Новости СоюзМаш России

23.01.2014

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиационного двигателестроения

ВИАМ посетила делегация ОДК

ВИАМ, 23.01.2014

22 января 2014 года Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) посетила делегация ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" во главе с Генеральным директором Владиславом Евгеньевичем Масаловым.
В ходе визита гостям продемонстрировали экспериментально-исследовательскую и производственную базу ВИАМ. В частности, специалисты института ознакомили их с лабораторией химического экспресс-анализа жаропрочных сплавов, комплексами высокотемпературных и усталостных испытаний, литья монокристаллических лопаток ГТД, ГТУ и получения порошковых припоев, термообработки, керамических композиционных материалов и антиокислительных покрытий.
Кроме того, представители ОДК посетили участки ионно-плазменных покрытий, сертифицированного производства литой прутковой заготовки и изотермической штамповки жаропрочных сплавов, производства прецензионных препрегов.
В рамках визита состоялось совместное совещание по вопросам сотрудничества в области разработки и освоения новых материалов и технологий для перспективных двигателей.
Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Николаевич Каблов отметил: "ВИАМ осуществил большой комплекс работ по сохранению и развитию компетенции Российской Федерации в области создания новых материалов и технологий для авиационного двигателестроения". По словам Евгения Каблова, институт имеет современные сертифицированные малотоннажные производства, что позволяет обеспечить поставку различных материалов для успешной реализации важнейших государственных программ, в частности по производству перспективных двигателей ПД-14.
Генеральный директор ВИАМ также рассказал гостям о перспективных разработках института и стратегических направлениях развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года, которые были одобрены Научно-техническим советом при Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.
По итогам совещания стороны определили, что одним из приоритетных направлений в производстве газотурбинных двигателей является создание и внедрение интерметаллидных титановых сплавов и аддитивных технологий, предназначенных для изготовления деталей ГТД.

Новости авиастроения

"РТ-Химкомпозит" создал уникальный триплекс для вертолета Ка-62

Ростехнологии, 23.01.14

Холдинг "РТ-Химкомпозит" создал уникальный органо-органический птицестойкий триплекс для отечественного вертолета Ка-62. Это результат первого этапа проводимых опытно-конструкторских работ, итогом которых должно стать появление на отечественном рынке гетерогенного электрообогреваемого птицестойкого стекла.

Обнинское предприятие "Технология", входящее в холдинг "РТ-Химкомпозит", разработало изделие с уникальными характеристиками, сочетающими в себе легкость с превосходной прочностью. Остекление выдерживает столкновение с птицей при скорости вертолета 265 км/ч и на данный момент по совокупности качеств не имеет аналогов.

По мнению руководства "РТ-Химкомпозита", создание не имеющего аналогов триплекса является ключевым индикатором высокого научно-производственного потенциала холдинга.

В ближайшее время на модернизированном полигоне "Технологии" запланированы испытания уникального остекления. Для проведения испытаний на полигон будет доставлена носовая часть фюзеляжа вертолета. Проверка прочности остекления, установленного на штатном месте, сделает процесс оценки заявленных свойств максимально приближенным к реальным условиям.

Минпромторг рассчитывает привлечь средства ФНБ на проект "Ростеха" по легким самолетам

ИТАР-ТАСС, 23.01.2014

Минпромторг РФ рассчитывает до конца 2014 года согласовать с Минэкономразвития и Минфином привлечение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект "Ростеха" по легким самолетам. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.

"По этому проекту у нас было совещание с Белоусовым (Андрей Белоусов, глава МЭР, - прим. ИТАР-ТАСС). Есть поручение. Готовим обоснование, бизнес-план, работаем с банками, - сказал Слюсарь. - Думаю, в течение 2014 года вопрос мы должны решить".

Госкорпорация "Ростех" совместно с австрийской Diamond Aircraft Industries разрабатывает проект семейства новых легких самолетов на 9-19 мест.

"В этом году научно-исследовательские работы (по семейству новых легких самолетов - прим. ИТАР-ТАСС) заканчиваются демонстратором, потом переходим в опытно- конструкторские работы, сам самолет появится в 2017-2018 годах", - добавил замминистра.

По его словам, в целом разработка проекта оценивается в 10 млрд рублей. "Около 2 млрд у нас уже есть, порядка 8 млрд еще нужно привлечь, - сказал Слюсарь. - По проекту есть и собственные средства ("Ростеха" - прим. ИТАР-ТАСС), и проектное финансирование. И здесь мы рассматриваем, в том числе деньги ФНБ".

Отвечая на вопрос, какие еще проекты авиапрома рассматриваются в качестве претендентов на средства ФНБ, замминистра сказал: "Пока других проектов нет".

Согласно презентации "Ростеха", сама госкорпорация оценивает расходы по проекту примерно в 9,4 млрд рублей, в том числе 383 млн рублей собственных средств.

В 2013-2016 годах госкорпорация рассчитывает на заемное финансирование (в том числе средства ФНБ) - более 5 млрд рублей, которые направит на НИОКР по проекту, трансфер технологий, создание нового завода и сертификацию. Примерно 30% инвестиций (около 3 млрд рублей) - деньги из федерального бюджета, которые потребуются в 2016-2017 годах на завершение сертификации, приобретение части оборудования, создание системы технического обслуживания и ремонта. В 2016-2018 годах необходимы еще около 900 млн рублей для выхода производства на проектную мощность.

К 2030 году корпорация планирует поставить около 800 воздушных судов. Предварительная стоимость: 120 млн рублей за базовую версию 19-кресельного самолета и 80 млн рублей - за 9-кресельную.

Суммарный объем продаж по проекту в стоимостном выражении к 2025 году (без НДС) составит 51,4 млрд рублей. Накопленная чистая прибыль к 2025 году - 16,235 млрд рублей. Рентабельность продаж - 32%. Дисконтированный срок окупаемости проекта, по данным презентации "Ростеха", - 10,39 лет. Внутренняя норма доходности - 18,08%. Чистый дисконтированный доход около 1,248 млрд рублей.

 

 

 

Олеся Елькова

Минтранс приостановит разработку поисково-спасательного вертолета

Машину заменит Ми-171А2 в поисково-спасательной комплектации

Известия, 23.01.2014

Минтранс решил пока отказаться от идеи разработки специализированного оборудования для отечественного поисково-спасательного вертолета. Вместо этого с 2016 года планируется закупать новейший многоцелевой Ми-171А2 в поисково-спасательном исполнении производства «Вертолетов России».

Министерство предлагает изменить срок реализации опытно-конструкторской работы (ОКР) «Разработка комплекса специализированного оборудования авиационного поиска и спасания для оснащения поисково-спасательного вертолета на базе транспортного вертолета», говорится в документах ведомства. Речь идет о вертолетах, которые применяются для поиска и спасения пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, а также для эвакуации с места посадки космонавтов и космических аппаратов.

Изначально в рамках данной ОКР в качестве базового воздушного судна предполагалось использовать вертолет Ми-171А1. Но, объясняют в Минтрансе, холдинг «Вертолеты России» (входят в «Ростех») уже разрабатывает вертолет Ми-171А2 с цифровой кабиной. Анализ состава и комплектации этого вертолета показал, что 80% оборудования, которое должно быть в составе поисково-спасательного вертолета, и так планируется к установке на различных модификациях Ми-171А2. Остается дооснастить базовую версию системой пеленгации сигналов радиомаяков, геоинформационной поисковой системой, средствами визуального поиска и некоторым другим специализированным оборудованием, необходимым во время поисково-спасательных работ.

Поскольку это оборудование уже существует, «представляется целесообразным» ОКР приостановить, делает вывод Минтранс. А для поисково-спасательных работ рекомендовано серийно закупать Ми-171А2, предусмотрев в техзадании установку недостающего специализированного оборудования.

— На момент формирования федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009–2020 годы)» в России не производилось и не разрабатывалось транспортного вертолета в поисково-спасательном исполнении. Программой предусматривалось проведение ОКР. В период с 2010 по 2012 год финансирование ОКР не осуществлялось, и Росавиацией проводился анализ возможных путей выхода из создавшейся ситуации, — прокомментировали «Известиям» в Минтрансе.

Ведомство не берется пока оценить экономию на ОКР. Эти деньги предполагается потратить на закупку вертолетов для оснащения поисково-спасательных подразделений, рассказали в Минтрансе. Возможна закупка (правда, не ранее 2016 года) Ми-171А2 в различных вариантах исполнения в зависимости от климато-географических условий их планируемой эксплуатации. Более подробной информации в ведомстве не дали. Но всего под ОКР заложено 302,9 млн рублей в 2014–2020 годах, что недостаточно для серийной закупки вертолетов (один аналогичный вертолет может стоить сотни миллионов рублей).

Завершение сертификационных испытаний Ми-171А2 запланировано на II квартал 2015 года, рассказали в «Вертолетах России», с этого момента возможно серийное производство и первые поставки заказчикам. В настоящее время к данной модели проявляют интерес крупные компании-эксплуатанты вертолетной техники на внутреннем и внешнем рынках, говорят в компании. В составе оборудования, которое будет сертифицировано в комплексе с вертолетом, присутствует оборудование для выполнения поиска и спасения. Это позволит после завершения сертификационных испытаний применять вертолет в этой сфере.

— Вертолеты, по сути, многофункциональные машины, поэтому всегда так и делается: базовая версия вертолета дооснащается специальным оборудованием. Едва ли там существенны вмешательства в конструкцию, — комментирует главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Главная задача ОКР в данном случае — посмотреть, как специализированное оборудование взаимодействует с базовым, и пройти сертификацию.

В настоящее время спасательные службы в России и других странах применяют серийно выпускаемые вертолеты типа Ми-8/17.

Тимур Латыпов

Руководство Индии решило летать на казанских вертолетах

Специальные Ми-17 должны быть готовы к началу предвыборной кампании в индийский парламент

Бизнес-Online, 23.01.2014

Группа специальной защиты, обеспечивающая безопасность полетов индийского премьер-министра, определила Ми-17В-5 вертолетом для особо важных персон. Предположительно, в VIP-борта будут доработаны 12 машин из примерно полутора сотен, поставляемых сегодня Казанским вертолетным заводом (КВЗ) в Индию. Кроме того, как выяснила газета "БИЗНЕС Online", достаточно солидную партию казанских вертушек заказал имеющий тесную связь с РТ концерн "Радиоэлектронные технологии". Что интересно, этот заказ связан с колоссальными по стоимости контрактами другого казанского предприятия - КОМЗа.
Замена погоревшим на взятке итальянцам

Группа специальной защиты SPG (Special Protection Group), обеспечивающая безопасность полетов индийского премьер-министра, определила Ми-17В-5 в качестве VIP-транспорта, поскольку российский вертолет на сегодня - оптимальный вариант для этих целей. Об этом сообщает центр анализа мировой торговли оружием со ссылкой на индийское агентство DNA.
Это решение готовилось примерно год, с тех пор, как у Индии возникли проблемы с покупкой 12 итало-британских вертолетов Agusta Westland AW-101. Дело в том, что 12 февраля 2013 года в Италии был арестован глава промышленной группы Finmeccanica (в нее входит Agusta Westland) Джузеппе Орси. Его обвинили в даче взятки индийским властям для подписания вертолетного контракта (оценивается в $750 миллионов). Индийцы отправили в Италию представителей своих спецслужб для расследования дела и уведомили Finmeccanica о намерении аннулировать контракт. Так оно и вышло.
Новый тендер продлился бы неизвестно сколько, поэтому под VIP-перевозки решили переоборудовать уже поставляемые в Индию по двум контрактам Ми-17В-5, которые делают на ОАО "КВЗ". Напомним, по контракту 2008 года "Рособоронэкспорт" обязался поставить в Индии 80 Ми-17В-5 (поставка должна быть завершена в 2014 году). В 2012-м в дополнение к этому соглашению Индия решила закупить еще 59 таких "вертушек". А позже стало известно, что "Рособоронэкспорт" рассчитывает подписать контракт на поставку еще партии Ми-17В-5 в интересах МВД Индии. Будут ли взамен "изымаемых" для VIP-пассажиров машин закуплены новые вертолеты в обычной конфигурации, неизвестно, но в индийской печати такая информация появлялась. На КВЗ новости из Индии не комментируют.

Правительственная эскадрилья

Оборудовать правительственные "вертушки" надо достаточно быстро - парк VIP-вертолетов Ми-8, закупавшихся еще в советские времена, планируется вывести из эксплуатации в феврале, и переоборудованные Ми-17В-5 должны быть готовы к началу предвыборной кампании 2014 года в индийский парламент, сообщил источник индийских журналистов в ВВС.
8 машин должны быть выполнены в варианте для перевозки высших государственных лиц (VIP), а остальные четыре - в варианте для перевозки сотрудников SPG. На вертолеты дополнительно установят противоракетные системы защиты, средства медицинской эвакуации. Все машины должны войти в состав занимающейся правительственными перевозками эскадрильи связи главного командования ВВС Индии на авиабазе Палам.
До сих пор индийская сторона была удовлетворена сотрудничеством по Ми-17. Главком ВВС Индии маршал Норман Анил Кумар Брауни заявлял, что летчики довольны работой Ми-17В-5, введенных в боевой состав ВВС Индии в начале 2012 года. Генеральный директор ОАО "КВЗ" Вадим Лигай подчеркивал, что индийские Ми-17В5 - "довольно сложный вертолет, по которому был проведен большой объем опытно-конструкторских работ". На эти машины, например, устанавливается навигационно-пилотажный комплекс типа "стеклянная кабина", а не традиционные аналоговые приборы. Были сообщения о том, что компания "Р.Е.Т. Кронштадт" поставит Индии два комплексных тренажера Ми-17В-5.
"Рычаги" для радиоэлектронной борьбы

И еще вертолетные новости, связанные с КВЗ и другим местным оборонным предприятием ОАО "Казанский оптико-механический завод" (КОМЗ). Напомним, он входит в оптический холдинг "Швабе", а контролируется генеральным директором ОАО "Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Николаем Колесовым.

Как сообщает специализирующийся на анализе документации ВПК-предприятий блогер alexeyvvo, 24 декабря КРЭТ и КВЗ подписали договор стоимостью почти 3,8 млрд. рублей на поставку вертолетов. По данным плана-графика закупок КРЭТ, в 2014 году концерн получит 18 вертолетов. Машины будут называться Ми-8МТПР-1 (контракт на их поставку КРЭТ и минобороны заключили 11 октября прошлого года) и, вероятно, станут платформой для аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Опытно-конструкторские работы по этой теме ведет входящий в КРЭТ Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ). Но, судя по всему, в создании аппаратуры участвует и КОМЗ. "Раскопки" alexeyvvo показали, что 18 декабря 2013 года предприятие заключило с КРЭТ договор о поставке 18 комплектов оборудования для вертолетов Ми-8МТПР-1. Впечатляет стоимость поставляемой продукции - 5,8 млрд. рублей.
А 20 сентября совет директоров КОМЗ одобрил сделку по поставке для минобороны 18 комплектов изделия "Рычаг". И опять-таки на значительную сумму - 11,5 млрд. рублей. Сообщения о том, что "Рычаг" имеет отношение к Ми-8МТПР-1, высказывались на профильных интернет-форумах, отмечает alexeyvvo. О связи между темой "Рычаг" и вертолетами РЭБ корреспонденту "БИЗНЕС Online" рассказал Колесов на недавнем авиасалоне МАКС-2013: "На сегодня мы в Татарстан принесли уже железно подписанные контракты на 28 миллиардов. Огромные деньги. И огромная ответственность. Взять хотя бы один "Рычаг", который будет делать КОМЗ, это на 11 с лишним миллиардов рублей - 18 вертолетов-помех по радиоэлектронной борьбе".

В Ульяновске построят завод по сборке самолетов Bombardier Q400

ИТАР-ТАСС, 23.01.2014

Канадская компания Bombardier совместно с госкорпорацией "Ростех" построит в Ульяновске завод по сборке самолетов Q400. Об этом сообщил журналистам губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на форуме в Давосе.

Предприятие разместится на территории Портовой особой экономической зоны. Общий объем инвестиций в проект составит около 100 млн долларов, одна половина этой суммы будет потрачена на создание инфраструктуры, вторая - на оснащение предприятия и обучение персонала.

"Реализация проекта позволит привлечь производителей комплектующих, поскольку планируется постепенная локализация производства на территории России", - отметил руководитель регионального филиала Портовой особой экономической зоны Денис Барышников.

Меморандум о намерениях строительства в Ульяновской области завода по производству региональных турбовинтовых самолетов канадской компании Bombardier совместно с госкорпорацией "Ростех" был подписан на международном авиасалоне МАКС-2013 в Жуковском. Окончательное решение об "адресе" размещения предприятия принято по итогам Наблюдательного совета с участием резидентов в январе 2014 года.

В течение ближайшего месяца в Ульяновске пройдет Экспертный совет, на котором планируется рассмотреть поэтапный план реализации инвестпроекта.

Ташкентский авиазавод перепрофилирован на сборку запчастей и комплектующих

РИА "Новости, 23.01.2014

Акционеры ГАО "Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. Чкалова" (ТАПОиЧ) на внеочередном собрании приняли решение о переименовании предприятия в ОАО "Ташкентский механический завод", следует из сообщения предприятия, обнародованного в четверг в местной прессе.

"Мощности завода будут перепрофилированы на сборку и производство механической оснастки и различных комплектующих деталей", - уточнил РИА Новости представитель завода. По его словам, предприятие сохранит производство запчастей для самолетов Ил-114 и Ил-76 как одно из направлений своей деятельности. В настоящее время основной продукцией завода являются строительные конструкции, продукция бытового назначения, автокомплектующие, запчасти для сельхозтехники.

Ранее представители завода сообщали, что на базе его мощностей планируется сохранить сборку самолета Ил-114. Однако, эксперты рынка выразили сомнение по этому поводу, отметив, что за последние три-четыре года предприятие покинул практически весь штат сотрудников высшего и среднего технического звена, специализирующийся на авиастроении.

В сентябре 2010 года Хозяйственный суд Ташкента возбудил процедуру банкротства на ТАПОиЧ, а в ноябре того же года принял решение о введении внешнего управления на предприятии. В конце 2013 года процедура внешнего управления была завершена и предприятие подписало мировое соглашение с кредиторами.

ТАПОиЧ было создано на базе авиазавода, эвакуированного в Узбекистан в 1941 году из Московской области. На заводе выпускались транспортные самолеты Ил-76 и пассажирские Ил-114, а также крылья для самолетов Ан-70. В настоящий момент в структуре уставного капитала предприятия государству принадлежит 76,6%, трудовому коллективу - 10%. Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана и министерство внешних экономических связей инвестиций и торговли республики владеют по 6,7%.

 

Новости международного авиастроения

В DAHER-SOCATA подвели итоги 2013 года

Bizavnews.ru, 23.01.2014

Французский авиапроизводитель DAHER-SOCATA 21 января 2014 года официально объявил производственные показатели в минувшем году. Согласно данным компании, в 2013 году клиентам было передано 40 новых самолетов TBM850, что на 5% превысило показатели 2012 года. По заявлению DAHER-SOCATA, увеличилась и доля производителя на рынке в своем сегменте с 18% в 2012 году до 20% в минувшем. Таким образом, французский производитель уже четвертый год подряд показывает положительные результаты по поставкам. Финансовые итоги года будут подведены через месяц.

С учетом данных за 2013 год, сейчас в мире эксплуатируется 662 самолета семейства ТМВ из которых 338 – это TBM850, включая последнюю модификацию TBM850 Elite. В 2013 году большинство самолетов, поставленных производителем, получили клиенты из США (72%), немного увеличилась и доля Европы (10%).

«Европа занимает второе место после США по количеству зарегистрированных TBM850. Совокупный европейский парк насчитывает свыше 40 единиц, основная часть которых базируется в Германии, Великобритании, Франции и Нидерландах. Есть и самолеты, зарегистрированные в Люксембурге, Италии, Польше, Швейцарии, Лихтенштейне, Болгарии, Австрии, на Кипре, на островах Гернси и Мэн. И мы очень надеемся, что эта тенденция будет продолжаться и в 2014 году», - комментируют в DAHER-SOCATA.

В странах Латинской Америке эксплуатируются примерно 7,5% мирового парка производителя. В минувшем году самолеты получали заказчики из Бразилии, Мексики и Чили. Впервые в 2013 году первый самолет был поставлен на Ближний Восток (Саудовская Аравия).

Напомним, что поставки TBM 850 начались в 2006 году, при этом, начиная с 2008 года, TBM850 взамен достаточно обширного и «пестрого» набора различного оборудования оснащается интегрированной «стеклянной» кабиной Garmin G1000, которая с 2009 года стала предлагаться в улучшенном варианте, с использованием технологии «искусственного зрения» (Synthetic Vision Technology, синтезированное отображение на дисплее трехмерного изображения земной поверхности).

Стоимость базового варианта TBM 850 по состоянию на 2013 год составляла немногим больше 3 млн. долларов. Самолет может пилотироваться одним или двумя пилотами и перевозить четыре-пять пассажиров. Самолет ТВМ850 является самым быстрым серийным самолетом в классе турбовинтовых самолетов с одним двигателем,  с максимальной крейсерской скоростью 592 км/ч, а с использованием нового, опционального пятилопастного воздушного винта компании MT-Propellers – 602 км/час, на эшелоне 260 (в условиях ISA).

В мае 2012 года были завершены процедуры сертификации (валидации) Межгосударственным Авиационным Комитетом (Авиационный Регистр) самолета ТВМ850 в Российской Федерации и странах СНГ.

Первые лица

Рогозин: генконструкторы отчитаются ВПК об "Ангаре" и подлодках

ВПК при правительстве РФ заслушает доклады генеральных конструкторов ведущих оборонных предприятий о ходе работ по легкой и тяжелой ракете "Ангара", а также о строительстве новых кораблей.

РИА Новости, 23.01.2014

Военно-промышленная комиссия (ВПК) при правительстве РФ заслушает доклады генеральных конструкторов ведущих оборонных предприятий о ходе работ по легкой и тяжелой ракете "Ангара", а также о строительстве новых кораблей, сообщил в своем блоге в Facebook вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

"С завтрашнего дня ВПК начинает заслушивать генконструкторов по ходу приоритетных работ. Среди них — подготовка к старту "легкой" ракеты-носителя "Ангара" (май-июнь) и "Ангары" тяжелого класса (конец года), а также планы по модернизации и выведению на орбиту группировки спутников различного предназначения", — написал вице-премьер.

Также, по его словам, комиссия будет отслеживать ход работ по строительству новых кораблей для Военно-морского флота РФ.

"Из более земных тем — дисциплина исполнения решений по вводу современной группировки надводного и подводного, в том числе атомного флота, а также обсуждение облика перспективного ВМФ до 2050 года", — добавил Рогозин.

Александр Нерадько: Будет создан Центр технического обслуживания самолетов Bombardier Q400

AEX.RU, 23.01.14

Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Анатолий Скрыбыкин, министр транспорта и дорожного хозяйства республики Семен Винокуров приняли участие в конференции «Пер­спективы эксплуатации воздушного судна Bombardier Q400 в Республике Саха (Якутия) и Дальневосточ­ном регионе», сообщили в пресс-службе правительства Республики Саха (Якутия).      

 «В конференции с докладом «Выбор самолета Q400 для нужд авиакомпании» выступил первый заместитель генерального директора авиакомпании «Якутия» Павел Удод, информацию о международном опыте эксплуатации Q400 представил директор по развитию бизнеса в России, СНГ и Восточной Европе Марк Гилберт. С докладом «Перспективы выпуска воздушных судов в Российской Федерации для нужд региональной авиации» выступил управляющий директор по авиационным проектам Госкорпорации «Ростех» Алексей Федоров. Об опыте технической эксплуатации ВС Q400 и аспектах летной эксплуатации данного типа самолета информацию представили работники авиакомпании «Якутия» – технический директор Александр Зинков и летный директор Василий Деревянко», - говорится в сообщении.

Глава Росавиации Александр Нерадько в своем выступлении отметил, что авиакомпания «Якутия» является пионером по освоению и технической эксплуатации воздушного судна иностранного производства Q400. «Было приятно слышать, - сказал он, - что авиакомпания вместе с производителем очень серьезно отнеслись к первоначальному этапу освоения и эксплуатации самолета». Он предположил, что то, что летная-диагностическая эксплуатация самолета на начальном этапе серьезных проблем не вызвала, о чем говорили в своих выступлениях его коллеги, скорее всего следствие серьезной подготовительной работы, которая была проделана.

 Учитывая дальнейшие перспективы эксплуатации самолетов Q400, Александр Нерадько предложил вместе с производителем подумать над двумя очень важными аспектами безопасности эксплуатации этих типов самолетов в авиакомпаниях Российской Федерации. Во-первых, о необходимости создания тренинг-центра по данному типу воздушного судна и тренажеров. «Если перспективы, о которых идет речь это – 250-270 воздушных судов данного типа, в которых нуждаются авиакомпании Российской Федерации, то, конечно, в повестке дня стоит вопрос создания тренажерного центра. Самое главное – это качественная подготовка экипажей», - подчеркнул он. 

 Во-вторых, глава Росавиации отметил важность создания в Российской Федерации полноценного Центра технического обслуживания самолетов данного типа. «Чем больше самолетов данного типа будет эксплуатироваться в авиакомпаниях России, тем острее этот вопрос будет ставиться. Это надо делать уже сегодня. Нужно обсудить этот вопрос на данном этапе с производителем».   

 Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта обратил внимание коллег на аспекты безопасности полетов. Он отметил, что последние катастрофы происходили именно в компаниях, которые буквально накануне получили положительные аудиты о соответствии критериям безопасности полета, добавили в пресс-службе.

 «Положительные аудиты не являются залогом безопасной эксплуатации. Залогом безопасной эксплуатации является повседневная, порой тяжелая, постоянная работа по всем аспектам выдерживания стандартных, эксплуатационных процедур и других аспектов безопасности полетов», - заявил Александр Нерадько. В завершение своего выступления глава Росавиации  пожелал авиакомпании «Якутия» дальнейшей успешной работы.

Аналитика

Владимир Карнозов

Кредитно-лизинговая схема на службе российского авиапрома

AEX.RU, 23.01.14

Новые финансовые схемы и механизмы, специально разработанные для реализации новейшей российской авиатехники, стали основной темой пресс-конференции, прошедшей в пятницу 17 января. Событие организовали Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ)» и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Поводом для мероприятия послужило завершение сделки по поставке трех самолетов типа Sukhoi Superjet 100 в Индонезию и структуризации еще одной по аналогичным машинам для Мексики.

В мае прошлого года AEX.RU разместил статью «Непатриотичный лизинг», в которой на отечественный авиализинг мы взглянули сквозь призму лояльности основных игроков рынка отечественному производителю. Текст вышел в продолжение публикации «О рынке авиализинга и отечественном авиапроме», где рассказывалось об общей ситуации в данной области. Там давалась нелесная оценка действий так называемой «банковской группы», образованной лизинговыми дочками системообразующих госбанков – ВЭБ, ВТБ, Сбербанка; говорилось, что те больше заботятся о ввозе в Россию «иномарок», чем о финансировании продаж отечественной техники. По имеющейся у нас информации, высокие руководители наши статьи не просто прочитали, а даже сделали выводы и дали указания. Прошло немного времени и вот Вам первый результат. Разработаны и внедрены в практику интересные схемы реализации «суперджетов» в Индонезии и Мексике.

Выступая перед журналистами 17 января, заместитель председателя Внешэкономбанка – член правления Александр Сергеевич Иванов подчеркнул, что ВЭБ является «давним партнером» ЗАО ГСС и Холдинга «Сухой». В последние пару лет партнеры занимались выстраиванием системы финансирования поставок «суперджетов» и созданием интегрированной системы поддержки продукции ЗАО «ГСС» за рубежом. «Наша задача - интегрировать и заточить на одну цель все структуры Группы Внешэкономбанка, предоставить финансовый продукт, который мог бы успешно конкурировать на рынке, и с его помощью развивать бизнес отечественного производителя», - сказал Иванов. Сделка по поставке в Индонезию трех «суперджетов» - первый такого рода контракт, добавил он.

PT Sky Aviation

Речь идет о пополнении парка PT Sky Aviation - молодой авиакомпании, образованной в 2010 году. В декабре 2012 года авиаперевозчик получил свой первый «суперджет», и еще два – в течение 2013 года (18 декабря по направлению на Джакарту вылетел PK-ECN). Обладая парком из девяти самолетов, в течение прошлого года авиакомпания сумела существенно улучшить свои производственные показатели. Отметив успехи нового игрока на рынке пассажирских перевозок воздушным транспортом, местные авиационные власти дали ему разрешение на перебазирование в аэропорт столицы страны - города Джакарта. В наступившем году он станет для авиакомпании базовым. По мнению российской стороны, своими успехами PT Sky Aviation частично обязана выгодной схеме приобретения «суперджетов», летно-технические характеристики которых отлично подходят для работы на местном рынке авиаперевозок.

Рамочный контракт с индонезийским перевозчиком подписали в 2011 году. Им предусматривается поставка несколькими партиями двенадцати самолетов типа Sukhoi Superjet 100. Представитель ВЭБ описал совокупность соглашений по реализации индонезийского проекта словосочетанием «сложная кредитно-лизинговая схема». На первом этапе российский банк предоставил заемщику в лице PT Sky Aviation двенадцатилетний кредит на сумму около 80 млн. долларов США. «Это позволило покрыть большую часть сделки по этим [трем] самолетам», - отметил источник. Экспортное страховое обеспечение предоставлено Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – ОАО «ЭКСАР», входящем в Группу Внешэкономбанка. В проекте также принимает участие ОАО «ВЭБ-Лизинг».

Александр Иванов отказался назвать точное значение процентной ставки, сославшись на соглашение о конфиденциальности с заемщиком. «Могу лишь сказать, что она - конкурентоспособная, потому что рынок Индонезии в достаточной степени конкурентный». Обеспечение потребностей страны в регулярном пассажирском сообщении между различными частями островного государства (в пределах архипелага - 17,5 тысяч островов) невозможно без применения авиации. «Производители из других стран активно работают на местном рынке. Тем не менее, наше предложение было признано конкурентоспособным. Мы смогли предоставить хорошую процентную ставку потому, что у нас есть покрытие рисков – политических и экономических - со стороны ОАО «ЭКСАР». По страховому полюсу предусмотрено возмещение 90-95% потерь».

Смысл выбранной кредитно-лизинговой схемы заключается в том, что самолет находится «в комфортной юрисдикции» (в данном случае – страны-получателя). Для этой цели создана специальная лизинговая компания («дочка» ВЭБ-Лизинг). «В том случае, если по кредиту пропускается платеж и наступает событие – дефолт, то самолет возможно достаточно быстро и эффективно у компании забрать и реализовать на рынке», - отметил Иванов.

Директор департамента финансирования экспорта Внешэкономбанка Даниил Валерьевич Алгульян добавил: «Форма кредитно-лизинговой схемы была выбрана с целью минимизации рисков ведущего финансового института. Место регистрации судна выбирается в значительной степени исходя из тех правовых условий, которые в рамках данной юрисдикции могут быть предоставлены. Между различными странами существуют разные соглашения в сфере регулирования их отношений, и важно выбрать такие, которые будут в большей мере способствовать реализации сделки. В целом, кредитно-лизинговая схема – довольно перспективное направление».

Специфика новой структуры кредитно-лизинговой схемы, разработанной специально для заказчика из Индонезии, состоит в следующем. «Если раньше мы в основном занимались схемами финансового лизинга, то сейчас рынок авиационного финансирования все больше сдвигается в сторону операционного», - отметил выступающий. Индонезийский вариант объединяет элементы первого и второго пути. «Мы продолжаем заниматься разработкой различных схем финансирования, уделяя все большее внимание операционному лизингу. Так поступаем потому, что, как нам кажется, именно здесь, в том числе по реализации российской авиатехники включая «суперджет», находится перспективная точка роста», - считает Даниил Алгульян.

Вместе с тем, операционный лизинг сложен для финансовых структур. Финансирующий банк сталкивается с проблемой остаточной стоимости самолета. На данную тему специалисты Внешэкономбанка представили свои соображения. Поскольку современная авиационная техника – довольно дорогая, а ее поставки имеют большое политическое значение, последнее слово остается за Правительством РФ. «Окончательного ответа пока нет. Надеюсь, что в течение нескольких месяцев вопрос будет решен», - сказал Алгульян. «В мире есть несколько моделей того, как этот вопрос решается. Собственно, над выбором одной из них сейчас и идет работа», - добавил он.

Насчет дальнейших поставок «суперджетов» в Индонезию. Планами на текущий год таковых не предусмотрено. Вот что на эту тему сказал президент ЗАО ГСС Андрей Владимирович Калиновский. «Конечно, можно сразу поставить авиакомпании все двенадцать самолетов, но тем самым мы обрушим ее экономику. PT Sky Aviation – компания молодая, основана в 2010 году, она только входит на рынок, создает свою инфраструктуру, заключает агентские соглашения по продаже авиабилетов. Совсем недавно получила разрешение местных авиационных властей на регулярные пассажирские рейсы, и разрешение на базирование в столичном аэропорту. Работая на новом месте, авиакомпания практически с нуля создает инфраструктуру, накатывает новые маршруты, ведет обучение экипажей на новые типы воздушных судов. Мы оказываем PT Sky Aviation всевозможную техническую поддержку. Группа наших специалистов находятся в Индонезии, сообщает оттуда о росте загрузки рейсов. Если индонезийский рынок перевозок воздушным транспортом продолжит стабильно развиваться, а PT Sky Aviation в течение 2014 года продемонстрирует уверенный рост, тогда ей в 2015 году будет поставлена еще одна партия из трех самолетов».

Общие планы реализации самолетов на местном рынке не ограничиваются пределами одной авиакомпании. В случае, если появится другие заказчики, можно будет использовать уже созданный и отработанный технический инструмент в лице ранее упомянутой местной лизинговой компании (входит в Группу Внешэкономбанка), что создана в рамках реализации проекта с PT Sky Aviation.

Interjet

На пресс-конференции в пятницу 17 января по мексиканской теме журналистам сообщили следующее. ВЭБ и консорциум международных банков подписали соглашения о предоставлении синдицированных кредитов в целях финансирования поставок производимых ЗАО «ГСС» воздушных судов типа Sukhoi Superjet 100 конечному заказчику - мексиканской авиакомпании Interjet (ABC Aerolineas, S.A. de C.V). Банком-агентом по кредиту выступил французский Natixis. В структуре сделки используется страховое покрытие экспортных кредитных агентств – итальянского SACE и французского Coface. С ними ВЭБ подписал трехстороннее соглашение на тему «суперджета». Первый кредит, направленный на финансирование поставки [одного] самолета, выдан 19 декабря 2013 года. Финансирование поставок последующих самолетов будет произведено в первом квартале наступившего года.

Напомним, что прошлым летом мексиканской компании Interjet передано два самолета, оба встали на регулярные пассажирские линии в сентябре, третья машина – в ноябре. Четвертый «суперджет» прибыл в базовый аэродром Тулука 23 декабря.

Впервые в российской истории ВЭБ участвует в синдикате ведущих западных банков (Deutsche Bank AG, Natixis), что давно работают на рынке финансового обеспечения поставок авиатехники. Кредиты покрыты и застрахованы итальянскими и французскими агентствами. Правда, российское финансовое участие в мексиканском проекте пока небольшое – предоставлен один транш порядка 6 млн. долларов США. Однако представители Внешэкономбанка уверили журналистов, что основные вложения – еще впереди. Пока что поставлено только четыре самолета, а соглашения между Superjet International и Interjet содержат 20 твердых заказов и опцион еще на десять.

Представители Внешэкономбанка сказали, что, в первую очередь, мексиканский проект им «интересен применением лучших практик» - когда сделку финансирует не один банк (как в индонезийском случае), а синдикат, и, таким образом, происходит снижение рисков. «Каждый участвующий банк принимает на себя меньше рисков, меньше занимается лимитами и, таким образом, может предоставить финансирование на большее количество самолетов».

Во-вторых, покрытие страховых рисков обеспечивают страховые агентства из европейских стран с достаточно высоким рейтингом, в частности, Франции. А также Италии, рейтинг которой сейчас немного понижен (на момент достижения общих договоренностей по обсуждаемому проекту был выше), но, тем не менее, остается на достаточно высоком уровне, характерном для стран ЕС. Комментарий Внешэкономбанка: «Участие страховых агентств из стран Европейского Союза и ведущих европейских банков позволяет снизить стоимость финансирования для конечного заемщика. Понятно, что у Deutsche Bank стоимость фондирования и ресурсов ниже, чем у российских банков… Такое структурирование позволяет заемщику получать финансирование на максимально выгодных условиях».

Что дает участие ВЭБ иностранным банкам и экспортным агентствам? «В определенном смысле, мы – как флаг», - отвечает представитель Внешэкономбанка. «Мы – государственный банк, институт развития, и наше участие показывает, что в России к этому проекту относятся серьезно, что он поддерживается государством. Для иностранных банков подобная схема наиболее комфортна. Получается некий симбиоз, взаимовыгодная форма существования. Благодаря этому весь механизм заработал».

Мексиканский проект - первая подобная сделка с участием ВЭБ и крупных европейских банков по поставке иностранной авиакомпании сравнительно большого числа пассажирских лайнеров российской постройки. Представители Внешэкономбанка отметили, что в Мексике - достаточно конкурентная среда. «Страна развивается. Сказывается географическая близость с США, а там - крупные игроки, они тоже смотрят на этот рынок. Тем не менее, предложенная нами схема и механизм ее реализации позволила российскому производителю в достаточной степени выиграть».

Среди факторов, обеспечивших «победу» - большое участие французской и итальянской промышленности в комплектации «суперджета» (согласно презентации SJI, доля западных комплектующий – более 60%). «Комплектация поступает из Франции и Италии, и, естественно, банки и страховые структуры этих государств… прежде всего заинтересованы в финансировании собственных производителей», - сообщили сотрудники Внешэкономбанка.

В будущем мексиканская схема поставок авиатехники и механизм ее финансовой поддержки могут найти применение в других сделках, когда российская продукция будет производиться на экспорт в международной кооперации. «Практически все страны, имеющие собственных производителей, заинтересованы развивать, прежде всего, свой экспорт», - подчеркнули представители Внешэкономбанка.

«Цель ВЭБ – создать у себя национальную компетенцию по экспортному финансированию авиатехники. Российский промышленный экспорт должен поддерживаться финансово. Необходимо создать центр финансовых компетенций, где будут структурироваться сложные международные сделки. Надеемся, что наш банк будет серьезно взаимодействовать с ведущими иностранными институтами и международными финансовыми организации, участвовать в финансировании поставок российской промышленной продукции».

В завершение разговора по мексиканской теме, представители ВЭБ выразили благодарность партнерам из ЗАО ГСС за то, что они «позволяют нам нарабатывать компетенции по обеспечению сложных сделок по поставке продукции российского авиапрома». И заметили, что в рассмотрении находится «ряд сделок по другим странам, которые мы продолжаем прорабатывать с отечественными производителями авиатехники». Словом, Внешэкономбанк имеет «достаточно твердые намерения» участвовать в финансировании поставок российских самолетов.

Финансирование производителя

Напомним, что системообразующие Сберегательный Банк, Внешторгбанк и Внешэкономбанк еще в 2005 году подписали рамочное соглашение о финансировании проекта Russian Regional Jet (как тогда назывался Sukhoi Superjet 100). С тех пор только Внешэкономбанк вложил в него более миллиарда долларов США. (Прим. ред: Здесь речь идет о части в  $600 млн. выделенной в 2012 году ВЭБом кредитной линии в размере $1 млрд на реструктуризацию долгов ГСС, а также сделки по поставкам самолетов, которые профинансировала группа ВЭБ. Без учета финансирования разработки самолета.) «Общий объем наших вложений - нашего финансирования, которое мы предоставили по проекту, наверное, превышает миллиард долларов. Это уже вложенные средства», - сказал Заместитель председателя Внешэкономбанка – член правления Александр Сергеевич Иванов.

Мы поинтересовались у Александра Сергеевича, есть ли корреляция между рамочным соглашением 2005 года и финансированием поставок самолетов PT Sky Aviation и Interjet? «На этапе начала проекта самолета мы, действительно, договорились вести его финансирование вместе с Внешторгбанком и Сберегательным Банком. Корреляция с тем событием и финансированием поставок самолетов в Индонезию и Мексику есть. За счет экспортных поставок «суперджетов» возникает денежный поток, и с его помощью возвращаются ранее выданные кредиты. Инвестиции возвращаются как за счет экспортных поставок, так и реализации конечной продукции внутри страны, которую ВЭБ тоже финансирует. С нашей точки зрения как финансового института – чем больше самолетов поставляется, тем больше продукции компания продает, тем больше денежный поток, и тем быстрее окупаются ранее сделанные финансовые вложения. В таком случае для нас как для финансистов проект в целом становится более понятным. Говоря образно, мы счастливы видеть, как благодаря новым поставкам самолетов возвращаются наши вложения».

ИФК

Следующий шаг в развитии способностей и возможностей Группы Внешэкономбанка по линии авиационного лизинга связывают с консолидацией в его собственности акций крупнейшей российской авиализинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.». Сделка готовится уже несколько лет, однако порядок ее реализации до сих пор находится в стадии обсуждения.

Журналисты просили прокомментировать сложившуюся ситуацию заместителя председателя Внешэкономбанка – члена правления Александра Сергеевича Иванова. «Вы абсолютно правы в том, что мы является одним из акционеров «Ильюшин Финанс Ко.», и что мы принимаем участие в консолидации пакета акций этой компании. Мы увеличиваем свою долю и, благодаря этому, другие акционеры – ОАК - избавляются от непрофильных активов. Мы знаем, что у ИФК есть ряд интересных сделок по перспективной авиатехнике. Мы сами достаточно плотно с ними работали, в частности, по финансированию поставок российских воздушных судов на Кубу, а также участвовали и в ряде других сделок по финансированию поставок самолетов российским авиакомпаниям».

Подтвердив желание Внешэкономбанка взять под свой контроль ИФК, господин Иванов, однако, не смог ответить на вопрос, какая конфигурация выстроится внутри группы ВЭБ с приобретением еще одной лизинговой структуры в дополнение к существующей «ВЭБ-Лизинг». Хотя последняя считается одной из крупнейших лизинговых компаний России, ее практический опыт по финансированию поставок воздушных судов объективно уступает накопленному опыту ИФК.

Смена основного акционера ИФК станет большим событием как для авиационного лизинга в целом, так и для Группы Внешэкономбанка в частности. Этим обстоятельством можно объяснить столь затянувшееся внутрикорпоративное обсуждение насчет перспектив развития всего лизингового направления Группы. Вот что на эту тему сказал Иванов: «Обсуждение продолжается. Там есть ряд сложных моментов, включая организационные и финансовые. У нас есть специальное подразделение, которое формирует стратегию развития группы на несколько лет вперед и которое рассматривает вопрос по ИФК. Варианты действий могут быть различные. Это может быть и слияние, возможно с последующим разделением на департаменты, и другие пути развития событий… Говорить о сроках пока тоже преждевременно, потому что подобные вопросы проходят серьезный анализ в рамках принятия корпоративных решений – в том числе на Правлении и в комитетах. А окончательное решение принимает Наблюдательный Совет, возглавляемый премьер-министром, в который входят высокопоставленные государственные чиновники. Совет собирается не так часто, и на него выносятся только тщательно проработанные предложения».

С точки зрения Внешэкономбанка, практическая ценность ИФК лежит, прежде всего, в высоком профессионализме ее команды – пожалуй, самой способной в России в области составления, контрактации и проведения сложных сделок по продукции отечественного авиапрома. Начав свою деятельность в тяжелейших условиях на рубеже веков, не все тогда образованные лизинговые фирмы дожили до настоящего времени (например, ФЛК), а ныне здравствующие обязаны своим спасением хорошо подобранному профессиональному кадровому составу. В начале пути им приходилось использовать очень дорогие финансы, взятые на российском рынке капитала, имеющем славу одного из самых дорогих в мире, по причине завышенных процентных ставок. В таких обстоятельствах упор делался на деловые качества сотрудников «сборной команды», включавшей в себя выходцев из авиапрома с хорошим знанием его возможностей и финансистов высокого уровня, владеющих умением составлять и проводить сделки повышенной сложности. К настоящему времени ИФК пристроила российским и кубинским авиакомпаниям более пятидесяти «ильюшиных», «туполевых» и «антоновых».

Cubana de Aviacion

Поскольку разговор зашел об ИФК, имеет смысл рассказать о новом интересном механизме реализации отечественных воздушных судов на Кубе. Отметим, что, по сути, индонезийский путь ВЭБ во многом повторяет пройденный «Ильюшин Финанс Ко.» на Кубе . Напомним основные моменты. ИФК – стартовый заказчик Ан-158, который разработан и выпускается на Украине с участием многих российских предприятий. На МАКС-2011 Cubana de Aviacion и ИФК подписали контракт на поставку трех самолетов с опционом еще на три. В связи с тем, что свыше 60% комплектующих каждого самолета производится в России, в том числе, на предприятиях корпорации «Ростехнологии», они в большей степени являются продуктом отечественного производства и попадают под программу экспортного финансирования российской продукции. Поставка авиатехники осуществляется в рамках нового соответствующего постановления Правительства РФ N141, которое было принято в феврале 2013 года в дни визита на Кубу Премьер министра РФ Дмитрия Анатольевича Медведева. "Постановление N141 расширяет возможности российских лизинговых компаний и является важной основой будущих поставок отечественных самолетов всех типов на мировой рынок", - отметил тогда генеральный директор ИФК Александр Иванович Рубцов.

В организации поставки и финансирования сделки принимают участие российский «Росэксимбанк» и Панамская лизинговая компания South America Aircraft Leasing. В конце 2012 года "Росэксимбанк" и SAAL подписали кредитное соглашение на сумму в 75 млн. долларов. Предметом соглашения является финансирование приобретения трех самолетов, которые поставляются на условиях финансового лизинга через ИФК кубинской госкомпании "Авиаимпорт С.А.". Синдикацию кредита осуществил "Росэксимбанк". Сообщалось, что с помощью этого банка общий объем профинансированных поставок гражданских самолетов и оборудования на Кубу превысил 330 млн. долларов. Все сделки получили госгарантии Российской Федерации на общую сумму, превышающую 550 млн. долларов. По условиям контракта, авиакомпания Cubana de Aviacion получает самолеты в финансовый лизинг сроком на 14 лет.

Среди общих «элементов» кубинской и индонезийской сделок - создание «местной» лизинговой компании. Дело в том, что (в первом случае) при покупке украинского самолёта российской структурой, последняя должна заплатить государству НДС в размере 18%, что значительно увеличивает стоимость поставки. Однако при этом ввоза самолёта на территорию РФ не происходит – он перелетает с украинской земли на кубинскую. Чтобы решить эту проблему отечественного налогового законодательства, было принято решение найти иностранного партнера, который бы выступил в качестве покупателя Ан-158 и лизингодателя для кубинской авиакомпании. Такая компания найдена: соглашение между российской ИФК и панамской SAAL подписали в 2012 году. Панама – страна с достаточно высоким суверенным рейтингом, развитой правовой системой и действующими гарантиями по «Кейптаунскому соглашению». Панама не имеет политических и экономических проблем с Кубой. Получилось, что по совокупности обстоятельств панамская юрисдикцией оказалась оптимальной для осуществления поставки самолётов кубинцам при помощи российских специалистов в области авиационного лизинга. В этой сделке ИФК выступает в качестве организатора финансирования (самолёты сразу продаются SAAL по полной стоимости, где 85% это кредит "Росэксимбанка", а 15% оплата кубинской компании "Авиаимпорт С.А."). Фактическим владельцем самолётов и лизингодаталем для Cubana становится панамская SAAL.

Собственно, для этого и существуют профессиональные лизинговые компании, чтобы организовывать финансирование приобретения воздушных судов, оптимизировать и фиксировать выплаты авиакомпаний, организовать приемку и поставку самолетов. А авиакомпании остается только подготовить экипажи, оснастить техническую базу, подобрать подходящие маршруты и организовать бесперебойное выполнение коммерческих рейсов. В этом им помогают ИФК и специализирующаяся на технической поддержке отечественных самолетов фирма ИФК-Техник, специалисты которой работают в аэропорту Гаваны. В настоящее время на Кубе летают три Ан-158 и еще три будут поставлены в течение наступившего года.

Резюмируя все вышеизложенное можно сказать, что в 2013 году российский авиационный лизинг сделал несколько крупных шагов в своем развитии, продолжил поиск новых схем, обеспечивающих лучшие условия как для изготовителя самолетов, так и для финансирующих сделку структур и, главное, конечного пользователя – авиакомпании. Мы будем и далее следить за событиями на рынке авиализинга и информировать о них наших читателей.

Fitch подтвердило рейтинги "Сухого" с прогнозом "стабильный"

Финмаркет, 23.01.14

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) компании ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", Россия (ГСС) на уровне "BB" со "стабильным" прогнозом.

Как говорится в сообщении агентства, Fitch также подтвердило ГСС рейтинги :краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте - на уровне "B"; приоритетные необеспеченные рейтинги в иностранной и национальной валюте - на уровне "BB"; национальный долгосрочный рейтинг - на уровне "AA-(rus)", прогноз "стабильный"; национальный краткосрочный рейтинг - на уровне "F1+(rus)".

В соответствии с методологией Fitch о взаимосвязи между рейтингами материнской и дочерней структур рейтинги ГСС находятся на три уровня ниже рейтингов конечного мажоритарного акционера, Российской Федерации ("BBB"/прогноз "стабильный"). Разница в три уровня учитывает сильные связи компании с государством, но также отсутствие государственных гарантий по долгу ГСС. В то же время большая доля долга получена от госбанков, а государственные промежуточные холдинговые компании, включая Объединенную авиастроительную корпорацию и авиационный холдинг "Сухой" предоставляют гарантии по существенной части долга ГСС. Прогноз по рейтингу отражает прогноз по суверенному рейтингу России.

С учетом структуры акционерного капитала Fitch ожидает, что ГСС продолжит получать поддержку от государства в форме дальнейших взносов в капитал сверх уже предоставленных средств. В случае ослабления поддержки или ситуации, воспринимаемой как такое ослабление, возможно увеличение разницы между уровнями рейтингов ГСС и Российской Федерации.

К позитивному или негативному рейтинговому действию могут привести: изменение суверенных рейтингов, которое может привести к пересмотру РДЭ, национальных рейтингов и прогноза по рейтингам ГСС.

В случае какого-либо укрепления господдержки, например, предоставления письменных гарантий по долгу ГСС от Минфина России, увязка рейтингов компании с суверенными рейтингами, вероятно, усилится. И, наоборот, если произойдет ослабление поддержки, например снижение доли государства в акционерном капитале ГСС или уменьшение поддержки программ компании, возможно увеличение разницы между суверенными рейтингами и рейтингами ГСС.

Елизавета Казачкова

Bombardier: 2013 год был трудным для авиации

АТО, 23.01.14

Компания Bombardier предоставила предварительную оценку прошедшего года: хотя количество поставок несколько выросло по сравнению с предыдущим годом, портфель заказов производителя сократился на 19%. В целом нестабильность глобальной экономики создала "еще один трудный год для авиации", говорится в сообщении.

В прошлом году канадские авиастроители передали заказчикам 238 самолетов (на 5 единиц больше, чем в 2012 г.), количество заказов сократилось до 388 (с 481). В большей степени пострадал сегмент коммерческих самолетов: количество заказов сократилось на 41%, с 138 (в 2012 г.) до 81 единицы. Что касается сегмента корпоративных самолетов, то на их долю пришлось 305 заказов (против 343 в 2012 г.). Также производитель получил два заказа на самолет-амфибию.

Поставки в 2013 г. распределились следующим образом: 55 авиалайнеров, 180 бизнес-джетов и 3 самолета-амфибии. При этом поставки самолетов корпоративного класса немного не дотянули до плана из-за задержки в графике ввода в эксплуатацию новых моделей семейства Learjet.

"Мировая экономика упорно остается инертной, и, поскольку восстановление занимает больше времени, чем ожидалось, 2013-й стал очередным трудным годом для авиации", — прокомментировал результаты года президент Bombardier Aerospace Ги Аши.

Сразу после подведения итогов года Bombardier Aerospace заявила, что проведет сокращение порядка 1700 сотрудников. Данная мера вызвана не только неудовлетворительными результатами года, но и необходима для предотвращения дальнейшего роста и без того значительных расходов идущих на перспективные программы канадского самолетостроителя — авиалайнера CSeries (задержка программы составляет по крайней мере 1 год) и бизнес джетов Learjet 85 и Global 7000/8000.

Главный конкурент Bombardier — бразильская компания Embraer поставила в истекшем году 90 авиалайнеров и 119 самолетов корпоративного класса. Оба производителя безнадежно отстали от лидеров рынка: Boeing и Airbus за тот же период передали заказчикам 648 и 626 самолетов соответственно.

Пауло Сезар Сильва, возглавляющий подразделение коммерческих самолетов Embraer, выразил уверенность, что 2014 г. станет стабильным в плане продаж. При этом рост обеспечат главным образом два региона: Европа и Россия. 

 

Судебные разбирательства

Виталий Агеев

Пилот разбившегося в 2010 году Ту-154 не заканчивал летное училище

Троюродный брат героя России Магомеда Толбоева может стать подозреваемым в деле о крушении. Росавиация приступила к расследованию выдачи всех летных лицензий и сертификатов пилотов

izvestia.ru, 23.01.14

«Известия» выяснили новые подробности авиационной катастрофы Ту-154 «Дагестанских авиалиний» в аэропорту Домодедово 2010 года. Один из пилотов разбившегося самолета Магомед Шамалов, троюродный брат героя России Магомеда Толбоева, не прошел первоначальную летную подготовку. Это следует из документов, которые есть в распоряжении редакции. Росавиация сейчас проводит проверку всех российских летчиков, сообщили «Известиям» в ведомстве.

Шамалова подвели детали

Напомним, в результате авиакатастрофы 4 декабря 2010 года погибли два человека, 87 получили ранения. Среди погибших — 80-летняя мать судьи Конституционного суда Роза Гаджиева и 49-летний брат тогдашнего президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Сегодня следствие по-прежнему считает, что в произошедшей авиакатастрофе виноват один человек — командир судна Закаржа Закаржаев, однако ему до сих пор не могут предъявить обвинения. Другие члены экипажа и авиапассажиры числятся потерпевшими.

В распоряжении «Известий» оказались заключения и отчеты по этому делу, которые передала Общественная палата в Следственный комитет России в конце прошлого года. Из них следует, что второй пилот разбившегося Ту-154 Магомед Шамалов на момент авиакатастрофы имел на руках поддельный документы и не имел никаких законных оснований для управления судном. Так, согласно заключению независимого эксперта по обстоятельствам и причинам катастрофы, академика Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике Владимира Герасимова, Шамалов получил свидетельство второго линейного пилота 3-го класса 10 октября 1997 года в возрасте 32 лет — но эта процедура на тот момент была ограничена 25 годами. Также Шамалов, как следует из свидетельства, окончил Калужское авиационно-техническое училище в 1996 году.

С Шамаловым «учились» еще 11 человек

«Известия» получили копию официального ответа Калужского госархива о том, что «сведений об учебе Шамалова Магомеда Багаутдиновича в Калужском авиационном летно-техническом училище (КАЛТУ) не имеется».

— Вы Калугу не путайте. Калуга вообще ни при чем, — сам Шамалов в разговоре с «Известиями» выдвинул «Известиям» новую версию получения им свидетельства пилота гражданской авиации. По его словам, в начале 1990-х, после прохождения им первичной подготовки и многолетней любительской летной практики в Махачкале (ДОСААФ) его взяли на работу в Махачкалинское авиапредприятие на должность второго пилота.

Оттуда его — и еще 11 других молодых летчиков (еще девять из Махачкалы, один из Грозного, один из Волгограда) — сразу же направили в учебно-тренировочный отряд (УТО) в Ростове-на-Дону для обучения на должность командира самолета Ан-2. Шамалов прислал «Известиям» скан справки об учебе в ростовском УТО — с 16 марта 1992 года по 11 июля 1992 года.

«Мы там то ли три, то ли четыре месяца сидели, учились», — говорит Шамалов. Однако за столь короткий срок пилотов готовили ранее лишь во время Великой Отечественной войны. Шамалов считает, что никакой опасности в такой ускоренной подготовке пилотов гражданской авиации нет.

От кого могут поступать подобные рекомендации

О том, как Шамалов устроился в «Дагестанские авиалинии», «Известия» спросили у бывшего гендиректора этой авиакомпании Мирзы Омариева. По его словам, Шамалова рекомендовал герой России, известный летчик-испытатель Магомед Толбоев. Он вспомнил, что при первичном трудоустройстве Шамалова и других пилотов, пришедших с ним из ДОСААФ, у него возникли серьезные подозрения в подлинности их документов, и была назначена дополнительная проверка. Первоначальное авиационное образование у Шамалова не обнаружилось, и он был уволен.

Сам Шамалов заверил «Известия», что Омариев лично и по своей инициативе предложил ему вернуться. Экс-гендиректор заявил прямо противоположное: ему пришлось взять назад Шамалова из-за давления со стороны Толбоева и прокуратуры.

— Я был рядовым командиром, когда его [Шамалова] приняли на работу. Через месяц я стал летным директором, — говорит бывший сотрудник «Дагестанских авиалиний» Магомед Муртазалиев. — Я сделал с ним первый рейс, и всё стало ясно. Потом его по суду уволили. Потом после суда юристы аэропорта выяснили, что его документы были фальшивыми.

Муртазалиев добавил, что в результате суда по делу Шамалова и выявления подделок, летный директор известил Северо-Кавказское отделение авиационного департамента Минтранса. Но реакции не последовало, и Муртазалиев ушел в отставку. Он утверждает, что повлиял на повторный прием уволенного пилота не Толбоев, а некие депутаты Госдумы. Магомед Шамалов при этом признается, что Толбоев приходится ему троюродным братом.

На фоне вскрывшихся фактов, говорит авиационный эксперт Владимир Герасимов, Шамалова могут переквалифицировать из потерпевшего в обвиняемого по делу авиакатастрофы в Домодедово.

Росавиация проверяет всех летчиков страны

Российские авиационные власти борются с фиктивными пилотами последние 10 лет, сейчас кампания активизировалась — после ноябрьской катастрофы в Казани, в которой погиб сын президента Татарстана Рустам Минниханов. Представитель Следственного комитета России Владимир Маркин в декабре заявил, что многие пилоты российских — особенно небольших — авиакомпаний имеют поддельные дипломы о подготовке.

В ходе проверок СКР заподозрил в подделке документов 70 российских летчиков. В черном списке оказались пилоты авиакомпаний «ЮТэйр», «Россия», «Уральские авиалинии», «Таймыр», «Ямал», «Ак Барс Аэро», «Аэрофлот», «Северный ветер», «Вологодское авиапредприятие» и «Псковавиа».

Собственные масштабные проверки начала в этом месяце Росавиация. Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский сообщил «Известиям», что в территориальных управлениях ведомства с начала 2014 года идут проверки подлинности лицензий и сертификатов (сертификаты регулярно по разным видам работ) российских летчиков. Проверяют как коммерческих (вправе управлять самолетами вместимостью до 50 человек), так и линейных пилотов (свыше 50). По данным президента профсоюза летного состава России Мирослава Бойчука, в России сегодня профессиональных пилотов немного — порядка 16,5 тыс. человек, из них четверть составляют линейные пилоты.

Между тем 22 января Приволжское следственное управление на транспорте сообщило, что в Татарстане возбуждены уголовные дела по факту незаконной выдачи летных свидетельств. Речь, однако, о десятке свидетельств, выданных летчикам-любителям. 

Финансовые новости

Дина Полина

Малая авиация получит налоговую льготу на 15 лет

Коммерсантъ, 23.01.14

Депутаты заксобрания края сегодня приняли во втором чтении законопроект депутата Александра Флегинского, предложившего установить льготу для собственников по налогу на имущество малой авиации. Это, по задумке автора законопроекта, будет способствовать возрождению местных аэродромов и авиалиний и, таким образом, обеспечит спрос населения на региональные и местные авиаперевозки. Выпадающие доходы краевого бюджета при принятии законопроекта, по словам Александра Флегинского, составят в 2014 году 1,8 млн руб.

Господин Флегинский выступил за введение данной льготы на бессрочный период: "Давайте не будем жадничать. Не менее пяти лет понадобится, чтобы хоть кто-то заинтересовался отраслью, еще больше, чтобы получать доходы. Давайте год продлим на вечность". Часть депутатов усомнилась в такой потребности. "Мы не можем просто разбрасываться льготами, это полностью противоречит принципам налогового законодательства. Предложенная поправка меняет суть принятого в первом чтении документа, который предполагал предоставление льготы лишь в 2014 году", - заявил Вадим Чебыкин. Алексей Бурнашов отметил, что власти "продолжают играть не по правилам", не определившись с эффективностью налоговых льгот, а также тех отраслей, которые необходимо поддерживать. "Нужно определится с приоритетными отраслями и направлениями. Сегодня практика носит несистемный характер, зависит от возможностей лоббирования отраслей. Могу назвать с десяток направлений, которые считаю возможным поддерживать на уроне субъекта. Правительство должно разработать четкий документ", - согласился Илья Шулькин.

Александр Флегинский заявил, что не ожидал такой жесткой позиции депутатов. Он предложил в случае отклонения его поправки, устанавливающей бессрочность льготы, рассмотреть второе предложение, которое было подготовлено при поддержке депутата Юрия Борисовца. Согласно ему было предложено установить льготу только на 15 лет. "Если не примете обе поправки, то закон по сути будет не принят, и в ближайшие годы все площадки, которые пока пригодны под малую авиацию будут непригодны и перепрофилированы", - заявил господин Флегинский. В итоге прошло второе предложение, предполагающее льготу на 15 лет.

ВВС

Истребитель F-35C испытали с полной ракетно-бомбовой нагрузкой

АРМС-ТАСС, 23.01.2014

Палубный вариант истребителя F-35C Lightning II был испытан с полной ракетно-бомбовой нагрузкой, сообщила компания Lockheed Martin.Полет проводился на авиабазе ВМС в Патаксент Ривер. Испытательный летательный аппарат (ЛА) с обозначением CF-01 был оснащен ракетами класса "воздух - воздух" AIM-9X Sidewinder и управляемыми авиационными бомбами (УАБ) с лазерным наведением GBU-12 Paveway II и контейнером с артиллерийским вооружением. Представитель программы по созданию F-35 Лара Зиберт заявила, что несмотря на то, что состав размещенного на самолете ракетно-бомбового вооружения не был самым тяжелым, были задействованы все узлы подвески. Во время испытательного полета самолетом управлял пилот ВВС Великобритании, командир эскадрильи Энди Эджелл.

Версии истребителя F-35B и F-35C, предназначенные для использования Корпусом морской пехоты (КМП) США, ВВС и ВМС Великобритании, оснащены съемным пушечным контейнером, расположенным в нижней части самолета. Версия F-35A, которую предполагается поставить ВВС США, оснащена встроенным пушечным контейнером.

Специалисты отмечают, что несмотря на то, что F-35 считается малозаметным самолетом, использование вооружения на внешней подвеске существенно увеличивает радиолокационную заметность истребителя.

 

Россия выполнила заказ Азербайджана на поставку вертолетов Ми-35М

AEX.RU, 23.01.14

Россия выполнила заказ Азербайджана на поставку военных вертолетов. На днях в Баку доставлена последняя партия заказанных в сентябре 2010 года 24 вертолетов Ми-35М. По сообщению местных информационных источников, для обучения своих пилотов Азербайджан закупил также и симуляторы вертолета Ми-35М. Об этом сообщает Независимая газета.

Вертолеты Ми-35М заказаны Государственной пограничной службой Азербайджана, а их поставки начались с декабря 2011 года.  По своим техническим характеристикам Ми-35М превосходит Ми-24 по скоростным и маневренным показателям, а также по грузоподъемности и вооружению. Эти летательные аппараты предназначены для уничтожения бронетанковой техники, огневой поддержки подразделений Сухопутных войск, десанта и эвакуации раненых. Вертолет оснащен современной авионикой, а его вооружение наряду с несъемной подвижной установкой НППУ-24 состоит также из управляемых и неуправляемых ракет.

Следует отметить, что Баку из года в год увеличивает затраты на оснащение своих Вооруженных сил современной техникой и вооружением. К слову, только в прошедшем году на нужды обороны власти выделили 3,7 млрд долл. Из них почти один миллиард был направлен на закупку российской военной техники и вооружения. В том же году начался процесс поставок сухопутной военной техники по пакету контрактов, заключенных с Россией в 2011–2012 годах. В частности, речь идет о шести батальонах (94 единицы) танков Т-90С и (около 100 единиц) боевых машин пехоты БМП-3, дивизионе (18 единиц) самоходных артиллерийских установок «Мста-С», дивизионе (18 пусковых установок) реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч», дивизиону (18 единиц) самоходных артиллерийских орудий «Вена» и батарее (6 единиц) тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек» (новая модификация системы «Буратино»). При этом танки Т-90С закуплены в наиболее совершенной на данный момент серийной комплектации, включающей новую модификацию системы оптико-электронного подавления «Штора». 

По данным местных изданий, Баку только за последние годы закупил у России военной техники и вооружения на сумму почти в 3 млрд долл. Большая часть этой техники была демонстрирована летом прошлого года в ходе военного парада, посвященного 95-летию Вооруженных сил Азербайджана.

Согласно сведениям ряда информированных источников, военное сотрудничество Москвы и Баку в ближайшие годы станет еще более тесным. Россия до 2015 года намеревается обеспечивать Вооруженные силы Азербайджана не только оружием и военной техникой собственного производства, но и участвовать в оборонной промышленности Азербайджана и в подготовке кадров по ряду специальностей. В то же время объем продаж вооружения и военной техники за рассматриваемый период будет доведен почти до 5 млрд долл.

 

БПЛА

США впервые разместят в Японии БПЛА Global Hawk

AEX.RU, 23.01.14

Японское министерство обороны сегодня объявило, что расквартированные в Японии военные США с мая по октябрь этого года впервые будут размещать в Японии беспилотные разведывательные самолеты Global Hawk, пишет ИА Синьхуа.

 Как стало известно, два американских беспилотных разведсамолета Global Hawk с острова Гуам будут временно размещены на американской авиабазе Мисава, расположенной в одноименном японском городе в префектуре Аомори.

 Global Hawk - один из самых крупногабаритных беспилотных летательных аппаратов в мире. Его длина составляет 13,4 м, размах крыла достигает 35,4 м. Беспилотник может на протяжении 30 часов оставаться на высоте до 18 км. Стоимость самолета -- 176 млн долларов США.

 

Разное

Компания Boeing и ее партнеры из ОАЭ планируют получать биотопливо из пустынных растений 

AEX.RU, 23.01.14

Компания Boeing и ее партнеры по проведению исследований из Объединенных Арабских Эмиратов совершили прорыв в разработке экологичного авиационного биотоплива, обнаружив, что использование пустынных растений, выращенных на морской воде, обеспечит более эффективное производство биотоплива, чем использование других широко известных видов сырья. Об этом сообщает пресс-служба Boeing.

 Исследовательский консорциум по биоэнергетике (Sustainable Bioenergy Research Consortium – SBRC) совместно с Институтом науки и технологий Масдар (Masdar Institute of Science and Technology) в Абу-Даби протестируют полученные данные в рамках проекта, который потенциально сможет обеспечить производство биотоплива из растений в засушливых странах, таких как ОАЭ.

 «Растение галофит превосходит наши ожидания как источник возобновляемого топлива для авиалайнеров и других видов транспортных средств, - заявил доктор Алехандро Риос (Dr. Alejandro Rios), директор  SBRC. – ОАЭ стали лидером в использовании пустынной почвы и морской воды для выращивании сырья, используемого в производстве экологичного биотоплива, которое потенциально может найти применение и в других регионах мира». 

 Деятельность консорциума SRBC, финансируемого компаниями Boeing, Etihad Airways и Honeywell UOP, направлена на разработку и коммерческое использование экологичного авиационного биотоплива, которое при переработке выделяет на 50-80 процентов меньше углерода, чем ископаемое топливо, пояснили в пресс-службе. 

 «Авиакомпания Etihad Airways очень довольна результатами исследований растений, которые способны расти при поливе соленой водой, - сказал Джеймс Хоган (James Hogan), президент и генеральный директор Etihad Airways. – Это настоящий прогресс в разработке действительно экологичного авиационного  биотоплива за счет использования возобновляемых растительных ресурсов, приемлемых для наших условий окружающей среды».

 В 2014 году ученые SBRC создадут экспериментальную экосистему, высадив два урожая галофитов в песчаную почву Абу-Даби. Отработанная морская вода, использованная на рыбных хозяйствах, будет применяться для полива галофитов, которые способны очищать воду в процессе роста. Затем, прежде чем вернуться в океан, вода будет попадать в мангровые насаждения. Оба растения будут перерабатываться в авиационное биотопливо по технологии, полученной в результатах исследований SBRC. 

 

«Данный проект имеет глобальное значение, учитывая, что 97 процентов воды на планете Земля – это океан, а 20 процентов суши – пустыня», - отметил доктор Риос. «Компания Boeing активно работает над поиском путей сокращения авиационных выбросов CO2, а экологичное авиационное биотопливо является основой нашей стратегии», - заявил Джеффри Джонсон (Jeffrey Johnson), президент компании Boeing на Ближнем Востоке. Исследования Института Масдар в области биотоплива показывают огромный потенциал, и мы приветствуем ведущую роль и инновации Абу-Даби в этой важнейшей сфере деятельности».

 «Успех исследований SBRC, о котором было объявлено на Всемирном Саммите по Энергетике Будущего (World Future Energy Summit), придает дальнейший импульс  развитию производства экологичного авиационного биотоплива в Абу-Даби. 18 января авиакомпания Etihad Airways выполнила демонстрационный полет на самолете Boeing 777-300ER (увеличенной дальности), баки которого частично были заполнены биотопливом, произведенным в ОАЭ. 19 января Boeing, авиакомпания Etihad Airways, Институт Масдар и другие участники проекта запустили инициативу «BIOjet Abu Dhabi: курс на экологичность», которая подразумевает расширение исследований в области биотоплива, производства сырья и перерабатывающих мощностей. Этот проект осуществляется в рамках концепции экономического развития Абу-Даби до 2030 года, суть которой заключается в разработке возобновляемых источников энергии, направленной на разностороннее развитие экономики ОАЭ, а также расширение возможностей по трудоустройству для жителей Эмиратов», - также пояснили в компании. 

В России готовят два специальных самолета для полетов в Антарктиду, их оборудуют лыжными шасси

ИНТЕРФАКС-АВН, 23.01.14

 - Два самолета Ил-410 под контролем министра обороны РФ Сергея Шойгу оснащаются лыжно-колесными шасси для полетов в Антарктиду, заявил глава РАН Владимир Фортов.

       "По инициативе президента Русского географического общества Сергея Шойгу ведутся работы по оснащению двух самолетов лыжными шасси", - сказал В.Фортов на пресс-конференции в Москве в четверг, посвященной итогам антарктической экспедиции с его участием в январе этого года.

       Президент РАН отметил, что работа ведется под пристальным контролем министра обороны, и ученые надеются, что уже в конце этого года самолеты совершат посадку в Антарктиде.

       "Без своей авиации говорить о нашем присутствии в Антарктиде невозможно", - сказал В.Фортов.

       Вместе с тем спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров уточнил, что всего в ходе поездки в Антарктику участники экспедиции провели в воздухе 66 часов, а также ночевали две ночи в палатке на Южном полюсе. В состав экспедиции также вошел глава Минприроды Сергей Донской.

       Ранее сообщалось, что экспедиция под эгидой Русского географического общества должна была оценить выполнение международного договора об Антарктиде и определить основные направления долгосрочной государственной политики на континенте.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь