомольске-на-Амуре на авиационном заводе Ю.А.Гагарина, который и произвел эти самолеты.
В церемонии приняли участие министр обороны РФ Сергей Шойгу, который прилетел сюда с рабочей поездкой из Владивостока, и президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Михаил Погосян.
С.Шойгу подчеркнул, что новейший многофункциональный истребитель Су-35С по своим характеристикам превосходит иностранные самолеты аналогичного класса и служит платформой для создания авиационного комплекса 5-го поколения.
"Эта сверхманевренная машина по своим летно-техническим характеристикам превосходит иностранные самолеты аналогичного класса. Она способна выполнять широкий спектр болевых задач и может эксплуатироваться в сложнейших климатических условиях", - сказал С.Шойгу.
"Поступивший на вооружение ВВС истребитель относится к поколению "4++" и является платформой для создания авиационного комплекса 5-го поколения, - отметил министр обороны. - Уже сейчас на нем отрабатываются новые конструкционные материалы и технологии будущего".
Глава военного ведомства поблагодарил конструкторов, инженеров и рабочих, а также летчиков-испытателей, всех тех, кто "ставил на крыло эту сложную технику". "Считаю, что вы прекрасно справились с ответственной задачей", - заявил С.Шойгу.
По его словам, министерство обороны высоко ценит многолетнее сотрудничество с авиационным заводом имени Ю.А.Гагарина. Министр обороны выразил надежду, что это сотрудничество будет и в дальнейшем благотворно развиваться и пожелал коллективу предприятия здоровья, благополучия и новых трудовых успехов.
В свою очередь М.Погосян подчеркнул, что сформировавшееся взаимодействие Минобороны, ВВС и промышленности "является залогом успеха в достижении тех целей, которые перед нами стоят". 

"Я хочу сказать слова благодарности и военным представителям на заводе, которые здесь контролируют качество продукции и летчикам- испытателям Государственного летно-исследовательского центра имени В.П.Чкалова в Ахтубенске, которые внесли большой вклад в достижении сегодняшнего результата", - заявил глава ОАК.
Он сообщил, что в 2014 году перед корпорацией стоят новые задачи - увеличение объема производства самолетов и выполнение гособоронзаказа-2014.
"Безусловно, в этом году перед нами вместе с 23-им истребительным авиаполком и руководством ВВС стоит задача успешно начать освоение новой техники, которая по своим возможностям обеспечит самый высокий уровень боеготовности наших ВВС", - подчеркнул М.Погосян.
23-й истребительный полк стал первой строевой частью российских ВВС, получивший новейшие многофункциональные истребители Су-35С поколения 4++.
С.Шойгу вручил награды министерства обороны летчикам-испытателям, представителям военной приемки и работникам завода. Глава военного ведомства расписался в книге почетных посетителей и сфотографировался на фоне истребителя Су-35С с руководством завода. Генеральный директор ОАО "Компания "Сухой" Игорь Озар вручил министру обороны макет самолета Су-35С.
Затем С.Шойгу со смотровой площадки авиазавода наблюдал за демонстрационными полетами двух Су-35С, которые пилотировали военные летчики. Они продемонстрировали министру обороны различные фигуры высшего пилотажа.
Во время осмотра производимых авиазаводом боевых самолетов Су-35С, Су-30М2 и Су-27СМ3 С.Шойгу вместе с М.Погосяном и главкомом ВВС генерал-лейтенантом Виктором Бондаревым поднялся на Су-35С, который находился в сборочном цехе завода, и осмотрел устройство пилотской кабины.

Портфель контрактов на поставку ВВС и ВМФ России самолетов Су-30СМ и Як-130 увеличился до 120 машин  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

 Корпорация "Иркут" реализует контракты на поставку Минобороны РФ 55 учебно-боевых самолетов Як-130 и 65 истребителей Су-30СМ, сообщил журналистам на международной авиационной выставке "Сингапур Аэрошоу - 2014" президент корпорации "Иркут" Олег Демченко.
"У нас были подписаны контракты на поставку ВВС России 60 самолетов Су-30СМ. По этим контрактам мы уже поставили 16 самолетов - 14 в прошлом году и 2 в позапрошлом. В этом году поставим уже 21 самолет Су-30СМ", - сказал О.Демченко.
Он сообщил, что в конце 2013 года с Минобороны РФ был подписан еще один контракт по истребителям Су-30СМ. Причем эти самолеты предназначены не Военно-воздушным силам России, а Военно-морскому флоту.
"В прошлом году мы, кроме 60 самолетов, подписали контракт на небольшую партию из 5 самолетов. Но это - начало пути для моряков", - сказал О.Демченко.
По его словам, наряду с контрактами по Су-30СМ, корпорация "Иркут" выполняет контракт на поставку ВВС России 55 учебно-боевых самолетов Як-130. "Половину самолетов мы уже поставили. Они находятся в строю в Борисоглебском училище. Самолеты имеют большой налет", - сказал О.Демченко.
Он сообщил, что параллельно с поставкой самолетов ведется подготовка летчиков для Як-130. "В прошлом году выпустили первых 12 курсантов. В этом году тоже идет набор курсантов", - сказал О.Демченко.
По его словам, производственные мощности корпорации "Иркут" позволяют ежегодно строить 30 истребителей семейства Су-30 и 30 учебно-боевых самолетов Як-130. Этого достаточно для того, чтобы удовлетворить потребности Минобороны РФ и зарубежных заказчиков.
"Планеры самолетов госзаказа этого года у нас уже стоят на сборке. В прошлом году мы госзаказ выполнили досрочно, еще два самолета Як-130 передали дополнительно. В этом году, я думаю, что все сделаем", - сказал О.Демченко. 

Украина займется переоборудованием самолетов для ВВС Индии

Дело (Украина), 11.02.2014

Украина договорилась о выполнении контракта по ремонту, продлению ресурса и переоборудованию военно-транспортных самолетов Ан-32 для индийских ВВС. Об этом заявил заместитель Генерального директора ГК "Укроборонпром" Максим Глущенко.
По его словам, в штабе ВВС Индии состоялись переговоры представителей ГК "Укроборонпром", ДП ГХВП "Спецтехноэкспорт" с директором департамента транспортной авиации, вице-маршалом ВВС Индии Мурти.
Стороны обсудили ход выполнения контракта по ремонту, продлению ресурса и переоборудованию военно-транспортных самолетов Ан-32 индийских ВВС на украинских предприятиях и в Индии.
"Вице-маршал Мурти высказал удовлетворение качеством произведенных украинской стороной работ. Свидетельством высокого качества ремонта в результате переговоров стало подписание нового контракта между ВВС Индии и "Спецтехноэкспорт" на восстановление и ремонт авиатехники", - сообщил Глущенко.
Он отметил, что обсуждались вопросы дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества.
"Перспективным направлением в развитии сотрудничества в сфере авиации является ремонт и продление ресурса вертолетной техники ВВС Индии. Украина ранее успешно провела восстановление вертолетов в интересах индийской стороны", - заявил Глущенко.

 

БПЛА

Характеристики белорусского "беспилотника" "Гриф-1" планируется улучшить  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Продолжительность полета беспилотного летательного аппарата (БЛА) "Гриф-1", который входит в комплекс воздушной разведки и наблюдения, планируется увеличить в 1,5 раза, сообщил "Интерфаксу-АВН" замдиректора 558-го авиационного ремонтного завода (АРЗ, Барановичи, Белоруссия) по развитию Павел Пинигин.
"Комплекс с БЛА "Гриф-1", проходящий этап госиспытаний, получит дальнейшее развитие. В частности, продолжительность полета БЛА планируется увеличить в полтора раза", - сказал П.Пинигин.
По его словам, "беспилотник" "Гриф-1" "в ближайшей перспективе будет модернизирован и усовершенствован в интересах улучшения его летных характеристик и эффективности выполнения задач".
Полная программа модернизации "беспилотника" будет определена после завершения его госиспытаний в середине текущего года, отметил собеседник агентства.
"В частности, - уточнил он, - планируется снизить массу планера "беспилотника", и уже сейчас материал лонжерона крыла изготавливается из композиционных материалов".
 Ранее сообщалось, что в Белоруссии разрабатываются несколько перспективных "беспилотников", которые позволяют прорабатывать вопрос создания БЛА с ударными функциями в рамках новой госпрограммы. 
Сообщалось также, что ОАО "558 АРЗ" планирует освоить создание БЛА, оснащенный двигателем внутреннего сгорания с дальностью применения до 300 км и массой до 500 кг. 
БЛА "Гриф-1" создан по двухбалочной схеме с двигателем внутреннего сгорания. Управление полетом может осуществляться по координатам, передаваемым с земли, а также по заранее составленному маршруту. БЛА способен выполнять задачи днем и ночью в различных климатических условиях.
Стартовая масса "беспилотника" составляет 120 кг при массе целевой нагрузки 25 кг. Максимальная скорость полета - до 170 км/ч.

 

МВД РФ получит на вооружение беспилотный вертолет  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Министерству внутренних дел России во втором квартале 2014 года будет поставлен комплекс беспилотной воздушной разведки и наблюдения с "беспилотником" вертолетного типа BLASKOR, сообщил "Интерфаксу-АВН" генеральный директор компании-производителя Вадим Хазанович.
"Компания участвовала и выиграла тендер МВД на поставку одного комплекса с беспилотным вертолетом. В соответствии с действующим контрактом поставка комплекса должна быть осуществлена до первого июня текущего года, - сказал В.Хазанович.
 Кроме того, добавил он, до середины лета компания должна поставить беспилотные комплексы для Росатома и МЧС России.
"На сегодня всего заказано более пяти комплексов", - уточнил собеседник.
Он отметил, что МВД заказало комплекс с наземным пунктом управления на автомобиле, предприятие Росатома необходим монитор в помещении, а для МЧС нужны переносные комплексы.
По словам В.Хазановича, беспилотный вертолет оснащен шестью электродвигателями зарубежного производства, целевой нагрузкой и системой автоматического управления. Целевая нагрузка может состоять из тепловизора, видеокамеры или газоанализатора. Максимальная высота полета "беспилотника" - 2500 м, максимальная скорость - 50 км/ч.

 

Международные новости и сотрудничество

Минобороны РФ закупит партию чешских самолетов Л-410

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

Минобороны РФ ведет переговоры о поставках партии чешских самолетов Л-410, сообщил "Интерфаксу-АВН" директор по продажам в России и СНГ компании Aircraft Industries Сергей Мартынов.
"В настоящее время ведутся переговоры о возможности продолжения поставок в текущем году самолетов L-410UVP E-20 в интересах российского министерства обороны", - сказал С.Мартынов.
Он напомнил, что Минобороны РФ по ранее заключенному контракту получило более 10 самолетов L-410UVP E-20.
Всего, по его словам, в 2013 году чешский завод поставил около 20 самолетов L-410UVP E-20, из которых 16 машин были приобретены российскими эксплуатантами.
"Количество самолетов для Минобороны РФ на 2014 год пока находится в стадии рассмотрения", - отметил собеседник.
Самолет L-410UVP E-20 рассчитан на перевозку 19 пассажиров и оснащен двумя ТВД М601Е. Максимально допустимая взлетная масса - 6600 кг. Масса полезной нагрузки - 1710 кг. Максимальная крейсерская скорость составляет 386 км/ч. Дальность полета - до 1400 км.

Boeing получил заказ на 15 самолетов от тайской Nok Air
И-Маш, 12.02.2014

Авиакомпания Nok Airlines Public Company Limited (Nok Air) подписала соглашение о намерении приобрести у концерна Boeing пассажирские самолеты моделей Next-Generation 737-800 и 737 MAX 8.

 Документ был подписан сторонами в рамках авиасалона Singapore Airshow. По данным компании Boeing, сделка оценивается в 1,45 млрд. долларов США в текущих каталожных ценах.

 Nok Air планирует купить восемь самолетов Boeing 737-800 NG и семь лайнеров Boeing 737 MAX 8. Авиакомпания, чья штаб-квартира расположена в Бангкоке, станет первым эксплуатантом самолетов семейства 737 MAX на территории Таиланда, сообщили в пресс-службе Boeing.

 В настоящее время в воздушном парке Nok Air имеется 14 лайнеров Boeing 737 Next-Generation.

 

Разное

Выступление самолета Як-130 стало изюминкой авиашоу в Сингапуре - замдиректора ФСВТС России  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

 Демонстрация возможностей российского учебно-боевого самолета Як-130 на международном авиасалоне "Сингапур Аэрошоу - 2014" необходима для его успешного продвижения в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, считает руководитель российской делегации, заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Петухов.
"Учебно-боевой самолет Як-130 со своей летной программой стал изюминкой выставки в Сингапуре. Это - уникальный самолет, который имеет высокий экспортный потенциал. Мы привезли Як-130 в Сингапур в интересах его продвижения на азиатско-тихоокеанском рынке", - сообщил М.Петухов "Интерфаксу-АВН" в среду.
Полеты Як-130 в рамках демонстрационной программы начались в день открытия авиасалона накануне.
По информации пресс-службы ОАК, самолет Як-130 разработки и производства корпорации "Иркут" демонстрируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе впервые. До этого он принимал участие в крупнейших европейских авиасалонах "Фарнборо" (Великобритания) и "Ле-Бурже" (Франция).
"Як-130 - это уникальный учебно-боевой самолет мирового класса, позволяющий на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных истребителей последних поколений", - отметили в пресс-службе.
Ранее сообщалось, что ОАК представляет Як-130 в Сингапуре в рамках программы продвижения своих новейших разработок в области боевой авиации в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
"За последние 20 лет странам региона, включая Китай, Индию, Малайзию, Вьетнам, Индонезию, Мьянму и другие, поставлено около 400 самолетов марок "Су" и "МиГ". На 2014 год запланированы поставки боевых воздушных судов в ряд стран региона. Продолжается совместная работа с Индией по лицензионному производству Су-30МКИ, разработке FGFA и МТА", - сообщает пресс-служба.
 Двухместный реактивный учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 производится корпорацией "Иркут" и предназначен для обучения и боевой подготовки летного состава, а также боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям.
По своим летно-техническим и маневренным характеристикам самолет близок к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полетов, что позволит решить задачу обучения пилотов для самолетов поколений "4+" и "5". Кроме того, он неприхотлив к условиям базирования и способен садиться на неподготовленные площадки.

 

Политические новости

Лавров и Шойгу 13 февраля встретятся в Москве со своими египетскими коллегами  

ИНТЕРФАКС-АВН, 12.02.2014

 Переговоры в формате "два плюс два" с участием глав МИД и Минобороны России и Египта состоятся 13 февраля в Москве.
"13 февраля состоится встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, министра обороны РФ Сергея Шойгу и министра иностранных дел Египта Набиля Фахми, министра обороны Египта Абделя Фатаха ас-Сиси", - сказали "Интерфаксу" в среду в МИД РФ.
Как сообщил собеседник агентства, оба египетских министра прибывают в Москву уже в среду. Помимо встречи в формате "два плюс два", запланированы и двусторонние контакты по линии МИД и Минобороны, отметил дипломат.

Дмитрий Ъ-Бутрин, Петр Ъ-Нетреба

Объединиться — не значит договориться // Проект договора о Евразийском экономическом союзе на многое не претендует

Коммерсантъ, 12.02.2014

В распоряжении "Ъ" оказалась текущая рабочая версия второй части проекта договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Целиком проект планируется подписать в мае 2014 года, и за счет довольно сильного сокращения его сферы шансы на создание ЕАЭС с 2015 года растут — по существу, стороны сейчас спорят только о правилах координации нефтегазовых рынков, прочие спорные вопросы оставлены на будущее.

В едином виде документ главы стран Таможенного союза намерены подписать в мае 2014 года, сейчас работа над первой, общей частью договора фактически завершена, переговоры между комиссией ТС и экспертами трех стран—участников ТС о том, что будет представлять собой будущий ЕАЭС (с 2015 года), как раз ведутся в рамках подготовки второй части проекта.

Исходя из нынешнего состояния документа, торговля за отдельные сферы регулирования в будущем экономическом союзе будет продолжаться. Большая часть семи десятков статей проекта — общие декларации, отсылающие к будущим приложениям к договору (всего более 30 приложений). По утвержденным в 2013 году планам формирования ЕАЭС к 1 марта 2014 года должен быть сформирован список остающихся в рамках ТС и единого экономического пространства изъятий и ограничений, на май 2014 года запланировано подписание договора о ЕАЭС с тем, чтобы союз мог заработать с 2015 года после ратификации документа национальными парламентами. Но приложения к договору можно согласовывать, принимать, переделывать и позже.

ЕАЭС в описании договора о его создании не выглядит чем-то радикально отличающимся от ТС, дополненного более общими (частично с отсылом на нормы ВТО) принципами координации внешней торговли, торговли услугами и инвестиционным режимом. Хотя в проекте и упоминается сотрудничество в секторах с преобладающим весом или влиянием государства (образование, наука, культура, здравоохранение, транспорт, госзакупки, сельское хозяйство), проект не предполагает какой-либо значимой интеграции в них. В чисто торговых вопросах, по данным "Ъ", по-прежнему не решен ключевой вопрос: Казахстан продолжает настаивать на том, что ЕАЭС будет самостоятельным субъектом международного права и сможет заключать от своего имени обязательные для своих членов международные договоры. В целом у Казахстана больше претензий к "размытому" по предложениям России статусу ЕАЭС — часть вопросов (например, введение против третьих стран международных санкций в соответствии с уставом ООН) он предлагает оставить в национальной компетенции, часть — полностью передать руководящим органам ЕАЭС.

Белоруссию при подготовке проекта интересует преимущественно возможность самостоятельной экономической политики (например, Минск не согласен проводить "единую" политику в сфере санитарных, фитосанитарных и карантинных мер, настаивая на том, что в ЕАЭС она должна быть "скоординированной" или "согласованной", и в целом скорее готов согласовывать в ЕАЭС свои действия, но не выполнять общие для всех решения). Показательно, что в статье 72 ("Основные направления согласованной экономической политики") Белоруссия предлагает исключить из компетенции ЕАЭС "формирование единых принципов функционирования экономики", а в статье 90 выступает против идеи "единого рынка транспортных услуг" ЕАЭС.

В сфере общей валютной политики в проекте довольно много споров. Основным, видимо, является вариант России, согласно которому "валютная координация" будет осуществляться по отдельному международному договору единым органом из глав нацбанков стран ЕАЭС. Россия жестко настаивает и на энергетическом суверенитете: согласно проекту статьи 84 "Взаимодействие в сфере энергетики", подготовленному РФ, все вопросы, прямо не урегулированные договором о ЕАЭС, решаются в рамках национальных законодательств стран ЕАЭС. Окончательных решений в сфере интеграции электроэнергетики, топливного рынка и газотранспортной системы проект не содержит: все стороны предлагают свои версии. На удивление мало споров вызвало согласование внутренних субсидий в странах ЕАЭС: стороны склонны согласиться решать все споры в этой сфере в суде союза. Стороны также в целом согласны не либерализовать взаимный доступ на рынки труда в радикально большей степени, чем он открыт сейчас международными договорами.

"Ъ" продолжает следить за развитием событий.

Украина: возможен ли компромиссный сценарий?

Политолог Сергей Бирюков — о том, каким мог бы стать выход из затянувшегося украинского кризиса

Известия, 12.02.2014

Сергей Бирюков. Фото из личного архива

3 февраля депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко в эфире украинского канала ICTV обнародовал информацию о готовности Виктора Януковича пойти на уступки украинской оппозиции и согласиться на возвращение к Конституции 2004 года, а также — на досрочные выборы президента и парламента.

Однако уже через два дня, 5 февраля, ситуация изменилась. Верховная рада во время своей сессии не стала создавать Временную специальную комиссию по внесению изменений в Конституцию страны, поскольку три оппозиционных фракции отказались в ней участвовать. 

Инициативы оппозиции о возвращении к Конституции 2004 года были проигнорированы большинством в Верховной раде. Предложения лидеров оппозиции, в свою очередь, являются неприемлемыми для Виктора Януковича и большинства в Партии регионов. Так, Виталий Кличко настаивает на досрочных выборах президента, а Арсений Яценюк согласен возглавить правительство лишь при условии, что оно будет состоять из представителей оппозиции и таким образом сможет взять на себя «ответственность за судьбу страны».

На фоне очевидно неудавшегося компромисса в экспертном сообществе Украины и России продолжает обсуждаться вопрос о способности властей Украины прибегнуть к «силовому сценарию». 

Притом что первый условный украинский «ГКЧП» — разгон стоявших на майдане Незалежности студентов 30 ноября прошлого года — уже потерпел неудачу. Лица, связанные с этой акцией, — мэр Киева Александр Попов, заместитель секретаря Совбеза Владимир Сивкович и начальник киевской милиции Валерий Коряк — были осуждены самой украинской властью и отправлены в отставку, и это в значительной степени дискредитировало саму идею применения силы. 

Какова же реальная вероятность сегодня силового разрешения ситуации вокруг майдана? Совокупный ресурс действующей власти Украины, несмотря на протесты, внешнее давление и «олигархическую фронду», еще сравнительно велик. Единство в рядах украинской оппозиции является мифом. Запад, и прежде всего страны ЕС, едва ли заинтересован в дальнейшей дестабилизации Украины, ибо она грозит утратой рычагов влияния на ситуацию в стране. 

Сохраняется контроль «регионалов» за регионами их традиционной поддержки. У мятежных областей сохраняется зависимость от финансирования из центрального бюджета, который контролирует действующая власть, сумевшая получить российский кредит и добиться снижения цены на газ. Параллельно с протестными действиями на Западе и в Центре страны происходит активизация жителей Юго-Востока Украины, которые заявляют о поддержке властей и противодействуют «экспорту революции» на свои территории.

Внутри самой Партии регионов, по утверждению украинских экспертов, действительно консолидировалось жесткое ядро, не приемлющее никаких односторонних уступок оппозиции, поскольку утрата власти в современной ситуации будет означать для них утрату собственности и иных статусов. Подтверждением этого является создание в Харькове по инициативе губернатора Михаила Добкина «Украинского фронта». 

Однако попытка силового разгона майдана и подавления протестов  неизбежно столкнется с целым рядом ограничений. В ситуации произошедшего ослабления власти ввести в действие режим ЧП представляется затруднительным. В этом случае власти Украины смогут опираться только на силы МВД, поскольку украинская армия устами министра обороны уже заявила о своем нейтралитете, а Служба безопасности Украины выглядит  деморализованной происходящими событиями — что подтверждают, в частности, недавние изменения в ее руководстве.

Решившейся на силовой вариант власти сложно будет удержать ситуацию в Киеве и в большей части Центральной Украины. Централизованный контроль за Галичиной, где де-факто созданы и действуют параллельные органы власти, восстановить уже практически невозможно, а идея Галицко-Волынской ассамблеи постепенно становится реальностью. Напряженной остается обстановка в ряде восточноукраинских регионов, а также в Закарпатье. 

Силовой сценарий, очевидно, неприемлем и для США, и для ЕС, опасающихся самоизоляции Украины и выхода ее из сферы своего влияния. В случае силового варианта и отказа от переговоров санкции против украинских чиновников и провластных олигархов неизбежны, что ослабит способность властей удерживать ситуацию под контролем. Поддержка со стороны России по дипломатической и экономической линии, при всей ее значимости, едва ли позволит компенсировать эффект от возможного давления Запада.

Но не выглядят реалистичными пока и более мягкие сценарии развития событий. Против гипотетической федерализации страны выступает и оппозиция, и большинство в Партии регионов, опасаясь потери немалой части властных позиций и экономических активов. 

Результаты общеукраинского референдума о желательной форме правления, ассоциации с ЕС либо вступлении в Таможенный союз будут по-разному интерпретированы разными политическими силами и регионами страны. К разделению же Украины на два гипотетических государства не готовы ни украинская элита, ни вовлеченные в украинский кризис ЕС и Россия.

Любое полноценное политическое урегулирование на Украине сегодня практически невозможно без участия ЕС и России, а также без внешнего побуждения конфликтующих сторон к компромиссу. 

Какой могла бы быть формула этого компромисса? 

1. Украинским властям и оппозиции следует отказаться от идеи полной и безоговорочной победы одной из сторон, способной окончательно расколоть страну. 

2. Искомый компромисс могло бы принести одновременное согласие власти и оппозиции на переход Украины к парламентско-президентской республике и федеративной форме государственного устройства. Данный компромисс может быть утвержден голосованием в парламенте. 

3. Важная составляющая компромисса — формирование на срок до выборов 2015 года технического правительства во главе с внепартийным премьером, которое бы разработало и начало реализацию программ федеративной, налоговой, судебной и иных реформ, востребованных украинским обществом. 

4. Гарантами компромисса могло бы стать политическое руководство России и Германии, способное совместно повлиять на украинские события. 

Итак, пауза, связанная с началом Олимпиады в Сочи, должна быть использована для согласования позиций сторон и поиска столь необходимого для Украины компромисса.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь