Новости СоюзМаш России

26.12.2013

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР ПРЕССЫ. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Новости авиастроения

Арктическая версия Ми-8

Ростехнологии, 26.12.13

В вертолете будут использоваться технологии, которые применяются на космических кораблях

Улан-удэнский авиационный завод создаст для российской группировки войск в Арктике модификацию транспортного вертолета Ми-8.

"Для утепления кабины вертолета будут использоваться технологии, которые применяются на космических кораблях", - цитирует ИТАР-ТАСС главного инженера завода Сергея Соломина.
В арктической версии Ми-8 для "обеспечения посадки на мягкий снег и болотистую почву" планируется использовать лыжное шасси. Машина будет оснащаться энергоустановкой мощностью примерно в 30 кВт, рассчитанной на дополнительную нагрузку, например, на обогрев кабины или разогрев пищи. Для эксплуатации в условиях Арктики планируется применять традиционную антиобледенительную систему на основе использования спиртосодержащих смесей.
Кроме того машина получит более мощную силовую установку, которая позволит продолжать взлет даже при отказе одного из двух двигателей.
Разработчик также говорит о возможности покраски лопастей в специальный цвет, что позволит лучше видеть вертолет в воздухе.

Улан-Удэнский авиазавод увеличил производство до 100 вертолетов в год

Интерфакс, 26.12.13

Портфель заказов Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ, входит в холдинг "Вертолеты России") обеспечивает полную загрузку предприятия на ближайшие годы, сообщил журналистам первый заместитель управляющего директора УУАЗ Вячеслав Козлов.
"Мы вышли на объем заказов порядка 100 вертолетов в год", - сказал В.Козлов.
Он отметил, что начиная с 2006 года предприятие ежегодно увеличивает объемы производства вертолетов.
"Чтобы обеспечить бесперебойную поставку комплектующих под возрастающие заказы вертолетов, УУАЗ, имея долгосрочные госконтракты, заключает долгосрочные договора со смежниками на поставку покупных комплектующих", - сказал В.Козлов.
Доля комплектующих в стоимости вертолета составляет порядка 70%, отметил он.
По словам В.Козлова, такая практика позволяет надеяться, что в 2014-2015 годах никаких сбоев в работе с поставщиками не будет.

 

Первые лица

Запорожские промышленники приняли участие в телеконференции с премьером

РепортерUA, 25.12.13

В прямом эфире Первого национального телеканала сегодня прошел телемост «Украинская промышленность: реалии и перспективы». В киевской студии находились представители Кабинета Министров во главе с премьер-министром Николаем Азаровым. С ними на связь вышли руководители промышленных предприятий Запорожья, Кировограда, Сум и Харькова, сообщает управление по делам прессы и информации ОГА.

 

Местные промышленники вышли в эфир из Музея техники Вячеслава Богуслаева. Запорожская сторона была представлена ​​30 промышленными предприятиями металлургии и машиностроения. От областной власти в программе принял участие заместитель председателя ОГА Петр Гончарук.

Глава правительства заверил всех, что и Кабинет Министров, и президент Украины Виктор Янукович делают все возможное, чтобы отечественная промышленность преодолела все последствия кризиса и стала на путь развития. Главным положительным моментом было названо достижение новых соглашений с Российской Федерацией.

– Нам удалось снизить цену на газ, она стала более приемлемой для нас. Снято ограничение в производственных кооперациях со странами Таможенного союза, где у нас 40% нашего товарооборота. Гарантирована стабильность государственных финансов, поэтому вы можете спокойно планировать весь 2014 год, зная, что никаких финансовых потрясений в стране не будет, – отметил Николай Азаров.

Премьер-министр отметил, что вчера вернулся из Москвы, где принимал участие в заседании Евразийского союза в качестве наблюдателя и имел возможность встретиться с российским руководством. По его словам, стороны обсудили достаточно подробно все планы промышленной кооперации и сотрудничества и договорились о том, что серьезный импульс в деле восстановления товарооборота будет дан на уровне примерно 2011 года.

– Тогда у нас был рекордный товарооборот. Только за 2013 год товарооборот с РФ упал примерно на 20%, со странами СНГ – на 10%. Такое падение товарооборота создает крайне неблагоприятные условия для инфраструктурных изменений в стране, то есть модернизации экономики, модернизации инфраструктуры, и поэтому те договоренности, которых удалось достичь с РФ, безусловно, открывают очень большие возможности для реализации всех наших планов, – отметил премьер.

Украинские промышленники поддержали действия президента и правительства. Руководитель АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев высказал мнение, что такой вектор развития страны не только позволит спасти отечественную промышленность, но и откроет для машиностроения и металлургии новые перспективы.

– По подсчетам наших экономистов, только пять из 14 подписанных соглашений дают более 500 тысяч дополнительных рабочих мест. Это говорит о том, что мы выполняем социальный заказ, у нас есть ответственность перед трудящимися. Нужно работать и развивать связи с Таможенным союзом, и идти на евроазиатский рынок. Там ждут нашу продукцию, ждут нас с нашим высокоинтеллектуальным продуктом. Что касается Евросоюза, можно идти в ЕС, но на наших условиях, на условиях страны, которая является крупнейшей в Европе. Те условия, которые нам выдвинули сегодня, – неприемлемы. Они приведут к гибели нашей промышленности вообще и авиационной отрасли в частности, – подчеркнул Вячеслав Богуслаев.

В ходе телемоста «Украинская промышленность: реалии и перспективы» все представители промышленных предприятий получили возможность высказать свое мнение. Премьер-министр назвал сегодняшний проект очередным шагом в системном диалоге с промышленниками Украины. В будущем планируется провести еще несколько подобных программ в эфире Первого национального телеканала.

Интервью

Наталья Гордеева

"Россия укрепляет позиции на мировом рынке вертолетов"

Коммерсантъ - Ростов-на-Дону, 26.12.2013

Генеральный директор ОАО "Роствертол" Борис Слюсарь о том, почему растет спрос на российские вертолеты

В настоящее время ОАО "Рост-вертол" готовит к серийному производству сразу две новые модели вертолетов. О перспективах новинок, самых актуальных тенденциях в вертолетостроении и о том, зачем необходим перенос производства ОАО "Роствертол" из Ростова-на-Дону на площадку в Батайске, "Ъ" рассказал генеральный директор компании Борис Слюсарь. 

- Борис Николаевич, какие новые тенденции вертолетостроения в России и в мире Вы могли бы отметить?
- Сейчас для всей отрасли характерно внедрение новых технологий и новых материалов с упором на экологические аспекты. Новейшее оборудование и материалы позволяют повышать качество и конкурентоспособность продукции.
Важнейшим направлением в развитии вертолетной отрасли остается эволюционное совершенствование хорошо себя зарекомендовавших моделей. Такие компании как Bell и  Sikorsky не пренебрегают развитием своих "рабочих лошадок". В  общем-то, по этому пути сегодня уверенно шагают все крупнейшие мировые производители, и российские - не исключение.
Актуально также создание новых вертолетов, в том числе обладающих повышенными летно-техническими характеристиками и более высокой скоростью. Американцы, компания Sikorsky, начали эту работу раньше остальных производителей. Активная работа ведется в Eurocopter. Над  программами по созданию высокоскоростных вертолетов сегодня работают и наши разработчики - КБ Миля и КБ Камова.
Еще одна заметная тенденция - активизация деятельности китайских производителей.

- Как выглядят сегодня позиции нашей страны на мировом рынке?
- Россия укрепляет позиции на  мировом рынке вертолетов. Так,  только в этом году Россия представила мировому рынку новейшие разработки - гражданские вертолеты Ми-171А2, Ка-62 и опытный образец транспортно-пассажирского Ми-38 с  российскими двигателями.
Важный шаг для развития отечественного вертолетостроения был сделан в 2007 году, когда был создан холдинг "Вертолеты России". В него вошли конструкторские бюро имени Михаила Миля и Николая Камова, пять производственных площадок, включая "Роствертол", предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий и  сервисная компания. Сегодня "Вертолеты России" - один из ведущих мировых производителей вертолетов. Подчеркну, что холдинг является единственной международной вертолетной компанией, демонстрировавшей непрерывный финансовый рост в течение последних пяти лет. В 2012  году холдинг поставил на рынок 290 вертолетов, что на 10,7% выше показателя 2011  года. За шесть месяцев 2013  года показатель EBITDA увеличился на 29,3% - до 11,8 млрд руб., а портфель заказов вырос до 870  вертолетов общей стоимостью около 384  млрд руб. Планируется, что по итогам года объем поставок холдинга достигнет 300  вертолетов различного класса и  назначения. Это позволит ему увеличить долю мирового рынка вертолетов - сейчас она превышает 14%.

- Насколько востребована продукция российских предприятий, в том числе "Роствертола", на внутреннем и международном рынках?
- Спрос на нашу продукцию не просто сохраняется на достаточно высоком уровне, но и растет с каждым годом. У нас внушительный стаж экспортной деятельности, на зарубежный рынок мы поставляем вертолеты с 1964 года. Продукция "Роствертола" знакома заказчикам более 30 стран мира. Наиболее высокий спрос на российские вертолеты традиционно наблюдается на Ближнем Востоке, в Африке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке, России и в странах СНГ. Крупнейшие заказчики продукции "Роствертола" - Министерства обороны России и других стран, МЧС России, авиакомпании-операторы вертолетной техники, такие как "ЮТэйр", и  другие крупные российские и международные компании.

- С кем заключались последние контракты "Роствертола" на внешнем рынке?
- В связи с тем, что мы производим в основном продукцию военного назначения, одним из обязательных условий контрактов является пункт о неразглашении информации. К тому же, контракты на гражданскую продукцию заключаются холдингом "Вертолеты России", на  военную - "Рособоронэкспортом". Информация подобного рода раскрывается только при условии согласия наших партнеров.

- К каким моделям чаще всего проявляют внимание заказчики?
- Востребованы как боевые, так и гражданские вертолеты. "Роствертол" - единственное предприятие в  мире, которое производит самый тяжелый серийный вертолет Ми-26Т и его военный вариант Ми-26. Кроме того, сегодня на заводе серийно производится боевой вертолет нового поколения Ми-28Н "Ночной охотник", который принят на вооружение Министерством обороны России в качестве ударного вертолета, а  также многоцелевой ударный вертолет Ми-35М, разработанный на основе всемирно известного Ми-24.
На мировом рынке устойчивым спросом пользуется вертолет Ми-26Т. Это единственный в мире вертолет, способный перевозить груз внутри кабины или на  внешней подвеске общим весом до  20  т. Как  и  все вертолеты российского производства, Ми-26Т надежен в  эксплуатации, достаточно прост в обслуживании и  может храниться под открытым небом. Кроме того, на Ми-26Т установлены двигатели Д-136  - они обеспечивают вертолету высокую скорость и хорошие характеристики работы в жарком и  разреженном горном воздухе. Эти  вертолеты отлично себя проявляют и  во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, Ми-26Т МЧС России эвакуировал жителей села Ивановка Зейского района Амурской области. Там, как Вы знаете, река подтопила около 150 жилых домов и социальных объектов. Другой Ми-26, Министерства обороны РФ, на время ликвидации последствий ЧС работал в качестве мобильной авиазаправочной станции. Топливозаправочный вариант этого вертолета обеспечивает оперативную доставку более 14 т авиатоплива. Как правило, он применяется для заправки вертолетов, которые отправляются в зоны паводков. Использование Ми-26 в качестве топливозаправщика позволяет увеличить мобильность вертолетных групп. Это значительно экономит время, а  ведь во время чрезвычайной ситуации каждая минута на счету.
Ми-26Т выпускается не первый год, и интерес к нему в последнее время растет. Во многом это объясняется тем, что у вертолета практически нет конкурентов среди гражданских иностранных машин в этом классе. Все современные существующие либо находящиеся в разработке западные тяжелые вертолеты предназначены исключительно для военного применения и недоступны для многих стран как по финансовым, так и  по политическим причинам.
В настоящее время основными эксплуатантами этого вертолета, помимо самой России и стран СНГ, являются Китай, Индия, Венесуэла, Греция. Кстати, в Европе есть проект по самостоятельному или совместно с  США созданию аналогичного тяжелого вертолета. Однако видимого прогресса он пока не демонстрирует. По моему убеждению, наиболее рациональным, с коммерческой точки зрения, решением для Европы была бы кооперация по данной программе с "Вертолетами России" и "Роствертолом".

- Сейчас предприятие планирует модернизировать Ми-26Т. Что изменится в новой версии?
- В настоящее время "Роствертол" готовится к серийному выпуску многоцелевого тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т2, являющегося модернизацией вертолета Ми-26Т. Возможности применения Ми-26Т2 расширены, он оснащается самой современной авионикой, которая позволяет снизить количество экипажа.
Замечу, что новая разработка не только соответствует последним тенденциям в мировом авиастроении, но и экономически выгодна. Сокращение количества членов экипажа (с пяти в Ми-26Т до двух в Ми-26Т2) даст возможность снизить прямые и  эксплуатационные расходы, а также уменьшить затраты на подготовку и переобучение летного персонала. В  настоящее время вертолет находится на испытаниях.

- В этом году на крупнейшей выставке МАКС "Роствертол" представил новый вертолет Ми-28Н с двойным управлением. В чем его отличия от "Ночного охотника"?
- На МАКСе демонстрировался опытный образец нового учебно-боевого вертолета Ми-28Н с двойным управлением. Он предназначен для обучения военных летчиков, которым необходима практика налета на вертолетах Ми-28Н "Ночной охотник". Основное отличие новой модели - двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. Ми-28Н с двойным управлением позволит качественно улучшить и сделать более эффективным процесс подготовки пилотов вертолетов Ми-28Н.
Хочу отметить, что американцы и европейцы далеко ушли в плане тренажеров. Но они признают, что завидуют тому, что наши пилоты имеют возможность обучаться непосредственно на вертолетах.
Это хоть и не дешевое, но самое эффективное обучение.
При этом Ми-28Н с двойным управлением может выполнять все функции ударного вертолета. Вертолет создавался в соответствии с требованиями Минобороны России. Новую машину разработал Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля, а "Роствертол" в  этом году изготовил опытный образец. Сейчас вертолет проходит предварительные летные испытания.

- Какую технику поставляет завод в рамках гособоронзаказа?
- Вот уже третий год подряд мы поставляем Минобороны всю линейку наших серийных вертолетов: боевой Ми-28Н "Ночной охотник", многоцелевой военно-транспортный Ми-35М, а также самый грузоподъемный в мире серийный вертолет Ми-26.
Исполнение гособоронзаказа - одна из приоритетных задач, стоящих перед нашим предприятием и  холдингом "Вертолеты России" в  целом. Сейчас контракты на поставку техники в войска стали подписывать на три-пять лет, что очень важно для нас. В таком производстве как наше, которое требует стабильности и разумного использования производственных мощностей, долгосрочное планирование является серьезным преимуществом. Мы уделяем большое внимание выполнению гособоронзаказа, поскольку это вопрос укрепления обороноспособности нашей страны.

- Во время посещения ОАО "Роствертол" Президент России Владимир Путин рассказал о существующем дисбалансе производства вертолетов в пользу военной авиации, а не гражданской. Каковы перспективы производства вертолетов для гражданских целей в настоящий момент?
- Исторически сложилось, что "Роствертол" производит в основном военные вертолеты. Но это не значит, что мы не готовы осваивать гражданскую технику. Моя мечта - производить на заводе легкие гражданские вертолеты. Я считаю, что сейчас, когда дороги постоянно забиты, они были бы очень востребованными. Такой вертолет может экономить время руководителям крупных компаний, для которых каждая минута на счету.

- Насколько высоким может быть спрос на такую продукцию на внутреннем и внешнем рынках?
- Российская продукция гражданского назначения различных классов уже занимает ключевые ниши как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если говорить о модельном ряде российских вертолетов в целом, то гражданские вертолеты поставляются как отечественным компаниям-операторам, так и иностранным заказчикам.
Рост продаж такой продукции можно обеспечить благодаря системе сервисной поддержки, отработанной до мелочей. Я говорю о поддержке полного жизненного цикла продукции: своевременной поставке запчастей, гарантийном, послегарантийном обслуживании, ремонте. Сложность этой работы для серийных заводов заключается в том, чтобы полностью исключить сбои в поставках отдельных агрегатов и приборов, устанавливаемых на вертолеты, со стороны производителей комплектующих. Я считаю, что тут требуется железная дисциплина

- В настоящее время планируется перенос производственных мощностей предприятия за пределы городской черты. В связи с чем необходим этот шаг?
- Завод был основан в 1939 году и, как Вы понимаете, в то время находился на окраине Ростова-на-Дону. Город рос, и мы оказались практически в его центре. Летно-испытательная станция завода граничит с жилыми кварталами. Поскольку испытания ведутся днем и ночью, это может доставлять неудобства горожанам.
В октябре этого года было подписано распоряжение Правительства России о передаче нашему предприятию аэродрома в Батайске. Прорабатываются детали строительства летно-испытательного комплекса и всех необходимых для его эксплуатации зданий и сооружений. Таким образом, со временем в Авиагородок будет перенесена основная часть испытательных полетов, а также обучения летчиков и техников. Планируется, что существующая летно-испытательная станция будет осуществлять обеспечение первого полета каждого нового вертолета, а также перелета машин на летно-испытательную станцию в Батайск.

- Не помешают ли полеты вертолетов жителям Батайска?
- Нет, аэродром в Батайске расположен таким образом, что все вылеты могут осуществляться в сторону, противоположную жилым районам.

- Вы отметили, что ключевая тенденция отрасли - внедрение новых технологий и новых материалов. Успевает ли ростовское предприятие за развитием мировых технологий в сфере вертолетостроения?
- Сегодня надо работать на опережение. Я часто говорю своим конструкторам, что необходимо спешить. Новые разработки, которые у нас есть, следует внедрять как можно быстрее. В первую очередь, это касается использования новых материалов. Те материалы, которые ранее традиционно применялись, постепенно уходят на второй план. На первый выходят полимеры и композиционные материалы, которые существенно облегчают вертолет и позволяют значительно улучшить его тактико-технические характеристики.
У нас на предприятии систематически обновляется оборудование технического парка, что позволяет обрабатывать детали с большей точностью в высокоскоростном режиме. Это существенно сокращает цикл обработки, снижает объем разметочных работ, повышает производительность труда и  качество готовых изделий. В последние годы мы построили и ввели в  эксплуатацию новые объекты: лабораторию динамических испытаний, участок анодирования. Провели реконструкцию всех производственных корпусов.
В цехе механической обработки деталей установлены новые многокоординатные обрабатывающие центры, которые применяются для создания деталей вертолетов. На  этих станках обрабатываются детали механосборочного производства любой сложности и конфигурации вне зависимости от видов материалов. Трудоемкость механообработки при этом снизилась в два-три раза.
Качественные изменения произошли в технологическом процессе производства: мы перешли на изготовление деталей, узлов и вертолета в целом по его математической модели, подготовленной разработчиком. Впервые, кстати, этот метод был применен как раз при проектировании учебно-боевого Ми-28Н "Ночной охотник" с двойным управлением.
Добавлю, что в рамках технического перевооружения предприятий холдинга "Вертолеты России" мы получаем доступ к самым передовым технологиям производства, которые позволяют повысить качество и надежность продукции, увеличить количество производимых вертолетов и оптимизировать экономическую эффективность, а также экологичность производства.

- Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы развития вертолетостроения в ближайшие два-три года?
- Вертолетостроение в мире развивается продолжительными циклами, которые могут насчитывать 20 и более лет. Сегодня мировой вертолетный рынок находится в начале очередной фазы подъема и растет быстрее мирового ВВП, в том числе благодаря необходимости обновления существующего парка. Я лично согласен со многими экспертами, которые высоко оценивают перспективы развития отрасли.
Среди движущих факторов развития вертолетостроения в России - обновление российского гражданского вертолетного парка в рамках реализации программы повышения транспортной доступности удаленных регионов, а также масштабная программа перевооружения Российской Армии до 2020 года.
В целом, на мой взгляд, вертолетостроительная отрасль страны сегодня развивается успешно, но это не значит, что можно успокаиваться. Напротив, необходимо работать более активно. В августе этого года, когда Владимир Владимирович Путин посетил наше предприятие и провел совещание о перспективах развития российского вертолетостроения, руководство холдинга "Вертолеты России" озвучило планы - довести к 2020 году долю отечественной продукции на мировом рынке до 20%, а годовой объем производства увеличить до  470  вертолетов. Имея такие установки, нам некогда расслабляться, поскольку в решении этих задач "Роствертол" будет играть не  последнюю роль.

Аналитика

Екатерина Тропова

Авиация слетается на господдержку

Авиация и Бизнес (vedomosti.ru), 25.12.13

Государство вложит в развитие технопарков в России до 105 млрд рублей, пообещал министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Дополнительные льготы резидентам технопарков готовы предоставлять регионы. Особый энтузиазм в этом вопросе проявляет правительство Ульяновской области, претендующей на звание авиационной столицы России. Промышленность отвечает взаимностью - авиастроители демонстрируют значительный интерес к особой экономической зоне, производить там собираются от станков, агрегатов и отдельных элементов до целых самолетов. Но места под налоговым солнцем пока хватает не всем.

Как именно следует поддержать отечественного производителя, глава Минпромторга Денис Мантуров обсудил с заинтересованными сторонами в Ульяновске, где прошло заседание координационного совета по промышленности. Министерство, со своей стороны, предлагает несколько вариантов оказания помощи производствам и разрабатывает соответствующий закон "О промышленной политике". Закон должен уравнять возможности производителей в России и за рубежом. По замыслу его авторов, следует сформировать государственную информационную систему, создать фонды развития для отдельных отраслей и предусмотреть десятилетние налоговые каникулы и субсидии на создание инфраструктуры для новых предприятий.

На эти цели государство может потратить от 15 млрд до 105 млрд рублей до 2020 года, в зависимости от того, какой из рассматриваемых механизмов поддержки будет выбран. "Программа-минимум предусматривает только субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым резидентам индустриальных парков. Во втором варианте добавляются субсидии, покрывающие 10% общих инвестиций в создание индустриального парка. В максимуме, помимо указанных мер, предлагается еще и возмещение 75% затрат на подключение к энергосетям", - рассказал Д.Мантуров, выступая на координационном совете.

С бюджета по нитке

Регионы, где технопарки должны располагаться, тоже готовы принять участие в поддержке производств. Представитель Ульяновской области, выступая на координационном совете, посетовал, что в настоящее время регион не имеет для этого достаточных полномочий. По его словам, в области уже существовал закон о поддержке производств, но без федерального законодательства он оставался "рамочным", и реализация его затруднялась. Вместе с тем, совместные усилия федеральных и региональных властей значительно повысили бы возможности привлекать инвесторов. "Комплекс преференций и меры поддержки позволяют сократить издержки инвесторов до 30%", - посчитал первый заместитель правительства Ульяновской области Александр Смекалин.

Он подтвердил также, что в настоящее время крупнейшие предприятия, в том числе "Авиастар-СП", получают преференции по налогу на имущество и налогу на землю. А.Смекалин отметил, что сейчас местные власти могут оказывать поддержку налогоплательщикам, объединенным одним видом экономической деятельности, но не могут помогать предприятиям выборочно, предоставляя преференции именно тем, которые располагаются в технопарках.

Федеральная власть разделяет такую позицию. "Поддержка индустриальных парков не может быть возложена целиком и полностью на федеральный бюджет, - констатировал Д.Мантуров в своем выступлении. По его словам, участие регионов в процессе целесообразно хотя бы потому, что резиденты технопарков - это налогоплательщики субъектов федерации. "На местах должны быть предусмотрены дополнительные стимулы в виде налоговых каникул и льгот", - говорит Д.Мантуров. По подсчетам министерства, правительство Ульяновской области инвестировало в индустриальный парк "Заволжье" более 760 млн рублей, предоставив освобождение от налога на имущество и на 4,5 процентных пункта снизив налог на прибыль. И сейчас на рубль бюджетных инвестиций приходится 18 рублей частных вложений и более 7 рублей налоговых поступлений.

Производство средств производства

Вместе с тем, представители региона хотели бы расширить перечень отраслей, которым будет оказана бюджетная поддержка. В частности, областное правительство заинтересовано в развитии станкостроения. "С целью стимулирования развития станкостроения необходимо принять федеральный закон о государственной поддержке станкостроительной отрасли и промышленной сборки по аналогии с ФЗ о господдержке автомобилестроения", - считает А.Смекалин. Но, как рассказал журналистам Д.Мантуров, применить практику промышленной сборки зарубежного оборудования на территории России, как это происходило в автомобилестроении, уже не получится из-за вступления России в ВТО. Стимулировать отечественное станкостроение правительство все равно будет, в частности, вводя запреты на покупку за счет бюджетных средств иностранного оборудования, если аналогичное производится внутри страны.

В доказательство серьезности намерений поддерживать станкостроение правительство региона в присутствии министра Д.Мантурова подписало инвестиционное соглашение с немецкой компанией-производителем фрезерных станков и обрабатывающих центров Hermle AG. Согласно договоренностям сторон, на территории промышленной зоны "Заволжье" Hermle AG построит свое первое в России предприятие: производственный корпус, центр технического обслуживания, складские помещения и учебный центр. Объем инвестиций в проект должен составить 150 млн рублей. "Строительство завода Hermle станет важным этапом формирования в регионе станкостроительного кластера", - уверен губернатор Ульяновской области Сергей Морозов.

Авиаторы не отстают

Согласно планам, озвученным представителями Минпромторга и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) во время совещания в Ульяновске и обхода завода "Авиастар-СП", отечественная промышленность не меньше заинтересована в создающихся технопарках. ОАК намерен не только развивать имеющееся производство самолетов, но и строить новые предприятия по выпуску отдельных агрегатов воздушных судов.

В частности, в будущем году корпорация планирует начать строительство в Ульяновске нескольких центров компетенций: литейного производства, производства дверей и люков, производства трубопроводов и фюзеляжных панелей. По оценкам ОАК, создание таких центров позволит на 20% снизить себестоимость производства. В это начинание предполагается инвестировать 1,5 млрд рублей. Подробностей про новые производства в корпорации пока не раскрывают. Известно лишь, что это позволит создать более тысячи новых рабочих мест.

На черных крыльях

Масштабные планы ОАК также связаны с открытием в Ульяновской области компанией "АэроКомпозит" завода по производству композитных крыльев. Сейчас, по словам представителя корпорации, там проводятся финальные работы - оборудование по выпуску композиционных материалов установлено и функционирует. Для начала предприятие будет выпускать "черные" крылья для самолета МС-21 завода "Иркут". Производители обещают, что крыло получится на 5 - 10% легче по сравнению с алюминиевым и придаст воздушному судну лучшие аэродинамические качества и прочностные характеристики. Первые композитные изделия - испытательный комплект: центроплан и консоли, - должны появиться уже в 2014 году. Испытания самолета должны начаться в 2015 году.

По словам Д.Мантурова, позже на предприятии будет налажен выпуск композитных крыльев для самолета SuperJet-100 NG производства "Гражданских самолетов Сухого". Несмотря на ранее объявленное сокращение финансирования, работа над программой NG будет продолжена в 2017 году, уверяют в министерстве. Кроме того, новый завод также сможет в будущем выпускать композитные лопасти для вертолетов.

Отмечается, что композитные изделия будут производиться по уникальной безавтоклавной инфузионной технологии, которая при производстве крыльев для гражданских авиалайнеров ранее в мире не применялась. "Технология позволяет производить крыло в качестве интегральной, целостной конструкции. Благодаря применению промышленных роботов и лазеров производство составных частей крыла происходит быстрее по сравнению с традиционной автоклавной технологией", - говорят в министерстве.

Производство расположится на площади более 90 тыс. квадратных метров. Инвестиции в строительство составляют 5 млрд рублей. Д.Мантуров после обхода предприятия обратил внимание на оборудование производственных помещений: использование специальных покрытий, приспособлений для поддержания микроклимата и чистоты воздуха.

Собственно, самолеты

Ограничиваться производством в Ульяновске комплектующих корпорация не намерена - финальная сборка самолетов также будет наращиваться. По словам Д.Мантурова, именно на ульяновский "Авиастар-СП" ляжет нагрузка по созданию самолетов для военных, транспортных и гражданских нужд. Основной проект, которым сейчас занято предприятие - производство транспортного самолета Ил-76МД90А. В настоящее время в цеху окончательной сборки находится первый серийный самолет такого типа. Всего в ангарах "Авиастара" четыре таких машины в разной степени готовности. Две из них будут переданы заказчику - Минобороны РФ - уже в будущем году. Производственный цикл самолета порядка двух лет. На проектную мощность (18 самолетов в год), предприятие должно выйти через четыре года, напомнил президент ОАК Михаил Погосян, отметивший также, что на базе Ил-76МД90А планируется производить топливозаправщик и другие специализированные самолеты.

Помимо этого, Д.Мантуров пообещал, что с 2018 года в Ульяновске возобновится производство самолетов Ан-124 "Руслан". Соответствующее соглашение с украинской стороной подписано. "Мы будем основываться на том опыте, который сложился, но это будет уже не тот самолет, который производился в советское время. Самолет должен быть оцифрован, мы должны учесть все возможные современные технологии, внедрить их в конструкцию этого самолета и в бортовое оборудование, включая модернизацию двигателя", - рассказал министр. Он пообещал, что логистика проекта будет разработана в течение года. Финансирование предусмотрено госпрограммой развития авиационной промышленности до 2025 года. Дополнительно планируется привлечь средства ОАК и КБ "Антонов".

Продать нельзя произвести

Относительно еще одного проекта, реализуемого сейчас на предприятии - гражданского самолета Ту-204СМ - уверенности меньше. В Минпромторге подчеркивают, что усилия предприятия будут сосредоточены все же не на нем. Д.Мантуров объяснил, что этот тип должен "застолбить" присутствие в сегменте среднемагистральных лайнеров, пока не началось производство МС-21. "Сейчас формируем пул заказов на этот самолет, мы рассчитываем на государственный консолидированный заказ, в рамках которого будет запланировано строительство около 20 машин", - сказал он. Что касается коммерческих партнеров, интерес к самолету ранее проявили авиакомпании Red Wings и "ВИМ-Авиа", которые намереваются приобрести эти машины в лизинг у "Ильюшин Финанс Ко.". Во время авиасалона МАКС-2013 первые подписали с ИФК меморандум на поставку 10 самолетов, вторые - твердый контракт на пять машин с опционом еще на пять. Как рассказал агентству "АвиаПорт" Д.Мантуров, дальнейшая судьба проекта Ту-204СМ не в последнюю очередь будет зависеть именно от финансовой стабильности авиакомпаний - стартовых заказчиков и их возможности пополнить парки самолетами данного типа. В настоящее время в ангарах "Авиастара" собираются несколько таких самолетов.

Есть и обратные примеры, когда финансово состоятельные эксплуатанты ждут, пока авиапроизводитель сможет начать в Ульяновске сборку лайнеров. Авиационная корпорация "Витязь" рассчитывает поставлять на рынок самолеты местных авиалиний DHC-6-400 Twin Otter, которые выразила готовность приобрести дальневосточная "дочка" "Аэрофлота" авиакомпания "Аврора". 20 бортов этого типа нужны нефтяной компании "Роснефть". Корпорация "Витязь" должна была завести оборудование на завод еще осенью 2013 года, но инфраструктура ульяновской ОЭЗ оказалась к этому не готова.

 

Финансовые новости авиапрома

Совет директоров "Туполева" на заседании утвердит бюджет компании на будущий год

РБК, 26.12.13

Совет директоров ОАО "Туполев" на заседании 26 декабря 2013г. утвердит бюджет компании на будущий год. Об этом говорится в сообщении компании.
Также совет директоров рассмотрит прогноз исполнения бюджета на текущий год, определит цену выкупа акций компании по требованию акционеров и рассмотрит вопрос о приоритетных направлениях деятельности общества в 2014г.
Кроме этого, совет директоров примет решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров компании, утвердит повестку, предложения и рекомендации к собранию акционеров.
ОАО "Туполев" включает в себя конструкторское бюро, испытательную базу, а также серийный авиастроительный завод "Авиастар СП" в Ульяновске. Ведется работа по интеграции с Казанским авиационным производственным объединением.
Основными направлениями деятельности ОАО "Туполев" являются дальнейшее развитие программы семейства самолетов Ту-204/214 и Ту-334; разработка грузового самолета среднего класса Ту-330, регионального и административного Ту-324; работы по практическому внедрению в эксплуатацию самолетов на альтернативных видах топлива, а также вопросы модернизации самолетов Дальней авиации и авиации ВМФ.

Выручка НПО "Сатурн" в 2013 году приблизилась к 18 млрд рублей  

ИНТЕРФАКС-АВН, 26.12.13

 Объем выручки НПО "Сатурн" в 2013 году достигнет уровня 17,8 млрд рублей, сообщил директор по экономике и финансам НПО "Сатурн" Алексей Соболев.
       "Выручка объединения в 2013 году выросла на 36 процентов по сравнению с итогами прошлого года. В финансовом эквиваленте этот показатель составил около 18 млрд рублей", - сказал А.Соболев "Интерфаксу-АВН" в четверг.
       Ранее пресс-служба объединения сообщала, что руководство НПО "Сатурн" в 2014-2015 годах прогнозирует увеличение объемов производства.
       "Предварительные данные говорят о том, что бюджет 2013 года состоялся, а сформированный портфель заказов позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение объемов производства в 2014-2015 годы", - говорится в сообщении.

Отставки и назначения

 

Игорь Левитин назначен главой комиссии по развитию авиации общего назначения

AEX.RU, 26.12.13

 Президент России Владимир Путин подписал указ о назначении своего помощника Игоря Левитина председателем комиссии по развитию авиации общего назначения (АОН), сообщает КоммерсантЪ.

На этом посту Игорь Левитин сменил Юрия Трутнева, занимавшего эту должность с середины ноября 2012 года.

 

Авиационные происшествия

 

Транспортный самолет Ан-12 разбился под Иркутском

AEX.RU , 26.12.13

Сегодня  в 16:39 старшему оперативному дежурному ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области от диспетчера 01 г. Иркутска поступило сообщение о падении  в районе ст. Батарейная транспортного самолета Ан-12 Иркутского авиазавода, перевозящего груз по маршруту "Новосибирск-Иркутск". Об этом сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области.

 "Самолет упал на 2 хранилища воинской части. На месте падения самолёта возгорания топлива нет. По предварительным данным на борту самолета находилось 6 членов экипажа, все погибли. На место авиационной катастрофы выехала оперативная группа ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области в составе 4 человек, 1 ед. техники", - говорится в сообщении ГУ МЧС.

 Как уточнило позднее агентство "Интерфакс", самолет перелетал с новосибирского аэродрома "Ельцовка" на аэродром "Иркутск-2". Воздушное судно упало на склад боеприпасов 109-го арсенала Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ при заходе на посадку. Склад находится неподалеку от железнодорожной станции Батарейная. Информации о пострадавших военнослужащих пока нет.

 Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ создает комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы самолета Ан-12 под Иркутском. В настоящий момент руководство Иркутского авиазавода выехало на место катастрофы.

 Позднее агентство, со ссылкой на источник в экстренных службах региона, сообщило, что по уточненным данным, на борту находились девять человек, все погибли.

 Самолет не вышел на связь в 16.00 мск. По предварительной информации, экипаж был из Иркутского авиазавода, уточняет РИА Новости.

 

ВВС

ВВС России получат в 2014 году два самолета Ил-76МД-90А

AEX.RU, 26.12.13

 Ульяновский авиазавод должен поставить Военно-воздушным силам России в 2014 году два самолета Ил-76МД-90А, сообщает РИА Новости со ссылкой на главкома ВВС РФ генерал-лейтенанта Виктора Бондарева.

 "Сегодня я смотрел строящийся самолет Ил-76МД-90А. Заводская готовность у него примерно 90%. Пятнадцатого мая 2014 года завод передаст борт нам в эксплуатацию", — сказал Бондарев во время посещения авиазавода.

 Он отметил, что в октябре 2014 года ВВС России должны получить второй самолет Ил-76МД-90А. Всего до 2020 года Минобороны РФ должно получить по контракту 39 самолетов Ил-76МД-90А.

 Главком также осмотрел первый опытный самолет Ил-76МД-90А, построенный в Ульяновске в 2013 году, который проходит доработку после этапа совместных государственных испытаний.

 

Единственный опытный образец самолета МиГ 1.44 законсервирован

AEX.RU, 26.12.13

 Единственный опытный образец самолета пятого поколения МиГ 1.44 отправлен на хранение и законсервирован в ангаре Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова. Об этом сообщили в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ», пишут Известия.

 «Самолет, построенный в 1990-е годы по экспериментальной программе пятого поколения, находится в Жуковском. Он не летает, находится на ответственном хранении в ангаре, и никто не собирается его уничтожать», — сказали в пресс-службе.

 Таким образом, МиГ 1.44 не постигнет участь ряда уникальных образцов советской авиации. Издание сообщало, например, о решении Минобороны уничтожить первый образец опытной серии Ту-160 — с него в 1984 году началась эпоха сверхзвуковых дальних бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, напоминают Известия.

 Истребители пятого поколения начали разрабатывать в США и СССР в 1970-е годы. В Соединенных Штатах первые самолеты были приняты на вооружение в 2001 году. Россия планирует начать оснащение ВВС истребителем пятого поколения в 2016–2017 годах. Такие машины могут летать на сверхзвуковых скоростях без применения форсажа, обладают сверхманевренностью, малозаметны на радарах, оснащены системами автоматизации управления и могут с одинаковой эффективностью поражать цели разных типов.

 Проект многофункционального истребителя (МФИ) был начат в 1980-х годах, и к 1999-му был готов летный экземпляр, получивший наименование МиГ 1.44. Самолет должен был противостоять американскому F-22 Raptor. Российская машина дважды поднялась в воздух в 2000 году. После этого разработка была заброшена, а в 2002 году было объявлено о проекте ПАК ФА (перспективного авиакомплекса фронтовой авиации), которым стал Т-50. Это разработка конкурента корпорации «МиГ» — компании «Сухой».

 По мнению бывшего начальника вооружения ВС генерал-полковника Анатолия Ситнова, вытеснивший миговское творение истребитель Т-50 не обладает потенциалом, сравнимым с заложенным в МиГ 1.44. Однако бывший главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов считает, что сравнивать эти два истребителя нельзя — технологии электроники ушли далеко вперед за 15 лет. 

 В корпорации «МиГ» отказались официально сообщить что-либо о планах в отношении опытного образца МиГ 1.44, как и о незаконченных четырех самолетах, предположительно находящихся на авиастроительном заводе «Сокол». В компании сослались на засекреченность большинства информации об этом проекте.

Летно-испытательный центр ВВС получит опытный образец истребителя пятого поколения в 2014 году - главком 

ИНТЕРФАКС-АВН   25.12.13
Программа испытаний перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), известного еще как истребитель пятого поколения или Т-50 идет успешно, серийные поставки самолета Военно-воздушным силам начнутся в 2016 году, заявил журналистам в среду главком ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев.

"Промышленность выпустила пять машин, которые проходят испытания. До марта 2014 года одна из них будет передана нам, в 929-й Государственный летно-испытательный центр для проведения дальнейших испытаний", - сказал главком во время посещения авиазавода холдинга "Сухой" в Комсомольске-на-Амуре.

В.Бондарев отметил, что Т-50 в ходе испытаний подтверждает заданные характеристики. Он напомнил, что серийные поставки истребителя Т-50 должны начаться в 2016 году. "Пока нет никаких причин для беспокойства в отношении выполнения этой программы", - сказал главком.

Он не исключил, что ВВС могут получить Т-50 даже раньше срока, если "более ускоренно пойдут летные испытания".

Первый полет ПАК ФА состоялся 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре.

Специалисты отмечают, что по сравнению с истребителями предыдущих поколений ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя.

Применение композиционных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, мероприятия по снижению заметности двигателя обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности. Это позволяет значительно повысить боевую эффективность в работе как по воздушным, так и наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях

"Вертолеты России" разрабатывают беспилотники для ВДВ

РИА "Новости", 26.12.13

По информации холдинга, разработка новых комплексов беспилотных летающих аппаратов вертолетного типа существенно повысит эффективность единой информационно-разведывательной системы на поле боя.
Холдинг "Вертолеты России" представил командованию ВДВ РФ перспективные вертолетные комплексы и беспилотные летательные аппараты, сообщает пресс-служба холдинга в четверг.
"Холдинг поставляет в войска современные и эффективные вертолеты и уже ведет разработки перспективных вертолетных комплексов, потребность в которых испытывают ВДВ, Сухопутные войска и другие виды и рода войск", - процитировали в пресс-службе холдинга слова гендиректора "Вертолетов России" Александра Михеева.
Разработка новых комплексов беспилотных летающих аппаратов вертолетного типа существенно повысит эффективность единой информационно-разведывательной системы на поле боя, отметил Михеев, не уточняя конкретных характеристик.
"Современные бортовые системы вертолетов позволяют им выполнять задачи в любое время суток, в сложных метеоусловиях, при значительных перепадах температур, в горной и безориентирной местности. Еще одним преимуществом является наличие налаженной в войсках развитой материально-технической базы и подготовленного летно-технического персонала", - сказал Михеев.
В свою очередь командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов отметил, что строительство Воздушно-десантных войск требует новой вертолетной техники для разведки, транспортировки, огневой поддержки и решения других специальных задач.
Подразделения армейской авиации применяют сегодня военные вертолеты серии Ми-8/17 и Ми-26, а в перспективе Ми-38. Новые модели этой серии - транспортный Ми-8МТВ-5 и транспортно-ударный Ми-8АМТШ, а также разрабатываемый под требования Минобороны Ми-26Т2 являются одними из самых современных машин, отвечающих всем требованиям ВДВ.

 

 

           

 

 

 

 

Архив

2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 Декабрь Ноябрь Октябрь Сентябрь Август Июль Июнь Май Апрель Март Февраль