Новости СоюзМаш России

05.02.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

Летные испытания нового авиадвигателя ПД-14 стартуют в 2014 году

Aviations.ru, 4.02.14

Через год в планах стоят летные испытания нового авиадвигателя в составе силовой установки самолета - летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

Сейчас идет обсуждение и формирование планов подготовки самолета к испытаниям. Для наземных тестов газогенератора ПД-14 построили самый современный в мире испытательный стенд, способный регистрировать до 2000 параметров.

Для повышения конкурентоспособности на мировом рынке к ПД-14 предъявляются самые жесткие требования по надежности, ресурсу, экономичности в целях. Его готовят для пассажирского самолета нового поколения МС-21. Основные преимущества ПД-14 относительно современных аналогов - уменьшение удельного затрат по топливу на 10-15%, уменьшение стоимости жизненного цикла на 15-20%.

Самолет MC-21 разрабатывает корпорация "Иркут". Лайнер может перевозить 150-215 пассажиров на расстояние до 5,5 тыс. км.

Больше хороших авиамоторов

Военно-промышленный курьер, 05.02.14

Холдинг «Авиационное оборудование», который входит в Ростех, планирует к 2020 году в три раза увеличить выпуск вспомогательных силовых установок (ВСУ) для перспективной авиатехники.

В текущем году объем выпуска ВСУ для новейших воздушных судов, включая тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД90А и крупнейший в мире многоцелевой транспортный вертолет Ми-26, вырастет на входящем в холдинг уфимском агрегатном предприятии (УАП) «Гидравлика» в два раза – с 20 до 45 процентов от общего объема продукции. «Холдинг намерен расширить участие в проектах по созданию перспективной российской и зарубежной авиационной техники, – заявил его генеральный директор Максим Кузюк. – Поэтому мы планируем, что к 2020-му количество ВСУ, выпускаемых на базе «Гидравлики», достигнет 150 изделий в год». УАП является крупнейшим в России серийным производителем этой продукции. Предприятие оснащено современным высокопроизводительным оборудованием, в том числе робототехническими комплексами и станками с числовым программным управлением. Применение автоматизированных испытательных стендов обеспечивает непрерывный контроль технических характеристик производимых устройств. В соответствии со стратегией развития «Гидравлика» готовится к сертификации менеджмента качества на соответствие международному стандарту AS/EN 9100. Это позволит включить предприятие в международную базу данных OASIS для более эффективного взаимодействия с зарубежными партнерами. В OASIS уже зарегистрированы «Авиаагрегат», ММЗ «Знамя», БЛМЗ, ММЗ им. Румянцева, входящие в холдинг «Авиационное оборудование». УАП также готовится сертифицировать по программе Nadcap такие производственные процессы, как гальванопокрытие, термообработка и сварка. Кроме того, в 2014 году «Гидравлика» в очередной раз подтвердила соответствие качества своей продукции стандартам авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) на производство ВСУ. Это позволяет холдингу осуществлять поставки в Китай, Индию, страны Восточной Европы и СНГ.

 

 

Новости авиастроения

На базе самолета АН-148 может быть налажено производство транспортного АН-148Т

Aviation Explorer, 4.02.14

КБ "Антонов", которое разрабатывало воронежский самолет Ан-148, передало всю документацию на разработку транспортной версии этой машины - Ан-148Т - руководству ОАК. Не исключено, что сборкой будущего лайнера может заняться ОАО "ВАСО", на мощностях которого и проходит производство Ан-148, сообщает Abireg со ссылкой на депутата Госдумы от Воронежской области Сергея Гаврилова.

По его словам, разработкой транспортного самолета вероятнее всего займется ОКБ Ильюшина. Впоследствии же будет определяться площадка для сборки будущего самолета. Не исключено, что это будет происходить на мощностях воронежского завода, который, по мнению господина Гаврилова, наиболее подготовлен для этого, так как успешно занимается сборкой базового самолета для этого семейства - пассажирского Ан-148.

Однако в настоящее время воронежский авиазавод готовится к возобновлению разработки легких военно-транспортных самолетов Ил-112 для Минобороны. Напомним, что это будет уже вторая попытка Минобороны загрузить мощности ВАСО этим проектом. Опытные образцы машины готовились на воронежском авиазаводе и ранее, однако в середине 2010 года стало известно, что Минобороны решило сборку опытных образцов приостановить. По мнению экспертов, шансы на запуск этого проекта и вывод его на серийное производство и сейчас невелики.

По словам Сергей Гаврилова, мощности воронежского завода будут куда более эффективно использоваться при производстве грузовой версии Ан-148. К тому же первыми заказчиками может выступить также Минобороны, что обеспечит определенные преимущества для сборки. Емкость рынка сегодня составляет до 150 самолетов. Если решение будет принято в пользу воронежского завода, то уже с 2017 года первый самолет можно будет передать заказчику, а с 2020 года выйти на серийное производство.

КРЭТ создает комплексного интегратора для военной авиации

Концерн планирует усилить внутреннюю кооперацию предприятий, производящих БРЭО

Концерн "Радиоэлектронные технологии", 05.02.14

Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), входящий в Ростех, планирует усилить внутреннюю кооперацию предприятий, производящих бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) для военной авиации.

Напомним, что ранее КРЭТ принял решение о создании единого комплексного поставщика для гражданской и транспортной авиации. Он будет создан на базе Научно-исследовательского института авиационного оборудования (НИИАО) и "Авиаприбор-холдинга".

"Модель комплексного поставщика и интегратора позволяет предложить отечественным авиастроителям сбалансированные решения в области бортового радиоэлектронного оборудования, объединяющие лучшие отечественные разработки и современные зарубежные решения", - считает гендиректор Концерна Николай Колесов.

Таким образом, реализация подобной модели усилит позиции российских производителей авиационных систем и компонентов и ускорит внедрение инноваций, как на этапе разработки, так и в ходе производства.

Для создания подобных интегрированных комплексов КРЭТ планируется усилить координацию и производственную кооперацию ключевых предприятий, которые разрабатывают и производят БРЭО, в том числе Опытно-конструкторского бюро "Электроавтоматика", Раменского приборостроительного конструкторского бюро (РПКБ) и Раменского приборостроительного завода (РПЗ), завода "Аэроприбор-Восход", МНПК "Авионика", Курского завода "Прибор", НПК "Элара", завода "Техприбор", ряда других КБ, НИИ и заводов.

Создание единого канала взаимодействия с авиа- и вертолетостроителями, а также Министерством обороны РФ выгодно партнерам Концерна, уверен Николай Колесов.

На этапе производства такой подход даст возможность минимизировать производственные и эксплуатационные издержки. Кроме того, модель "одного окна" стимулирует развитие постпродажного сервиса и повышение качества поддержки клиентов на всех этапах жизненного цикла изделия.

Согласно стратегии развития КРЭТ до 2018 года, предусмотрен переход от поставки отдельных изделий к созданию интегрированных решений для всех типов авиации. В течение последних двух лет на предприятиях КРЭТ уже были разработаны интегрированные комплексы БРЭО для учебно-боевого самолета ЯК-130, боевого вертолета Ка-52 "Аллигатор", боевого ударного вертолета Ми-28Н. Подобные комплексы обеспечивают системное взаимодействие пилотажно-навигационного оборудования, систем прицеливания и управления оружием, контроля за текущим состоянием самолета или вертолета, связи и т. д.

Интеграция всех систем, отвечающих за полет и выполнение боевой задачи, обеспечивается использованием современных компьютеров с открытой архитектурой. Дисплейные системы индикации и принцип "стеклянной кабины" упрощает подачу летной информации, помогая пилоту в принятии решений.

В частности, комплексная система управления учебно-боевым самолетом Як-130 позволяет имитировать поведение различных типов и моделей боевых машин, как отечественных, например, Су-27 или МиГ-29, так и иностранных.

Интегрированный комплекс БРЭО для боевого ударного вертолета МИ-28Н обеспечивает безопасное пилотирование на предельно малых высотах. Кроме того, оборудование дает возможность одновременного обнаружения целей через оптический, телевизионный, лазерный, тепловизионный, и радиолокационный каналы наблюдения. Это позволяет повысить эффективность поражения противника и обеспечить максимальную безопасность экипажу вертолета.

Сегодня на предприятиях КРЭТ создаются новые интегрированные комплексы и для перспективных образцов военной авиации. Кроме того, рассматриваются возможности глубокой модернизации самолетов и вертолетов, стоящих на вооружении российской армии.

 

Особое мнение

Заводской дефект Ту-204, выявленный на Кубе, не угрожает безопасности самолета - замглавы Минпромторга

ИНТЕРФАКС-АВН, 5.02.14

Дефект силовой конструкции стабилизатора на самолетах Ту-204, из-за которого МАК может приостановить действие сертификата на их производство, не несет угрозы безопасности полетов, заявил замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь журналистам в Иркутске в среду.

"Для меня была удивительна позиция МАК. Кубинским эксплуатантом при производстве планового ремонта Ту-204 на Кубе была обнаружена трещина стабилизатора. Ничего критического в этом нет. Никакой угрозы целостности самолета, конструкций его данный заводской дефект не представляет", - сказал замминистра.

Ранее сообщалось, что авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) в связи с обращениями Росавиации и Ространснадзора по вскрытому дефекту силовой конструкции стабилизатора на Ту-204 в ряде зарубежных и российских авиакомпаний рассматривает целесообразность приостановки действия сертификата производства данных самолетов.

"Ситуация того не стоит и не заслуживает", - считает Ю.Слюсарь.

По его словам, на Кубу вылетали специалисты, которые обследовали весь парк Ту-204 и нашли аналогичные дефекты еще на трех машинах.

"Уже выпущена ремонтная документация, никаких проблем нет", - подчеркнул Ю.Слюсарь.

Замминистра пояснил, что в месте, где образуется трещина, будут устанавливаться дополнительные металлические накладки.

 

Первые лица

Минпромторг оценил подготовку производства самолетов МС-21

AEX.RU, 5.02.14

Сегодня на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) – филиале ОАО «Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялось совещание, на котором рассмотрены вопросы подготовки к серийному выпуску пассажирских самолетов МС-21. Об этом сообщает корпорация "Иркут".

В совещании приняли участие заместитель министра промышленности и торговли России Юрий Слюсарь, директор департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский, президент ОАО «Корпорация «Иркут» Олег Демченко, генеральный директор ИАЗ Александр Вепрев. Представители Минпромторга РФ ознакомились с процессом реконструкции производственных мощностей завода в интересах программы МС-21.

"Юрий Слюсарь подчеркнул, что МС-21 – ключевой, базовый проект госпрограммы развития авиации. Заместитель министра оценил работу по подготовке к выпуску самолетов МС-21 как серьезную, и заявил, что с технологической точки зрения проект реализуется достаточно успешно. В 2013 году на завод передана рабочая конструкторская документация. Начался монтаж первых восьми станций линии автоматической сборки самолета МС-21, которые будут введены в строй в первом полугодии 2014 года. Монтаж всех шестидесяти станций сборочной линии, которую разработала компания Dürr Systems GmbH (Германия), планируется завершить в 2015 году. Сроки ввода в строй линии сборки согласованы с графиком реализации программы МС-21", - отметили в пресс-службе корпорации.

Как заявил Юрий Слюсарь, к концу 2015 года на новой линии будет собран первый самолет МС-21, предназначенный для летных испытаний. «Это будет МС-21-300 – базовая модель семейства МС-21 размерностью 180 мест, которая поступит в производство в первую очередь», – уточнил заместитель министра. Юрий Слюсарь также сообщил, что подготовка к производству МС-21 ведется и на других предприятиях. «Недавно мы побывали в Ульяновске, где реализуется проект по изготовлению композитного крыла по новейшим технологиям. Наряду с перспективным двигателем, это – наиболее важные конкурентные преимущества нового лайнера», – отметил представитель министерства. Заместитель министра отметил, что «Иркут» собрал 175 твердых заказов на самолет МС-21, что свидетельствует о благожелательной реакции рынка на новый продукт.

"Говоря о финансировании создания МС-21, Юрий Слюсарь заявил, что в 2014 году на эту программу в федеральном бюджете предусмотрено порядка 17 миллиардов рублей. Отмечалось, что для финансирования программы также привлечена инвестиционная кредитная линия «Сбербанка». Как сообщил заместитель главы Минпромторга, в перспективе корпорация «Иркут» должна выйти на производство семи самолетов МС-21 ежемесячно, что представляет для российского гражданского авиастроения достаточно серьезный вызов. «Мы благодарны руководству корпорации за четкую организацию подготовки предприятия к реализации проекта», – заявил Юрий Слюсарь, подводя итоги визита на завод", - также пояснили в Иркуте.

Напомним, контракт между ОАО «Корпорация «Иркут» и компанией Dürr Systems GmbH предусматривает разработку, изготовление и поставку полного комплекта технологической линии, обеспечивающей сборку самолета МС-21 с использованием современных цифровых и лазерных технологий. Линия позволит собирать не только серийные лайнеры, но и самолеты для летных и статических испытаний. Технология, впервые применяемая в России, будет способствовать своевременной сертификации самолета МС-21 и позволит быстро выйти на плановые темпы постройки серийных машин. К началу монтажа сборочной линии специалисты Иркутского авиационного завода провели реконструкцию пяти пролетов агрегатно-сборочного производства. Эти работы включили укладку устойчивых к внешним вибрациям фундаментов и прокладку необходимых коммуникаций.

Значительных усилий потребовал перенос агрегатно-сборочного производства, обеспечивающего выпуск военных самолетов Су-30СМ, Су-30МК и Як-130. Несмотря на реконструкцию, завод обеспечил четкое и своевременное выполнение планов поставок самолетов по гособоронзаказу и на экспорт. В 2013 году «Иркут» поставил министерству обороны России свыше 30 многофункциональных истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130. На ИАЗ запланировано сооружение нового цеха окончательной сборки для обеспечения растущих объемов выпуска военных самолетов.

Украина начнет в 2015 г. подготовку пилотов самолетов Boeing и Airbus

РБК-Украина, 05.02.14

Старт стажировки пилотов самолетов Boeing и Airbus на авиатренажерах в Украине прогнозируют до 2016. Об этом сегодня в ходе заседания правительства заявил и.о. министра инфраструктуры Владимир Козак, передает корреспондент РБК-Украина.

"Мы реконструируем международный центр подготовки авиапилотов - тренажерный зал. Восстановление тренажеров на самолеты Boeing и Airbus. Сегодня наши пилоты проходят данную стажировку в Европе, за рубежом. Естественно, отток капитала идет из Украины. К концу следующего года такую подготовку... мы будем проводить непосредственно на территории Украины", - отметил Козак.

 

Интервью

Сергей Птичкин

Как российское оружие используют за рубежом

Российская газета, 04.02.14

Поставлен рекорд оружейного экспорта из России - 13,2 миллиарда долларов. В различные страны были поставлены новейшие образцы военной техники: танки Т-90С, зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1", самые мощные в мире С-300ПМУ-2 "Фаворит", бронемашины "Тигр", противокорабельные ракеты Х-35Э "Уран", десантные катера "Мурена", вертолеты Ми-28НЭ "Ночной охотник" и различные версии Ми-17, а также многое другое.

Традиционными и наиболее крупными покупателями являются Индия, Китай, страны Африки и Юго-Восточной Азии. Очень динамично развивается военно-техническое сотрудничество практически со всеми странами Латинской Америки. За минувшие семь лет экспорт российского оружия в Западное полушарие принес в казну более десяти миллиардов долларов.

О перспективе торговли оружием со странами, считавшимися чуть ли не вотчиной США, специально для "РГ" рассказал начальник департамента международного сотрудничества госкорпорации Ростех и советник гендиректора "Рособоронэкспорта" Сергей Гореславский.

 

По мнению экспертов, во многом благодаря именно его высокому профессионализму Россия завоевала серьезные позиции на оружейном рынке Западного полушария. Сергей Степанович, рекордными темпами идет торговля оружием с Латинской Америкой? На какое вооружение там особый спрос?

Сергей Гореславский: Да, в целом по региону цифра продаж ориентировочно составила около 1,5 миллиарда долларов. Мы смогли подписать контракт с Перу на поставку в эту страну 24 вертолетов Ми-171Ш. Для его заключения потребовалось более двух лет очень напряженной работы. В ней участвовали представители и "Рособоронэкспорта", и Ростеха, совместно с Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, МИД и министерства обороны. Битва была нешуточной. По нашей информации, даже на завершающем этапе, когда контракт был практически согласован, французы предприняли очень серьезные попытки убедить руководство вооруженных сил Перу в том, что для них будет более предпочтителен их вертолет Cougar. Тем не менее было принято решение в пользу России. Во-первых, в силу высоких потребительских качеств нашей техники. Во вторых, благодаря предложенной оффсетной программе. Я считаю это большим успехом для российской вертолетной отрасли.

 

Что такое оффсетная программа?

Сергей Гореславский:  Прежде всего, мы создаем крупный сервисный центр по обслуживанию и ремонту, в том числе капитальному, вертолетной техники. Это значительно повысит качество эксплуатации и, соответственно, надежность наших вертолетов. Всего различных винтокрылых машин российского производства в Перу работает более сотни. Основные их эксплуатанты - военные. Вертолеты активно используются в борьбе с последствиями стихийных бедствий, борьбе с наркотрафиком, и террористическими группами. Наши "Ми" очень хорошо показали себя в труднодоступных горных районах страны.

 

Бытовало мнение, что советское вооружение в Западном полушарии было только на Кубе, и поставлялось оно туда бесплатно. Для многих стало откровением, что в армии Перу с семидесятых годов ХХ века есть танки, самолеты, вертолеты, средства ПВО советского и российского производства. Универсальные многоцелевые автомобили очень популярны во многих странах Латинской Америки - именно как военные грузовики. Вертолеты давно служат в Никарагуа, Колумбии и Мексике. Как еще в советское время удалось проникнуть на закрытый ранее рынок оружия?

Сергей Гореславский: Действительно, первой была Куба. Далее - Перу, где в 1968 году в результате военного переворота, к власти пришло по тогдашней терминологии "прогрессивное военное правительство" во главе с Веласко Альварадо. Был взят курс на диверсификацию закупок вооружения. То есть наряду с традиционными поставщиками из США и Западной Европы на рынке этой страны появились и представители СССР.

В течение 1970-1980-х годов в Перу было поставлено большое количество советского вооружения: авиационного, бронетанкового, стрелкового, систем ПВО. В целом, по нашим оценкам, на сумму  более миллиарда долларов, что явилось настоящим прорывом на латиноамериканский рынок.

В 1990-х годах большую партию вертолетов Ми-17 закупила Колумбия. Они оказались наиболее оптимальными для борьбы с местными наркобаронами и их военизированными группировками. Одновременно Мексика приобрела большое количество Ми-17. В настоящее время в Латинской Америке эксплуатируется, в основном вооруженными силами, около четырехсот вертолетов Ми-17 различных модификаций.

В последние годы большой интерес к российским вертолетам проявляет Бразилия. Туда уже поставлены боевые Ми-35М и гражданские версии Ми-17. Бразилия стала первой страной, заявившей о желании закупить новейшие Ка-62. Мы рассматриваем эту страну как одну из самых перспективных не только в сфере военно-технического сотрудничества, но и с точки зрения совместного развития высоких промышленных технологий. Этому способствует и совместное членство в БРИКС.

Надо отметить, что не только чисто боевая техника востребована на латиноамериканском рынке. Там с большой охотой покупали как тяжелые автомобили "Урал", так и легковые "Лады". Всего с середины 1980-х до начала 1990-х годов было продано более ста тридцати тысяч "Лад", и спрос на них сохраняется, что для многих покажется удивительным. Сейчас существенно вырос интерес к "КамАЗу". Особенно после очередной победы в ралли "Дакар", проходящем в последние годы в Южной Америке. Сейчас мы планируем представить различные модификации "КамАЗа", включая и автомобили военного назначения, на предстоящей в марте 2014 года в Чили Международной выставке вооружений FIDAE-2014. А также провести предметные презентации этого автомобиля в Перу и Эквадоре.

 

Сергей Степанович, вы как переводчик познакомились с советской военной техникой еще студентом МГИМО во время практики в Перу в 1978 году. А профессиональным торговцем вооружением стали в начале 2000-х, приступив к работе в "Рособоронэкспорте". У вас сложились хорошие деловые и очень теплые личные отношения с Уго Чавесом. Это как-то облегчало вашу работу?

Сергей Гореславский: С одной стороны облегчало, а с другой - повышало ответственность. Чавес, как и Фидель, уникальное явление в Латинской Америке. В человеческом плане Чавес проявлял исключительное внимание и доброту к собеседнику. Когда президент Венесуэлы узнал, что умерла моя мама, а это было в начале очень серьезных переговоров с его участием, он скорректировал их проведение и дал мне возможность слетать на похороны. При этом от своего имени он заказал  погребальный венок. Я, конечно, был тронут. И скажите, как после этого я мог быть неискренен в ведении переговоров, в чем-то покривить душой?

 А ведь личные симпатии или антипатии очень сильно влияют на конечный результат любых дипломатических переговоров, в том числе военно-технических.

Нам действительно удалось заключить с Венесуэлой по-настоящему прорывные контракты, благодаря непосредственной поддержке со стороны Чавеса, с самого начала проявлявшего исключительную симпатию и доброе отношение к России, ее руководству и ко всему российскому народу.

Венесуэла первой в мире получила боевые вертолеты Ми-35М, мощнейший зенитно-ракетный комплекс "Антей-2500". ПВО этой страны сейчас оснащены одними из лучших в мире (в своем классе) зенитно-ракетными комплексами "Печора-2М" и "Бук-М2Э". Также были поставлены истребители Су-30МК2, реактивные системы залпового огня "Смерч", 152-мм самоходные артустановки МСТА-С. Сегодня по техническому оснащению вооруженные силы Боливарианской Республики Венесуэла - одни из самых мощных в Южной Америке.

 

А есть ли какие-то чисто латиноамериканские особенности у тех, с кем приходится вести переговоры в Западном полушарии?

Сергей Гореславский: Есть, конечно. Приведу такой пример. С начала 2000-х мы активно работали над контрактом по поставке в Венесуэлу вертолетов Ми-17В-5, Ми-35МЭ и Ми-26Т. Это была первая в истории военно-техничеcкого сотрудничества с этой страной сделка, тем более такая крупная. Все шло непросто и долго. Они изучали нас, мы их.

В ноябре 2004 года в Москве в присутствии президентов России и Венесуэлы контракт был подписан. Мы ликовали! И вдруг в декабре венесуэльцы заявляют: контракт хоть и заключен, но его надо слегка подправить, как они выразились: "отполировать". На деле же выяснилось, что речь идет о существенных корректировках контрактных условий, под предлогом их приведения в соответствие с местным законодательством.

Работали с венесуэльцами сутками напролет - даже в рождественские и новогодние дни. Вот вам и их обещание слегка "полирнуть".

Тогда мы сделали все, что было возможно - задачу, поставленную руководством, выполнили. И 10 марта 2005 года Сергей Викторович Чемезов, который на тот момент был гендиректором "Рособоронэкспорта", в Каракасе подписал этот первый, без преувеличения, исторический контракт.

Хотел бы привести еще один пример. Мне пришлось возглавить переговоры по следующему оружейному контракту - на этот раз по поставкам в Венесуэлу автоматов Калашникова. Он был подписан в мае 2005 года. Со стороны венесуэльцев переговоры возглавлял один темпераментный полковник. Он мне сразу сказал, что все наши разговоры фиксируются видеокамерой, а отснятый материал потом просматривает его начальник - генерал. Так вот, случалось, полковник вскакивал, поворачивался лицом к объективу и эмоционально восклицал: мой генерал! вы же видите, как неуступчив сеньор Серхио, а я стою на своем! Потом переговоры продолжались в обычном режиме.

 

Мы знаем, что Уго Чавес и Михаил Калашников были лично знакомы и что президент Венесуэлы, можно сказать, боготворил великого русского оружейника.

Сергей Гореславский:  Это действительно так. Я имел высокую честь участвовать в организации встречи Уго Чавеса и Михаила Тимофеевича Калашникова в Каракасе в июле 2006 года, где они и познакомились. Навсегда запомнилось то особое почтение, с которым президент Чавес беседовал с великим русским конструктором. Впоследствии президент Венесуэлы дважды посетил Ижевск, где каждый раз встречался с Михаилом Калашниковым. Лучшей рекламы своему оружию конструктор не мог и желать.

А что касается автомата и его качеств, венесуэльские военные выставили при тестировании оружия такие жесткие требования, которые, уверен, не выдержал бы ни один автомат в мире. Так, например, особо тщательным испытаниям подвергся ствол автомата - при настреле не менее 10 тысяч выстрелов он уверенно сохранял свою стойкость. Самым жестким испытаниям была подвергнута работа автоматики в экстремальных климатических условиях. АК-103 успешно прошел все испытания и по совокупности показателей продемонстрировал наилучшие результаты по сравнению с конкурентными предложениями.

Все разговоры о том, что Россия хотела поставить в Венесуэлу некондиционное оружие, не соответствуют действительности.

Боевая машина поддержки танков "Терминатор-2" становится звездой всех оружейных салонов. Фото: ИТАР-ТАСС

 

Какие новинки мы можем предложить на рынке вооружений?

Сергей Гореславский: К новейшим образцам российских вооружений и военной техники относятся: учебно-боевые самолеты Як-130, истребители Су-35. Могут быть востребованы различные системы ПВО. Военно-морскую технику, производимую в нашей стране, сейчас активно изучают представители ВМС всех стран региона. Конечно же, российские вертолеты по-прежнему пользуются большим спросом в странах Латинской Америки.

По моему мнению, вооруженные силы стран Западного полушария, в некотором смысле, задержались с перевооружением современными образцами, отстав от ряда стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. И это во многом определяет перспективы оружейного рынка региона, емкость которого, по нашим оценкам, может достичь не менее 40 миллиардов долларов на перспективу ближайших 5-10 лет. Есть за что сражаться.

И хочу сказать, что поставки нашего вооружения в ту или иную страну не только приносят экономическую выгоду, они укрепляют и политические позиции России.

 

Аналитика

Александр Орлов, Илья Ильин

Усушка Sukhoi Superjet

Минпромторг сокращает планы по производству авиатехники

Газета.Ru,  05.02.14

Минпромторг намерен сократить планы по производству российской авиатехники на 30%, а финансирование ФЦП "Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года" - на 5,3%. Это делается на фоне и без того неблагоприятной ситуации в авиационной отрасли.

Министерство промышленности и торговли предлагает пересмотреть программу финансирования производства отечественной авиатехники. Согласно разработанному Минпромторгом проекту "О внесении изменений в ФЦП "Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года", в следующем году финансирование авиационных проектов будет уменьшено на 5,3%, а планы по производству авиатехники на 2014-2015 годы снижены на 30%, с текущих 83 единиц до 58.

В федеральной целевой программе (ФЦП) предлагается сконцентрироваться на шести приоритетных авиапроектах: ближнемагистральном Sukhoi Superjet 100, ближнесреднемагистральном "Иркут МС-21", а также на перспективном проекте нового самолета под названием "Самолет-2020". В сегменте винтокрылых машин поддержку получат проект перспективного многоцелевого вертолета Ка-62, разрабатываемый ОАО "Камов", многоцелевой вертолет средней дальности Ми-38, а также программа перспективного скоростного вертолета (ПСВ), предполагающая параллельную разработку двух аппаратов - Ми-Х1 конструкторского бюро Миля и Ка-92 конструкторского бюро Камова.

Финансирование перспективных проектов самолетов подвергнется серьезному пересмотру. На завершение НИОКР по проекту Sukhoi Superjet в 2014 году предлагается выделить вместо ранее запланированных 900 млн руб. только 624 млн. В 2015 году объем финансирования еще больше уменьшится: с 780,7 млн руб. до 580,67 млн. Затраты на "Иркут МС-21" будут сохранены, правда, 650 млн из запланированных 17,7 млрд руб. будут перенесены с 2014 года на 2015-й. В итоге финансирование проекта нового ближнесреднемагистрального самолета на этот год составит всего 15,5 млрд руб. Бюджет на создание "Самолета-2020" также подвергнется сокращению: в 2014 году на него выделят 685 млн руб. вместо ранее обещанных 785 млн, а в 2015-м финансирование проекта сократится вдвое и составит всего 1,48 млрд руб.

Всего по федеральной целевой программе на развитие гражданской авиатехники России предлагается потратить в 2014 году 43,2 млрд руб. вместо 45,5 млрд, а в 2015 году - 45,9 млрд руб. вместо 48,42 млрд руб.

Это уже не первая корректировка планов по производству российской авиатехники в следующие два года. В декабре 2013-го правительство приняло решение сократить выпуск самолетов и вертолетов с 100 единиц до 83.

Таким образом, в случае принятия новой редакции федеральной целевой программы планы по производству авиатехники на 2014-2015 годы сократятся более чем на 40%.

Внесение Минпромторгом изменений в федеральную программу продиктовано объективными причинами, отмечают опрошенные "Газетой.Ru" эксперты. "Можно предположить, что эта коррекция связана с той динамикой продаж, которая прогнозируется, с портфелем и прогнозом заказов", - сказал "Газете.Ru" главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. "Речь идет просто о приведении цифр, которые были в прошлой редакции ФЦП, в соответствие с объективной реальностью, - соглашается независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко. - Пересмотр производственных показателей происходит уже не первый раз и даже не второй. Мы уже с 2010 года должны были производить по 60 авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 в год. Естественно, что по факту темпы производства пересматриваются.

Фактически в России SSJ-100 производятся мелкосерийно и Ан-148 - эпизодически, вся остальная авиатехника, несмотря на то что в программе она есть, по факту не производится".

Сейчас ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 является чуть ли не единственным отечественным проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке составила более 53%. Другие проекты отечественных авиапроизводителей находятся только на стадии разработки.

"Проект "Самолета-2020" не понятен ни для кого. Даже не только что это такое, а что это за концепция. МС-21 действительно разрабатывается. Однако сроки реализации его несколько сдвигаются (сама ОАК этого не подтверждает). Тот же Ан-148 должен был производиться куда более быстрыми темпами. Но пока все достаточно плохо. Есть еще Ту-204СМ, но он не только не пошел в серию, он даже в производство не пошел", - сетует Крамаренко.

Проект Ту-204МС - модернизированной версии среднемагистрального пассажирского самолета, разработанного еще в начале 1990-х в ОКБ Туполева, - может и не увидеть свет. В начале февраля Межгосударственный авиационный комитет (МАК) заявил, что рассматривает возможность остановки сертификата производства "в связи с вскрытым дефектом силовой конструкции стабилизатора на этих самолетах".

О наличии проблем в авиастроении говорят и в Минтрансе. "У нас дефицит самолетов отечественного производства, - говорил в интервью "Газете.Ru" министр транспорта России Максим Соколов. - Только в прошлом году их было произведено 16, с учетом и Ту-204, и Ан-148, и Superjet. В следующем году, наверное, эта цифра будет чуть больше, порядка 30".

Пока Минпромторг, несмотря на сокращение затрат, еще в состоянии поддерживать отечественных производителей. Однако ситуация может резко ухудшиться в последующем. "Вступление в ВТО наложило серьезные ограничения на возможности правительства использовать те или иные механизмы поддержки промышленности, - говорит Олег Пантелеев из "Авиапорта". - Сегодня Минпромторг не может уже закладывать на, предположим, 2016 год прямое бюджетное финансирование опытно-конструкторских работ по самолету или вертолету. Можно будет финансировать научно-технический задел, причем, по сути, это будет происходить через авиационную науку, а все остальное - только с использованием так называемого возвратного бюджетного финансирования и других форм, не противоречащих требованиям ВТО".

Тарас Фомченков

Подрезали крылья

Ту-204 могут снять с производства

Российская газета, 05.02.14

Единственный российский среднемагистральный самолет может быть выведен из парка всех авиакомпаний России из-за дефекта в конструкции. Об этом идет речь в сообщении пресс-службы Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Впрочем, на расписании рейсов в гражданской авиации это почти не отразится, уверены эксперты "РГ".

"Авиарегистр МАК в связи с обращениями Росавиации и Ространснадзора по вскрытому дефекту силовой конструкции стабилизатора на самолетах Ту-204 в ряде зарубежных и российских авиакомпаний принимает необходимые меры в сфере своих полномочий, в том числе рассматривает целесообразность приостановки действия Сертификат производства этих самолетов", говорится в сообщении.

Надо сказать, что проблемы с этими самолетами уже были. Из совсем недавних - в 2012 году борт, принадлежащий одной из российских авиакомпаний, при приземлении во Внуково выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, после чего развалился. Погибли 4 человека. И этот случай не единичный - как сообщали в Росавиации, похожая ситуация произошла 21 декабря 2012 года в аэропорту Толмачево (Новосибирск), когда после касания ВПП не включился реверс обоих двигателей и не сработала система торможения.

Самолет сам по себе неплохой и вполне может конкурировать с зарубежными аналогами, признал председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. "В то же время если запрет на производство будет все-таки реализован, то в результате мы получим отсутствие запасных деталей, механизмов, электроники или задержку их поставки. Почему? Потому что заводы для малого количества самолетов, которые уже есть в небе, работать не будут, так как это просто нерентабельно", - рассказал он корреспонденту "Российской газеты".

Особенно это коснется тех авиакомпаний, для которых Ту-204 составляет основу авиапарка, считает Олег Смирнов. Возникает еще одна проблема, продолжает эксперт. "Российских аналогов у Ту-204 не останется, так как еще одна российская новинка "Сухой Суперджет" - ближнемагистральный самолет, а суперсовременный проект МС-21, который может заменить Ту-204, еще не реализован даже в макете. "В то же время указанный дефект вполне может привести к тому, что в дальнейшем будет и запрет на эксплуатацию", - предположил Смирнов. И добавил, что выявленный только через 20 лет с начала производства дефект такого уровня связан с тем, что раньше, возможно, не было условий, чтобы провести такую диагностику, да и рождение самолетов пришлось на лихие 90-е. Теперь же есть надежда, что проблему все-таки можно будет решить с применением самых современных технологий, и тогда Ту-204 еще полетает.

Тем временем

Кроме этого, МАК обратил внимание и на проблемы с самолетами Sukhoi Superjet 100.

"В связи с обращением руководителя Росавиации по вопросу существенного увеличения количества авиационных инцидентов с самолетами RRJ-95B (Sukhoi Superjet 100 ) МАК направил в Объединенную авиационную корпорацию обращение по проблемам, связанным с безопасной эксплуатацией этих самолетов и отсутствием результатов расследования инцидентов, проводимых Росавиацией с участием заинтересованных организаций", говорится в сообщении комитета.

Василий Сычев

Симметричный ответ, дорого

Российские компании улучшили позиции на мировом рынке вооружений

lenta.ru, 4.02.14

Продажи вооружений и военной техники ста крупнейших оборонных компаний мира по итогам 2012 года составили 395 миллиардов долларов, сократившись по сравнению с предыдущим годом на 4,2 процента. К такому выводу пришли аналитики Стокгольмского института исследования проблем мира. Вопреки общему спаду объемов продаж, которому сильнее всего подверглись американские компании, российские предприятия показали рост, причем некоторые значительно укрепили свои позиции в рейтинге. Благодарить за это надо скорее не иностранных заказчиков, а Министерство обороны России.

Объемы продаж вооружений и военной техники крупнейших компаний мира сокращаются на протяжении последних нескольких лет. Например, в 2011 году падение составило 6,6 процента по сравнению с годом ранее. Во многом этому способствуют продолжение глобального финансово-экономического кризиса и сокращение военных расходов, предпринимаемое многими странами. В 2012 году к этим причинам сокращения прибавилась еще одна — в конце 2011 года США ушли из Ирака, сократив объемы закупки вооружений. Тем не менее, как отмечает в своем исследовании Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI), продажи оборонных предприятий на 29 процентов превысили показатели 2003 года.

Вопреки тенденциям

В рейтинге представлены 42 американские компании, на которые в 2012 году приходились 58 процентов общих продаж всех учитываемых предприятий. Еще 30 компаний — европейские; их доля в общем объеме продаж составила 28 процентов. В список, составленный SIPRI, попали и шесть российских предприятий (не считая «Сухого», также включенного в список, но не получившего места в рейтинге), объем продаж которых два года назад составил 19,6 миллиарда долларов, или 5,6 процента от общего объема реализованной участниками рейтинга продукции военного назначения. Для сравнения, годом ранее предприятия России продали оружия на 15,2 миллиарда долларов.

Все представленные в списке российские оборонные компании показали значительный рост продаж, превосходящий 20 процентов. Исключение составляет только Объединенная авиастроительная корпорация (в ее состав входит «Сухой», по этой причине не получивший места в списке); ее продажи по сравнению с 2011 годом выросли «всего» на 40 миллионов долларов до 4,44 миллиарда. По оценке SIPRI, рост продаж российских предприятий был обусловлен как успехами на рынке оружейного экспорта (по данным «Рособоронэкспорта», в 2012 году были подписаны экспортные контракты на общую сумму в 17,6 миллиарда долларов), так и существенным внутренним заказом.

В настоящее время правительство России занимается реализацией госпрограммы вооружений, рассчитанной на десять лет и действующей с 2011 года. Этим документом предусмотрены расходы на модернизацию Вооруженных сил в размере 23 триллионов рублей (650,4 миллиарда долларов), из которых три триллиона планируется потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Именно благодаря этой программе российские предприятия, по оценке SIPRI, смогли показать столь существенный рост продаж, который сохранится и в предстоящие годы. С 2016 года в России будет принята новая госпрограмма вооружений на период до 2025 года.

В целом, наибольший объем продаж среди российских компаний показал концерн ПВО «Алмаз-Антей», реализовавший в 2012 году военной продукции на 5,51 миллиарда долларов. По сравнению с 2011 годом, это предприятие поднялось в рейтинге SIPRI на восемь строчек и заняло 14-е место. По данным Стокгольмского института, компания из России заняла столь высокую позицию в рейтинге впервые с 2002 года, когда российские предприятия были включены в список. В 2011 году «Алмаз-Антей» продал продукции военного назначения на общую сумму в 3,86 миллиарда долларов. ОАК в списке опустилась на одну строчку и заняла 18-е место с объемом продаж, как уже говорилось, в 4,44 миллиарда долларов (4,4 миллиарда — годом ранее).

Холдинг «Вертолеты России» в 2012 году продал военной техники на 3,52 миллиарда долларов, поднявшись с 35-го на 25-е место. Годом ранее результат этой компании составил 2,74 миллиарда долларов. Росту показателей компании способствовала закупка США вертолетов Ми-17 для Афганистана и крупный контракт с Ираком на поставку, в том числе, Ми-28НЭ. Объединенная двигателестроительная корпорация заняла в рейтинге 38-е место, за год поднявшись на 11 позиций. Ее продажи составили 2,5 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 1,56 миллиарда. Хотя это предприятие (как и «Вертолеты России») входит в холдинг «Оборонпром», в рейтинге оно участвует как самостоятельная компания, поскольку SIPRI не удалось найти открытые данные по продажам материнской компании.

Объединенная судостроительная корпорация продала военной техники на 1,95 миллиарда долларов (1,57 миллиарда в 2011 году) и заняла в списке SIPRI 46-е место (57-е — годом ранее). Наконец, военные продажи «Уралвагонзавода» в 2012 году составили 1,63 миллиарда долларов. Это предприятие заняло в рейтинге 53-е место, поднявшись сразу на 14 строчек. Годом ранее продажи компании составили 1,2 миллиарда долларов.

Российские компании в SIPRI Top 100

Компания

Продажи в 2012 году*

Продажи в 2011 году*

Позиция в рейтинге (2012/2011)

«Алмаз-Антей»

5510

3860

14/22

ОАК

4440

4400

18/17

«Вертолеты России»

3520

2740

25/35

ОДК

2500

1440

38/59

ОСК

1950

1570

46/57

«Уралвагонзавод»

1630

1200

53/67

* - в миллионах долларов

 

 

Выводы SIPRI о том, что рост продаж российских компаний был в значительной степени обусловлен увеличением объема закупок Министерством обороны России, косвенно подтверждаются и данными «Рособоронэкспорта». Так, в конце января 2014 года в интервью газете «Коммерсантъ» генеральный директор госкомпании Анатолий Исайкин заявил, что экспорт российских вооружений и военной техники в ближайшие несколько лет будет держаться на уровне 13 миллиардов долларов в год и сможет превысить отметку в 15 миллиардов долларов только после завершения основных поставок российским Вооруженным силам.

Лидеры

В десятку крупнейших оборонных компаний мира традиционно вошли семь американских предприятий, британское, европейское и итальянское. Совокупные продажи этих предприятий составили 205,53 миллиарда долларов, или 52 процента от общего объема реализованной всеми участниками рейтинга продукции. По сравнению с 2011 годом продажи лидеров сократились на 12,16 миллиарда долларов. Как уже было сказано, этому способствовали последствия глобального финансово-экономического кризиса, сокращение оборонных расходов и выход США из Ирака. Но этому есть и еще одна причина — подготовка к выводу войск НАТО из Афганистана, который должен завершится до конца 2014 года.

Наилучшие продажи показала американская компания Lockheed Martin, сумевшая реализовать военной продукции на 36 миллиардов долларов (36,27 миллиарда в 2011 году). Второе место занял концерн Boeing с продажами на уровне 27,61 миллиарда долларов (30,56 миллиарда годом ранее), а третье — британская BAE Systems с 26,85 миллиарда долларов (29,16 миллиарда в 2011 году). Компания Raytheon поднялась в списке с пятого на четвертое место с продажами на уровне 22,5 миллиарда долларов, а General Dynamics опустилась с четвертого на пятое, продав военной продукции на 20,94 миллиарда долларов.

Шестое место, как и годом ранее осталось за Northrop Grumman, которая сумела продать вооружений и военной техники на 19,4 миллиарда долларов. Седьмую строчку занял европейский концерн EADS с продажами на уровне 15,4 миллиарда долларов. Американская United Technologies поднялась с десятой строчки на восьмую (продажи — 13,46 миллиарда долларов), итальянская Finmeccanica опустилась с восьмого места на девятое (12,53 миллиарда), а L-3 Communications — с девятого места на десятое (10,84 миллиарда долларов). Вероятнее всего, десятка лидеров и по итогам 2013 года покажет сокращение объемов продаж все по тем же причинам.

 

SIPRI Top 10

Компания

Продажи в 2012 году*

Продажи в 2011 году*

Позиция в рейтинге (2012/2011)

Lockheed Martin

36000

36270

1/1

Boeing

27610

30560

2/2

BAE Systems

26850

29160

3/3

Raytheon

22500

22900

4/5

General Dynamics

20940

23330

5/4

Northrop Grumman

19400

20340

6/6

EADS

15400

16400

7/7

United Technologies

13460

11640

8/10

Finmeccanica

12530

14570

9/8

L-3 Communications

10840

12520

10/9

* - в миллионах долларов

 

 

Впервые в рейтинге SIPRI оказалась украинская госкомпания — «Укроборонпром», объединившая предприятия оборонного сектора. До этого момента украинские предприятия в рейтинг не включались, поскольку были разрозненными и не показывающими существенные продажи. Реализация же военной продукции объединенной компанией в 2012 году составила 1,44 миллиарда долларов. По этому показателю «Укроборонпром», созданный в 2011 году, занял 58-е место в рейтинге. Годом ранее совокупные продажи предприятий, вошедших в состав украинской госкомпании, составили 1,26 миллиарда долларов.

В целом можно предположить, что в 2013 году наметившаяся тенденция сокращения объемов продаж западных компаний продолжится. Прежде крупнейшим покупателем новых вооружений и военной техники этих предприятий выступали США. Однако теперь Соединенные Штаты ввели режим строгой экономии, постепенно сокращая военные расходы и отказываясь от различных программ закупки. В то же время Министерство обороны России продолжает наращивать объемы закупок военной техники по мере модернизации предприятиями производственных мощностей. Вкупе эти факторы позволяют говорить о том, что в 2013 году российские компании в рейтинге значительно улучшат свои позиции. Например, тот же «Алмаз-Антей» если и не войдет в десятку крупнейших «оборонщиков» мира, то, во всяком случае, максимально приблизится к ней.

Судебные разбирательства

Алексей Криворучек

МВД и ФСБ закрыли контрафактный завод оборудования для оборонки

Известия, 5.02.14

Легальный производитель электрических разъемов для подводных лодок, самолетов, ракет, торпед недосчитался контрактов на 138 млн рублей

Главное управление МВД по ЦФО передало в суд материалы дела по подделке оборудования, использующегося в военной технике. По мнению следователей, нелегальный завод с 70 станками нанес карачевскому заводу «Электродеталь» ущерб в 138 млн рублей. У фальсификаторов был обнаружен подлинный штамп военной приемки.

В конце 2012 года совместными действиями МВД и ФСБ была пресечена деятельность предприятия, расположенного поблизости завода «Электродеталь» (город Карачев Брянской области). По словам следователей, глава фирмы Виктор Ольшевский признался, что в 2009 году на 70 станках организовал производство копий электросоединителей, выпускаемых заводом «Электродеталь».

— Наш завод выпускает электрические разъемы, которые идут на все виды вооружений Российской армии — от подводных лодок, самолетов, ракет, торпед до спутников и радиолокационной техники. Мы поставляем их на 1,2 тыс. заводов военно-промышленного комплекса (ВПК), — рассказал «Известиям» генеральный директор завода Виталий Явельский. — По соседству с нашим предприятием находился завод, который выпускал такую же продукцию контрафактно, без службы технического контроля, без военной приемки. Подделав документы, штампы, они продавали эту продукцию на предприятия ВПК.

Согласно материалам дела, свою продукцию Ольшевский сбывал через трех посредников — ООО «Гранд», ООО «Техстрой», ООО «Проспект». Наладить деловые контакты ему помогал бывший маркетолог завода «Электродеталь» Павел Ходосов, отец которого ранее занимал пост директора предприятия. Продукция позиционировалась как детали оригинального производителя, а Ольшевский представлялся сотрудником «Электродетали».

Генеральный директор «Электродетали» сообщил «Известиям», что в течение нескольких лет завод получал рекламации, в том числе от оборонных предприятий, и оказывалось, что вызвавшие недовольство детали были подделками.

Как пояснили в Главном управлении МВД России по Центральному федеральному округу, куда были переданы материалы дела, партнеры обвиняемого сообщили, что о контрафакте им не было известно, претензий к качеству продукции они также не высказали.

Наряду с прочими уликами МВД изъяло штамп военной приемки — так называемый ромб. Однако продукции, на которой он был бы проставлен, не обнаружили. Поэтому Ольшевскому и его сестре Нине Исаковой предъявили обвинение лишь по ст. 180, ч. 3 Уголовного кодекса — «Незаконное использование чужого товарного знака». Им грозит до шести лет лишения свободы и выплата штрафа в размере до 500 тыс. рублей.

— «Ромб» можно наносить в последний момент перед отправкой продукции. Но следствие посчитало, что у нас недостаточно оснований «подтягивать» эту тему, — посетовал Виталий Явельский. — Если бы не серьезное давление со стороны службы безопасности концерна «Радиоэлектронные технологии» («Электродеталь» входит в концерн. — «Известия») на ФСБ, дела вообще бы не было. Предприятие работало на протяжении 7–8 лет, не в подвале. Его руководителю, который выпускал продукцию и практически не платил никаких налогов, вручали медали за трудовую доблесть.

По материалам следствия, поддельную продукцию покупали восемь предприятий. Некоторые из контрагентов обвиняемого так или иначе связаны с военно-промышленным комплексом — так, НТЦ «Механотроника» производит релейную защиту энергетических объектов ВПК, НПП «Алмаз» выпускает электронику для гражданской, военной и космической отрасли, ООО «Топаз-сервис» — измерительную аппаратуру для нужд ВПК.

Ольшевский заявил «Известиям», что его предприятие просто захотели вытеснить с рынка: завод «Электродеталь» является монополистом в своей сфере.

— Мне претензий на качество продукции не поступало. А на «Электродеталь» постоянно идут рекламации, буквально в прошлом ноябре пришли жалобы из-за крупной партии. Директор хотел это перекинуть на меня, но у меня уже всё год как опечатано, — сообщил обвиняемый.

По словам Ольшевского, о подделке деталей для военной техники речи быть не может и штампа со специальным знаком у него не было.

— В военку я никогда не лез, знаю, чем это пахнет, меня бы уже давно посадили, — рассказывает он.

Тем не менее представитель ГУ МВД по Центральному федеральному округу подтвердил «Известиям», что в ходе следствия такой штамп был изъят на квартире у родственника Ольшевского. 

По словам гендиректора «Электродетали», проблема куда шире, чем одно уголовное дело. В последние 20 лет многие предприятии ВПК выведены из строя, и их место попытались занять организации, выпускающие контрафактную продукцию двойного назначения. Силовые структуры уделяют недостаточно внимания подделкам такой продукции, убежден Явельский.

Зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев подчеркнул, что возрождаемый институт военной приемки нуждается в совершенствовании.

— Заслон из нескольких десятков тысяч военных представителей сделает неприемлемыми риски при производстве контрафактной продукции. Существующих норм законодательства здесь вполне достаточны. Важна правоприменительная практика. Главное — не жесткость наказания, а его неотвратимость, — сказал Владимир Гутенев.

В Брянском областном суде «Известиям» сообщили, что первое заседание по делу о контрафактных соединителях должно состоятся 13 февраля.

По словам представителей «Электродетали», за год без конкуренции со стороны Ольшевского (он сбывал соединители на 5–20% дешевле) предприятие увеличило объем сбыта по двум наименованиям соединителей более чем в 30 раз.

 

Финансовые новости

Вертолет в лизинг совместно с ВТБ24 Лизинг

Хелипорт "Москва", 05.02.14

"Хелипорт Москва" и ВТБ24 Лизинг (дочерняя компания банка ВТБ24) заключили партнерское соглашение, в рамках которого клиенты "Хелипорт Москва" получают выгодный и востребованный во всем мире финансовый инструмент для приобретения вертолетов.

По условиям программы максимальный срок лизинга до 5 лет. Минимальный авансовый платеж составляет 30%. Таким образом, при покупке вертолета Robinson R44 в лизинг на 3 года авансовый платеж составит около 6 млн. руб., а ежемесячный платеж - примерно 500 000 руб.

Каждому клиенту "Хелипорт Москва", решившему приобрести вертолет в лизинг, предоставляется персональный менеджер, который готовит пакет документов и занимается всеми необходимыми согласованиями с ВТБ24 Лизинг.

Лизинг вертолета позволяет сохранять значительные средства в обороте бизнеса, так как основная сумма выплачивается уже в процессе эксплуатации. К плюсам лизинга относится также возможность ускоренной амортизации и возмещение НДС со всей суммы лизинговых платежей.

Заместитель генерального директора по продажам "Хелипорт Москва" Мария Козинцева комментирует:

- "Хелипорт Москва" - это проект крупнейшего вертолетного центра в мире, и его значение для инвестиционного климата столицы и Московской области трудно переоценить. Закономерно, что ВТБ24 Лизинг - ведущий игрок в сегменте корпоративной розницы - стал нашим партнером. Для клиентов "Хелипорт Москва" это сотрудничество будет гарантировать надежность и выгодные условия при покупке вертолетов.

"В рамках этого проекта "Хелипорт Москва" осваивает новое бизнес-направление, являясь своего рода пионером в создании нового инфраструктурного комплекса. Мы надеемся, что, объединив усилия, мы сможем сделать такой современный финансовый инструмент, как лизинг, еще более привлекательным для тех, кто использует вертолеты для решения своих бизнес - задач", - говорит Николай Смирнов, руководитель по продажам и партнерским программам ВТБ24 Лизинг.

 

Новости авиакомпаний и аэропортов

Пятый самолет Sukhoi Superjet 100 передан мексиканской авиакомпании Interjet

ИНТЕРФАКС-АВН, 05.02.14

Пятый самолет Sukhoi Superjet 100 приземлился в Мексике 2 февраля и присоединился к флоту SSJ100 авиакомпании Interjet, сообщает пресс-служба компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС).

"Самолет (заводской номер 95034) после кастомизации в ангаре SuperJet International в Венеции (Италия) вылетел из аэропорта Марко Поло перегоночным рейсом в Толуку (Мексика), в аэропорт базирования авиакомпании Interjet. Данный рейс выполнялся с техническими остановками в Кефлавике (Исландия) и Бангоре (штат Мэн, США). Самолет еще раз подтвердил свои высокие летно-технические характеристики на маршрутах большой протяженности", - говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН" в среду.

С момента ввода в эксплуатацию, которая началась 18 сентября 2013 года, первые четыре самолета SSJ100 авиакомпании Interjet, продемонстрировали эксплуатационную надежность 99%, при этом самолеты находились в воздухе по 9 часов в сутки. На сегодняшний день самолеты SSJ100, находящиеся в эксплуатации у авиакомпании, налетали более 2500 летных часов по 7 направлениям в Мексике (Мехико, Торреон, Агуаскальентес, Кампече, Минатитлан, Сакатекас и Масатлан).

Шестой и седьмой самолет, планируемые к поставке в Interjet, находятся на стадии завершения кастомизации на производственных мощностях SuperJet International в Италии.

Interjet заказал 20 SSJ100 плюс 10 опционов на 93 пассажирских места (шаг кресла - 34 дюйма). Эксклюзивный и комфортабельный интерьер разработан итальянской компанией Pininfarina. SSJ100 разработан и построен ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" в партнерстве с Alenia Aermacchi с использованием самых современных западных технологий и систем, наряду с высоким уровнем комфорта, доступных в сегменте 100-местных самолетов.

SpiceJet закажет 38 самолетов Boeing на общую сумму $ 3,9 млрд

Газета.Ru, 05.02.14

Индийская авиакомпания SpiceJet, подконтрольная миллиардеру Каланити Маран, планирует заказать 38 самолетов Boeing 737 на сумму $3,9 млрд, пишет Bloomberg со ссылкой на источник.

По условиям сделки, компания купит 30 новых самолетов и заменит восемь имеющихся моделей Boeing 737 NG на модернизированную модель Boeing 737 Max. О сделке и ее условиях может быть объявлено уже на следующей неделе в Сингапуре на Air Show.

Покупка новых самолетов поможет авиаперевозчику сохранить лидерские позиции на внутреннем рынке страны.

Пресс-секретарь компании Boeing не комментирует возможную сделку. В SpiceJet не отвечают на запросы.

Авиационные происшествия

В Омской области разбился вертолет

Lenta.Ru, 05.02.14

В Омской области разбился вертолет Ми-2. По данным сибирского регионального центра МЧС, инцидент произошел в среду, 5 февраля, в 12:55 по московскому времени в рабочем поселке Тевриз.

При взлете вертолет зацепил здание, а затем упал и загорелся. Пилот Ми-2 успел эвакуироваться.

На место происшествия прибыли сотрудники МЧС и пожарные автоцистерны. К настоящему моменту пожар, возникший после крушения вертолета, уже ликвидирован.

 

ВВС

Поставки для ВВС

Иркутский бизнес-журнал, 5.02.14
Многофункциональные истребители Су-30СМ и учебнобоевые самолеты Як-130 поступят на вооружение морской авиации ВМФ России.

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, подводя итоги выполнения гособоронзаказа, сообщил, что в декабре 2013 года заключен контракт на поставку морской авиации ВМФ России первых партий истребителей Су-30СМ и учебнобоевых самолетов Як-130.

ОАО "Корпорация "Иркут" успешно выполняет заключенные в 2011 и 2012 гг. контракты на поставку ВВС России многофункциональных истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130. По результатам 2012 и 2013 годов предприятие в полном объеме и своевременно выполнило обязательства, предусмотренные государственным оборонным заказом.

В 2013 году ОАО "Корпорация "Иркут" передала Министерству обороны России свыше 30 многофункциональных истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130. Летный и технический персонал строевых частей и учебных центров ВВС РФ при содействии специалистов ОАО "Корпорация "Иркут" успешно осваивает новые машины. На самолетах Як-130 произведен первый выпуск курсантов.

 Истребители Су-30СМ поступили на авиационную базу Домна в Забайкальском крае.

Заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, посещая в августе 2013 г. Иркутский авиационный завод - филиал ОАО "Корпорация "Иркут", заявил: "За ближайшие два-три года мы должны сверстать гарантированный объем заказа для Иркутского авиазавода до конца действия "Государственной программы вооружений - 2020".

"К таким предприятиям, как "Иркут", нужно относиться серьезно, чтобы корпорация видела свою загруженность и могла строить планы до конца действия госпрограммы", - подчеркнул в ходе визита на ИАЗ Юрий Борисов.

Азербайджан вернет в строй истребители-перехватчики МиГ-25

Lenta.Ru, 05.02.14

Министерство обороны Азербайджана намерено провести ремонт и модернизацию истребителей-перехватчиков МиГ-25, а затем вернуть их в состав национальных ВВС. Как сообщает АПА со ссылкой на военные источники, самолеты пройдут модернизацию на Азербайджанском авиаремонтном заводе, который ранее выполнил аналогичные работы на МиГ-25 ВВС Алжира. В чем именно будет заключаться модернизация азербайджанских самолетов, не уточняется.

По словам источника агентства, на азербайджанские специалисты способны осуществить любые работы по модернизации МиГ-25. Азербайджан получил 48 истребителей-перехватчиков МиГ-25 после распада СССР, а затем в 1998 году приобрел восемь таких самолетов у Казахстана. В настоящее время полеты самолетов такого типа приостановлены. По разным данным, на хранении в Азербайджане находятся от десяти до 20 МиГ-25 в версиях перехватчика ПД и самолета-разведчика РБ.

Истребитель-перехватчик МиГ-25 был разработан в СССР в конце 1960-х годов и поступил на вооружение в 1970 году. Самолет способен развивать скорость до 3,3 тысячи километров в час и выполнять полеты на расстояние до 1,9 тысячи километров. Боевой радиус истребителя-перехватчика составляет около 700 километров. МиГ-25 оснащен четырьмя точками подвески для ракет класса "воздух-воздух".

 

БПЛА

Тегеранский технологический колледж гражданской авиации приступает к производству беспилотников

Iran.Ru, 05.02.14

Директор технических мастерских Тегеранского технологического колледжа гражданской авиации Фардад Изади во время встречи с журналистами сообщил, что при колледже создана специальная мастерская для производства беспилотных летательных аппаратов. По его словам, в колледже разработано два проекта беспилотников. На данный момент стадия проектирования уже завершена, и начинается подготовка к производству летательных аппаратов.

Фардад Изади отметил, что беспилотники производятся во многих странах и Ирану также удалось силами своих отечественных специалистов наладить производство таких аппаратов. В данной области иранскими специалистами достигнуты большие успехи, даже в условиях санкций.

Фардад Изади сообщил, что технологический колледж гражданской авиации за свою 60-летнюю историю стал одним из важных центров по подготовке специалистов, занимающихся эксплуатацией и ремонтом авиационной техники, электронного оборудования самолетов и средств связи. Его выпускники успешно работают в авиационной промышленности страны.

 

Международные новости и сотрудничество

Чехия ведет переговоры о лизинге истребителей "Грипен"

Военно-промышленный курьер, 05.02.14

В течение нескольких последних лет чешское министерство обороны проводит переговоры со Швецией о возобновлении договора о лизинге истребителей JAS.39 "Грипен " (JAS.39 Gripen), действие которого заканчивается в 2015 г. Для выработки окончательных условий аренды 14 истребителей (12 в одноместной и 2 в двухместной учебной версии) у Чехии остаются еще несколько месяцев, но предварительные пункты нового соглашения здесь уже известны и публикуются в чешских СМИ.

Как сообщается, проводившие переговоры представители "команды " прежнего министра обороны Властимила Пицека новое соглашение должно действовать 12 лет с 2015 по 2025 гг. и обойдется чешскому налогоплательщику в 16,823 млрд крон (свыше 800 млн дол), примерно на 3 млрд крон меньше, чем было заплачено за первые 10 лет аренды этих истребителей.

В случае, если общий налет на всех 14 машинах составит менее 2200 часов в год, Чехии придется выплачивать шведам штраф, размеры которого не уточняются. До сих пор взятые в лизинг чешские "Грипены " в год проводили в воздухе примерно 2000 часов.

Штраф придется платить и в случае, если один из самолетов разобьется или получит такие повреждения, что его уже нельзя будет вернуть в строй. Сумма выплат в таком случае составит 294,2 млн крон (около 15 млн дол) за каждую потерянную машину. "Если же "Грипен " будет потерян в бою, штрафные санкции не предусмотрены ", - пояснил здесь представитель минообороны Ян Пейшек.

Если Чехия решит расторгнуть договор до 2022 г., штраф составит 3,9 млрд крон (чуть меньше 200 млн дол), если же договор будет расторгнут позже, то сумма выплаты снизится до 2,8 млрд крон (около 170 млн дол).

Швеция в свою очередь готова подготовить для чешских ВВС 25 пилотов и 90 техников.

Чешские политики неоднозначно относятся к планам министерства обороны заключить второй договор о лизинге "Грипенов " на 12 лет. Противники этой сделки указывают на то, что эта машина уже является морально устарелой, поскольку первый "Грипен " поднялся в воздух еще в 1988 г. "В 2027 г., когда завершится договор о лизинге, эти самолеты прослужат в чешских ВВС уже 22 года. Тогда речь пойдет о сильно устаревшем морально самолете ", - пишет влиятельная газета "Лидове новины ".

Предстоящий лизинг сверхзвуковых истребителей ряд политиков критикует и с той точки зрения, что, по их мнению, маленькой Чехии вообще не нужна "столь дорогостоящая игрушка, как сверхзвуковая авиация ". Референдум на эту тему в настоящее время пытается организовать небольшая партия "Рассвет прямой демократии ", не сумевшая на внеочередных парламентских выборах 25-26 октября прошлого года преодолеть 5-процентный барьер и войти в парламент.

Bombardier получил заказы на восемь самолетов

JETS.ru, 05.02.14

Компания Bombardier сообщает о получении ею очередного крупного заказа на самолеты семейства Global. Заказчик, имя которого пока не разглашается, заключил твердый контракт на покупку восьми бизнес-джетов, из которых три Global 6000, два Global 7000 и три Global 8000.

Сделка оценивается примерно в 537 миллионов долларов на основе прайс-листа 2014 года, для судов в стандартной комплектации.

За последние две недели это - второй крупный заказ, полученный Bombardier: до этого рекордный контракт на покупку 38 самолетов бизнес-класса был заключен с лизинговой компанией IALT.

"Мы уверены, что тот мощный импульс, который был получен благодаря обновлению линейки продуктов Global, сохранит свою силу и в 2014 году, - говорит Эрик Мартель, президент Bombardier Business Aircraft. - Мы уверенно лидируем в своем классе бизнес-джетов, с точки зрения диапазона полета, современных технологий, внутреннего объема салона и комфорта для пассажиров".

Транспортник Super Hercules превратят в гражданский самолет

Lenta.Ru, 05.02.14

Американская компания Lockheed Martin подала в Федеральное авиационное управление США уведомительное письмо о программе разработки гражданской версии L-382J военно-транспортного самолета C-130J Super Hercules. Согласно сообщению компании, уведомительное письмо было направлено в управление 21 января 2014 года. Новый гражданский самолет будет предлагаться покупателям под индексом LM-100J.

По данным предприятия, в базовый проект самолета будут внесены некоторые изменения, которые позволят гражданским компаниям эксплуатировать его в качестве многоцелевого грузового самолета. Так же, как и C-130J, новый LM-100J сможет осуществлять взлет с коротких и неподготовленных взлетно-посадочных полос без помощи средств наземного обеспечения. В числе задач, которые сможет решать LM-100J - пожаротушение, грузоперевозки, медицинские и VIP перевозки.

Технические подробности относительно нового грузового самолета пока неизвестны. Создание гражданской версии военного транспортника является логичным шагом Lockheed Martin. Ранее эта компания продавала гражданским компаниям самолеты L-100, созданные на базе транспортников C-130 Hercules. В период с 1964-го по 1992 год на предприятии Lockheed Martin в Мариетте в Джорджии было выпущено более ста грузовых самолетов типа L-100.

Транспортники Super Hercules выпускаются в двух базовых версиях: обычной C-130J и удлиненной C-130J-30. Самолеты способны развивать скорость до 671 километра в час и выполнять полеты на расстояние до 5,3 тысячи километров. Грузоподъемность транспортников составляет 19-19,9 тонны в зависимости от версии. Они могут быть использованы для перевозки 92-128 пассажиров или 64-92 десантников в полной выкладке.

 

Разное

Летчики ЮВО отработают высший пилотаж на скорости 1000 км/ч

РИА "Новости", 05.02.14

Летчики авиабазы Южного военного округа (ЮВО), дислоцированной в Волгоградской области, отработают "бочки" и "горки" на модернизированных фронтовых бомбардировщиках Су-24М, сообщает в среду пресс-служба округа.

"В ходе специальных занятий летчики отработают вопросы при возникновении внештатных ситуаций, в случае отказа авиационной техники, при скрытном перемещении, действия по уклонению от атаки истребительной авиации условного противника в условиях радиоэлектронного подавления", - говорится в сообщении.

Также в ходе тренировочных полетов пилоты выполнят элементы сложного пилотажа и элементы группового пилотажа в составе пары, горизонтальные "бочки", виражи, пикированные горки с большими углами наклона, боевые развороты.

"Элементы пилотажа парами будут выполнены на малой и предельно малой высотах до 25 метров над землей на скоростях свыше 1000 километров в час. К выполнению данных элементов допускаются летчики с общим налетом не менее 450 часов", - отметили в пресс-службе ЮВО.

Такого рода специальная подготовка проходит ежегодно и предназначена для опытных летчиков первого и второго класса.

Новосибирские вертолетчики покажут навыки работы в нештатных ситуациях

РИА "Новости", 05.02.14

Пилоты вертолетов Ми-8 и Ми-24 Новосибирской авиационной базы армейской авиации Центрального военного округа (ЦВО) покажут навыки работы в нештатных ситуациях, а также уровень летной подготовки во время двухнедельных сборов, которые стартовали в Новосибирской области и Алтайском крае, сообщил РИА Новости в среду представитель пресс-службы ЦВО.

Двухнедельные сборы на повышение, а также на подтверждение квалификации стартовали у пилотов вертолетов Ми-8 и Ми-24 Новосибирской авиационной базы. На время сборов часть подразделений авиабазы будет перебазирована на тактический аэродром в Алтайский край. Часть останется в Новосибирске.

"На вертолетах Ми-8 и Ми-24 они выполнят упражнения, в ходе которых будет проверена слаженность экипажей. Офицеры отработают выполнение различных боевых задач, таких как перевозка грузов и десантирование личного состава. Особое внимание будет уделено действиям экипажей при нештатных ситуациях. Например, управление машиной с отказавшим двигателем", - сообщил представитель ЦВО.

Подобные сборы проводятся два раза в год. В них задействовано в общей сложности более 50 человек, из которых почти 30 - пилоты.

Кроме того, некоторым летчикам впервые предстоит выполнить тренировочные задачи на вертолетах Ми-8МТВ-3, модернизированных для выполнения миротворческих задач. Эта техника отличается от предшествующих моделей тем, что может выполнять полеты в любое время суток, в любых метеоусловиях, а также в горной местности.

Холдинг "Сухой" усиливает защиту от киберугроз

ИНТЕРФАКС-АВН, 05.02.14

Специальное защитное программное обеспечение обеспечит комплексную безопасность корпоративной сети авиационного холдинга "Сухой", сообщает пресс-служба холдинга.

В частности, специальные IT-решения будут защищать информационные системы головного офиса "Сухого" в Москве, его опытно-конструкторского бюро - ОКБ Сухого, авиационных заводов в Новосибирске и Комсомольске-на-Амуре, а также зарубежных представительств, говорится в сообщении, поступившем в "Интерфакс-АВН" в среду.

В нем отмечается, что помощь в реализации проекта оказывает партнёр "Лаборатории Касперского" - системный интегратор Merlion Projects.

Благодаря поставке защитного программного обеспечения ключевые информационные системы "Сухого" будут защищены от всех видов современных киберугроз. В частности, IT-решение обеспечит безопасность рабочих станций и серверов, а также позволит свободно обмениваться информацией внутри корпоративной сети и за её пределами, говорится в сообщении.

Стремясь к повышению эффективности, в компании "Сухой" осуществлены значительные преобразования в IT-структуре. Особое внимание было уделено вопросам обеспечения единых стандартов информационной безопасности во всех структурах холдинга. В современных условиях, когда вся разработка ведётся в электронном виде, а производственные процессы стали почти полностью автоматизированными, любые угрозы и атаки на информационные системы могут представлять серьезную угрозу для предприятия.

Ирина Белозуб

Четыре самых необычных самолета Калинина

Smartnews.ru, 05.02.14

5 февраля 1887 года родился Константин Калинин - советский авиаконструктор, создатель первых советских серийных пассажирских самолетов и пилот, организовавший и возглавивший авиационное конструкторское бюро в Харькове, где были созданы пассажирские самолеты, обслуживавшие в 30-х годах авиалинии СССР, а также несколько опытных самолетов. Трагическая судьба талантливого авиаконструктора и его знаменитые самолеты серии "К" вошли в историю мировой авиации. Арест по обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже и последующий расстрел Калинина в 1938 году отразился на путях развития отечественной авиации. Авиаконструктор был реабилитирован посмертно в 1955 году. Мы решили рассказать о самых необычных самолетах, построенных по проектам авиаконструктора Калинина.

К-7

Одной из самых интересных разработок Калинина стал самолет-гигант К-7 - крупнейший советский самолет многоцелевого использования своего времени. Был разработан бомбардировщик, десантный и тяжелый пассажирский самолеты. Первый полет К-7 по кругу состоялся в Харькове 21 августа 1933 года. Пилотировал машину экипаж во главе с летчиком-испытателем М.А. Снегиревым. В первом полете на борту К-7 находился и сам конструктор Калинин. Самолет был значительно больше самого крупного на то время серийного советского бомбардировщика Туполева ТБ-3. Размах крыла достигал почти 53 метра, а взлетная масса - 38 тонн. Военный вариант самолета представлял собой настоящую "летающую крепость", которая появилась на девять лет раньше американского "Боинга" Б-17. К-7 принимал на борт, в специальные отсеки внутри крыла, от 9,9 до 16,6 т бомб. В десантном варианте он мог перевозить 112 парашютистов, а на внешней подвеске, между тележками шасси, - транспортировать танк массой 8,4 т или другую аналогичную технику. Гражданский вариант К-7 предполагал перевозку до 128 пассажиров в удобных креслах, или до 64 пассажиров в классе "люкс". Осматривать местность пассажиры могли через окна в передней кромке крыла и иллюминаторы, вмонтированные в пол кабины.

Еще одна идея Калинина - для создания каркаса самолета применить хромомолибденовые трубы. Это был первый случай применения таких труб в СССР. Хромомолибденовые трубы в Советском Союзе не производились, а закупать за рубежом было очень дорого. Данный самолет своим появлением дал толчок всему отечественному самолетостроению - хромомолибденовые трубы начал изготавливать и выпускать металлургический завод в Днепропетровске.

К-7 проходил летные испытания в 1933 году, и КБ Калинина получает заказ на строительство двух машин: гражданского и военного назначения. Однако в связи с выявленными недостатками конструкции, а также катастрофой первого изготовленного самолета во время испытаний на максимальную скорость, в которой погибли 15 членов экипажа, строительство двух новых образцов машины было приостановлено, а затем все работы над самолетом К-7 прекращены. Тем не менее, несмотря на то, что в Военно-воздушных силах и гражданской авиации самолет не применялся, К-7 вошел в историю мировой авиации как смелый шаг, поскольку подобных самолетов в то время не существовало ни в одной стране мира.

К-12

Экспериментальный самолет необычной бесхвостой схемы К-12 начали разрабатывать в 1933 году в Харьковском КБ. Предполагалось, что К-12 сможет длительное время находиться во фронтовом небе и выполнять функции легкого бомбардировщика, войскового разведчика, корректировщика, фотосъемщика, а если нужно, то и транспортно-санитарного самолета. Максимальная скорость машины должна была составлять 250 км/ч на высоте 3000 м, радиус действия 350 км, бомбовая нагрузка 300 кг.

Сборка самолета начинается в 1936 году на заводе в Воронеже, и в июле 1936 года К-12 выполняет свой первый полет. В 1937 году К-12, раскрашенный под жар-птицу, впервые показали на воздушном параде в Тушино, где он производит сильное впечатление на присутствующих на параде членов правительства и командование РККА.

Во время государственных испытаний летчики отметили, что самолет бесхвостой системы имеет хорошую устойчивость и управляемость, а его взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать машину практически на любом аэродроме. Никакая другая из бесхвосток не получила на испытаниях столь высокой оценки, и самолет был рекомендован к серийному производству. Самолет был построен в нескольких экземплярах, однако вскоре после ареста и расстрела Калинина приказом наркома оборонной промышленности все работы по производству К-12 были прекращены.

В историю авиации К-12 вошел как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы, отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени. В 1958 году английский журнал "Эйр пикториэл" признал "Жар-птицу" "прототипом всех современных сверхзвуковых самолетов".

К-10

Разработанный в 1931 году самолет К-10 предназначался для применения в качестве легкого связного, сельскохозяйственного, спортивного или учебно-тренировочного самолета. К-10 имели смешанную конструкцию и складывающиеся крылья, позволяющие перевозить его не разбирая и хранить в небольших постройках. Крылья характерной эллиптической формы обеспечивали хорошую устойчивость самолета. Вмонтированные в крылья бензобаки вмещали запас горючего на восемь часов полета. Самолет был оснащен мотором М-11 мощностью в 100 л. с. Шасси снабжены обтекателями и тормозами колес, что улучшало посадочные характеристики. Из-за маломощного мотора на испытаниях самолет смог развить скорость лишь 175 км/ч. В 1932 году была сделана попытка облегчить машину — вместо капота на двигатель установили кольцо Тауненда, с шасси сняли обтекатели, но и в таком виде К-10 не стал производиться серийно.

К-3

Самолет К-3, созданный в Харьковском конструкторском бюро в 1927 году, стал первым в истории отечественной авиации специализированным транспортным средством - воздушной скорой помощью. К-3, получивший прозвище "Санитарка", разрабатывался по образцу цельнометаллического самолета К-2 по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Санитарка получила традиционное высокорасположенное эллиптическое крыло, характерное для самолетов Калинина, и стальной фюзеляж. Кабина, кроме пилота и бортмеханика, вмещала носилки, устанавливаемые в два яруса, и одного врача. Стенки кабины обшивались теплым звукопоглощающим войлоком с подогревом от двигателя. Сама кабина проветривалась двумя вентиляторами, а в проходе разместили плафоны электроосвещения. Пол и все устройства санитарного отсека позволяли регулярно проводить тщательную очистку и дезинфекцию.

В начале декабря 1927 года установленный на лыжи К-3 своим ходом прибыл из Харькова в Москву. На Центральном аэродроме самолет совершил несколько полетов с представителями санитарных служб, продемонстрировав легкий взлет и посадку, отличные устойчивость и управляемость в полете. С полной нагрузкой "Санитарка" развивала среднюю скорость полета свыше 150 км/ч. В 1928 году журнал "Авиация и химия" назвал К-3 "большой победой советской авиационной техники". В 1928-1930 годах на нем доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек: хороший показатель для того времени.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь