Новости СоюзМаш России

21.01.2014

Информационный обзор прессы. 21.01.2014

Союз машиностроителей России
Пресс-служба
ОБЗОР СООБЩЕНИЙ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
21 января 2014 года
 
Содержание:
 
1. О Союзе машиностроителей России. 
 
Терра, 21 января 2014 г., Сторонники самарского времени провели пикет на пл. Славы
А также по теме:
Коммерсантъ-Online:
В Госдуме вновь преодолевают временные трудности
Российская газета - RG.RU:
Время, назад! 
Lenta.ru:
В Госдуму внесли новый закон о возврате зимнего времени 
Snob.ru:
Законопроект о возврате зимнего времени внесен в Госдуму 
 
Терра, 21 января 2014 г., На чиновника Минобороны завели уголовное дело, связанное с самарским ОАО «Агрегат»
А также по теме:
Федерал¬Пресс:
Карта конфликтов ПФО: продолжение дела Головина в Перми и стрелка из Хабарского в Нижнем Новгороде, а также уфимская «Архзащита» 
 
Telecom¬Daily, 21 января 2014 г., Байконур: по-прежнему ближе к звездам
 
Телеканал Russia Today, 21 января 2014 г., Военную технику защитят от подделки специальными кодами
А также по теме:
Утро.ru:
Военную технику защитят от подделки специальными кодами 
 
Росинформбюро, 20 января 2014 г., Военно-обученные резервы будут готовить в вузах \\ В российских вузах будут созданы центры подготовки мобилизационного резерва из числа обучающихся студентов.
А также по теме:
Трактор.ру:
Предложение СоюзМаш России, ЛСОП, РСР и РСС по подготовке сержантов в вузах воплощается в жизнь  
Терра:
Предложение СоюзМаш России, ЛСОП, РСР и РСС по подготовке сержантов в вузах воплощается в жизнь 
 
Оружие России, 21 января 2014 г., Молодежный Проект «Заказ на инновации» продолжается \\ Союзом машиностроителей России реализуется молодежный Проект «Заказ на инновации».
 
Терра, 20 января 2014 г., Самарский завод «Кузнецов» может получить крупный заем
 
2. Оборонно-промышленный комплекс. 
 
РИА Новости, 21 января 2014 г., Шойгу децентрализовал управление военным имуществом \\ Теперь передаваемое в аренду имущество закреплено на правах оперативного управления за территориальными управлениями имущественных отношений, которые и будут рассматривать соответствующие запросы физических и юридических лиц.
 
3. Автомобилестроение. 
 
Ведомости, 21 января 2014 г., Грузовики вернутся на ЗиЛ \\ Совместное предприятие группы Сбербанка и правительства Москвы по сборке малотоннажных грузовиков заработает весной 2014 г.
 
4. Авиастроение. 
 
Авиа¬Порт.Ru, 21 января 2014 г., Госпрограмму пересчитали
 
1. О Союзе машиностроителей России.
 
Терра, 21 января 2014 г., Сторонники самарского времени провели пикет на пл. Славы
В Госдуму поступил законопроект о возврате «зимнего» времени, пишет «Российская газета». В документе предлагается с двух часов ночи 26 октября этого года вновь перевести стрелки на час назад, но теперь уже навсегда. Кроме того, предложено восстановить в стране 10 часовых поясов. Однако список регионов, в которых будет возвращено дореформенное время, не указан. Под законопроектом подписались более ста депутатов.
Самарцы в этот понедельник провели пикет за возврат 63-му региону своего часового пояса. Напомним, московское время в губернии ввели в январе 2010 года. Под действие реформы тогда попали 5 субъектов страны.
Двадцатая акция за самарское время состоялась на площади Славы при 20-градусном морозе. Участники пикета приводят аргументы: в связи с переходом на московское время Самарская область ежегодно теряет 175 часов светлого времени. Темнеть стало на 60 минут раньше, а потреблять электроэнергию стали на 9% больше. В результате увеличились платежи за коммуналку. Перевод стрелок на зимнее время означает для Самары минус еще один светлый час.
Михаил Матвеев, депутат Самарской губернской думы, организатор пикета «За самарское время»:
- Выстроить время необходимо таким образом, чтобы у человека после работы оставалось светлое время для отдыха: у детей - для того, чтобы погулять после школы, у взрослых - для того, чтобы поработать на дачных участках. Режим работы предприятий изменить не реально. Многие говорят: а пусть они работают с 8 часов. Ну, договоритесь с детским садиком, чтобы он брал у меня ребенка, например, в 7 часов.
Самарцев поддержал депутат Госдумы от региона, первый вице-президент Союза Машиностроителей России Владимир Гутенев. Он внес на рассмотрение парламента законопроект о возврате к ранее существовавшей системе времяисчисления, а также к сезонному переводу часов.
Андрей Соколов, адвокат, участник пикета «За самарское время»:
- Мы считаем, что надо объединять силы в данном случае. Это здорово, что мы получаем поддержку от людей, которые в отличие от нас имеют больше власти.
Если область погрузится в зимнее время, потери солнечного света для самарцев составят 260 часов в год.
А также по теме:
Коммерсантъ-Online:
В Госдуме вновь преодолевают временные трудности
Российская газета - RG.RU:
Время, назад! 
Lenta.ru:
В Госдуму внесли новый закон о возврате зимнего времени 
Snob.ru:
Законопроект о возврате зимнего времени внесен в Госдуму 
 
Терра, 21 января 2014 г., На чиновника Минобороны завели уголовное дело, связанное с самарским ОАО «Агрегат»
Новые факты нарушения законодательства на самарском ОАО «Агрегат» выявила Федеральная служба по оборонному заказу. В связи с этим возбуждено уголовное дело в отношении начальника 711-го военного представительства Минобороны майора Дмитрия Тимшина по факту превышения должностных полномочий. Напомним, в ноябре 2013 года первый заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев и депутат Александр Хинштейн направили запросы в Генпрокуратуру, Следственный комитет, Минтранс и Росавиацию с просьбой назначить всестороннюю проверку «фактов поставок контрафактной продукции ОАО «Агрегат» авиационным предприятиям». По версии следствия, сотрудники осуществляли незаконное хранение и реализацию комплектующих изделий для самолетов и систем наземного оборудования для авиационной техники, не отвечающих требованиям безопасности. Общий ущерб по делу ОАО «Агрегат» оценивается в 90 с лишним миллионов рублей. «ТЕРРА» будет следить за развитием событий.
А также по теме:
Федерал¬Пресс:
Карта конфликтов ПФО: продолжение дела Головина в Перми и стрелка из Хабарского в Нижнем Новгороде, а также уфимская «Архзащита» 
 
Telecom¬Daily, 21 января 2014 г., Байконур: по-прежнему ближе к звездам
Космодром Байконур остается лидером по числу пусков среди всех космодромов мира. Так, в 2013 году со стартовых площадок Байконура было выполнено 23 пуска ракет-носителей с космическими аппаратами различного назначения. Такие данные привела пресс-служба Роскосмоса.
Подтвердить звание самого используемого космодрома в мире Байконуру позволили: 11 пусков ракет «Союз» (с четырьмя пилотируемыми космическими кораблями «Союз-ТМА» и четырьмя транспортными грузовыми кораблями «Прогресс-М» - по программе МКС), а также 3 пуска по планам Федеральной космической программы и коммерческих запусков. Кроме того, было выполнено 10 пусков ракеты-носителя «Протон», по 1 пуску ракеты-носителя «Зенит» и конверсионной ракеты-носителя «Стрела» (РС-18). «Таким образом, Байконур по-прежнему остаётся лидером по числу пусков среди всех космодромов мира», - говорит пресс-служба Роскосмоса.
К сожалению, не все запуски с Байконура были удачными в минувшем году. В середине лета старт ракеты-носителя "Протон-М" с тремя спутниками ГЛОНАСС-М закончился аварией. Через несколько секунд после старта ракета отклонилась от заданного курса и упала на территории космодрома. Ущерб от аварии превысил 4 млрд руб., из которых 2,4 млрд составила стоимость самого «Протона».
Космодром Байконур расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области - между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Тюратам. Занимает площадь 6717 км². Вместе с городом Байконур космодром образует комплекс «Байконур», арендованный Россией у Казахстана до 2050 года.
Эксперты отрасли не раз отмечали непростые отношения России и Казахстана по проблемам Байконура. Так, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев рассказывал журналистам, что с Байконура производится около 80% пусков, в том числе пилотируемых, и он остается основным космодромом страны. Однако, по его словам, периодические конфликты между Россией и Казахстаном из-за падения на территорию последнего частей ракет-носителей с остатками токсичного ракетного топлива должны привести к более эффективному использованию других площадок. 
В рамках государственной программы космической деятельности РФ до 2020 года Роскосмос должен получить на развитие российских космодромов порядка 252,1 млрд руб. На эти деньги планируется модернизировать стартовые и технические комплексы космодромов Плесецк (Архангельская область) и Байконур, а также ввести в эксплуатацию первую и вторую очереди космодрома Восточный (Амурская область).
 
Телеканал Russia Today, 21 января 2014 г., Военную технику защитят от подделки специальными кодами
Комитет по промышленности Госдумы планирует подготовить законопроект, который обяжет производителей стратегической продукции маркировать и снабжать её уникальным кодом. Об этом пишут «Известия».
Во избежание появления контрафактной продукции, которая имеет важное стратегическое значение, для неё будут созданы специальные коды и маркировки, сообщает издание.
Такая маркировка поможет избежать установки шпионских жучков и в изделиях электроники, так как такой код продукт сможет получить только после того, как его проверят специалисты. 
«Маркировка коснётся высокотехнологичной продукции — авиации, транспортного машиностроения, оборонки», - рассказал изданию зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев.
Кроме того, дополнительной проверке подвергнутся такие стратегически важные объекты, как гидроэлектростанции, атомные электростанции, военные учреждения. Это же будет касаться и любого «электронного оборудования со скрытыми диверсионными возможностями, которые могут привести к аварии».
Подобная практика уже существует в США. Там производители в обязательном порядке присваивают стратегически важным товарам свой регистрационный номер, который затем вносят в специальный единый реестр.
А также по теме:
Утро.ru:
Военную технику защитят от подделки специальными кодами 
 
Росинформбюро, 20 января 2014 г., Военно-обученные резервы будут готовить в вузах \\ В российских вузах будут созданы центры подготовки мобилизационного резерва из числа обучающихся студентов.
Минобороны РФ приступает к реализации масштабного проекта по организации новой системы обеспечения Вооруженных Сил РФ и других силовых структур военно-обученными резервами. Она предполагает создание в вузах центров подготовки мобилизационного резерва, по окончании которых студенты смогут претендовать на звание сержанта, сообщает пресс-служба Союза машиностроителей России.
В основе создания двухуровневой системы обучения на военных кафедрах лежит совместное предложение СоюзМаша России, Лиги содействия оборонным предприятиям (ЛСОП), Российского союза ректоров (РСР) и Российского студенческого союза (РСС).
В течение 2013 г. СоюзМаш России, ЛСОП, РСР и РСС неоднократно информировали заинтересованные ведомства о своей инициативе по подготовке квалифицированных кадров для российской армии на базе отечественных вузов. К программе присоединились уже более 90 гражданских вузов, а часть из них готова предоставить свои площади для пилотного проекта.
Об этом сообщается в письме зампреда Думского Комитета по промышленности Владимира Гутенева к Министру оборону Сергею Шойгу.
Программа предусматривает восстановление военных кафедр и создание на их базе двухступенчатой системы обучения — для подготовки сержантов и офицеров. В частности, предлагается обучение на военных кафедрах осуществлять в два этапа, что позволит восстановить связь между подготовкой специалиста по военно-учетной специальности и его гражданской профессией.
В настоящее время эта идея завоевала популярность в вузовской среде. Как заявил Гутенев, сейчас Минобороны разрабатывает «дорожную карту» по внедрению новой системы, которая пополнит армию «квалифицированными, подготовленными солдатами, сержантами и офицерами».
По его словам, представители Российского союза ректоров и российского студенческого союза «продолжат эту работу, но уже на уровне экспертных площадок и межведомственных круглых столов».
Как сообщало ранее «Росинформбюро», 18 декабря 2013 г. состоялась встреча министра обороны Сергея Шойгу с более чем 300 студентами из 14 российских ВУЗов в Московском авиационном технологическом институте (МАТИ). В течение 1,2 часа министр ответил на 26 вопросов, которые были связаны с порядком прохождения военной службы студентами.
А также по теме:
Трактор.ру:
Предложение СоюзМаш России, ЛСОП, РСР и РСС по подготовке сержантов в вузах воплощается в жизнь  
Терра:
Предложение СоюзМаш России, ЛСОП, РСР и РСС по подготовке сержантов в вузах воплощается в жизнь 
 
Оружие России, 21 января 2014 г., Молодежный Проект «Заказ на инновации» продолжается \\ Союзом машиностроителей России реализуется молодежный Проект «Заказ на инновации».
Проект направлен на поиск инновационных решений различных технических задач для предприятий силами талантливой молодежи.
Проект предполагает активное сотрудничество между предприятиями машиностроительной отрасли и молодыми инженерами, студентами технических ВУЗов, говорится в пресс-релизе Союза машиностроителей России. 
С момента начала Проекта в 2012 году было получено свыше 90 заказов от предприятий машиностроения и смежных отраслей промышленности, которые были опубликованы в едином каталоге на сайте «Инженеры будущего».
Молодые инноваторы со всей России приняли участие в решении поставленных задач, в результате чего более 60 специалистов предложили свои решения, которые получили высокую оценку у предприятий-заказчиков.
 
 
Учитывая положительный эффект от реализации данного Проекта было принято решение о его продолжении.
Работа над заказами на инновации будет включена в образовательную программу Четвертого Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего 2014»
Авторы лучших инновационных решений, определенных Экспертной комиссией по результатам презентации проектов, получат возможность реализовать свой проект на предприятии, а также будут награждены ценными подарками и памятными дипломами.
 
Терра, 20 января 2014 г., Самарский завод «Кузнецов» может получить крупный заем
Как говорится в официальном сообщении, на заседании совета директоров ОАО «Кузнецов» была одобрена сделка с Альфа-Банком на открытие мультивалютной кредитной линии на общую сумму до 4 миллиардов рублей. Заем будет использоваться для рефинансирования кредитов, предоставленных сторонними банками, и возмещения денежных средств, ранее направленных на погашение кредитов, предоставленных ОАО «Банк ВТБ». Срок действия сделки - до 31 декабря 2020 года, процентная ставка по кредитам не должна превышать 12% в рублях и 7% в валюте. Средства предоставляются под поручительство материнской компании ОАО «Кузнецов» - «Объединенной двигателестроительной корпорации». Напомним, самарское предприятие является членом крупнейшей общественной организации - Союза Машиностроителей России.
 
2. Оборонно-промышленный комплекс. 
 
РИА Новости, 21 января 2014 г., Шойгу децентрализовал управление военным имуществом \\ Теперь передаваемое в аренду имущество закреплено на правах оперативного управления за территориальными управлениями имущественных отношений, которые и будут рассматривать соответствующие запросы физических и юридических лиц.
Сергей Шойгу перераспределил полномочия органов военного управления в вопросах передачи в аренду военного имущества, усилив роль территориальных управлений, сообщает Минобороны РФ во вторник.
"Новый порядок децентрализовал полномочия департамента имущественных отношений Минобороны в пользу его территориальных управлений, что существенно упростило процесс рассмотрения запросов и принятия решений о передаче федерального имущества в аренду", — говорится в сообщении.
Теперь передаваемое в аренду имущество закреплено на правах оперативного управления за территориальными управлениями имущественных отношений, которые и будут рассматривать соответствующие запросы физических и юридических лиц.
Главам территориальных органов предоставили полномочия на подписание договоров аренды и дополнительных соглашений к ним, а также на заказ отчетов об оценке права аренды федерального имущества.
Полный текст документа и перечень объектов недвижимости размещены на официальном сайте Минобороны.
 
3. Автомобилестроение.
 
Ведомости, 21 января 2014 г., Грузовики вернутся на ЗиЛ \\ Совместное предприятие группы Сбербанка и правительства Москвы по сборке малотоннажных грузовиков заработает весной 2014 г.
Московский автозавод «Автофрамос» (принадлежит Renault) продал участок в 13 600 кв. м компании «Технополис Москва», сумма контракта составила 450 млн руб., сообщил представитель покупателя. «Речь идет о здании, относящемся к “Москвичу” (бывшему автозаводу. — “Ведомости”) и находящемся на этой территории», — информировал представитель Renault. Решение о продаже участка было принято в связи с невозможностью использовать его для производственных целей, в том числе из-за его удаленности.Создание совместного предприятия одной из компаний группы Сбербанка  и правительством Москвы, владеющим 64% в АМО «ЗиЛ» , завершится к апрелю 2014 г., рассказали «Ведомостям» сотрудник мэрии и человек, близкий к ЗиЛу. Соглашение о намерениях стороны подписали в 2012 г., а юридически обязывающий договор — в конце 2013 г., сообщили оба.
СП будет создано на базе 100%-ной «дочки» ЗиЛа — «МосавтоЗиЛа»: структура Сбербанка получит в ней 51%, у ЗиЛа останется 49%, продолжают собеседники «Ведомостей». По их словам, группа Сбербанка внесет в СП активы российского автозавода «Дервейс» (выпускает легковые автомобили китайских брендов), а правительство Москвы через ЗиЛ — здания и сооружения на участке в 50 га с правом долгосрочной аренды, а также AMO Plant, сборочный завод в Латвии, выпускающий по лицензии автобусы и трактора (по данным сайта компании, у правительства Москвы в этом заводе 92,6%, у ЗиЛа — 4,4%, остальное — у местных властей). Предполагаются также денежные взносы, заключил один из собеседников «Ведомостей», но суммы не назвал.
Представители Сбербанка и московской мэрии не стали сообщать более подробной информации о совместном предприятии.
Основная задача СП — организация контрактного производства легких коммерческих автомобилей (LCV) иностранных марок. Выпуск может начаться в апреле-мае 2014 г., утверждают собеседники «Ведомостей», сначала это будет крупноузловая сборка, а затем — полный цикл производства со сваркой и окраской. Проектная мощность составляет 50 000 LCV в год. Легкие грузовики будут выпускаться двух марок — Fiat и Renault, говорит один из собеседников «Ведомостей». Ведутся переговоры о производстве двух моделей — Fiat Ducato и Renault Master — в исполнениях фургон, автобус и проч., сказал представитель Сбербанка. Он напомнил, что соглашения о намерениях и с Fiat, и с Renault заключены 1 августа 2013 г., и сообщил, что юридически обязывающие документы могут быть подписаны в ближайшее время.
Переговоры еще не окончены, подтвердил представитель Renault: «Производится анализ необходимых инвестиций и рентабельности, обсуждаются связанные с этим вопросы». Получить комментарии Fiat вчера не удалось.
Стоимость проекта не раскрывается; в 2012 г. говорилось о 12 млрд руб. Основные деньги — кредитные, их выделит Сбербанк, знает один из собеседников «Ведомостей», но о какой сумме может идти речь, не говорит.
Чтобы получить льготы на ввоз комплектующих для этого производства, ЗиЛ купил контрольный пакет саратовской компании «Химэкс», у которой есть соглашение о промсборке. Льготы может получить и «Дервейс», когда станет «дочкой» «МосавтоЗиЛа», заметил один из собеседников «Ведомостей».
В 2013 г. российский рынок легкого коммерческого автотранспорта, по предварительной оценке, упал на 15%, в 2014 г. может сократиться еще на 5-7%, но в перспективе рост возобновится, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Те, у кого есть производства в России, находятся в более выигрышном положении: они смогут минимизировать издержки за счет локализации и льгот по промсборке, продолжает он.
Российский рынок коммерческих автомобилей в ближайшей перспективе может получить дополнительную поддержку от правительства, напоминает первый вице-президент группы компаний «Автоспеццентр» Алексей Тузов: в частности, Минпромторг обсуждает меры, стимулирующие обновление парка LCV.
Выгода ЗиЛа — в загрузке площадей, в стабильном доходе от контрактной сборки и в расширении возможностей за счет новых площадок, заключает Удалов.
Как будут использоваться новые площадки на ЗиЛе, пока не решено, сообщил один из собеседников «Ведомостей».
 
4. Авиастроение.
 
Авиа¬Порт.Ru, 21 января 2014 г., Госпрограмму пересчитали
Обновленная госпрограмма развития авиационной промышленности до конца января должна быть внесена в правительство. Документ был изменен наряду с другими госпрограммами и приведен в соответствие с новыми требованиями министерств экономического блока. Вместе с тем, в тексте были конкретизированы механизмы поддержки авиапрома, а также уточнено ресурсное обеспечение.
Текст новой редакции государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" в конце прошлой недели вынесен на общественное обсуждение. Ознакомиться с проектом и высказать свои замечания специалисты смогут до 1 февраля текущего года. Кроме того, документ отправлен на согласование в министерства финансового блока. Ожидается, что комментарии ведомств будут получены в течение этой недели, и до конца месяца обновленная госпрограмма будет внесена в правительство, рассказал "АвиаПорту" источник в министерстве промышленности и торговли.
Разложили по полочкам
Необходимость изменений госпрограммы продиктована соответствующим постановлением правительства и новым методическим рекомендациям Минэкономразвития. В соответствии с требованиями экономических министерств, в программе изменились формулировки основных мероприятий, детализирована методика оценки эффективности ее реализации, а также детально описаны критерии отбора инвестиционных проектов.
Помимо того, как следует из пояснительной записки к документу, в соответствии с установленными Минфином лимитами были актуализированы объемы финансирования некоторых пунктов программы. Более подробно в новом тексте изложены меры госрегулирования авиастроительной отрасли. Описаны механизмы формирования консолидированного госзаказа, обеспечения гарантий остаточной стоимости воздушных судов, расширено описание механизма возвратного бюджетного финансирования.
Отдельного внимания заслуживают приведенные в госпрограмме описания механизмов поддержки авиапрома и продвижения воздушных судов на рынок, о необходимости внедрения которых неоднократно заявляли участники рынка авиастроения, представители бизнеса, финансовых компаний. Отмечено, что все схемы формировались с учетом требований, которые накладывает на Россию участие в ВТО. И основным из механизмов названо в документе возвратное бюджетное финансирование.
Доступ к деньгам
Согласно тексту госпрограммы, в настоящее время в России такая практика не применяется, но она показала высокую эффективность за рубежом. У нас механизм должен заработать в 2016 году. "Возвратное бюджетное финансирование призвано обеспечить организации авиационной промышленности "длинными" и "дешевыми" деньгами на проведение опытно-конструкторских работ в новых и текущих проектах авиационной промышленности, сохраняя у них сильную рыночную мотивацию", - сказано в документе. По замыслу составителей, использование этого механизма должно предоставить компаниям доступ к значительным объемам финансирования с условиями не хуже, чем у конкурентов. Авторы рассчитывают, что в рамках реализации этого механизма компании будут получать средства на срок до 25 лет траншами в течение первых 10 лет, причем объем финансирования, конечно, будет зависеть от конкретного проекта, но может покрывать до 75% его потребностей. Начало выплат в бюджет будет зависеть от выхода на определенный уровень продаж, а схему погашения рассчитают индивидуально. Ход проекта обещают строго контролировать, и приостановить финансирование, если задуманное не удастся.
Для доступа к механизму возвратного бюджетного финансирования организация должна будет пройти определенного рода контроль, который может быть строже, чем для остальных проектов авиационной промышленности. Обещают, что условия выделения средств будут выработаны в соответствии с международным опытом. Деньги будут предоставляться только в том случае, если другими способами организация средства привлечь не может. С учетом всех этих условий должна быть подготовлена соответствующая нормативно-правовая база. Исходя из текста госпрограммы, нормативно-правовые акты, регулирующих механизм возвратного бюджетного финансирования, должны будут отражать правила отбора компании, которая получит средства, условия и источник финансирования, порядок возврата, методы контроля за расходованием бюджетных средств, санкции за неисполнение компанией условий сотрудничества. Не исключается также, что реализации механизма возвратного бюджетного финансирования может потребовать внесения изменений в бюджетный кодекс.
Помочь молодым
Особое внимание в госпрограмме уделяется первичным продажам изделий авиационной промышленности. Этот этап остается самым рискованным и непредсказуемым, а значит авиапроизводитель максимально уязвим именно в тот момент, когда выводит на рынок новую технику. Составители госпрограммы сочли, что когда у игрока есть устоявшаяся репутация и налаженная система послепродажного обслуживания, он не имеет необходимости формировать дополнительные резервы на поддержание летной годности и предоставлять покупателю значительные скидки - достаточно на 10%-20% снизить цену на первые 50-80 самолетов. "Для нового игрока на рынке действие указанных факторов значительно сильнее и требует предоставления на его продукцию значительно больших скидок (до 50-60% на начальном этапе)", - посчитали специалисты. До рыночного значения стоимость повысится только тогда, когда совокупный парк ВС соответствующего типа будет составлять 100-150 единиц. "Возможным способом выхода на рынок нового игрока является предоставление производителем условий на уровне привлекательнее, чем у конкурентов. Для выравнивания конкурентной позиции на рынке производителю нового продукта целесообразно субсидировать затраты по первичным продажам", - решили эксперты.
В качестве одного из механизмов поддержки новичков предлагается востребованный рынком механизм предоставления гарантий остаточной стоимости. Если самолет потеряет в цене больше, чем планировал покупатель, компания-гарант либо должна компенсировать разницу между ожиданиями и реальностью, либо выкупить его обратно по заранее оговоренной цене. "В соответствии с мировой практикой, гарантия остаточной стоимости выдается на первые 100 самолетов, которые формируют вторичный рынок. Гарантия остаточной стоимости - это обязательство производителя в том, что в случае, если на конец установленного срока, обычно 6-12 лет, стоимость самолета на вторичном рынке будет ниже гарантированной остаточной стоимости, гарант компенсирует покупателю разницу в пределах, согласованных сторонами", - объясняют законодатели.
По логике документа, необходимость внедрения такого механизма в России обусловлена шатким финансовым положением предприятий авиационной промышленности. "В настоящее время финансовое положение ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", которое осуществляет разработку и вывод на рынок новой гражданской техники (SSJ-100, МС-21), не позволяет формировать резервы под обязательства по гарантиям остаточной стоимости ввиду высокой долговой и инвестиционной нагрузки", - говорится в тексте госпрограммы. В условиях, когда производители не имеют возможности так стимулировать продажи из собственных средств, в дело должно вступить государство. Это, с одной стороны, призвано вселить уверенность в покупателя, с другой, обеспечить непрерывность работы производителя. Как именно будут финансироваться гарантии остаточной стоимости, остается невыясненным. Как вариант, ссылаясь на зарубежный опыт, составители госпрограммы советуют создать в рамках ОАК отдельную компанию-гарант, чей первоначальный капитал будет сформирован за счет бюджетного взноса в саму ОАК. Инвестиционный меморандум планируется разработать к 2016 году.
Оперлизинг тоже нужен
Важным механизмом для обеспечения жизнедеятельности отечественного авиапрома составители программы сочли внедрение практики операционного лизинга воздушных судов. Чтобы механизм заработал, необходимо, чтобы государство гарантировало остаточную стоимость техники. Кроме этого, министерство считает не лишним рассмотреть возможность отмены налога на имущество, если речь иду о воздушных судах. Потребуются и некоторые законодательные изменения.
Как сказано в документе, заинтересованность в развитии этого механизма обозначили ряд крупных игроков финансового рынка, таких как "ВЭБ-лизинг", "Ильюшин Финанс Ко.", "ВТБ Лизинг", "Сбербанк Лизинг", "ГТЛК". "Участники рынка сходятся во мнении, что без механизма операционного лизинга невозможно представить широкомасштабную продажу самолетов отечественными производителями ВС", - говорится в программе. Как показывает практика, реализации таких мер действительно будут рады все стороны диалога: заказчики, производитель и лизинговые компании. А директор ИФК Александр Рубцов ранее говорил, что без их реализации будущее отечественного авиапрома и вовсе туманно. "Эти вещи важны, без них вообще невозможно продать самолет", - сказал он ранее, комментируя перспективы появления в России механизмов поддержки производителей и эксплуатантов самолетов на момент освоения нового типа. Помимо прочего, специалист говорил о важности субсидирования процентных ставок по кредитам. И об этом в госпрограмме тоже сказано.
Ставки ниже, результат выше
Составители документа считают необходимым совершенствовать правила предоставления российским авиапроизводителей субсидий, с помощью которых предприятия гасят проценты по кредитам. Объясняется такая потребность тем, что у конкурентов - производителей из Китая и США, доля заемных средств в портфеле меньше - в среднем 20%, а ставки ниже - 4-6% годовых. В нашем случае более 70% средств предприятий авиапрома - заемные. "Актуальность выравнивания условий инвестиционного финансирования с конкурентами сохранится в ближайшие 7-10 лет (как минимум до получения устойчивого положительного денежного потока от поставок новой продукции)", - сказано в документе. Отмечается при этом, что новые условия нужно будет применить к кредитам, полученным после 2011 года. Это, в свою очередь, потребует увеличить финансирование на предоставление субсидий.
Деньги посчитаны, но не все
Авторы госпрограммы совместно с профильными министерствами выяснили, что на субсидирование процентных ставок понадобится выделить дополнительно 7 млрд 215 млн 000 тыс. рублей с 2013 по 2015 годы. Субсидирование первичных продаж потребует еще 10 млрд 327 млн 250 тыс. рублей до конца текущего года. В части самолетостроения уточняются суммы, необходимые на НИОКР. 280 млн рублей понадобится на завершение НИОКР по самолету Бе-200 в 2016 году, 75,4 млрд будет стоить разработка "Самолета 2020" в период с 2016 по 2022 год и чуть меньше - 72,1 млрд рублей "Самолета 2030". Предполагается, что в итоге производители снизят долговые обязательства, увеличат продажи и выйдут на рынок с новыми самолетами.
Выполнение НИОКР по перспективному тяжелому вертолету обойдется в 12 млрд с 2016 по 2019 годы, по перспективным вертолетам - почти в 30 млрд с 2017 по 2020 годы.
Для поддержки двигателестроителей в 2015 году 202,5 млн бюджетных рублей выделят "Оборонпрому" "с целью уплаты купонного дохода по облигационным займам" на финансирование проектов двигателей линейки ПД-14 и ПД-10. Еще 12 млрд предприятие получит на организацию переезда производств из Москвы в Уфу. НИОКР по "Двигателю 2020" обойдется в 27 млрд, "Двигателю 2030" - в 31,7 млрд. Обещают, что в итоге у российских широкофюзеляжного ("Самолет 2020") и перспективного ("Самолет 2030") самолетов будут российские двигатели.
 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь