Новости СоюзМаш России

09.01.2014

Информационный обзор прессы 09.01.14

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

9 января 2014 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

 Известия, 9 января 2014 г., Спецстрой отсудил у Минобороны миллиард за «кладбище героев» \\ Армейское руководство считает, что подведомственная ей структура — Федеральное агентство специального строительства — сдала мемориал в Мытищах с недоделками

А также по теме:

Независимая Уральская газета:

Спецстрой отсудил у Минобороны миллиард за «кладбище героев»

АМИТЕЛ:

Спецстрой отсудил у Минобороны миллиард за «кладбище героев»

 

Взгляд.ру, 8 января 2014 г., Модуль будущего \\ ВМФ России решил апробировать новый принцип строительства кораблей

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Росбалт, 9 января 2014 г., На Ставрополье к охране порядка подключили силы 49-й армии

 

3. Автомобилестроение.

 

Авто­Бизнес­Ревю, 9 января 2014 г., Группу ГАЗ возглавил Вадим Сорокин

 

4. Авиастроение.

 

"Одна Родина", 9 января 2014 г., Харьков авиационный, ракетно-космический, судостроительный

 

 

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Известия, 9 января 2014 г., Спецстрой отсудил у Минобороны миллиард за «кладбище героев» \\ Армейское руководство считает, что подведомственная ей структура — Федеральное агентство специального строительства — сдала мемориал в Мытищах с недоделками

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) отсудило у Минобороны почти миллиард. В конце года Арбитражный суд Москвы вынес решение взыскать с военного ведомства в пользу Спецстроя более 930 млн рублей. Именно такую сумму подведомственное Минобороны агентство недополучило в качестве оплаты за строительство Федерального военного мемориального кладбища (ФВМК), на котором планируется хоронить героев России и Советского Союза, президентов, премьер-министров, министров, маршалов, генералов армии и т.д. В конце декабря именно здесь прошли похороны легендарного оружейного конструктора Михаила Калашникова.

Взысканная сумма составляет почти четверть от 4,3 млрд рублей, выделенных из федерального бюджета Минобороны для строительства кладбища.

Иск к Минобороны еще в июне подала «дочка» Спецстроя, построившая кладбище, — ФГУП «Спецстройконтракт». Как указывалось в исковом заявлении, цель иска — «взыскание неустойки в размере 963 632 428 рублей при выполнении госконтракта № 195/С/08-10 от 16.08.2010 года». В середине декабря Арбитражный суд Москвы вынес решение взыскать с Минобороны в пользу истца 930 млн рублей, а также госпошлину в размере 200 тыс. рублей. До 12 января это решение может быть обжаловано. 

Управление пресс-службы и информации (УПСИ) Минобороны в комментарии, присланном в редакцию «Известий», указывает, что выплата не была произведена своевременно из-за того, что работы по строительству мемориального кладбища были выполнены с недостатками. 

— Документы, как показало проведенное в Минобороны разбирательство, подписывались с обязательством прежнего руководства Спецстроя России устранить недостатки, выявленные в ходе приемки работ, — говорится в комментарии УПСИ.

В неофициальной беседе представитель военного ведомства пояснил «Известиям», что речь идет о более чем 60 недоделках, зафиксированных во время приемки объекта. При этом он не смог назвать ни одного конкретного примера таких недоделок.

В УПСИ на вопрос о том, кто именно обещал устранить недоделки, о которых идет речь в комментарии, заявили, что не располагают этой информацией, а само обещание было устным. 

— В настоящее время новым руководством военного ведомства все спорные вопросы, связанные с функционированием ФВМК урегулированы, а арбитражный процесс между «Спецстройконтрактом» и Минобороны России являлся необходимой юридической процедурой разрешения доставшихся от прежнего руководства проблем, — утверждается в сообщении УПСИ.

В Спецстрое излагают свою версию конфликта.

— Недостатки, отмеченные заказчиком, были устранены в рамках гарантийных обязательств по контракту, — сообщили представители пресс-службы агентства.

Возникшая недоплата в размере 930 млн рублей объясняется представителями Спецстроя следующим образом:

— В процессе производства работ проводилась корректировка проектных решений в рамках утвержденной стоимости, в результате чего возникли спорные моменты по порядку и оформлению выполненных работ. 

Высокопоставленный представитель Спецстроя на условиях анонимности пояснил «Известиям», что неустойка на самом деле возникла из-за того, что Минобороны в 2012 году задерживало оплату строительных работ, и, чтобы не сорвать сдачу кладбища к сроку, Спецстрой был вынужден вложить собственные деньги из оборотных средств. 

— Исполнение работ по этому объекту находилось на контроле правительства и Кремля, поэтому, чтобы не срывать сроки, мы приняли решение вложить собственные средства, которые Минобороны должно было затем вернуть. В итоге в Минобороны поменялся министр, да и у нас сменился руководитель, и мы с ними судимся до сих пор, — рассказал собеседник «Известий».

Истоки финансовых споров действительно могут быть в смене руководства, как в армейском ведомстве, так и в подведомственной ей структуре. В ноябре 2012 года  Анатолия Сердюкова на посту главы Минобороны сменил Сергей Шойгу. А вот главой Спецстроя до июля 2013 года оставался Григорий Нагинский. Он был одним из немногих высокопоставленных сотрудников, работавших при Сердюкове, которые остались на своем месте и после прихода нового министра. Впрочем, через месяц после торжественного открытия военного мемориального кладбища (22 июня 2013 года) его сменил Александр Волосов — бывший заместитель Сергея Шойгу в МЧС.

Собеседник «Известий» добавил, что никаких недостатков на объекте выявлено не было, военные их придумали, чтобы не платить деньги. 

— Если бы были замечания, никто бы акт приемки этого объекта не подписал, уж поверьте. А сейчас, конечно, можно говорить что угодно. Но есть документы, — пояснил представитель Спецстроя. 

В Минобороны заявили, что платить не собираются и будут обжаловать решение.

— Эти выплаты могут тянуться годами. Там вся история в том, что после принятия объекта мы обнаружили, что тот объем работ, который был представлен к оплате, выполнен не был, мы попытались решить всё в досудебном порядке, однако подрядчик решил подать в суд, — заявил представитель военного ведомства на условиях анонимности.

Эксперт по вопросам безопасности, политолог Александр Коновалов считает, что проблемы с выплатами характерны для министерства, пережившего отделение различных структур в самостоятельные организации.  

— Минобороны не хочет платить столько, сколько запрашивают ассоциированные с ним разные организации. Начиная с судо- и авиастроения и заканчивая сферой услуг и строительством. Ссоры и трения по поводу определения цены военных нужд возникают из-за того, что нет методики ее определения, — пояснил эксперт.

При этом он подчеркнул, что до этого всё обходилось без судебных исков.

— Я не помню, чтобы кто-нибудь судился с Минобороны — всегда все как-то договаривались, — подчеркнул эксперт.

Зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев уверен, что военное ведомство будет оспаривать претензии Спецстроя до конца, поскольку сам факт судебных действий указывает на серьезные недоработки при строительстве кладбища. 

— Для нового руководства Минобороны такая стилистика нетипична, за отказом решить вопрос в досудебном порядке стоят весомые причины. Я думаю, последуют апелляции в судебные или иные органы. Шойгу как взвешенный и гибкий руководитель проявил бы понимание, если бы речь шла о некоем бюджетном маневре, — пояснил Гутенев.

СПРАВКА

Идея создания Федерального военного мемориального кладбища, русского Арлингтона (по аналогии с Арлингтонским национальным кладбищем в пригороде Вашингтона в США), родилась еще 14 лет назад. Довольно быстро нашли место поблизости с Мытищами — около 50 га земли. В 2000 году там был установлен закладной камень. А через год был подписал указ президента «О Федеральном военном мемориальном кладбище», создаваемом для «увековечения памяти военнослужащих и других граждан Российской Федерации, погибших при защите Отечества».

Кладбище предназначено для Героев России и Советского Союза, президентов России и СССР, премьер-министров, министров, маршалов, генералов армии, граждан, награжденных орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Кроме того, здесь могут быть погребены сотрудники федеральных органов исполнительной власти, Государственной противопожарной службы, погибшие при защите интересов государства. Места на этом кладбище могут выделяться и для других граждан, на погребение которых даст разрешение президент или правительство.

Само строительство началось в 2008 году. А открытие Федерального военного мемориального кладбища состоялось 22 июня прошлого года. В церемонии открытия принимали участие министр обороны Сергей Шойгу и директор Спецстроя (на тот момент) Григорий Нагинский.

Тогда же состоялось и первое захоронение — на мемориальном кладбище похоронили воина, погибшего в 1941 году под Смоленском. В день открытия министр обороны ни словом не обмолвился о недочетах в работе исполнителей, которые возводили кладбище, напротив, Сергей Шойгу выразил благодарность проектировщикам и строителям, охарактеризовав их работу как профессиональную.

«Их труд был направлен на воплощение одной благородной идеи — создать такой мемориал, который бы служил символом общенациональной гордости всех народов России. От имени Минобороны хочу поблагодарить всех, кто был причастен к проделанной работе. Уверен, это место станет священным для россиян», — цитирует слова министра официальный сайт Спецстроя.

27 декабря прошлого года на кладбище в Мытищах был похоронен легендарный оружейный конструктор Михаил Калашников.

А также по теме:

Независимая Уральская газета:

Спецстрой отсудил у Минобороны миллиард за «кладбище героев»

АМИТЕЛ:

Спецстрой отсудил у Минобороны миллиард за «кладбище героев»

 

Взгляд.ру, 8 января 2014 г., Модуль будущего \\ ВМФ России решил апробировать новый принцип строительства кораблей

Минобороны запланировало апробировать не применявшийся ранее в России модульный принцип строительства кораблей. О такой возможности представители ВМФ говорили уже несколько лет, но теперь планы приняли реальные очертания. В среду стало известно, что испытательным полигоном для обкатки технологии станет корвет с небольшим водоизмещением.

«Под ту или иную задачу»

«В первую очередь модульность может затронуть энергетические установки, системы связи, навигации и вооружения»

Модульный принцип строительства военных кораблей апробирует совместная рабочая группа, состоящая из представителей главного командования ВМФ, Военно-морской академии и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), сообщает РИА «Новости» со ссылкой на представителя управления пресс-службы и информации Минобороны.

«Провести апробацию модульного принципа планируется в ближайшей перспективе на одном из корветов с небольшим водоизмещением», – сказал он.

Подробностей строительства пока не приводится, однако еще в ноябре прошлого года главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявлял, что первый военный корабль, построенный по модульному принципу, российский флот может получить уже к 2018 году. Он отмечал, что «модульный принцип создания кораблей из уже готовых блоков не только ускорит проектирование, но и удешевит производство».

По словам Чиркова, в будущем один модульный корабль сможет выполнять задачи, которые сейчас выполняют несколько кораблей различных классов.

«В первую очередь модульность может затронуть энергетические установки, системы связи, навигации и вооружения. Провести апробацию модульного принципа возможно уже в ближайшее время на одном из корветов с небольшим водоизмещением», – говорил главком.

«Корабли с модульной конструкцией смогут в течение короткого времени менять техническое оснащение и системы вооружения под ту или иную конкретную задачу», – добавлял он.

Агентство «Диалог» приводило в связи с этим сравнение кораблей с компьютерами, автором которого стал главком ВМФ.

По его словам, к моменту изнашивания готовые блоки, из которых будет состоять судно, будут менять так же, как в компьютере «обновляются составляющие, а сам системный блок остается».

В интервью журналу «Национальная оборона» тогда же, в ноябре прошлого года, главком ВМФ рассказывал, что в среднесрочной перспективе основу надводных сил ВМФ в дальней и ближней морской зоне составят фрегаты и корветы проектов 22350, 20380 и их модификации.

«На смену им придут корабли модульной конструкции, оснащенные широкой номенклатурой робототехнических средств», – отмечал он.

«Первым кораблем, реализующим эти подходы, станет перспективный корвет охраны водного района. Разработки этого корабля уже ведутся. На этот корабль планируется возложить максимально полный комплекс задач, выполняемых в прибрежных районах кораблями и другими силами и средствами: противолодочных, противоминных, противокорабельных, противовоздушных, минно-заградительных, огневой поддержки войск десанта и сухопутных группировок на приморских направлениях», – рассказывал Чирков.

 «Корвет охраны водного района рассматривался как «опытовый», с точки зрения перехода к модульной конструкции кораблей более крупного водоизмещения. В последующем подходы к модульности и комплексной роботизации боевых систем флота с корвета ОВР планируется распространить на другие корабли, формируя инновационный облик будущего флота», – добавлял главком.

Он напоминал о проблеме с несерийными военными кораблями – в стране одновременно создается большое число головных кораблей и мало серийных, что ведет к различным техническим трудностям, затяжке их производства, дороговизне и т.д.

За сокращение разнообразия строящихся кораблей высказывался и замминистра обороны Юрий Борисов.

Модульный принцип строительства флота как раз и должен позволить в перспективе сократить количество разнотипных кораблей и увеличить серийное производство.

Lego

Добавим, что еще летом 2012 года ряд изданий писали о том, что ВМФ будет строить новые корабли по «технологии Lego», то есть из «одинаковых блоков».

По данным «Известий», еще полтора года назад об этом шла речь на закрытом совещании с судостроителями с участием нового главкома ВМФ Виктора Чиркова.

«Серийный продукт стоит значительно дешевле, чем штучный образец. И производится быстрее, поскольку технология отработана», – пояснял в связи с этим зампред комитета Госдумы по промышленности и президент Лиги оборонных предприятий Владимир Гутенев. По его словам, из-за новизны технологии первый модульный корабль появится «в железе» лишь к 2020 году, однако такая неспешность технологически оправдана.

«При формировании новой архитектуры лучше не торопиться, потому что здесь ошибок быть не должно – потом их будет чрезвычайно сложно исправить. Например, если неправильно выбрать параметры зенитной системы, она будет или недостаточно мощной, и тогда большие корабли будут слишком слабыми, или слишком тяжелой, и тогда ее не получится установить на маленький корабль», – говорил эксперт.

Глава пресс-службы ОСК Алексей Кравченко рассказывал «Известиям», что в будущем модульный принцип станет еще глобальнее – с помощью готовых блоков можно будет изменять не только различные узлы и системы, но даже корпус корабля.

«Мы, например, прорабатываем такие возможности, как удлинение палубы. Например, можно будет в уже готовый проект вмонтировать отсек с новой системой вооружения или добавить секцию внутренних помещений, увеличить», – добавлял он.

По словам Кравченко, судостроители и особенно судоремонтники давно мечтают внедрить модульный принцип производства, поскольку строить и ремонтировать модульные системы значительно проще – нужно просто заменить сломавшийся модуль на новый.

«Чаще всего приходится менять на корабле главную энергетическую установку. И это большая проблема, потому что, чтобы вытащить двигатель с корабля, иногда даже приходится вырезать борта. А модуль можно просто демонтировать и поставить на его место новый», – говорил он.

По данным «Военного обозрения», переход на создание техники путем проектирования единых платформ можно считать общим для всей российской оборонной сферы.

В сухопутных войсках речь об этом велась применительно к созданию бронемашин. Так, если поставить на нее определенную аппаратуру, получится уже передвижное средство разведки. Поставил другой модуль – и это уже машина для поддержки мотострелков.

Для ВМФ преимущество новой конструкции издание объясняло облегчением возможности переоснащения и перевооружения. Но все же главной целью перехода к модульному принципу называлось улучшение боевого потенциала флота.

В качестве примера приводится единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Статус крейсера этот корабль получил благодаря наличию на борту 12 пусковых шахт для противокорабельных ракет «Гранит». Однако последние 12–15 лет ракетная часть вооружения «Кузнецова» не используется. Более того, по неофициальным данным, пост управления ракетами был поврежден. С тех пор регулярно появлялись слухи о скором демонтаже этих пусковых установок из-за невозможности восстановления.

В то же время конструкция корабля не позволяла сделать это быстро: нужно было ставить «Кузнецова» в сухой док, разбирать часть летной палубы и т.д. В случае с модульным построением эта проблема теоретически могла бы решиться сравнительно быстрым и простым изъятием поврежденного узла и установкой на его место нового. Правда, пока это только теория, отмечало издание.

Добавим, что корабли на модульной основе собирались строить еще в СССР. Подобные разработки начали появляться еще в 70-е годы. Но затем эта программа была заморожена. А потом Союз распался, и осуществить эти планы не успели.

К 2050 году планируется распространить модульный принцип строительства на все виды кораблей ВМФ России. Так, РИА «Новости» отмечало, что такие планы имеются и в сфере строительства подводных лодок.

Сообщалось, что термин «подводные лодки шестого поколения» уйдет в прошлое, а вместо них предусматривается создание и серийное строительство подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных многоцелевых подводных платформ.

На сайте АТРИНА, посвященном боевым кораблям, рассказывалось о том, что в перспективе новым элементом морской авианосной системы страны может стать модульный авианесущий корабль. В зависимости от вида используемых модулей такой корабль мог бы приобретать свойства самых различных и непохожих друг на друга судов. Он может быть и легким авианосцем, противолодочным или десантным вертолетоносцем, универсальным десантным кораблем, судном-доком, быстроходным судном комплексного снабжения авианосных ударных группировок, госпитальным судном, спасательным судном с глубоководными погружаемыми аппаратами или, к примеру, плавучей ремонтной базой или даже гражданским судном для перевозки разнообразных грузов.


2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Росбалт, 9 января 2014 г., На Ставрополье к охране порядка подключили силы 49-й армии

Из-за ряда дерзких преступлений, в последние дни совершенных неизвестными на Ставрополье, к охране общественного порядка в регионе привлечены военнослужащие дислоцированной в регионе 49-й общевойсковой армии. Такое решение в четверг принял временно исполняющий обязанности губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров.

На совещании с представителями руководства силовых структур Владимиров сообщил, что сейчас в патрулировании на Ставрополье, помимо сотрудников правоохранительных ведомств, уже задействованы казачьи дружины. "Целесообразно усилить эту работу участием военнослужащих. Я обратился к министру обороны Сергею Шойгу с просьбой помочь в укреплении безопасности в регионе силами 49-й армии", – отметил Владимир Владимиров, слова которого приводит пресс-служба краевого правительства.

Командующий 49-й армией генерал-майор Сергей Севрюков сообщил, что по распоряжению министра уже с вечера 1 января в Ставрополе и других территориях края военные начали совместное патрулирование с сотрудниками органов внутренних дел.

Силы и средства армии по всему Ставрополью находятся в состоянии повышенной готовности. Начальник главного управления МВД по краю Александр Олдак уточнил, что после взрывов в Пятигорске для обеспечения правопорядка в городе из военнослужащих внутренних войск был сформирован дополнительный отряд в 70 человек.

Между тем, в регионе в четверг утром был обнаружен четвертый автомобиль, в котором находились двое погибших, и взрывное устройство. Отдан приказ о приведении в готовность к боевому применению групп ФСБ РФ. Режим КТО действует в границах поселений Этокского, Пятигорского, Зольского, Марьинского и Старопавловского сельских советов с 00:00 мск.

 

3. Автомобилестроение.

 

Авто­Бизнес­Ревю, 9 января 2014 г., Группу ГАЗ возглавил Вадим Сорокин

Группа ГАЗ объявляет о новых кадровых назначениях. С 1 января 2014 года на должность президента и генерального директора компании назначен Вадим Сорокин, сменивший на этом посту Бу Андерссона.

Вадим Николаевич Сорокин окончил Горьковский политехнический институт по специальности «Технология станкостроения», а также прошел курс «Мастерство управления» в Гарварде (США). Является членом Международной гильдии профессионалов качества. Карьеру начал с должности техника-конструктора. С 1978 года по 1991 год прошел путь от инженера-конструктора до гендиректора крупного производственного предприятия. С 1993 года возглавлял российско-американское СП «Инструм-Рэнд», которое впоследствии под его управлением преобразовалось в Ingersoll-Rand – российское отделение американской транснациональной машиностроительной корпорации. В группе ГАЗ начал работу с 2008 года, до 2010 года был первым заместителем председателя правления компании по операционной деятельности. С 2009 года возглавляет дивизион «Легкие коммерческие автомобили», которым продолжит руководить и на новом посту.

Кроме того, для усиления структуры корпоративного управления в группе ГАЗ созданы должности исполнительного директора и директора по корпоративному развитию бизнеса. Пост исполнительного директора займет Гюнтер Хайден, который будет отвечать за функциональное управление производственными подразделениями, включая такие направления, как производственный инжиниринг и развитие персонала. Директором по корпоративному развитию назначен доктор Альбрехт Кехлер, который займется сокращением управленческих затрат и повышением эффективности функций в компании.

Бу Андерссон занимал должность председателя совета директоров и генерального директора группы ГАЗ с 2009 года. В начале ноября 2013 года назначен президентом АвтоВАЗа, вступил в должность 31 декабря.

 

4. Авиастроение.

 

"Одна Родина", 9 января 2014 г., Харьков авиационный, ракетно-космический, судостроительный

Важнейшим знаковым событием в российско-украинских отношениях не только минувшего 2013 года, но, возможно, и всего последнего двадцатилетия стало подписание в Москве 17 декабря 14 совместных документов, охватывающих широчайший круг направлений нашего сотрудничества. Среди них, прежде всего, хочется отметить Соглашение о реализации мер государственной поддержки возобновления серийного производства самолётов семейства Ан-124 (это тяжёлые военно-транспортные самолёты, не имеющие аналогов в мире по грузоподъёмности и дальности полёта), Меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества в области ракетно-космической промышленности, Меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения. Выделить именно эти документы мне, харьковчанке, хочется потому, что я имею некоторое представление о потенциале Харькова как крупнейшего научно-технического центра Украины, о его значении для выполнения увенчавших 2013 год договорённостей президентов России и Украины. Рискну предложить читателям сайта «Одна Родина» предельно сжатый, схематичный обзор на эту тему.

* * *

С периода советской истории в Харькове имеется классическая школа подготовки специалистов в области авиа-, судо- и ракетостроения. Это Харьковский авиационный институт, Харьковский политехнический институт, Харьковский национальный университет им. В. Каразина, Харьковский институт радиоэлектроники. На базе бывшего номерного завода, носившего когда-то название «Ящик-67», после распада СССР была создана корпорация «Хартрон», в которую сегодня входят 11 самостоятельных предприятий, в частности научно-производственное предприятие ХАРТРОН-АРКОС ЛТД, которое разрабатывает и выпускает системы управления в космосе и на земле. Это такие системы, как:

1. Системы управления межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей (комплексы автономного управления ракетами-носителями “ЭНЕРГИЯ”, “ЭНЕРГИЯ-М”, система управления ракетой-носителем “Днепр”, система управления ракетой-носителем “Стрела”, система управления ракетой-носителем “Рокот”, система управления ракетой-носителем “Циклон-4”).

2. Системы управления космических аппаратов (системы управления транспортных кораблей модульных (СУ ТКМ), система управления автоматической управляемой орбитальной станцией (АУОС), система управления космического аппарата 71Х6, система управления космического аппарата “Купон”, система управления космического аппарата "Аркон", система управления спутника "Egyptsat-1", система управления спутника МС-2-8, система управления спутника «Микросат»).

3. Системы управления вооружением и промышленных объектов (баллистический вычислитель системы управления огнем танка T-80 УД, программно-технический комплекс АРМ РОМ СИАЗ (автоматический регулятор мощности, система разгрузки ограничения мощности, система индустриальной антисейсмической защиты), комплексная система диагностики основного технологического оборудования атомных электростанций, универсальные пульты дистанционного централизованного управления, ввода и отображения информации путевого хозяйства железных дорог).

В настоящее время предприятия корпорации «Хартрон» плотно работают по космическим программам со странами Таможенного союза - Российской Федерацией и Казахстаном.

Кстати, история самолетостроения в Харькове начинается с Харьковского авиационного завода (ХАЗ), с 1926 года. Из небольших мастерских завод вырос в гиганта, занимающего площадь в 200 га. На заводе делали первые в СССР серийные пассажирские самолеты К-2, К-3 и К-4, был выпущен гигантский для своего времени К-7 и первый в Европе самолет с убирающимися в полете шасси – ХАИ-1. В Харькове выпускали и самый массовый реактивный пассажирский самолет СССР – Ту-134, который эксплуатируется с 1965 года.

За годы работы Харьковский авиационный завод выпустил 4 тысячи военных и гражданских летательных аппаратов для заказчиков в 30 странах мира. В лучшие времена за год производилось 65 самолётов семейства Ту-104, Ту-134, Ан-74, Ан-72, однако с момента получения Украиной независимости количество заказов резко сократилось, у предприятия появились миллиардные долги. Сейчас завод занят в основном производством турбореактивных АН-74, турбовинтовых АН-140 и небольших двухместных поршневых самолетов ХАЗ-30. Сегодня выпускается примерно по одному самолёту в год. Так, в 2011-2012 гг. в Туркменистан поставили два военно-транспортных самолета Ан-74, в апреле 2013 г. внутренним войскам МВД Казахстана передали новый самолет Ан-74ТК -200.

В области вертолётостроения работает Изюмский приборостроительный завод Харьковской области, на котором разработана и запущена в производство гиростабилизированная платформа Titan 410 SD, обеспечивающая интеграцию лазерного целеуказателя в турельную систему вертолета типа «Ми».

Говоря о Харькове авиастроительном, нельзя не назвать имеющий большую историю знаний и опыта работы Харьковский институт «Южгипронииавиапром», предлагающий потенциальным заказчикам разработку комплексной проектно-сметной документации:

1) предприятий, отдельных корпусов и цехов по производству самолетов, вертолетов, двигателей, агрегатов и другой авиационной техники;

2) объектов гражданской авиации, аэропортов и аэродромов:

- объектов летного поля (ИВПП, РД, МС);

- объектов визуальных средств посадки воздушных судов;

- объектов навигации и управления воздушным движением;

- центров технического обслуживания самолетов и летно-испытательные станции;

- ангаров для хранения и обслуживания самолетов;

- сооружений для управления воздушным движением (АДВ);

- аварийно-спасательных станций;

- объектов энергетического обеспечения аэродромов.

Активно работает в авиастроении Харькова и коммерческий сектор, куда переместилась часть лучших специалистов города. Вот некоторые примеры таких предприятий:

1. В Дергачёвском районе (пограничный с Белгородской областью РФ) работает компания "Лилиенталь", которая с 1975 года производит сверхлёгкие летательные аппараты. Фирма имеет сертификаты на производство самолёта в трёх вариантах: базовый, учебно-тренировочный и сельскохозяйственный. Машины под торговой маркой "Бекас" (Х-32) перевозят пассажиров и грузы, обрабатывают поля, патрулируют леса, нефтегазопроводы и энергосети. Кроме того, они могут использоваться для обучения пилотов. Сейчас компания модернизирует Х-32 для повышения его грузоподъёмности.

2. В 2005 году в Харькове появился еще один производитель лёгких и сверхлёгких самолетов – «ТММ-Авиа». Компания предоставляет сервисное обслуживание и ремонт своей авиатехники. Производственные мощности позволяют выпускать не менее двух самолётов Т-10 в месяц (самолёт двухместный, разработан для обучения пилотов, тренировочных полетов, патрулирования и воздушного мониторинга, выполнения авиационно-химических работ, а также для активного отдыха). Летные испытания проходят на аэродроме «Коротич» в Харьковской области, там же машины и базируются.

3. Предприятие «Аэрокоптер», на котором ведутся конструкторская разработка и производство лёгкого двухместного аэрокоптера с поршневым двигателем и полётной массой 650-700 кг. В настоящее время выпускаются: Аэрокоптер AK1-3, Аэрокоптер AK1-3СХ.

Имеются и другие малые авиационные предприятия, занятые конструированием и выпуском самолётов и вертолётов, в том числе беспилотных.

Специалисты Харьковского физико-технического института (ХФТИ), который сейчас называется Национальный научный центр (ННЦ) ХФТИ и который в советское время входил в прямую подчиненность министерства среднего машиностроения, выполняли многие закрытые разработки для ракетно-космической отрасли. Потенциал наработок ННЦ ХФТИ может быть с успехом использован сегодня в рамках выполнения российско-украинских договорённостей 17 декабря.

Харьковское государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) «Объединения Коммунар» специализируется на выпуске бортовой и наземной аппаратуры систем управления многих ракет-носителей оборонительного и космического назначения, аппаратуры систем управления для космических аппаратов. ГНПП «Объединения Коммунар» с 1986 года серийно изготовляет бортовую аппаратуру системы управления космического носителя «Зенит». Ракета разработана и изготовляется специалистами «Южного машиностроительного завода» Днепропетровска. Система управления представляет собой современный автоматизированный комплекс с использованием бортовой цифровой вычислительной машины и командных приборов. С 1997 года ГНПП «Объединения Коммунар» принимает участие в изготовлении системы управления ракеты «Зенит-3SL», предназначенной для использования в рамках международных проектов «Морской старт», «Альфа» и «Глобалстар».

Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко в своё время был одним из крупнейших в СССР заводов по производству военной и бытовой электротехники. Здесь осуществлялась разработка и производство авиационной аппаратуры «слепой» посадки самолётов, аппаратуры командных пунктов, диспетчерских радиолокаторов, специальной аппаратуры для ракетно-космической техники, в том числе и для первого искусственного спутника Земли. Было осуществлено освоение производства автоматизированных систем управления боевыми ракетными комплексами различного базирования. Увы, в настоящее время завод испытывает большие трудности из-за отсутствия заказов.

«Харьковский радиозавод «Протон» является основным в Украине и одним из ведущих в странах СНГ производителем и разработчиком современной сложной радиоприёмной, навигационной и анализирующей аппаратуры, аппаратуры радиоконтроля, радиомониторинга и специализированной радиосвязи. До 2002 года предприятие входило в состав «Харьковского производственного объединения «Протон» (ХПО «Протон»). Продукция, выпускаемая предприятием «Протон» базируется на использовании самых современных, прогрессивных технологий, обеспечивающих высокую стабильность производственного процесса, характеризуется высоким уровнем межпроектной унификации и максимальным применением современной элементной базы. В советское время в ХПО «Протон» входило также Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), которое занималось, в частности, разработкой и обслуживанием систем электроники подводных лодок и военных кораблей. Высококлассные специалисты сохранились, но само ЦКБ расформировано в связи с отсутствием заказов.

* * *

Пакет из 14 документов, подписанных по итогам шестого заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии 17 декабря 2013 года, включает и такой документ, как «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поставках товаров по производственной кооперации в 2014 году». Само понятие «производственная кооперация» подразумевает поставки на основе прямых производственных связей технологически взаимосвязанных и необходимых для совместного изготовления конечной продукции сырья, материалов, узлов, комплектующих изделий, услуг,   не производимых в России и Украине, либо производимых в количествах, не обеспечивающих нужды внутреннего рынка.

Необходимость подписания указанного Протокола на исходе 2013 года – притом что действуют и Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников Содружества Независимых Государств (подписано 23 декабря 1993 г. в Ашхабаде), и двустороннее межправительственное Соглашение о производственной кооперации (заключено Российской Федерацией и Украиной 24 апреля 1998 г.) – является ещё одним свидетельством того, что в настоящее время задача сохранения промышленных связей РФ и Украины и расширения традиционных рынков сбыта производимой ими продукции стоит так же, если не более остро, чем она стояла двадцать лет назад. Здесь есть над чем задуматься.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль Январь