Новости СоюзМаш России

27.12.2013

Информационный обзор прессы 27.12.13

Союз машиностроителей России

Пресс-служба

ОБЗОР СООБЩЕНИЙ

СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

27 декабря 2013 года

 

Содержание:

 

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

 Авиа­Порт.Ru, 26 декабря 2013 г., Росавиация считает, самолетам пора домой \\ Росавиация выступает против того, чтобы российские авиакомпании эксплуатировали самолеты, зарегистрированные в госреестрах других государств, и возрастные воздушные суда. Соответствующие предложения ведомство направило в Минтранс. Ни один, ни другой параметр министерство не сочло критичным для обеспечения безопасности полетов, но учло пожелания в дальнейшей работе.

 

ИТАР-ТАСС, 26 декабря 2013 г., Росавиация претендует на полномочия Ространснадзора и частично Минтранса \\ Предложения сформированы в ответ на поручение министра транспорта от 25 ноября, сделанного после катастрофы Boeing 737

 

Телеинформ, 26 декабря 2013 г., Сергей Ерощенко провёл торжественный приём, посвящённый празднованию Нового года

 

Авто­Бизнес­Ревю, 26 декабря 2013 г., «Маруся Моторс» вступила в СоюзМаш

 

Expo­Life, 26 декабря 2013 г., 14 по 17 октября 2014 года в МВЦ “Крокус Экспо” состоится Международная специализированная выставка "Станкостроение-2014"

   
     

 

       

 

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Сиб­Инфо, 27 декабря 2013 г., Министра обороны Сергея Шойгу ждут в Новосибирске в самый канун Нового года \\ Министр обороны РФ Сергей Шойгу, как ожидается, прибудет в Новосибирскую область в самый канун Нового года – федеральный чиновник может пробыть в регионе 29-30 декабря.

 

3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 27 декабря 2013 г., Автомобили затормозили \\ Едва успев восстановиться после кризиса, российский авторынок снова просел. Заводы сокращают производство, а дилеры начали консолидацию, чтобы справиться со снижающейся рентабельностью

 

4. Авиастроение.

 

РИА Новости, 27 декабря 2013 г., Бондарев: ВВС РФ не помешали бы еще два десятка Ан-124 "Руслан"

1.     О Союзе машиностроителей России.

 

Авиа­Порт.Ru, 26 декабря 2013 г., Росавиация считает, самолетам пора домой \\ Росавиация выступает против того, чтобы российские авиакомпании эксплуатировали самолеты, зарегистрированные в госреестрах других государств, и возрастные воздушные суда. Соответствующие предложения ведомство направило в Минтранс. Ни один, ни другой параметр министерство не сочло критичным для обеспечения безопасности полетов, но учло пожелания в дальнейшей работе.

Федеральное агентство воздушного транспорта предложило ограничить эксплуатацию российскими авиакомпаниями возрастных самолетов иностранного производства и зарегистрированных в госреестрах других стран. Эти предложения содержатся в письме, направленном в министерство транспорта. По замыслу Росавиации, речь идет не о запрете использования бортов, уже состоящих в парках отечественных перевозчиков, а об ограничении ввоза самолетов старше 15 лет. Относительно регистрации самолетов не ясно, предлагается ли переводить все воздушные суда в российский госреестр, или также установить это правило для вновь получаемых машин.

В Росавиации подробностей не рассказывают. "Мы не комментируем служебную переписку", - сказал агентству " АвиаПорт" представитель ведомства.

Надо отметить, что федеральное агентство не стало первопроходцем в этой теме: прежде похожие предложения озвучивались депутатами Госдумы. В разных вариациях исходили они от представителей "Единой России". Для начала законодатели предложили запретить эксплуатацию самолетов старше двадцати лет, мотивируя таковую необходимость небезопасностью "старых" ВС. Но, по подсчетам депутата Владимира Гутенева, и этот возраст не дал бы российским пассажирам гарантии безопасности. Он пошел дальше, решил омолодить флот еще на пять лет и запретить использование ВС старше 15 лет.

Решив не останавливаться на достигнутом, он также инициировал дискуссию о возвращении всех эксплуатируемых в России самолетов в российский же государственный реестр. Здесь использовалась еще более патриотическая мотивация - в тексте пояснительной записки депутат апеллировал к вопросам национальной безопасности в принципе. Согласно его логике, отсутствие у российских властей контроля за процессом поддержания летной годности воздушных судов, равно как и активное использование техники иностранного производства, делают уязвимым "национальный суверенитет" страны. Об экономической целесообразности подобных мер в документах ничего не говорится.

Теперь, когда страсти поутихли, обсуждение вопросов безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов перешло из политического русла в профессиональное.

Минтранс со своей стороны подтверждает получение письма от Росавиации. В министерстве говорят, что уже 20 декабря предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов были представлены правительству РФ. И в этих предложениях учтены пожелания Росавиации. Вместе с тем, по мнению министерства ни один из обозначенных параметров не имеет прямого отношения к безопасности. "Специалисты пришли к мнению, что безопасность полетов зависит не от возраста ВС, а от его летной годности. Страны, эксплуатирующие самолеты старше 50 лет, демонстрируют высокие показатели безопасности полетов", - отмечают специалисты Минтранса.

Аналогичную позиции озвучили и в отношении второго предложения. В Минтрансе объясняют, что, согласно результатам расследования авиакатастроф, недостатков в поддержании летной годности у самолетов, зарегистрированных в реестрах иностранных государств, специалисты не выявляют. Но при этом от самой идеи отказываться не будут. "В целях совершенствования государственной системы безопасности полетов проводится работа по обеспечению возможности регистрации иностранных ВС в российском реестре", - говорят в Министерстве.

Сама по себе инициатива вернуть регистрацию самолетов на Родину ничего ужасного из себя не представляет. Однако, не влияя напрямую на безопасность пассажиров, такой шаг может нанести финансовый урон рынку. Начиная с того, что многие воздушные суда отечественные компании берут в лизинг у иностранных партнеров, которые пока ничем не продемонстрировали желания переводить регистрировать свою технику в России. "Если эта инициатива будет принята, российским перевозчикам придется либо отказываться от услуг зарубежных лизингодателей, либо перебросить эти воздушные суда посредством сложнейших схем на российские лизинговые компании. Теоретически это возможно, практически - нет", - ранее говорил "АвиаПорту" заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.

Кроме этого, регистрируя самолеты в России, компании рискуют значительно потерять в деньгах, продавая их впоследствии на вторичном рынке. Мировое авиационное сообщество не питает особенного доверия к российской системе поддержания летной годности. Аналогичной позиции придерживаются и финансисты. Соответственно, самолет с российской регистрацией по экспертным оценкам теряет 20-25% в стоимости, попадая на вторичный рынок. С одной стороны, перед авиационными властями встает сложнейшее противоречие между экономическими и политическими интересами (так как даже Минтранс согласился, что на безопасность "прописка" самолета не влияет, этот аргумент скоро перестанет иметь вес в дискуссиях). С другой, безвыходных ситуаций не бывает.

В сложившейся ситуации логичнее было бы направить усилия не на написание запретов и ограничений для эксплуатантов, а на совершенствование системы поддержания летной годности, чтобы перевозчики и лизинговые компании не испытывали дискомфорта, ставя суда в российский реестр. В частности, важно, чтобы отечественные правила в этой сфере были гармонизированы с европейскими, что, несомненно, подняло бы авторитет России в глазах международного сообщества. Кроме того, согласно мнению специалистов авиационной отрасли, полезно было бы передать контроль за процессами поддержания летной годности независимым экспертам.

 

ИТАР-ТАСС, 26 декабря 2013 г., Росавиация претендует на полномочия Ространснадзора и частично Минтранса \\ Предложения сформированы в ответ на поручение министра транспорта от 25 ноября, сделанного после катастрофы Boeing 737

Росавиация предложила Минтрансу значительно расширить полномочия агентства и полностью отдать авиаперевозчиков и аэропорты под контроль и надзор ведомства, лишив этой функции Ространснадзор. Эти и другие предложения изложены в письме главы Росавиации Александра Нерадько на имя министра транспорта Максима Соколова (есть в распоряжении ИТАР-ТАСС).

"Необходимо наделить Федеральное агентство воздушного транспорта в рамках Минтранса РФ полномочиями ведомства гражданской авиации, включая утверждение и введение в действие федеральных авиационных правил и иных ведомственных нормативных правовых актов", - пишет Нерадько, напоминая, что такими полномочиями в начале 2000-х обладала Государственная служба гражданской авиации (ГСГА) Минтранса.

Функции ГСГА после ее ликвидации в 2004 году разделены между Росавиацией и Ространснадзором, а нормативная деятельность закреплена за Департаментом госполитики в области гражданской авиации Минтранса. Нерадько был последним руководителем ГСГА.

"Необходимо исключить дублирование контроля и надзора авиационных предприятий со стороны Росавиации и Ространснадзора, возложив ответственность на Росавиацию за контроль сертифицированных организаций и объектов гражданской авиации", - продолжает Нерадько, добавляя, что ведомство уже обращалось с конкретными предложениями на эту тему к министру транспорта в августе 2013 года, а в сентябре было дано поручение от замминистра транспорта.

Среди других предложений Росавиации - наделить агентство полномочиями по обязательной сертификации наземного авиаоборудования и исключить принцип добровольности сертификации объектов гражданской авиации.

Предложения - в общей сложности более 20 - сформированы в ответ на поручение министра транспорта от 25 ноября, сделанного после авиакатастрофы Boeing 737 компании "Татарстан" в Казани. В письме Александр Нерадько напомнил, что аналогичные предложения Росавиация направляла в Минтранс еще летом 2011 года.

В Росавиации отказались комментировать служебную переписку. Представитель Минтранса сообщил, что "20 декабря министерство представило в правительство РФ предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов, в том числе с учетом замечаний Росавиации". Детализировать предложения министерства в пресс-службе Минтранса не стали.

Законодательные изменения

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 13 декабря распорядился внести на рассмотрение в Госдуму законопроект о допуске иностранных пилотов в российскую гражданскую авиацию.
Как говорил ранее министр по связям с "открытым правительством" Михаил Абызов, в последние годы в гражданской авиации России сложилась неблагополучная ситуация в части обеспечения отечественных авиаперевозчиков квалифицированными летными кадрами. Сложившаяся ситуация объясняется в том числе такими факторами, что в период с 1995 по 2009 год выпуск пилотов летных училищ не превышал 160 человек, притом что ежегодно с летной работы уходят около 700 человек. На подготовку летного состава на основной тип воздушного судна уходит не менее трех-четырех лет. В настоящее время гражданской авиации в целом требуется ежегодное пополнение летного состава в количестве до 1,5 тыс. человек. Сложившийся дефицит специалистов приводит к уровню снижения квалификации действующих пилотов.

Также в Госдуму внесен законопроект о запрете с 2017 года эксплуатировать гражданские самолеты старше 20 лет. Авторами поправок выступили депутаты-единороссы, в том числе Игорь Баринов и Игорь Игошин. Позднее первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев подготовил и вносит на рассмотрение поправки в Воздушный кодекс РФ о запрете на эксплуатацию иностранных самолетов старше 15 лет.

Вопрос был поднят после того, как 17 ноября при посадке в аэропорту Казани Boeing 737, летевший из московского аэропорта Домодедово, упал на взлетную полосу и взорвался. Погибли все находившиеся на борту - 44 пассажира и шесть членов экипажа. По данным сайта Aviation Safety Network, до покупки авиакомпанией "Татарстан" в 2008 году этот самолет отлетал 23 года и принадлежал пяти разным компаниям - французской, угандийской, бразильской, румынской и болгарской.

 

Телеинформ, 26 декабря 2013 г., Сергей Ерощенко провёл торжественный приём, посвящённый празднованию Нового года

Иркутская область, 27.12.13 (ИА «Телеинформ»), - Торжественный приём губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко, посвящённый празднованию нового 2014 года, состоялся 26 декабря в Иркутском музыкальном театре имени Загурского. В нём приняли участие около 500 человек.

Сергей Ерощенко поздравил гостей с наступающим Новым годом.

– Все, чего мы добились в минувшем году – это итог наших общих усилий. Мы многое сделали. Год был наполнен важными событиями, и каждому из нас запомнится чем-то особенным. Уверен, что и в дальнейшем совместная плодотворная работа поможет нам в достижении успешных результатов в интересах динамичного развития Приангарья. Я бы назвал этот год – годом единения всех уровней власти, всех жителей ради созидания и развития нашего региона. Иркутская область должна стать опорной территорией России. С такими людьми мы можем решать не только свои проблемы, но и стать локомотивом всей страны. Сегодня мы можем гарантировать, что будем делать  все ради блага иркутян и жителей Приангарья, – подчеркнул глава региона.

– 2013 год – год непростых решений, напряженной, совместной,  но созидательной работы, ради того, чтобы гордится нашим регионом, – отметила Людмила Берлина.

К гостям приема с видеопоздравлениями обратились знаменитые земляки – уроженец Иркутска, народный артист РФ, почётный гражданин Иркутска Денис Мацуев, поэт, родившийся в Зиме, прозаик, публицист, члена Союза писателей Москвы Евгений Евтушенко, генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии», председатель Союза машиностроителей России и Иркутского землячества «Байкал» в Москве, уроженец Черемхово Сергей Чемезов, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, родившийся в Иркутске Борис Волынов и российский бобслеист, чемпион мира и четырехкратный чемпион Европы, заслуженный мастер спорта России, серебряный призёр Олимпиады-2006 в Турине и бронзовый призёр Олимпиады-2010 в Ванкувере, братчанин Александр Зубков.

 

Авто­Бизнес­Ревю, 26 декабря 2013 г., «Маруся Моторс» вступила в СоюзМаш

Дочерняя структура компании «Маруся Моторс» – «Маруся Инжиниринг» – вступила в Союз машиностроителей России, объединяющий большинство промышленных предприятий страны. С помощью СоюзМаша фирма планирует наладить взаимодействие с российскими автопроизводителями.

«Нам есть, что показать нашим коллегам, и есть чему у них поучиться», – отметил гендиректор «Маруся Инжиниринг» Сергей Шармин. По его словам, одна из главных целей такого шага – возможность выйти на прямой диалог с крупнейшими российскими автопроизводителями, с инжиниринговыми организациями и компаниями, занимающимися машиностроением. «Мы готовы поделиться своими инновационными наработками в области моделирования и конструирования, мы хотим активно участвовать в работах, направленных на усовершенствование и оптимизацию производства», – добавил гендиректор.

Сегодня «Маруся Инжиниринг» совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) работает над проектом разработки и постановки на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране.

 

Expo­Life, 26 декабря 2013 г., 14 по 17 октября 2014 года в МВЦ “Крокус Экспо” состоится Международная специализированная выставка "Станкостроение-2014"

 

При поддержке: Министерства Промышленности и Торговли Российской Федерации, Союза Машиностроителей Российской Федерации, Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации Московской Торгово-Промышленной Палаты, Союза машиностроителей России, Союза машиностроительных предприятий Свердловской области, Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области.
Проведение выставки "Станкостроение" позволит широкому кругу специалистов ознакомиться с образцами оборудования, в том числе разработанными в рамках реализации программы "Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности" на 2011-2016 годы, которая будет способствовать модернизации отрасли, увеличению выпуска конкурентоспособной отечественной продукции.

Цель выставки "Станкостроение-2014": продвижение инновационных технологий и продукции компаний-экспонентов на российском рынке, включая комплексные меры по созданию условий для эффективного представления отечественного станкостроения.

Общая площадь экспозиции "Станкостроение-2014" составит около 10 000 кв.м. На выставке будут представлены ведущие компании-производители  и дилеры машиностроительного оборудования из 17 стран, в т.ч. России, Украины, Республики Беларусь, Германии, США, Турции, Италии, Кореи, Великобритании, Тайваня, Китая, Польши, Японии, Португалии, Словении, Чехии.

Тематический рубрикатор выставки: Металлообрабатывающие станки, инструмент, комплектующие изделия, подшипники, робототехника, литейное, сварочное оборудование, обработка листового металла, лазерное оборудование, измерительные приборы, программное обеспечение.

В выставке "Станкостроение – 2014" примут участие крупные дилеры металлообрабатывающего оборудования: "ПРОМ-ОЙЛ", "MWM Engineering", "Spinner", ЗАО "Балтийская Промышленная Компания", "Искар", "СТМ", "S.T.C.", "Durmazlar Makina", "СТК Групп", а также отечественные представители станко-инструментальной промышленности "Ивановский завод "Тяжелого Станкостроения", "ГИЦ СТАНКИН", "Станкомашстрой", "ВНИТЕП", "Велкран", "ЭлмидТехно", "Ульяновский завод тяжелых и уникальных станков", ГК "Росток", "Нелидовский Завод Гидравлических прессов", "Воткинский завод" и другие – всего около 250 участников.
В рамках деловой программы состоятся конференции, семинары, презентации компаний, которые будут способствовать продвижению продукции экспонентов, а также предоставят возможность динамичного общения с потенциальными клиентами. Традиционно пройдут такие мероприятия как "Инновационные технологии для железнодорожного машиностроения"; "Применение инновационных технологий в общем машиностроении" - мероприятие, которое посетят специалисты отечественных заводов автомобилестроительной, авиационной, оборонной, энергетической и других отраслей промышленности.

Информационную поддержку проекту оказывают более семидести специализированных СМИ, среди которых известные издания: Ито, Ритм, Металлообработка и Станкостроение, Тяжелое машиностроение, МирПром, Издательство "Меридиан", Рынок оборудования, Вестник ВНИИМАШ, Оборудование и инструмент для профессионалов, Литейное производство, Кузнечно-штамповое производство, Обработка материалов под давлением, Уральский рынок металлов, Металлургическая бюллетень, Технология Машиностроения, Литейщик России, Вести Лазерных технологий, Спецтехника, Логинфо, Новый Оборонный Заказ, РЖД Партнер.

2. Оборонно-промышленный комплекс.

 

Сиб­Инфо, 27 декабря 2013 г., Министра обороны Сергея Шойгу ждут в Новосибирске в самый канун Нового года \\ Министр обороны РФ Сергей Шойгу, как ожидается, прибудет в Новосибирскую область в самый канун Нового года – федеральный чиновник может пробыть в регионе 29-30 декабря.

На официальном сайте правительства НСО опубликовано распоряжение губернатора Василия Юрченко за номером 272-р "О подготовке и организации рабочего визита".

В тексте указано, что, в связи с подготовкой и организацией рабочего визита в Новосибирскую область Сергея Шойгу, управлению административных органов администрации губернатора и правительства НСО совместно с 41-й общевойсковой армией необходимо "разработать и утвердить план соответствующего мероприятия, определить должностных лиц, ответственных за их организацию".

Управлению делами губернатора и правительства следует "осуществить материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий согласно утвержденному плану".

О причинах визита министра обороны не сообщается. Однако в контексте слухов о возможном восстановлении Сибирского военного округа можно предположить, что речь в ходе поездки Шойгу в Новосибирск будет идти и об этом.

Напомним, что глава Минобороны РФ в этом году уже был в НСО вместе с президентом России Владимиром Путиным.

 

3. Автомобилестроение.

 

Ведомости, 27 декабря 2013 г., Автомобили затормозили \\ Едва успев восстановиться после кризиса, российский авторынок снова просел. Заводы сокращают производство, а дилеры начали консолидацию, чтобы справиться со снижающейся рентабельностью

Бурный восстановительный рост на автомобильном рынке, наблюдавшийся после кризиса 2009 г., когда рынок сократился наполовину, в 2013 г. сменился стабилизацией, а затем и вовсе сокращением. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев 2013 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в нашей стране снизились на 6% до 2,5 млн шт. Главные причины — замедление роста российской экономики и ослабление потребительского спроса, указывает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Раньше россияне скорее были склонны тратить, а сейчас активнее копят — в такой ситуации товары длительного пользования, включая автомобили, приобретаются с большей осторожностью, констатирует Беспалов.

Но если в начале года большинство производителей и дилеров утверждали, что снижение рынка было ожидаемым, то уже к середине года они принялись корректировать свои планы.

Заводы отдыхают…

Мощности по выпуску легковых автомобилей в стране уже избыточны (они превышают 3 млн шт. в год, а сбыт в этом году составит около 2,6 млн шт.) и продолжают расти — прежде всего в рамках подписанных соглашений о промсборке, говорит Беспалов. «АвтоВАЗ»был одним из первых, кто пошел в 2013 г. на корректировку производственного плана, приостановив весной выпуск некоторых моделей. Это позволило избежать затоваривания на складах, объяснял позже Игорь Комаров, тогда работавший президентом «АвтоВАЗа».

Ближе к осени о сокращении рабочих смен и планируемых днях простоя начали объявлять и некоторые другие автопроизводители. Например, несколько раз приостанавливал производство завод Ford Sollersв Ленинградской области, а в сентябре предприятие перешло с трех смен на две. Завод GM в Санкт-Петербурге перейдет на две смены весной 2014 г.

Некоторые предприятия — тот же завод Ford Sollers в Ленинградской области (всего у СП три площадки в России), УАЗ, входящий в группу «АвтоВАЗ», «Ижавто» — заявили об увеличении новогодних каникул. Например, на Ford Sollers в Ленинградской области новогодние каникулы продлятся с 6 декабря по 19 января. Скорректировал график работы некоторых своих линий и «АвтоВАЗ».

В условиях снижения рынка приостановка выпуска автомобилей, сокращение смен, увеличение корпоративных каникул — оправданная стратегия, позволяющая избежать затоваривания, считают Беспалов и директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

…но концерны довольны

По итогам 2013 г. рынок легковых автомобилей сократится на 6% до 2,6 млн шт., подсчитали в «Автостате». Сокращение на несколько процентов — «в общем-то, очень неплохо, если учесть, что 2012 год показал абсолютный рекорд продаж автомобилей в России за всю 20-летнюю историю рынка», говорит директор по связям с общественностью «GM Россия» Сергей Лепнухов. «Мы прогнозировали подобную ситуацию на рынке в начале года и были к ней готовы. Поэтому у GM затоваривания на конец года нет», — добавляет он.

Нет проблем с «затовариванием» и у Renault, лидирующей среди иномарок, говорит ее представитель. Продажи марки росли в течение всего года, несмотря на общее падение российского рынка. По данным АЕБ, за 11 месяцев увеличение составило 11%. Renault прежде всего помогает высокий спрос на кроссовер Duster (+86% за 11 месяцев, модель выпускается на московском «Автофрамосе»).

В Kia Motors Rus «очень довольны» результатами 2013 г., говорит управляющий директор компании Артем Гусаров. «Сегодня мы занимаем вторую позицию по объемам продаж среди всех иностранных брендов в нашей стране, а доля рынка Kia в России в этом году достигла своего исторического максимума — 7,2%», — радуется он. Hyundai увеличила продажи на 5%, поэтому проблема затоваривания марки «в принципе не касается», говорит управляющий директор «Хендэ мотор СНГ» Денис Петрунин. В мае, рассказывает он, произошел рестайлинг модели Solaris, а в сентябре — ix35, «что подстегнуло спрос на обе модели, являющиеся ключевыми по объему». «К концу года наша доля составит около 6,5%, в то время как в прошлом году этот показатель равнялся 6%. Мы считаем, что это определенное достижение — добиться прироста на падающем рынке», — подчеркивает Петрунин.

Предприятия Sollers не работают на склад, а отгружают машины на основании заявок дилеров, рассказывает представитель компании. Это, объясняет он, дает возможность оперативно реагировать на изменение спроса и корректировать производственную программу. «Мы удовлетворены результатами 2013 г. Совместное предприятие Ford Sollers набирает обороты, и мы рады, что мы четко реализуем все задачи бизнес-плана», — сказал президент Ford Sollers Тед Каннис. По его словам, общие инвестиции СП в 2013 г. составили $350 млн.

«Скорее положительно» оценивают свои результаты и в концерне Volkswagen. «В этих непростых условиях мы смогли удержать свою долю рынка, а большинство наших марок показали результаты, превосходящие показатели рынка в целом», — говорит представитель группы.

«В 2013 г. мы практически ежеквартально представляли новые автомобили, поэтому падения рынка не почувствовали», — говорит директор по маркетингу «Мазда мотор рус» Андрей Глазков. «Определенные корректировки поставок» были, признает он, и в этом случае Mazda предоставляла специальные условия на ограниченные партии автомобилей.

Недолгая помощь государства

Государство попыталось простимулировать продажи автомобилей, запустив с 1 июля 2013 г. программу льготного автокредитования. Она распространялась на покупку легковых и легких коммерческих автомобилей массой до 3,5 т и стоимостью до 750 000 руб. По ней государство субсидировало 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Изначально предполагалось, что программа будет действовать до конца 2014 г., но уже в начале декабря Минпромторг сообщил, что программа будет завершена до конца 2013 г.

С июля по ноябрь 2013 г. в кредит по льготной ставке было продано 184 000 автомобилей, по итогам года по программе будет продано около 248 000 машин, что превысит первоначальный прогноз на 15%, говорилось в сообщении Минпромторга. На субсидирование ставок с 2013 по 2016 г. бюджет направит 7,8 млрд руб.

Нынешний этап госпрограммы льготного кредитования не самым удачным образом сочетался с существующей на российском автомобильном рынке структурой спроса, говорит гендиректор «Рольфа» Татьяна Луковецкая. На рынке в целом спрос на легковые автомобили смещается от бюджетного в более дорогие сегменты: больше всего выросли продажи машин дороже 825 000 руб. (***). Продажи же бюджетных авто просели, даже несмотря на господдержку: машины дешевле $15 000 показали минус 19,7%, а за $15 000-20 000 — минус 7,4%. «Если правительство намерено в будущем стимулировать рынок, то для реального эффекта было бы целесообразно расширить ценовой сегмент автомобилей, подпадающих под такую программу поддержки рынка», — считает топ-менеджер «Рольфа».

Дилеры: рентабельность ниже, консолидация выше

Несмотря на то что продажи крупных дилеров были практически на докризисном уровне, прежней рентабельности им увидеть не пришлось. «Маржа в 5% на рынке сейчас считается роскошью, 3% — очень хороший показатель, иногда дилер работает и с нулевой рентабельностью по массовым маркам», — говорит топ-менеджер одной из дилерских компаний. Например, валовая рентабельность «Независимости» снизилась до 3% в 2012 г. с 5,7% в 2008 г., говорил главный управляющий директор группы компаний Оскар Ахмедов.

Сейчас из дилерского бизнеса уходят те, кто рассматривал его как инвестиционный проект, говорил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко, доходность падает, поэтому набирает обороты процесс консолидации. Группа «Эла», до недавнего времени находившаяся в рэнкинге крупнейших по выручке дилеров в пятом десятке, купила группу «Автоспеццентр» (до сделки была на 12-м месте). А Burevestnik Group (специализируется на продаже яхт) продала свое дилерство Aston Martin и Lamborghini крупному дилеру BMW — «Автодому». Консорциум инвесторов во главе с инвестподразделением «Альфа-групп» — «А1», в 2007 г. купивший 49,95% «Независимости» и планировавший на ее базе консолидировать еще нескольких дилеров, теперь ищет на свою долю покупателей.

Год был тяжелым для всех автодилеров: доходность по продажам сохранилась на низком уровне, на который сползла к концу 2012 г., а в этом году добавился еще и фактор общего снижения продаж, указывает гендиректор «Автомира» Николай Груздев. Низкую доходность бизнеса дилеров он объясняет тем, что производители поставляли автомобили в объемах, превышающих возможности рынка, а маркетинговые расходы в расчете на одну продажу выросли. Тем не менее в этом году большинство компаний более сдержанно подошли к вопросу формирования стоков и ситуация выглядит более здоровой, чем в прошлом, считает Горшков.

В 2014 г. многие дилеры будут стремиться уйти от продажи ради продажи и в основу сделки закладывать определенную норму прибыльности, ожидает директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover — «Авилона» Андрей Горшков.

Что дальше

По прогнозу «Автостата», сокращение рынка в 2014 г. составит минимум 5% по сравнению с 2013 г., Дацкив говорит о 10%. «Кризиса резкого, большого, как в 2008 г., не случится, будет долговременная стагнация», — считает директор «Автостата» Сергей Целиков.

Есть и те, кто считает, что дно уже достигнуто. «Мы не ожидаем значительных изменений на рынке в 2014 г. по сравнению с 2013 г.: по оценкам “Тойота мотор”, объем российского автомобильного рынка в 2014 г. составит 2,7 млн единиц», — говорит представитель компании. Считает, что рынок в следующем году останется на уровне 2013 г., и Беспалов. Не ждет резких колебаний российского рынка и GM.

«Если только не произойдет девальвации рубля», — подчеркивает Лепнухов. «Мы можем ожидать роста курса иностранных валют, что приведет к еще большему удорожанию импортируемых автомобилей, — говорит Петрунин. — В такой ситуации имеет смысл постараться удержаться на достигнутых объемах продаж, сделать акцент на эффективности экономики сбыта и продвижении локально производимой продукции». По словам представителя Sollers, компания сейчас корректирует производственную программу на 2014 г.: «Мы не меняем бизнес-модель, мы просто управляем возросшими рисками за счет дополнительных мер по оптимизации издержек».

Следующий год в автоиндустрии станет очень близким продолжением текущего года: вероятно снижение общих продаж, результат будет на несколько процентов ниже успехов этого года, а при оптимистичном сценарии следующий год повторит текущий, считает Горшков. Луковецкая ожидает, что 2014 год продолжит тенденции второй половины 2013 г.: рост продаж иномарок и снижение реализации отечественных брендов. Она рассчитывает, что по иномаркам в 2014 г. рост составит 2-2,5%, а отечественные автомобили однозначно будут продолжать падать (это падение может быть замедлено программами поддержки). С другой стороны, если состоится обещанный запуск производства Datsun и его выход на рынок по сравнимой с «ВАЗами» цене, падение будет еще более существенным, считает Луковецкая.

Ford Sollers в 2014 г. планирует компенсировать снижение продаж своих автомобилей в сегментах С и D за счет привлечения внимания к новым кроссоверам и внедорожникам, говорит Каннис: «В 2013 г. доля SUV [на российском рынке] составила 33%, и мы считаем, что доля этого типа автомобилей в структуре продаж будет расти как минимум до 35%».

Автомобильный рынок стал зрелым, и в следующем году дилерам будет еще сложнее, все основные изменения в его структуре скорее зависят от перемен макроэкономических. Так, например, в этом году отзыв лицензий у нескольких банков одновременно заставил задуматься многих жителей страны о вкладе своих сбережений в «движимую недвижимость», говорит вице-президент ГК «Автоспеццентр» Владимир Моженков.

«Мы верим в российский рынок, который имеет все шансы обогнать по продажам Германию и стать в течение ближайшего десятилетия крупнейшим в Европе», — говорит Каннис.

 

4. Авиастроение.

 

РИА Новости, 27 декабря 2013 г., Бондарев: ВВС РФ не помешали бы еще два десятка Ан-124 "Руслан"

Главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что Ан-124 "Руслан" - уникальный самолет, позволяющий оперативно решать важные военные задачи.

Командование Военно-воздушных сил РФ поддерживает решение о возобновлении серийного производства самолетов Ан-124 "Руслан" в Ульяновске, еще два десятка таких самолетов "не помешали бы", сказал в четверг журналистам главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

"Сейчас у ВВС 26 самолетов Ан-124. Пока не все отремонтированы. Надеюсь, до 2020 года это удастся сделать. Думаю, еще столько же самолетов Ан-124 не помешали бы", — сказал Бондарев.

Он отметил, что министр обороны поручил командованию ВВС оценить потребность в "Русланах". "Мы рассматриваем несколько вариантов", — сказал главком.

По его словам, "Руслан" — уникальный самолет, позволяющий оперативно решать важные военные задачи. "С помощью такого самолета можно в течение шести-семи часов перебросить батальон Воздушно-десантных войск на любой театр военных действий", — сказал генерал.

Это самый большой в мире по грузоподъемности самолет. "Такой самолет нельзя упускать", — сказал главком.

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль