Новости СоюзМаш России

17.01.2014

Информационный обзор прессы 17.01.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

17 января 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Известия, 17 января 2014 г., Военная техника получит защитные метки от подделок и «закладок» \\ Производителей стратегически важной продукции обяжут маркировать каждое изделие уникальным кодом

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Военная техника получит защитные метки от подделок и «закладок»

Газета.Ru:

"Известия": в ГД подготовлен закон об обязательной маркировке военной продукции

Коммерсантъ в Самаре, 17 января 2014 г., У агрегатов истекают сроки годности \\ В связи с расследованием на самарском заводе по производству авиадеталей возбуждено дело на представителя Минобороны

А также по теме:

Парк Гагарина:

У "Агрегата" новые хозяева: что и требовалось...

РИА Новости:

Хинштейн: самарский завод продал более 5 тыс просроченных авиадеталей

 

Терра, 16 января 2014 г., 17 января в Самаре состоится заседание совета директоров ОАО «Авиаагрегат»

 

Терра, 16 января 2014 г., Гайдаровский форум – 2014

А также по теме:

Трибуна Общественной палаты:

Владимир Гутенев: Не нужно проводить «разгосударствление» экономики

 

Континент Сибирь Online, 16 января 2014 г., Профессиональную подготовку будущих специалистов Новосибирска оценят независимые эксперты

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 17 января 2014 г., Эскадрилья вертолетов сформирована на российской базе в Армении

 

Ведомости, 17 января 2014 г., «Сушки» для флота \\ Минобороны закупит для морской авиации ВМФ 50 истребителей Су-30СМ на $2 млрд, они будут направлены на Камчатку, в Крым и Калининградскую область

 

3. Автомобилестроение.

 

Car­Club.ru, 17 января 2014 г., Бо Андерссон приступил к обязанностям главы АвтоВАЗа

 

4. Авиастроение.

 

Независимая газета, 17 января 2014 г., Шесть заводов под одним крылом

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Известия, 17 января 2014 г., Военная техника получит защитные метки от подделок и «закладок» \\ Производителей стратегически важной продукции обяжут маркировать каждое изделие уникальным кодом

Комитет по промышленности Госдумы подготовил законопроект об обязательной маркировке военной продукции и техники, предназначенной для критически важных объектов инфраструктуры. Цель — борьба с контрафактом, вторичным использованием списанного оборудования, а также со шпионскими «закладками» в изделиях электроники (маркировка будет проводиться после проверки изделия). Об этом «Известиям» сообщил основной автор законопроекта, первый зампредседателя комитета ГД по промышленности Владимир Гутенев.

— Маркировка коснется высокотехнологичной продукции — авиации, транспортного машиностроения, оборонки, — рассказал Гутенев.

Депутат пояснил, что помимо борьбы с подделками новый закон обезопасит армию и критически важные объекты инфраструктуры (гидроэлектростанции, атомные электростанции, военные объекты) от электронного оборудования со скрытыми диверсионными возможностями, которые могут привести к аварии.  

Законопроект предполагает частично перенять американский опыт: в США уже существует закон, обязывающий поставщиков военной продукции маркировать каждое изделие и вносить его в единый регистр.

Как рассказали в комитете, в Минобороны России уже приняты стандарты маркировки — штрихкодирование и радиометки (RFID) — но нет органа, ответственного за их повсеместное внедрение. В 2010 году в рамках опытной реализации стандартов было промаркировано и внесено в реестр 40 тыс. изделий — американские вооруженные силы имеют базу данных из 100 млн изделий.

Предполагается, что марки и метки на изделиях будут не только доказывать подлинность продукции, но и позволят найти его в базе данных по уникальному номеру.

— Это очень важно для отслеживаемости изделия в течение всего жизненного цикла — будет понятно, кто его изготовил и когда, какова дальнейшая судьба изделия — были ли эти запчасти когда-то восстановлены, — отметил Владимир Гутенев. Маркировать будут только ответственные детали, которые влияют на работу всего изделия. Метки предполагается считывать автоматически с помощью специальных сканеров.

По мнению инициаторов законопроекта, внедрение такой системы позволит быстрее выяснять причины происшествий с техникой. По причине некачественных микросхем упал космический аппарат «Фобос Грунт», из-за аналогичных проблем несколько раз происходили сбои во время испытаний межконтинентальной баллистической ракеты «Булава».

— Машиносчитываемая маркировка на основе радиочастотной идентификации — это принятая в мировой практике система защиты уникальной продукции. Применение таких меток не должно значительно повлиять на цену конечного продукта, технология давно освоена и успешно применяется, — отметил генеральный директор холдинга «Росэлектроника» Андрей Зверев.

Представитель одного из отечественных производителей радиочастотных идентификаторов — компании «Микрон» — рассказал, что на их стоимость больше всего сказывается материал корпуса, защищающего чип и антенну от механических воздействий. Подделать RFID невозможно, заявил эксперт.

— Самая простая метка может стоить от $5, но, например, для авиации она будет дороже — $10–20, в том числе из-за менее массового производства. Подделать метку можно только в теории — это невыгодно экономически, на подделку одной уйдет около трех месяцев, — сообщил представитель «Микрона».

В ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму — по словам Гутенева, это произойдет через полторы-две недели. 

— Документ сейчас обсуждается, уже прошли слушания на экспертном совете комитета по промышленности. Также состоялась неформальная экспертиза в Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России, — добавил депутат.

А также по теме:

АМИТЕЛ:

Военная техника получит защитные метки от подделок и «закладок»

Газета.Ru:

"Известия": в ГД подготовлен закон об обязательной маркировке военной продукции

Коммерсантъ в Самаре, 17 января 2014 г., У агрегатов истекают сроки годности \\ В связи с расследованием на самарском заводе по производству авиадеталей возбуждено дело на представителя Минобороны

Новые нарушения на самарском ОАО «Агрегат», в отношении которого уже расследуется уголовное дело по факту оказания небезопасных услуг, выявила проверка Рособоронзаказа. По информации депутата Госдумы Александра Хинштейна, которого глава ведомства о результатах этой проверки проинформировал, «Агрегат» на протяжении нескольких лет поставлял более чем 30 авиационным предприятиям страны детали с просроченными сроками хранения. В том числе такие изделия поставлялись в рамках гособоронзаказа. Это стало причиной для возбуждения уголовного дела в отношении начальника местного военного представительства Минобороны Дмитрия Тимшина за превышение должностных полномочий.

Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) выявила новые факты нарушения законодательства на самарском ОАО «Агрегат». В связи с этим возбуждено уголовное дело в отношении начальника 711-го военного представительства Минобороны майора Дмитрия Тимшина по факту превышения им должностных полномочий. Об этом сообщает депутат Госдумы Александр Хинштейн на своем сайте.

Напомним, в ноябре 2013 года депутаты федерального парламента Александр Хинштейн и Владимир Гутенев направили депутатские запросы в Генпрокуратуру, СК России, Минтранс РФ и Росавиацию с просьбой назначить всестороннюю проверку «фактов поставок контрафактной продукции ОАО «Агрегат» авиационным предприятиям». Также парламентарии просили принять меры по предотвращению эксплуатации этой продукции.

ОАО «Агрегат» занимается разработкой, производством, испытанием и ремонтом авиационной техники. Крупнейшие заказчики продукции предприятия, согласно информации, опубликованной на его официальном сайте, — ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова», ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева», ОАО «ВАСО», ОАО «НАЗ «Сокол», ОАО «Корпорация «Иркут», ЗАО «АВИАСТАР-СП», ОАО «РСК «МиГ», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Кузнецов», ОАО «КМПО», ОАО «ПМЗ», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ», ОАО «Гидромаш», ОАО «Авиаагрегат», ОАО «КВЗ», ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля», ОАО «КумАПП».

Согласно раскрытой ОАО «Агрегат» информации, по состоянию на 31 декабря 2013 года 25,01 % предприятия владеет ГК «Ростех», 24,95 % принадлежат Андрею Салову, 23,5 % — Виктору Храмову, 23,4 % — Дмитрию Моисеенко.

Уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, совершенное группой лиц по предварительному сговору») было возбуждено Советским МСО СУ СК РФ по Самарской области 25 июля 2013 года. По версии следствия, сотрудники ОАО «Агрегат» осуществляли незаконное хранение и реализацию комплектующих изделий для авиационной техники и систем наземного оборудования для авиационной техники, не отвечающих требованиям безопасности. В ходе предварительного следствия было установлено, что в помещении магазина, директором которого являлся начальник одной из служб ОАО «Агрегат» (имя не называется. — „Ъ“), было обнаружено и изъято более 122 наименований комплектующих изделий авиационной техники, в том числе для самолетов, общей массой более 2,5 тонн. В настоящее время расследование решено продлить до 25 февраля текущего года, сообщили в прокуратуре.

В начале декабря сменилось руководство ОАО «Агрегат», и гендиректор Борис Немов покинул свой пост, и. о. руководителя стал Виктор Храмов.

Тем временем на официальном сайте ОАО «Агрегат» было опубликовано «официальное заявление руководства и трудового коллектива» предприятия, в котором они сообщали, что вокруг компании «нагнетаются страсти», все больше напоминающие «откровенную информационную атаку». Также в документе заявлено, что в депутатском запросе присутствуют «голословные и необоснованные обвинения».

Однако Рособоронзаказ нашел подтверждение фактов, изложенных в обращениях парламентариев. «В адреса государственных заказчиков гособоронзаказа и головных исполнителей поставок продукции по оборонному заказу готовятся информационные письма, в том числе с предложением рассмотреть вопрос о приостановлении эксплуатации авиационной техники», — сообщается в письме за подписью главы Рособоронзаказа Александра Потапова.

Господин Хинштейн также сообщает, что проверка выявила: за период 2007–2013 годов ОАО «Агрегат» реализовало поставщикам под видом новых свыше 5,6 тыс. авиаизделий с истекшим сроком годности и эксплуатации. В целом ОАО «Агрегат» поставляло свою продукцию 31 организациям авиапрома, включая ОАО «Туполев», ОАО «РСК «МиГ», ОАО «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод», ОАО «НАЗ Сокол», ФГУП «Казанский вертолетный завод», ОАО «Воронежское авиастроительное объединение» и другие, сообщил депутат. Ссылаясь на заключение Рособоронзаказа, он заявил, что ОАО «Агрегат» незаконно получило от заказчиков 93,8 млн рублей в качестве оплаты продукции, не соответствующей госстандартам и условиям заключенных контрактов, в том числе в рамках гособоронзаказа.

Представитель Рособоронзаказа Сергей Бутин в беседе с „Ъ“ заявил, что данную информацию ведомство комментировать никак не намерено. И. о. генерального директора «Агрегата» Виктор Храмов сообщил „Ъ“, что 27 декабря предприятие уже направило в Рособоронзаказ письмо и указало на те выводы ведомства, с которыми не согласно. Более подробную информацию господин Храмов вчера предоставлять отказался.

Информацию о том, что 31 декабря в отношении Дмитрия Тимшина было возбуждено уголовное дело, подтвердил представитель военного следственного отдела прокуратуры ЦВО Алексей Садовский. «Пока мы это дело не комментируем, ведутся следственные действия. Размер ущерба очень велик», — отметил господин Садовский. При этом, по мнению господина Хинштейна, к ответственности должно быть привлечено и руководство ОАО «Агрегат». Депутат заявил, что соответствующее письмо уже направил в областную прокуратуру.

Получить комментарий в региональном СУ СК вчера не удалось. Пресс-секретарь областной прокуратуры Наталья Цой сообщила, что расследование по делу по ст. 238 УК РФ продлено до 25 февраля 2014 года.

Авиационные предприятия, использующие детали «Агрегата» на своих воздушных судах, на запросы „Ъ“ вчера не ответили. На «Казанском вертолетном заводе» сообщили, что пока никаких писем от Рособоронзаказа не получали.

А также по теме:

Парк Гагарина:

У "Агрегата" новые хозяева: что и требовалось...

РИА Новости:

Хинштейн: самарский завод продал более 5 тыс просроченных авиадеталей

 

Терра, 16 января 2014 г., 17 января в Самаре состоится заседание совета директоров ОАО «Авиаагрегат»

Как говорится в сообщении компании, на повестке дня - внесение изменений в решение о дополнительном выпуске ценных бумаг акционерного общества. Напомним, «Авиаагрегат» является членом крупнейшей общественной организации - Союза Машиностроителей России.

 

Терра, 16 января 2014 г., Гайдаровский форум – 2014

Первый зампред думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев, комментируя выступление премьер-министра страны Дмитрия Медведева в рамках ежегодного Гайдаровского форума, заявившего о том, что сегодняшние экономические проблемы России не являются результатом ошибок прошлого, а напротив, следствием успешной реализации экономической политики последних 10-12 лет, подчеркнул, что ошибок, действительно, совершено не так много, но и изменения, которые позволили бы в условиях роста цен на энергоносители продолжить рост ВВП и иных экономических показателей, не произошли. 

Комментируя критику премьер-министра в адрес Кремля за его неготовность активно приватизировать компании с государственным участием, Гутенев выразил несогласие с тем, что нужно в дальнейшем проводить «разгосударствление» экономики. «Существующие инфраструктурные условия благоприятно на развитии негосударственного бизнеса не сказываются. За исключением сырьевых отраслей. Поэтому проводить «разгосударствление» только из-за того, что существует такая идеологическая установка, представляется не вполне верным», - считает парламентарий. 

Звучание слов премьера, где Медведев заявил о готовности правительства взять на себя часть затрат, связанных с высвобождением работников, и понимании необходимости минимизировать социальные и политические риски этого процесса, Владимир Гутенев назвал «тревожным». «В результате «разгосударствления» и приватизации предприятий сокращение персонала неизбежно. Поэтому, если и проводить приватизацию активов, то меры, при которых новый собственник мог бы проводить оптимизацию численности персонала, необходимо предусмотреть», - отметил депутат. 

Комментируя высказывание министра финансов Антона Силуанова о «неплохих экономических итогах прошлого года», первый зампред думского Комитета по промышленности заявил, что на самом деле итоги года плохие. «Они неудовлетворительные и по факту, и по способности прогнозировать развитие ситуации», - уточнил Гутенев. Кроме того, он считает, что возросший дефицит бюджета регионов, который «настораживает» главу экономического ведомства, говорит о том, что передача полномочий и обязанностей на местные бюджеты не сопровождается перераспределением финансовых потоков. «В результате закредитованность бюджетов формирует ситуацию, когда их экономическая устойчивость представляет серьезную угрозу. Это тенденция, скорее всего, будет продолжаться», - считает Гутенев. 

Депутат позитивно оценил выступление первого зампреда ЦБ Ксении Юдаевой, которая заявила о том, что рублю не суждено стать полноценной международной резервной валютой, пока инфляция высока. «Здесь важно помнить, что не только инфляция высокая. Нужно вести речь и о динамике роста ВВП, и о размере экономики, и о емкости рынка. Те усилия Президента России по формированию таможенного пространства, направленные на увеличения емкости общего рынка, благодаря совместно выработанной таможенной политике, дадут возможность регулировать инвестиционную активность в тех или иных отраслях. Поэтому надежды, связанные с тем, что рубль может стать международной резервной валютой, абсолютно не обоснованы и не должны даже рассматриваться как некий отвлекающий фактор из-за полного отсутствия предпосылок», - уверен депутат.

«Заявление министра экономического развития Алексея Улюкаева о росте ВВП, который в ближайшие время не превысит 2,5% в год, действительно имеет право на жизнь, если не произойдет корректировки экономической политики. Этого допустить нельзя ни в коем случае. Необходима выработка мер для соответствующей корректировки. Судя по всему, с этим существуют большие проблемы. Косвенно это подтвердили и слова государственного чиновника о том, что наблюдаемые сейчас явления — это не кризис, а переход с одной модели экономического развития на другую. Хотелось бы узнать – с какой и на какую», - уточнил Гутенев, подчеркнувший, что на лицо - кризис управленческих решений и кризис эффективности использования государственных средств. «С этим отчасти согласен и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Нельзя не приветствовать его чрезвычайно трезвую оценку, в которой он заявляет о необходимости принятия решений относительно мер раскручивания темпов экономического роста. Но без реальных шагов по формированию бизнес-климата, борьбе с коррупцией, созданию правильного правового пространства невозможно реализовать ни одну из озвученных Шуваловым моделей», - считает парламентарий. 

«В правительстве должно сложиться понимание того, что доля государства в экономике должна достичь 25 процентов не за счет продажи госимущества и активов, а за счет развития малого, среднего бизнеса и предпринимательской инициативы. Наращивать ВВП в значительной степени нужно за счет негосударственного роста. Для этого правительство должно обеспечить привлекательность  экономики России как “тихой гавани”, где важнейшими факторами являются неукоснительное исполнение законов и предоставление соответствующих гарантий бизнесу” – резюмировал Владимир Гутенев.

А также по теме:

Трибуна Общественной палаты:

Владимир Гутенев: Не нужно проводить «разгосударствление» экономики

 

Континент Сибирь Online, 16 января 2014 г., Профессиональную подготовку будущих специалистов Новосибирска оценят независимые эксперты

   

Сегодня состоялось публичное подписание Соглашения о взаимодействии при оценке профессиональной подготовки будущих рабочих кадров и специалистов среднего звена. Теперь к этому процессу будут подключены независимые эксперты, которыми станут члены «Межрегиональной Ассоциации Руководителей Предприятий» (МАРП).

Подписи под документом поставили министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Игорь Шмидт, генеральный директор общественной организации Юрий Бернадский и председатель Союза работодателей НСО – председатель регионального отделения «Союза машиностроителей России» Михаил Кузьмин.

Уточним, что соглашение о взаимодействии направлено на развитие общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных учреждений, создание эффективной системы оценки качества образовательных программ профессионального образования и эффективного обмена опытом с заинтересованными сторонами.


2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

РИА Новости, 17 января 2014 г., Эскадрилья вертолетов сформирована на российской базе в Армении

Прежде на вооружении авиационной группировки ЮВО в Армении состояла эскадрилья истребителей МиГ-29, выполняющая боевые задачи по противовоздушной обороне в интересах объединенной системы ПВО СНГ, пояснили в ЮВО.

Эскадрилья армейской авиации, в которую вошли вертолеты Ми-24П, Ми-8МТ, Ми-8СМВ, сформирована в Южном военном округе (ЮВО) для выполнения задач в Армении, сообщили журналистам в пресс-службе ЮВО в пятницу.

"В российской авиационной военной базе, расположенной в Республике Армения на военном аэродроме Эребуни, сформирована эскадрилья армейской авиации командования ВВС и ПВО Южного военного округа", — сообщили в пресс-службе округа.

Прежде на вооружении авиационной группировки ЮВО в Армении состояла эскадрилья истребителей МиГ-29, выполняющая боевые задачи по противовоздушной обороне в интересах объединенной системы ПВО СНГ, пояснили в ЮВО.

"С формированием эскадрильи армейской авиации в состав авиагруппировки войдут вертолеты Ми-24П, Ми-8МТ, Ми-8СМВ, которые планируется задействовать для решения широкого круга задач при авиационной поддержке войск и транспортировке личного состава российской военной базы по территории Республики Армения", — отметили в пресс-службе ЮВО.

Военнослужащие летного и инженерно-технического состава авиабазы прошли врачебно-летную комиссию и наземную подготовку, после чего приступили к выполнению полетов. В настоящее время летчики выполняют задачи по слаживанию экипажей и совершают полеты на базе командования ВВС и ПВО в городе Ростов-на-Дону. Поставку вертолетов на аэродром Эребуни Республики Армения планируется произвести в 2014 году, добавили в округе.

 

Ведомости, 17 января 2014 г., «Сушки» для флота \\ Минобороны закупит для морской авиации ВМФ 50 истребителей Су-30СМ на $2 млрд, они будут направлены на Камчатку, в Крым и Калининградскую область

Заместитель министра обороны Юрий Борисов подтвердил вчера на пресс-конференции «Ведомостям», что в декабре 2013 г. военное ведомство заключило контракты на поставку морской авиации ВМФ России первых партий многофункциональных истребителей Су-30СМ и учебно-боевых самолетов Як-130 производства корпорации «Иркут». Как сообщил «Ведомостям» менеджер одного из предприятий ОАК, куда входит «Иркут», контракт заключен на поставку пяти Су-30СМ и пяти Як-130. Всего ВМФ планирует приобрести 50 истребителей Су-30СМ и около десятка Як-130, которые будут законтрактованы в ближайшее время. Первые самолеты могут поступить в морскую авиацию уже к концу будущего года, говорит собеседник «Ведомостей». Общая стоимость всех планируемых к закупке самолетов производства «Иркута» составит более $2 млрд.

С начала закупок боевых самолетов для российской армии в конце 2000-х гг. это второй контракт на поставку истребителей для флота — в 2012 г. был заключен контракт на поставку 24 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ для авиагруппы единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов».

В том же 2012 году Минобороны заключило с «Иркутом» два контракта на 30 Су-30СМ каждый, а ранее заключила контракт на 55 Як-130 — все самолеты предназначались ВВС, сейчас уже поставлено более 15 истребителей. Эта машина — модификация разработанного для ВВС Индии истребителя Су-30МКИ, закупленного также Алжиром и Малайзией.

В советское время морская авиация насчитывала сотни ударных самолетов — бомбардировщиков и машин других типов для борьбы с авианосными ударными группами ВМС США, но после распада СССР подверглась масштабным сокращениям. Фактически ударные самолеты нынешней морской авиации, за исключением палубных машин, нужны для перевооружения авиационных частей в тех районах, за оборону которых отвечает флот, говорит источник в Минобороны. Речь идет об авиационных частях в Калининградской области, на Камчатке и в Крыму, куда будут направляться Су-30СМ по мере их поступления, поясняет собеседник «Ведомостей». В Крыму они смогут заменить давно устаревшие бомбардировщики Су-24 авиации Черноморского флота, но для этого надо получить согласие властей Украины, напоминает военный. Одним из пунктов декабрьских договоренностей России и Украины было решение ускорить подготовку соответствующего соглашения.

 

3. Автомобилестроение.

 

Car­Club.ru, 17 января 2014 г., Бо Андерссон приступил к обязанностям главы АвтоВАЗа

Волжский автозавод обрел нового руководителя. Впервые в истории предприятия им стал иностранец. Президентом автогиганта в конце прошлого года был назначен бывший руководитель «Группы ГАЗ» Бо Андерссон. Швед приступил к своим новым обязанностям с 14 января. Констракт с ним заключен на три года.

«Бо Андерссон - талантливый и грамотный менеджер автомобильной индустрии, с огромным опытом на ключевых рынках, имеющих решающее значение для будущего развития альянса «Рено-Ниссан». Я жду того вклада, который он внесет в прибыльный рост альянса», - отметил председатель Совета директоров АвтоВАЗа Карлос Гон.

Бывший президент Волжского автозавода Игорь Комаров переведен на должность заместителя руководителя госкорпорации Роскосмос. В свою очередь, место Бо Андерссона в «Группе ГАЗ» с 1 января занял Вадим Сорокин, занимавший ранее должность руководителя дивизиона «Легкие коммерческие автомобили».

 

4. Авиастроение.

 

Независимая газета, 17 января 2014 г., Шесть заводов под одним крылом

24 декабря 2013 года Ту-154 главкома ВВС генерал-лейтенанта Виктора Бондарева поднялся с подмосковного аэродрома Чкаловский и взял курс на восток. Вместе с нынешним главкомом отправился заместитель гендиректора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) – предыдущий главком ВВС Алексей Михайлов, тоже Герой России. И группа товарищей из Минобороны РФ, ВВС и ОАК, поскольку предполагалось посещение авиазаводов и приемка самолетов по гособоронзаказу. Кроме них, на борт пригласили пять журналистов, в том числе автора этих строк.

Ожидалось, что за три дня команда главкома ВВС побывает на паре-тройке авиазаводов. Однако результат превзошел все ожидания – 13 взлетов и посадок. Окончательно маршрут выглядит так: Москва (Чкаловский) – Новосибирск – авиабаза Домна (Чита) – Владивосток (Гневичи) – Арсеньев – авиабаза Воздвиженка – Владивосток – Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Улан-Удэ – Иркутск – Новосибирск – Ульяновск – Москва (Чкаловский).

«АЛЛИГАТОРЫ» ЛЕТАЮТ ВЫСОКО

В час дня, расставшись с сопливой московской зимой, Ту-154 взял курс навстречу солнцу – оно над облаками есть! А уже буквально через пару часов самолет врезался в ночную темноту, пересыпанную яркими звездами. Дозаправка в Новосибирске (за бортом минус 20) и перелет на авиабазу Домна (минус 29) в Читинской области, где главком встретился с летным составом, выяснил, как осваивается новая техника. Следующая посадка во Владивостоке.

Это в Москве было едва за полночь, а здесь уже ждали рассвета. Начинался он довольно рано, уже в 9 часов. К этому времени все расселись в два новых вертолета Ми-8АМТШ. Машина отличается от предыдущих моделей наличием рампы, позволяющей загружать и перевозить колесную технику. Причем рампа отделена от салона занавесом из серебристых одеял, чтобы меньше холода внутрь шло. И еще одна приятная мелочь – отопление. Только взлетели, из специальных отверстий на уровне поясницы сидящих вдоль бортов людей подул теплый воздух. Через четверть часа стало по-настоящему тепло. Кто летал зимой на старых вертолетах, тот оценит особо такой комфорт.

Приземляемся на заводском аэродроме предприятия ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Сазыкина» в городе Арсеньев. Территория летно-испытательной станции ААК «Прогресс». В цехе стоят готовые 12 вертолетов Ка-52 «Аллигатор» со снятыми лопастями, чтобы удобнее было загружать в контейнер и транспортировать. Здесь состоялась торжественная передача их заказчику. Помимо главкома ВВС Виктора Бондарева присутствовали генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев и управляющий директор ААК «Прогресс» Юрий Денисенко.

Вертолет только минувшим летом представили мировому сообществу на авиасалоне в Ле Бурже. Хотя уже в 2011 году в ВВС России были поставлены 12 Ка-52, а общее количество построенных машин этого типа составило уже 65 единиц. 20 из них находится на авиабазе Черниговка (Приморский край), 16 переданы 393-й Севастопольской авиабазе (Кореновск, Краснодарский край), 8 – в Торжке. К сожалению, 2 машины потеряны.

В 2013 году ААК «Прогресс» завершил выполнение контракта с Минобороны РФ, подписанного в 2009 году. И началось выполнение следующего долгосрочного контракта на поставку 143 Ка-52 общей стоимостью порядка 120 млрд руб.

Главком ВВС России Виктор Бондарев заявил на церемонии приемки: «Мы сегодня в цехах видели машины из заделов 2014 года. Холдинг «Вертолеты России» и завод дают нам обещание, что в следующем году мы будем ритмично, поквартально получать вертолеты. Не в конце года, а начиная с марта пойдут первые шесть вертолетов, а затем поквартально – по три-четыре машины. Летчики начнут их осваивать с марта».

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев заявил: «Передача Министерству обороны Российской Федерации крупной партии боевых вертолетов нового поколения Ка-52 «Аллигатор» имеет большое значение для нас. Министерство обороны России является крупнейшим заказчиком продукции холдинга, и в работе с ним мы во главу угла ставим своевременность поставок и качество уникальной вертолетной техники, которая призвана повысить обороноспособность нашей страны».

В соседнем цехе идет сборка опытного образца нового многоцелевого вертолета Ка-62. Впервые в истории отечественного вертолетостроения проект реализуется в тесной кооперации с ведущими российскими и зарубежными компаниями. «Стеклянную кабину» Ка-62 разработала российская компания «Транзас», она же поставит навигационный комплекс с поддержкой систем GPS и ГЛОНАСС. Зарубежные двигатели уже доставлены в Россию, прошли испытания и подтвердили заявленные характеристики. Опытный экземпляр Ка-62 в 2014 году поступит на испытания. Машина предназначена для перевозки 12–15 пассажиров и груза.

По этому случаю Виктор Бондарев заметил: «Военно-воздушные силы РФ заинтересованы в получении нового вертолета Ка-62 разработки фирмы «Камов». Вертолет, думаю, получится хороший, и ВВС с удовольствием его будут брать».

Обратный полет над заснеженными сопками Приморья ознаменовался краткой посадкой на аэродроме Воздвиженка. Здесь находится авиаремонтный завод Минобороны РФ, но главком туда не поехал. Оно и понятно, ведь все эти предприятия решено передать в ведение ОАК. Главком ВВС так высказался по этому поводу: «Решением министра обороны авиаремонтная промышленность переходит в ведение холдинга. Считаю, что это абсолютно правильно, потому что у них запасные части, они могут значительно быстрее решать все вопросы по восстановлению самолетов, по покупным изделиям, которые уже на пределе выходят».

Во Владивостоке прямо из вертолетов перешли в самолет главкома и немедленно взлетели. Пилотирование Ту-154 военным экипажем разительно отличается от пилотирования гражданского. Только вырулили на взлетно-посадочную полосу, начали разгон и уже взлетаем, задрав нос резко вверх. Смотрели по часам: 15–20 секунд от начала разбега. Посадки столь же стремительны: резко вниз, выход на ВПП, какие-то секунды, и вот уже чувствуется дрожь от стыков бетонных плит. И никакого удара или толчка в момент касания. Одно слово – асы.

САМЫЙ КРУТОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

Краткая остановка в Хабаровске и перелет в Комсомольск-на-Амуре. Разгар дня, а наши биологические часы показывают конец московской ночи. Самолет выкатывает на взлет, закрываю глаза, открываю – катимся по полосе. Мы что, еще не взлетали? Но изменившийся пейзаж за окном говорит: только что сели.

Филиал ОАО «Компания «Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» – крупнейшее авиастроительное предприятие России по производству боевых самолетов. На стапелях стоят Су-35 – многофункциональные сверхманевренные одноместные истребители.

Говорит главком ВВС Виктор Бондарев: «Самолет очень серьезный по программе 4 ++, по программе сверхманевренности. Всего Су-35 закуплено 48 самолетов, в этом году 12, в следующем 12 и потом 14 бортов. 10 уже имеются».

Директор Дирекции военных программ ОАК Владимир Михайлов: «Мы этому только радуемся – росту оборонзаказа. Вы знаете о росте промышленного производства в стране, так вот по ОАК он составляет 25%. Это говорит о многом, то есть перед нами задание, которое мы обязаны выполнять. Что касается этого предприятия, я с ним знаком с 2002 года, когда стал главкомом. Приехал, мы тогда делали модернизацию Су-27СМ, потом Су-27СМ2, Су-27СМ3. И перед ПАК ФА мы должны были сделать этот Су-35, на нем мы многие моменты отрабатываем, которые будут использованы в самолете пятого поколения».

Естественно, журналисты не обошли вниманием и ПАК ФА (Т-50). На вопрос о дальнейших перспективах самолета пятого поколения Виктор Бондарев ответил: «Промышленность выпустила 5 машин, и они проходят испытания. С марта один будет передан в 929-й Государственный летно-испытательный центр для дальнейших испытаний. Думаю, этот самолет подтвердит свои характеристики. Пока матчасть работает надежно, без задержек. С 2016 года должен поступить в войска. Так запланировано, и нет пока оснований для беспокойства, чтобы эта программа не была выполнена».

УЛАН-УДЭ – СТОЛИЦА ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЯ

Летим на запад, пытаемся догнать уходящий день, но не поспеваем. В Улан-Удэ уже сумерки. На Улан-Удэнском авиастроительном заводе готовых вертолетов нет, только находящиеся в процессе сборки. Главком ВВС разъясняет: «Здесь идут поставки для Минобороны вертолетов Ми-17АМТШ. В этом году ВВС получили 53 вертолета с этого завода. Не только этого года, но и в счет 2014 и 2015 годов. Прошла опережающая поставка. И, как видите, здесь нет ни одного вертолета для сдачи. Сдача давно завершена, и ВВС эти вертолеты давно эксплуатируют. В счет следующего года готовится этот вертолет и еще несколько. В следующем году мы будем брать 40 вертолетов, и у меня не возникает сомнений, что эти вертолеты будут поставлены своевременно. Вы понимаете, что сделать 53 вертолета за один год – это огромные мощности, правильная организация труда, это прекрасные специалисты, хорошие исполнители работ. Руководители думают о производстве, заботятся, готовят рабочие руки, готовят смену. Поэтому, я думаю, у них все получится. С этим заводом мы работаем давно и плотно, и будем продолжать».

Говорит первый заместитель управляющего директора ОАО УУАЗ Вячеслав Козлов: «У нас была задача выполнить трехлетку в один год, с этим мы справились. Общий объем по долгосрочному оборонному заказу составляет 132 вертолета на период 2012–2020 годы. Второй долгосрочный государственный заказ на поставку модернизированных вертолетов МИ-8АМТШ на 2014 год – 40 изделий».

Журналисты интересуются: не помешает ли выполнению гособоронзаказа экспортный заказ Перу?

«Наоборот, это поможет. Нам необходим общий объем загрузки на уровне не менее 100 вертолетов, чтобы обеспечивать комплексную экономику процесса, поэтому на авиационном заводе мы производим как гражданскую, так и военную технику. Сомнений быть не может: мы вовремя поставим технику как для нужд Минобороны, так и для всех сторонних заказчиков.

Можно добавить, что вертолеты, поставляемые за рубеж, определенным образом способствуют развитию авиационной техники и для российских ВВС. Они иногда создают необходимый запас денежной прибыли, который может быть использован с опережением до формирования технических заданий ВВС.

Именно комплексный портфель заказов как гражданской, так и военной техники позволил нам в сжатые сроки выполнить досрочно гособоронзаказ. Уже упоминалось ранее, что мы досрочно поставили технику как 2013 года, так и 2014 и 2015 годов. Вся техника уже доставлена в военные части, так что мы год закрыли уже сегодня в полном объеме».

Главком ВВС Виктор Бондарев с удовлетворением констатирует: «Техника пошла во все округа. Мы делаем приоритет от Забайкалья дальше сюда и чуть-чуть в Европу. Казанские вертолеты в основном идут в европейскую часть. И незначительная часть сюда, поэтому у нас, чтобы далеко машины не гонять, именно такая кооперация. Вертолет надежный, хороший. Пользуясь случаем хочу поздравить коллектив с Новым годом… Но не останавливаться на достигнутом. У наших соперников по этому направлению развития тоже есть неплохие вертолеты. Поэтому мы должны всегда быть впереди».

Я задаю любимый вопрос о проблеме смежников и покупной кооперации. Слишком часто из-за сбоев в поставке случались срывы госзаказа.

«Мы вышли на полку заказов порядка 100 изделий в год. Поэтому можно сказать, что более-менее стабилизировались, – говорит первый заместитель управляющего директора ОАО УУАЗ Вячеслав Владимирович Козлов. – Рост есть, но умеренный, поэтому все смежники по большому счету адаптировались к этому росту. У нас, начиная с 2006 года, рост производственной программы идет планомерно, поэтому все смежники это понимают и одна из фундаментальных основ взаимодействия с ними – это долгосрочные контракты на поставку покупных комплектующих изделий.

Мы прописываем там все стоимостные условия. Смежникам четко понятно, сколько изделий в какой период нужно поставить. И они успевают подготовить свои производства, набрать людей, расшить узкие места и обеспечить поставку покупных комплектующих изделий точно вовремя. Это действительно серьезная проблема, поскольку в стоимости нашего изделия порядка 70% в стоимостном выражении – это покупные комплектующие изделия. Очень важный серьезный вопрос, но пока все идет нормально, и есть все предположения и надежды, что в 2014–2015 годы сбоев не будет».

 

Модернизированный военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А завершил первый этап государственных испытаний.      Фото с сайта www.aviastar-sp.ru

В Заполярье появились новые задачи для вооруженных сил, и в Улан-Удэ готовят новую версию Ми-17 для работы в высоких широтах. Подробности проекта раскрыл главный инженер предприятия Сергей Владимирович Соломин:

«Изменена радиостанция, которая будет работать как сканер и переходить в высоких широтах в случае слабого сигнала на те сигналы, которые принимает по диапазону. Вот видите, стоит вспомогательная силовая установка – эту конструкцию практически нигде не показывали. У нее мощность 30 КВт, избыточная для вертолета. Можно будет решать массу задач применительно к северным условиям. Обогрев кабины, разогрев пищи, можно обеспечить прогрев вертолета перед запуском на морозе. Мы думаем его оборудовать забытыми в наше время лыжами для посадки на мягкий снег, на болотистую местность. Комплекс работ на нем должен быть проделан, утеплен фюзеляж. Мы такие вещи отрабатывали до сих пор в салонах, чтобы обеспечить тепло и звукоизоляцию. Сейчас мы хотим перенести эти технологии на вертолет под индексом «Арктика». Использовать космические технологии для обогрева. Будем надеяться, что ценовые характеристики на этом вертолете будут приемлемы. Главным, конечно, будет двигатель ВК-2500, дающий в условиях Арктики возможность продолженного взлета в случае отключения одного двигателя. По остеклению пока ничего нового – обогрев, спиртовая система. Стоит задуматься о покраске лопастей в какой-то цвет, который будет позволять видеть его в воздухе и на снегу».

Тут необходимо сказать о работе всего холдинга «Вертолеты России» – организующей силы. Мне вспомнилось, как несколько лет назад коллектив УУАЗ бунтовал против вмешательства холдинга, переводившего на другой завод производство вертолетов, чтобы сосредоточить изготовление одной марки на одном предприятии. Тогда звучали слова, что УУАЗ хотят ликвидировать. И вот сейчас здесь делают по 100 вертолетов в год. Десять лет назад никто бы не поверил в возможность подобного.

Все предприятия «Вертолетов России» выполнили гособоронзаказ 2013 года. Точные цифры не сообщались, но ориентировочно для Минобороны РФ за год поставлено не менее 112 вертолетов. Выработка на одного сотрудника холдинга возросла на 12,4%, достигнув 3,4 млн руб. Портфель заказов составляет 772 вертолета на сумму свыше 370 млрд руб. В 2013 году на предприятиях введено свыше 800 единиц нового оборудования.

ИРКУТСК–НОВОСИБИРСК

Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут». В ходе визита Главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев, помощник министра обороны РФ генерал-полковник Александр Зелин и директор Дирекции программ военной авиации ОАО «ОАК» Владимир Михайлов подвели итоги выполнения Корпорацией «Иркут» гособоронзаказа 2013 года.

«Иркутский авиазавод в этом году выполнил и даже перевыполнил план по поставкам самолетов в войска, – отметил Виктор Бондарев. – Два Як-130, которые включены в план 2014 года, уже практически готовы к отправке и будут поставлены досрочно».

По словам главкома, 18 Як-130 из Иркутска отправлено в Борисоглебский учебный авиационный центр ВВС РФ, а 14 Су-30СМ – в гарнизон в Домне. Впрочем, Як-130 уже не тот, что был несколько лет назад, сейчас это Як-130СМ.

«Мы только что из Домны. Посмотрели, как проходит освоение новых машин, – заявил журналистам Виктор Бондарев. – Хочу отметить: самолеты прекрасные – летчики довольны. И это очень радует, – подчеркнул главком. – Ведь на протяжении многих лет мы ругали промышленность за несвоевременные поставки и низкое качество продукции. На примере «Иркута» видно, что ситуация меняется в лучшую сторону: промышленность выдает высококачественную продукцию и, что очень важно, не к концу года, а поквартально. Благодаря чему летчики постоянно летают, тренируются. Работа Иркутского авиазавода – хороший пример для других предприятий».

Череда перелетов прервалась в Новосибирске. Здесь мы смогли переночевать в гостинице. Закончился 32-часовой рабочий день. Все это время главком ВВС и его команда не выказывали усталости, были бодры и активны. Это же можно сказать и об экипаже Ту-154. В общем, в ВВС России служат сплошь семижильные люди, которые могут круглые сутки находиться в боевой готовности и выполнять свою работу, что называется, без потери качества. Поэтому будьте уверены – небо России надежно защищено день и ночь.

С утра пораньше отправились на Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова. В сборочном цехе стоят остовы Су-34. Среди сборщиков довольно много молодых людей, седых старичков вовсе не увидел.

«Этот самолет будет востребован, поскольку решает комплекс таких задач, какие другим типам самолетов и не снились, – говорит главком ВВС Виктор Бондарев. – Он в принципе флагман авиастроения, российской авиации. Были периоды, когда ВВС не получали ни одного самолета 10–15 лет. Именно с этого самолета началось все. Пошел в производство Су-34, и после этого с помощью президента, министра обороны мы получаем суперсовременную технику. Но все равно Су-34, как был самолетом, который решает много вопросов и задач, так и остается флагманом авиапромышленности и ВВС. Завод полностью рассчитался с госзаказом этого года, мы получили 14 самолетов. В следующем году получаем 16 самолетов. И вы видите здесь: задел уже есть. Стоит 5 самолетов, и я так думаю, мы в марте получим первую партию».

На мой вопрос представитель завода ответил: «С кооперацией проблемы есть всегда. На этом самолете почти 200 крупных поставщиков. 75% стоимости самолета – покупные комплектующие изделия. Но это рабочий режим, и надо отдать должное, сложившаяся кооперация сейчас вышла устойчиво на объем 14–16 самолетокомплектов в год, и вопросы, которые возникают, решаются в рабочем порядке».

Рассказал Виктор Бондарев и о том, как год от года росло производство:

«Изначально было 10 самолетов в год, потом 12, потом 14. В следующем году 16 бортов, и с 2015 года завод выходит на 20 самолетов в год. И далее именно такая цифра. Можно, конечно, увеличить, сделать за три года, а потом завод будет стоять. Но он будет выполнять эту задачу в течение 7 лет. Таких самолетов на вооружении 32. В Западном и Южном округе восполняем. Мы их на замену Су-24 получим почти 150, а может, и 200 самолетов.

Су-24 – это фронтовой бомбардировщик, бомбовая нагрузка 7,5 тонны. Но это на минимальной дальности, 350 км боевой радиус. Данный самолет несет 12 тонн, и у него боевой радиус более 1000 км. Плюс те задачи, которые решает прицел, значительно лучше. Су-24 мог попасть в 20–30 м от центра цели, этот самолет решает задачи на расстоянии 5–7 м от центра цели и прямым попаданием. Любая бомба – это высокоточное оружие, благодаря тому оборудованию, что установлено на Су-34».

ЛЕТАЮЩИЕ ГИГАНТЫ

Следующий пункт назначения – Ульяновск. На аэродроме Восточный стоят четыре Ан-124 «Руслан». Это тот самый аэродром, где якобы чуть не построили базу НАТО, хотя речь шла лишь о перевалочном пункте с небольшим гражданским персоналом для переброски имущества из Афганистана в Европу. Патриотической истерики было много. Но Пакистан открыл дороги, и США тут же отказались от ульяновского проекта, который сулил российской казне 6–8 тыс. долл. с каждого севшего самолета.

Ульяновское ЗАО «Авиастар-СП» несколько лет назад находилось в предбанкротном состоянии. Потом сюда перенесли из Ташкента производство Ил-76 и начали сборку нового Ил-476 (Ил-76МД-90А). В гигантском цехе завода мы увидели оба этих самолета в процессе окончательной сборки и несколько огромных «Русланов», проходящих ремонт. Зрелище впечатляющее.

Подводя итоги, главком ВВС сказал: «Мы сейчас посмотрели не только «Русланы», мы посмотрели самолет, который идет на смену Ил-76, это Ил-476. Заводская готовность у него процентов 90. И 15 мая этот самолет завод уже передает нам в эксплуатацию. За ним стоит второй борт – в октябре. Ну а там три «Руслана» стоят, вы их видели, они ремонтные. В 2014 году мы их получим. Это наши вэвээсовские, и мы никому не собираемся их передавать.

Ил-476-е именно в 2014 году пойдут, две штуки. До 20-го года завод выполнит заказ – ВВС получат 39 самолетов. Разницу даже видно. Ил-476 совершенно новая машина. То, что мы заявили в ТТЗ, они исполнили. Во-первых, авионика другая, навигация другая, крыло, двигатели на 20% экономнее, плюс дальность и плюс вес. Тоже на 20% больше. Самолет нас удовлетворяет, и мы с удовольствием будем его брать дальше.

До 2020 года, я думаю, мы сможем отремонтировать и продлить ресурс остальным «Русланам». Думаю все 26, состоящие в ВВС, мы пропустим через ремонт завода. «Руслан» решает много вопросов и задач. Плюс ко всему он зарабатывает деньги. Это самый большой самолет в мире, перевозит больше всех грузов, и его нельзя бросать. Я думаю, что правильно принято решение о возобновлении производства, оно пойдет на пользу и нам, и Украине, и Вооруженным силам.

Министром обороны поставлена задача, рассматриваемая в нескольких вариантах. Сейчас «Русланов» 26 в ВС. Думаю, еще столько же не помешало бы. Вы понимаете, что, имея такой самолет, можно батальон ВДВ в течение 10 часов перебросить на любое расстояние, на любой театр военных действий».

Необходимо добавить, что все «Русланы» Минобороны РФ не просто ремонтируются, а модернизируются до Ан-124-100. Это вариант самолета для военно-транспортной авиации, соответствующий требованиям ИКАО по шумам на местности, точности самолетовождения и т.д. Модернизация производится по документации АНТК им. О.К. Антонова и программам продления ресурса.

Из Ульяновска до Москвы рукой подать. Здесь на Чкаловском закончилось это замечательное трехсуточное приключение с 13 взлетами и посадками, шестью авиазаводами и встречами с интересными людьми и с не менее интересными самолетами и вертолетами.

А выводы из всего этого напрашиваются очевидные. Программа перевооружения до 2020 года действует. Благодаря ей авиационная промышленность России загружена полностью. Вчерашние банкроты – сегодня процветающие предприятия, где главная проблема – кадровая. Ульяновский «Авиастар-СП» уже набрал свыше 10 тыс. работников, а надо еще минимум 5 тыс., потому что штатная численность – 16 тыс.

Все предприятия вышли на ритмичное производство с поставкой по графику. Долговременные контракты с Минобороны РФ позволили заключить такие же контракты со смежниками, обеспечив сборку авиатехники регулярными поставками покупных комплектующих изделий. Руководство Минобороны РФ и ВВС обеспечило своевременное финансирование и авансирование работ, что еще два-три года назад считалось едва ли возможным. Согласованы и цены на готовую продукцию, удовлетворяющие обе стороны.

Поэтому очень смешно слышать периодические вопли о разоренной оборонке и устаревшей технике ВВС. Товарищи крепко отстали от жизни, не следят за новостями и не представляют современных реалий.

Обновление техники ВВС идет хорошими темпами. Причем поступают новейшие образцы, созданные уже в наше время, а не наследство советской эпохи. А к ним требуются молодые лейтенанты. Как и в промышленности, в ВВС обострилась кадровая проблема. И каждый раз, рассказывая журналистам о высоких качествах новых самолетов, Виктор Бондарев непременно напоминал о решении президента и министра обороны Сергея Шойгу восстановить в 2014 году ряд летных училищ. И просил написать, что требуются выпускники школ, готовые заняться настоящей мужской работой – покорять небо и защищать его с честью и достоинством, небо Родины. Кстати, армия давно не бедствует. А зарплаты молодых офицеров, особенно летчиков, таковы, что офисные клерки лопнут от зависти.       

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь